Конкурсные произведения: Светлана Парамонова, г. Великие Луки

Древний город Великие Луки

Один восхода светлый луч,
Сквозь горизонты облаков
Своим божественным перстом
Земли коснулся.

На этом месте вырос град —
Прекрасен, ясен и богат,
Он ликом светел и пригож,
К нам обернулся.

Бежит прибрежная волна,
Как будто локоны волос…
Его река — его жена —
И бликов свет и тайна грёз.

Иссякли жалко жемчуга,
В волнах русалочьих волос,
Но всё же, помнят берега
Ладей бегущих шумный воз.

Несли культуру и войну
Украшенные корабли,
Везли пеньку, меха, сурьму
Друзей, врагов, рабов везли.

Всё гонит киль вперёд волну,
Ты много нового открыл:
Его страну, мою страну
Неведомо соединил.

Трепещет сердце будто стяг —
По Ловати идёт варяг,
Идёт ли в дальнюю страну,
Всё гонит киль вперёд волну.

И времени бежит река,
Она веками глубока.
Шуршащий древностью песок…
Девятый век — немалый срок.

 

Всё так же птицей тройкой мчится Русь

Всё так же птицей-тройкой мчится Русь,
Века, часы и годы пролетают,
Нам не пристало помнить слово грусть,
Век XXI вряд ли унывает.

Пегасы — вдохновений эскадрон!
Препятствия они преодолеют!
И крыльев шум, и гул копыт — не стон,
Горячий, гордый взор, лишь!

Пусть покоряет жизни быстрый век,
Сравнимый так же с лошадиной долей,
Всё так же волю любит человек,
Нрав лошадей и откровений шорох.

Елене Николаевой

В 17 лет медсестрой великолучанка Елена Николаева ушла на фронт и дошла до Берлина. А после была мирная жизнь полная других испытаний и тонких строк. У Е. Н. Николаевой 8 персональных книг ( кроме этого участие в коллективных сборниках) . Она стала членом Союза писателей России. Людмила Скатова назвала Елену Николаевну фронтовичкой с лирою в руках. На 87 году Елена Николаева закончила свой земной путь

До последнего, до часа
Светел разум и стихи.
Нам не вспомнятся ни разу
Ни ошибки, ни грехи.

Вроде, все — обычным миром:
Здесь — не то, да там — не так,
Но Елену не касались
Склоки, дрязги — душный мрак.

Выше сплетен и раздоров,
Серой мелкой суеты,
Выше мелочных разборов —
Книги, свет, любовь, цветы.

Люди разными бывают
В свои восемьдесят пять,
Только бабушкой Еленой
Вряд ли каждый сможет стать.

В свои юные семнадцать —
Фронт, бомбёжки, медсанбат.
После боя днём и ночью
Стоны раненых солдат.

А любовь, что ждать не хочет,
К ней, явилась на войне,
И молитва каждой ночью:
«Чтоб живой пришёл ко мне!..»

За страну, за мать Россию
Не жалела ты себя,
Дошагала до Берлина,
Жизнь и Родину любя.

Красный реет над рейхстагом!
В небо очереди бьют!
Да победной горькой выдох,
Всюду праздничный салют!

Братцы! Вот она! Победа!
Слёзы хлынули из глаз:
«Неужели одолели?!!!»
Звук гармоники, и — в пляс!!!

После взрывов бомб и свиста
Миномётного огня,
Тишиною у рейхстага
Утро встретило тебя.

Игорь Исаев «Баллада о двух королях и шотландской удаче»

…Дайте мне снова разбег и простор
Этого раннего дня,
Прежнюю душу и прежний задор,
Дайте мне снова меня!
Р.- Л. Стивенсон «Спойте мне песню о том пареньке…»

Король силен мечом и златом,
Стрелок – удачею своей.
Вагант, шагая по канату,
Сильнее тысячи смертей.

Он пел на площади торговой
Под крик заморского купца,
История была не новой,
Но не забытой до конца…

…Святой Людовик – родич ворона,
Кто Карла Смелого смелей?! .
Веди вперед, удача, Дорварда
И он обгонит королей.

Уходят давние традиции
В прожитый день, в прожитый год.
Простой стрелок скорее рыцаря
Женой принцессу назовет.

Трудней всего смириться гордому,
Хвастливому – не стать честней.
Помчи стрелой, удача, Дорварда
И он обгонит королей.

Когда отринуто высокое,
Всего сильнее пустота,
Из рук прекрасной дамы соколом
До неба горнего взлетать!

Трубою звало эхо горное, —
Чем ближе к небу, тем смелей.
Удача пригодилась Дорварду,
Он пережил двух королей…

Теперь малютки-медовары
Не варят вересковый мед.
Перевели чернила даром
И Стивенсон, и Вальтер Скотт?

Утихли голоса вагантов
И некому позвать на бой.
Но буквы древних фолиантов
Влекут мальчишку за собой.

1 авг. 2013

«А я не верю, я не верю, что всё на свете всё равно»

К 90-летию Русского поэта Игоря Григорьева

Игорь ГригорьевЗамечательный русский поэт Игорь Николаевич Григорьев родился 17 августа 1923 года в деревне Ситовичи Порховского района Псковской области в крестьянской семье. Он с детства полюбил родной край, бегал за грибами и за ягодами в лес, который назывался Клин, ловил рыбу в речках Гусачка и Веретенька, наведывался на реку Узу за раками, а в 14 лет стал заядлым охотником.
Как и многим выпускникам школ его поколения, Игорю Григорьеву вместо студенческой скамьи пришлось с оружием в руках защищать свою Родину от фашистских захватчиков. «Лихое и страшное время, никогда не перестану думать о тебе… И у последней черты не отрекусь от ненависти к фашистским атрибутам – кровожадности, подлости, холуйству и шкурничеству» — вспоминал то время поэт. Навсегда врезались в его память трагические картины:

И мне мерещится
Доныне
Ребёнок втоптанный в песок,
Забитый трупами лесок,
Как Бог, распят старик на тыне.

Игорь Григорьев воевал в тылу у врага на Псковщине сначала в спецгруппе, а потом, когда его отважную помощницу по разведке Любовь Смурову схватили немцы, он был отозван партизанским центром в лес и воевал в разведке Стругокрасненского межрайонного подпольного центра Шестой ленинградской партизанской бригады. Был четырежды тяжело ранен, схоронил павшего в бою брата своего пятнадцатилетнего Льва Григорьева. Памятью о войне дышит каждая книга поэта. Он постоянно подчеркивает трагизм происходящего на войне. Он помнит:

… горестную ночь,
Тротила адскую работу,
Вконец измотанную роту
Невластную земле помочь.

Трагедия порховской деревни Красуха, когда все жители деревни были сожжены фашистами с жестокостью беспредельной. Игорь Григорьев из тех же мест и стихи о Красухе звучат набатной болью и напоминанием тем, у кого короткая память:

Всем, в ком – тьма
Кто к миру глухи
Не мешает знать,
Что, Россию, мать Красухи
Лучше не пугать.

А поэма «Двести первая верста». Выходят на задание двадцать два партизана, а возвращается только один и то тяжелораненный. Что между:

Арифметика проста:
Двести первая верста,
Ни вагонов, ни моста,
Триста сорок два креста,
Паровоз без колес
Укатился под откос,
Рваным брюхом в землю врос.
И над прахом – в полный рост,
Встанут, нет ли, —
Двадцать звезд,
Неугасных двадцать звезд!
Им светить, не заходить –
Быть! Быть! Быть!

Вот это герои – не пустили вражеский состав к линии фронта. Небось в фашистских газетах, выходящих на оккупированной территории, писали о бесчинствах лесных бандитов-партизан, но борьба партизан была праведная – всё для фронта, всё для победы.
Дорогой ценой была оплачена победа в Великой отечественной войне. Одна из книг Игоря Григорьева так и называется – «Дорогая цена». Сходите в библиотеку, поищите книги поэта и Вы поймете, для чего он писал о войне. «Это надо не павшим, это надо живым».

Помолчите у вечно бегущей воды…
Кто там разгоревался навзрыд?
Не надо слез. Роняйте цветы.
Видите, сколько их на поляне горит!
Так надо не тем, которые спят, —
Они не ради этого полегли.
Это надо для сущих
И для грядущих внучат –
Незастрахованных граждан
Огнеопасной земли!

Но война не ожесточила поэта, не огрубила его сердце, не закрыла черным пологом горьких воспоминаний синее весеннее небо. Не у каждого поэта, даже современного, можно найти такой восторг, такую самоотдачу во власть высокого вдохновения, такую радость жизни. Как зримо ощущаются картины деревенской природы.

В деревне сейчас
Полонила поляны
Такая большая трава!
На зорях
Гривастые бродят туманы
Да плещется синь-синева.
А день ничего себе:
Точен и прочен,
Всему свой и срок и черед.
Здесь даже осиновый тын у обочин
Что может от жизни берет.
Бездонное небо
Звенит и ликует –
От крыш невесомых
До звезд.
И, годы суля мне,
Кукушка кукует,
И мир удивительно прост.

Мир лирики Игоря Григорьева – природа родной Псковщины, люди, населяющие эту удивительную землю, любовные мотивы, короче – ничто живое не чуждо его стихам. В каждом стихе его звучат все новые и новые интонации. А жизненный пафос поэзии Игоря Григорьева придает его слитность с думами, чаяниями, переживаниями простых людей, неразрывная связь с родным краем. «Нам с тобою одна непогодина и веселье одно на роду».
автографВ его стихах все так зримо: вот здесь «у старого плетня» мать поэта ждала его «в свои семнадцать лет», здесь «в пылающем сорок втором году» отбивался он от карателей и река Великая спасла его. И где бы не был поэт, а он долго жил в Ленинграде, главная его забота и тревога – о родном крае, перед которым он в вечном сыновнем долгу. В стихотворении «Горькие яблоки» открывается глубина душевной драмы вчерашнего крестьянина и теперешнего горожанина, когда он говорит с одичавшей, заброшенной яблоней:

Ручей зачахший. Замшелый мостик.
Крыльцо – два камня по старине.
«Я рада, здравствуй! Надолго в гости?
Ну как жилось то на стороне?
Чего ж срываешь ты шишки с ели?
Я зла не помню,
Добра не жаль.
Ведь снова август, плоды поспели.
Иди ко мне, снимай урожай.»
Пылает полдень, а мне морозно,
Как в суд с поличным вдруг привели.
Не надо сердце!
Пока не поздно
Просить прощения у земли.

Лирическая открытость души поэта дает о себе знать и в исторических поэмах «Благословенный чертов путь» и «Колокола». Поэт такой же по натуре, как и русские купцы, что плыли с товаром (льном) а далекую Англию и, хотя им по пути предлагали большую цену за товар, но:

Разумеем: десять –
Больше девяти.
Да ещё на месяц
Выигрыш в пути.
Лишний кус вестимо
Не порвет карман.
Только нерушимо
Слово россиян.

Псковский вечевой колокол – символ Псковской вольной республики. Его казнили, как человека, по приказу царя. Разбили на Валдае на мелкие осколки, но из этих осколков мастера отлили, отковали знаменитые валдайские колокольца, которые звенели под дугой, не смолкая, 400 лет:

Российскую сонь беспокоя,
С тех пор колоколец гудит, —
Само торжество вековое,
Взблеск молнии в гордой груди.

В этом весь Игорь Григорьев. Живое слово для своих стихов и поэм поэт брал из родника народного языка. Почитайте и убедитесь сами.
Самое значительное произведение Игоря Григорьева и по временному охвату и по широте повествования – поэма «Вьюга», которая писалась в 1983 – 1984 годах. Это летопись русской деревни предперестроечного периода. В то время деревня постепенно обезлюдела. Автор жил в деревне Губино с августа 1970 года по 1983 год:

Семь хат в тот август, в те поры,
Семнадцать душ в себе хранили…
Но люди кинули дворы,
В бегах утешась да в могиле.
Как след в ущербленной росе,
Быль призрачной была и странной.
И вот остались Фотя с Анной,
Михей, да я, да Мухи – все.

Пёс Мухи – «чудо на соломе». В поэме рассказывается о жизни простых русских крестьянок Фотиньи и Анны, потерявших в войну своих мужей, переживших все тяготы послевоенной жизни, но выживших вопреки всему. У Анны фашисты убили двоих её детей:

Крупнокалиберные пули
Настигли цель – не отвернули:
Четыре – в Толю, в Женю – пять.

И отрубили руки:

Враг вбросил саблю в ножны: — Гут!
От матки русской дух отвеян.

Но выжила Анна благодаря помощи подруги своей – Фотиньи, воспитала четверых детей. Я спрашивал у Игоря Николаевича: «Как жила эта женщина без рук в деревне, труд крестьянский — тяжелый?» А он отвечал: «Как, как, а вот так». Понимай, как знаешь.

И солнца луч наискосок
Бежит по выскобленной лавке,
Струит на Анну тихий свет,
На скорбном лике пламенеет,
Целует руки, коих нет.
— Не камень солнышко жалеет.

Какие есть чувства у человека – они все прописаны в поэме, поэтому она до сих пор волнует читателя, хоть прошло с тех пор 30 лет, ушли из жизни и герои этой поэмы, да и самого Игоря Николаевича давно нет с нами, но память неизгладима.
Вот как он писал о бабушке Фотинье, у которой прожил «тринадцать лет, тринадцать зим»:

И, словно кровная родня,
И, может быть, превыше крови,
Увещевает о любови,
О правде завтрашнего дня.

Поэт верил в правду завтрашнего дня, а о своем времени и о своей жизни писал так:

И наша жизнь уж тем одним светла.
Что носит в чреве
Встречу с Новым Веком.

Веком, как он полагал, счастливым, добрым, полным любви и радости.
О себе он говорил мало, писал роман о своей жизни, любил людей, помогал начинающим поэтам, был совершенно бескорыстным человеком, из своей скудной пенсии помогал людям, попавшим в беду. Его самые запомнившиеся слова: «Человек я верующий, русский, деревенский, счастливый, на все, что не против совести готовый! Чего ещё?»
У него есть очень примечательное стихотворение – «Подорожник»:

Его топчи, громи копытом
И траком жми, а он растёт.
Жить можно всякоразно битым:
Была б дорога. Боль не в счёт.

Эта жизненная позиция навсегда осталась в стихах и поэмах Игоря Григорьева. А поэзия его уже принадлежит Вечности.

Иван Иванов
поэт, член Союза писателей России
2013 год

Вне конкурса: Елена Крикливец, г. Витебск, республика Беларусь

***

Тополь, подпирая небосвод,
в толщу дней глядит с немым укором.
И тропинка робкая ведет
к старенькой скамейке у забора.

Здесь и тени поросли быльем…
Только почему-то год от года
окон заколоченный проем
не пускает душу на свободу.

Этот груз не разделить ни с кем.
Горький крик не вырвется наружу.
Тихо дрогнет жилка на виске,
и морщинки сделаются глубже.

Ни в погонных метрах, ни в рублях
не измерить дедовские хаты…
На таких вот сизых тополях
выбьет время памятные даты.

***

Запыленное небо развесило тряпки.
Под ногами лежит то ли прах, то ли путь.
Видно, что-то сломалось в привычном порядке:
и других не сыскать, и себя не вернуть.

В час, когда имена позабыты и даты,
и случайные тени шныряют в ночи,
где же голос, к спасению звавший когда-то?
Отчего ж ты, вития, так долго молчишь?

Он слова собирал, вспоминая молитвы –
утекали они, как сквозь пальцы песок.
И шептал невпопад тексты песен забытых,
воспаленные веки раскрыв на восток.

А когда и молитвы, и мысли иссякли,
по земле обожженной ушел человек…

И разбились о камни тяжелые капли
и надежда на будущий Ноев ковчег.

***

Над городом летели журавли,
а город спал, укутавшись в столетья,
и крылья распростертые цвели
над дремлющей Двиною на рассвете.

Звенели в небе птичьи голоса,
фонарь из-под руки глядел на стаю,
и только старый витебский вокзал
встречал гостей, как много лет встречает.

Над городом летели журавли…
И можно было жизнь писать сначала.
Но улицы морщинами легли
и ратуша о прожитом молчала.

Конкурсные произведения: Марсель Салимов, г. Уфа

SalomovМНОГОЯЗЫЧНЫЙ БАШКИР

«…башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок».
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»

Великий Пушкин знал,
что значит – боль,
и рассказал открыто перед миром,
как умирала крепостная голь
и вырезали языки башкирам.

Он сострадал им…
Как не сострадать,
когда в России в те лихие годы
мог с языком и жизнь свою отдать
любой из тех, кто захотел свободы.

Ну, а сегодня я листаю том
великого поэта всенародно.
Мой край свободен, как родимый дом,
и мой язык бытует в нём свободно.

Есть Пушкинская улица в Уфе,
и Пушкину там памятник поставлен.
Есть дух свободы в пушкинской строфе –
в башкирских песнях этот дух прославлен.

Сегодня я –
совсем не тот башкир,
что ни запеть не мог, ни молвить зычно,
что жил, сверкая рёбрами из дыр.
Сегодня я башкир – многоязычный!

Мой голос нынче в каждый дом проник,
ему внимают в высших кабинетах –
то наш великий пушкинский язык
мне открывает двери всей планеты.

Пусть видит ныне весь обширный мир –
и сельский житель, и народ столичный,
как безъязыкий пушкинский башкир
сегодня стал башкир –
МНОГОЯЗЫЧНЫЙ.

НЕ ПОВТОРЮ

«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…»
М.Ю. Лермонтов

«Прощай, немытая Россия!» –
воскликнул Лермонтов с тоской.
Мели снега, дожди месили
полей распахнутый покой;
от горя бабы голосили,
священник пел за упокой…
Текла история рекой,
года и беды пересилив.
Скажи, страна: под небом синим
ты вечно будешь ли – такой?

Мне так непросто молвить: «Да»…
Но снова вижу, как когда-то:
дворцы сановников – и хаты,
вокруг – рабы и господа.

Ужель и мне теперь дрожать,
боясь всевидящего глаза,
и от гонителей бежать
за горы древнего Кавказа?

Я – сын Урала!
Здесь мой дом,
на стыке Запада с Востоком.
И Лермонтову я с восторгом
хочу сказать в стихах о том.

Я тоже, как и он, люблю
Отчизну «странною любовью»,
но никакой бедой и болью
свою любовь – не оскорблю.

И как ни трудно иногда,
а мой язык сказать не в силе,
вслед за поэтом сквозь года:
«Привет, немытая Россия…»
РОССИЯ мне –
ЧИСТА всегда!

ОТ СМЕШНОГО ДО ВЕЛИКОГО

«От великого до смешного один шаг…»
Наполеон Бонапарт, 1812

«Вчера я читал в газетах, что ради освобождения России
от большевиков и её пробуждения к новой жизни
надо эвакуировать Уфу. Сегодня на центральной улице
увидел настоящего француза с отмороженными ушами…»
Ярослав Гашек, «Из дневника уфимского буржуя», 1919

Наполеону – кто мог помешать
явить Европе норов свой и силу?..
Но понял он, придя с мечом в Россию,
что меж великим и смешным –
лишь шаг.

С тех пор прошло уже две сотни лет.
Но не случайно, видимо, что именно
сегодня я –
башкир с французским именем –
опять ту правду вытащил на свет.

Кому-то – смех, ну, а кому – хоть плачь!
Гоня французов, конники-башкиры,
прошли вместе с Кутузовым полмира,
чтоб по Парижу прокатиться вскачь.

Поди, сдержи в порыве к славе наших-ка!..
Век пролетел – и, повторив накал,
Уфа встречала Ярослава Гашека,
что Колчака из города прогнал.

Мечтал ли Швейк,
что этот край под снегом
он покорит однажды навсегда?
Да, он пришёл с оружием сюда,
но покорил сердца народа – смехом.

Он сделал то, что совершить не смог
Наполеон, изранив душу века.
Ведь мы за то и полюбили Швейка,
что он проделать Гашеку помог
тот путь,
что от смешного до великого
ведёт людей сквозь беды и года.
Горит над ним сатирикам звезда,
всех остальных одаривая бликами.

Что нам от войн великих остаётся?
НАРОД читает Швейка –
и СМЕЁТСЯ…

Перевёл с башкирского Николай ПЕРЕЯСЛОВ.

Фото с фестиваля «Словенское поле»

Вне конкурса: Игорь Горич, г. Москва

1 (14)

Для счастья жертвовать свободой. Ради
Своей любимой и одной,
Зовущейся великою страной,
Написанной, исчерканной тетради…

Испытывающей гниение и гнёт,
Который обязательно падет,
Как падают оковы со святого,
Не сделал если ничего такого,
О чем пришлось бы пожалеть потом.
Когда опять пришел по душу тать.
Настала вместо радости беда.
Изба родная стала обветшалой.

В России есть и будут города,
Чье имя не напишешь с буквы малой.

Кологрив-Москва- Спб… Изборск.

2 (12)

Идет борьба по всем фронтам.
За право жить. И здесь и там.
За право строить и любить.
За право человеком быть.
А не рабом привычек, зла,
Как Гордий, в завязи узла.

Нам этот узел не рубить.
Не уставайте теребить.
За нити и концы. Война
Окончится. И не вина
Должна нас волновать теперь,
А сокращение потерь.

3 (7)

По совести и по наитью, клеймя и возвышая быт,
Готовые к кровопролитью. Идя на суд и аудит,
К чему относимся серьёзно, когда небытие грозит?

Связующие тонкой нитью, с бесценным грузом каравеллы оставили свои следы.

Коллекция мужей у Беллы
И комиссары в пыльных шлемах, и Белой гвардии ряды,
Единые в канве и темах, неповторимые труды.

4.
Баллада об аритмии…

Когда растает снег, терпеть потоки…
Есть красота в весне и аритмии.
Стремительны, без бешенства, в России
Как люди — воды, и как годы — сроки.
Начать не поздно нам опять от точки.
На вороту у нас не виснет вилка.
А у ворот, дорогою развилка,
Носитель чистой расписной сорочки.

Очередная, срочная текучка….
Куда идёт природа и погода?
Кто клавишу нажмет Большого ввода
И музыку поймёт Могучей тучки?
Пришла весна и скоро будут почки.
И девушки наденут снова юбки.
Вновь синеву разведают голубки
И на бумагу снова лягут строчки.

И золотая ложка прямо в руку.
Ворона мне богатство заместила
И чай без сахара немного подсластила
На стол добавив горсточку урюка.

На аритмию наложив поклажу.

ДЕНИС КОРОТАЕВ: «А ВРЕМЯ БРОСАЕТ НАС ДАЛЬШЕ И ДАЛЬШЕ…»

К 10-летию со дня гибели поэта

Денис Коротаев10 лет назад, в августе 2003 года, погиб замечательный поэт Денис Коротаев — член союза Писателей России с 1994 года, лауреат всероссийской национальной премии в области поэзии имени Сергея Есенина, сподвижник, который привел в лоно СПР не одного молодого поэта. Ему было всего 36 лет. Не так и мало для настоящего поэта, у которого вышел еще при жизни не один сборник стихов, и каких стихов! Глубокая философская лирика сборника «Белые тени», вышедшего в 1998 году, удивляет мудростью столь молодого автора, а последний при жизни сборник «Итак» ( 2001) – это стихи зрелого мастера, истинно русского поэта, понимающего душу России, размышляющего о ее пути, настоящем и прошлом. В последние полгода земного пути в голосе поэта появилось нечто новое, глубинное. Что могло бы стать новой вехой его творчества, не случись рокового столкновения на шоссе. И все-таки «Догорают мои гусли-самогуды» — стихотворение столько же сильного звучания, сколь и не нарочито громкого, которому ещё предстоит прозвучать на всю Россию знаком нашей эпохи, не спокойной и переломной. Словно вместе с поэтом многие поколения наших предков из Русского Поднебесья голос подали, и все — в одном стихотворении. И оттуда же, знаком смутного времени – «Да леса еще найдутся по России». И ему еще предстоит прокатиться эхом по всей России.


ДЕНИС КОРОТАЕВ:

«ДОГОРАЮТ МОИ ГУСЛИ-САМОГУДЫ…»

1.

ГУСЛИ–САМОГУДЫ

Сколько люду набежало, сколько люду! –
И торговый, и служивый, и блаженный…
Догорают мои гусли-самогуды,
Прожигая полынью во льду саженном.

Не стоял бы я на месте, словно идол,
И метнулся бы в огонь, да цепью кован.
Не иначе – скоморохов кто-то выдал,
И сказителям конец поуготован.

Видишь? – стражники расставлены повсюду
И качают бердышами, дети песьи…
Догорают мои гусли-самогуды,
Догорают мои звончатые песни.

Догорают – а потом уйдут под воду…
Только сажа на снегу лишь… Только сажа…
И отправится попа да воеводу
Распотешить верноподданная стража.

Разойдутся не дождавшиеся чуда
Кто – со смехом, кто – с добычей, кто – с укором…
Догорают мои гусли-самогуды,
На костре по-инквизиторски нескором.

Кто-то вышел на мостки, как на подмостки,
Кто развеяться пришел, а кто – согреться…
И постреливают немощные доски
Разрывными – да по сердцу, да по сердцу…

Только я реветь белугою не буду,
Сколь бы други-гусляры ни голосили…
Догорают мои гусли-самогуды,
Да леса еще найдутся по России.

Отсижу свое в чахоточном остроге,
Слажу новые – соборнее да звонче –
И пойду, покамест горе носят ноги
Допевать все то, что прежде не закончил…

А покуда рвутся струны, а покуда
Яро пламя, ако рана ножевая,
Догорают мои гусли-самогуды,
И корежится в огне душа живая…
16-17.12.02

2.

РОССИЯ, РУСЬ, ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!

Россия, Русь, храни себя, храни!
Н.М. Рубцов

Россия, Русь, храни себя, храни!
А мы не в счет — мы нынче не вояки.
Мы, кажется, забыли в этой драке,
О том, что мы воюем не одни.

Россия, Русь, ну что нам воевать,
Когда флажки уже не держит карта,
И кроме застарелого азарта
Иных утех душе не отыскать?

А мы — все те же… Нас который год
Едва ли заподозришь в пацифизме.
Но что такое «смерть во имя жизни» —
Не вспомнит дух и разум не поймет.

Россия, Русь, мы боле — не форпост.
Храни себя — и ты не ошибешься.
Не нас спасешь, так хоть сама спасешься,
Распятие меняя на погост…

19-22.09.1999

3.

А ВРЕМЯ БРОСАЕТ НАС ДАЛЬШЕ И ДАЛЬШЕ…

..А время бросает нас дальше и дальше,
И падает жизнь, как подстреленный вальдшнеп.

И, радостно воя и вытянув выи,
По следу подранка несутся борзые.

Чьей будешь ты стаи — от птичьей до бычьей —
Едино смиришься и станешь добычей.

И вжикает жига, и ахает хота —
Охота, охота, охота, охота.

Охота нам биться — с собою, с другими,
Во славу, за ради, на благо, во имя.

Мы небо до боли крестили мечами
И в битве с собою совсем измельчали,

И в битве с собою почти победили,
Да сделали шаг — и очнулись в могиле

А где-то пообочь, по тропам проталым
Влачились достойные нас идеалы.

И путь был расписан от точки до точки,
От стыдной болезни до пьяной заточки,

От драчки за злато какой-то там пробы
До им же в итоге расшитого гроба.

И выбраться, что ли, наружу из ям бы,
Да знать — не судьба, и — к хорею тут ямбы!..

4.

КОТОРЫЙ ВЕК НАМ СПОРИТЬ СУЖДЕНО…

Который век нам спорить суждено.
Который век все яростнее речи.
Откуда мы — не все ли нам равно,
Чем лучше Синегорье Междуречья?

Кто пращур наш — Сварог иль Иисус?
И как нас звать — Славяне или Русы?
Ответит всяк на свой капризый вкус,
Но как порой разнятся наши вкусы!

Кто говорит — нам много тысяч лет,
Кто говорит — одно тысячелетье.
Иной речет — мы пасынки планет,
Иной — о, нет: обещанные дети.

Нас назовут нездешним «Иоанн»,
Лета сочтут по шрамам и морщинам,
И до поры погрузится в туман
Наш давний спор без толка и причины.

Мы — те, кто есть, а что до остальных —
Не им судить о наших русских спорах,
Им — тени стен, бетонных и стальных,
А нам — ветра на северных просторах.

Мы — те, кто есть. Иного не дано.
Так отчего, оттачивая речи,
Который век нам спорить суждено —
Чем лучше Синегорье Междуречья?..

5.

ВЕДИ МЕНЯ, РУСЬ

Веди меня, Русь, мимо капищ и скитов
От первого часа до мига покоя.
На свете есть много дорог неизбытых,
Но только твоя назовется судьбою.

Храни меня, Русь, от обид и искусов,
От липких объятий нездешнего рая;
К тебе приникаю я преданным русом,
Иных алтарей в храме Геи не зная.

Прими мою жизнь не как дар, а как данность,
Не царскую жертву, но клятву на верность.
Одной лишь тебе я покорным останусь,
Во всем остальном не приемля смиренность.

В минуту веселья и в злую годину
Со мною твое опаленное знамя;
Мне любо смеяться с тобой заедино
И дорого плакать твоими слезами.

Как знать, чем еще будет дух наш испытан,
Как знать, что еще уготовит эпоха…
Веди меня, Русь, мимо капищ и скитов
От первого дня до последнего вздоха!

20-24.12.95

6.

НАШИ КНИГИ ПИШУТ НАС

День за днем, за часом час
Было так и вечно будет —
Наши книги пишут нас
Кровью душ по глади судеб.

Нашим книгам не впервой
На болоте этом жабьем
Увлекать нас за собой
Камнем или дирижаблем.

Наши книги нам не льстят,
Верно — знают себе цену,
И вовеки не простят
Ни халтуру, ни измену,

Словно мы не други им,
Вечно держат на прицеле
И ревнуют нас к другим,
Что написаны доселе.

И пока недвижна твердь,
Эту власть дано иметь им
И дарить нам жизнь и смерть,
И бессилье, и бессмертье…

7.
И ЭТО – РОДИНА? НЕ ВЕРЮ…

И это — Родина? Не верю,
Что лишь уныние и страх,
Лишь обозленность и потери
В огнем покинутых глазах.

И примириться не смогу я
C роскошной этой нищетой.
Я все же знал ее другую —
И выше той, и чище той,

Что попрошайкой в переходе
Сидит у мира на краю.
И в отрешении выводит
Молитву тихую свою…

Неужто это было с нами —
Лихая стать, святая честь?
И что кому придет на память —
Теперь воистину Бог весть:

Кому-то — бабий плач истошный,
Кому-то — срам, кому-то — Храм,
То телогрейка, то — кокошник,
То хлеб с соломой пополам.

То дым родного пепелища,
А мне как символ этих мест —
Деревья, что с рожденья ищут
Слепыми кронами норд-вест;

Шумят, качаются нелепо,
По небу листьями шурша,
И не узнают, ибо слепы,
Что так незряча и душа.

Вздыхают, головы понурив
Как будто в этом их вина,
И пишут, пишут на лазури
Моей России письмена…

8.

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Гуси-лебеди летят
По-над краешками сосен.
В желтый бархатный наряд
Перекрашивая осень.
Обнимая тишину,
Что-то шепчет сирый ветер…
Эту дивную страну
Не сыскать на белом свете,
Не найти по словарям,
Не спросить у очевидцев:
Обернешься — и она
В сизой дымке растворится…
Но в любые времена,
Зла не помня, не покинет
Эта дивная страна,
Эта вечная Россия.

9.

Где ж ты теперь, мой забытый и брошенный Лель?

Ивовый короб, качающий хлеб и свирель,
Синий венок — как веками растрепанный нимб…
Где ты теперь, мой забытый и брошенный Лель?
Где же ты ходишь, и кем ты сегодня храним?

Босые стопы ласкает ли сонмище трав?
Ветер докучливый помнит ли имя твое?
Столько веков ты смирял его бешеный нрав,
Что не заметил, как сам угодил в забытье.

Ты не один в этом стане забытых божеств:
Несть им числа в этом танце отринутых душ.
Каждый их шаг, или слог, или взор, или жест
Значит полет или мрак, или высь, или куш.

Только пенять на постылую долю тебе ль?
Все возвратится на дантовы круги своя.
Где ж ты теперь, мой забытый и брошенный Лель?
Разве услышу теперь в тишине — «Вот он — я!»

Разве увижу тебя меж унылых племен?
Разве узнаю твой голос меж тысяч иных
В мире, кричащем и плачущем, где испокон
Тропы земные кометами иссечены?

Если на углях оставленных Богом земель
Я не найду твоего заревого следа —
Стану тобой, мой забытый и брошенный Лель,
Стану тобою до светлого часа, когда

Песней моею разбуженный, выйдешь на зов
И самозванца одаришь приветом своим,
И полетит над остудной громадой лесов
Синий венок, как веками растрепанный нимб…

10.

Я — заказанный город

Я — заказанный город.
Я — живая могила.
Я был утром распорот
Полутонной тротила.

Я — старинный и спальный,
Я — панельный, кирпичный, —
Уничтожен морально
И взрывчаткой напичкан.

Прежде звонок и светел,
Прежде тверже корунда,
Я был поднят на ветер
И размазан по грунту.

В этой огненной каше
От подвала до крыши,
Стал я смерти не краше
И сарая не выше,

И, хватаясь за воздух,
Я упал в одночасье,
Недовитые гнезда
Разрывая на части.

Им везения чуть бы —
Век бы жили богато,
А сегодня их судьбы
Ворошит экскаватор,

И по братским могилам
Развезут самосвалы
То, что временем было,
Да историей стало.

Но не старится рана,
И мутится мой разум,
И смеется с экрана
Тот, кому я заказан…

11.

Уменьшив небо до размера малой форточки…

Уменьшив небо до размера малой форточки,
Пустые семечки с утра до ночи лузгая,
Страна сидела по-тюремному на корточках
И заводила спохмела блатную музыку.

Страна металась между свастикой и мистикой,
Страна стенала, упиваясь горькой повестью.
И все казалось, что вот-вот уже амнистия,
И все казалось — на свободу с чистой совестью.

Страна баландой по-барачному обедала
И ненавидящих ее смиренно славила,
А сколько воли не видать, так это ведала
Одна кукушка, да и та, поди, лукавила…

12.

Гипербореями, славами, русами

Гипербореями, славами, русами
Нас величали заезжие бахари.
Мы ли не славные? Мы ли не русые?
Мы ли не ратники? Мы ли не пахари?

Все нам подходит, как листик инжировый
Нежному месту далекого пращура.
Мы ли не босые? Мы ли не сирые?
Мы ли не нищие? Мы ли не падшие?

Кармы ли, рока ли пестрые полосы
В пряжу унылую веком сплетаются.
Жаль, что темнеют со временем волосы,
Но и грехи понемногу смываются.

Не рождены ни рабами, ни трусами,
Стовековою судьбой успокоены —
Мы ли не славные, пусть и не русые?
Мы ли не пахари, хоть и не воины?

Так и живем — то по краю, то по небу —
Новой Пангеи зеваки беспечные.
Полно Вам спорить — оставьте хоть что-нибудь,
Что не изменит нам на веки вечные,

Что оградит от попрания вкусами
Те имена, коих мы удостоены —
Некогда — славные, некогда — русые,
Некогда — пахари, некогда — воины…

13.

Не спешите вывешивать стяг победный

Не спешите вывешивать стяг победный,
Будто нас не осталось на этом свете:
Мы еще не накрылись посудой медной,
Но уже подписали свое бессмертье.

Прокуроры вы наши и меценаты,
Повелители бизнеса и искусства —
Вы еще нас растащите на цитаты
И расставите по миру наши бюсты.

Да, вы слепы сейчас, но, прозрев когда-то,
На похмельном пиру ли, на постной тризне,
Превратите в момент в имена и даты
Наши ставшие вашим гешефтом жизни.

И не надо вам ныне глядеть игриво,
Дескать, что они могут, юнцы-амебы,
Вы еще нам поклонитесь в хвост и в гриву,
И еще нас прославите, хоть у гроба,

И еще нам споете свои стихири,
Приглушив на минутку все «хали-гали»,
Похоронные хари склонив, как гири,
Харакири не сделав себе едва ли,

На скрижали навесив брюнетку-ленту,
Наши строки завоете дружным хором,
И, провидя весь ужас сего момента,
Мы живем втихаря и умрем не скоро…

14.

Мне в наследство даны
Мне в наследство даны
Песни ветра и посвисты птичьи,
Боль великой страны,
Позабывшей за болью величье,

Разоренный погост,
Где земля мягче белого пуха.
И дорога до звезд
По ступеням бессмертного духа.

Я изведал сполна
Бремя мысли и радость незнанья,
И на все времена –
Слабость слова и силу молчанья.

Я оставлю другим,
Удивленным потомкам в наследство
Свой несложенный гимн
И свое неизбытое детство.

Ворох прежних грехов,
Незаконченность старого жеста,
И трехтомник стихов,
Словно пропуск на новое место…


Замечательный псковский, а точнее — русский — душой и всем сердцем поэт Станислав Золотцев был знаком и дружен с Денисом Коротаевым, творчество которого высоко ценил.
В августе 2003 года, когда Денис трагически погиб в автокатастрофе, Станислав написал потрясающей силы некролог в стихах, посвящённый своей молодому другу — Денису было всего 36 лет.

Станислав Золотцев
ПАМЯТИ ПОЭТА ДЕНИСА КОРОТАЕВА

Дождливым летом,
таким дождливым, что даже
сухой остаток в счетах бюджетных промок,
таким дождливым, что стал и солон, и влажен
в горах горячих
сухой десантный паёк;
таким дождливым летом,
что тьмою грозной
забита каждая белая ночь была,
и небывалый, редкостный ливень звёздный
от наших глаз туманная скрыла мгла;
…таким, что небо
наглухо облачилось,
обволочилось тучами, обволоклось,
и разоблачить его
может лишь Божья милость.

Но мир людской давно со Всевышним — врозь.

А лучших, тех, кто с Ним не мечен разрывом,
к себе, в себя возносит небо, спеша,
дождливым этим летом, таким дождливым,
что иссыхает от боли моя душа…
2003

(С. А. Золотцев, «Последний соловей», издательство «Голос-Пресс», 2007)

Каким пророческим и роковым стало совпадение — уход до времени спустя несколько лет после гибели Коротаева и самого Станислава Золотцева. Воистину, настоящие Поэты России долго не живут, небо призывает их к Богу до срока.

Виолетта Баша
поэт,член Союза Писателей России

Конкурсные произведения: Александр Петров, Псков

*   *   *

Тысяча первый, а может быть тысяча пятый,
День от зимы, но скорее придуманный год,
Быть тяжело, легче совесть усталую, прятать,
От размышлений и дум, не войдя в поворот.
Легче смотреть, зимою на мертвые окна,
Что бы не видеть, все то, что твориться вокруг,
А под глазами внезапно, бессовестно мокро,
И под рубашкою сердца ускоренный стук.
Я бы сменил анальгетики на цианиды,
Только в аптечных киосках сегодня переучет,
В Питере спорят, атланты и кариатиды,
Чем отзовется 2012 год.

*   *   *

осень ускорилась.
лето, финальная песня.
город кидает на землю,
охапки листвы.
город как будто
нас осенью крестит.
от многодневных дождей
незаметно остыв.
солнечных дней
остается все меньше и меньше.
всепоглощающей грустью
заполнив глаза.
вот на траве появляются
тени проплешин,
как на церковной стене
проявляются вдруг
образа.
небо опять зарыдало
от
разногласий,
от разночтений,
внезапно пришедших времен.
я не хочу,
но Кому то не надо
согласий.
все это вписано небом
в негласный канон.

осень ускорилась.
лето, финальная песня.

*   *   *

Ваша ночь, господин Петербург,
Затянула, по самую душу.
Звезды, серыми тучами душит.
Замыкая каналами круг.
Загоняет меня на флажки,
Фонарей, вдоль бегущих проспектов.
И латая каналов прорехи,
Площадей подставляя листки.
Чтоб писал в них свои письмена,
Оставляя на память прохожим,
Что на Псковских немного похожи.
И прошу без обид господа.

Конкурсные произведения: Вениамин Бычковский, Брестская область, р.Беларусь

Жертвоприношение

России мало слёз, огня свечей,
Горят леса… в душе собачий холод.
Люди горят на алтаре вождей –
Злодей вонзил в Россию алый посох.

Зверь — Минотавр, чудовище идей,
Прижился к месту — ширь, простор охоты…
Народ смирился, жертвует детей –
В России кормят чудище до рвоты.

Смута огня, волнение свечей –
Царь приближается, владыка Молох…
Пожары глушат стоны матерей –
Страна из пепла производит порох.

Звонарь

Ну, очнись звонарь! Скинь убор с души!
Да ударь «во вся»! Мир забыл Руси!
Мир забыл добро, мир забыл любовь,
Земля — матушка заалела в кровь…

В поле, за полем звенит колокол!
В лесу, за лесом звенит колокол!
Да по божьему всё велению,
Колокольному всё молению,
Да по слову души вольной русской
Звонарь славно поёт! Звонарь русский!

Не робей, звонарь! Вдарь «затравочку»,
А вослед трезвон, гладить травочку!
И в весь день звони, и до ночи звон!
Ох, наслушались… всё от боли стон.
Было горе нам, Китеж — град познал…
Будет вольно нам — то Господь сказал!
А ещё сказал — от души всяк звон,
Нечисть гонит он с земли русской вон!
И в весь день звони, и до ночи звон!
Крестит мой народ на большой трезвон!

Ай да первый звон! Злоба вздрогнула…
А и тут второй! Бежит, трусится…
Ай да третий звон! Видим ангела…
А и звон «во вся»! Земля крестится!
Окаянных, враз, крестит брат «Чернец»,
Да прибавил свет четверговых свеч!
Пусть увидит люд, каков есть хитрец.
А вздохнёт «Чернец» — упадёт шельмец!
Упадёт лихой, упадёт злодей,
Да повалится вся братва чертей!

Мать Сыра-земля, уйми гадину!
Ох, нечистую, всяку гадину!
Отыщи её по слезам людским,
Отыщи её да по кровушки,
А найдёшь — засыпь пляски ирода!
А на смерть — и звон «проводной»!

В поле, за полем звенит колокол!
В лесу, за лесом звенит колокол!
Да по божьему всё велению,
Колокольному всё молению,
Да по слову души вольной русской
Звонарь славно поёт! Звонарь русский!

Ай да звон, чудит! Звон «малиновый»!
По щекам его по «малиновым»!
Загудел храбрец! Перекатами!
Ох, далёкими! Ох, богатыми!
Катит гром к земле… Ох, откликнулся!
Святой дождь к земле… Ох, очистимся!
Градом зло стопчи! Ливнем смой следы,
Да на тех местах цветы вырасти!

И не дай нам Боже с теми дел иметь,
Кто забыл свой род, кто не хочет сметь
Согреть старого, согреть сирого,
Изыскать добра и для хворого,
Да и нищему пожалел добра…
В барахле их дом, в барахле душа!
Моль и смрад от них во все стороны,
Гнёзда строят здесь только вороны.
Благовест их бьёт точно молотом,
Звон над куполом горит золотом!

Ай да «Лебедь» — звон! Высоко взлетел!
Мой родной звонарь о Руси запел!
Да под месяцем, да под солнышком,
Чистит перышки Русь – лебёдушка!
Ох, и славный звон! Ох, «Ясак» звонит!
Всё о здравии… Всех Господь хранит!
Есть про вас добро, мой родной народ!
Есть про вас любовь, мой родной народ!
А и вам, Земля, низко кланяюсь,
А и вам, Земля, мой «Воскресный» звон!

В поле, за полем звенит колокол!
В лесу, за лесом звенит колокол!
Да по божьему всё велению,
Колокольному всё молению,
Да по слову души вольной русской
Звонарь славно поёт! Звонарь русский!

Конкурсные произведения: Игорь Свеженцев, Москва

Кара ордынская

На Руси были ставлены твердо
Деревянные города,
Были русичи сильно гордыми,
А потом налетела орда.

Были храмы такими белыми,
Были светлыми терема.
Что ж такого то плохо сделали?
За какие грехи эта тьма?

Изукрашена, изузорена
Русь стояла по берегам,
А потом была опозорена
И к монгольским легла ногам.

Были косы цвета пшеницы
И небесными очи были.
Вороньё поклевало глазницы.
Изнасиловали и убили.

Те, которые уцелели
По дремучим лесам разбрелись.
На Руси тогда, в самом деле,
Еле-еле теплилась жизнь.

Поднимались не скоро, с болью,
По дорогам бродили нищими.
За свободу платили кровью,
Обживались на пепелищах.

За какие грехи эти кары?
Ох, как трудно понять и принять.
Отступили монголы, татары.
Позабудем, вернутся опять.

Допетровская Русь

Допетровская Русь чин по чину
От веселья и до кручины,
От говенья и до поста
Немудрёна, проста и чиста.

Век семнадцатый за лесами
С образами да с чудесами.
Русь сермяжная за погостом
Долго тянутся дни и вёрсты.

Вот и в тереме девка томиться
И опять ночью будет молиться.
Всё о суженом жарко просит.
Глядь, на улице снова осень.

Мокнет золото куполов.
Подбери повыше подол,
Возвращаясь от церкви к дому.
Грязь повсюду, сено-солома.

Но зато уж зима хороша.
Отдыхай от заботы душа.
Просидеть бы весь век на печи,
Да кончаются калачи.

Русь обжорная, мясопустная,
Каша пшённая, щи капустные.
Пироги, расстегаи, блины.
Пятый угол, четыре стены.

В избах тусклый свет от лучины,
Над окном висит паутина.
По всему видать тишь да гладь —
Только крестиком вышивать.

Чем жила допетровская Русь?
Рассказать обо всём не берусь.
Да, была и темна и убога,
И как свечка сгорела пред Богом.

Тринадцатый год

Июнь. Жара. Бульвар столичный.
В тени деревьев променад.
Благопристойно и прилично
Всего лишь сотню лет назад.

С детьми гуляют гувернантки,
А дам выводят кавалеры.
От лип цветущих воздух сладкий.
Так хорошо! Сверх всякой меры.

Шарманщик с обезьянкой резвой
Начнёт мелодию играть,
И офицер слегка нетрезвый
Судьбу захочет угадать.

Лотошник продаёт баранки,
Пьют гимназистки лимонад,
Билетик тащит обезьянка
Всего лишь сотню лет назад.

А что в билетике? Конечно,
Роман с прекрасной незнакомкой.
На самом деле этот грешный
Убит в Галиции осколком.

Одну из гувернанток этих
На спирт сменяет матросня.
Внезапно повзрослеют дети,
Когда родителей казнят.

И гимназисток разбросает
Одну в Харбин, другую в Пермь.
Нет, ничего не угадает
Та обезьянка – глупый зверь.

Вот и теперь жара, столица,
Тринадцатый счастливый год,
А что там, в будущем, случится
Никто не знает наперёд…

Конкурсные произведения: Эдуард Волков, Санкт-Петербург

Древний город над Великою рекой

Древний город над Великою рекой
Мирно дремлет – далеко ушла гроза.
Охраняет этот благостный покой
Небо — светлое, как Ольгины глаза.

Русским духом всем мы живы испокон,
Дух и вера – две подмоги, два крыла.
Александр смотрит ласково с икон
А над Троицей, как шлемы, купола.

Здесь в садах, за тёмным кружевом оград
Церкви Божии скрываются в тиши.
Древность русская твоя – заветный клад,
Что храним на самом донышке души.

Сколько войн на протяжении веков
Пережил ты и пощады не просил.
Это рок твой, Господин великий Псков, —
Быть оплотом и защитою Руси.

Ода Пскову

Сколько лет нас питала вода из твоих родников,
Храбрый воин, века охранявший Руси пограничье!
Ныне кланяюсь земно тебе, о, прославленный Псков,
И героев безвестных твоих воспеваю величье.

Город славный, ты миром дышал от войны до войны –
Руки дедовы помнят всё больше мечи, не орала.
Святость русского мира, преданья седой старины
Рать твоя от коварных врагов столько раз защищала.

Над полями в багряных углях догоревшей зари
До сих пор предстают перед взором чудные виденья:
Как бесстрашно на битву с фашистами шли скобари,
Как неистовы воины были на поле сраженья.

Им ли смерти бояться, коль ты за спиною стоял?!
Страх не ведом мужам, что с рождения вскормлены Псковом.
Александр вещим словом о правде их благословлял,
Богородица чистым своим укрывала покровом.

Вольных рек синева и полей необъятная ширь —
В поволоке тумана земля, словно в ризе венчальной…
Будь же славен в веках, город воинов, Псков-богатырь,
Что всегда был щитом-оберегом Руси Изначальной.

Будь славна, Псковская земля!

Будь славна, Псковская земля!
Как главы повести старинной,
Лежат пути через поля
В великий град Руси былинной.

Куда не кинь пытливый взор –
С земли воспетой Святогорской,
От куполов святых Печор
До древней крепости Изборской,

В воде двенадцати ключей,
В огромном небе с облаками
Струится память, как ручей,
Не иссякаемый веками.

Везде – наш вольный русских дух,
В боях его стяжали деды.
Но мы, увы, не славим вслух
Отцов минувшие победы.

Забыли. Всё пошло не так,
И оттого нам тяжко ныне:
Беда Отчизны – верный знак
Вернуть отцовские святыни.

Разрушив цепи злобной тьмы,
Душой за Родину радея,
Опять на сечу мчимся мы
Разить тиранов и злодеев.

Не бойся всех земных дорог —
Над смертью можно лишь смеяться.
Ты помнишь, русич? С нами Бог!
Так нам ли чёрта убояться?!

Конкурсные произведения: Николай Переяслов, Москва

ГРИШКА-РАССТРИЖКА

Как от грязи мир не вымыть,
хоть работай день за днём,
так из прошлого — не вынуть
ничего, что было в нём.

И коль там немало грусти,
то она — была не зря…
…Так вот раз, в науку русским,
Бог послал нам лжецаря.

И, спеша сравняться прочно
с государей чередой,
тот решил жениться срочно
на полячке молодой.

Тут — и панночка примчала
и, на русский быт плюя,
закатил он пир венчальный,
мясо в пятницу жуя!

А потом, когда другие,
как велел им Сам Господь,
в храм идут на Литургию,
эти — в бане тешат плоть!

Православной нашей вере
не желая честь воздать,
как, скажите, в полной мере
на Руси любимцем стать?

«Разве ж это царь? Расстрижка!» —
порешили москвичи.
И, ворвавшись в спальню к Гришке,
его подняли в ночи.

Суд был скорый и без чванства.
Тело — сбросили с моста…
Бог бы с ним, что самозванство.
Как стерпеть, что — без Христа?!

 

ПЛАЧ КСЕНИИ ГОДУНОВОЙ

Завывая с комариным писком
от зари и до исхода дня,
на Москве рыдает дочь Бориски,
свою участь горькую кляня:

— Охти, мне отныне горевати!
Охти, царство кончилось моё!
Из палат — да снова на полати
предстоит переменить жильё.

Эти штуки на Руси не новы:
то — венец тебе, а то — конец.
Разве плохо жили Годуновы,
пока власти не взалкал отец?

Что теперь несёт судьба-злодейка?
Постриженье в дальний монастырь?
Или — паперть, ужин на копейку
да ночлег — канава иль пустырь?..

Не гулять мне по Кремлю, как кошка,
выгибая царственную стать.
И стрельцов, открыв своё окошко,
среди ночи в спальню не впускать.

День-другой, и в терем мой богатый
прибежит отчаянный народ,
и разграбит пышные палаты
(даже серьги из ушей сорвёт!)

Скажут: «Ишь, понацепляла цацек!
Это всё, красотка — не твоё-ё-ё…»
…Да, недолгим было наше царство
(хоть и сладко царское житьё!)

Расставаясь с ним, скажу потомкам
нашей псевдоцарственной семьи:
«Чтобы слёз — не собирать в котомку,
не садитесь в сани — НЕ В СВОИ…»

 

ПОРУБЕЖЬЕ

На холме на высоком, крутом,
осеню себя русским крестом.
У подножия — Сороть бежит,
жар заката над нею дрожит.

Тень ложится на дальний простор.
Кто крадётся вдали, словно вор?
Может, с виду я не богатырь,
но готов защитить эту ширь!

И хоть я — просто мирный поэт,
но я в силах держать пистолет
и не струшу сойтись средь долин
с вражьим танком один на один…

Никому не отдам этот холм!
Всем врагам прокричу: «Go home!»
А не внимут — я им докажу,
что не зря тут весь вечер сижу…

Огляжу горизонт, будто страж.
Это — Родина, а не пейзаж!..
Солнце падает, словно солдат,
обагрив своей кровью закат.

Наплывает на мир тишина.
В небе каждая нота слышна.
Слава Богу — всех звуков сильней
скрип сверчков за спиною моей…

……………………………………….

…Вечереет. Пора на покой.
Помашу всем прощально рукой.
Можно к дому идти, не спеша…
Что ж так медлит с прощаньем душа?

Вне конкурса: Игорь Исаев, г. Псков

Запахи ветра

Они играли и пели,
Кидали комочки душ.
Им запах сарсапарели
Ветер принёс налету.

Ещё не скрипели колеса,
Ещё не брюзжала земля,
На вечную эту осыпь
Никто не сходил с корабля.

Дороги еще не торят
И в кузницах – не куют.
Соленые слезы моря
Не просят душу твою.

От осени – до апреля,
Вот-вот и займутся всерьез
Листьями – псы метели;
Душами – лисы звезд.

Будут искать спасения
В музыке и в вине.
В осени по-весеннему, —
Тоже спасения нет…

Они играли и пели,
Кидали комочки душ –
В запах сарсапарели,
В омут зеленых луж…

***

Да, не привыкнуть к потерям и опозданиям,
Ведь опасно к чему-нибудь и привыкать.
Кто, не ты ли на днях заметила, что Испания –
Не та страна, куда приволакивает меня река.

Кто-то очень похожий, не я, но такой же,
Древним грекам гадает, с атлантами в Мемфисе пил.
Но я чувствую телом, одеждой и кожей,
Как съезжает, слетает, облазит
крыша с несвойственных ей стропил.

Вот когда я привыкну, а все-таки это будет –
Ни в размер, ни в секунду, навскидку,
поймалось и надо ж, пришлось,
Расскажи, как сумеешь, Иуде и Будде;
Промолчи, как сумеешь, узнав, что навстречу – Христос.

И меня расстреляют, надеюсь, что все же прилюдно,
И меня растерзают, надеюсь, узнаю, за что.
Так и было. Так есть. И в газете читаю: так будет
С дураками, ведомыми вслед за мечтой.

 

***

Намело снега по плечи,
Намело.
Зачеркнуло день и вечер,
И тепло.

Позабыли все названья
Города.
Снег идет – без расписанья,
В никогда.

Буксовали пароходы
На шоссе:
Снег на крышах, на обводах,
Вязкий снег.

Мучит белым, мучит синим –
Нет житья.
Мы зимовщики на льдинах
Бытия.

Конкурсные произведения: Владимир Иванов, г. Псков

Россия

Россия, Русь и древний Псков
Один комок, всё воедино.
Понятно видимо без слов,
Что Русь одна, и неделима.

Кольчуга, меч, лук и копьё
Надёжный щит Руси великой
Прочь изгоняли вороньё
От стен Кремля, победным криком.

Стоял на страже, как форпост,
Псков, величавый и степенный.
Через века, величье нёс,
Как оберег свой, сокровенный.

Пришло то время, что мы вновь
Стоим на страже земли русской.
Здесь наша плоть и наша кровь
Идут тропинкой вместе, узкой.

И пролетят, пусть сотни лет
Воспрянет Русь моя святая.
Придёт в страну мою рассвет
Взойдёт эпоха золотая…..

И зазвонят колокола
На колоколенках российских.
Россия! – Родина моя.
Россия! – дом, родных и близких.

Псковщина моя

Псковщина моя седовласая.
На церквах златые купола.
Лучик солнца и трава белёсая
Пробуждают реки и поля.

Земля старинная и самобытная
России православной оберег.
Душа открытая, и духом сильная.
Защитница Руси, который век.

Солнца свет и неба очертание
Облако, с божественной рукой
Помнит Русь великое крещение
С православной верою святой.

Псковщина одна на белом свете
Гордая и вольная земля.
За неё, все псковичи, в ответе.
За неё, в ответе тоже, я.

На крутых берегах

На крутых берегах меж Псковой и Великой
Возвышается древний, могучий наш Псков
Каждый дом, да и камень, всё! — здесь знаменито,
Ведь защитником был он Руси, от врагов.

Его стены седые, потом, кровью умыты.
Сердцем града извечно остаётся Собор.
Пали «панские чубы», Речи той, Пасполитой
Получив не награду, а всеобщий позор.

Вижу я на холме, купола золотые.
Где в Великую реку впадает Пскова.
В храм дорога одна, и места здесь, святые.
Это наша Россия. Вера наша жива.

Не померкнут в веках эти стены седые:
Это – гордость и слава, и младому наказ.
Всё ж в народе не зря говорят: «мы пскопские».
Это, гордое званье не игра праздных фраз.

Конкурсные произведения: Вадим Аликин, г. Псков

Два княжеских меча

В старых белокаменных палатах,
Под хрустальным светлым колпаком,
Две святыни бережно хранятся-
Два меча, как саги о былом.

Меч двуручный князя Гавриила.
Перед ним склонился Грозный царь,-
Светлая божественная сила
Сберегла людей своих, как в старь.

Надпись на мече, как песнь о чести,
Путевой звездой в пути была.
Избегать вражды и чёрной лести
Внуку Мономаха помогла.

Меч Довмонта — яркий луч от солнца,
Одноручный, быстрый, как стрела.
Княжеская длань его сжимала,
Мир в земле любимой берегла.

В величайшей Раковорской битве
Этот меч разил своих врагов.
Перед сечей был крестом в молитве,
Вспышкой света княжеских полков.

В старых белокаменных палатах,
Для потомков с сердцем и душой
Два меча так бережно хранятся,
Две святыни обрели покой.

Память

Есть ли берег, что не залит кровью,-
Кровью наших дедов и отцов,
Кровью наших прадедов и предков,
Кровью наших славных храбрецов?!

Сотни войн и тысячи сражений…
Запад и Восток вторгались к нам,
Но терпели горечь поражений,
Возвращаясь к старым письменам.

Вспоминаем славные победы
И «атаки русских мертвецов»,
Как спасали множество народов
От плененья, ига и оков.

В век, где переписывают книги,
Волки превращаются в ягнят,
Вновь летают мысли о блицкриге;
И героев хают и винят.

Память, слава Богу, не отнимешь.
И сынам рассказывают вновь,
Об освобожденьях и походах,
Битвах наших, дедов и отцов.