Слишком уж опасное оружье…

«Слова заострённое копьё
слишком уж опасное оружье…«

Несколько слов о поэзии Игоря Исаева

И во дни короткие мои
До тех пор, покуда кровь не стынет,
Дай мне, Боже, веры и любви
И избавь от гнева и гордыни…

Может быть, это — главная тема поэзии Игоря Исаева. Сейчас над этой модной темой работают многие поэты, которым важно отметиться, что и они не лыком шиты. Но не в них, других, суть. А суть в том, что эта тема предельно отчетливо звучит в стихах поэта. Попытка связать небо и землю, соединить духовное и материальное, материальное даже в его низменном звучании, попытка увидеть в этом низменном ростки «веры и любви», показать, как и оттуда произрастает высокое понятие – Человек — вот свойства поэзии Игоря Исаева. А Человек – это уже свой макрокосмос, но у Исаева он особенный:
Нам и надо немного
(Остальное мы сами):
Кружку счастья густого
Пополам с небесами.
Вот кажется и все – мысль сжата до предела, и в ней понимание – кто есть Человек.
Образ в стихах Игоря Исаева вырисовывается не сразу, и поэтому надо прочитать стих целиком, осмыслить его, а потом уже делать выводы. И чем глубже этот образ запрятан, тем интереснее. Стихи поэта не для бездумного чтения, хотя иногда кажется, что поэт ерничает, играет с читателем, но это впечатление чисто внешнее, напускное.
Поэту, если хотите, хочется завлечь читателя, но завлечь умело, со смыслом.
Цветет заря невдалеке.
Не трезвый, и не пьяный,
Живет поэт на чердаке
И дружит с воробьями.
«Не трезвый, и не пьяный» — а ведь у поэта особое состояние – совершенно отличное от реального, а какое? Для этого читателю надо пошевелить мозгами, и не как-нибудь, а усиленно. Потому то, наверно, «сквозь стены входят облака» и «звезда застряла в дымоходе». Будем считать, что образ пойман.
Поэт ведь «небожителям чета», поэтому он свободно может говорить и о небе, и о звездах, и о солнце. Пусть даже не о солнце вообще, а лишь о «глотке солнца». Солнце – это жизнь, и хотя это прописная истина, но людям всегда нелишне напомнить о ней, особенно в стихах.
Солнце – это наше всё, а вот жизнь людская далека от идеала, в ней «свет небес и пыль обочин». Поэтому и думается поэту, что «непросеянное, с сором, солнце падает в бачок», то есть в наше мышление, в наше бытие, в нашу далеко не лучшую действительность. И уж прав поэт — «хлеб попробуй испеки» из всего этого, да ещё, чтобы вкусным был. Ведь издавна – есть хлеб, есть жизнь. А если есть жизнь, то есть и поэзия. «Тут не убавить, не прибавить» — как сказал один великий русский поэт. Вот она цепочка понятий: солнце, хлеб, жизнь, стихи. А над всем этим – Бог.
Если каждому по глотку солнца, то, наверняка, всем хватит. А если больше?
Сейчас многие хотят заграбастать побольше, особенно на «халяву». Но читая стихи Игоря Исаева, создается впечатление, что в реальной жизни солнца то и нет. Все живут в ожидании солнца или как облака плывут за ним.
И кто бы ты ни был,
И где бы ты ни был,
Вернешься на круги своя
Под бледное небо –
Подбрюшие рыбы –
И липнет к рукам
Чешуя…
Какое уж тут солнце. Имеет место быть «бледное небо» и вместо лучей «чешуя». Поэтому и глоток солнца – это уже много. И как оно необходимо, даже «непросеянное», поскольку:
Несмело роняя шаги,
Выбираться на ощупь
Из гибельной тьмы.
А ещё вначале книги «Глоток солнца» поэт заявил: свободен, но эта свобода для поэта выходит боком. И как добраться до солнца, коль:
Небо злое и скорбное
Над расквашенным городом.
Да, поэт продекларировал свою свободу, но легче от этого не стало – до солнца ох как далеко. И, кажется, природа только сменила декорации, а солнце как было где то там –там и осталось. Поэт зовет в помощь «Спицы и пряху», но увы, потом вызывает «Радугу в небесах» и опять не то. Почему? Да потому, что они не помощники, то спицы увязнут, то пробиваются наобум. В общем вся надежда на себя:
В «Книге огненных страниц»
Догорает корешок.
Напоследок оглянись
И пошел.
Свобода – штука сложная. Быть свободным, это не значит, что можно быть счастливым. Хоть человек и чувствует себя свободным, но:
Каждый шаг и выдох так подобраны,
Чтобы не упасть и не пропасть.
Как же так получается, что человек, будучи свободным, не может обрести себя. Это хорошо видно из следующего стихотворения Игоря Исаева. Приведу его полностью:
Они полжизни потеряли
На поиски самих себя.
На придорожном материале
Совсем не строится судьба.

Из мира низких крыш и жалоб
На свет не выбиться росткам.
Их постоянно окружала
Синюшно-бледная тоска.

И, ничего не понимая
Ни в высоте, ни в глубине,
Они ночную стужу мая
Мешали с пылью жарких дней…

Ну какая это свобода, да и нужна ли такая свобода, если человек «ночную стужу мая» мешает «с пылью жарких дней». Очень среднее что-то получается. Так до солнца не дойдешь – будешь топтаться на полдороге. А поэту это надо? Ему то точно надо дойти до солнца. Такая вот разница.
Стихи, бывает, появляются сиюминутно, спонтанно, как вспышка, как падающая звезда. Потому то они (стихи) часто торопят время, а потом и обгоняют его. И вот они уже впереди времени, или даже вне его и читающему такие стихи покажется вдруг, что он дошел до солнца, отпил глоток этого обжигающего напитка. Отрываются листки календаря, срываются ветром листья с деревьев, а поэту видится другое:
Неизвестную сущность
Откроют привычные вещи
И –
Золотые деревья
Покроют поверхность Земли.

Простому человеку видеть это не дано, а поэту дано. Богом! Только поэт может сказать:
Не жена, не любовь, не подруга,
Ненавидимая моя.

Ключевым словом «моя» и обозначена суть стихотворения. Только у поэта так бывает – одновременно: и «ненавидимая», и «моя». «Моя» — это тоже «Глоток солнца». Тем не менее «В цветах шиповника, в сиреневом дыму» пролетело лето. И опять осень, что в листопад «траву и тротуары пишет слитно» и остается только молиться солнцу, поэт повторяет как «Господи помилуй»:
Их путь когда-нибудь прервется,
А солнцу не бывать конца.

Да земной путь человека прерывается, но «вырастающие дети» продолжат этот путь и будут хвалить «те же имена», поскольку:
Они несут в своих сердцах
Частицу пламенного Солнца.

Но проходят осень и зима, о которых поэт говорит так:
Бирюзовые зимы разлуки,
Слюдяная печаль ноября.
В небесах перелетные звуки
И пугливая птица-заря.

Удивительные строчки, так может написать только Игорь Исаевъ.
И, наконец, наступает весна и День Победы – самый главный праздник страны.
Идут на площадь старики.
Идут вопреки всему: и тому, что «молодежь поет и скачет», и тому, что «боль стократ сильней недужит». И тому, что
Пацаны в двенадцать лет
Подняли свастику на плечи.

А они (ветераны) только крепче смыкают ряды, поскольку их с каждым годом становится всё меньше, но они и есть «непобежденная Россия».
И медаль за город Будапешт, которая горит как маленькое солнце, для всех живущих и есть тот «глоток солнца», который увидел поэт и передал читателю.
Путь поэта. Легкий или тернистый, увенчанный или развенчанный, но он есть этот путь и с этим ничего не попишешь. У Игоря Исаева свой ни с чем несравнимый путь в поэзии. Яркие, образные стихи поэта говорят о том, что перед нами крупный русский поэт и стихи его будут востребованы сегодня и завтра. Я не говорю о качестве его стихов, Игорь Исаевъ филолог по образованию и редактор альманаха «Скобари». У него каждое слово продумано и выверено. Его стихи – маленькие шедевры русской словесности:
А мир красотой
И любовью спасется…
Комочками снега,
Кусочками солнца.

А я бы еще добавил: и стихами Игоря Исаева.

Иван Иванов
2013 год

1 comments on “Слишком уж опасное оружье…

  1. Владимир Савинов on said:

    Игорь! Поздравляю с днём рождения!
    Вы там в библиотеке уже давно в атмосфере твоих особенных стихов, а я на работе. Извини, не попадаю. Твои стихи на самом деле выделяются среди большинства псковских авторов, это я каждый раз отмечал, когда читал разные сборники, в т.ч. «Скобарей» . Успехов!
    Владимир.

    Ивану Васильевичу — спасибо за статью!