Умер Валентин Распутин

В Москве на 78-м году жизни
скончался писатель Валентин Григорьевич Распутин,
один из основоположников советской «деревенской прозы».
Валентин Распутин
Несколько дней назад Валентин Распутин был госпитализирован.
Четыре дня он находился коме и умер в больнице вечером
в субботу 14 марта 2015 года, накануне своего дня рождения.

 

Валентин Курбатов

ОДИН НАД ПРОПАСТЬЮ

(эссе)

Когда писателя знаешь полжизни, пишешь о нем книги, постепенно он и сам становится для тебя «текстом». И ты читаешь его книги и судьбу, как «собрание сочинений». Но однажды тебе делается недостаточно текста, и ты внезапно видишь, как он сам становится твоим сердцем, твоей любовью, твоей жизнью. Литература теряет свои литеры и опять делается болью и светом, тьмой и победой живой повседневности. Или даже и не так, а наоборот: понимаешь, что литература это и есть единственно подлинная жизнь, свидетельство того, чем мы были, от чего страдали, во что верили и что будет нашим ответом перед Богом.

Так я перечитывал недавно последнюю мучительную повесть Валентина Григорьевича «Дочь Ивана, мать Ивана», после которой писатель уже не брал пера для больших книг. И думал, думал, куда же после этого страшного опыта будет выходить писатель, и куда следом за ним будем править мы. Да и как я сам, если еще придется писать о нем, буду поворачивать к возрождению, куда мы обычно поворачиваем из всех наших драматических контекстов, потому что выучились этому всем ходом нашей литературы. А вот подошел край и тут уже ясно, что одними словами не спасешься.

Ведь как-то по всему ходу повести видно, что она была не очередной, а подлинно последней в неукоснительном ряду, будто год за годом все к ней шло. Сыпалось, сыпалось и вот чем кончилось. Все под горку, под горку, до самого дна. Помните, как это Дарья-то в «Прощании с Матёрой» говорила о деревне, о жизни, — «пое–ехала». И вот «доехала». А мы и возмутиться и спросить с кого-то не имеем права. Потому что не вдруг все случилось, а вон сколько «ехало».

И художник не молчал. Он все годы стоял, как любимый нами в шестидесятые годы мальчик Холден Колфилд из повести Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (всегда мы чужих детей слышали лучше, чем своих) над этой самой пропастью, и удерживал нас над нею, ловил, остерегал, кричал. Все перепробовал, но мы летели на беспамятство, как на огонь. Он, кажется, один был так неукоснительно последователен среди товарищей, которые могли и на другие сюжеты отвлечься, и в «историю сходить». А он держал святую плоть уходящей деревенской жизни, потому что знал, что в ней весь наш дух, наша память, наша вера и наше спасение.

Ему давали Государственные премии, делали Героем Труда, а он будто не видел ни чести, ни славы, потому что пропасть не отодвигалась и, значит, как порой в отчаянии казалось, голос его не был слышен. И высокие комитеты, депутатство, Президентский Совет нужны были только все для того же крестьянства-христианства, для удержания памяти, для спасения перед исторической бездной, чтобы приходилось русским старухам со своей землей и любовью оставаться на дне рукотворных морей, а русским женщинам брать в руки обрез и принимать на себя функции государства, раз оно само не хочет выполнять то, что обязано.

Те, кто читал его год за годом (а все хочется, чтобы это были мы все), видели, что он всегда, с самого начала, с «Василия и Василисы», с «Денег для Марии» слушал больное русское сердце, ища ему исцеления. Он всегда был неудобен и всегда (как церковь в ее высоком и правильном понимании) «мешал нам жить» в наших слабостях и меньше всего обманывал себя и других «возрождением», потому что всегда имел слишком острое зрение.

Он умирал вместе с Анной («Последний срок»), погибал с Настёной («Живи и помни»), уходил под воду с Дарьей («Прощание с Матёрой»), брал обрез с Тамарой Ивановной («Дочь Ивана, мать Ивана»). Он знал мужество скорби и одиночество смерти и всегда был тем, что есть, с нерушимой кристаллической решеткой.

Теперь уже навсегда ясно, что это он с горькой твердостью и правом поставил памятник русской деревне, утонувшей на наших глазах невозвратно, как Атлантида или Китеж. И мы-то еще, может, и не поняли, что невозвратно, и еще обманывали себя заплатками, а он уже знал и строил ковчег, чтобы, если не «всякой твари по паре» (не оставалось уже никаких пар), то хоть последние народные духовные ценности уберечь. И последний раз напомнить, как мы были близки к тому, чтобы мир услышал тайну и силу русской правды, о которой он — этот самый мир — догадывался по книгам Толстого и Достоевского, Шмелева и Бунина, диалога с которой искал, но которую руками своих политиков с нашими подпевалами сам и топил, не понимая, что топит и свой дух, и свое спасение.

Оглядываясь сейчас напоследок, в творчестве Распутина, в его святых героинях я вижу, что, стоя в сердце жизни, он простился не с веком даже, а с тысячелетием, до ниточки высмотрев то святое, высшее, крепительное, чем жила родная Россия, которая никогда не была для него отвлеченностью, а была в разное время Анной, Дарьей, Настёной, Тамарой Ивановной — всегда именем, жизнью, долей и правдой. Всегда любовью и верой.

Теперь история пойдет другой, может быть, более умной, цивилизованной дорогой (нас не зря не просто звали, а тащили на нее силой, лестью, подкупом), и она, коли привьется к своей мысли, культуре, вере и слову, останется русской дорогой. Но это будет другая история и другая Россия.

Джаз нашей юности

Валерий Павлов

ДЖАЗ НАШЕЙ ЮНОСТИ

В начале 1950-х годов я впервые услышал звуки джаза, которые извергались из родительского патефона с пластинок с записями Исаака Дунаевского, Леонида Утесова, Александра Цфасмана, Александра Варламова, Николая Минха, Эдди Рознера, Матвея Блантера, Олега Лундстрема.
Я был заворожен волшебными звуками. Они волновали, будоражили воображение, будили смутные фантазии. В филармонии, где теперь театр кукол, а потом в ДК строителей играл танц-оркестр под управлением Игоря Линицкого. Вечером перед началом сеансов в кинотеатре «Победа» звучал эстрадный оркестр под руководством Ю. Петрова, пела Р. Ф. Пушкарь в черном длинном бархатном платье. Она была очень эффектна и по моим мальчишечьим представлениям казалась недосягаемо красивой.
Жизнь Раисы Федоровны Пушкарь была насыщена самыми разными событиями, она прошла путь от фронтового шофера до руководителя больших творческих коллективов. Работала солисткой джаза, педагогом, библиотекарем, хормейстером. Создала и многие годы руководила театром фронтовых друзей «Мы – тацинцы». Работники культуры любили её за энтузиазм, преданность сцене, добросердечие и порядочность.
Позже, когда я со старшими приятелями со двора по Пушкинской, 24, «стрелял» контрамарки на танцплощадку и в «сарай» (танцевальный павильон) Летнего сада, там играл джаз-оркестр во главе с И. Линицким. А. Панченко (саксофон-тенор), В. Доменко (саксофон-альт), М. Каменецкий (саксофон-баритон), И. Чемоганский (труба), В. Калюк (гитара), В. Лосев (контрабас), С. Орлов (аккордеон), Ф. Тахтамышев (ударные инструменты), Р. Пушкарь (вокал) были широко известны в Пскове, очень популярны и любимы. Их все узнавали в городе, оглядывались, гордились личным знакомством с этими людьми. Я с одногодками двора утюжил брюки, до блеска чистил чешские ботинки «Цебо», выклянчивал у родителей 3 рубля, и мы отправлялись прогуливаться вдоль Пролетарского бульвара (потом Октябрьского проспекта) до кинотеатра «Победа» и обратно по плиточным тротуарам и булыжной проезжей части. Летал тополиный пух. Нам навстречу с «безразличным» видом проходили восьмиклассницы. Подходить к ним мы не решались и смущение скрывали за дымом сигарет, опасаясь, что подойдет вдруг взрослый мужик и спросит: «Ты чего это дымишь, сопляк?».
В те годы я учился в первой детской музыкальной школе на ул. Советской, а затем, с 1961 года, – в областном музыкальном училище, многих музыкантов встречал часто, видел на работе и на «халтурах», а то и во временных творческих коллективах по поводу чьих-то похорон, как тогда шутили музыканты – «в походах за жмуром», но чаще все-таки были вечера отдыха и свадьбы.

jazz1Джаз-оркестр под управлением И. Линицкого (у рояля).
Солистка Раиса Пушкарь. Фойе кинотеатра «Победа». 1959 г.

В 1950-60-е годы широкое хождение по рукам имели рентгеновские пленки, с которых звучали сквозь шипение ритмы американских рок-н-роллов, а на просвет просматривались ребра, кости и позвонки. В моде были узкие брюки-«дудочки» шириной 13-18 см. Находились молодцы, которые умудрялись надевать такие штаны, смазывая ноги мылом. Пиджаки носили пёстрые, с большими ватными плечами. Всё это венчалось причёской «под Канаду» с высоким коком и цветастым галстуком. Шла острая борьба официальных властей и общественности «с буржуазным стилем». А одетых таким образом людей звали стилягами. Стиляг «прокатывали» в сатирических «Колючках», на стендах «Они мешают нам жить и работать» в витринах магазинов. Иногда стиляг приводили в пикеты милиции и ДНД, с ними вели воспитательную работу индивидуально и на собраниях.
«Голубка», «Рио-рита», песни Лолиты Торрес звучали на танцах то в исполнении эстрадного, то духового оркестров. У нас дома уже была радиола «Урал» с зелёной лампочкой. Сквозь хрипы, вой и бульканье «забивающих» станций поздно ночью иногда пробивались сладостные и таинственные звуки далёких джаз-оркестров. А в ресторане «Аврора» в Пскове Э. Вильман (аккордеон), А. Кильчевский (труба), Ю. Горшков (гитара), В. Кузнецов (ударные) исполняли джазовые и эстрадные мелодии. Мы с приятелем Юрой Тарнаруцким ходили на танцы в ДКС, где в оркестре «священнодействовали» Ник. Козно (саксофон-альт), И. Козно (саксофон), А. Апанасович (саксофон-тенор), С. Комплиментов (саксофон-альт), В. Кузьминский (труба), Г. Чемоганский (труба), Р. Була (тромбон), А. Пронимнов (гитара), Вал. Кузнецов (ударные), В. Гусев (контрабас).

jazz2Музыканты танцевального павильона Летнего сада («сарая»). 1962 год

С тех пор прошло уже сорок лет. А я как сейчас слышу: «Белый танец! Приглашают дамы!» Волнующие, полные загадочного ожидания и надежд звуки саксофона в полумраке зала и неожиданно застенчивый голос: «Разрешите вас пригласить…» Девушка с волосами, уложенными в греческий гребень, её тонкая талия и сердцебиение, слышное даже без тесного прикосновения друг к другу. Может, только теперь я понимаю подлинный смысл песенки Сергея Никитина: «Когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли, фонтаны были голубыми…».
Важную роль в становлении псковского джаза сыграло открытие областного музыкального училища. Многие преподаватели и студенты собирались «поиграть для души». А какие в училище были вечера отдыха! Сколько веселья, музыкальной импровизации. Никогда не забуду игру на этих вечеринках на ул. Пушкина пианистов В. Маркина, В. Никандрова, Е. Лиханова, а несколько позже Алика Никитина (Никитона). Большое впечатление на меня производил высокий, подтянутый, элегантный, сдержанно-корректный Валерий Евдощенко, прекрасно игравший на аккордеоне в оркестре ресторана «Аврора».

jazz3Оркестр под управлением Валерия Евдощенко.
Слева направо: В. Евдощенко, В. Вильман, А. Роор, А. Сергеев, Н. Апанасович, В. Богданов. 1969 г.

jazz4Эстрада танцевальной площадки Летнего сада. 1960-е годы

Валерий Евдощенко первым в Пскове стал играть инструментальные вещи в стиле «Битлз», а Евгений Лиханов соединил джаз с роком. Тогда повсюду звучали эстрадные оркестры – в педагогическом институте, в ДК профсоюзов, в ресторанах, кинотеатрах, в школах. Они были разные по уровню мастерства.
Но по энтузиазму, популярности у молодежи были равны, музыкантов тогда уважали. В 70–80-е годы это движение стало как-то угасать. Правда, позже возникали и превосходно играли ансамбль эстрадной и духовой музыки «Дилижанс», оркестр «Парад» под руководством А. Роора, биг-бэнд М. Литвака, оркестр Г. Княжевского в ДКП. Иногда на энтузиазме фанатов проводились целые джазовые фестивали и праздники духовой музыки, собиравшие десятки оркестров и тысячи благодарных слушателей.
Лишь тот, кто когда-то пел в хоре или играл в оркестре, может понять, какой душевный, пьянящий без вина подъем испытываешь, когда поешь или играешь с друзьями. «Завод», «кайф» – называют это между собою музыканты. И им в тот момент не нужны наркотики.

jazz5Евгений Шабанов (справа) играет на улице Пушкина у театра драмы. Август 2001 г.

В России и сегодня есть десятка два классных джаз-оркестров  уровня Г. Гараняна, А. Кролла, Ю. Афанасьева. Это жрецы, хранители жанра, это его ревнители и продолжатели. Но массовость, к сожалению, ушла. Остались посвященные мастера, обладающие безупречной техникой игры на инструментах, безграничной фантазией для импровизации, огромным опытом и знаниями, но, прежде всего, Талантом с большой буквы.
Сколько лет прошло, а память все еще воспроизводит лица молодых псковских музыкантов – гитариста В. Студинова, ударников Е. Шабанова, Е. Орлова, В. Давыдова, контрабасиста А. Солдатова, саксофонистов А. Кишмишьяна, Б. Паршина, В. Сажина, В. Сказаватова, трубача А. Сергеева, бас-гитаристов В. Степанова, Ю. Сергеева.
Сегодня предпочитают классные записи, звучащие из супер-музыкальных центров и компьютеров. Но для этого достаточно освоить технику. Думаю, что это все-таки скорее технический, а не творческий труд.
Мои ровесники должны были в совершенстве владеть музыкальной грамотой, играть на различных музыкальных инструментах, импровизировать, делать аранжировки. Наверное, я не прав и это ностальгия по увлечениям молодости? Ведь есть же сегодня в Пскове неплохой джазмен А. Галковский, братья В. и А. Мамедовы, молодой электробасист Ал. Богомолов, гитарист В. Горобец. Но Владимир Кольцов играет джаз в Америке, уехал туда и Григорий Смирнов, Анатолий Сергеев и Андрей Седлер работают в одном из лучших оркестров Балтии, Алик Федосеев пишет аранжировки в Москве. Судьба разбросала многих по городам и весям. Алик Никитин рано ушел из жизни.
Недавно, после похорон одноклассника, я медленно продвигался вдоль ряда старых могил и наткнулся на скромный обелиск – «Стрелков Петр Федорович»… Петька бойко играл на фортепьяно в 1-й детской музыкальной школе рок-н-ролл и «Чу-чу».
Я ему завидовал и старался, как мог, подражать. Он был взят добрыми людьми после войны из детдома, но узнал об этом только в 20 лет, случайно, от пьяной злой соседки во дворе на улице Гоголя. Был потрясен. Ушел из дома. Я упорно убеждал его, что стыдно так вести себя с людьми, которые воспитывали и кормили тебя два десятка лет. А он растерянно твердил: «Я не смогу говорить теперь этой женщине «мама» и «ты», нормально, как прежде, огрызаться…» В конце концов все утряслось. Отец и мать его были счастливы. Петька извинился. А мама его, плача, говорила: «Ничего, ничего, Петенька, ты не виноват… Ты не виноват…».
Рядом с пушкинским театром, у картин самодеятельных художников, псковичи, идущие на городской рынок, каждый день видят скромно одетого человека, играющего то на саксофоне, то на кларнете мелодии 50-х–60-х годов. Старожилы узнают Юрия Солнцева, в прошлом музыканта псковских джаз-бэндов. Было время, когда Юрия узнавали все, пропускали без очереди в кассу за билетом на новый кинофильм.
Мой институтский товарищ Миша Федоров, безвременно ушедший из жизни талантливый поэт, оказывается, написал стихи о Ю. Солнцеве. Я прочитал их в сборнике «Возвращение», вышедшем в Новоржеве в 1999 году, когда Миши уже не было среди нас. Пусть эти замечательные строки вернут на мгновения добрый Мишин взгляд на мир и тепло его сердца, которое откликнулось на игру музыканта поэтическим словом. Вечная тебе память, Михаил! Еще не раз в пронзительных стихах к читателям вернется твоя чистая любовь к России, псковской земле и к нам:

Рядом с пушкинским театром,
Где афиши мокнет лист,
Как посланник от Монмартра,
Душу рвет саксофонист.
Что навек уже забыто,
То не стоит вспоминать.
Желтым блюзом сквер укрытый
Раскрывается опять.
Только слышу – снова поле,
Чьи-то кони в ухо ржут,
Чьи-то губы, чья-то доля
И чужих костров приют.
Марокканской звездной ночью
Из восточных дальних стран
По барханам многоточьем
Тянет к дому караван…
…Мефистофель. Искуситель.
Тельник драный на виду.
Все, на что хотелось выпить,
В шляпу старую кладу.

Приняты в Союз писателей России…

В «полку» псковских писателей пополнение.

Решением приёмной комиссии Союза писателей России, в Союз писателей приняты поэт, переводчик, литературовед — Татьяна Рыжова, поэт Александр Павлов (Александр Себежанин) и публицист Валерий Павлов.
Членские билеты новым членам Псковской писательской организации вручил председатель Псковского регионального отделения Союза писателей России Игорь Смолькин.

Псковский литературный портал поздравляет новых членов Союза писателей России, желает вдохновения, новых литературных произведений, новых книг и благодарных читателей.

Общее собрание псковских писателей

6 марта 2015 г.
в помещении Псковского регионального отделения Союза писателей России
(г. Псков ул. Ленина д.3)
состоится общее собрание членов писательской организации.
Начало собрания в 17:00

В повестке дня:
— торжественное вручение писательских билетов новым членам Союза писателей России;
— обсуждение вопросов издательской деятельности;
— обсуждение текущей работы писательской организации;
— разное.

Поэтический конкурс “Донбасс, я люблю тебя!”

Министерство информации Донецкой Народной Республики и Государственный медиа-холдинг, в рамках проекта “Донбасс, я люблю тебя!” объявляют о старте поэтического конкурса.

Организаторы приглашают всех желающих принять участие в конкурсе и прислать на электронный адрес свои стихи на тему любви к родному краю. Двадцать пять лауреатов, отобранных по результатам конкурса, примут участие в съемках фильма “Донбасс – я люблю тебя!”. Работы присылать по электронному адресу: mininf-maya@yandex.ru. Пожалуйста, указывайте ваше имя (или псевдоним) и способ связи.

Источник: http://dnr-online.ru/news/startoval-poeticheskij-konkurs-v-ramkax-proekta-donbass-ya-lyublyu-tebya/ | Пресс-центр ДНР © http://dnr-online.ru

Наталья Лаврецова. Мужикам…

Наталья Лаврецова

Стихотворение дня

* * *

На Руси когда-то без причины
С чьей-то лёгкой повелось руки,
Самых дельных, терпеливых, сильных
Называть простецки – мужики!

Он, мужик, – он может дом построить,
Если надо – первым примет бой,
Он, мужик, не только в поле воин,
Если уж с тобой – то он с тобой!

Никогда с ним не бывает скучно,
К политесам разным не привык,
Говорим, взирая равнодушно:
«Что же взять с него – ведь он мужик!»

То порою спорят без причины,
Пьют вино, но, позабыв про страх,
Мужики по имени – мужчины
Очень тихо падают в полях.

Тост подымем – за таких красивых,
За простых, за наших мужиков,
На которых держится – Россия.
На которых держится – Любовь!

Кто вы, Homo sapiens?

Эдуард Петренко

Кто вы, Homo sapiens?

Я люблю размышлять о природе непростых человеческих отношений. Но привередливым философом меня делает не мой утонченный интеллект, а сама бурно текущая жизнь. Напрягая все имеющееся у меня извилины, я часто задумываюсь, почему сегодня разумные особи из вида приматов постепенно теряют интерес друг к другу? Почему исчезает в межличностных отношениях взаимное притяжение, заложенное самой Природой в такое общественное явление, как «homo sapiens»?
Конечно же, мне могут возразить. «А интернет, а «Skype» или, в конце концов, секс по телефону? Разве это не яркое свидетельство многократно возросшей человеческой коммуникабельности?
Да никто и не спорит. Виртуальная реальность для современного человека намного предпочтительней жестокой, иногда удручающей, действительности со всеми её техногенными и социальными катаклизмами.
Кому сегодня нужны эти беспрерывные «головные болячки», отражающие постоянно растущие цены и самоотверженную борьбу нашей деградирующей власти с инфляцией и коррупцией? Например, куда приятнее запереться в приватизированной квартире, повернуть ключ на два оборота, и с бокалом охлажденного «Мартини» внимать неистощимым «хохмам» Евгения Петросяна со товарищи.
И пусть хоть задохнется за стенкой от воплей сосед, умирающий от рака. Ведь я даже его имени не знаю, хотя мы живем на одной лестничной площадке уже более двадцати лет.
О каком общении вы говорите, если сегодня пренебрежительное молчание некоторых гениев-самозванцев в литературной среде является чуть ли не признаком интеллигентности и культуры человека? О каком воспитании молодых талантов может идти речь, если сам раздел воспитания убран из школьной программы?
Вот недавно скачал свой новый рассказ знакомому критику и уважительно приписал, дескать, буду очень признателен оценке моего скромного литературного труда. Он почти год упорно безмолвствовал, а когда я решился напомнить о своём существовании, критик небрежно промычал:
— Гм-м… Понимаешь, это не рассказ…
-А что?
-Это… картинка в формате заскорузлого соцреализма. Сегодня такая примитивная туфта не проходит. Понимаешь, сегодня нашему «не читающему народу» нужен, так сказать, междустрочный идейно-эстетический гламур. Чтобы от первого до последнего абзаца читатель оставался в загадочном невидении авторского замысла. Почитай Виктора Пелевина. Этот утонченный эстет знает, как заинтриговать недалекого обывателя. Один роман «Empire V» чего только значит.
Я с любопытством начал листать предложенный опус с не понятным, замысловатым названием, зная, что его автор уже давненько ходит в не официальном звании «современного Гоголя». Но когда натолкнулся на фразу, несущую без всякого семантического камуфляжа признаки отборной, непечатной лексики, в сердцах захлопнул книгу. Примитивный словарный запас «современного классика» никак не отвечал моим «гламурным» требованиям читателя. Какой тут «гламур», когда у писателя для нормального общения с читателем не хватает элементарных русских слов!
Да что там порушенная, обратная связь в литературе!
Взять ту же, не менее важную, сферу нашей жизнедеятельности, как медицинское обслуживание.
Я на приёме у врача всегда ищу живого общения и понимания. А он, глядя на меня, как сквозь стенку, безразлично спрашивает:
— На что жалуемся?
А через пять минут, выполнив одноразовую обязаловку по измерению давления( хотя по инструкции этот замер должен выполняться не менее двух раз), он, не моргнув глазом, выписывает мне рецепт на дорогущий импортный препарат, за распространение которого доктор, наверняка, получает солидные бонусы от какой-нибудь фармацевтической фирмы. Всё, приём закончен. Моё драгоценное здоровье превратилось в порядковую, формальную запись в регистрационном журнале, на основании которой врачу в следующем месяце начислят приличную зарплату.
Я как-то попытался опротестовать такое казенно-равнодушное отношение медицинского персонала. Но после этого в моей карточке появилась недвусмысленная запись оскорбленного терапевта: «склонен к психической неуравновешенности».
Естественно, после такого многозначительного диагноза на меня остальные врачи стали посматривать с боязливым недоверием. А вдруг начну кусаться или, не дай Бог, крушить медицинское оборудование? А, может быть, возьму да заору благим матом: «Да здравствует страховая, бесплатная медицина, самая гуманная медицина в мире!».
Вот поэтому я и стал всё чаще задумываться о сущности человеческих отношений. Соответствуют ли они радужным задумкам матушки-природы? Или двуногое биологическое существо под названием «homo sapiens» — всего лишь порождение непознаваемого, ирреального мира и априори ни в каком человеческом общении не нуждается?..

Приёмные дни псковской писательской организации

Псковское региональное отделение Союза писателей России доводит до сведения заинтересованных лиц расписание приемных дней.
Приём осуществляется в офисе организации по адресу г.  Псков ул.  Ленина,  дом 3
по вторникам, средам и четвергам с 15 до 18 часов.

Адрес и контактные данные.

Псковская книга — 2014

14-16 апреля 2015 года, в рамках XII Международного книжного форума «Русский Запад», традиционно состоится выставка печатной продукции «Псковская книга – 2014».

псковская книгаОрганизатор выставки – Псковская областная научная библиотека – представит из своего фонда книжные новинки 2014 года псковских авторов и полиграфистов. Чтобы выставка действительно стала демонстрацией псковской книжной культуры, к участию приглашаются  издательства, типографии, издающие организации нашего региона. Для издательств книжный форум «Русский Запад» является уникальной возможностью и современной площадкой представить свою продукцию для гостей и жителей Пскова.
Псковская областная научная библиотека предлагает выдвинуть книжные издания 2014 года для участия в областном конкурсе на лучшую издательскую продукцию «Псковская книга – 2014».
Конкурс проводится в следующих номинациях:
«Книга года»;
«Лучшее полиграфическое издание»;
«Лучшее литературно-художественное издание (проза, поэзия)»;
«Лучшее издание по истории края»;
«Лучшее издание по туризму».
Особая номинация конкурса – «Человек книги», в которой рассматриваются кандидаты, внесшие особый вклад в продвижении книги и чтения в Псковской области.
Подведение итогов и награждение победителей, согласно Положению о конкурсе, состоится на церемонии открытия XII Международного книжного форума «Русский Запад» 14 апреля 2015 года по адресу: г. Псков, ул. Профсоюзная, д.2, Псковская областная универсальная научная библиотека, (актовый зал, 1 этаж).
Информацию о выставке и конкурсе можно получить:
тел.: (8112) 72-84-15 – Наталья Александровна Дуброва, зам. директора;
тел.: (8112) 72-84-07 – Елена Григорьевна Киселева, зав. отделом краеведческой литературы;
тел.: (8112) 72-84-05 – Светлана Ивановна Ульданова, зав. отделом комплектования.


Положение о конкурсе на лучшую издательскую продукцию
«Псковская книга – 2014»

УСЛОВИЯ КОНКУРСА

1. В конкурсе могут принять участие зарегистрированные на территории области типографии, издательства, издающие организации различных форм собственности; авторы.

Спойлер

2. Порядок проведения конкурса:
• издающие организации и авторы выдвигают для участия в конкурсе лучшие образцы своей продукции 2014 года;
• издательская продукция и сопроводительная заявка участника конкурса предоставляются в Псковскую областную универсальную научную библиотеку (Псков, ул. Профсоюзная, д. 2), отдел краеведческой литературы до 1 апреля 2015 года.

3. Подведение итогов конкурса:
3.1. Состав жюри конкурса:
Малышева Ж. Н. – Председатель жюри конкурса, Председатель Государственного комитета Псковской области по культуре;
Голышев А. И. – Председатель Псковского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Военно-историческое общество», доктор культурологии;
Павлова В. И. – Директор Псковской областной универсальной научной библиотеки;
Волошин А. Е. – Врио директора Псковской областной типографии;
Смолькин И. А. – Председатель правления Псковского регионального отделения Союза писателей России;
Филимонов А. В. – зав. кафедрой русской истории Псковского государственного университета, кандидат исторических наук, профессор;
Левин Н. Ф. – псковский краевед;
Киселева Е. Г. – зав. отделом краеведческой литературы Псковской областной универсальной научной библиотеки;
Дуброва Н. А. – секретарь жюри конкурса, зам. директора Псковской областной универсальной научной библиотеки.

3.2. Номинации конкурса:

• Книга года
Награждается автор / организация.

• Лучшее полиграфическое издание
Награждается издательство.

• Лучшее литературно-художественное издание
Награждается автор.

• Лучшее издание по истории края
Награждается автор.

• Лучшее издание по туризму
Награждается автор.

• Человек книги (за вклад в популяризацию книги и чтения в Псковской области)

По усмотрению жюри конкурса, могут быть определены дополнительные номинации.

3.3. Издания, предоставленные на конкурс, заявителю не возвращаются, поступают в фонд Псковской областной научной библиотеки.

3.4. Организатор конкурса:
• ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека» при поддержке Государственного комитета Псковской области по культуре;
• Псковское региональное отделение Союза писателей России.

3.5. Подведение итогов конкурса и награждение победителей состоится на церемонии открытия XII Международного книжного форума «Русский Запад» 14 апреля 2015 года.

[свернуть]

 

Заявка участника конкурса на лучшую издательскую продукцию
«Псковская книга – 2014»

Наименование издания

Автор

Издательство

Краткая аннотация

Номинация конкурса

Презентация сборника «Словенское поле — 2014″

15 февраля 2015 года, в 15 часов, в библиотеке для детей и юношества имени В.А. Каверина (г. Псков, Октябрьский проспект, 7а) состоится презентация сборника стихов «Словенское поле — 2014».

Безымянный-1
В сборник вошли избранные произведения авторов – участников фестиваля «Словенское поле — 2014». Напомним, что фестиваль прошёл 26-27 июля 2014 года в Изборске и Пскове и был посвящён памяти одесского поэта Вадима Негатурова, погибшего от рук украинских националистов при пожаре в одесском доме профсоюзов.
Как и в предыдущие годы, сборник «Словенское поле — 2014» не поступит в широкую продажу. Издание является некоммерческим: его участники получат авторские экземпляры, остальной тираж будет распределён по библиотекам области, также часть тиража будет передана в Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск».
Для читателей единственная возможность получить экземпляр сборника – это посетить его презентацию.
Между тем, организаторами фестиваля предусмотрена возможность ознакомления со сборником «Словенское поле-2014» – в электронном виде. После презентации, его PDF-версия будет размещена на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России «Псковский литературный портал».

Начался приём заявок на конкурс поэзии им. Игоря Григорьева

С 1 января 2015 года начался приём заявок на конкурс лирико-патриотической поэзии «Ничего душе не надо, кроме Родины и неба» им. И.Григорьева, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

EmxCfxzh_o4Положение о конкурсе

I. Общие положения

Настоящее положение определяет основные цели, порядок, особенности при проведения конкурса им. Игоря Григорьева «Ничего душе не надо, кроме Родины и неба» (далее – Конкурс)
Организатором и учредителем Конкурса (далее – Организатор) являются:
— Санкт-Петербургское отделение Союза писателей России;
— Фонд памяти поэта и воина Игоря Николаевича Григорьева.
Организатор формирует Организационный комитет конкурса (далее – Оргкомитет) из известных деятелей науки и культуры, общественных деятелей, а также представителей Русской Православной Церкви.
Оргкомитет обеспечивает:
-равные условия для всех участников конкурса;
-широкую гласность проведения конкурса;
-организацию чествования победителей;
-освещение в средствах массовой информации итогов Конкурса.
Организатор формирует компетентную Конкурсную комиссию, которая выполняет функцию жюри на первом (отборочном) этапе конкурса.
При подведении финальных итогов конкурса из членов Оргкомитета с привлечением иных профессиональных экспертов формируется Финальное жюри, которое и определяет окончательных победителей Конкурса.
Конкурсная комиссия и Финальное жюри принимает решения большинством голосов.

II. Цели и задачи конкурса

Пробудить интерес и патриотические чувства к России, её великой истории, способствовать возрождению идеалов духовно-культурных традиций многовековой Руси.
Отдать долг памяти многонациональному советскому народу, выстоявшему и победившему в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.
Привлечь внимание к незаслуженно забытым именам и страницам истории, а на известные посмотреть с точки зрения их нравственности и духовности, русской национальной самобытности.
Способствовать возрождению идеалов добра, любви, жертвенности, отваги, самоотверженного труда и верного служения на благо Отечества.
Поддержать русский язык в России, в странах бывшего СССР и дальнего зарубежья.
Показать богатство, красоту, чистоту и глубину русского языка.
Пропагандировать русский язык как литературную, оценочную и нравственную основу русской цивилизации.
Поддержать на духовно-культурной основе объединение русского народа в России и за рубежом.
Выявить новые русские литературные таланты, представить их произведения читателям, литературоведам, издателям.

III. Условия проведения конкурса

В конкурсе могут принимать участие авторы, пишущие на русском языке. Место проживания и гражданство значения не имеют. Возраст участников не ограничивается.
Тематика представленных на Конкурс произведений должна соответствовать целям и задачам Конкурса.
Для участия в Конкурсе необходимо заполнить заявление (форма прилагается) с предоставлением данных об авторе (они необходимы для быстрой обратной связи, оперативной передачи информации, получения сведений о географии Конкурса). Сведения гарантированно не будут переданы третьим лицам.
Оргкомитет не рецензирует присланные произведения, не возвращает их, если они присланы по обычной почте, не вступает с авторами в дискуссию.
Итоги Конкурса широко рекламируются в Интернете.

IV. Конкурс проводится в несколько этапов:

— Первый этап:

Прием произведений на конкурс с 01 января 2015года по 31 мая 2015 года. Принимается от одного автора не более 3-х стихотворений (поэмы не присылать!) только в электронном виде, в ОДНОМ файле или прямо в письме вместе с заявкой на участие в Конкурсе. Пометка в теме: «Конкурс», — обязательна!

эл. адрес: nsovetv@mail.ru

— Второй (отборочный) этап: по итогам отборочного конкурса с 01 июня по 01 октября 2015 г. Конкурсной комиссией отбирается до 100 лучших финальных стихотворений (от каждого конкурсанта – одно лучшее произведение)

— Третий (финальный) этап:

Из 100 финальных стихотворений выбирается 15 лучших. Из пятнадцати лучших выбираются победители – (от 3 до 6 мест)

Таким образом, по итогам Конкурса Финальное Жюри определяет: финалистов (грамоты и подарки), лауреатов (дипломы и подарки) и победителей (дипломы, подарки, премия)

— Четвёртый этап:

Объявление итогов конкурса и церемония награждения

Объявление итогов конкурса и церемония награждения проводится на Международной научно-литературной конференции «Слово. Отечество. Вера», посвященной памяти поэта и воина Игоря Григорьева и писателей его поколения (сроки будут указаны позднее).

Заявка на участие в Конкурсе

В заявке требуется указать:

-Ф.И.О.

-Дата рождения
-Образование
-Страна проживания
-Фактический адрес
-Контактные телефоны
-Адрес электронной почты
-Дата заполнения
-Укажите, планируете ли вы возможность вашего присутствия на конференции «Слово.Отечество.Вера» во время церемонии награждения финалистов и победителей.
(да/нет)
-Стихи (до трёх произведений) без указания имени автора (имя только в заявке), т.к. стихи будут подаваться в Комиссию и Жюри с соответствующей шифровкой вместо Ф.И.О. автора.

Далее следует написать:

Я, ___________, предоставляя на конкурс им. поэта и воина Игоря Григорьева «Ничего душе не надо, кроме родины и неба» стихотворения, подтверждаю этим своё авторство, а также принимаю все условия Конкурса и не претендую на гонорар в случае включения представленных мною на Конкурс произведений в поэтический сборник по итогам Конкурса, если таковой будет издан.
Дата

Подпись

 

Источник публикации: Сайт памяти Игоря Григорьева

Игорь Изборцев стал лауреатом премии «Югра»

Как сообщает интернет-газета «ЮграИнформ» известный псковский писатель Игорь Изборцев (Смолькин) признан лауреатом международной литературной премии «Югра» в номинации «Проза». Премия присуждена за книгу «Всего лишь пепел.»

Помимо нашего земляка, экспертным Советом премии лауреатами за 2014 год стали:
-в номинации «Краеведение» — Владимир Петрович Андреев, Нижневартовск, за составление уникального словаря финно-угорского народа;
— в номинации «За пропаганду сибирской и дальневосточной литературы» — Виктор Васильевич Буланичев, Бийск, главный редактор альманаха «Бийский вестник»;
— в номинации «Публицистика» — Игорь Николаевич Шумейко (Москва), за книги последних лет, в т.ч. «Вторая мировая Перезагрузка», «10 мифов об Украине», «Русская водка. 500 лет неразбавленной истории», «Ближний дальний восток», «Краткий курс фальсификации истории» и другие;
— в номинации «Поэзия» — Николай Меркамалович Шамсутдинов, Ханты-Мансийск – Тюмень, за книгу «Моя Югра»;
— в номинации «Славянская книга» — Ярослав Голоубек (Чехия);
— в номинации «Славянская книга» — Карел Сыс (Чехия);

Кроме этого лауреатами премии признаны:
— Владимир Петрович Скиф, Иркутск, за поэтическое переложение «Слова о полку Игореве»;
— Вячеслав Ар-Серги (Вячеслав Васильевич Сергеев), Удмуртия, за пропаганду и переводы финно-угорской литературы.

Международная литературной премии «Югра», ежегодно проводится при поддержке Правительства ХМАО и Ханты-Мансийского банка. Торжественная церемония награждения лауреатов прошедшего года состоится 20 февраля 2015 года в Государственной библиотеке Югры.

Звезда и крест Станислава Золотцева

Владимир БЕРЯЗЕВ

ЗВЕЗДА И КРЕСТ СТАНИСЛАВА ЗОЛОТЦЕВА

Эссе

Мы дружили последние 10 лет.
Зацепились друг за друга в конце 90-х на одном из пленумов СП России, вспомнили первую встречу, когда он был одним из руководителей последнего Всесоюзного совещания молодых писателей, а я — семинаристом, в числе других принятым тогда в СП. С той поры, с эпохи катящегося под откос Союза, я запомнил его вдохновенный пафос в моменты, когда он начинал рассуждать о поэзии, о русской или британской, о настоящей, подлинной, высокой, о той, которой служил с самой юности, даже с детства, будучи привит к ней, как яблоневая почка к большому стволу, — привит в саду деда под Псковом, отцом с мамой, сельскими учителями, всю жизнь проработавшими в пушкинских местах, неподалёку от Михайловского и Святых гор, а позже — в Ленинградском университете, где получил блестящее филологическое образование.
Поэзия была его воздухом, его смыслом существования, благо — в советские времена можно было жить только этим: читать, писать, ездить по всему Союзу в командировки, выступать перед слушателями на всём пространстве от Камчатки до любимого Таджикистана, от родных североморцев до разливанно-поэтических грузин, можно было писать многостраничные письма друзьям-поэтам — Вишнякову в Читу и Кобенкову в Иркутск, а иногда по часу висеть на телефоне, обсуждая с теми же адресатами ту или иную публикацию.
Благословенные времена. Нам, в пору взросления и зрелости, были суждены катакомбное существование и глухота 90-х, Мы, родившиеся на рубеже 60-х, увы, так и не узнали и не увидели в лицо своего читателя. Но порода была одна, и мы сблизились.
Он был поздним ребёнком вернувшегося с войны русского солдата, желанным, драгоценным, ему было завещано то, чего не смогли достичь родители, что сохранял как заповедную тайну дед, что они пронесли сквозь пламя социальных катастроф всепожирающих войн. Это — Пушкин, Россия, вера в справедливость и верность Словенским ключам, что бьют у подножия Пушкинских гор. Вот исток его душевного склада, вот основа того парадоксального единства, которое в напряжённо сжатом виде было явлено в одном из лучших его стихотворений «Звезда и крест»:

И под русским крестом,
и под красной звездой
Упокоен отец мой навечно,
Под крестом из могучей сосны вековой
И под звёздочкой пятиконечной.
Под крестом православным
покоится он
И под красной советской звездою —
Потому что когда был в купели
крещён,
Русь ещё называлась святою.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
И над русской землёй, золотой и седой,
«Спи отец!» — говорю я сквозь слёзы.
Спи под русским крестом
и под красной звездой,
Рядом с мамой у белой берёзы…
Спи, отец, — созидатель
и воин страны,
Что была и пребудет святою,
Под крестом православным
из красной сосны
И под русской высокой звездою.

Золотцев с особенной сердечной болью, с метаниями и приступами отчаяния переживал разрыв времён, попытки вытоптать, выжечь, оболгать, осквернить эпоху, в которой жили, воевали, строили и любили, боролись и часто были счастливы наши родители и деды. Слава Богу, что этот тёмный период нигилизма и ненависти уже позади, даже отдельные литераторы, возглавлявшие это либеральное беснование, публикуют ныне пространные покаяния о своих заблуждениях.
Но Станислав Золотцев, как и многие другие русские поэты, заплатил за это своим сердцем, честным и доблестным сердцем, вместилищем всемирно отзывчивой и светлой души, сердцем, которое, по словам хирургов, было истерзано, истрёпано в прах. Он лишь несколько лет назад опубликовал на страницах нашего журнала «Сибирские огни» большую статью «Время гибели поэтов» о том, что в 90-е годы в России ушло из жизни поэтов и писателей едва ли не больше, чем в Великую Отечественную войну. В результате и сам, хоть и немного позже, оказался в их числе.
Станислав Золотцев был верным работником и одним из самых активных авторов нашего журнала, любил повторять, что большая честь быть ведущим критиком и публицистом старейшего в России «толстого» журнала. За последнее десятилетие он опубликовал в «Сибирских огнях» роман-исследование «Искатель живой воды» о Сергее Маркове, документальную повесть «Непобеждённый?..» о своём участии в защите Белого дома в октябре 1993-го, страницы псковского дневника «Перезвоны Словенских ключей», большое эссеистическое повествование «Нас было много на челне…» о сибирских поэтах М. Вишнякове, А. Кобенкове и А. Казанцеве, статьи, очерки и рецензии на книги Ю. Кублановского, С. Куняева, Т. Четвериковой, а также цикл стихотворений.
…И уход Станислава Золотцева напоминал сюжет из истории русской литературы. После прощания в ЦДЛ из Пскова пришла машина с почётным караулом. Гроб перенесли в военный грузовик и флотский офицер Золотцев отправился в последний путь подобно Пушкину через всю заснеженную среднюю Россию под охраной своих сухопутных собратьев-ратников. Земляки встретили его всем городским сообществом, забыв о прежних нестроениях, и проводили как героя под гром прощального салюта на Солдатском кладбище.

Эссе опубликовано с личного разрешения автора. Источник публикации — журнал «Сибирские огни» № 4 — апрель 2008

Смерть – поэту не ко двору…

Станислав Золотцев
(21.04.1947-04.02.2008)

*  *  *

«Тяжело дышать, давит…»
Последние слова А.С. Пушкина.

«Даль, скажи мне правду, скоро ль я умру?»
Из воспоминаний Казака Луганского (Владимира Даля)
о смерти А.С.Пушкина

Тяжело дышать, давит…
Открываю словарь Даля,
где любая строка дарит
больше, чем любая страна,
кроме той, где дышать столь тяжко,
что и в зиму – грудь нараспашку,
и душа обнажена.

Кроме той страны, где двужильным
надо быть, живя, как в давильне, –
только нет её изобильней
ни на кровь, ни на слова…
Тяжело дышать, давит!
А слова жалят и славят.
А словарь подобен державе,
где последний раб – голова.

Тяжело дышать, давит…
Открываю словарь Даля:
«Даль, скажи мне, скоро ль умру?»
…Как луганский казак, отчаян,
молвит православный датчанин:
«Смерть – поэту не ко двору!»

2003 г.

*  *  *

Нас всех уравняет в гражданских правах
Сырая земля,
За гордость, за дерзость, за удаль, за страх
Платить нам веля.
По самой высокой, последней цене
Заплатит любой.
Никто не похвастает, что уцелел,
Застигнут судьбой,
Судьбою, в которой венчальный итог –
Сырая земля.
Заплатит любой – и глупец , и пророк –
Казною звеня,
Казной, обращаемой в нежиль и прах –
В сады и поля.
Нас всех уравняет в гражданских правах
Сырая земля.
Не зря ее матерью кличет народ
Веков испокон:
Мать сына зовет, как настанет черед –
Пора на покой…

Так что ж нам друг друга сейчас не жалеть,
Пока мы живем.
Так что же нам общей судьбой не болеть
На шаре земном,
На русской земле, что горит от потерь –
Хотя бы на ней.
И это гражданское право теперь
Всех прочих сильней.