Поздравляем Ларину Федотову с юбилеем

8 января 2016 года
исполнилось 80 лет
замечательной псковской поэтессе
Ларине Федотовой

ФедотоваЛарина Викторовна Федотова родилась в деревне Пахтеево Череповецкого района Ленинградской области. Во время войны была в оккупации в Невельском районе.  Работала на радиозаводе в г. Касли на Урале, потом в г. Снежинске на военном производстве. Первый сборник стихов «Аленушка» вышел в 1981 году в Москве. В 1983 г. переехала в г. Псков.

Первые публикации стихов были уральских газетах, далее публиковалась в журналах: «Урал», «Уральский следопыт», «Крестьянка», «Наш Современник», «Ceвep», «Русская провинция», а так же в многочисленных литературных сборниках.
ЛФЗа книгу стихотворений «Глагол» — лауреатский (Москва, 1993 год) получила диплом лауреата Министерства культуры России.
Автор 14 сборников стихов, печаталась в псковских и центральных газетах и журналах. Член Союза писателей России с 1991 г.

Псковское региональное отделение Союза писателей России — поэты и писатели Псковщины от всей души поздравляют Ларину Викторовну с юбилеем, желают здоровья, счастья,  благополучия и творческих удач и новых замечательных стихов.

С Рождеством Христовым!

ikonaДорогие друзья, коллеги!
В эти святые дни Бог особенно близок нам! Он явился в мир! С нами Его любовь! Его благословение! Его благодать! Надо лишь отворить двери сердец наших, чтобы спасительная рождественская радость стала нашим самым добрым и желанным гостем, чтобы изгнала она всю нашу нечистоту, недоброту, зломыслие и зложелания! Чтобы, обновленные и очищенные, встретили мы восход Солнца Правды – Богомладенца Христа! Чтобы благоухание веры, надежды любви, милосердия исполнило наши души и сопутствовало нам во вся дни предстоящего года! Чтобы вместе с преображающимся нынче миром преображались и мы!

Поздравляю вас с праздниками Рождества Христова, Богоявления и Новолетия!
Пусть Бог неотступно пребывает с нами и хранит нас!

Председатель правления
Псковского регионального отделения
Союза писателей России
Игорь Смолькин

Новые поступления в нашу библиотеку

PLPС 2014 года на Псковском литературном портале формируется электронная библиотека.  Все представленные в ней книги доступны для онлайн-чтения и скачивания, на безвозмездной основе. Размещение книг в библиотеке происходит исключительно с разрешения обладателей авторских прав.

Представляем последние поступления 2015 года:

Этот день мы приближали, как могли. Писатели Псковщины о войне и победе / Псковское региональное отделение Союза писателей России. – Псков, 2015. – 408 с.

«НИЧЕГО ДУШЕ НЕ НАДО, КРОМЕ РОДИНЫ И НЕБА»: 2-й Международный поэтический конкурс им. И. Н. Григорьева / сост. Н. В. Советная. – СПб., 2015. – 240 с.
ISBN 9-785-906782-82-3

СЛОВО. ОТЕЧЕСТВО. ВЕРА: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию поэта Игоря Николаевича Григорьева (Санкт-Петербург, Пушкинский Дом, 13 ноября 2014г. ) / сост. Н. В. Советная. – СПб., 2015. – 216 c.

Анатолий Андреев «ЗА БУЙКИ» Книга рассказов. – Минск, «Четыре четверти», 2013. – 384

Анатолий Андреев «Вселенная не место для печали». Повести. Минск, «Мастацкая літаратура», 2013. – 365 с.

Подробнее о книгах и их авторах в нашей библиотеке.

Отчёт правления Псковского отделения СПР за 2015 год

Отчет Правления Псковского регионального отделения
Союза писателей России
за 2015 год

Завершился 2015 год, очередной год нашей жизни, который обрел свое собственное наименование – год литературы. Высокое, что ни говори, имя. Даже если учесть, что когда-то, в 19 веке, наши предки переживали век литературы, Золотой век. Позже, в веке 20-м, были пятилетки литературы. И вот в 21-м веке – год. Достойное времени продолжение. А что дальше? Месяц литературы? Неделя? День? Но это, конечно, будем надеется, останется шуткой. А если серьезно, то минувший год литературы нес в себе много ожиданий и надежд, наверное, каждый из нас, писателей, ждал, как чуда, добрых для себя известий такого, например, рода: вам дается возможность издать книгу ваших произведений. Что может быть желанней авторской книги? Увы, не случилось. Не настолько щедр оказался к нам год литературы. Но все же, кое-чем он нас одарил.
И прежде всего, это наш общий совместный труд, посвященный 70-летию великой победы, сборник «Этот день мы приближали, как могли…».
Работу подняли большую. Отсев материалов был очень жестким. Правление и редакционная коллегия заседали не один раз. В итоге книга получилась достаточно хорошей.
Первый раздел сборника посвящен творчеству писателей-фронтовиков, через чьи произведения тема войны прошла красной нитью: Ивана Васильева, Елены Морозкиной, Семена Гейченко, Евгения Маймина и других. Далее представлены произведения, прославляющие трудовой подвиг, рассказывающие о послевоенном времени и сегодняшнем дне. Тираж сборника — 1 тысяча экземпляров.
Представление издания началось с Пушкинского праздника. Из Пушкинских Гор в этот же день поехали в Бежаницы. Потом презентации книги прошли в Опочке, в Печорах, в Новом Изборске, в Острове, в Стругах Красных. Все школы и библиотеки области получили сборник в подарок. То есть у книги сразу сложилась хорошая судьба и в таком же духе все продолжается. Так в областное управление образование наша организация передала 100 экз. книги, а в фонд областной библиотеки и вовсе 150 экз.
Итак, год литературы…
Начало было положено в селе Карамышево Псковского района, где начал работу духовно-просветительский, историко-краеведческий центр. Его торжественное открытие и стало первым мероприятием в рамках Года литературы в Псковской области. Поздравить жителей района с этим событием приехал Губернатор Псковской области Андрей Турчак, по распоряжению которого из областного бюджета были выделены средства на ремонт помещения Центра. В мероприятии участвовали многие члены нашей организации. С тех пор в Карамышевской библиотеки мы частые гости.
В начале марта председатель правления писательской организации принял участие в мероприятии под названием «День православной книги», где он выступил с докладом.
Достаточно серьезным мероприятием этого года, в котором Супер Обложкапринимала активное участие писательская организация, стал XII Международный книжный форум «Русский Запад», проходивший в Пскове 14-16 апреля. В рамках форума проводился областной конкурс на лучшую издательскую продукцию «Псковская книга – 2014». Членом жюри как обычно являлся председатель правления писательской организации. По итогам конкурса лучшим литературно-художественным» изданием признан сборник псковских писателей «Нам свыше Родина дана».

6 мая в д. Борки Великолукского района Псковской области прошел праздник фронтовой поэзии.

DSC_4677

Надо отметить, что это единственный в России праздник фронтовой поэзии, традиционно проводимый в литературном музее им. И. А. Васильева п. Борки, в этом году, 31-й по счёту, состоялся 6 мая — в день Святого великомученика Георгия Победоносца. В празднике приняли участие губернатор Псковской области А.А. Турчак, глава Великолукского района С.А. Петров., председатель комитета культуры Псковской области Ж.Н. Малышева, поэты городов России, в том числе псковские писатели. Вел мероприятие Валентин Курбатов.
Ярким событием минувшего года стал традиционный 49-й Всероссийский Пушкинский праздник поэзии, в котором как и всегда приняли участие русские писатели из разных регионов России и зарубежья. На пушкинской поляне выступали поэты Константин Скворцов, Вячеслав Купиянов, Юрий Перминов, Геннадий Красников, Марина Ахмедова и др. Был организован выезд на Пушкинскую поляну большинства членов нашей организации.
1В июле в Старом Изборске в очередной раз проходил поэтический фестиваль «Словенское поле», который в последние годы собирает лучшие поэтические голоса России. Так в этом году в работе фестиваля приняли участие более 60 поэтов из разных уголков России и зарубежья. По итогам фестиваля издается поэтический сборник. Большое спасибо за отличную организацию работы фестиваля члену Правления Андрею Бениаминову.
Его деятельность на ниве писательской организации не исчерпывается фестивалем. Он также курирует работу Псковского литературный интернет-портала, который стал настоящим литературным, культурным вестником псковского региона, да и всего Северо-Запада России.
Важным и интересным мероприятием, посвященным Году литературы, стал вечер в большом зале Городского культурного центра «Русский язык — язык общения народов мира». На нем состоялась презентация журнала «Земное время» (распространяется в 40 странах), которую провел президент Международной ассоциации писателей и публицистов Андрей Корсаров. Актер Рустем Галич представил моноспектакль «Бал поэтов», в котором приняли участие студенты областного колледжа искусств. В числе организаторов вечера были псковская писательская организация, Общественная палата Псковской области, общественная организация «Сакта».
23 декабря мы приняли участие в фестивале «По страницам Года литературы: проекты, имена, события», в рамках которого состоялся акт передачи в дар областной библиотеке 150 экз. книги «Этот день мы приближали, как могли…»
Много мероприятий проходило в библиотеках, в которых участвовали многие члены писательской организации.
Так, большой отклик получил юбилейный вечер Натальи Лаврецовой в историко-краеведческой библиотеке, на которой собрались многие ценители поэзии и поклонники творчества Натальи Лаврецовой.
Достаточно интересно прошли презентаци новой книги Людмилы Тишаевой «Дождь на ресницах» в библиотеке «Родник» и альбома «Души две дивные стихии» Ирена Панченко.
15 октября в Литературно-художественной гостиной псковских писателей состоялась презентация новой книги псковского поэта Валерия Мухина «Русская песня», которая по праву может быт названа событием года литературы. К сожалению, из-за позднего срока издания она не смогла претендовать в этом году на соискание звания лауреата премии администрации Псковской области.
IMG_3673 -В этом году десять псковских авторов приняли участие во Вторым литературным чтениям Игоря Григорьева «Слово. Отечество. Вера» в Санкт-Петербурге. По итогам второго ежегодного Международного конкурса лирико-патриотической поэзии им. Игоря Григорьева (1923-1996) «Ничего душе не надо, кроме родины и неба», несколько псковичей стали лауреатами поэтическом конкурсе, который ежегодно проводится в память поэта Игоря Григорьева. Так второе место получил Савинов Владимир Борисович, а третье — Бениаминов Андрей Геннадьевич
Несколько наших писателей также награждены медалью «Поэт и воин Игорь Николаевич Григорьев (1923–1996)»
Как члены жюри, псковские писатели принимали участие во всех сколько-нибудь значимых литературных конкурсах региона. Так с нашим участием были определены победители литературных конкурсов «Пасхальный фестиваль» и «Чернильница».
В этом году правление регионального отделения рассмотрело шесть заявлений на прием в Союз писателей. Два человека уже получили свои билеты, двое еще ждут решения из Москвы: приемная комиссия заседает очень редко, а очередь большая.
Уже семнадцатый год работает Литературная гостиная на Рижском, 64. Большинство презентаций книг начинается там. И там же впервые представляются новые имена. Многие из тех, кто раньше приходили в Литературную гостиную просто как слушатели, уже давно пишут сами — прозу или стихи. Несколько лет действует Литературная гостиная и в Пушкинских Горах.
В течение года председатель правления неоднократно представлял псковскую писательскую организацию и весь наш регион на различных мероприятиях Российского масштаба.
В апреле участвовал в мероприятиях, посвященных Году литературы, в Санкт-Петербурге. В днях Российской литературы и заседания выездного секретариата в союза писателей России республике Саха (Якутия).
В сентябре в мероприятиях, посвященных Году литературы, в республике Дагестан, в рамках которого произошло открытие первого в России театра Поэзии.
В ноябре принимал участие в работе пленума Союза писателей в Москве и в работе Всемирного Русского Народного собора.

Итак, год литературы завершился, но жизнь наша продолжается, продолжается творческий процесс, появляются новые произведения, которые уже ищут пути-дорожки к грядущему читателю. Что ж, всем нам желаю творческих успехов, здоровья и благополучия в Новом году.

Председатель правления
Игорь Смолькин

Умер Иван Калинин

КалининПсковское региональное отделение Союза писателей России с прискорбием сообщает, что ушел из жизни наш друг, коллега, член Союза Писателей России Иван Егорович Калинин – талантливый, самобытный писатель, посвятивший свое творчество родному городу, славным страницам его истории, его героям, знаменитым людям и рядовым жителям – своим современникам.

Мы привыкли видеть Ивана Егоровича рядом, советоваться с ним, опираться на его дружеское плечо.  И вот его нет – ушел в путь всея земли. Нам будет его не хватать!

Выражаем самые искренние соболезнования родным, близким, друзьям и всем, кто знал Ивана Егоровича Калинина, любил его, дорожил дружбой с ним!

Вечная ему память!

Фестиваль «Словенское поле» претендует на «Народное признание»

Поэтический фестиваль «Словенское поле»
и его организатор Андрей Бениаминов
выдвинуты на соискание премии «Народное признание 2015»
в номинации «Талант».

Словенское полеКак сообщает Псковское агентство информации, Николай Рассадин, приславший заявку, считает, что Андрея Бениаминова и фестиваль следует удостоить премии за сохранение и развитие культурных традиций в области литературы. «За годы проведения фестиваля он стал литературной визитной карточкой Псковской области. Неоценимый вклад в организацию и проведение фестиваля вносит член Псковского отделения Союза писателей России, поэт Андрей Бениаминов», — пояснил он.

Первый тур голосования начался 30 декабря 2015 года и продлится до 18:00 5 февраля. Правила голосования опубликованы на странице Псковского агентства информации: http://informpskov.ru/news/199043.html

Всего в номинации талант заявлено 13 претендентов. На момент публикации этого материала фестиваль «Словенское поле» набрал 13 голосов и занимает 6 место.

С Новым годом!

СНГДорогие друзья!
Псковское региональное отделение Союза писателей России,
оргкомитет поэтического фестиваля «Словенское поле»
от всей души поздравляют Вас с Новым годом!
Желаем счастья, здоровья, благополучия, вдохновения
и новых талантливых произведений.
Добра и мира в новом 2016 году.

По страницам Года литературы с областной универсальной библиотекой

logo23 декабря 2015 года в 15 часов областная универсальная библиотека приглашает всех неравнодушных к литературе и творчеству в актовый зал (ул. Профсоюзная, д. 2, первый этаж) на фестиваль «По страницам Года литературы: проекты, имена, события».

Областная универсальная библиотека представит свои лучшие проекты в Год литературы. «Литературная карта Псковской области», проект «Поддержи Чехова!» и многое другое, что было призвано привлечь внимание и власть имущих, и обычных жителей Псковщины к литературе вообще и псковской литературе, в частности.

Ключевым моментом Фестиваля станет подведение итогов и награждение победителей областного литературно-краеведческого фестиваля-конкурса им. Е. А. Изюмова «У каждого в судьбе своя звезда…!», который был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году литературы. 

Подробнее на сайте библиотеки.

Об итоговом собрании Псковской писательской организации

PLP25 декабря 2015 года

в Псковском региональном отделении
Союза писателей России

(г. Псков ул. Ленина д.3)

состоится общее собрание
членов писательской организации
Псковской области.

Тема собрания:
подведение итогов работы организации за 2015 год.

Начало в 17:00

Мороз заблудился! Предновогодняя литературная гостиная

17 декабря 2015 года
Литературно-художественная гостиная
с темой «Мороз заблудился»
спешит подвести итоги года уходящего и встретить
Новый год раньше всех

vetka1

Это последняя гостиная в уходящем году и, безусловно, она будет праздничной. Предлагаем всем внести свою лепту в общее хорошее настроение. Пироги и чай обеспечены, разнообразие праздничного стола (со стороны участников) другими продуктами и напитками — приветствуется.
В ходе праздничного вечера уместны шутки, потешки, пересмешки, розыгрыши и, конечно, недолгие посвящения Новому году. Неприемлемы скука и уныние.
Ожидаем мужчин при галстуках и женщин на каблучках.
Год был хороший, надо проводить его по-доброму и загадать желания на год грядущий.

Начало мероприятия в 18:00
Просьба — не опаздывать.

Псковичей приглашают на встречу с Галиной Черниковой

10 декабря в 15 часов
в актовом зале Псковской областной универсальной научной библиотеки
состоится встреча Галиной Черниковой

Галина Федоровна Черникова, доктор филологических наук, с 1957 года живёт в Румынии, более 30 лет преподавала русскую филологию в университете г. Тимишоара.
Летом этого года Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В. А. Каверина получила от нее в дар коллекцию книг с автографами, письма видных деятелей литературы и культуры России, с которыми она встречалась, вела переписку, дружила.

Галина Федоровна решила все это безвозмездно передать в Россию. «Этот дар должен быть чистым, как чувства этих умерших людей ко мне и мои к ним», — пишет она в письме, обращенном к сотрудникам библиотеки им. В.А. Каверина, и поясняет, что первоначально хотела передать коллекцию в Пушкинский Дом, но потом решила подарить ее Пскову — библиотеке, которая долгие годы хранит память о ее друзьях — Вениамине Каверине и Лидии Тыняновой. «Я не хотела бы «захоронения» этих книг и писем в каких-нибудь архивных папках, не доступных людям».
Подаренная коллекция включает в себя книги с автографами Вениамина Каверина, 34 письма Кавериных к Галине Черниковой, тисненую папку — подарок писателя, записки Галины Федоровны Черниковой о Каверине. Кроме этого, письма и открытки Дмитрия Лихачева, Сергея Ермолинского, Ольги Арбениной («музы» О. Мандельштама, Н. Гумилева, М. Кузмина и ряд редких изданий начала XX-го века: прижизненное издание Л. Толстого («Анна Каренина», 1905г.), «Остров доктора Моро» Уэллса (1904г.), томик О. Мандельштама «Вторая книга» (1923г.), подаренный Галине Черниковой Ольгой Арбениной-Гильдебранд, и еще несколько уникальных книг.
По словам Г.Ф. Черниковой, она многократно обращалась в различные инстанции в России с просьбой помочь ей с вывозом книг в Россию, но везде получила отказ. И только в Псковской области к ее письму отнеслись с должным пониманием и сделали почти невероятное — за несколько недель ее многолетнюю мечту претворили в жизнь.
В своих письмах в библиотеку Галина Федоровна просит выразить особую благодарность МИД России и Территориальному органу — Представителю МИД России в городе Пскове, Посольству РФ в Румынии и Администрации Псковской области, в частности, первому заместителю Губернатора области В.В. Емельяновой за проявленный интерес и активное содействие в доставке коллекции из Румынии в город Псков.

Информация предоставлена
Псковской областной библиотекой для детей и юношества
им. В.А. Каверина

Фотографии с сайта Государственного комитета Псковской области
по культуре : http://culture.pskov.ru/ru/news/event/11973

Дни Евгения Шешолина в Пскове

8-10 декабря 2015 года
Центральная городская библиотека приглашает на
Дни Евгения Шешолина в Пскове

(Россия – Латвия – Армения – США).

shesholin n baner

В программе:

8 декабря 13 часов – Встреча с поэтом, членом Союза писателей России, издателем Геннадием Рябовым (Россия, Санкт-Петербург).

8 декабря 17 часов – Моноспектакль по стихам и письмам Евгения Шешолина Театра-студии «Йорик» (Латвия, Резекне)

9 декабря 17 часов — «…Ищите меня среди слов»: литературный вечер, посвященный 60-летию поэта Евгения Шешолина(1955 – 1990)
На вечере пройдет презентация персонального сайта поэта Евгения Шешолина, премьера книги Евгения Шешолина «Земля, распаханная Ноем» (Рига, 2014), международная скайп-конференция с друзьями поэта (США, Сиэтл — Нью-Йорк), встреча с современными авторами, открытие книжной выставки «Под покровом Майи. Поэтический андеграунд 40 лет спустя» .

10 декабря 17 часов — «Читая Евгения Шешолина»: открытие выставки графики Илмара Рудзиша (Латвия, Резекне).

Программа проходит при поддержке Управления культуры Администрации города в рамках Года литературы в России.


 

Справка:
shesholin2Евгений Петрович Шешолин родился 9 декабря 1955 года в г. Краслава (Латвия), большую часть своей жизни прожил в Пскове, здесь написал книгу «Измарагд со дна Великой», которая выдержала уже ни одно издание, но по-прежнему является раритетом.
Трагически погиб в г. Даугавпилс (Латвия) в 1990 году.
Сейчас поэзия Евгения Шешолина открывается читателю, его называют поэтом, который «чувствовал вечность за своей спиной и пульс исполинского сердца мира», изданы сборники его стихов, написаны книги о его жизни и творчестве, проводятся международные литературные конференции в Латвии.

Информация предоставлена Центральной городской библиотекой г. Пскова

Миссия русской литературы в контексте информационного противостояния цивилизаций

МИССИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

(НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА ИГОРЯ ГРИГОРЬЕВА)

Доклад доктора филологических наук, профессора  кафедры теории литературы Белорусского государственного университета Анатолия Николаевича Андреева на второй Международной научной конференции «Слово. Отечество. Вера», посвященной памяти поэта Игоря Николаевича Григорьева.

Anatoliy Andreev1.
Хочется быть безбрежным, как поэзия Игоря Григорьева. Поэтому позвольте мне начать издалека, но по существу и в русле заявленной темы.
Я тридцать пять лет прожил в Беларуси, прежде чем понял то, о чем сейчас собираюсь говорить. Меня с самого первого дня пребывания в Белоруссии (отсчет идет с 1979 года, тогда еще страна называлась именно так) поразило и удивило в белорусах качество, выразить и описать которое я смог относительно недавно.
Я сразу почувствовал, что они иные, не такие, как русские.
Постепенно я понял, что разгадку белорусскости (назовем это так) следует искать вовсе не в этнопсихологии, как это предлагается на каждом шагу. Природа белорусскости (как, собственно, и всех остальных наций) формируется на ином информационном уровне – на уровне ментальности, которая отличается от этнопсихологии тем, что включает в себя когнитивные элементы, моменты концептуального отношения к миру. Ментальность характеризуется умением нации осваивать мир более-менее сознательно (поэтому иногда эта особенность описывается размытым термином национальная идея). Этнопсихология же (то самое коллективное бессознательное) адаптирует матрицу ментальности к той реальности, в которой существует нация. На уровне этнопсихологии формируется мироощущение, на уровне ментальности – мировоззрение.
Таким образом, ментальность и этнопсихология, будучи относительно автономными составляющими целостного информационного образования, соотносятся как высшее и низшее измерение, при этом информационный контроль за качеством национального (само)сознания (ментальности в широком смысле) сохраняется за более высоким уровнем.
А теперь о главном. В течение двадцати с лишним лет после развала Советского Союза белорусы из части русского мира, которой они де факто являлись, медленно-ползуче, однако неуклонно, в каком-то хтоническом алгоритме болотного заглатывания, превращаются (пока что далеко не все) в аморфную и очевидно антирусскую субстанцию. Перестают быть частью русского мира.
Почему? Что, собственно, произошло?
Полагаю, произошло следующее: этнопсихологии как не материальной, но вязкой стихии удалось навязать ментальности бессознательную потребность в иной, не русской картине мира. Речь идет об изменении информационной структуры ментальности под воздействием коллективного (да и личного) бессознательного. Именно здесь происходят изменения, невидимые глазу, но при этом самые существенные.
Хотим мы того или нет, нам приходится определять себя в отношении ценностей, – прежде всего и главным образом, высших культурных ценностей. Они, так сказать, пронизывают нашу жизнь, словно невидимый свет. Русский человек, поддающийся социализации, воспитывается всей своей историей и культурой как нравственно-философски ответственная личность (в идеале). Во всяком случае, русская культура регулярно и успешно воспроизводит тот слой людей, которые умеют мыслить и чувствовать в формате ответственности перед историей, истиной, добротой, красотой. Русская интеллигенция – именно такая духовная порода.
Достижения русских в области культуры (прежде всего художественной, и в первую очередь художественной словесности) настолько значительны, что они могут позволить себе роскошь быть искренними и правдивыми и, соответственно, требовать этого от других. Эти русские все явления оценивают по гамбургскому счету: так научила их история. И они только выигрывают от своего максимализма (хотя страдают от него же). Ментальность нации неуклонно совершенствуется по линии возрастания начала сознательного (хотя параллельно идет и вечный обратный процесс, куда ж без него – процесс культивирования дремуче-иррационального, «исконно-посконного», того, что обитает в дебрях психэ etc.). Это особенно хорошо видно на примере литературы, которая обозначила и разработала главный духовный сюжет человечества: превращение человека в личность (этнопсихологии – в ментальность, если угодно). Русские разобрались в себе с помощью литературы – и одновременно узаконили литературу как способ духовного производства человека.
Если коротко – это всемирно-историческое достижение. Русские вобрали в свою ментальность колоссальной сложности культурный код.
Вот почему просвещенным русским быть достаточно трудно.
Определим ценности русских с функциональной стороны: они способствуют формированию личности, создают климат для духовного производства человека, обладающего нравственным, философским и политическим кругозором.
Что касается белорусов, то их размытая до поры до времени идентичность, тяготеющая к невыявленному пока толком ядру ценностей, принципиально иная. Оказалось, что их история, как они ее понимают, научила их одной экзистенциальной вещи: не высовываться и получить шанс выжить любой ценой. Ключевое слово – любой.
Этнопсихология белорусов, увы, стала их ментальностью. Это очень печальная, потому что антикультурная, история.
Речь не о том, что белорусы плохие и убогие, а русские – красавцы с широкой душой и ясной мыслью, просто блистающей на челе. Речь об информационной структуре коллективного бессознательного, по матрице которой воспроизводится интеллигенция, то есть тот класс, который считается умом нации, вырабатывает национальную духовность. Белорусское коллективное бессознательное оказалось усеченным «на голову», то есть ровно на тот самый информационный сегмент, который отвечает за выработку духовности.
Казалось бы, хотят белорусы быть самими собой. С ментальностью или без оной. Что в этом плохого?
Если быть самим собой означает реализовывать свой культурный потенциал (то есть все же культивировать ментальное измерение в противовес бессознательному) – то это хорошо. В таком случае белорусы будут уважать русских – не за то, что они русские, а за то, что их усилиями культура продвинулась далеко вперед. Культурный культурного видит издалека, а отношение культурного субъекта к культурному чемпиону одно: уважение.
Если быть самим собой означает презирать русских (то есть завязнуть на уровне этнопсихологии) – это плохо: самоценность национального колорита являет собой разновидность гносеологического сбоя: формальные признаки становятся важнее содержательных.
И это вовсе не так безобидно, как может показаться на первый взгляд.
Идеологией национально озабоченных неизбежно становятся ксенофобия и национализм, стремящиеся к совершенству, то есть к фашизму. Скажем иначе: если стихии этнопсихологии не поставлен заслон культурно-ментальный, ментальностью этнопсихологии неизбежно становится национализм. И не надо играть в оттенки коричневого: мягкий, оголтелый, правый, левый, центровой, какой там еще. Суть национализма в том, что он свое, любезное сердцу, ставит выше универсального, культурного (с позиции философского отношения – детская ошибка: абсолютизация субъективного).
Следовательно, рано или поздно любой национализм обернется фашизмом. Именно так: если содержательность идеологии черпается из этнопсихологии, нация идет прямой дорогой к фашизму.
Стремление белорусов быть белорусами, то есть получить право на сотворение национальной мифологии (читай: искажение истории без ограничений, что является ничем иным, как абсолютизацией субъективного) тут же приводит к тому, что их перестает интересовать историческая мотивация русских. Главное – свой флаг, свой герб и родная до боли вышиванка; истина, добро и красота становятся способами лелеять вышиванку, культивировать ее уникальность, не более того. И суверенитет любой ценой как икона в красном углу – вишенка на торте.
Националисты – публика совершенно беспринципная и абсолютно безнравственная. Они будут белое называть черным и черное белым, причем столько раз, сколько сочтут необходимым. Думающие «чутьем», культивирующие этнопсихологию как высшую форму ориентации в мире, они на самом деле не понимают разницы между социализмом и фашизмом, между Гитлером и Сталиным, между прагматизмом и подлостью, между русскими и белорусами – просто потому, что они не умеют понимать.
Тут мы подошли к главному и решающему пункту (вокруг которого, впрочем, крутимся давно). Идентичность белоруса, утратившего свою великую русскую историю и взамен получившего мифы, перестала держаться на внятной концепции, освоение которой требует усилий мыслительных и духовных. Она всецело стала держаться на простейшем чувстве местного патриотизма, который чутко реагирует на приманку из колбасы: где больше колбасы – там и истина. Намазанная добром. Лепота, одним словом.
Быть русским можно только в контексте всемирной истории; быть белорусом оказалось возможным, не сходя с места, придумывая себе красивые картинки из никогда не существовавшего прошлого.
Быть культурным русским – достаточно тяжелое бремя. Новая и новейшая история русских – это история мыслящих людей (подтверждением чему является фирменная история «горе от ума»); белорус проблему культурности решает просто: это, дескать, информационный излишек, информационный мусор, от которого лучше всего избавляться. Тогда, глядишь, и горя поменьше.
Образовались две разных духовных породы, два разных информационных космоса. И механизм культурного опрощения безысходно прост: думать как можно меньше. Белорусы оказались недумающими русскими, выпавшими из культурного поля русскими.
Еще раз подчеркнем: мы говорим о белорусах не как о народе, а о политически и идеологически активной части белорусской интеллигенции, которая формирует «представление народа о народе». Мы говорим о господствующем в обществе идеологическом тренде, который, подчеркнем, разделяют далеко не все.
Разговаривать русские и белорусы продолжают на одном языке, однако информационное наполнение их миров, обретающее признаки идентичности, стало настолько несопоставимым, что люди, говорящие на одном языке, первыми перестали понимать друг друга. Русские говорят о чувстве чести, о справедливости, о власти капитала; белорусы – в ответ! – о вышиванке, имперскости мышления и количестве колбасы на душу населения.
В огороде бузина, а в Киеве, как известно…
Если Беларусь перестает быть частью русской истории и русской культуры, то есть самобытной частью русского мира, то заговорит она на языке врага, каким бы ни был этот язык, русским или белорусским. И черное будет именовано белым. Шутки с болотом этнопсихологии плохи. Кстати, Нобелевская история с русскоязычной белоруской Алексиевич это ярко подтверждает. Писательница стала символом стремления белорусов (далеко не всех, опять же) сменить идентичность – из людей «русского мира» превратиться в людей мира западного. Из русских стать антирусскими.
И раз уж судьба белоруса всегда быть под кем-то, кто за каким-то чертом прет и прет на их благодатную подзолистую землю, окруженную благовонными болотами, то выбирать себе пана надо с умом: под кем выгоднее. Кто виноват, кто прав, что делать, быть или не быть – это все ребусы о вечном из репертуара русских мечтателей.
А наш извечный вопрос – «под кем?».
Так белорусы доросли до прагматизма. Кажется, что стали основательней в культурном отношении. Не то, что неугомонные восточные соседи. Чем западнее – тем умнее люди, как известно.
Разумеется, ущербная нацментальность чутко уловила заказ коллективного бессознательного: мы не только духовно, мы и этнически не русские. Мы вообще литвины, чудо-балтский субстрат, не имеющий ничего общего с финно-угорским русским.
Если миф служит задачам национального самосознания, значит, это правильный миф. Этнопсихология не стесняется глупости, ибо глупость – вещество, из которого она состоит.
Легко заметить, что идеологические вожди белорусов идут по пути, который успешно проходят их южные соседи, украинцы. Возможно, первопроходцами на этом пути были соседи западные, великие поляки. Я хочу сказать, что такой особенный белорусский путь вполне закономерен, уникальная идентичность белорусов под копирку списана с украинских вышиванок (правда, орнамент разный, разный) и польского шляхетского мировосприятия.
Все эти нации попали под каток информационного закона: если ментальность не управляет этнопсихологией, следовательно, этнопсихология начинает управлять ментальностью – хвост начинает вилять собакой, если так понятнее.
И механизм «культурной самоидентификации» (в открытой печати этнопсихология всегда прикидывается изысканной ментальностью, догадываясь, что обладать ментальностью – культурная роскошь нации) безысходно прост: думать как можно меньше. Можно искать свое место в мире относительно высших культурных ценностей, а можно – относительно России, которую можно назначить аутсайдером.
Второе выгоднее, прагматичнее, так сказать, в западном стиле – следовательно, престижнее. Западнее от России все так считают.
Получается, что настоящая культура («культура» издевательского приоритета этнопсихологии над ментальностью) начинается от границ Беларуси.
Выбирать или не выбирать Россию, нравственный ориентир, в качестве союзника – это, по сути, нравственный выбор. Бездумно отвергать Россию – значит, отвергать саму возможность и необходимость нравственного выбора.
И нравственный выбор был изящно заменен стратегией прагматизма, который в данном контексте является идеологией цинизма.
Таким образом, и нравственная неразборчивость, и ее ближайший родственник, цинизм, благодаря неусыпным радениям «истинных патриотов» входят в ментальность белорусов – людей, конечно, мирных, однако склонных к дешевой ксенофобии, как и все не обременяющие себя мыслью обыватели.
Менталитет – это своеобразный IQ коллективного бессознательного.
И это не константная величина, менталитет по тем или иным причинам может быть как в «хорошей» форме, так и в «плохой». Вот у белорусов он сейчас в форме, далекой от оптимальной.
Кстати сказать, менталитет таких культурных держав, как Франция или Германия, сейчас также не на высоте. А вот Россия сегодня в ментальном тонусе (хотя еще совсем недавно, во времена СССР, тонус этот был заметно ниже).
И завтра, если сохранится сама цивилизация, Европа должна будет каяться и замаливать свои грехи перед Россией, именно перед Россией, потому что представители элиты, которые сегодня, увы, не определяют «градус» менталитета, прекрасно отдают себе отчет в том, что Россия ведет себя именно по-европейски, достойно, а вот Европа скатилась в дешевый цинизм. Европа наших дней недостойна самой себя. Русские европейцы – вот кто сегодня отстаивает ценности культуры.
И если Беларусь (то есть те, кто сегодня взяли на себя право и ответственность говорить от ее имени) вознамерилась выбрать Европу с низким коэффициентом ментальности и отвергнуть Россию с коэффициентом высочайшим, подлинно европейским, – это, опять же, не безобидно; это выбор бессознательного дрейфа в ту сторону, где больше корма-жвачки и думать никто не заставляет. И плата за желание подхарчиться на халяву – отказ нравственно-философских ориентиров, то есть от себя, по сути.
Вы хотели этнопсихологии как меры всех вещей?
Получите фашизм на выходе. Такая вот цепочка зависимостей.
Этнопсихология наивно черпает доказательства своей правоты в том, что льнет к стороне сильнейшей. Кто сильнее, тот и прав: это и есть главная «заповедь» этнопсихологического отношения.
Она же – главный закон джунглей, как известно.
Вопрос «кто мы такие?» подменяется вопросом «под кем мы?».
А мы всегда будем с-теми-под-теми, на чьей стороне сила.
Выбор белорусов не Запад или Россия, как принято думать не думая; подлинный выбор еще фатальнее – ментальность или этнопсихология. Дело не в России, а в том, что националистам не хочется думать, а хорошо жить – ох, как хочется. С таким багажом куда бы ты ни пошел, хоть бы даже на самый западный запад, все равно забредешь в родное болото.
Виновата, само собой, будет Россия.
А теперь сформулируем наш главный тезис. Ментальность vs этнопсихология – это, с одной стороны, способ структурировать духовность, а с другой – выделение двух разных типов управления информацией, которые становятся нравственно-философской основой информационного противостояния цивилизаций – «русской», ориентированной на познание мира (вследствие чего и возникает сам феномен духовности, феномен ценностного отношения), и «западной», культивирующей бессознательное приспособление, порождающее бездуховность (существование вне нравственно-философских ориентиров, вне сферы личностных ценностей).
2
Какое отношение имеют типы управления информацией к литературе?
Литература как «способ духовного производства человека» по определению начинается с экзистенциального выбора: на какой тип отношения к миру ориентироваться – на ментальность (духовность) или этнопсихологию (бездуховность)? На постижение человека, стремящегося быть личностью, или развлечение человека, не желающего становиться личностью?
Разграничение ментальности и этнопсихологии ведет к появлению оппозиций личность – индивид, литература – чтиво, познание – приспособление, русская цивилизация – западная цивилизация.
Таков контекст, в котором воспринимается творчество Игоря Григорьева сегодня – в контексте информационного противостояния цивилизаций. Казалось бы, он жил в другую эпоху, когда противостояние России и Запада виделось как противостояние фашизма – коммунистическому марксизму-ленинизму. Как война человеконенавистнической идеологии с идеологией жестоких романтиков. А в наши дни?
На смену оголтелому антисоветизму незаметно пришла толерантная ксенофобия (в отношении России – русофобия), от которой до фашизма рукой подать. Социалистической идеологии давно нет, однако отношение к России при этом странным образом не только не изменилось, но, напротив, приняло еще более острые формы. В чем тут дело?
Дело в том, что сегодня, как и 70 лет тому назад, этнопсихология противостоит ментальности. Бессознательный тип освоения жизни – сознательному. И бессознательное побеждает. Как во времена фашистов. Таков мой ответ.
И в этой ситуации такие понятия, как патриотизм, свобода, истина, культура, литература прочитываются заново, переосмысливаются. Двойное прочтение обуславливается тем, с каких позиций трактуются указанные понятия. Если с позиций ментальности – они становятся ценностями мыслящего человека, если с позиций этнопсихологии – они превращаются в способ манипуляции обывателя, не способного думать.
Возьмем, например, патриотизм. И тут же убеждаемся: патриотизм патриотизму рознь. Одно дело патриотизм пещерный как проявление этнопсихологии, и совсем иное – патриотизм просвещенный, «ментальный».
Соблазнительно взять и вогнать поэзию Григорьева в эту, вроде бы, правильную схему. Однако с тонким русским поэтом этот номер не проходит. У Григорьева образ России – собирательный и многогранный. Не схематичный. Что он имеет в виду под Россией?
Если коротко, то это понятие стоит в одном ряду с высшими культурными ценностями – истиной, добром, красотой. Но при этом оно живое и, следовательно, противоречивое.
Как ни странно звучит, можно защищать родину, не щадя живота своего, вовсе не из культурных соображений – а «по-простому», «из соображений» этнопсихологии. Приведем красноречивый пример на эту тему. Стихотворение «Меня ранило», написанное 13 января 1945. (НАБАТ: стихи о Войне и Победе. – СПБ.: «Путь», 1995)

Было так: сперва я бёг,
А потом, с размаху, лёг.

Отходила вдруг нога.
Брешь в штанах. Полсапога.

Шапки нет. В ушах трезвон.
Прохлаждаться не резон.

От меня шагах в полста
Вылез немец из куста.

А за ним возник другой —
Не до дрыганья ногой.

То есть, тут не до ноги —
Можешь, нет ли, убеги!

Я, понятно, не бежал,
Да не то чтоб и лежал.

Весь вошёл в житейский раж:
То катился, как кругляш,

То скакал — хвала прыжку! —
Заслонив рукой башку,

То сжимался аж в комок…
И ведь смылся, мог-не мог.

Казалось бы, немудреная зарисовка из жизни бойца. Демонстративно «теркинские» сюжет и стилистика. Казалось бы, при чем здесь ментальность и всякие там высокие культурные соображения?
По Григорьеву, понятие «выжить» (не любой ценой, заметим) непременно включает в себя и витальную цепкость. Этнопсихологию. Если нет воли к жизни, никакие идеи не помогут.
Но цивилизацию на «мог-не мог», на природной ловкости не построишь. Стойкость и выносливость – это хорошо; умная голова и духовная самоотдача впридачу – еще лучше. И тем не менее русские воины, сильные духом, не стесняются выживать. Это точка отсчета – и это правильно. «Ты – Воин! Ты – Волен!» (Поэма «В колокола»)
В поэме «Русский урок» постепенно, как колокол в поэме «В колокола», куется-рождается формула «русскости», где органично слиты натура (этнопсихология) и культура (ментальность):

Да встанут противу засилья
И ухарь, и схимник-монах!..

Ухарь – это раздолье, воля-волюшка и бесшабашность («То ли воля поет, То ли сердце — вразлет»: «В колокола»); схимник-монах – ученость и рассудительность, ведущие к мудрости.
Понятие Россия постоянно обогащается – образами-приращениями, которые выстраиваются в культурно-исторический ряд. Например, уже упомянутый нами образ колокола. Осколкам колокола

Гинуть бы
в стыни и в зной,
Зазеленелым и сирым,
Когда бы их люд честной
Не уберег
всем миром.

История «куется» – «всем миром». «Удел» (НАБАТ: стихи о Войне и Победе. – СПБ.: Путь, 1995):

Удел не кляня окаянный,
Оставить земное житьё,
Как мних Пересвет покаянный,
Скрестив роковое копьё!

Бесслёзно во мгле потрясений
Покинуть возлюбленный край,
Как доблестный Сергий Есенин,
Как светоч Рубцов Николай.

«Мних Пересвет» – уже ухарь и схимник в одном лице, еще тогда, давным-давно; «доблестный Сергий Есенин» (ухарь и мних) – образ новейшего времени, «светоч Рубцов Николай» (сплав тот же: натура и культура) – и вовсе наши дни.
«Набат», «В колокола» – этот «звон заглавий» вовсе не случаен, в нем слышится призыв внять культурному коду своей истории, где просвещение усиливало воинский дух, а воинский дух благоговел перед просвещением.
В результате отлились такие строки («Набат»):

А я, как мой Пророк, мечту лелеял тоже:
И ворога любить, и милость к падшим звать.
Но… меч в моей руке! Помилуй, правый Боже:
Любовью надо жить и, значит, убивать?

Перед нами философия войны и мира, а не психология драчки. Мало быть сильнее врага, надо не стать врагом самому себе. Война не только не отменяет понятия истина и добро («война все спишет»), но, напротив, актуализирует их. Убивать любовью – это мучительно, хотя и необходимо; а убивать чтобы убивать – это, в конечном счете, убивать себя.
Вот и получается: любить Россию – любить истину. Ни больше ни меньше. Быть таким просвещенным патриотом – «убивать любовью» – тяжелое бремя. Это цивилизационный выбор, говоря языком современных реалий. «Радеем за-ради Руси – не ради полушек да гривен…» («В колокола»). Это выбор ценностей духовного порядка, где вечная проблема «что есть истина?» актуальнее суетливой формулы «кто виноват?», особенно в том случае, когда последняя подается в связке с «что делать?». Если «что делать?» идет после «кто виноват?», то история бесконечно плодит виноватых, история страны превращается в историю вины. Что делать с такой историей? Откуда в такой истории взяться духовной энергетике?
«Кто виноват?», кстати, – это рефренчик из репертуара этнопсихологии, и это вовсе не беспомощный русский ответ-вопрос на все случаи жизни, упирающийся в фатальный вопрос-ответ «что делать?»; эта глупая волынка навязывается русским как, якобы, их ментальный синдром. Дескать, что ни случись – сразу начинают искать виноватых, чтобы наломать дров – и вновь подавай им виноватых. На самом деле у русских «что делать?» идет вслед за сакральным вопрошанием «что есть истина?» – действия сверяются с высшими культурными ценностями, истиной, добром, красотой. Такая практика, такой алгоритм осмысленных действий позволили русским сотворить не историю дураков, а, пусть и трагическую, но историю мыслящей нации. У людей, кстати, не трагических историй не бывает.
Наша история – уникальный источник для воспроизводства гуманистического менталитета.
А вот как Игорь Григорьев метит «ментальность фашизма»: «Маньяк изблюёт в мир “Майн Кампф”» (строка из «Русского урока»). Лапидарная и оттого веско красноречивая оценка принципа «кто сильнее – тот и прав». Каков идейный каркас «шедевра» маньяка?
Простенький посыл «кто виноват?», оформленный как причина, ведет к примитивному следствию «что делать с теми, кто виноват». К чему это привело, мы все хорошо знаем. Вот она, классика этнопсихологической экспансии. Нация вмиг глупеет, люди превращаются в нелюдей. «Житейский раж» заставляет замолчать голос здравого смысла.
Игорь Григорьев прошелся по самым матрицам духовности. Именно культурный патриотизм делает поэта Игоря Григорьева величиной культурно значимой. Не столько этнопсихология, сколько ментальность его поэтический корень. Кто бы ни читал его стихи, никому и никогда в голову не придет сказать, что они, например, против белорусов, или украинцев, или поляков. Или даже немцев. Его стихи по своему ментальному посылу не «против» чего бы то ни было, а – «бери неотложней и выше» – «за Россию-истину», они позитивно заряжены, а не деструктивны. Они за «победу над ночью», а не против «маньяка». Есть разница.
Это ярко проявляется в концовке поэмы «Русский урок», и эти звонкие строки заслуживают того, чтобы привести их полностью:

Стокровьем закат пересиля,
Победу над ночью зажгла.
Россия, Россия, Россия,
А если бы кровь изошла?

А если б разверстая бездна
Пронзила заволжский песок?
Тебе-то, вещунья, известно,
Как в Даль твою впился б Восток.

А вдруг бы себя не хватило?
А вдруг бы да сдали крыла? —
Ведь экая смертная сила
Твою непреклонность рвала!

Всю ночь от потёмок до света,
До самого Солнца-светла,
Ужель не боялась ответа,
Себя сожигая дотла?

Ужели надеялась выжить?
Воскреснуть в назначенный срок?
— Бери неотложней и выше:
Дать нелюди Русский Урок!
~ ~ ~
Вдругорядь взгори Хиросима —
И Питер сгорит, и Елец…
Россия, Россия, Россия,
Победы терновый венец. (…)

Нельзя повторить «Дранг нах Остен» —
Клеймёны «паучьим крестом»,
Не те мы теперича ростом
(Хоть люди забыли о том).

Нельзя повторить Нагасаки,
Зане ноне порох не тот.
— Авось перебьёмся без драки…
Нет, люди: «авось» не спасёт!

Звучит как набат. Словно сегодня написано, в наши дни. Даже расшифровывать актуальные аллюзии нет необходимости.
Поэму «Русский урок» можно назвать «Урок русского» (и здесь образуется удивительная перекличка – перезвон! – с В.Г. Распутиным, который также по-русски подбирался к окаянным вопросам бытия).
В чем смысл урока?
Он очень прост, ибо очень глубок: любить Россию – любить истину. Россия и истина – близнецы-сестры. Не станем задаваться вопросом «кто матери-истории более ценен?», дабы не впадать в мессианство.
Однако если задаться вопросом о миссии русской литературы в современную эпоху (в контексте информационного противостояния цивилизаций следует говорить именно о миссии, но не о функции или задачах), то она определяется императивом познавательного отношения к миру: формировать духовность человека как гармонию вечных ценностей – истины, добра, красоты. Любовь к истине-России – это проявление любви к миру. Такая любовь никому не угрожает, она всех объединяет.
Игорь Григорьев глубоко прав.
Как ни пафосно это звучит, быть русским сегодня означает, во-первых, быть русским европейцем, а во-вторых – быть на стороне культуры. На страже ментальности (не поступаясь самобытностью этнопсихологии).
В этой связи концепция русской Европы как очага здоровой ментальности нам представляется весьма актуальной. Именно в таком контексте, с нашей точки зрения, и следует воспринимать патриотическую лирику Игоря Николаевича Григорьева.

Анатолий Андреев,
доктор филологических наук,
профессор, член Союза писателей Беларуси
(Минск, Беларусь)

Создан персональный сайт поэта Евгения Шешолина

Житие поэта Евгения Шешолина
в пространстве безграничных возможностей

В Центральной городской библиотеке создан персональный сайт поэта и переводчика Евгения Шешолина (1955 – 1990).

Shesholin_sitehttp://eshesholin.wix.com/strip-header-layo-ru

Презентация сайта состоится 9 декабря – в день рождения поэта. Сайт создан в рамках проекта «Дни Шешолина в Пскове (Россия – Латвия – Армения – США)», который поддержан Управлением культуры Администрации города и является актуальным в Год литературы в России.
«Что вместила в себя его поэзия, предстоит определять тем, кто с нею встретится. Хотя нет, каждому из читателей предстоит определить, насколько он вмещается в поэзию», — написал когда-то о Евгении Шешолине поэт Алексей Маслов.
Евгений родился в Краславе (Латвия), но большую часть своей короткой жизни (навсегда 34-летний) прожил в Пскове, здесь написал свою главную книгу «Измарагд со дна Великой», которая выдержала уже не одно издание, но до сих пор остаётся раритетом.
Сайт даёт возможность открыть поэзию и жизнетворчество Евгения Шешолина наиболее широкому кругу читателей, прежде всего молодёжи, вспомнить псковский андеграунд конца 70-х годов прошедшего века, понять некоторые характерные черты псковского Жития поэта Евгения Шешолина.
Сайт – хорошая альтернатива биобиблиографическому указателю по жизни и творчеству писателей.
Многие публикации в периодической печати и сборниках, статьи писателей, поэтов, критиков, журналистов о жизни и творчестве Евгения Шешолина представлены полным текстом.
Раздел библиографии насчитывает более 150 наименований, их дополняют 70 электронных ресурсов. Это всё, что опубликовано на сегодняшний день о поэте Шешолине в России, Латвии, Армении, США.
На сайте представлено более 60-ти фотографий из личных архивов друзей и семьи поэта.
Почта сайта предполагает обратную связь, на которую очень рассчитывают его создатели. Сайт является продолжающимся изданием, что подтверждает его неограниченные возможности. Центральная городская библиотека просит присылать на почтовый адрес сайта неизвестные материалы о Евгении Шешолине.
Создатели сайта благодарят Галину Маслобоеву (Шешолину), сестру поэта и Артема Тасалова, члена Союза писателей России, поэта и друга Евгения Шешолина за предоставленные материалы из личных архивов, а также коллег из резекненской Центральной городской библиотеки за предоставленные библиографические материалы, а так же читателей, настоящих и будущих, за внимание к поэту.

Информация предоставлена Центральной городской библиотекой г. Пскова.