Архив рубрики: Литературный блог

Литературный блог

Литературные вечера в Пскове

В Литературно-художественной гостиной (Псков, Рижский пр., 64) каждый последний понедельник месяца проводятся творческие встречи писателей, поэтов, художников, жителей и гостей города Пскова, неравнодушных к современной литературе и изобразительному искусству.

 Начало литературных вечеров в 18.30.

 Вход свободный

 

Для уточнения тематики вечеров и возможных изменений в дате и времени их проведения следите за нашими новостями.

Субъективно об объективном

Или, отдельный взгляд на 47-й Всероссийский Пушкинский…

47-й Всероссийский Пушкинский праздник поэзии завершён. Сложно однозначно сказать, что удалось организаторам праздника в этом году лучше, что хуже, а что не удалось вовсе. Впрочем, наверное, в этом нет необходимости. Каждый гость праздника, будь он членом официальной делегации писателей, литературным паломником или праздным зевакой, желает получить от празднования что-то своё: настроение, впечатления, внутреннюю самореализацию, ощущение соучастия в действе, называемом – Всероссийский Пушкинский праздник поэзии, а то и просто – набор сувениров и фотографий, которыми можно похвастаться друзьям и родственникам. Именно потому, представленный материал является не более, чем субъективным впечатлением одного человека, неоднократно бывавшего на Михайловской поляне в первые выходные дни июня. Заранее оговорюсь, в этом году я прибыл в Пушкинские Горы как гость праздника, в составе официальной писательской делегации. Программа пребывания делегации в Пушкиногорье была расписана практически по минутам, поэтому увидеть вся и всё, что происходило в праздничные дни, мне, разумеется, не удалось.
Однако, перейду к моим субъективным впечатлениям. К сожалению на празднике были не все поэты, изначально заявленные в афише. В связи с болезнью матери не смог приехать Олег Хлебников, не было Олега Чупрова, получившего накануне травму ноги и Натальи Харлампьевой.
Особо остро чувствовалось отсутствие постоянного участника праздника, председателя Международного Пушкинского комитета и Вице-президента международного Пушкинского фонда «Классика» поэта – Владимира Кострова. Владимир Андреевич тяжело заболел и приветственное слово, от его имени, произнёс председатель правления Псковского регионального отделения Союза писателей России Игорь Смолькин. Игорь Александрович не только передал приветствие от В. Кострова, но и, по его просьбе, прочёл со сцены зала научно-культурного центра стихотворение «Негасимый цвет». Прочёл замечательно, но, всё-таки по-своему. Мне лично, очень не хватало живого голоса Владимира Кострова, его задорного: «Браво, Пушкин! Браво, Пушкин! Браво! Мы с тобой не пропадём вовек».
Замечу, что это было единственное стихотворение, прозвучавшее со сцены научно-культурного центра. Далее следовал концерт симфонического оркестра Псковской областной филармонии, на котором солировал Вадим Пальмов. Не знаю, каждый ли областной центр России имеет симфонический оркестр столь высокого уровня, но, наверняка, жители далеко не каждого районного центра Псковской области (да, наверное, и России) могут насладиться живой классической музыкой в столь прекрасном исполнении. Именно поэтому меня несколько озадачил полупустой концертный зал… Очевидно, классическая музыка – музыка не для всех и пришли лишь её истинные ценители? Возможно. Недаром и первая часть концерта, с маэстро Пальмовым, и вторая – когда симфонический оркестр играл уже без него, сопровождались громовыми овациями, криками «Браво!» и повторными выступлениями «на бис».
Второй день Пушкинского праздника для писательской делегации был ознаменован выступлением на «Михайловской поляне». Сразу отмечу, что высидеть целый час при 27-градусной жаре, на сцене, под палящим солнцем – подобно испытанию на прочность. А отсутствие воды, которую организаторы мероприятия, видимо, забыли поставить на сцену, превратило это испытание в некоторое подобие пытки.
13Из корпоративной солидарности, я оставил свою шляпу за сценой, о чем пожалел уже через 10 минут пребывания на эстраде, скорее напоминающей раскалённую сковородку. Но более всего мне было жалко наших поэтесс, оголённые руки и декольте которых, обильно пропечённые ярким пушкиногорским солнцем, постепенно приобретали цвет зрелого арбуза.
IMG_5273Поэзия, вероятно, тоже искусство не для всех… Во всяком случае на Пушкинском празднике поэзии. На скамейках перед эстрадой разместилось не более 50 человек зрителей, из которых не менее десятка – журналисты, присутствовавшие при этом мероприятии, скорее по долгу службы. Другие участники поэтического праздника прогуливались по поляне, толпились у торговых палаток, готовились к выступлениям на конкурсе бардовской песни и самодеятельных коллективов. Справедливости ради, замечу, что на время открытия праздника и выступления поэтов, был объявлен час тишины, однако, ровно по истечении этого часа, на эстраде, расположенной в глубине поляны, громко ударила музыка, как бы напоминая поэтам, что их время истекло. Но, пожалуй, не столь важно, сколько человек внимает поэту, важнее – как его слушают, принимают и воспринимают. Скажу, что наш слушатель не остался безучастным, аплодисменты сопровождали каждое прочитанное стихотворение. По завершении выступлений, уже за сценой, к нам подходили, благодарили, уточняли имена и фамилии, которые не расслышали после включения  музыки в заключительной части поэтических чтений.

15 12

Если для основной части писательской делегации этим выступлением официальные мероприятия на поляне у сельца Михайловское были закончены – меня ожидало ещё и литературное кафе «Берёзка», где я был обозначен как ведущий.
Спустившись со сцены, я первым делом отыскал свою злополучную шляпу, но было поздно. Солнце не пощадило мою коротко стриженую голову, и она постепенно начинала раскалываться, возвращая каждый удар сердца болевым рикошетом в висок. Примерно в таком состоянии я и прибыл в кафе «Берёзка», расположенное в двухстах метрах от основной сцены праздника.
Литературное кафе представляло из себя небольшую эстраду, в центральном зале летнего кафе. Перед эстрадой в несколько рядов располагались скамейки для публики и авторов, ожидающих своей очереди к микрофону. Столики и стулья были убраны в боковые веранды, там же готовились к выступлению местные и приезжие авторы-исполнители. Торговля не велась и мои надежды на кружку горячего чая или, хотя бы, бутылку холодной воды оказались тщетны. Несколько глотков минералки, нагло выпрошенной мною у одного из участников мероприятия, хотя и не помогли моим пульсирующим вискам, но дали возможность промочить горло и приступить к обязанностям ведущего.  Прервав выступления гитаристов, я дал слово поэтам.
Принцип свободного микрофона давно известен и отработан во многих литературных гостиных. Любой автор мог получить у ведущего анкету, заполнить её и, дождавшись своей очереди, выступить перед публикой. Впрочем, первой я пригласил к микрофону  члена нашей писательской делегации, студентку  Литературного института им. А.М.Горького, Дарью Слизких, которую Александр Бобров не допустил к выступлению на большой сцене праздника, аргументируя это тем, что поэтесса была не в юбке, а в шортах. Стихи все-таки прозвучали, может не там и не так, как это намечалось ранее, но публике они понравились, чему были подтверждением общие аплодисменты и повышенное внимание к Дарье, после её ухода с эстрады.
Далее – выступления, согласно очерёдности представления анкет.  Возможно, из-за непреходящей головной боли, я не услышал всё, что звучало в тот день в кафе «Берёзка», но отдельных авторов всё-таки хочется назвать поимённо. Это пушкиногорская поэтесса Наталья Лаврецова,  псковский поэт, бард – Артур Гайдук, московская поэтесса – Татьяна Китаева. Замечательно прочитали свои стихи орловские поэты – Владимир Морин и Татьяна Грибанова.
В разгар поэтических чтений мне сообщили, что в кафе присутствуют дети, которые должны были (я так и не понял где) читать стихи, но их направили в литературное кафе. Когда дети читают наизусть Пушкина – это прекрасно. То же, как прочёл отрывок из поэмы «Полтава»  школьник из посёлка Локня Псковской области  Кирилл Семёнов надо было слышать и видеть – красиво, артистично и самозабвенно, как ни читал до этого на сценической площадке литературного кафе стихи ни один взрослый поэт. Немало порадовал и другой школьник, пушкиногорец Константин Уфимцев.  Первым номером его выступления был отрывок из книги Ивана Новикова «Пушкин в Михайловском». Читал он, разумеется, наизусть, без всякой бумажки, причём, как и его товарищ, артистично и с полной самоотдачей. Далее, этот мальчик (на вид не более 12 лет), прочитал две короткие стихотворные сказки собственного сочинения, точнее, вольные поэтические интерпретации народных сказок «Репка» и «Колобок», причём написанных (как, впрочем, и прочтённых) с изрядной долей юмора, задорно и небесталанно. Честное слово, слушая этих детей, я даже забыл про головную боль, ощутив надежду, что русская литература всё-таки нужна новому поколению, пусть, хотя бы, этим мальчишкам…
Но мои размышления были прерваны телефонным звонком и последующим предупреждением, что автобус нашей делегации готов к отъезду на обед и все ждут только меня. Оказывается, в ходе этого поэтического мероприятия я потерял счёт времени, и полтора часа, на него отведённые, уже истекли. Впрочем, список желающих выступить ещё был довольно внушительным. Передав бразды правления литкафе (вмести с анкетами не выступивших поэтов) представителю комитета по культуре Псковской области, я почти бегом рванул к автобусу, находящемуся на другом конце поляны.
Подробности обеда и моей борьбы с непреходящей головной болью, думаю, малоинтересны читателю. Скажу лишь, что на концерт Белорусского Национального академического народного хора я не пошёл, променяв его на горячий чай, контрастный душ и сон, которые окончательно излечили меня от перегрева и его последствий.
Воскресенье 2 июня для меня, как впрочем, и для других членов писательской делегации началось с упаковки чемоданов. Мы покидали Пушкинские Горы и выезжали в Псков, где последним аккордом нашей поездки стало выступление в Большом концертном зале Псковской областной филармонии. Зал, рассчитанный на 950 мест, был заполнен где-то на 70-80%. При этом, бросались в глаза пустые места в VIP-зоне. Очевидно, обладатели элитных пригласительных билетов нашли более достойное времяпрепровождение, чем встреча с поэтами и следующий за ней литературно-художественный концерт, с участием ведущих артистов Псковской области. Между тем, выступления поэтов были приняты на-ура. И, кажется, поэты, почувствовав атмосферу зала, внимание и ожидание поэтического слова, читали стихи с особым чувством и воодушевлением. А последовавший за нашим выступлением концерт, наполненный Пушкинскими стихами в декламации артиста Псковского драматического театра им. Пушкина, заслуженного артиста России Сергея Попкова, музыкой ансамбля «Псков» и песнями  в исполнении заслуженных артистов России Александра Либа и Натальи Александровой, стал яркой точкой в завершении нашего писательского путешествия.
Вечером были проводы, рукопожатия, поезд, увозивший в Москву и, далее, во все концы России русских поэтов, участников 47-го Всероссийского Пушкинского праздника поэзии.
Вроде бы всё. Праздник закончился, поэты разъехались по домам… Однако, на душе осталась какая-то грусть, что-то недосказанное, не вошедшее в это небольшое повествование. Но, наверное, это уже совсем иная история.

Андрей Бениаминов
поэт
член Союза писателей России

 

P.S. Ниже я даю ссылки на материалы, с впечатлениями других участников 47-го Всероссийского Пушкинского праздника поэзии. Каждый увидел его по-своему, каждый нашёл своего Пушкина, свой праздник, свои впечатления:

«В ожидании русского, или Глоток свободы» интервью с председателем Комитета по Культуре Псковской области Александром Голышевым

Александр Бобров «О самом существенном»

Тамара Соловьёва «Зарисовки из Пушкиногорья»

Александр Алоян «В тени михайловских аллей»

 

Зарисовки из Пушкиногорья

47ПППВ минувшие выходные Псковщина отмечала 47-й Всероссийский Пушкинский праздник поэзии. Традиционно это мероприятие объединяет самых разных талантливых авторов и множество внимательных слушателей – истинных ценителей поэтического слова. В этом году поклониться великому гению приехали известные писатели и поэты из Москвы (А.Бобров, С.Соколкин, А.Краденов), Сергиева Посада (А.Ананичев) Ростова-на-Дону (В.Петров, В.Салтанова), Махачкалы (М.Ахмедов), Пскова (И.Смолькин, В. Курбатов, А. Бениаминов, Т. Соловьёва), молодые поэты-студенты из Москвы (Наталья Рекичинская, Дарья Слизких , Лотта Сердюцкая) и поэты из других уголков России и ближнего зарубежья.
Открытие литературного праздника в Пушкинских Горах состоялось в пятницу (31 мая) у памятника великому Поэту. Хозяева праздника гостеприимно приветствовали гостей, горячо говорили о непреходящем значении пушкинского поэтического слова. Читались у памятника знакомые пушкинские строки и стихи других авторов, неизменно украшала торжество звонкая песня и классическая музыка. В церемонии открытия принял участие руководитель псковской писательской организации И.А. Смолькин. Стихи, написанные им специально для этого замечательного события, прозвучали искренне и проникновенно.
В субботу (1 июня) мы побывали на Литии в Святогорском Свято-Успенском монастыре, сюда пришли все желающие почтить память Поэта. Солнце, пробиваясь летними лучами сквозь молодую листву деревьев, не обжигало, но успокаивало и словно обнимало, от того на душе было светло и тихо.
Говорили о важном, вечном, а к месту упокоения русского гения легли алые гвоздики… От псковичей глубокие, но простые, понятные каждому сердцу слова сказал замечательный псковский писатель В.Я. Курбатов. Поэтов запечатлели на общем фото подле памятника великому А.С. Пушкину, чтобы сохранить в памяти этот волнующий момент.

9vPOs3zWbbA GIYrz6Ar6fw

Праздничная поляна в Михайловском встречала всех жарким дыханием лета, накрывшим горячей волной и сцену, и всех собравшихся послушать стихи. Следует отдельно отметить стойкость слушателей и самоотверженность поэтов – участников литературного праздника, всем нелегко пришлось в этот торжественный, безоблачный полдень. Под палящим солнцем с нотками волнения звучали со сцены голоса молодых и маститых авторов, изнемогающие от жары слушатели отвечали щедрыми аплодисментами.

9i9UogMKkQc 75isvNW_40w

Хочется отдельно искренне поблагодарить всех внимательных зрителей на этой горячей поляне 2013-го в Михайловском! Всю поэтическую программу виртуозно провел гость из Москвы, замечательный поэт, журналист, член Союза писателей России А.А. Бобров.
О местах связанных с жизнью и творчеством поэта можно говорить бесконечно долго. Они никогда не оставляют равнодушными почитателей неповторимой и точной поэтической строки. И у нас от посещения Пушкиногорья осталась масса добрых впечатлений. И сам прием приглашенных авторов на базе отдыха «Заозерье», и вся программа пребывания с интереснейшими экскурсиями, с концертами потрясающего уровня свидетельствуют о серьезности подготовки всего праздника в целом. Хотя был он и не очень многолюдным, но прошел насыщенно и достойно. Мы очень много успели увидеть и услышать во время ярких мероприятий и информативных путешествий по пушкинским местам.
По возвращении в Псков участников праздника Поэзии ждал Литературный вечер в БКЗ областной филармонии. Было интересно выступить ещё раз в том же составе что и на поляне в Михайловском. Литературный вечер в БКЗ однозначно удался, он прошел динамично, на светлой, торжественной и высокой ноте. Провел его председатель правления Псковского регионального отделения «Союза писателей России»  И.А. Смолькин.
Жаль, быстро пролетели эти праздничные дни, обогатившие нас новыми впечатлениями, творческими идеями и талантливыми друзьями. Но, главное, мы не прощаемся с Поэтом, Поэзией и самим этим замечательным праздником, потому что это именно тот праздник, который всегда с тобой!

Тамара Соловьёва
поэт,
член Союза писателей России

Фото — Вячеслав Рахман

О Золотцеве, его стихах и о музыке, и не только…

(эссе)

Музыка, внешняя и внутренняя, наполняет мир Поэта. В древние времена музыка и поэзия  были неразрывны. В ХХ веке об этом вновь напомнил О. Мандельштам, сказав: «…и слово, в музыку вернись!» Музыка наполняла и мир поэта Станислава  Золотцева. Она   помогала  ему и в жизни, и творчестве. Она была одним из сильнейших источников его, можно сказать – вдохновения, а можно – рабочего настроя на творчество…Она стала составной частью его поэзии.

В Золотцеве поражало замечательное качество – над стихами он работал практически постоянно на протяжении своей жизни, и работал упорно, методично, как мастер, или, как он часто себя называл, — мастеровой. Он  одновременно и ждал, и искал тему, находил её, и воплощая новый образ в стихи уже действовал, «работал», прилагая мощную внутреннюю силу: искал  ритм, рифму, слова, созвучия, соразмерности, длинную строку, короткую строку…  А получалось, в результате   – почти всегда в его стихах усилиями упорного труда пробуждалась  некая  музыкальная  с т и х и я,  которая способна захлестнуть читающего своим темпераментом, страстью, из чего бы она не рождалась: из воспоминаний или «злободневности»,  любви или ненависти.  Пейзаж или портрет у него тоже стихийно-подвижны, динамичны, окрашенные невероятными переливами красок и чувств, внешних наблюдений и глубоких психологических изгибов поэтической мысли.

Современный читатель, а может, это уже и некая традиция,  —  ищет в стихах, если уж он открывает какую-нибудь книгу стихов, — соответствия своим чувствам, совпадения, общую тональность, «гармонию»  с автором. О! —  думает читатель, это – совсем как у меня, я так же чувствую, и слова даже мои, какие-то знакомые…Избалован наш читатель. И любит, когда стихи звучат – как «по маслу» при этом. Современный обыватель считает, и это его право, что поэзия должна утешать, «ублажать», «гармонизировать» его и – действительность…

С другой стороны, многие читатели стали, может быть невольно, «по моде», приверженцами постулатов поставангардизма, откровенно принижающего поэзию до безразличия обыденности.  Беспросветный и безнадёжный быт героя  сам по себе должен окрасить его существование в трагические(?) тона…  В этой эстетике  поэтической  доблестью считается  достаточно унылое описание всех подробностей и «гадостей» жизни («муха в стакане», «давно немытое окно»). В этом направлении тоже неизбежны поиски слова, но искать гораздо легче, наверное, они оказываются как-то под рукой…Поэзия на этом пути опускается до философии обывателя, и кажется, нет ничего страшнее. «Я сам с усам, пусть я даже таракан»… «Отцов»  этого направления спасало чувство иронии… С одной стороны,  ирония в ХХ веке выросла до художественных высот  (Зощенко, Шостакович, Шнитке…), но – с другой —   стала обывательской, «пофигистской», — и это тоже страшно.

Ну, и,  кроме того, читатель в наше время сам взялся за перо, вернее, за Интернет, а значит, плагиат и подражание стали законом нового псевдо-поэтического времени. По словам Золотцева, «Россия пишет…, как никогда ещё не писала», да, пишет под лозунгом « и я так могу, насколько хватит». Хватает на разное…

А настоящее чтение стихов Золотцева начинается,  если приходит осознание, что его, Золотцева-поэта,  понимание и восприятие жизни как – то сразу выбивает из колеи обыденности, будоражит, напрягает, вплоть до невольного сопротивления и неприятия – когда речь идёт о «больных» темах, порождённых «лихими» девяностыми, и речь стиха становится  гневной, безудержной в выражении боли, стыда, возмущения.  Кажется, что – это слишком, слишком громко, что ли, зачем же так…Таким помнится  первое впечатление от  знакомства с его стихами из книги «Летописец любви» (2001). Не уныло, но мрачно и бурно, с внутренним отчаянием, ожесточением:
«Злобой века мы обручены
Были с лихолетьем –
Как с распятьем…» («Прощание славянки»)

Или:
«Декабрь уходит по чёрному льду,
Под снегом солнце распятое пряча…» («Новогодняя песня»)

И ещё:
«Так снова здравствуй, время холодов.
Зажги меня своим огнём суровым.
Просторы дремлют под седым покровом,..» («Дневник смуты»)

Золотцев возрождает право поэта на выражение в стихах  жизненной дисгармонии. Важно оценить его художественные достижения в создании стихов в таких трудных  лирико-публицистических жанрах. И всё оправдывает  понимание, что в своих «больных» стихах  поэт не стонет или скрежещет от боли, он  не мучительно косноязычен, нет,   он рокочет, пророчествует, возвещает великолепным мощным языком, речью выразительной скульптурной лепки… В «Дневнике смуты» («Летописец любви»,2001):
«Как легко быть печальным пророком
В нашей богохранимой стране
И вещать о столетье жестоком,
Что наступит в кровавом огне…»
……
«Нет, Россия, ты себя не сохранила.
Ты себя, Святая Русь, не сберегла.
Череда веков была твоим горнилом,
а двадцатый – надломил твои крыла…»
«Сколько лживых к нам пришло пророков!
Слово их – как в сердце ржавый гвоздь…»

«…где могильником ядерным стала
Почва пашен, лесов и полян,
Где живут по заморским уставам
Внуки вольных и гордых славян…»

И  знаменательно, что продолжением его полемических, возмущённых  стихов 90-х стали  произведения, написанные в высоких жанрах «реквиема» (о защитниках Белого дома), гимна («Гимн грядущей России»), элегии («Ах, душа моя!»)…А стихотворение «Русская душа», буквально потрясающее своей словесной, речевой энергией представляется особым жанром, это – своеобразный алхимически-аналитический этюд – исследование, симфоническое по своему звучанию.

«Я душу накренил – и в склянке золотой
отнёс её частицу на анализ
туда, где над земною суетой
верхи галактик в вечность окунались…»

Как музыканту, воспитанному на классической музыке, поэзии и литературе, и продолжающей их любить, мне невероятно трудно было поначалу привыкнуть к таким, например,  строчкам:
«Как смола ядовитая тянется
смута нашего хмурого дня…».

Казалось, слова «смола ядовитая» звучат острым, невыносимым  диссонансом. Правда, такой же эффект производили на меня в свое время стихи В. Ходасевича, у которого в каждой  внешне «серебрянозвучной» строфе находилось слово-диссонанс, мгновенно разрушающее внешнюю гармонию всей строфы. Здесь же, у Золотцева, стихи растут уже не из «сора», а из  того самого с п л а в а  боли, стыда, возмущения, и – вдруг, вопреки всему, рождается певучая строка, которую поначалу с мукой произносишь, словно сглатывая невыносимую горечь, но затем, в следующих строчках  стихотворения  чувствуешь, как  встрепенулась  неубитая душа…(«Ах, душа моя, нам бы только дожить до зари»). …А в целом, получаются такие песенные строки! Более того, в стиле  этих строчек сохранилась преемственность с яркими и во многом счастливыми, оптимистичными и  звучными стихами 80-х.  Сравните «музыку» стиха:
«…Заиграет она, забагрянится,
в поле вешнем прогреет ростки…»
и
«И однажды в чаду одуревшей от грохота площади…
словно древний припомнится миф…» («Два коня»)
Какие со — звучия!

Если  осмыслить его поэтическое творчество 90-х,  видишь, что он, как хроникёр или репортёр не оставлял без внимания ни одной темы и не только в стихах, но и в обширнейшей газетной публицистике,  в  их множестве отразилась вся человеческая  трагедия крушения нашего государства,  многолетнего последующего, невероятно тяжёлого  «выживания» разных  поколений. Поэтическое творчество, вернее, способность творить поэзию в эти годы тоже подвергалась испытанию. Ведь потрясения и их мучительные переживания могут привести поэта к молчанию. Золотцев  не молчал, утверждая, что нет страшнее ничего, «чем удушье от молчанья своего».

Золотцеву помогали выживать нерастраченные силы в области лирики, ведь именно лирика —  сердцевина творческой вселенной поэта; а также — громадные ресурсы, заложенные  его воспитанием и университетским образованием. Золотцев не просто был поэтом. Он  любил поэзию, как одержимый. В молодости, а затем и в зрелые годы он потрясал окружающих своей  феноменальной памятью. Он много знал и постоянно читал других поэтов. Особенно – своих  кумиров, Ивана Бунина и Сергея Маркова, а также — Заболоцкого, Блока, Мандельштама, Некрасова, в своих переводах  Дилана Томаса,  реже – Пастернака, Бродского, которых он прекрасно знал, но критиковал и не боялся этого  делать.

Он дружил в течение многих лет с плеядой потрясающих сибирских поэтов, в большинстве, своих ровесников. Сильное впечатление производит их переписка. Письма представляют собой обмен яркими жизненными впечатлениями, но, главное, — это настоящий мужской разговор о проблемах современной литературы и поэзии, обмен своими новыми  «нетленками» и критика, обсуждение творческих  удач и неудач. Вспомним, что, начиная с 90-х годов,  местных журналов стало множество, но тиражи их стали такими ограниченными, что возникла, как некая неизбежность,  разобщённость профессиональной пишущей братии по всей России.  Поэты, сохраняя свои старые связи,  старались преодолеть её своим общением на расстоянии. И, читая московские и сибирские журналы (присланные по почте!), видишь, как  самобытны и оригинальны сибиряки, но широкого отклика ни на ту, ни на эту поэзию по всей России нет,  и уже не будет. Нет пространства поэзии, оно свернулось; нет читательского и критического  «эха», которого так ждут поэты. Поэты превратились в невостребованных «профессионалов».

С какой болью приходится говорить, что  их имена – Вишняков, Казанцев, Кобенков, — уже также стали историей. Поколение 70-х, к которому принадлежал и Золотцев, дети Победы, родившиеся во второй половине 40-х, оказалось поколением трагическим, оно ушло, не исчерпав своих жизненных ресурсов. А они были, и какие!

Давно пора признать, что любовная лирика Золотцева – во многом совершенно самобытна. Вспомним, как рассуждая от имени своего героя  в одном из своих романов, («Тень Мастера») о проблемах писательской «перестройки» в «злосчастные» 90-е, он с «белой завистью» описывает профессиональные успехи своей хорошей знакомой писательницы, которая неожиданно нашла себя  в сфере эротических романов, легко добившись известности и материальных успехов в новые для литературы времена,   причём это  никак не отразилось ни на  их дружеских отношениях, ни на добропорядочном облике самой удачливой коллеги.

Между тем, любовные стихи  Ст. Золотцева давно открыли путь в пространство этой волшебной страны – Любви – Эроса.  Эта тема  у поэта – многогранная, манящая, колдовская, глагольная, полная зовов, заклинаний и заклятий. Каждый раз, в каждом новом стихотворении она  настолько  живая, переживаемая по-новому, поэтому  интригующая и как магнитом притягивающая. Волнующая бесконечно  тайна любовных стихов поэта Золотцева, очевидно, и заключена в их захватывающем эротизме. Какой критик может в этих стихах определить меру художественного мастерства, когда они с первых слов  втягивают в некое головокружительное действо. Любовные стихи у Золотцева  —  один из самых мощных пластов в его поэтическом  наследии. Он писал их на протяжении всего творческого пути. И как у любого большого поэта среди его стихов  можно найти несколько стихотворений- пророчеств, стихотворений — предсказаний, где высказано вещее желание, как должна закончиться или оборваться его жизнь. Так звучит одно из пророчеств в его «Женском привороте»:
«Хворый и озябший и седой,
Стукнешься ты лбом с лихой бедой.
Разведу беду твою руками,
Стану для тебя живой водой…»
Или так, в стихотворении «Занавеска…»
«И что бы ни было потом, что ни произошло бы –
Слепящий солнечный удар на несколько часов,
Тугой мучительный роман,
Или – любовь до гроба, —
Но будешь ты всю жизнь идти
На этот женский зов!»

… Об истории  создания своих любовных «поэм» и «романсов» он иногда рассказывал. В  письме к другу поэту, который откровенно восхищался его мастерством в создании любовных опусов, поэт-лирик Золотцев объясняет, что многие удачные стихи являются «римейками», переделками,  результатом упорной работы над первоначальными «эмоциональными» вариантами. Таковой является, например, его непревзойдённая «Соколиная баллада». («Дышало время холодом калёным»):
«И острый, словно свежая осока,
Полночный шёпот веру мне дарил,
Что я и впрямь – слегка уставший сокол,
В котором дух над плотью воспарил»

Как-то он с видимым удовольствием мастера   поведал, какое творческое удовлетворение от  работы почувствовал, когда пространную, но незаконченную поэму о  незадачливой судьбе одинокой женщины, полюбившей впервые в сорок лет, превратил в короткое ёмкое стихотворение из трех-четырёх строф, пронизанное и грустью, и надеждой.  Есть у него интригующе написанный любовный «роман» в сослагательном наклонении и уместившийся на одной странице – «Эту женщину, которой никогда  я не видел…». В саркастическом «Анти-романсе» поэт лихо заклеймил «банальные» издержки псевдо-романтической любви, сохранив, с усмешкой, главное – своё представление о колдовской  и неотвратимой женской силе, которой герой всегда оказывается подчинён.

В книге «Последний соловей» лирика Золотцева представлена удивительным разнообразием «музыкальных» жанров — мотивы, напевы, песни, баллады, фантазии, романсы, гимны, величания:

«В честь этой женщины,
Моей возлюбленной,
От пенья птичьего рассвет оглох…»
оды, серенады, молитвы («Моление», «Последний соловей», 2007):

«Об одном молю; только б ты жила
Золотой струной в горевом тумане.
Только бы тебе слишком тяжела
Ноша не была моих желаний…»
Одной из мощных кульминаций его эротической любовной лирики,  звучащей  как  бурная поэма или финал симфонии (Allegro agitato) является стихотворение  «В минуты близости с тобой». Это удивительное стихотворение читается «взахлёб»,  при чтении – оно – проживается, не только переживается, уверена, что у читающих  учащается пульс, и, на какое-то время обретается новое, любимое  поэтом Золотцевым  «огненное» ощущение жизни:
«Но что такое грех, когда
В нём каждый миг – самосожженье,
И каждый вздох – ожог стыда…»

Читая лирику 70-х, 80-х, 90-х, 2000-х — хочется сделать обобщение: стихи постепенно складываются в роман-эпопею, где меняются и герой, и его окружение. Неудивительно, что поэт постепенно и осторожно переходил в своём творчестве к прозе: повестям, рассказам, романам. На наш взгляд, уже в его ранних лирических стихах  проявился мощный повествовательный «элемент», который превращает лирическое стихотворение в «историю» с ярко очерченными персонажами. Более того, сильно проявляется в его лирике и скрытый  драматический «элемент». Он заключается  в том, что лирический герой у поэта – скорее  анти-герой, усталый, неудачливый, подавленный жизнью. До высот любви, до невероятных взлётов любви его поднимает женщина – любимая, возлюбленная, Муза, колдунья, ворожея, искусительница, соблазнительница, хищница, всадница, «паромщица»…

Каждая, вопреки его утверждению, не «всегда, всегда, всегда одна и та же», а каждый раз – в чём-то неповторимая, узнаваемая, как некий новый персонаж. И всё же,  побеждает демиург — Поэт, так как именно он  превращает множество историй  любви  в мгновения любви,  явления преходящие, а затем они его жестокой волей и волшебным жестом  складываются  и превращаются  в многоцветное мерцание вечности. Лирика превращается в музыку, её недостаточно читать «про себя», она должна звучать!

Лирика Станислава Золотцева кажется всеохватной по темам. Чем больше вчитываешься  в одно стихотворение, проникаясь его глубиной, тем ярче возникает предчувствие  новых открытий и откровений. В творчестве Золотцева сложилась система символов, воплощающих образы  горячо любимой им малой родины – Пскова и Псковщины: звонницы, колокола, храмы, крепости, словенские ключи, цветущая вишня, в которой утопал когда-то тихий послевоенный Псков, сирень, рябина, смородина, кони, снегири,  луговые травы, времена года в Пскове.

Псковскую сирень Золотцев воспел в цикле стихотворений в  70-х — 2000-х, среди которых  и  оды, и элегии, и романсы, баллады и вальсы. Некоторые из  них неоднократно положены на музыку местными  композиторами, потому что  очарование, ритмическое и звуковое «Сиреневой песни» и «Осенней сирени» создаёт манящее ощущение лёгкости, с которой это можно сделать, ритм стихов словно «подсказывает» мелодии, и то и другое кажется  вполне приятным и банальным. Век-то у нас не «серебряный», б а н а л ь н о с т ь  в цене… Сам  Золотцев сетовал иногда, что некоторые музыканты, с энтузиазмом  накидываясь на его стихи,  слишком упрощённо понимают  ритм  и, вслед за этим,  смысл его некоторых стихов. (Пример тому – обманчиво-простой «Псковский мотив» — «…целовались мы с тобой»)

Стихи Золотцева очень разнообразны и порой  сложны по ритму и строению строки и строфы.  И вот уже другие стихи о сирени, «сиреневый сонет»  –  «Опять бушует псковская сирень, в распахнутые вваливаясь окна»  кажутся гораздо более самобытными с их неукротимым стремительным ритмом и весенним «рокотом»! А «Баллада о сирени», на мой взгляд, является очередным  ш е д е в р о м  поэта (В ряду  с «Соколиной балладой» и «Словенскими ключами» и др.»).  Игра стихотворных ритмов и вереница образов в неторопливом повествовании «Баллады»  просто кружат голову своей красотой.

И вновь  возникает иллюзия, что вы прочитали  роман или печальную, полную любви повесть, к которым, как и полагается, автор приложил сложный эпиграф из ранних изысканий самого поэта на эту тему.

И невозможно удержаться  от попытки превратить перечисленные стихи  в «Сонату сирени», состоящую из четырёх частей:
Allegro («Сиреневая песня»):
«Вновь у каждого окна
Цвет кипит лиловый.
И земля пьяным — пьяна
От сирени новой…»
Adagio («Баллада о сирени»)
«И снова я везу в Москву из Пскова
в мешке льняном земное колдовство.
Сирень…сирень! – таинственное слово:
певуч, как птица Сирин, свет его…»
Andantino(«Осенняя сирень»), вальс
«Как внезапно вспыхнуло тогда
В нас двоих сладчайшее горенье,
И мои осенние года
Запылали майскою сиренью…»
Allegro molto («Псковская сирень»).
«…чистейший по земле несётся шквал,
Сквозь камни к солнцу рвётся молодая,
Густая смесь мгновений и веков…»

Получилось ещё и  невольное  и  красивое подражание Чюрлёнису, с его, правда, живописными «сонатами»…   Но, согласитесь, что живописность, красочность, владение внутренним пространством  стиха  – это неотъемлемые свойства  стихотворных  произведений Станислава Золотцева.

Читая и перечитывая  Золотцева,  убеждаешься  и соглашаешься, что живописность, красочность, звучность, владение внутренним пространством  стиха  – это неотъемлемые свойства  стихотворных  произведений Станислава Золотцева. И в наше время   интернетной,  «самопальной»,  поставангардной и  графоманской  поэзии хочется привлечь внимание к  поэтическим книгам  Ст. Золотцева,  потому что в его поэзии его профессиональное мастерство является таким же спасительным якорем, как и мощный  ритм  и творческий дух, пульсирующие  в ней.  Его поэзия – это истинная поэзия, потому что она, порой  волшебно,  преображает (преобразует) реальность.

Поэт ушёл, так хочется, чтобы жили его стихи…

Татьяна Лаптева,
член Союза композиторов России

Безвластие сменилось твёрдой Властью…

Безвластие сменилось твёрдой Властью.
Власть – разрешила жить и пировать
тем, кто уже успел наворовать.
Иная рать – «собратья по несчастью»,
отвержены от власти и казны,
кричат, мол, мы спасители страны,
а с этой Властью – беды и напасти…
И митингуют, ищут компромат,
и Власть во всех грехах они винят,
при этом сами властвовать хотят.
Не дай Господь добраться им до власти…

А что народ?
Народ, как прежде, пьёт,
всё также жаждет доброго царя,
на кухнях зубоскалит втихаря,
детей растит. Как может – так живёт,
а зачастую – просто выживает,
не веря в честность нынешних господ,
и громогласью митингóвой стаи.