Умер поэт Николай Иванов

Псковское региональное отделение Союза писателей России
с прискорбием сообщает, что 2 апреля 2022 года
умер поэт, член Союза писателей России,
ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда
Николай Иванович Иванов

Приносим искренние соболезнования
родным и близким покойного.

Прощание с Нииколаем Ивановичем Ивановым состоится в понедельник, 4 апреля в 14 часов, по адресу: г. Великие Луки, ул. Ставского, д. 70, ритуальный зал.


Николай Иванович  Иванов родился 4 декабря 1926 года в деревне Дубровка Торопецкого района Тверской области. В 1934 году его семья переехала в город Торопец. Там Николай Иванов и пошёл в школу. Увлечениями были рисование и сочинение стихотворений. Первые стихи были опубликованы в местной газете «Октябрь», Николай Иванов учился в четвёртом классе. Позже продолжал писать стихи и рассказы, которые печатала школьная стенгазета.
До начала Великой Отечественной войны окончил семь классов. Четыре месяца был в немецкой оккупации. После освобождения города, в 1942 году, пошёл работать в МТС (машинно-тракторную станцию). Там впервые встретился с комсомольским работником, а в последующие годы известным писателем Иваном Васильевым.
В 1943 году ушёл на фронт. Участвовал в боях в Румынии, Югославии, Венгрии. За форсирование Дуная награждён медалью «За отвагу». Под Будапештом был дважды ранен. В 1945 году вернулся в Торопец. Работал трактористом. Был направлен в школу механизации, где получил профессию механика МТС. Заочно окончил Московский техникум трудовых резервов и в 1954 году был направлен в новое училище в г. Великие Луки на преподавательскую работу. Это училище носит сейчас имя Александра Матросова – профессиональный лицей № 8.
Поступил и успешно окончил художественно-графический факультет Ленинградского пединститута им. Герцена, специальность «художник-педагог». Стихи продолжал писать все годы, особенно вернувшись с фронта. Публиковала стихи местная пресса, а также «Комсомольская правда».
В 1962 году был переведён на работу в школу-интернат № 5 в качестве учителя рисования и черчения, также вёл уроки труда.
С 1998 года стали выходить сборники стихов: «Вечеря любви», «Зимняя радуга», «Цвета побежалости», «Вехи войны», «Плоды Духа» (издан за рубежом), «Бег за счастьем» (2008). Участвовал в сборниках и альманахах.
Награждён орденами и медалями. Почётный работник Октябрьской железной дороги, Почётный работник общего образования России.

Поэтический конкурс, посвящённый 77-летию Победы в Великой Отечественной войне

Псковское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз писателей России»
объявляет о проведении поэтического конкурса,
посвящённого 77-летию Победы
в Великой Отечественной войне

ПРАВИЛА КОНКУРСА

Конкурс проводится в социальной сети ВКонтакте, в сообществе «Поэзия Псковской области» (далее – Сообщество).

Участвовать в конкурсе может любой участник Сообщества, независимо от места проживания.

Заявкой на участие является размещение Сообществе стихотворения о Великой Отечественной войне и (или) Дне Победы, с кэштегом #Победа77 (кэштег ставится выше публикуемого стихотворения).

ОДИН АВТОР может подать на конкурс только ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ.

Приём заявок начинается с момента публикации в Сообществе настоящего объявления.
Приём заявок прекращается в 22:00 26 апреля 2022 года. Произведения, заявленные на конкурс позже 22:00 26.04.2022 не рассматриваются.

Победители конкурса (1-3 место) определяются решением жюри.
Дополнительно, путем голосования в сообществе «Поэзия Псковской области» (далее — народное голосование), определяется победитель конкурса по версии участников сообщества «Поэзия Псковской области».
Народное голосование будет открыто не позднее 27.04.2022 и закрыто в 23:00 07.05.2022.

Награждение победителей:
Победители конкурса награждаются дипломами Псковского регионального отделения Союза писателей России. Дипломы направляются авторам в электронном виде.
Стихи победителей конкурса будут опубликованы 9 мая 2022 года на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России – «Псковский литературный портал», избранные стихи участников конкурса дополнят тематическую подборку произведений «Стихи о войне»: http://pskovpisatel.ru/?p=4095

Жюри конкурса:

Председатель жюри:
Игорь Смолькин (Изборцев)

Члены жюри:
Андрей Бениаминов
Вита Пшеничная
Светлана Размыслович
Татьяна Рыжова

Юная Жизель сквозь призму Севастополя

Наступление петербургской весны ознаменовалось долгожданным известием об окончании действия QR-кодов, и театры сразу же заполнились зрителями. Что же выбрать среди сонмища заманчивых предложений?
Эта весна непростая. С начала спецоперации российских войск ежедневно стали поступать известия об отмене зарубежных выступлений наших артистов: гастролей красноярского балета в Англии, Мариинского балета в США и Большого — в Испании, Анны Нетребко — в Вене, концерта Валерия Гергиева и Дениса Мацуева в Карнеги-холле.
Можно продолжить список, в котором Гергиев удостоился чести стать «жертвой новой русской весны» везде, где можно представить,- в Нидерландах, Германии, Австрии.
Отменённый американский концерт Мацуева с Гергиевым был перенесён в афишу Мариинского театра на 6 марта, где в тот же воскресный день на старой сцене давали «Жизель», история которой отсылает к позабытым страницам нашего театра.
Вспомним связанные с Крымской войной события, когда точно так же силы объединённой Европы пытались задушить русского колосса, и так же противниками по-своему трактовались героические и трагические события: сердца русских оборона Севастополя 1855-1856 годов наполнила гордостью, а союзники торжествовали, стремясь посильнее унизить русских.
15 января 1857 года парижский «Музыкальный вестник» опубликовал сообщение своего петербургского корреспондента: «Поскольку мы беспокоимся о наших соотечественниках-артистах, уместно отметить успехи, которых они добиваются за границей: только что был приглашён в Ла Фениче первым тенором Кравцов, где, возможно, достигнет репутации Иванова. Мадам Катрин в Лондоне и мадемуазель Ришар в Париже доказывают, что и среди нас есть последователи хореографии. Мы способны достойно петь в первых театрах Италии и танцевать в Англии и во Франции…».
В этой же статье в одном ряду упомянуты и звёзды балетной сцены: «Санкт-петербургский балет известен как один из лучших, если не лучший в Европе, как по прекрасной композиции кордебалета, так и по богатству декораций. Первенство в нём делят Фанни Черрито и Надежда Богданова…».
Черрито была давно знаменитой, а имя Богдановой было новым.
Надежда Богданова была дочерью московских артистов балета Татьяны Карпаковой и Константина Богданова. Её мать умерла, когда Наденьке было шесть лет, и отец, выйдя на пенсию, занялся обучением детей. В тринадцать лет Наденька уже танцевала «Жизель» на провинциальной сцене в Харькове, Киеве, Николаеве и Одессе (обратите внимание на места). И о ней писали так:
«Начался балет. Выпорхнула Жизель — театр чуть не развалился от рукоплесканий; Жизель подняла ручку — браво, браво! Жизель подняла ножку — те же крики и рукоплескания, Жизель приподнялась на цыпочки — энтузиазм публики дошёл до высшей степени. И не умолкали крики и рукоплескания во всё продолжение балета… Всё это было ново одесскому театру, давным-давно отвыкшему от таких праздников…».
Узнав о гастролях Черрито, весной 1850 года отец повёз Наденьку в Москву.
«Приговор славной артистки был самый благоприятный: она нашла в молоденькой танцовщице большия способности и советовала всей семье ехать в Париж, там поучиться, потрудиться, обещая со временем известность…».
Тем же летом Богдановы отправились во Францию, выступая везде, где возможно, чтобы заработать на обучение в Париже. Например, «на водах в Aix-sur-Bains г. Богданов дал музыкальный и хореграфический вечер, на котором наша соотечественница восхитила зрителей качучею, краковяком, мазуркой, названной Souvenir d’Оdessа, и большою мимическою сценою Сонамбула; здесь же маленькая сестра ея Татьяна танцовала тирольский танец, а братья между прочим исполнили на скрыпке и фортепьяно варьяции из известной всем нам оперы Аскольдова могила…».
В Париже Наденька легко поступила в школу Оперы, где «ей стали аплодировать даже ея соученицы, которыя в течении целаго года смотрели на неё неприветливо», и 20 октября 1851 года в возрасте пятнадцати лет дебютировала на главной сцене французской столицы в балете «Маркитантка».
Имя Надин Богданофф стало популярным среди парижских балетоманов, прозвавших её La fille de Russe — «дочерью России», но через несколько лет слава принесла и неудобства.
Началась Крымская война, и теперь везде — в обществе и на улице — раздавались враждебные высказывания, повторявшие газетные публикации. А после падения Севастополя парижская пресса беспрерывно трубила о торжестве французского оружия, всюду звучали кантаты, оды, оратории, марши, вальсы и польки под названиями «На взятие Севастополя», «Осада и штурм Малахова», «Крымская победа», и оскорбления стали столь нестерпимыми, что Богдановы покинули Париж.
«Мадемуазель Надежда Багданофф это дипломат, танцовщица и русская высокой школы. Жалко, что с этими тремя талантами молодая и элегантная жемчужина ненадолго задержалась [в Опере]. Она потратила столько труда, чтобы сотворить себя! Танцевала ли она па-де-труа или па-де-катр, всегда после этого, словно эхо, сцена всецело принадлежала ей и только ей. Она решительно заняла первое место, не оставив никакого шанса остальным. Её жертвы так жаловались, что наконец ей пришлось уйти… Она выбрала благоприятный момент для возвращения в Россию, когда перед силой французского оружия пал Севастополь. В Петербурге она представила себя жертвой своей национальности; она утверждала, что имена её братьев Николя и Александра послужили предлогом для недостойных гонений на неё, она также утверждала, что её хотели заставить танцевать в пользу раненых победителей Севастополя! Ей поверили и пришли посмотреть на неё, чтобы пожалеть её и поаплодировать ей. Наконец-то она стала пророком, пророком в своём отечестве…».
Это длинная цитата из записок уязвлённого её внезапным уходом из Оперы (sic! неслыханное дело…) парижского критика, упомянувшего и некое выступление перед победителями русских. И то был не парадный балетный концерт на сцене Оперы, а внезапный выезд на гастроли в Крым. Именно «Дочь России» Богданову хотели отправить в Севастополь, где ей предстояло «воздать должное и подбодрить храбрую французскую армию».
В центральной картине на сцену падает бомба, все разбегаются или падают наземь в ужасе, но прекрасная француженка не теряет хладнокровия и грациозно выбрасывает дымящийся и шипящий снаряд за кулисы. Она попадает в плен, и её — простую, но отважную зуавку — обменивают на трёх русских офицеров. Балет завершался балабилем с проходом под развевающимися знамёнами торжествующих разноплемённых победителей и понурых пленных русских.
«Дочь России» отказалась от столь унизительного выступления и разорвала контракт с Оперой. Чтобы погасить неустойку, по пути домой ей пришлось дать ряд выступлений, И везде она выбирала «Жизель», вызывавшую неподдельные восторги — в Брюсселе, Берлине, Вене, Будапеште и Варшаве, где в салонах внезапно зазвучала «Полька Надежда».
В этом «прощальном турне» Богданова стала первой «Жизелью» в Будапеште, где её прозвали «благоухающей розой»:
«Наконец-то после многолетних ожиданий, мольбы, надежд, тоски и всплесков рук мы увидели «Жизель», исполненную Надеждой и Николаем Богдановыми. Ещё накануне вечером многие беспокоились, подойдёт ли венгерский климат здоровью русский артистки… Но благодаря большому желанию этой приспешницы Терпсихоры премьера состоялась, и поклонники балета аплодировали ей до тех пор, пока не онемели руки…».
Особо хотелось бы упомянуть выход Николая Богданова в этой будапештской «Жизели» 1856 года — на пути балерины домой после разрыва контракта с Парижской оперой — он стал первым и единственным русским танцовщиком, о котором писали в европейской прессе девятнадцатого века.
«Ещё больше своим танцем удивил нас Николай, с такой лёгкостью он танцевал… Лишь в драматической части его исполнения чувствовалось, что из-за юного возраста он всё ещё неопытный актёр… Этому искусному танцору публика несколько раз бурно аплодировала…».
С таким же энтузиазмом будапештские газеты с восторгом высказались о танцах Николая Богданова в «Сильфиде» и «Эсмеральде», и в последующие годы зарубежные гастроли Богдановых сопровождались объявлениями:
«Большим шрифтом в афише «Жизели» дирекция театра заранее уведомляет публику о том, что на выступления первой танцовщицы Надежды Богдановой и её брата цены на билеты будут повышены».
В Петербурге и Москве «Дочь России» встретили как национальную героиню, ещё долго её выходы сопровождались аншлагами, во время которых звучали патриотические речи…
Что же сейчас, когда прошло два десятка лет после знаменательных дебютов в «Жизели» Олеси Новиковой и Юлии Большаковой, когда первая поразила специалистов и знатоков запредельной романтической воздушностью и потусторонностью, а вторая казалась реинкарнацией вдруг ожившей Улановой? Пресса молчит, а в Сети среди диванных знатоков «Жизель» считается простеньким балетом для начинающих дебютанток.
Так говорят те, кому не знакомы самые простые и сложные вечные чувства: любовь, преданность, самопожертвование, которые, кажется, теряет современный человек, упивающийся кажущимся всесилием над яблочными гаджетами, превращающими его во властелина мира. Разве может быть смерть от разбитого сердца? Пожалуйста, не смешите киберюзеров.
Выход Анастасии Лукиной доказал, что любовь, преданность и самопожертвование есть, что эти чувства вечны и всё ещё присущи нам. Слухи о даровании Лукиной будоражат балетный Петербург с первых дней её обучения в Академии русского балета. И эти слухи оправданны — это лёгкая и невесомая танцовщица, великолепно вышколенная Любовью Ковалёвой, а в театре её готовит Габриэла Комлева, знаменитая Жизель семидесятых.
Это словно бы о Лукиной написаны старомодные строки — «выпорхнула и театр чуть не развалился от рукоплесканий… подняла ручку — браво, браво!.. подняла ножку — те же крики и рукоплескания… приподнялась на цыпочки — энтузиазм публики дошёл до высшей степени…».

Анастасия Лукина на сцене Мариинского театра

Знаменитая скамеечка в сцене любви сдвинута на шаг вправо из-за огромного воздушного прыжка новой Жизели. Даже неискушённый глаз видит удивительно тщательную работу рук, грациозность и элегантность движений юной балерины, и совершенно уместно в памяти возникают строки, посвящённые Богдановой:
«Замечательны проворство, быстрота и точность в выражении, всё, что она ни делает, отличается чистотою и живостью… она лучше может успеть в рrеstо чём в adagio… грацию этой весёлой, лёгкой и живой танцовщицы скорее можно назвать резвою (espiegle), чем страстною… не изменяя своей природе, она может развить в себе много прелестно-оригинальнаго… она одушевляет свою мимику, и каждому своему положению придаёт живое чувство… ея успех не был сомнительным ни на одну минуту: безпрестанные крики одобрения сопровождали каждый ея шаг…».
При отточенности и бережности поз и движения переходы Лукиной стремительны и грациозны, её арабески невесомы и прозрачны. Она купается в танце, свежие брызги которого оживляют и вдохновляют партнёров. Темп, координация и лёгкость рук и стоп позволяют ей соткать ажурную сеть из нюансов настроения и чувств. И такие восхитительные руки, о которых говорят: они поют. Руки Лукиной наполнены магической поэзией, они одухотворены и приковывают взгляд.
И Лукина знает это — движениями кисти она повелевает залом. Ей присуще качество танцовщиков нового времени — очень высокий темп. В знаменитой дорожке на пальцах она играючи исполнила не двенадцать, не четырнадцать и не шестнадцать, а двадцать четыре аккуратных, чётких и невесомых шага, ни на йоту не нарушив обычных оркестровых темпов. И с прямой ненапряжённой спиной, кокетливо играющими плечиками и освещающей зал озорной улыбкой.
Таким же предстал её партнёр Евгений Коновалов, поначалу излишне вальяжный и высокомерный, но в самый критичный миг, в финальной коде, сразивший зрителей высокими безусильными прыжками с чистейшими заносками — и тоже двадцатью четырьмя. Он бы прыгал ещё и ещё, но согласно сценарию был вынужден упасть бездыханным, и поднялся иным, воспрянувшим, оживлённым, перерождённым силой любви вилисы…
Ночная сцена совершенно заворожила большими скользящими прыжками безжалостной Мирты (Татьяны Ткаченко), согласованным единым кордебалетным колдовством вилис и гимном любви, прозвучавшим в танце бесплотной Жизели. Анастасия Лукина проявила предельную музыкальность. Исполнив выход из могилы в среднем, словно неживом темпе, в прыжках она воспарила, унеся с собою Альберта и публику.
Век назад её танец тонко и точно передал Владислав. Ходасевич:
«Да, да! В слепой и нежной страсти
Переболей, перегори,
Рви сердце, как письмо, на части,
Сойди с ума, потом умри.
И что ж? Могильный камень двигать
Опять придётся над собой,
Опять любить и ножкой дрыгать
На сцене лунно-голубой…».
Это был дневной спектакль, и вечером «Жизель» танцевала Мария Хорева, молодая танцовщица иного плана, одновременно на второй сцене Мариинского театра так же днём и вечером дана «Снегурочка», а в концертном зале при аншлаге Денис Мацуев и Гергиев исполнили гениальный «Концерт для фортепиано с оркестром N 2 до минор», соч. 18, и Симфонию N 2 ми минор, соч. 27.
Залы Мариинского театра всегда переполнены, а в афише первой половины марта — сорок наименований. Постоянно появляются новые и новые имена, и артистам есть где выступать и что исполнять, не унижаясь перед выходками зарубежных дирекций и не завися от политических поворотов западных партнёров.
Всё вернётся на круги свои, когда утихнут политические страсти. Так же как после отъезда Надин Богдановой в Париже забыли «Жизель», которая не шла на сцене Оперы до гастролей Марфы Муравьёвой в 1863 году, а затем, когда этот балет снова там надолго забыли — тогда в моде был канкан — получили назад из рук (вернее, ног) Тамары Карсавиной, Анны Павловой и Ольги Спесивцевой.
Всё вернётся на круги свои, и русские танцовщики снова покорят зарубежную сцену. С наступившей долгожданной весной, с доступными «бескьюарными» театрами, с новыми надеждами!

Цецен Балакаев
Санкт-Петербург

 

Псковская книга — 2021. Приём заявок продолжается.

Продолжается прием заявок на участие в конкурсе
на лучшую книгоиздательскую продукцию
«Псковская книга – 2021»

На конкурс принимаются издания, вышедшие в свет в 2021 году. Принять участие в конкурсе могут типографии, издательства, издающие организации различных форм собственности, авторы выпускающие литературу/пишущие о Псковском крае.

Организатором конкурса выступают Комитет по культуре Псковской области, ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека имения В.Я. Курбатова» и Псковское региональное отделение Союза писателей России. Мероприятие проводится с 1997 года. Псковская область была первой, кто организовал подобный конкурс. Номинации конкурса с разных сторон показывают псковскую книгу, раскрывают творческий потенциал псковских авторов, писателей, поэтов, а также полиграфическое мастерство псковских издательств.

Конкурс проводится по номинациям:
Книга года
Человек книги
Лучшее полиграфическое издание
Лучшее духовно-нравственное издание
Лучшее издание для детей
Лучшее литературно-художественное произведение
Лучшее издание по истории края
Лучшее издание по туризму 

По традиции церемония награждения победителей состоится на XVII Международном книжном форуме «Русский запад», который пройдет с 19 по 23 апреля 2022 года.   

Издательская продукция и Заявка участника конкурса и издательская продукция на конкурс принимаются до 1 апреля 2022 года в Псковской областной универсальной научную библиотеки имени Валентина Яковлевича Курбатова (Псков, ул. Профсоюзная, д. 2).


Ознакомиться с положением о ко конкурсе и скачать заявку на участие можно здесь>>

Поздравляем с Международным женским днём!

Дорогие женщины!

Сколько замечательных слов сказано о вас? А сколько написано великолепных стихов?
Одно стихотворение Николая Алексеевича Некрасова стоит тысяч лекций ученых мужей из Оксфорда и Стэнфорда:
 
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
 
Живете ли вы в селениях, городках,  мегаполисах, о каждой из вас можно сказать:
 
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка…
 
Оставайтесь же такими, как вы есть! Дарите счастье, радость, хорошее настроение!
Даже если мы чем-то вам не угодили, стали не в радость, не стоим, как мнится вам, вашей любви, вспомните слова Александра Сергеевича Пушкина:
 
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
 
Притворитесь, что вам стоит? А мы будем счастливы!
 
 

Здоровья вам, наши дорогие женщины,
благополучия, любви, мира и много-много улыбок!
С Международным вас женским днем!

 
 
От имени всех мужчин-писателей
Игорь Смолькин

Позванный и призванный. На годовщину смерти В.Я. Курбатова

Позванный и призванный
(слово на годовщину смерти В.Я. Курбатова)

Не отпускает память… Уж миновал год, как наш дорогой друг, наша гордость, Валентин Яковлевич Курбатов, ушел в путь всея земли. Он шагнул  в вечность и унес с собой невысказанные слова, ненаписанные книги, мысли, воспоминания… Но то, что оставил, еще долго будет служить нам предметом для восхищения, размышления, исследования. Десятки мудрых, ярких книг, сотни статей, выступлений, фильмов и интервью. Как вдохновенно он писал и говорил! Возможно ли такое забыть? А как искренне, трогательно он умел любить? Родину, близких людей, родное слово… Да что там? Каждый городок, поселок, деревушку. Все это было вписано в глубину его сердца золотыми чернилами.  Вот оно – золото воспоминаний…

«Я уже в Перми не находил себе места, а уж от Калино не отрывался от окна и когда замаячили Саламатова гора, Лямино, поворот реки под Колапихой и задымил завод, я задохнулся  от какой-то страшной тоски и любви, от непонимания — что это? Куда это поместить в душе?

Потом помню один из очередных отъездов, когда поезд стал поворачивать к Шибанову и вот-вот должны были скрыться Красный поселок, Чунжино, синяя «сорокашка», железнодорожный сад на горе.  Был сияющий май в самом начале, всё сверкало, слепило, жадно готовилось к цветению, всё было полно восторгом слова «завтра» и переполняло сердце ужасом. Душа металась в панике и тоске — вот сейчас всё пропадет и больше никогда не будет.

Сколько потом было этих приездов и отъездов! И всегда сердце щемило…»

Сердце щемило, болело, рвалось… Это над рукописями не властно пламя, и словеса не истлевают, а сердце, особенно если оно не равнодушное, болезненно-живое, мятущееся… оно, исчерпав отпущенную Творцом силу, может мгновенно сгореть…

Так и случилось 6 марта 2021 года, когда Валентин Яковлевич Курбатов возвращался домой с букетом цветов для самого дорогого, близкого человека – супруги Инны Федоровны. О чем он думал в тот миг, когда вечность распахнула пред ним врата? Верно, о будущем, потому что, думаем ли мы о прошлом, размышляем ли о настоящем, мысль наша движется вперед, к  грядущему. И оно, грядущее, в тот миг слилось для писателя с вечностью. Для нас же будущее, пока живем, остается воспоминаниями о нем, о его деяниях, его книгах…

Ох уж эта память! Не дает забыть порой ни сказанного слова, ни написанной строки… Вот что я написал восемнадцать лет назад в статье «Шестьдесят пятая «узловая»…

«Юбилеи — как узловые станции… Мчится поезд нашей жизни, мелькают деревеньки без имен, полустанки, городки, названия которых если и, прочитав с трудом, запомнишь, то через минуту другую забудешь… Не знаю почему, но именно эти образы, эти слова пришли мне в голову, когда размышлял я о предстоящем юбилее моего старшего товарища, доброго друга Валентина Яковлевича Курбатова…

Каков художник Курбатов? Каково его творческое делание? «Искусство есть служение и радость», — сказал Иван Александрович Ильин. Это определение, на мой взгляд, — лучший ответ. Служение, как реализация единственно возможной художественной необходимости, радость от одоления и озарения — все это, выделенное Ильиным как неотъемлемое составляющее настоящего творчества, свойственно и истинному художнику слова Валентину Яковлевичу Курбатову…

Что значит быть настоящим русским художником? Каково быть позванным и призванным свыше? Ответы слагаются из перестука колес, быстро сменяющих друг друга картинок за окном и приобретают окончательную форму здесь, на «узловых»… Прогуливаясь вдоль вагонных окон, запыленных и уставших от всего виденного в пути, рядом с человеком, ради которого и остановился поезд, ты, его собрат-пассажир, ищешь для него самые верные, самые точные слова, и, быть может, находишь… Жить по совести и творить по вдохновению, творить свободно, без оглядки на «мнения», «конъюнктуру», «политический заказ», но, в то же время, с чувством глубочайшей ответственности за сказанное слово, которое, каждое в отдельности, есть великая драгоценность, и поэтому требует к себе бережного, уважительного отношения… Говоришь это, не боясь показаться излишне пафосным и высокопарным, потому что искренне, от сердца и еще потому, что скоро раздастся гудок локомотива, и поезд опять помчится дальше. И кто-то с перрона обязательно помашет рукой, желая счастливого пути…

Счастливой дороги вам, Валентин Яковлевич, впереди еще много  «узловых»!»

Только теперь дорога ваша в вечности! И пусть пролегает она среди селений праведников! Царствия вам Небесного! Вечная память!

Игорь Смолькин-Изборцев,
5 марта 2022

Псковская литературная среда. Проза. Сергей Горшков

Сергей Горшков

Поэт, член Союза писателей России.
Живет и работает в городе в г. Пскове.

подробнее>>>

 

Моему другу Ивану Васильевичу…

СОМ
(быль-небыль)

Двое выбираются на маленький песчаный бережок небольшого лесного озерца. Один из них – крупного телосложения, излишне суетливый, что и понятно, поскольку это он, вероятнее всего, эту вылазку на рыбалку и затеял, да и ещё и притащил с собой товарища более скромных «габаритов».
Сумеречное утро ещё стелет по воде туман. Ветерок пытается унести его в сторону, но туман не спешит уходить, прячась где-то в зарослях камыша.
– Во, – сообщает Большой, – добрались.
– Щас я тебе покажу, – торопится он. – Ща-а!
Сбрасывает поклажу. Авоська бутылками гремит.
Гремит, а не звенит. Звенит – это на обратнем пути. Всё ж мы – интеллигенты: пустую тару не кидаем, где попало. Для неё имеется пластиковый контейнер на остановке у того направления, что называют дорогой. На нём так и написано, красным по зелёному: «Для мусора». Именно, «Для…», а не «Мусор». Любой грамотный человек разницу-то понимат.
Тот, что поменьше, тоже рюкзак сымает и кладёт осторожно на песок. Рядом – удочки, прямо из магазина. Новенький! Кто ж ему доверит нести авоську – самое ценное на рыбалке?
– Щас, – бегает в нетерпении по бережку Большой. – Вот! Здесь это место!
Дрожащим пальцем указывает куда-то в центр водоёма:
– В прошлом годе я тут такого сома тащил – во!
Он отмеряет руками метра два с половиной, невольно заставляя Маленького отступить из-за узости бережка.
Маленький удивлённо-заинтересованно:
– Вытащил?
Большой в ответ произнёс:
– Куды там? Ушёл!
С грустью произнёс. Присел на корточки, сжимая в горсть мокрый песок:
– Я его почти до берега довёл! Часа два бодались, думал – всё, моя взяла!
У Большого даже голос сделался глухим каким-то:
– Куды там.… Оборвал.… Оборвал лесу! Прям у ног почти. Ушёл, язви его в качель!
И почти сразу Большой сменил грусть в голосе на весёлый тон, вскакивая и сжимая Маленького в плечах на мгновение:
– Вдвоём возьмём!
Уверенно так сказал, и опять к воспоминаниям вернулся:
– Мне б тогда кто подмог маненько! В воду зайти нужно было и сачком его снизу! Али крюком! Крюком надёжнее.
Сдвинув кепку, Большой почесал голову:
– Омут здесь. Глыбина…
Маленький озабоченно и с некоторым испугом:
– Омут, говоришь? Глубоко?
Большой:
– Ну да, омут. Глыбь! Как измерить-то? Но это точно – дна, считай, что и нет! Пробовал. Тут три шага, потом удилищем пробовал – дыра! «Чёрный квадрат» Малевича, одним словом.
Большой разложил алюминиевый стульчик, сел на брезентовую сидушку, достал пачку папирос, выщелкнул одну, прикурил, затянулся, и выдохнул клуб дыма, сравнимый разве что с плотным туманом, что прикрывал лесное озерцо.
Маленький сделал то же самое. Только не закурил.
– «Чёрный квадрат» Малевича – это три слова, – поправил он.
– А, какая разница, – вздохнул Большой, махнув зажатой в пальцах папиросой. – Чёрный – он и есть чёрный. И что хотел сказать? Ну, этот, художник который? Там что? Ну, что за этим квадрантом спрятано? И ты не знаешь. И я не знаю. И нихто не знает! А я тебе так скажу…
Большой повертел головой на предмет отсутствия других рыбаков и, уже немного тише, продолжил:
– Глыбь там, и никем невиданное!
Он кивнул в сторону озерца:
– Так и тут. Я за пять минут это… за пять минут обошёл. Только камыш да осока. А в середине – дыра! Чёрная!
Маленький протянул сочувственно:
– Да уж!
И добавил:
– Кстати, у этого квадрата все стороны разной длины.
Большой:
– А я о чём? Если так, то почему – квадрат?
Маленький:
– Не знаю. Авторский замысел.
Большой:
– Вот! А я о чём? Всегда так на Руси: за что ни возьмись, всё с подвохом да с подходом своим. И во всём свой замысел. И здесь тоже замысел! И в этом замысле есть сом!

Когда палатка была уже установлена, над костерком – котелок с ухой, у берега кусок брезента расстелен, а эти двое лежали и смотрели в небо, Большой подытожил, выпуская в небо ещё один клуб дыма очередной папиросы:
– Если где-то что-то изъяли, значит, где-то это что-то поставили. Обязательно! Может, горы каки. Суть едина: хучь большие, хучь маленькие, а ежели в душу? Так энтот самый квадрант чёрный не даёт понять, что там за ним. Гадай, не гадай – загадка сие и есть. За-всегда так на Руси: большая глыба аль камешек придорожный, а внутрь глянешь – омут! И что-то там есть. Одним словом – глыбь!


Моему доброму наставнику и другу
Татьяне Викторовне Гореликовой
посвящается…

ПТИЧКА
(сказ)

В первых числах января на свет появилась птичка.
Родители птички долго не могли выбрать ей имя. В конце концов, осталось два варианта. Один – это «Свет Земли» или «Светящая». Второй – это «Устроительница» или «Тайна».
Бог смотрел на «метания» родителей, смотрел, и решил, пусть будет ей имя «Устроительница». И праздник как раз намечается для тех, кто всю свою земную жизнь будут и сами учиться и других учить, как мир на земле да радость устраивать. Вот и птичка будет учиться, и дарить радость всему миру. А почему – это и станет «Тайной».
Конечно, родители спросили, почему не «Свет Земли»?
На их вопрос Создатель ответил просто: «Не стоит переживать по поводу имени. Птичка ваша – ма-ленькая, но ответственность на себя огромную взвалит. Она будет петь. И чтобы её пение услышали все, она поднимется на огромную высоту. Однако она – не орёл, чтобы парить в поднебесье в потоках воздуха и лишь лёгкими и скупыми движениями крыльев корректировать свой полёт и высоту, с которой он наблюдает за жизнью на поверхности земли. Ей понадобятся все свои силы, чтобы махать этими маленькими крылышками, чтобы удержаться там – в поднебесье. И пока она поёт, я её поддержу. А когда она песни свои прервёт, приму в свои ладони. Не беспокойтесь за свою птичку!».
Так и смирились родители перед Божественной логикой. И стали наставлять свою детку, как красиво петь.
И птичка запела. И, как и предрекал ей Бог, изо всех своих малых сил взлетела на огромную высоту. Даже орёл удивился, увидев рядом с собой это крохотное творение. Хотел что-то сказать по поводу того, кому какая высота дозволена, да не успел – птичка запела. Заслушался орёл этим невероятным пением. Даже ближе подлетел, чтобы взмахом своих огромных крыльев поддержать эту кроху на высоте.
Так они и «бороздили» небесный океан: орёл наблюдал за тем, чтобы воля Бога на земле исполнялась, а птичка пела для всех тех, кто на этой самой земле волю Бога исполняет. И каждый, кто был внизу, поднимал к небу свою голову, чтобы услышать, как поёт птичка, ибо увидеть её было невозможно – высоко слишком.
Так год за годом птичка росла, продолжая петь для всех и для каждого в отдельности. И внимали ей уставшие путники, и ложились на землю, и засыпали под звуки её песен. И им снились неведомые кущи, уютные оазисы, где отдыхали души их предков. И сердцам их, и душам было тепло от этого пения. Ведь если твои предки чувствуют себя хорошо, знают о неизбежности встречи с тобой, и ты это знаешь, то, что может разрушить единство родов земных? Ничто и никто! А когда просыпались они, отдохнув и душой и телом, то вдруг понимали, куда им идти далее, ибо песни птички небес-ной каждому рассказывали о его дороге, его пути.
Шли годы. Птичка иногда спускалась на землю. Зов предков говорил ей, что нельзя оставлять этот мир без потомства. И она блюла законы предков, спускаясь с высоты лишь за тем, чтобы удостовериться, что её детки растут, что у них уже появились свои детки. И все они слушают песни птички небесной. Почему? Так она же в песнях рассказывает им о том, как нужно правильно и в мире жить между собой, как это – радоваться каждому дню земной жизни, как приносить пользу своими труда-ми всем живущим на планете. Ведь каждый из нас так нужен всему мирозданию!
Но однажды наступил тот день, когда она уже не спустилась на землю. Песни её продолжали звучать в поднебесье, а она не смогла больше махать крылышками. И даже орёл ничем не мог помочь, и только слеза в уголке его зорких глаз выдавала его грусть, пусть и говорят, что орлы не плачут.
А что же с птичкой?
Хотите – верьте, хотите – не верьте, но утром того дня она вдруг осознала, что у неё больше нет сил. Нет, не на пение, а на то, чтобы удержаться в небесах. И птичка упала. Она неслась маленьким комочком сквозь звуки осеннего дождя, что плакал вместе с ней. Однако чьи-то ласковые руки под-хватили её в этом головокружительном падении.
«Кто ты?», – спросила, всхлипывая, птичка.
«Я – тот, кто создал этот мир. А ты наполнила моё создание своим пением. Как же я могу тебя бросить?», – ответил тот, кто держал обессилевшую птичку в своих руках.
«Так ты – Он?», – вскрикнула она удивлённо. – «А где же ты был, когда у меня кончались силы, когда я уже не могла больше летать и петь?».
«Глупенькая, я был с тобой рядом всегда. И буду рядом всегда. И твои песни будут давать силы всем живущим в моём мире, и утешать их души и впредь. А тебе пришла пора отдохнуть. Вот потому я и забираю тебя к себе», – ответил ей этот кто-то – невидимый, но большой.
«А что же станет с моими детками без меня?», – обеспокоенно воскликнула птичка.
Создатель, а это, несомненно, был он, озадаченно почесал голову, удерживая птичку в одной ладони, а затем произнёс: «Что ж ты такая маленькая, такая голосистая, такая умная, а меня совсем не слышишь! Я же обещал твоим родителям, что позабочусь о тебе. Это означает, что и о детях твоих я то-же позабочусь. И уже это сделал. А песни твои так и будут продолжать радовать, давать надежду всем страждущим во веки веков. Что же ты хочешь от меня ещё? Пришло твоё время – отдыхай, глупышка!».
И птичка смирилась, уютно улеглась в Божественной ладони, и уснула. И ей снились все те радостные сны, о которых она пела, но на которые у неё никогда не хватало времени, чтобы их послушать. Теперь пришло её время – слушать песни свои.
2018

 

ы, о которых она пела, но на которые у неё никогда не хватало времени, чтобы их послушать. Теперь пришло её время – слушать песни свои.
2018

Состоялась презентация новой книги стихов Ивана Иванова

11 февраля 2022 года
в историко-краеведческой библиотеке имени И. И. Василёва
состоялась презентация нового поэтического сборника
Ивана Иванова «И верить, и любить»

Это тринадцатая книга поэта. Любовь к Родине России, любовь к родной деревне, к природе, к людям — вот что звучит в каждом слове этого сборника. Поражает удивительная многогранность его творчества. Он пишет сонеты! Да не один — сто. Двадцать в этом сборнике.

Прозвучали и песни, написанные на слова автора. И тут же Игорь Плохов выразил желание написать свою песню на слова Ивана Иванова.

Встреча прошла в очень тёплой обстановке, тем более из-за пандемии мы все соскучилась и были рады видеть друг друга.
Желаем Ивану Васильевичу не останавливаться на роковой цифре 13, а значит, продолжать работать над новыми стихами новыми книгами.

Фотографии Валентины Алексеевой

Испытание временем. Памяти Станислава Золотцева

Испытание временем.
Памяти Станислава Золотцева

Никакой загадки у времени нет. Оно ничего не скрывает. Ни законов, по которым движется, ни событий, ни людей, которых уже нет. Если и могут быть претензии, то исключительно к человеческой памяти. Казалось бы, совсем не малые доли времени — годы, но вот и их память складывает один за другим в стопки и сшивает в жизнь. А потом листает, как страницы прочитанной книги. Какие-то из них быстрым промельком, а на иных вдруг задержится и перечтет… Снова, как и тогда, февраль, снова снежная слякоть… Господи, да ведь пять лет прошло! И откуда они только берутся, эти годы…

Нас познакомил театр. Золотцев — один из немногих псковских литераторов, у кого к театру был особый интерес. Мы постоянно видели его на наших спектаклях, встречались за кулисами. Он писал о театре эмоционально, заинтересованно и, я бы сказал, с сердечным участием. Он защищал театр, когда, случалось, на него нападали радетели сомнительных истин, причем делал это, как всегда, истово, хлестко, беспощадно. Он умел быть восторженным (редкое по нашим временам качество), он не боялся обличать, он никогда не стеснялся своих чувств.

В одной из статей, вошедших потом в двухтомник «Псков, Пушкина 13», изданного стараниями директора театра Валерия Павлова, Золотцев писал: «…Еще один псковский дом, где я чувствую себя своим, — Народный дом. При всех переменах таким он весь минувший век оставался и остается сегодня. В нем — наш псковский драмтеатр, носящий имя А.С.Пушкина. Его зрителем я стал чуть не в младенческие годы — старшие привезли меня из деревни на новогодний спектакль для малышей… С тех пор, хоть и с большими перерывами, я этому театру верен, став нынче уже ветераном его публики. Я прихожу в это здание не только из-за того, что происходит на подмостках. Когда я оказываюсь в зале, совсем небольшом по нынешним временам, — всегда хоть несколько мгновений смотрю на всё теми же глазами, какими полвека назад увидал здесь сказочное действо. И душа жаждет волшебства, таинства, чуда… И случается, это происходит!»

Однажды он изрядно похвалил одну из моих ролей, но долгое время наше общение шло на уровне «привет-привет». Встретившись как-то в дверях филфака пединститута, вышли на улицу, разговорились. Я пригласил его на свою программу по Борису Пастернаку, не очень, впрочем, надеясь, что придет. Но нет, пришел, хотя, как говорил, не считал себя поклонником этого поэта. Но именно Пастернак стал поводом к первому глубокому разговору и началом дружеского общения.

Я знал, что он владеет языками — английским и фарси (потом узнал, что кроме них французским и испанским), но был поражен его познаниями в истории литературы и просто истории, начиная с античной. Причем, познания эти всегда оставались как бы в тени, лишь иногда служа подспорьем в его рассуждениях. Выяснилось, что он знаком с моей работой «Есть ли Бог на сцене?..» об отношениях Церкви и театра. Мы легко — причем, по его инициативе — перешли на «ты», стали захаживать друг к другу, благо — жили недалеко. Потом была подготовка к его 60-летнему юбилею, который и состоялся на сцене Пушкинского в апреле 2007-го и стал, как оказалось, последним его Днем рожденья.

На днях, помня о скорбной дате — пятилетней годовщине ухода Станислава, просматривал свои записи того времени, и нашел записанные после одной из встреч его слова. Помню только, что намеренно записал их как монолог — по памяти и как услышал. Все началось с вопроса, чем же все таки объясняется его, литератора, любовь к театру.

« — Разве можно объяснить любовь? — говорил Станислав. — Будь то любовь к женщине, поэзии, музыке… Словом можно выразить любовь, если она есть, но объяснять, за что любишь, — дело безнадежное. Любое объяснение любви ничего к ней не прибавит и не убавит, никакие доводы и аргументы ни полюбить, ни разлюбить не помогут, они — любовь и доводы — живут в разных плоскостях. Сродни тому, как, если бы возможно было доказательство бытия Бога, не нужна была бы вера. Вера и любовь связаны очень крепко. В детстве веришь в сказку безоговорочно. Вот меня привели первый раз в театр на сказку, и Юрий Пресняков (был у нас такой знаменитый в Пскове актер) стал для меня настоящим сказочником. Но и потом, даже когда узнаёшь о театре и актерах какие-то житейские подробности, вера и любовь не проходят. Тут феномен театра: возраст, когда понимают, что Дед Мороз не настоящий, наступает для всех, но кто-то каждый раз радуется Деду Морозу как впервые, а кто-то навсегда оказывается в скептиках. Думаю, всё дело в том, сохраняет человек в себе творческое начало, которое от рождения — это видно по детям — есть в каждом, или нет. Убежден, что любой человек, в котором творческое начало живо, не может не любить театра».

« — Для меня, как литератора и поэта, поэзия и театр — ветви одного дерева, одного корня. Скажу больше: поэт — лицедей ничуть не меньший, чем актер, а стихи — та же живая ткань поэта, как и роль — актера. Михайловские крестьяне рассказывали, как Пушкин ходил с листами бумаги и громко разговаривал, — это он читал, проигрывал через себя своего «Годунова», «пробуя» его на звук. Творчество — наш общий корень, как корень всему — Творец».

Время испытывает на прочность всё, оставленное человеком на земле, — его слово и дело. Слово и дело Станислава Золотцева проходит испытание с достоинством и не снижая накала строки неистового псковича. Рожденный на Псковской земле и обретший в ней вечный покой, поставил родную Псковщину в «красный» угол всего своего творчества. Плывет нал городом гимн Пскова на слова Золотцева; без его стихов не обходится ни один псковский праздник; его стихи звучат на улицах и площадях, в студенческих аудиториях и библиотечных залах.

Будут их вспоминать и сегодня, 4 февраля, в день его памяти в известной всем псковичам библиотеке «Родник», которая теперь носит его, Станислава Золотцева, имя.

Как прежде, в дивном городе моём
вчерашний век с грядущим не враждует.
И колокол в узорочье литом
вызванивает песню молодую.
В бойницу крепостную посмотрю –
а там, в заречье, в сизом окоёме
везёт телега алую зарю,
и небо глохнет в реактивном громе.
И снова тишь… И в тёмно-золотых
дремучих брёвнах бывшего посада
ушедший век рассохся и затих,
а будущий — галдит в стенах детсада…
Мне верится, что я тут жил всегда,
во все столетья и во все года.
И крепость возводил Довмонту-князю.
И в сад боярский с огольцами лазил. …
В котором веке и в каком году
вдоль берега родного я иду?
И что кружится над рекой Великой –
метелица иль тополиный пух?
…А комары у нас — до белых мух,
и пахнет снег лесною земляникой.
И память дышит, словно сеновал,
разворошённый в зимней непогоде:
 по улицам, сквозь молодёжный шквал,
меня совсем не узнавая вроде,
стареющие женщины проходят,
которых я девчонками знавал…
И память дышит горячо и сладко,
неопалимой свежестью хмеля.
И вдруг я слышу чей-то оклик — «Славка!»
оглядываюсь! Это — не меня.
Нет, не меня… И сединою снега
давно сменился тополиный пух.
И по зиме последняя телега
звенит-летит во весь былинный дух… —
…И всё-таки — меня окликнут снова
на той земле, где начал я житьё.
И с древней честью города родного
сольётся имя древнее моё.

Ст. Золотцев, «Псковские   строки»

 

Виктор Яковлев,
актёр Псковского академического театра драмы
им. А. С. Пушкина

Подведены итоги Всероссийского литературного конкурса «Чкалов»

2 февраля 2022 в Центральном музее Вооруженных Сил подвели итоги литературного конкурса имени легендарного летчика Валерия Чкалова

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/5233619/pub_61fac0c9f100ac0b814e4fcb_61fac14208a4bd7a6511d7d0/scale_1200

Конкурс, организованный Международным мемориальным фондом «Чкалов», проходил в трёх номинациях «Лучшее литературное произведение об авиации и летчиках», «Лучшее научно-публицистическое произведение», «Лучшее поэтическое произведение», «Лучшее молодежное произведение».

Из более 150 действующих и начинающих писателей, принявших участие в конкурсе, до финала дошли – 56.

http://clubvks.ru/wp-content/uploads/2022/02/DSC_6737-768x512.jpg

Победителем в номинации «Лучшее поэтическое произведение» стал заместитель председателя правления Псковского регионального отделения Союза писателей России, председатель литературно-художественной творческой группы «Рубеж» Андрей Канавщиков с поэмой «Аэродром».

Второе место в этой же номинации присуждено смоленскому поэту, многократному участнику и призёру фестиваля исторической поэзии «Словенское поле» члену Союза российских писателей Сергею Подольскому, за стихотворения «Полярный конвой» и «Первопроходец».

http://clubvks.ru/wp-content/uploads/2022/02/DSC_7267-1024x684.jpg

Подробнее:
https://sc.mil.ru/social/culture/more.htm?id=12406681
https://news.myseldon.com/ru/news/index/266458446

Поздравляем Валерия Павлова с юбилеем!

Сегодня празднует День Рождения наш дорогой друг,
коллега – писатель-прозаик, публицист
Валерий Федорович Павлов!

Белинский, кажется, сказал, что мы вопрошаем прошлое, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. Но даже не всякий художник слова способен талантливо и достоверно рассказать нам о годах минувших, о славных деяниях наших предшественников. В полной мере таким даром обладает Валерий Федорович Павлов – наш коллега, друг, которого сегодня мы чествуем по случаю его семидесятипятилетия. 

В своих, написанных живым русским языком, книгах он рассказывает о замечательных псковичах, о людях культуры и искусства, о их достижениях и победах – в общем о всем том, из чего слагается неповторимая летопись Пскова.  

«Дни и ночи «Карусели», «На рубеже тысячелетий…» — эти и другие книги Валерия Павлова являются лучшим средством против уничтожающей силы времени, именно благодаря таковым, как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, «прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим».

Но Валерия Павлова отличает не только талант художника слова, но и присущие ему лучшие человеческие качества – чувство сопереживания, сердечная отзывчивость, честность, скромность и чистота души. Он лучший из нас, самый достойнейший! И сегодня, в день его юбилея мы говорим об этом прямо и открыто!

Дорогой Валерий Федорович! Мы гордимся Вами, дорожим и поэтому желаем самого главного – здоровья, благополучия и творческого долголетия! Оставайтесь и далее свидетелем времени, его хранителем и достославным описателем!
И пусть Щедродатель Господь даст Вам на это сил на многая и благая лета!

 

От имени писателей Псковской области,
председатель правления
Псковского регионального отделения Союза писателей России
Игорь Смолькин

 

Андрей Бениаминов награждён дипломом Литературной премии имени Антона Дельвига

29 января в столичном клубе «Колесо истории» прошла торжественная церемония вручения литературных премий имени первого редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига – «За верность слову и Отечеству»

Премия учреждена редакцией «Литературной газеты» в 2010 году, с 2020 года литературная премия имени Антона Дельвига стала частью большого исторического проекта «Литературной газеты» – «Настоящее прошлое» и присуждается только за произведения исторической тематики.

По итогам 2021 года в рамках премии отдельно отмечены общественные деятели, занимающиеся литературно-просветительской работой и внёсшие значительный вклад в развитие и реализацию проекта «Настоящее прошлое». Среди них псковский поэт и публицист Андрей Бениаминов,  получивший диплом в номинации «Просветители».

Награды вручал нынешний главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев.

Подробнее с информацией об итогах премии имени Антона Дельвига можно познакомиться на сайте «Литературной Газеты»:
https://lgz.ru/news/vrucheny_premii_delviga

Поэтический вечер Александра Себежанина в библиотеке имени Игоря Григорьева

27 января 2022 года
в Библиотеке-Центре общения и информации
им. И.Н. Григорьева

состоится творческий вечер поэта
Александра Себежанина

В программе:
— интересные факты биографии А. Себежанина из первых уст и не только…;
— презентация сборников поэта;
— душевное общение.


Во избежание распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) использование средств индивидуальной защиты в период нахождения в учреждении обязательно!


Подробнее об Александре Себежанине >>

 

 

От Московского Царства к Великой России. О новом номере журнала «Родная Ладога»

От Московского Царства к Великой России
о содержании нового номера журнала «Родная Ладога» (№ 4 /58/ 2021)

     Новый номер известного российского журнала «Родная Ладога», издающегося с 2007 года в Санкт-Петербурге (гл. ред. А. Ребров, зам. гл. ред. В. Ефимовская) имеет государственное звучание. Исторические, цивилизационные особенности развития и существования России представлены в материалах разных жанров: публицистических, научно-философских, литературоведческих, поэтических. Все их пронизывает и объединяет любовь к нашему Великому и могущественному Отечеству. Личность, общество, Церковь рассматриваются в отдельности и в совокупности в православно-исторической традиции.

      Сложным современным международным отношениям посвящена первая публикация номера – статья Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова (Москва) «О праве, правах и правилах», дающая не только представление о соотношении сил на международной арене, но вскрывающая неоднозначные с нравственной точки зрения установки, на которых строится политика наших западных антагонистов. Правила России, как подчеркивает С.В. Лавров, состоят в том, что «мы всегда остаемся открытыми для честного диалога со всеми, кто проявляет встречную готовность к поиску баланса интересов – на прочной, незыблемой основе международного права». Большое научно-популярное исследование известного историка, политика, общественного деятеля Н.А. Нарочницкой (Москва) «Крым в исторической судьбе России» раскрывает означенную тему в глубокой исторической проекции, в геополитических оценках. Автор убежден, что возвращение Крыма «важнейшая веха в восстановлении Россией своего статуса и своей роли держателя равновесия в важнейшем и вечно неспокойном регионе Черного моря, волны которого поглотили немало русской крови, пролитой в борьбе за существование российского государства и русской православной цивилизации». О будущем геополитическом значении России говорит в статье «Балтийская Русь – новое месторазвитие русской цивилизации» известный белорусский ученый, политолог, общественный деятель А.В. Дзермант (Белоруссия, Минск), доказательно утверждая, «есть очень простая дилемма: если хочешь развиваться, тогда у тебя есть шанс на развитие с Россией; если хочешь пребывать в полуколониальном состоянии, тогда тебе в компанию с Грузией, Украиной и Прибалтикой». Министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК С.Ю. Глазьев (Москва) в статье «О мировом кризисе» рассматривает современное состояние мировой экономики на очередном витке гибридной войны. Ученый-экономист показывает фундаментальные причины мирового кризиса, в котором, кроме прочего, важную роль отводит общемировой смертоносной пандемии. С.Ю. Глазьев делает вывод, что «потерявший свою эффективность имперский мирохозяйственный уклад становится все менее привлекательным и разрушается по мере становления и расширения механизмов воспроизводства нового, интегрального мирохозяйственного уклада». Выдающийся современный философ А.Г. Дугин (Москва) также обращается государствообразующим категориям, к понятию народа и общества. В статье «Экзистенциальная теория общества» в диалоге с фундаментальной немецкой философией он доказывает, что «Бог (или боги) – это истина народа. Но это также его бытие, бытие, которое есть он сам, в своем внутреннем истоке, в своем тождестве… Без Бога народ вообще не может быть, и ни о каком историале речи идти не может. Но наличия культа, институтов и обрядов еще недостаточно».

     Образно, убедительно тема божественного, духовного бытия России, проявляемая через личность, через человеческую судьбу, звучит в произведениях известных современных прозаиков, которые на страницах журнала «Родная Ладога» представлены рассказами: С.А. Шаргунов (Москва) «Русские на руинах», М.К. Зарубин (Санкт-Петербург) «Морская форма», Т.И. Грибанова (Орел) «Серафима». Уверенно, наравне с ведущими писателями России звучит голос нового автора журнала, И.Н. Ермолаева (Казань), представленного несколькими рассказами под общим названием «Певчий». Тонкое, акварельное письмо использует писатель для передачи своих ощущений, переживаний на пути воцерковления.

     Путь воцерковления – стезя трудная, нескончаемая, невозможная без духовного наставничества, без водительства Церкви. В каждых номерах «Родной Ладоги» публикуются произведения священнослужителей и иерархов Русской Православной Церкви. Особо значимым материалом нового номера можно назвать большую богословско-философскую статью постоянного автора издания митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова) (Петрозаводск) «Богословие бытия и вызовы природе человека от Потопа до настоящего времени». Эта уникальная новая работа митрополита Константина не только подтверждает историческую актуальность Библии, проявляет ее сложные сюжеты посредством категорий мифа, архетипа, подсознания, но, показывая трагическое современное положение жителей Земли, предостерегает от гибели человечество, не внемлющее Божиим заповедям. «Для христианина ценность земного бытия определяется тем, что оно воспринимается им не просто как эпизод, выхваченный из небытия, но как “иного жития, вечного, начало”, как прообраз и предпосылка будущего Всеобщего Воскресения» — говорит известный богослов. Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) (Псков) с присущей ему художественной образностью, светлостью слога, глубиной мысли раскрывает сложные духовные проблемы в статье «О правде Божией, общественном мнении и о том, как Господь идет нам навстречу».

     Чаянием этой встречи, стремлением к победе правды и добра, надеждой на непременное и скорое благоденствие нашего Отечества исполнены почти все поэтические подборки. Их авторы – известные и любимые народом поэты России: Валентина Коростелёва (Моск. обл., Балашиха), Олег Селедцов (Краснодар), Алексей Гушан (Моск. обл., п. Малаховка), Вита Пшеничная (Псков), Галина Щербова (Москва), Вадим Терёхин (Калуга), Ольга Воробьёва (Владимирская обл., г. Петушки), Елена Осминкина (Крым, Симферополь), Антон Беляев (Москва).

     О том, что неразделимы история и современность, что будущее определяется настоящим, а прошлое может быть понято через события нынешние и грядущие, говорят многие авторы журнала. В этом ряду особо актуальна и поучительна статья известного ученого, историка Д.М. Володихина (Москва) «Командармы московского царства», расширяющая представление о периоде бытия нашей страны от Московского Царства до провозглашения ее Российской империей, о политически мудрых боярах и тогдашних служивых аристократах и дворянах, много способствовавших расширению России от Киева и Смоленска до Тихого океана. Д.М. Володихин реабилитирует русскую историческую знать, у которой было «осознание хозяина земли, а не просто винтика в механизме державной машины». Автор статьи ставит ее в пример современной правящей элите, которая не в состоянии выработать и провозгласить национальную идею. Хотя давно, почти век назад, она была подтверждена выдающимся русским философом Иваном Ильиным. Его понимание отечественной культуры разъясняет известный историк А.М. Шарипов (Москва) в статье «Смысл культуры по творчеству Ивана Ильина». История и современность взаимосвязаны в статье академика РАН В.С. Мясникова (Москва) «Несколько замечаний к изучению китайского труда Шофанбэйчэн». Эта старинная книга, описывающая северные границы Китая, ландшафт, природные ресурсы, была важна в прошлые века для формирования российско-китайских отношений. Она интересна и сегодня, во времена значительного укрепления этих отношений.

     Книги – те хранилища вневременных смыслов, те сокровищницы, в которых можно найти правду. Обращаясь к древнерусской литературе эту правду, историческую, нравственную, помогает нам найти выдающийся литературовед, поэт Ю. М. Лощиц (Москва) в статье «Взыскание правды». К литературным древностям обращается титулованный, всемирно известный исследователь творчества Ф.М. Достоевского, доктор филологических наук В.Е. Ветловская (Санкт-Петербург) в статье «Достоевский и поэтический мир древней Руси. Литературные и фольклорные источники Братьев Карамазовых». Выдающимся деятелям культуры и литературы нашего времени посвящены статьи: известного публициста, прозаика, депутата ГД РФ А.Н. Грешневикова (Рыбинск) «Кому противостоял Борис Штоколов»; публициста, историка, гл. ред. газеты «Слово» В.А. Линника (Москва) «Валерий Ганичев. Отечестволюбец, просветитель, делатель»; Т.М. Титовой (Санкт-Петербург) «Я должна быть одна. К 85-летию поэта Ирэны Сергеевой».                

     В блок материалов, посвященных художественному творчеству, вошли статьи В.В. Ефимовской (Санкт-Петербург) «Житие св. князя Александра Невского в бронзе. О проектах новых памятников св. Александру Невскому скульптора Василия Москвитина», искусствоведа, сотрудника гос. Третьяковской галереи М.В. Петровой (Москва) «Василий Григорьевич Перов. Портрет Ф.М. Достоевского», Засл. деятеля искусств, руководителя художественного объединения «Русский Север» Л.А. Миловидова (Москва) «Единственный художник из династии Лопухиных». Эта статья рассказывает о талантливом современном живописце Наталии Лопухиной и о судьбе ее прославленного в истории России аристократического рода.

     Символичны название и содержание статьи постоянных авторов издания Н.В. Шевцова и Е.Е. Наумовой (Москва) «Трудные дороги к храмам», рассказывающей о потаенных уголках России, хранящих красоту и старину, в них, труднодоступных, далеких от экскурсионных интересов, читателю вряд ли удастся побывать. Этот краеведческий очерк показывает, что пути к святыням также трудны, как творческие поиски и находки, как служение нашей любимой Родине России.

Валентина Ефимовская

Прочитать электронную версию журнала можно в библиотеке Псковского литературного портала.

Псковские поэты стали лауреатами «Российского писателя»

Традиционно, в канун Рождества, главный литературный сайт Союза писателей России  «Российский писатель» подвел итоги литературных публикаций за 2021 год.

По итогам рассмотрения более тысячи текстов, опубликованных на сайте в прошедшем году, названы лучшие авторы в номинациях «Поэзия», «Проза», «Драматургия», «Публицистика», «Критика», «Новое имя «РП», «Позиция», Художественный перевод», «Классика и мы» и др. Среди лучших – два представителя Псковского регионального отделения Союза писателей России.

Поэт Надежда Камянчук, признанная лауреатом в номинации «Поэзия» за поэтическую подборку, опубликованную «Российским писателем» в июне 2021 года.

Поэт, прозаик, эссеист Вита Пшеничная, в номинации «Новое имя «РП», за поэтическую подборку, опубликованную в  прошедшем сентябре.

 

Псковское региональное отделение Союза писателей России поздравляет своих коллег и желает дальнейших успехов в творчестве.

С полным перечнем лауреатов можно ознакомиться на сайте «Российский писатель»: https://rospisatel.ru/lrp2021.html