Архив рубрики: Новости

Новости литературы

Как добраться на фестиваль «Словенское поле»?

TransportСамолётом.
Из Москвы (Домодедово), цена билета от 2 300руб. до 6 000 руб.
Из Санкт-Петербурга (Пулково), цена билета от 600 до 1 600 руб.
С расписанием и тарифами можно ознакомиться здесь.


Поездом.
Из Москвы:
098А Москва (15:35) — Псков (05:05) купе: 2 232 р. плацкарт: 1 289 р.
010А Москва (18:30) — Псков (07:30) купе: 3 389 р. — 3 891 р.. плацкарт: 1 879 р.
Подробнее здесь.


Из Санкт-Петербурга:
023А Санкт-Петербург (18:45) — Псков (23:12) купе: 1308 р. общий: 247 р.
091Р Санкт-Петербург (19:40) — Псков (00:19) купе: 1481 р. . плацкарт: 913 р.
037Р Санкт-Петербург (19:40) — Псков (00:19) купе: 1842 р.  плацкарт: 828 р.  общий: 609 р.
Подробнее здесь.


Автобусом.
Из Москвы.
ГУП Псковпассажиравтотранс, (среда, суббота), цена билета 1000 р.
Москва Автовокзал Щёлковский (20:00) — Автовокзал Псков (10:55)

ИП Андреев А.А. (понедельник, среда, пятница) , цена билета 1000 р.
Москва Автостанция Тушинская (20:00) — Автовокзал Псков (10:25)

Подробнее здесь.


Из Санкт-Петербурга есть более 20 прямых и транзитных рейсов автобусов, ознакомиться с которыми Вы можете зайдя по ссылке.

Наиболее быстро (за 4 часа), дёшево (400-500 р.) и вполне комфортно из Санкт-Петербурга в Псков можно добраться на маршрутке. Бронирование мест по телефону. Практически во всех маршрутках есть Wi-Fi.
С полным перечнем и расписанием маршруток, а также ссылками на сайты перевозчиков можно ознакомиться здесь.

Конкурсные произведения: Елена Крикливец, г. Витебск, республика Беларусь

***

Между тучами – краюшки неба синего –
окна в истину – прозрачны и чисты.
Словно в зеркало, глядится Ефросиния
в неразбуженные воды Полоты.

Ночь хоронится в трепещущем осиннике,
много темного видавшем на веку.
И в зарю идут былинные дружинники
из мифического «Слова о полку».

Ни вернуться в эти дали, ни покаяться,
ни откликнуться на этот вечный зов…
Только стрелы Перуновы отражаются
в спелых луковицах здешних куполов.

Оттого, видать, в Христово Воскресение,
находясь от просветленья в двух шагах,
вдруг душа рванется следом за Есениным
Русь оплакивать в московских кабаках.

 

***

На земле была одна столица,
все другое – просто города.
Г. Адамович

Здесь не «бьется Нева о холодный гранит»,
не поет под ладонью ограда литая…
Этот город свои кружева мастерит,
настоящее с прошлым упрямо сплетая.

Здесь над старою ратушей кружит листва
и взлетает Шагал над шуршащей аллеей.
Здесь поэт подбирает такие слова,
от которых осеннее небо теплеет.

Мелкий дождик дорожки к утру навощит,
пробежит по мостам, не жалея сандалий.
И согнется под лампой седой часовщик,
починяющий время в еврейском квартале…

Чтобы призрачных лет удержать череду,
чтобы терпкой истории вдоволь напиться,
я по древнему городу тихо пройду,
как по дремлющей в золоте лучшей столице.

***

Заалеет закат,
тихо звякнет ведерко в колодце,
глухо скрипнет скелет
заколоченных дедом дверей.
На вечерней заре,
как всегда, начинает колоться
ворох прожитых лет,
что судьбе отдавались за так.

А вокруг – ни души.
Только серая пыль огородов,
на которых весной
густо всходят крапива да сныть.
Не спеши уходить,
не запомнив обратной дороги:
по земле за тобой
твое прошлое змейкой шуршит.

Этот пасмурный век
заметает забытые тропки,
и в колодце вода
неизбывной полынью горчит.
Разлетятся грачи,
но в попытке – безумной и робкой –
ты вернешься сюда,
чтобы вспомнить, что ты человек.

До окончания приёма заявок на конкурс «Словенское поле» осталось три дня

До окончания приёма заявок на конкурс исторической поэзии «Словенское поле – 2013» осталось три дня. В 24:00 24.08.2013 года приём заявок будет завершён.
Однако уже сейчас можно говорить о том, что конкурс состоится. На 20.08.2013 в оргкомитет фестиваля поступило более 70 заявок. География конкурса обширна. Москва, Санкт-Петербург, Тверская область, Челябинская область, Нижний Новгород, Ставрополь, Ростова на Дону, Украина, Белоруссия, Псков, Великие Луки, Остров – далеко не полный перечень стран, регионов и городов, поэты которых представили заявки на конкурс.
В то же время в номинации «Словенские ключи», учреждённой для молодых поэтов Псковской области, поступило только 2 заявки. Если за оставшиеся 3 дня количество заявок в этой номинации не достигнет десяти – номинация «Словенские ключи» будет признана несостоявшейся, а поступившие произведения будут оцениваться в рамках конкурса «Словенское поле» на общих условиях.
Напоминаем авторам, что положением о фестивале «Словенское поле 2013» предусмотрено два варианта участия в фестивале:
— первый – в рамках одноимённого конкурса, когда заявка на конкурс рассматривается, одновременно, как заявка на участие в фестивале;
— второй – вне конкурса, когда автор подаёт заявку на участие в фестивале, но в конкурсе не участвует.
Приём заявок на участие в фестивале продолжается до 30 августа. После этой даты заявки приниматься не будут.

«А я не верю, я не верю, что всё на свете всё равно»

К 90-летию Русского поэта Игоря Григорьева

Игорь ГригорьевЗамечательный русский поэт Игорь Николаевич Григорьев родился 17 августа 1923 года в деревне Ситовичи Порховского района Псковской области в крестьянской семье. Он с детства полюбил родной край, бегал за грибами и за ягодами в лес, который назывался Клин, ловил рыбу в речках Гусачка и Веретенька, наведывался на реку Узу за раками, а в 14 лет стал заядлым охотником.
Как и многим выпускникам школ его поколения, Игорю Григорьеву вместо студенческой скамьи пришлось с оружием в руках защищать свою Родину от фашистских захватчиков. «Лихое и страшное время, никогда не перестану думать о тебе… И у последней черты не отрекусь от ненависти к фашистским атрибутам – кровожадности, подлости, холуйству и шкурничеству» — вспоминал то время поэт. Навсегда врезались в его память трагические картины:

И мне мерещится
Доныне
Ребёнок втоптанный в песок,
Забитый трупами лесок,
Как Бог, распят старик на тыне.

Игорь Григорьев воевал в тылу у врага на Псковщине сначала в спецгруппе, а потом, когда его отважную помощницу по разведке Любовь Смурову схватили немцы, он был отозван партизанским центром в лес и воевал в разведке Стругокрасненского межрайонного подпольного центра Шестой ленинградской партизанской бригады. Был четырежды тяжело ранен, схоронил павшего в бою брата своего пятнадцатилетнего Льва Григорьева. Памятью о войне дышит каждая книга поэта. Он постоянно подчеркивает трагизм происходящего на войне. Он помнит:

… горестную ночь,
Тротила адскую работу,
Вконец измотанную роту
Невластную земле помочь.

Трагедия порховской деревни Красуха, когда все жители деревни были сожжены фашистами с жестокостью беспредельной. Игорь Григорьев из тех же мест и стихи о Красухе звучат набатной болью и напоминанием тем, у кого короткая память:

Всем, в ком – тьма
Кто к миру глухи
Не мешает знать,
Что, Россию, мать Красухи
Лучше не пугать.

А поэма «Двести первая верста». Выходят на задание двадцать два партизана, а возвращается только один и то тяжелораненный. Что между:

Арифметика проста:
Двести первая верста,
Ни вагонов, ни моста,
Триста сорок два креста,
Паровоз без колес
Укатился под откос,
Рваным брюхом в землю врос.
И над прахом – в полный рост,
Встанут, нет ли, —
Двадцать звезд,
Неугасных двадцать звезд!
Им светить, не заходить –
Быть! Быть! Быть!

Вот это герои – не пустили вражеский состав к линии фронта. Небось в фашистских газетах, выходящих на оккупированной территории, писали о бесчинствах лесных бандитов-партизан, но борьба партизан была праведная – всё для фронта, всё для победы.
Дорогой ценой была оплачена победа в Великой отечественной войне. Одна из книг Игоря Григорьева так и называется – «Дорогая цена». Сходите в библиотеку, поищите книги поэта и Вы поймете, для чего он писал о войне. «Это надо не павшим, это надо живым».

Помолчите у вечно бегущей воды…
Кто там разгоревался навзрыд?
Не надо слез. Роняйте цветы.
Видите, сколько их на поляне горит!
Так надо не тем, которые спят, —
Они не ради этого полегли.
Это надо для сущих
И для грядущих внучат –
Незастрахованных граждан
Огнеопасной земли!

Но война не ожесточила поэта, не огрубила его сердце, не закрыла черным пологом горьких воспоминаний синее весеннее небо. Не у каждого поэта, даже современного, можно найти такой восторг, такую самоотдачу во власть высокого вдохновения, такую радость жизни. Как зримо ощущаются картины деревенской природы.

В деревне сейчас
Полонила поляны
Такая большая трава!
На зорях
Гривастые бродят туманы
Да плещется синь-синева.
А день ничего себе:
Точен и прочен,
Всему свой и срок и черед.
Здесь даже осиновый тын у обочин
Что может от жизни берет.
Бездонное небо
Звенит и ликует –
От крыш невесомых
До звезд.
И, годы суля мне,
Кукушка кукует,
И мир удивительно прост.

Мир лирики Игоря Григорьева – природа родной Псковщины, люди, населяющие эту удивительную землю, любовные мотивы, короче – ничто живое не чуждо его стихам. В каждом стихе его звучат все новые и новые интонации. А жизненный пафос поэзии Игоря Григорьева придает его слитность с думами, чаяниями, переживаниями простых людей, неразрывная связь с родным краем. «Нам с тобою одна непогодина и веселье одно на роду».
автографВ его стихах все так зримо: вот здесь «у старого плетня» мать поэта ждала его «в свои семнадцать лет», здесь «в пылающем сорок втором году» отбивался он от карателей и река Великая спасла его. И где бы не был поэт, а он долго жил в Ленинграде, главная его забота и тревога – о родном крае, перед которым он в вечном сыновнем долгу. В стихотворении «Горькие яблоки» открывается глубина душевной драмы вчерашнего крестьянина и теперешнего горожанина, когда он говорит с одичавшей, заброшенной яблоней:

Ручей зачахший. Замшелый мостик.
Крыльцо – два камня по старине.
«Я рада, здравствуй! Надолго в гости?
Ну как жилось то на стороне?
Чего ж срываешь ты шишки с ели?
Я зла не помню,
Добра не жаль.
Ведь снова август, плоды поспели.
Иди ко мне, снимай урожай.»
Пылает полдень, а мне морозно,
Как в суд с поличным вдруг привели.
Не надо сердце!
Пока не поздно
Просить прощения у земли.

Лирическая открытость души поэта дает о себе знать и в исторических поэмах «Благословенный чертов путь» и «Колокола». Поэт такой же по натуре, как и русские купцы, что плыли с товаром (льном) а далекую Англию и, хотя им по пути предлагали большую цену за товар, но:

Разумеем: десять –
Больше девяти.
Да ещё на месяц
Выигрыш в пути.
Лишний кус вестимо
Не порвет карман.
Только нерушимо
Слово россиян.

Псковский вечевой колокол – символ Псковской вольной республики. Его казнили, как человека, по приказу царя. Разбили на Валдае на мелкие осколки, но из этих осколков мастера отлили, отковали знаменитые валдайские колокольца, которые звенели под дугой, не смолкая, 400 лет:

Российскую сонь беспокоя,
С тех пор колоколец гудит, —
Само торжество вековое,
Взблеск молнии в гордой груди.

В этом весь Игорь Григорьев. Живое слово для своих стихов и поэм поэт брал из родника народного языка. Почитайте и убедитесь сами.
Самое значительное произведение Игоря Григорьева и по временному охвату и по широте повествования – поэма «Вьюга», которая писалась в 1983 – 1984 годах. Это летопись русской деревни предперестроечного периода. В то время деревня постепенно обезлюдела. Автор жил в деревне Губино с августа 1970 года по 1983 год:

Семь хат в тот август, в те поры,
Семнадцать душ в себе хранили…
Но люди кинули дворы,
В бегах утешась да в могиле.
Как след в ущербленной росе,
Быль призрачной была и странной.
И вот остались Фотя с Анной,
Михей, да я, да Мухи – все.

Пёс Мухи – «чудо на соломе». В поэме рассказывается о жизни простых русских крестьянок Фотиньи и Анны, потерявших в войну своих мужей, переживших все тяготы послевоенной жизни, но выживших вопреки всему. У Анны фашисты убили двоих её детей:

Крупнокалиберные пули
Настигли цель – не отвернули:
Четыре – в Толю, в Женю – пять.

И отрубили руки:

Враг вбросил саблю в ножны: — Гут!
От матки русской дух отвеян.

Но выжила Анна благодаря помощи подруги своей – Фотиньи, воспитала четверых детей. Я спрашивал у Игоря Николаевича: «Как жила эта женщина без рук в деревне, труд крестьянский — тяжелый?» А он отвечал: «Как, как, а вот так». Понимай, как знаешь.

И солнца луч наискосок
Бежит по выскобленной лавке,
Струит на Анну тихий свет,
На скорбном лике пламенеет,
Целует руки, коих нет.
— Не камень солнышко жалеет.

Какие есть чувства у человека – они все прописаны в поэме, поэтому она до сих пор волнует читателя, хоть прошло с тех пор 30 лет, ушли из жизни и герои этой поэмы, да и самого Игоря Николаевича давно нет с нами, но память неизгладима.
Вот как он писал о бабушке Фотинье, у которой прожил «тринадцать лет, тринадцать зим»:

И, словно кровная родня,
И, может быть, превыше крови,
Увещевает о любови,
О правде завтрашнего дня.

Поэт верил в правду завтрашнего дня, а о своем времени и о своей жизни писал так:

И наша жизнь уж тем одним светла.
Что носит в чреве
Встречу с Новым Веком.

Веком, как он полагал, счастливым, добрым, полным любви и радости.
О себе он говорил мало, писал роман о своей жизни, любил людей, помогал начинающим поэтам, был совершенно бескорыстным человеком, из своей скудной пенсии помогал людям, попавшим в беду. Его самые запомнившиеся слова: «Человек я верующий, русский, деревенский, счастливый, на все, что не против совести готовый! Чего ещё?»
У него есть очень примечательное стихотворение – «Подорожник»:

Его топчи, громи копытом
И траком жми, а он растёт.
Жить можно всякоразно битым:
Была б дорога. Боль не в счёт.

Эта жизненная позиция навсегда осталась в стихах и поэмах Игоря Григорьева. А поэзия его уже принадлежит Вечности.

Иван Иванов
поэт, член Союза писателей России
2013 год

ДЕНИС КОРОТАЕВ: «А ВРЕМЯ БРОСАЕТ НАС ДАЛЬШЕ И ДАЛЬШЕ…»

К 10-летию со дня гибели поэта

Денис Коротаев10 лет назад, в августе 2003 года, погиб замечательный поэт Денис Коротаев — член союза Писателей России с 1994 года, лауреат всероссийской национальной премии в области поэзии имени Сергея Есенина, сподвижник, который привел в лоно СПР не одного молодого поэта. Ему было всего 36 лет. Не так и мало для настоящего поэта, у которого вышел еще при жизни не один сборник стихов, и каких стихов! Глубокая философская лирика сборника «Белые тени», вышедшего в 1998 году, удивляет мудростью столь молодого автора, а последний при жизни сборник «Итак» ( 2001) – это стихи зрелого мастера, истинно русского поэта, понимающего душу России, размышляющего о ее пути, настоящем и прошлом. В последние полгода земного пути в голосе поэта появилось нечто новое, глубинное. Что могло бы стать новой вехой его творчества, не случись рокового столкновения на шоссе. И все-таки «Догорают мои гусли-самогуды» — стихотворение столько же сильного звучания, сколь и не нарочито громкого, которому ещё предстоит прозвучать на всю Россию знаком нашей эпохи, не спокойной и переломной. Словно вместе с поэтом многие поколения наших предков из Русского Поднебесья голос подали, и все — в одном стихотворении. И оттуда же, знаком смутного времени – «Да леса еще найдутся по России». И ему еще предстоит прокатиться эхом по всей России.


ДЕНИС КОРОТАЕВ:

«ДОГОРАЮТ МОИ ГУСЛИ-САМОГУДЫ…»

1.

ГУСЛИ–САМОГУДЫ

Сколько люду набежало, сколько люду! –
И торговый, и служивый, и блаженный…
Догорают мои гусли-самогуды,
Прожигая полынью во льду саженном.

Не стоял бы я на месте, словно идол,
И метнулся бы в огонь, да цепью кован.
Не иначе – скоморохов кто-то выдал,
И сказителям конец поуготован.

Видишь? – стражники расставлены повсюду
И качают бердышами, дети песьи…
Догорают мои гусли-самогуды,
Догорают мои звончатые песни.

Догорают – а потом уйдут под воду…
Только сажа на снегу лишь… Только сажа…
И отправится попа да воеводу
Распотешить верноподданная стража.

Разойдутся не дождавшиеся чуда
Кто – со смехом, кто – с добычей, кто – с укором…
Догорают мои гусли-самогуды,
На костре по-инквизиторски нескором.

Кто-то вышел на мостки, как на подмостки,
Кто развеяться пришел, а кто – согреться…
И постреливают немощные доски
Разрывными – да по сердцу, да по сердцу…

Только я реветь белугою не буду,
Сколь бы други-гусляры ни голосили…
Догорают мои гусли-самогуды,
Да леса еще найдутся по России.

Отсижу свое в чахоточном остроге,
Слажу новые – соборнее да звонче –
И пойду, покамест горе носят ноги
Допевать все то, что прежде не закончил…

А покуда рвутся струны, а покуда
Яро пламя, ако рана ножевая,
Догорают мои гусли-самогуды,
И корежится в огне душа живая…
16-17.12.02

2.

РОССИЯ, РУСЬ, ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!

Россия, Русь, храни себя, храни!
Н.М. Рубцов

Россия, Русь, храни себя, храни!
А мы не в счет — мы нынче не вояки.
Мы, кажется, забыли в этой драке,
О том, что мы воюем не одни.

Россия, Русь, ну что нам воевать,
Когда флажки уже не держит карта,
И кроме застарелого азарта
Иных утех душе не отыскать?

А мы — все те же… Нас который год
Едва ли заподозришь в пацифизме.
Но что такое «смерть во имя жизни» —
Не вспомнит дух и разум не поймет.

Россия, Русь, мы боле — не форпост.
Храни себя — и ты не ошибешься.
Не нас спасешь, так хоть сама спасешься,
Распятие меняя на погост…

19-22.09.1999

3.

А ВРЕМЯ БРОСАЕТ НАС ДАЛЬШЕ И ДАЛЬШЕ…

..А время бросает нас дальше и дальше,
И падает жизнь, как подстреленный вальдшнеп.

И, радостно воя и вытянув выи,
По следу подранка несутся борзые.

Чьей будешь ты стаи — от птичьей до бычьей —
Едино смиришься и станешь добычей.

И вжикает жига, и ахает хота —
Охота, охота, охота, охота.

Охота нам биться — с собою, с другими,
Во славу, за ради, на благо, во имя.

Мы небо до боли крестили мечами
И в битве с собою совсем измельчали,

И в битве с собою почти победили,
Да сделали шаг — и очнулись в могиле

А где-то пообочь, по тропам проталым
Влачились достойные нас идеалы.

И путь был расписан от точки до точки,
От стыдной болезни до пьяной заточки,

От драчки за злато какой-то там пробы
До им же в итоге расшитого гроба.

И выбраться, что ли, наружу из ям бы,
Да знать — не судьба, и — к хорею тут ямбы!..

4.

КОТОРЫЙ ВЕК НАМ СПОРИТЬ СУЖДЕНО…

Который век нам спорить суждено.
Который век все яростнее речи.
Откуда мы — не все ли нам равно,
Чем лучше Синегорье Междуречья?

Кто пращур наш — Сварог иль Иисус?
И как нас звать — Славяне или Русы?
Ответит всяк на свой капризый вкус,
Но как порой разнятся наши вкусы!

Кто говорит — нам много тысяч лет,
Кто говорит — одно тысячелетье.
Иной речет — мы пасынки планет,
Иной — о, нет: обещанные дети.

Нас назовут нездешним «Иоанн»,
Лета сочтут по шрамам и морщинам,
И до поры погрузится в туман
Наш давний спор без толка и причины.

Мы — те, кто есть, а что до остальных —
Не им судить о наших русских спорах,
Им — тени стен, бетонных и стальных,
А нам — ветра на северных просторах.

Мы — те, кто есть. Иного не дано.
Так отчего, оттачивая речи,
Который век нам спорить суждено —
Чем лучше Синегорье Междуречья?..

5.

ВЕДИ МЕНЯ, РУСЬ

Веди меня, Русь, мимо капищ и скитов
От первого часа до мига покоя.
На свете есть много дорог неизбытых,
Но только твоя назовется судьбою.

Храни меня, Русь, от обид и искусов,
От липких объятий нездешнего рая;
К тебе приникаю я преданным русом,
Иных алтарей в храме Геи не зная.

Прими мою жизнь не как дар, а как данность,
Не царскую жертву, но клятву на верность.
Одной лишь тебе я покорным останусь,
Во всем остальном не приемля смиренность.

В минуту веселья и в злую годину
Со мною твое опаленное знамя;
Мне любо смеяться с тобой заедино
И дорого плакать твоими слезами.

Как знать, чем еще будет дух наш испытан,
Как знать, что еще уготовит эпоха…
Веди меня, Русь, мимо капищ и скитов
От первого дня до последнего вздоха!

20-24.12.95

6.

НАШИ КНИГИ ПИШУТ НАС

День за днем, за часом час
Было так и вечно будет —
Наши книги пишут нас
Кровью душ по глади судеб.

Нашим книгам не впервой
На болоте этом жабьем
Увлекать нас за собой
Камнем или дирижаблем.

Наши книги нам не льстят,
Верно — знают себе цену,
И вовеки не простят
Ни халтуру, ни измену,

Словно мы не други им,
Вечно держат на прицеле
И ревнуют нас к другим,
Что написаны доселе.

И пока недвижна твердь,
Эту власть дано иметь им
И дарить нам жизнь и смерть,
И бессилье, и бессмертье…

7.
И ЭТО – РОДИНА? НЕ ВЕРЮ…

И это — Родина? Не верю,
Что лишь уныние и страх,
Лишь обозленность и потери
В огнем покинутых глазах.

И примириться не смогу я
C роскошной этой нищетой.
Я все же знал ее другую —
И выше той, и чище той,

Что попрошайкой в переходе
Сидит у мира на краю.
И в отрешении выводит
Молитву тихую свою…

Неужто это было с нами —
Лихая стать, святая честь?
И что кому придет на память —
Теперь воистину Бог весть:

Кому-то — бабий плач истошный,
Кому-то — срам, кому-то — Храм,
То телогрейка, то — кокошник,
То хлеб с соломой пополам.

То дым родного пепелища,
А мне как символ этих мест —
Деревья, что с рожденья ищут
Слепыми кронами норд-вест;

Шумят, качаются нелепо,
По небу листьями шурша,
И не узнают, ибо слепы,
Что так незряча и душа.

Вздыхают, головы понурив
Как будто в этом их вина,
И пишут, пишут на лазури
Моей России письмена…

8.

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Гуси-лебеди летят
По-над краешками сосен.
В желтый бархатный наряд
Перекрашивая осень.
Обнимая тишину,
Что-то шепчет сирый ветер…
Эту дивную страну
Не сыскать на белом свете,
Не найти по словарям,
Не спросить у очевидцев:
Обернешься — и она
В сизой дымке растворится…
Но в любые времена,
Зла не помня, не покинет
Эта дивная страна,
Эта вечная Россия.

9.

Где ж ты теперь, мой забытый и брошенный Лель?

Ивовый короб, качающий хлеб и свирель,
Синий венок — как веками растрепанный нимб…
Где ты теперь, мой забытый и брошенный Лель?
Где же ты ходишь, и кем ты сегодня храним?

Босые стопы ласкает ли сонмище трав?
Ветер докучливый помнит ли имя твое?
Столько веков ты смирял его бешеный нрав,
Что не заметил, как сам угодил в забытье.

Ты не один в этом стане забытых божеств:
Несть им числа в этом танце отринутых душ.
Каждый их шаг, или слог, или взор, или жест
Значит полет или мрак, или высь, или куш.

Только пенять на постылую долю тебе ль?
Все возвратится на дантовы круги своя.
Где ж ты теперь, мой забытый и брошенный Лель?
Разве услышу теперь в тишине — «Вот он — я!»

Разве увижу тебя меж унылых племен?
Разве узнаю твой голос меж тысяч иных
В мире, кричащем и плачущем, где испокон
Тропы земные кометами иссечены?

Если на углях оставленных Богом земель
Я не найду твоего заревого следа —
Стану тобой, мой забытый и брошенный Лель,
Стану тобою до светлого часа, когда

Песней моею разбуженный, выйдешь на зов
И самозванца одаришь приветом своим,
И полетит над остудной громадой лесов
Синий венок, как веками растрепанный нимб…

10.

Я — заказанный город

Я — заказанный город.
Я — живая могила.
Я был утром распорот
Полутонной тротила.

Я — старинный и спальный,
Я — панельный, кирпичный, —
Уничтожен морально
И взрывчаткой напичкан.

Прежде звонок и светел,
Прежде тверже корунда,
Я был поднят на ветер
И размазан по грунту.

В этой огненной каше
От подвала до крыши,
Стал я смерти не краше
И сарая не выше,

И, хватаясь за воздух,
Я упал в одночасье,
Недовитые гнезда
Разрывая на части.

Им везения чуть бы —
Век бы жили богато,
А сегодня их судьбы
Ворошит экскаватор,

И по братским могилам
Развезут самосвалы
То, что временем было,
Да историей стало.

Но не старится рана,
И мутится мой разум,
И смеется с экрана
Тот, кому я заказан…

11.

Уменьшив небо до размера малой форточки…

Уменьшив небо до размера малой форточки,
Пустые семечки с утра до ночи лузгая,
Страна сидела по-тюремному на корточках
И заводила спохмела блатную музыку.

Страна металась между свастикой и мистикой,
Страна стенала, упиваясь горькой повестью.
И все казалось, что вот-вот уже амнистия,
И все казалось — на свободу с чистой совестью.

Страна баландой по-барачному обедала
И ненавидящих ее смиренно славила,
А сколько воли не видать, так это ведала
Одна кукушка, да и та, поди, лукавила…

12.

Гипербореями, славами, русами

Гипербореями, славами, русами
Нас величали заезжие бахари.
Мы ли не славные? Мы ли не русые?
Мы ли не ратники? Мы ли не пахари?

Все нам подходит, как листик инжировый
Нежному месту далекого пращура.
Мы ли не босые? Мы ли не сирые?
Мы ли не нищие? Мы ли не падшие?

Кармы ли, рока ли пестрые полосы
В пряжу унылую веком сплетаются.
Жаль, что темнеют со временем волосы,
Но и грехи понемногу смываются.

Не рождены ни рабами, ни трусами,
Стовековою судьбой успокоены —
Мы ли не славные, пусть и не русые?
Мы ли не пахари, хоть и не воины?

Так и живем — то по краю, то по небу —
Новой Пангеи зеваки беспечные.
Полно Вам спорить — оставьте хоть что-нибудь,
Что не изменит нам на веки вечные,

Что оградит от попрания вкусами
Те имена, коих мы удостоены —
Некогда — славные, некогда — русые,
Некогда — пахари, некогда — воины…

13.

Не спешите вывешивать стяг победный

Не спешите вывешивать стяг победный,
Будто нас не осталось на этом свете:
Мы еще не накрылись посудой медной,
Но уже подписали свое бессмертье.

Прокуроры вы наши и меценаты,
Повелители бизнеса и искусства —
Вы еще нас растащите на цитаты
И расставите по миру наши бюсты.

Да, вы слепы сейчас, но, прозрев когда-то,
На похмельном пиру ли, на постной тризне,
Превратите в момент в имена и даты
Наши ставшие вашим гешефтом жизни.

И не надо вам ныне глядеть игриво,
Дескать, что они могут, юнцы-амебы,
Вы еще нам поклонитесь в хвост и в гриву,
И еще нас прославите, хоть у гроба,

И еще нам споете свои стихири,
Приглушив на минутку все «хали-гали»,
Похоронные хари склонив, как гири,
Харакири не сделав себе едва ли,

На скрижали навесив брюнетку-ленту,
Наши строки завоете дружным хором,
И, провидя весь ужас сего момента,
Мы живем втихаря и умрем не скоро…

14.

Мне в наследство даны
Мне в наследство даны
Песни ветра и посвисты птичьи,
Боль великой страны,
Позабывшей за болью величье,

Разоренный погост,
Где земля мягче белого пуха.
И дорога до звезд
По ступеням бессмертного духа.

Я изведал сполна
Бремя мысли и радость незнанья,
И на все времена –
Слабость слова и силу молчанья.

Я оставлю другим,
Удивленным потомкам в наследство
Свой несложенный гимн
И свое неизбытое детство.

Ворох прежних грехов,
Незаконченность старого жеста,
И трехтомник стихов,
Словно пропуск на новое место…


Замечательный псковский, а точнее — русский — душой и всем сердцем поэт Станислав Золотцев был знаком и дружен с Денисом Коротаевым, творчество которого высоко ценил.
В августе 2003 года, когда Денис трагически погиб в автокатастрофе, Станислав написал потрясающей силы некролог в стихах, посвящённый своей молодому другу — Денису было всего 36 лет.

Станислав Золотцев
ПАМЯТИ ПОЭТА ДЕНИСА КОРОТАЕВА

Дождливым летом,
таким дождливым, что даже
сухой остаток в счетах бюджетных промок,
таким дождливым, что стал и солон, и влажен
в горах горячих
сухой десантный паёк;
таким дождливым летом,
что тьмою грозной
забита каждая белая ночь была,
и небывалый, редкостный ливень звёздный
от наших глаз туманная скрыла мгла;
…таким, что небо
наглухо облачилось,
обволочилось тучами, обволоклось,
и разоблачить его
может лишь Божья милость.

Но мир людской давно со Всевышним — врозь.

А лучших, тех, кто с Ним не мечен разрывом,
к себе, в себя возносит небо, спеша,
дождливым этим летом, таким дождливым,
что иссыхает от боли моя душа…
2003

(С. А. Золотцев, «Последний соловей», издательство «Голос-Пресс», 2007)

Каким пророческим и роковым стало совпадение — уход до времени спустя несколько лет после гибели Коротаева и самого Станислава Золотцева. Воистину, настоящие Поэты России долго не живут, небо призывает их к Богу до срока.

Виолетта Баша
поэт,член Союза Писателей России

Приглашение к разговору

В октябре 2013 года состоится очередной ХIV съезд Союза писателей России.
В преддверии съезда сайт «Российский писатель» приглашает членов Союза к обсуждению насущных вопросов, решение которых, по их мнению, необходимо вынести на съезд.
Ознакомиться с обсуждаемыми вопросами и принять участие в обсуждении можно здесь: http://www.rospisatel.ru/sjezd.htm

Рубрика «Словенское поле»

Псковский литературный портал начинает публикации произведений авторов, подавших заявки на участие в фестивале «Словенское поле».
Произведения размещаются в рубрике «Словенское поле». В заголовке указывается статус произведения («конкурсное произведение» или «вне конкурса«), фамилия автора и населённый пункт места жительства.  Произведения публикуются без редактирования, с сохранением авторской орфографии.
На сайте предусмотрена возможность обсуждения опубликованных произведений.

Конкурс исторической поэзии «Словенское поле» начался…

Итак, дан старт первому историко-поэтическому конкурсу «Словенское поле». Организаторы и жюри с нетерпением ждут новых заявок, потому что начало уже положено. Первая заявка поступила от автора, Вадима Негатурова, проживающего… в Одессе. Стало быть – Украина.
Странно, что не Россия, и не Псков, но вот так. Не берусь анализировать ни его подборку стихов, ни последующие – это дело требует концентрации внимания и понимания того, что прием заявок окончен, и пора приступать к их подробному, вдумчивому чтению. А пока…
Пока опустим звания, статусы, публикации и степени, нам интересен сам автор, его взгляд на жизнь, его переживания и тревоги за будущее и восприятие Прошлого:

«У двуглавых орлов окантованы золотом перья…
Для двуглавых орлов неизменен имперский статут…
Между злом и добром, на границе Духовной Империи
Добровольцы-Солдаты бессрочную службу несут…».

Что-то в этих строчках есть общее с делом каждого литератора, писателя ли, поэта – та же бессрочная служба во имя духовного возрождения, то же добровольчество, та же грань – между Добром и Злом – на всю жизнь…
И что бы там не пророчили чьи-то скользкие языки, но человек пишущий искренне, от Души своей, из неё, причастен к державному звучанию колоколов Отчизны, вскормившей его в зыбком лоне своей Истории:

«У колокольных нот – Божественный клавир
И русское звучание державное.
Звонят колокола – и слушает весь Мир
Святые перезвоны Православные!..».

Потому, видимо, никому и никогда не удастся, бегло перелистнув страницы минувшего, забыть его навсегда. Ведь именно в нем – истоки не только нашего Будущего, нашей общей Истории и земли, которая одна – на всех, но и истории каждого народа и рода.

Значит, и конкурсу – быть.

Союз писателей России – день сегодняшний

Беседа с первым секретарем правления Союза писателей России
Геннадием Ивановым

– Раньше Союз писателей был организацией, которая в числе прочих задач защищала права писателей, помогала решать им насущные проблемы… Какой Союз писателей сегодня?

– Сегодня Союз похож, скорее, на культурное сообщество людей, которые могут собираться, общаться, проводить обсуждения культурных проблем и задач, литературных новинок, представлять новые книг, обмениваться творческими планами и достижениями… Всё это делает Союз писателей в условиях многолетней государственной экономической блокады…
И все же, я считаю, точка роста должна быть. Мы пытаемся развивать наше писательское сообщество, потому что живем будущим и надеждой. И, могу сказать, какие-то основания для этого уже есть. Это, прежде всего, разговоры на самом верху о том, что миллиарды, которые государство «кидало» на кино, себя не оправдали. Довольно много в последнее время было фильмов, искажающих историю государства, русофобских, и все это делалось на деньги государства, без всякого контроля последнего.
Я знаю, что советник по культуре Президента России Владимир Толстой сейчас стоит за то, чтобы поддержать литературу, молодых писателей, издание книг современных писателей…
Все мы видим, как много в последнее время издается так называемой развлекательной литературы, разнообразного чтива. Но у Толстого есть желание поддержать государственническое направление, тех писателей, которые пытаются разобраться в современности всерьез, пытаются как-то укрепить государство, укрепить самосознание народа. И таких писателей в Союзе писателей России достаточно много. Сегодня их книги выходят маленькими тиражами или вообще не выходят.

– Вы сказали о неком желании сверху, а сами писатели?

– Союз писателей России все эти годы занимался тем, что напоминал и напоминает властям всех уровней, что не надо забывать о писателях, об их нуждах, их талантливости, о том, что они могут помочь государству подняться из той ямы, в которую оно упало в 90-е годы.
Кроме того, Союз писателей России находит возможности и сегодня проводить совещания молодых литераторов, как нынче в Барнауле… И как говорят сами участники, прошло оно не без пользы для пишущей молодежи. Подобные совещания проводятся регулярно, такая работа ведется. Пытаемся решать и другие вопросы, связанные с публикациями книг, изданием наших газет и журналов, с бытовыми вопросами…
Но я считаю, что основная заслуга современного Союза писателей в том, что удалось сохранить культурное единство. Мы всегда можем провести встречу, обсуждение, дискуссию – по крайней мере, всегда пытаемся это организовать. Поэтому, несмотря на то, что писательское сообщество много потеряло по сравнению с тем, что было лет двадцать пять назад, я верю – государство повернется к писателям лицом.

– А с другой стороны, взаимоотношения «писатель – Союз»…

– Конечно, талантливый человек может вообще никуда не вступать, никуда не ходить. Сидеть в какой-то своей «конуре» и что-то создавать, может, вообще гениальное. Такое бывает. Но если говорить о литературе в более широком плане, когда человек пишет достаточно регулярно краеведческие, исторические, публицистические вещи, если это для него способ постижения себя и окружающего мира, то без среды он задохнется… Он перестанет развиваться как вид.
Я считаю, что Союз писателей России на этом историческом этапе свою миссию выполняет, невзирая на то, что аппарат Союза писателей России уже два с половиной года работает без зарплаты… И, тем не менее, в культурной жизни России Союз писателей по-прежнему играет важную, возможно, во многом незаменимую роль.

– Геннадий Викторович, Питирим Сорокин в одной из своих работ сказал, что эффективное развитие возможно только тогда, когда власть и интеллигенция разговаривают на равных. Сегодня разговора на равных пока не получается…

– Вообще, все нормальные люди должны разговаривать на равных, независимо от их социального положения. Потому что у всех людей есть свои правда и права. Я думаю, безусловно, власть не должна смотреть сверху вниз, кидать какие-то подачки. Она должна видеть какую-то систему взаимоотношений. Пока этого нет, вот и получается, что то одну дырку затыкаем, то другую.
В принципе всякие вопросы надо решать системно, надо заниматься ими, в том числе и литературой. Конечно, писатели сами должны участвовать в разговорах о судьбах народа, о судьбах страны…
К примеру, бывшие руководители страны, приглашали зачастую ведущих писателей для беседы. И порой разговор шел по много часов. Иногда эти беседы публиковали. Иногда предпочитали оставлять закрытыми…
Всяко бывало. Некоторые писатели льстили властям, но некоторые и правду говорили. Допустим, на уровне Вологодской области я знаю, что её руководители Купцов, потом Позгалев приглашали к себе Василия Ивановича Белова специально, чтобы он их поругал, как он это умел делать. Они знали, что Василий Иванович никогда не обманет, напрямую скажет то, что считает правильным. А он приходил и напрямую говорил: «Вот ты сидишь, занимаешь место, а ты его не должен занимать, пока ты то-то не исправишь, то-то не сделаешь…»
Думаю и сегодня властям не надо чураться честных порядочных людей, которым есть что сказать.

Беседу вел Сергей ФИЛАТОВ

Источник: сайт Союза писателей России «Российский писатель»

Июль — ракушка лета

Поэтический вечер в литературной гостиной

Из всех поэтических сезонов самое живое и теплое — лето почему-то считается самым мертвым. Организаторы литературных «тусовок» дружно говорят о том, что летом народ не собрать, а людям не до поэзии.
А мы попробуем!

Встречаемся и собираем ракушки стихов
18 июля в 18.00
в филиале ГКЦ на Рижском просп. 64.

Будут стихи в исполнении авторов:
Андрея Бениаминова
Игоря Исаева
Александра Петрова
Андрея Мишенцева
Натальи Лаврецовой
Аллы Павлусенко

и легендарного Николая Либикова

Весьма возможны приятные сюрпризы и гости с гитарой.

В Барнуле прошёл пленум Правления Союза писателей России.

527 июня в Барнуле в конференц-зале Алтайской государственной академии культуры и искусств открылся пленум Правления Союза писателей России.
Открывая заседание, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев отметил, что проведение пленума в Алтайском крае не случайно. Многие писатели уже бывали в регионе, а кто-то приехал впервые. «Алтайский край – это край незатухающей русской совести, край Василия Шукшина. Сегодня Сростки знает вся страна, как Михайловское, Тарханы, Бежин Луг… Если Урал – опорный край нашей державы, то Алтай – ее духовное и материальное сокровище.
Доклады по основной теме Пленума Союза писателей представили руководитель Алтайской писательской организации Анатолий Кирилин, писатели Александр Арцибашев, Сергей Котькало, Василий Дворцов, поэты Константин Скворцов, Валентина Ерофеева-Тверская и Елена Пиетиляйнен, критик, публицист Александр Казинцев, председатель правления Союза писателей Республики Алтай Бронтой Бедюров и др.
Накануне, 25 июня в крае стартовал Всесибирский семинар молодых писателей. Молодежный творческим форумом открылась череда крупных литературных событий всероссийского уровня. 50 начинающих писателей из различных регионов Сибири собрались в краевой библиотеке имени Шишкова. Здесь известные мастера слова Геннадий Иванов, Анатолий Парпара, Александр Кердан, Нина Ягодинцева, Борис Бурмистров, Сергей Куняев и др., обсудили произведения молодых коллег, что подсказали, чему-то и сами у них поучились, ибо в литературе нет малых и старых, а есть общее культурное пространство.
И в этот же день во Всероссийском мемориальном музее-заповеднике В.М. Шукшина в селе Сростки гости пленума встретятся с читателями.
В Барнаульском библиотечно-информационном центре участники пленума встречались с читателями.
Были литературные встречи с литераторами и читателями в музее «Литература Алтая» в Белокурихе…, а 28 июня циклом литературных встреч завершился на родине космонавта № 2 Германа Титова, известного педагога Адриана Топорова, поэта Роберта Рождественского, где прошли традиционные фестивали «Песни главные есть в судьбе любой» и поэтический «Надо собственною жизнью доказать…».

По материалам сайта «Российский писатель»

Глава Пскова поздравил Игоря Смолькина с переизбранием на пост председателя правления регионального отделения Союза писателей России

Как сообщила пресс-служба ОМСУ муниципального образования «Город Псков» Глава города Пскова Иван Цецерский Пскова от имени депутатов Псковской городской Думы, Администрации города и себя лично поздравил Игоря Смолькина с переизбранием на пост председателя правления регионального отделения Союза писателей России. В поздравлении, в частности, говорится:
«Уважаемый Игорь Александрович!  Ваш успешный творческий  путь от корреспондента районной газеты до признанного лидера творческого союза псковских писателей  — свидетельство преданности избранной двадцать лет назад профессии. Ваш профессионализм и компетентность снискали уважение и заслуженный авторитет среди коллег и единомышленников.
Псковская область достойно представлена на писательском небосклоне России. 39 псковских литераторов — писателей, поэтов — входят сегодня в региональное отделение.
За последние пять лет членами Союза писателей России стали восемь литераторов Псковской области, и это также достойный  результат совместных усилий возглавляемой Вами организации.
Псковские  авторы книг и публикаций известны   в нашей стране и за рубежом, отмечены  за заслуги в области литературы и культуры, лауреаты областных и всероссийских премий.
Псковское региональное отделение Союза писателей России принимает активное участие в духовной и общественно-политической жизни региона и страны. Искренне желаю Вам и всем писателям земли Псковской  дальнейшего плодотворного творчества. Крепкого всем здоровья, вдохновения, новых книг и мирного неба над головой».

Источник: официальный сайт г. Пскова

Новые авторские страницы

Псковский литературный портал продолжает публикации, рассказывающие о поэтах и писателях Псковской области. Новые авторские страницы посвящены великолукским литераторам Андрею Канавщикову, Николаю Гончарову и Владимиру Винку.
На страницах, кроме биографий авторов, представлены также их избранные произведения.

Отчетно-выборное собрание псковской писательской организации

18 июля в Пскове прошло отчётно-выборное собрание Псковского регионального отделения Союза писателей России.
Началось собрание минутой молчания: псковские литераторы почтили память ушедших из жизни коллег — Миры Яковлевой, Михаила Иванова, Виктора Русакова, Владимира Курносенко.
Отделение сегодня составляет 39 членов. За последние пять лет членами Союза Писателей России стали 8 литераторов Псковской области.
Писатели обсудили издательскую деятельность, делегирование депутатов на ХIV съезд Союза писателей России, подготовку к проведению поэтического фестиваля «Словенское поле 2013», вопросы приёма новых членов и другие вопросы, связанные с деятельностью организации.
Состоялись выборы председателя правления Псковского регионального отделения Союза писателей. Путём тайного голосования на этот пост вновь избран Игорь Смолькин. Также собрание путем голосования утвердило новый состав правления регионального отделения и ревизионной комиссии.

Литературные встречи продолжаются

Встречи юбилейного сезона в домашней атмосфере литературной гостиной филиала ГКЦ на Рижском проспекте, 64 – продолжаются.

Все говорят: «Лето – не время для поэзии. Это время дачное». Мы так не считаем. Не будем сравнивать дачу и поэзию. Объекты не сравнимые. Даже на даче можно найти поэзию. Придем и посмотрим.

20 июня в 18.00 на Рижском, 64 свои стихи читают: Ларина Федотова, Андрей Бениаминов, Иван Иванов, Игорь Исаевъ, а так же те, кто отложил чартерный рейс на дачу или гастроли в отпуск и все же зайдет «на огонек». Огонек обещает быть большим фейерверком!