Вниманию участников
Международной литературной Премии имени Сергея Есенина
«О РУСЬ,ВЗМАХНИ КРЫЛАМИ»!
В год 120-летия со дня рождения великого национального поэта России и 10-летнего юбилея самой Премии Оргкомитет Премии принял решение о продлении срока подачи работ по всем номинациям до 1-го августа 2015 года. ВНИМАНИЕ!Церемония награждения пройдет 2-го октября (пятница) 2015 в Зале Приемов Союза писателей России по адресу:Москва, Комсомольский пр-т,13. Все остальные условия участия остаются прежними, ознакомиться можно на официальном сайте Премии:www.eseninsergey.ru
49-й Всероссийский Пушкинский праздник поэзии… Каким он предстанет перед нами? Чем будет отличаться от предыдущих, и чем останется с ними схож? Прежде чем ответить, напомню, что на самом деле первый праздник поэзии состоялся не в 1967, а 9-10 июня 1945 года, «Когда, — как писал псковский поэт Иван Виноградов, — дымились пепелища, / И был багряным небосвод…»
Очевидцы рассказывали, что люди шли в Михайловское непрерывным потоком, облака пыли вздымались над дорогами от сотен подвод и полуторок, также «набитых» спешащими успеть на Пушкинский праздник любителями поэзии. А война еще не покинула здешние места, отпечатки ее тяжелой поступи можно было углядеть повсюду. «… То там, то здесь, — вспоминал Иван Виноградов, — встречаются глубокие траншеи, воронки от снарядов, остовы сожженных немецких танков. Это — следы войны…» Он написал и о разоренной Михайловской усадьбе, в которой фашисты сожгли дом-музей А.С. Пушкина, разобрали домик няни.
Вспоминает первый послевоенный пушкинский праздник в своей книге «Пушкиногорье» и С.С. Гейченко. В ней, в частности, подмечено, что участников праздника «встречал» самодельный портрет А.С. Пушкина с надписью на кумаче: «Здравствуй, Пушкин!» Он висел на арке, сколоченной из жердей. Его написал художник-самоучка, один из саперов, разминировавших пушкинские места. Семён Степанович рассказывал о том, что в центре поля стояли войсковые походные кухни. Военные предлагали гостям чай. «Подумать только — с сахаром!» — восхищенно восклицал Гейченко.
Сегодня чаем с сахаром никого не удивишь, его, конечно же, как и всегда, будет вдоволь на нынешней поляне. Там будет смех, удивление, восторг, там будут радостные лица, приветливые слова, добрые напутствия и пожелания – как это бывало и раньше. Но, в тоже время, 49-й праздник, конечно же, будет отличаться от всех предыдущих, как отличаются друг от друга все дни нашей жизни: вроде бы все одинаково – работа, дом, двор, прогулка, магазин, библиотека, кафе, но разные лица навстречу, разные мысли в голове, разные настроения, желания, чувства, солнце светит по-иному, и небо то облачное, то чистое и голубое… Так и праздники — с похожими, но, все-таки, разными лицами, словами, красками, звуками…
Однако, есть конечно в них и нечто неизменное, свойственное каждому празднику от первого до последнего. И одним из важнейших главных является… Что? Поэты и поэзия. Все должно строиться, двигаться, жить вокруг их присутствия, их поэтического слова, оттенять, усиливать их выступления, привлекать к ним зрителя. Это касается и артистов и музыкантов, и затейников, и самородков от народного творчества. Происходит ли так на самом деле? Едва ли… Но, на мой взгляд, так должно быть… Как бы там ни было, поэтическая часть нынешнего праздника достаточно серьезна, значительна. В этом году в празднике принимают участие 17 литераторов, представляющих разные регионы России и ближнего Зарубежья, среди которых Константин Скворцов, Сергей Соколкин, Александр Ананичев, Вячеслав Куприянов, Марина Ахмедова и другие. Им будет предоставлена возможность выступить на различных поэтических площадках…
Итак, присутствие поэтов – это важнейшее, а что же главное? Главное — это сам Пушкин. Это он объемлет собой каждые день праздника, каждый его час, каждую минуту. Он полководец этого великого действа. Он производит смотр поэтических сил России – принимает парад поэзии. Представьте, по Пушкинской поляне, как по Красной площади, проходят отряды поэтов под знаменами гражданской лирики, лирики патриотической, любовной, пейзажной и т.д., идут танки и орудия эпической поэзии, скользят остроносые ракеты лирики драматургической. Идут полки поэтов и от того, как они сильны, — поскольку не хлебом единым жив человек, — зависит мощь, благосостояние, независимость нашей страны. И Пушкин — смотритель и участник всех наших побед, их символ, их объемлющий смысл.
Думаете это не так? А ведь с именем великого поэта советские воины шли в атаку и совершали невиданные по своему геройству поступки. Они писали на снарядах и танках: «За Пушкина!»
Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны…
Эти стихи были написаны в 1814 году пятнадцатилетним поэтом. А в 1941-м они зазвучали с новой силой…
Среди реликвий, хранящихся в Центральном музее Вооруженных сил страны, почётное место занимают и книги А.С. Пушкина, побывавшие на полях сражений. Один томик поэта забрызган кровью. На его страницах партизаном Николаем Кокоревым накануне смерти сделаны записи. В предсмертные часы герой читал пушкинские стихи, и они помогли юноше сохранить мужество и веру в победу русского народа.
В январе 1945 года в боях за венгерский город Жамбек чудом спасся от смерти гвардии старший лейтенант Пётр Мишин. Сохранил ему жизнь томик Пушкина, лежавший в полевой сумке. Осколок снаряда пробил 200 страниц и застрял перед стихотворением «Талисман»! Так сама поэзия А.С. Пушкина стала своеобразным талисманом.
Однажды в укрытие, где была редакция газеты «За Родину», попал снаряд. Погибли люди, пробило книгу Пушкина, которую передали в редакцию воевавшие на подступах к Царскому Селу бойцы. Секретарь редакционной газеты лейтенант Онегин, решив сохранить заветный томик, переслал его в Москву дочерям с письмом (оно хранится в московском музее А.С. Пушкина), в котором были такие строки: «…посылаю вам томик Пушкина… Он шествовал со мною всюду. Пусть этот томик, пробитый осколком снаряда, напоминает вам о чудовищных зверствах фашистов, о великой борьбе, которую вели советские люди… Знайте, если папа ваш погибнет, он отдал свою жизнь за Пушкина, за русскую землю, за счастье Родины и ваше. Это счастье вернётся. Декабрь 1943 года».
Поэт Г. Ладонщиков в своём стихотворении передаёт рассказ о том, как солдату его подруга при расставании подарила на счастье книгу поэта. Боец хранил её все годы войны…
Я с ним замерзал, У костров обжигался. В дыму задыхался. От грохота глох. Но смерти тогда я не очень боялся. Казалось, что Пушкин спасти меня мог.
О том, какое значение имело творчество А.С. Пушкина в годы войны, писал в 1949 году и поэт Александр Твардовский: «Я долго самонадеянно полагал, что знаю Пушкина… Но только в дни Отечественной войны, в дни острой незабываемой боли за родную землю и того сурового возмужания, которое пришло к нам перед лицом страшной угрозы всему самому дорогому, – я, как, должно быть, и многие другие люди моего поколения, увидел, что до сих пор не знал Пушкина. Я вдруг почувствовал в полную меру своей души ни с чем не сравнимую силу пушкинского слова. И для меня, как будто впервые, как будто вовсе не известные мне до того, прозвучали строфы его исполненной горделивого достоинства патриотической лирики».
С пушкинскими стихами выступали на фронте артисты военных агитбригад. Пушкинское слово звучало на передовой, в госпиталях, в окопах перед наступлением. Генерал В.И. Чуйков в дни обороны Сталинграда: приказывал «Пушкина читать до победного!»
И я бы посоветовал это своим современникам: «Читать Пушкина до победного!» Читать Пушкина!
Игорь Смолькин
писатель, председатель правления Псковского регионального отделения
Союза писателей России
И не будет ему забвения не только доколе будет жив хоть один
пиит, но и доколе жив будет хоть один русский человек». Валентин Распутин
Эта речь произнесена Валентином Григорьевичем Распутиным 4 июня 1999 года, на торжественном собрании в честь 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, со сцены Псковского академического театра драмы, носящего имя великого поэта. «Мы там были…» — вспоминает одна из участниц собрания: «казалось, что мы вечны и Распутин вечен…». Увы. Валентин Распутин покинул этот мир 14 марта 2015 года, оставив свои труды, которые нам ещё предстоит изучить и осмыслить, также, как предстоит заново понять его «Пушкинскую речь», бережно записанную на диктофон, расшифрованную и сохранённую для потомков Валерием Фёдоровичем Павловым, в 1999 г. — директором Псковского академического театра драмы.
«Дорогое уважаемое собрание! Я рад здесь выступить перед вами, но слово моё, разумеется, будет скромным: нет теперь тех фигур, вернее, их осталось очень немного, которые в достаточной мере смогли бы сказать то полновесное слово, которое соответствует этому великому событию – юбилею вашего земляка. Я не решился импровизировать, поэтому прочту своё слово. Пушкин жил недавно. Соотнесем прожитое нами, старшим поколением, с возрастом Пушкина. Да ведь это всего три жизни. Чем старше становится человек, тем все очевиднее века для него принимают не фантастические, а реально близкие очертания, как некое жилое помещение, в котором меняются жильцы. Пушкину всего два века. В 1799 году Россия понесла удивительным плодом, ставшим затем «солнцем русской поэзии», «нашим всем». И горит-греет с той поры солнце бессрочно и стоит наше все непоколебимо от горизонта до горизонта, обогащаясь и расширяясь. И не будет ему забвения не только доколе будет жив хоть один пиит, но и доколе жив будет хоть один русский человек. Он пронизал своим волшебством каждого из нас, одних больше, других меньше, в зависимости от душевной и сердечной проводимости. Даже люди огрубевшие или совсем окаменевшие как раскаянье повторяют его стихи. Он всем что-нибудь да дал. Многие живут с его поэзией в сердце, как с вечно прекрасным и неувядающим букетом цветов. Многие, не найдя в мире чувств ничего более нежного, повторяют его признания в любви. Многие его же словами затем утешаются. Едва ли это преувеличение: у нас не только говорить о любви, но и любить учились у Пушкина, от его нежных слов возжигали свои сердца, от волшебной проникновенности его строк в заповедной глуби напитывали дыхание. Вот бьёт родник с чистой живой водой, без малого два века неспособный иссякнуть. Кто-то подойдёт и, зачерпнув полной чашей, утолив жажду, мгновенно оживёт, а кто-то, как эликсир, принимает по глотку и наращивает, напитывает в себе сладкое чудо быть человеком. Не дано нам по случаю юбилея, как водится, доложить, скольких Александр Сергеевич обратил к душе и в ту пору, когда душа признавалась, но пути к ней поросли мхом древности, и в пору «закрытия» души; скольких привёл он к нравственности, скольких к Богу. Он, кто, как известно, ангелом не был. Скольких привёл он к Отечеству, опалил его сладким дымом, указал на святость вековых камней, натомил милыми пределами! Совершенство может все. Сосуд мог иметь и случайные черты, но напиток в нем, отбродив, производил божественное, то есть превосходящее земное действие, способное на чудеса. Читатель испытывает радость, преображение, возвышение, а автор продолжает парить, царить в своём вдохновенном совершенстве. Нравственное превосходство его музы заключается в самом движении и звучании, превосходстве, в тончайшем и легчайшем узоре чувств, чего-то даже более тонкого, чем чувства, в прекрасной несказанности говоримого, в «звуках сладких и молитвах». И какое же у чуткого читателя томительное блаженство возникает после них, какое же торжество души! Читатель по неопытности может с душой своей сообщаться тайно – Пушкин сумел сделать эти свидания открытыми и радостными, распахнуть в темнице окна, превратить её в светлицу. Отвечая митрополиту Филарету на его стихотворное послание, которое, в свою очередь, явилось ответом митрополита на известное пушкинское «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» — поэт через высокое духовное лицо обращается ещё выше, и многое, о чем нередко продолжают спорить, объясняет в себе:
В часы забав иль праздной скуки, Бывало лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, Ираном совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнём душа палима, Отвергла мрак дневных сует И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт…
За 100 лет до Пушкина Россия буйной волею Петра была сдёрнута с лежанки, пусть и насквозь национальной, и направлена искать более широкой деятельности. Пётр сообщил ей недостающую энергию, Пушкин так и понимал Петра. Но вялостью зарастают не только мускулы, Россия была недостаточно подвижна и внутренне, душевно, наша душа как бы нагревалась и остывала, не пульсируя постоянно. Своим талантом, своим удивительно тонким, небесно настроенным инструментом, Пушкин дал нам капиллярную чувствительность, способность улавливать только ещё подготавливающиеся движения. За этой способностью должны были открыться новые, заповедные миры, и лицо наше должно было преобразиться вниманием к ним, глаза замучиться от невиданных картин. Посмотрите на старые фотографии, старые картины, портреты – так оно, должно быть, и происходило: лица глубокие, несущие полуразгаданность каких-то давних и мудрых загадок. Было ли это? Было. Надо ли оговариваться, что не одного Пушкина тут заслуга, и что далеко не на всех пала печать преображения, теперь, впрочем, уже и утерянная. Почему – это особый разговор. Не пушкинская тема. Перед Пушкиным лежало огромное, уже и обустроенное, но ещё не отделанное до конца общественное пространство. Но все основы и изломы общественного сложения и государственного служения были заложены, архитектоника сложилась. Косность бывает разной. Бюрократической аппаратной косностью Россия прославлена до конца мироздания. Но не странно ли, всматриваясь в эпоху Пушкина, в самой подвижной, образованной, постоянно революционизирующейся части общества, которое носило тогда название света и переродилось потом в интеллигенцию, видеть худшую из косностей — косность одних и тех же заблуждений, чесотку нетерпения, возбуждённый зуд отлепиться от национального тела. Даже заблуждение Пушкина носили какой-то необходимый, полезный для ума, общеукрепляющий характер. Он не миновал парижской лихорадки, занесённой после походов 1813 года, и ока-зался среди декабристов, но не поддержал их, разглядев изнутри, что цели декабристов пользы Отечеству принести не могут. Был блестяще образованным человеком, с восторгом купался в европейской культуре, без которой нельзя представить его творчество, возвысился ею. Но оттуда, с высоты всемерности, оглянувшись «на волшебных демонов, лживых, но прекрасных», ещё больше и страстнее полюбил и оценил своё, родное. И не однажды сказал об этом в стихах и прозе. Очень любил Чаадаева, восхищался его умом, считал его и братом и учителем, но не мог согласиться с его взглядами на Россию как на растительную жизнь и заблудившуюся историю. И это в письме к Чаадаеву сказаны были знаменитые слова, которые с тех пор Россия впечатала в себя, как клятву для верноподданных: «Клянусь честью, что ни за что на свете не хотел бы я переменить Отечество или иметь другую историю, чем та, которую дал нам Бог». Если поэзию Пушкина, особенно раннюю, можно назвать опьяняющим напитком, то его размышления об истории, о национальной судьбе и необходимости культурно-благой работы для Отечества – это как раз чаша отрезвляющая, из природного источника.
Беда стране, где раб и льстец. Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу…
Свою избранность Пушкин понимал как дар, который должен быть отдан только служению красоте и отеческой крепости. Известны слова императора Николая, записанные им после беседы с поэтом в 1826 году: «Вчера я разговаривал с одним из самых умнейших людей России». Разговор у них, надо полагать, шёл не только о стихах. Пушкин был государственный человек. Вслед за Пушкиным все крупные таланты всегда держались того же положения, верноотеческого, без лукавства и корысти. В пору Пушкина уже принято было в пресытившемся свете, который блистал талантом злоречия, не любить своё, насмешничать, издеваться. Вероятно, тогда это делалось элегантнее, чем в наше время, но яд есть яд, и когда отдаются ему с жаром сердец и талантов, действует он и затягивающе, и разрушительно. Общественное направление, которое лет через 30-40 после Пушкина своей талантливой безрассудностью превратилось в откровенное инквизиторство, иссекающее русскую жизнь литературными розгами, тогда только ещё высматривало кривизну. Пушкин не мог не замечать этой опасности. Вслед Радищеву совершил он путешествие по той же дороге, но уже из Москвы в Петербург и с другого конца. Не вступая в спор с опальным автором, ставя его лишь на место гражданина, наложил на радищевскую правду о «чудище», то еесть на правду социальную, правду свою, нравственную, и, так сказать, стратегическую, глядящую не под ноги, а далеко. Пушкин с головой окунается в историю и знает её до этнографических мелочей. Не однажды в письмах и замечаниях он указывает на ошибки: то Рылеев вручит языческому русскому князю герб со святым Георгием, то Загоскин не в те одежды оденет бояр. Мало того: как рыцарь, стоящий на страже чести истории, морали, Пушкин возмущается Вольтером, который в поэме «Орлеанская девственница» допускает кощунственные искажения образа Жанны д’Арк, национальной героини французского народа. Трудно не согласиться с теми, кто полагает, что, продлись пушкинская земная жизнь, не покривела бы наша литература на правый глаз, на тот, который обращён к родному. Он бы своим обширным умом и огромным авторитетом предупредил, отвёл. «Власть и свободу сочетать должно во взаимную пользу», — это его слова из «Путешествия из Москвы в Петербург».
Недорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура Журнальных замыслов стесняет балагура… (Из Пиндемонти)
Вот уж слова, как почти все у Пушкина, не имеющие срока давности. Как далеко глядел он, сколь многое провидел! И на сегодняшний день, торжественный и тревожный, он оставил нам завещание, относящееся не только к себе («Нет, весь я не умру»), но и к событиям, нависшим сейчас над всем миром бешеным и мстительным Злом. Пушкин сейчас – первый защитник сербов. В «Песнях западных славян», точно перевоплотившись в многовековое страдание сербского народа, он пропел ему неясную и торжественную славу, в 1836 году он так и отзывается о порядке, составленном отборным мировым сбродом в Северной Америке; о порядке, который бомбит сегодня сербов. Цитирую: «С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, её нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую подавлено неумолимым эгоизмом и страстью к довольству». Как чудный дар, как дар бесценный, посланный России во исполнение замысла о ней, понимаем мы сегодня Пушкина. Как художника-виртуоза в стихе, сделавшего поэзию прелестной и одновременно мудрой, давший ей художественную и государственную ёмкость. Как столп выше Александрийского, с которого началась слава русской литературы, не меркнущая во весь 19-й и во весь 20-й века, сияющий сонм великих на этой стезе шёл от Пушкина и оглядывался на него. Это он, Пушкин, надолго задал тон и вкус, высоту и отечественность нашей словесности, да и всей культуре. Он окончательно освободил русский язык от косноязычия. Слово при нем стало радостным, сияющим, крылатым, способным воспроизводить мельчайшее движение чувств, услышать несказанное и поднять до небесного вострубия торжественные минуты. Это он, Пушкин, соединил в один два языка, простонародный и литературный, и подготовил к чтению всю Россию. Пушкин – мера русского таланта и русской души. Удастся ли когда-нибудь эту меру уложить без остатка в нового гения – трудно сказать. Но уже одно то, что у нас гений такого масштаба и такой красоты был, уже одно имя Пушкина внушает надежду. Оно, это имя, говорит нам о тех великих закладах, которые в нас есть и требуют пробуждения, говорит о том месте, которое должны занимать русский человек и Россия в мире, напоминает о силах, с которыми выстаивал народ во все лихие годины, говорит о том, что нам делать, как сохранить честь и вечность. Красивое слово – Пушкин, вечно молодое, светлое, звонкое, песенное, искромётное, звёздное, но и честное, надёжное, доброе, работящее, правильное слово. Но и мудрое, ёмкое, всеохватное, сытное. Сытное – рядом с хлебом и водой. Любимое на всех российских языках и наречиях слово – Пушкин».
В рамках 49-го Пушкинского праздника поэзии 5 июня 2015 года в актовом зале Псковской областной универсальной научной библиотеки (г. Псков, ул. Профсоюзная, 2) состоится встреча с псковскими поэтами и писателями.
На встрече псковичи и гости города смогут познакомиться с псковскими литераторами, услышать стихи в авторском чтении.
Читателям будет представлена книга псковских писателей «Этот день мы приближали, как могли», изданная к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
22 мая в 18 часов — в преддверии Дня славянской письменности и культуры — Центральная городская библиотека (ул. Конная, д. 6) в программе культурной топографии «АЗиЯ» представляет поэта Амарсану Улзытуева.
Бурят и буддист, он русский и европейский поэт в традиционном понимании этого титула. Его поэзия – это начало нового большого поэтического стиля.
В Пскове пройдёт премьера его книги стихов «Анафоры», на которую откликнулись ведущие поэты и писатели современности, столичные критики и эксперты литературных сообществ – Павел Басинский, Эдуард Лимонов, Бахыт Кенжеев, Михаил Айзенберг. Поэты тоже бывают передвижниками, это когда они совершают длительные вояжи по городам и весям. Амарсана начинает свою крупномаштабную акцию «Со всеми остановками» встречей с псковским читателем. С нашим городом его связывает дружба с редакторами альманаха «Псковский литературно-художественный журнал» — Ильёй Сёминым и Артёмом Тасаловым, по приглашению которых он посетит Псков и подарит библиотекам свои книги.
Книга «Анафоры» вышла в издательстве ОГИ, где напечататься довольно сложно, издательство тщательно отбирает авторов и издаёт книги поэтов «высокого рейтинга».
«Анафора не самоцель, а один из способов вернуть слову его утраченный «исполинский смысл», — говорит Амарсана Улзытуев.
Автор представит на суд читателей опыт реконструкции древнего стиха в его современном звучании, используя художественно-поэтические средства, которые лежали в основе древней русской поэзии и, к слову сказать, поэтики монгольских народов».
Манера чтения Амарсаны очень самобытна, она сродни горловому пению, характерна для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири, Монголии, Тибета и некоторых других народов мира.
В программе предусмотрена автограф-сессия.
Дополнительная информация: Амарсана Улзытуев, чьё имя означает «познавший благодать» – сын бурятского классика Дондока Улзытуева, стихи которого на русский переводил Е. Евтушенко. Имя Амарсане дал друг его отца, выдающийся монгольский поэт Нимбуйгийн Нямдордж – в честь легендарного чжунгарского князя 18 века, последнего объединителя монгольских народов, боровшегося с маньчжурским игом. Автор поэтических книг «Сокровенные песни» (1986), «Утро навсегда» (2002), «Сверхновый» (2009), «Анафоры» (2013), выходивших в Улан-Удэ и Москве. Инициатор и один из организаторов Международного фестиваля духовной и материальной культуры «Подношение Десяти Драгоценностей», посвященный 160-летию Пандито Хамбо ламы XII Даша Доржи Этигэлова (2012). Член Союза писателей России.
Информация предоставлена Центральной городской библиотекой г. Пскова. Фото со страницы Амарсаны Улзытуева на сайте Стихи.ру
«…Неужели нам пора настала, чтобы выжить — журавлями стать?» Иван Демидов
Единственный в России праздник фронтовой поэзии, традиционно проводимый в литературном музее им. И. А. Васильева п. Борки, в этом году, 31-й по счёту, состоялся 6 мая — в день Святого великомученика Георгия Победоносца. В празднике приняли участие губернатор Псковской области А.А. Турчак, глава Великолукского района С.А. Петров., председатель комитета культуры Псковской области Ж.Н. Малышева, поэты городов России.
Торжественное мероприятие началось с возложения цветов к братскому захоронению. Литию служил настоятель Казанской церкви в Великих Луках протоиерей Александр Яковлев. Встречу открывал известный писатель, литературный критик, член Президентского Совета по культуре и Союза писателей России, академик Академии российской современной словесности, лауреат Патриаршей премии в области литературы и премий им. А. Пушкина, Л. Толстого, М. Горького — В. Я. Курбатов:
— В этом году отмечается Год Литературы. И, по счастью, надо вспомнить, что у нас была великая военная литература. Она не просто писалась, как сегодня часто дежурно отмечают по праздникам лихие и ловкие ребята… Вспомните великую песню «Священная война». Текст её был написан 23 июня. За 24-е Александров уже написал музыку. А 25-го, уже на Белорусском вокзале, провожая солдат на войну, пели «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…».
Валентин Курбатов вспомнил участников предыдущих встреч, когда ещё был жив писатель Иван Васильев:
— Пусть они сегодня снова сойдутся на этой лестнице, как стояли и по одному уходили, и — затем — каждый год незримо, но вместе с нами присутствовали… Иван Афанасьевич Васильев — создатель этого самого музея и праздника фронтовой поэзии. Его товарищи: Иван Васильевич Виноградов, Евгений Павлович Нечаев — дошедший до Берлина, Фёдор Сухов, Овидий Любовиков, Николай Старшинов… На празднике фронтовой поэзии выросли дети, уже внуки начинают расти. С изумлением подумал, какое же счастье, что мы живы, что все здесь… За фронтовыми плакатами, за высокой героической нотой — как-то забываешь, что эти мальчики и девочки, сидящие среди нас здесь — они живы, потому, что ТЕ пали, отстаивая Великую Победу.
Первыми, кому после того, как участников праздника приветствовал глава Великолукского района С. А. Петров, слово у микрофона Валентин Курбатов предоставил поэтам Тверской области. Член Союза писателей России Иван Демидовсказал:
— На Руси не было ничего более святого, чем узы товарищества. Это единство, прежде всего, не позволило фашистам захватить нас…
Конечно, наших врагов, в первую очередь, интересует не богатство наших душ, а богатство нашей земли. Дело только в том, что нельзя удержать землю, если наши души не наполнены поэзией нашей удивительной жизни.
Распрощалось солнце с тёплым летом, Загрустила неба синева, И висят мелодии неспетой О любви к Отечеству слова. Журавли за дальним перевалом Покидают Родину опять, Неужели нам пора настала, Чтобы выжить — журавлями стать? Улететь от зимушки холодной В тёплый край, за дальнею горой Из страны, где честным быть немодно, А вернуться вешнею порой…
Один из руководителей «Тверского содружества писателей», член Союза писателей России Владимир Львов, написавший когда-то «О, Русь — моя большая птица, взмахни крылами, наконец!..», и в эту встречу читал сокровенное. В стихотворении «22 июня» высказал свою боль об отце, тоску, что никогда не покидает:
В день скорби прихожу на кладбище к отцу, Букетик возложу, и — слёзы по лицу. Отец! А мог бы жить, ещё не год, не два… Кто мог предположить, что в пятьдесят едва…
И в заключении стихотворения поэт говорит пронзительное:
…Тяжёлый, как свинец, кладбищенский гранит. Мне с карточки отец о чём-то говорит. Досталось что ему, осталось то и мне, Как вспомню про войну — «мурашки» по спине.
Владимир Ильич прочитал и стихотворение, которое создал от имени солдатской вдовы:
Бегут года, а ты всё не идёшь, А я всё жду, вот-вот ко мне примчишься, Стучит в окошко крупный летний дождь, Стучат часы, а ты всё не стучишься… Наш домик на яру ещё стоит, Хоть с каждым днём стареет и стареет, Здесь каждый гвоздь в себе ещё таит Твоё тепло, оно меня и греет. Любимый мой, у нас теперь светло, Но без тебя мне мало, всё же, света, Я часто вечерами под ветлой Сижу и жду хозяйского совета. Никто не назовёт меня женой, Гляжу на обручальное колечко, Ох, родненький, не сладко мне одной, Пиявка-грусть сосёт, сосёт сердечко. Желанный, приходил бы — поласкал, Я, что такое ласка, уж забыла, Дровец, водички б в баньку натаскал, А я б тебя попарила б, помыла! А я б блинов тебе бы напекла! Я — щец тебе б наваристых сварила, Смеялась бы… Слеза текла бы и текла, Вся вытекла теперь уже, мой милый. Лишь горький ком катается в груди, Сижу одна, ни слова — ни пол слова, О, Господи! Спаси и огради, Других от испытания такого.
Как не проникнуться стихами и словами Владимира Львова? Об очевидных вещах, он говорит просто и велико, как чувствует Отечество русский человек:
— Мои предки стояли на этой земле! Мы стоим на этой земле, и будем стоять! И наши внуки будут стоять здесь. И никому мы не сдадимся! И никто никогда нас не победит!
Первый раз у микрофона праздника поэзии выступала поэт и прозаик, член Союза писателей России Валентина Карпицкая.
— Я много лет живу в Твери. Даже считаю себя уже русской, хотя родилась в Белоруссии. Белоруссия первой приняла на себя огненный удар. Одну четвёртую часть населения Белоруссия потеряла в войне, и 80 % её земель было превращено в пепел. Все знают Брестскую крепость, все знают Хатынь, ставшей символом всех сожжённых деревень, а их — вдумайтесь в цифру — 4 885. Из них 630 были сожжены вместе с жителями.
И ещё — Могилёв. О нём знают меньше. Когда немцы шли широким фронтом, удар по городу был неожиданным. Могилёв держал оборону 23 дня. Мужество горожан так тронуло Симонова, что он написал завещание, чтобы после смерти его пепел развеяли над полем, где шло сражение за Могилёв. Так и было сделано…
Валентина Карпицкая прочитала стихи, которые она посвятила тем, кто ценой своей жизни отстоял право жить:
Громко музыка играла, Чуть слабел июньский зной, А в стенах большого зала Бал кружился выпускной. Так легко порхали пары, Платья — радужный костёр, А в углу учитель старый Всё глаза украдкой тёр. Может всё же сдали нервы, Всё же годы за спиной… Год он вспомнил — сорок первый И такой же выпускной…
Не осталось незамеченным выступление гостя из Вышнего Волочка. Александр Калиткин поздравил всех с Днём Великой Победы и исполнил свою песню «Проклятая война», припев которой говорит сам за себя.
Проснись, солдат, проснись! Прошу тебя, родной! Вернись, прошу, вернись! Живым вернись домой! Но только тишина Мне эхо шлёт в ответ… Проклятая война, Тебе прощенья нет!..
Псковская поэтесса, член Союза писателей России Вера Сергеева прочитала стихи Юлии Друниной, затем свои — «Незабудки», которые никого не оставили равнодушными:
Незабудки ведь цветы — голубые крупиночки, При канавах лесных и в прибрежном лугу, А, быть может, они — голубые слезиночки Тех, ушедших от нас, перед кем мы в долгу. Над обрывом грустят голубиночки влажные, Хоть заласкан обрыв шелковистой волной, В сорок третьем здесь взвод переправу налаживал, Да остался в холодной глуби ледяной. Незабудки грустят в полумрачной расщелине, Где упавшим кострищем рванул самолёт, И грустят они там, где солдатик прострелянный Смог заставить молчать злобно лающий дзот. Время лечит холмы, что изрыты окопами, Время лечит поля, что стонали в боях, Но тоскуют леса неторёнными тропами О смоленских, рязанских, псковских парнях. Ходят парни геройски тропами млечными, Там, где звёзды прозрачнее яблок перси, А чтоб мы не забыли, и помнили вечно их, Незабудки рассыпаны в травах Руси.
В. Я. Курбатов, восхищаясь 70-летию Величайшей Победы, бессмертной Победы героев-отцов, признал, что молодые люди сегодня пишут о войне также пронзительно. Война, действительно, на генетическом уровне вошла в состав нашей крови, отчего и рождаются строки, задевающие за живое.
Потому интересно было услышать выступление поэта из Москвы, в своё время воевавшего в Афганистане. Кавалер ордена Мужества Влад Исмагилов в канун праздника фронтовой поэзии встретился с детьми Пореченской школы, считая разговор со школьниками важной частью своего визита в Борки. Перед прочтением своих стихов поэт Исмагилов сделал небольшую ремарку:
— Когда начались украинские события, многие наши ребята, проживающие на Украине, начали удивляться: «Как же так произошло, как случилось так, что выросшее поколение теперь говорит возмутительные слова и делает ужасные вещи?». Просто к детям в школы приходили люди, которые прививали ненависть к русскому народу. Учили тому, что и происходит сейчас. Влад Исмагилов призвал ветеранов приходить в школы, чтобы нести ребятам правду о войне, воспитывать в них патриотизм:
— Действительно, через боль в своих сердцах к детям надо приходить постоянно, чтобы не упустить благодатное время воспитания.
Снова даты сменяются датами, Новый год опостылел дó смерти, Мы хорошими были солдатами, А, Твоими — не очень, Господи!
Виноваты мы все — виноваты… — длились это стихотворение, а на смену ему, Влад прочёл ещё одно, посвящённое коллегам одного из батальонов спецназа и своему товарищу — легендарному человеку, о котором люди знают мало. Прозвучали стихи о православном казахе, Герое Советского Союза Николае Майданове. Герой был в Чечне, отслужил два срока в Афганистане, сам продолжал водить боевые машины. На одном из заданий, когда в его задачу входила высадка группы, ребята попали в засаду, после чего им грозила гибель, Николай Майданов принял для себя решение эвакуировать группу. Забрал всех ребят, и на взлёте получил пулю. Посадку осуществлял уже правый лётчик.
Великолукский поэт, член Союза писателей России
Александр Рябихин прочитал стихотворение в память о своей маме — Ирине Фёдоровне:
Мать с войны хранила похоронки, Четыре пожелтевшие листа, Все они лежали за иконкой Под охраной самого Христа…
Поэт читал свои строки, и слушатели праздника сразу же представили картину, в которой мать в День Победы читает сыну похоронки и говорит ему: «Вот как надо Родину любить!»:
Мать всегда добру меня учила. Довелось Отечеству служить И, когда мне очень трудно было, Я не мог слова её забыть!
Последовало новое признание поэта в стихотворении «Русь»: «Как счастлив, что в России я родился, на этой доброй сказочной земле…».
Продолжая рассказывать о поэтах и поэзии, Валентин Курбатов высказал своё пожелание о том, чтобы не было больше военной поэзии в России. Ведь страна по-прежнему мужественна, сильна:
— Лучше бы была высокая лирика и нежность. Для чего погибают эти люди? Небесные войска там, за нами, которые сейчас вот на этой лестнице — все восходящие, скорбящие, и они — не с нами. Все, до единого, чтобы мы слышали и понимали.
…А сейчас выступит псковский поэт, прозаик, член Союза писателей России — Александр Казаков.
Александр Петрович сказал:
— У меня есть одна фотография, которую я очень берегу. На этой маленькой, чёрно-белой фотографии мои мама и отец 2 мая 1945 года у Бранденбургских ворот. И вот, однажды мне, тогда к совсем ещё молодому, пришла вдруг такая мысль «А почему я там не был?».
С этой мыслью я живу всю жизнь. Висит в шкафу армейский китель мой, И только раз его я надеваю, В тот день, когда над всей землёй Минута скорби тихо проплывает. И в нём иду я к Вечному огню, И голову пред ним свою клоню, И вспоминаю тех, кто в той войне И знать не мог, конечно, обо мне, В атаку поднимая батальон В то проклятое Богом воскресенье, И в кулаке последний свой патрон, Сжимая без надежды на спасенье, Я замираю, ощутив вину, За то, что не попал на ту войну. И не был с ними под родным мне клином, И не дошёл до Праги и Берлина. Прошли года… И мы теперь живём С их памятью, как будто под огнём. Она в наследство нам передана, Как все медали их и ордена. Так пусть всегда у Вечного огня Лежат цветы от вас и от меня, Чтоб памяти святой не рвались нити, Я в День Победы надеваю китель.
Великолукский поэт, член Союза писателей России Андрей Канавщиков читал на празднике посвящённое Новороссии. О стихотворении «Танк «Иосиф Сталин — 3», пояснил:
— Как вы знаете, ИС — это тяжёлый советский танк, и немцы за его подбитие давали или крупную денежную премию, или отпуск на родину в течение 10 дней. Этот танк может и сейчас успешно воевать. И 1 июля 2014 года танк ИС-3 был снят с постамента и принял участие в бою под Константиновкой.
Помнят взрослые и дети, Как годами до зари Мирно спал на постаменте Танк «Иосиф Сталин 3″….
Чётко выверенные строки поэта били в цель, и мы все вынуждены согласиться с заключительными словами этого произведения, где поэт утверждает:
Отзвучат однажды взрывы, Всё равно нам жить в ладу, Мир и память неразрывны, Если танки на ходу.
Вот так после поэтических истин Андрея Канавщикова все снова почувствовали, что каждый выступающий перед гостями поэт читал свои стихи, утверждая живущую в народе правду. Об этом далее и сказал В. Я. Курбатов:
— Иногда строки стихотворений поневоле жёстки. Хотелось бы вам говорить, благословенные слова, высокие и торжественные слова «на бис» и славить без конца Победу, Победу, Победу! Но как видите, не всегда доходят руки до этого. Всегда жёстче и больнее ранит сердце происходящее. И поэтому мы говорим так жёстко. Когда-то и Твардовский советовал, что не прожить без правды, из самого сердца бьющей, была б она погуще, как бы не была горька. Эту горькую правду мы написали — не немцы, не враги. Самые жёсткие книги о войне написаны нами. «Прокляты и убиты», «Дожить до рассвета», «Годы и люди»… Каждая из них, она мучительно страшна. Потому наши произведения и страшны, чтобы все прямее держали спины.
Обнявшись, вместе мы всё одолеем. И пусть никто из тех господ, которые когда-то рассчитывали Россию стереть с карты мира, не думают это сделать. 24 декабря мы были с Андреем Анатольевичем Турчаком в Москве в Георгиевском зале, и Владимир Владимирович Путин об этом же с горечью говорил. Мир, кажется, только тем и озабочен, чтобы нас не было на карте мира.
Но пусть они не рассчитывают на Победу. Победа у нас одна — это наша с вами Победа. К сожалению, сегодня очень трудно и губернаторам. Вы же видите, что Отечество только начинает приходить в себя. Только-только… Думаю, что мы присутствует перед чем-то сейчас значительным и сущностным, видя эту громадную ношу, которую принимают на себя сейчас довольно часто молодые губернаторы. Принимают эту ношу с полным чувством ответственности, ясности, строгости от своего чистого служения. И дай, Бог, сил.
К микрофону вышел губернатор Псковской области А.А. Турчак. Приветствуя участников праздника фронтовой поэзии, Андрей Анатольевич рассказал, что он только что вернулся из Риги, где проходила встреча одиннадцати ветеранских организаций республики. Всем присутствующим наш губернатор передал привет от ветеранов Латвии, рассказал, как трудно им там приходится, ведь они на самом переднем крае, давление, которое на них оказывается нынешней латвийской властью, беспрецедентно:
— Однако, с этим давлением возможно бороться силой слов. Сила слова — это то, что объединяет нашу встречу вчерашнюю и наш сегодняшний праздник фронтовой поэзии. Потому, что вы лучше меня знаете, насколько может быть сильным слово, и слово может быть сильнее самого современного оружия.
Хочется низко поклониться организаторам праздника фронтовой поэзии, Традиция хранится и сегодня — на 31-м празднике. Чтобы в сумасшедших головах не возникало даже желание ставить Великую Победу под сомнение и тот огромный вклад, который внёс весь советский народ в победу над коричневой чумой.
Ещё раз хочу нашим ветеранам низко поклониться, пожелать здоровья, крепости сил. И душевных, и физических. Чтобы вы, как можно дольше нас радовали. Впереди парад 9 мая, парад Победы в Москве, парад Победы в Пскове, в Великих Луках. Уверен, что мы с вами достойно встретим эту дату. Мы достойно к ней подошли. И ещё раз хочу пожелать, как можно дольше быть рядом с нами, как можно дольше нас радовать, а мы для этого будем делать всё, что от нас зависит.
Сказанному губернатором прониклись все. В. Я. Курбатов заметил:
— При всех упомянутых передрягах истории, которые у нас часто зовутся реформами, а иногда и революцией, при всех этих передрягах, Слава Богу, жива в России муза! Муза Николая Алексеевича Некрасова — крестьянская, земная, коренная, есенинская муза, муза Рубцова, никогда не отрывавшаяся от земли. И пока эта муза жива, Слава Богу, и мы бессмертны. С днём нашей Победы, дорогие товарищи!После традиционного концерта поэты общались в неформальной обстановке, свои стихи читали Андрей Бениаминов (Псков), великолучане: Татьяна Дроздова, Татьяна Лапко, Владимир Павлов, Валентина Спиридонова и, снова те, кто участвовал в официальной части праздника. И это было хорошо.
14 мая 2015 года, в 18.00,
в Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева
(г. Псков ул. Труда, 20)
состоится презентация песенного сборника
композитора Николая Мишукова — «Отчий край».
В программе вечера — представление автором нового издания, исполнение музыкальных произведений на стихи поэтов Псковской области.
Вход свободный.
Мишуков Николай Михайлович — музыкант, композитор, заслуженный работник культуры Российской Федерации и заслуженный деятель искусств Карелии, автор музыки гимна города Пскова. Родился 21 декабря 1932 года в Мурманской области. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию. Работал в Петрозаводске. В 1970 году переехал в Псков. Написал около 500 музыкальных произведений. Автор вокально-хоровых сборников «Пою тебя, Карелия», «И уходит все дальше война», «Любовный разговор» и др., а также большого количества романсов и песен. Хоровые сочинения Николая Мишукова входят в репертуар профессиональных и самодеятельных творческих коллективов России.
В мае 2015 года Псковский литературный портал ежедневно публикует произведения Псковских поэтов в тематической серии «Стихи о войне». Публикация приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и продолжится до конца мая.
9 мая в 15 часов в Ботаническом саду, у скульптуры «Женщина — мать» псковичи и гости города смогут услышать произведения псковских литераторов, в авторском чтении.
Прозвучат стихи о войне, гражданская лирика, произведения о Псковской земле.
Поэт. Член Союза писателей России. Печаталась в литературных альманахах: «Скобари», «Земляки», г. Псков, «Родная Ладога» г. Санкт-Петербург, и др. Вышли отдельные книги: «Межсезонье» (Санкт-Петербург, 1998), «На перепутье дум» (Псков, 2000), «За розовой далью» (Псков, 2002), «Прощёное воскресенье» (Великие Луки, 2005), «Фиалковый ветер», (Псков, 2010).
Сестрёнка
Гремели раскаты В военных закатах… Всего девять лет было ей! Она через речку Бежала навстречу Последней минутке своей.
Глумились у хаты Свои – не солдаты, В похмельно-сивушном бреду, Потешились «малость», Сестрёнка осталась Лежать на заснеженном льду.
Лишь вздрогнуло тело И забагровела Снегов голубых чистота. А взор полицаев Был непроницаем И в тусклых глазах – пустота.
Сестрёнка, родная, Тебя я не знаю, Ко мне не приходишь ты в сны. Расстрелянной песней Кружишь в поднебесье Средь жертв миллионов войны.
Проносятся годы, Как бурные воды, Весною – летят журавли… Я – в крошеве быта, Но ты не забыта, – Мне имя твоё нарекли.
Незабудки
Всем, сражавшимся за Родину
Незабудки-цветы, голубые крупиночки, При канавах лесных и в прибрежном лугу. А, быть может, они – голубые слезиночки Тех, ушедших от нас, перед кем мы в долгу.
Над обрывом грустят голубиночки влажные, Хоть заласкан обрыв шелковистой волной. В сорок третьем здесь взвод переправу налаживал Да остался в тяжёлой глуби ледяной.
Незабудки грустят в полумрачной расщелине, Где упавшим кострищем рванул самолёт. И грустят они там, где солдатик простреленный Смог заставить молчать злобно лающий дзот.
Время лечит холмы, что изрыты окопами. Время лечит поля, что стонали в боях. Но тоскуют леса неторёными тропами О рязанских, калужских, смоленских парнях…
Ходят парни геройские тропами млечными Там, где звёзды прозрачнее яблок Перси*, А чтоб мы не забыли и помнили вечно их – Незабудки рассыпаны в травах Руси.
*Перси – сорт яблок
Ужин из моего детства
Вьюжит, вьюжит, ох, как вьюжит Загулявшая метель… А в избе – нехитрый ужин, За столом сидит «артель».
Мать с отцом, нас – три девчонки, И знакомая гостит. Хворост щёлкает в заслонку, Вьюшка радостно гудит…
Помакушка* золотится, В ней – селёдка да мука. И картошка, что царица, Пар валит из чугунка.
И пофыркивает чайник, В «носик» дует, как в трубу… Дух смородового чая От плиты ползёт в избу…
Утром веточек смороды Мы успели припасти. Ведь теперь нам к огороду Не проехать, не пройти.
Ветер воет, вьюга кружит, Снег заваливает двор… А в избе – тепло и ужин, И душевный разговор…
*Помакушка — вроде густого соуса.
Письма с фронта
Памяти Сергеева Д.А., кадрового офицера, пропавшего без вести в боях за г. Севастополь и Сергеева А.М., погибшего в бою под г. Смоленском.
Читаю письма фронтовые – Дрожит душа, дрожит рука… В них запахи пороховые – Из огневого далека. В морщинах старческих бумага И охра времени на ней. А в ней – горячая отвага И верность родине своей. «Окоп, июнь, год 41-й…» Начало этого письма. Струной натянутые нервы, Реки бегущая тесьма. Бегущих строчек свет и нежность, И теплота – к своим родным, И напускная безмятежность: «Вы не волнуйтесь, победим! Мы защитим вас, дорогие. Не плачь, маманька, здесь вполне Дуная волны голубые Напоминают Волгу мне…» Он свёртывал письмо, как фантик, И был судьбе грядущей рад – Красноармейский лейтенантик – Сергеев Митя, сын и брат. Но не на Запад, а назад он С боями начал отступать. Он поднимал солдат в атаку*, Шёл в схватки, как в акулью пасть. Был смел и дерзок, и награды Звенели в списке послужном… А Севастополь сущим адом Кипел-пылал – в сорок втором. Смешалось всё: земля и люди, Вода и небо, гул и чадь… Летела смерть из всех орудий И норовила всех объять… С накалом мужества и чести В дом – вновь письмо, как ураган: «Ваш сын-герой пропал без вести, Сергеев Дмитрий, капитан…» О, горе! Суть письма такого Для сердца матери – напалм. А впереди известье снова: «Ваш муж… на поле боя… пал…» Их – миллионы! Скорбь слезится, А им – не встать, хоть как проси, Но надо им не позабыться, Должна быть память у Руси!
*В атаку на врага» заметка в газете того времени, где говорится,как лейтенант Сергеев и сержант Юсупов подняли солдат в атаку.Автор заметки Д. Ткачёв
6 мая в д. Борки Великолукского района Псковской области пройдёт праздник фронтовой поэзии
6 мая, в преддверии Великого дня Победы, у Борковского литературно-художественного музея опять зазвучат фронтовые стихи и песни. В этом году это уже 31-й праздник поэзии, инициатором которого был писатель, фронтовик, лауреат Ленинской и Государственной премий Иван Васильев.
Ведущим выступит известный литературный критик, прозаик, член Академии российской словесности, член Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, секретарь Союза писателей России, член правления Союза Писателей России, член Общественной палаты России, член Президентского Совета по культуре, лауреат премии им. Л. Н. Толстого, Горьковской и Новой Пушкинской премий Валентин Курбатов.
На праздник приедут поэты и писатели из Москвы, Твери, Андреаполя, Торопца, Пскова, Великих Лук, Себежа, руководители областной, городской и районной Администраций, школьники, общественность, делегации из соседних районов.
Начнется мероприятие в 11.00 с литии и возложения цветов на братском захоронении «Скорбящая» в деревне Борки.
В программе также праздничный концерт с участием лауреатов межрегиональных и всероссийских конкурсов.
Во время Великой Отечественной войны был партизаном-разведчиком, служил на Балтийском флоте.
Заслуженный работник культуры РСФСР. Член Союза писателей СССР.
Автор многих поэтических сборников. — «Заколдованное счастье», «Заряна-печальница», «Иваны России», романов «Доверие», «Затяжная весна», «Страдальцы» и др..
* * *
Моих друзей негромкие дела — Следы давнишние На партизанских тропах. И всполохи берёзок на окопах, Повыжженных снарядами дотла.
На месте боя В реденьком лесу Кипрея запоздалое цветенье, Как будто их последнее мгновенье, Шагнувших в огневую полосу.
Моих друзей негромкие дела — Потухшего костра живые угли. Они по виду только смуглы — Хранят частицу давнего тепла.
Озябший, Угли приюти в ладонь. Не только пальцам — Сердцу полегчает. Я свято верю, Сердцем примечая, Что до сих пор Хранят они огонь.
* * *
Земляк до Вислы шёл со мной. Наш Тёркин — славная натура! И принял здесь последний бой. Давно известно: пуля — дура.
Я за двоих встречать готов Штыком атаки лобовые… Он не вернулся в родный Гдов, Где льны, как небо, голубые.
В победный день его родня Не ахала от буйной пляски. И не тянул земляк бредня По ласковой озёрной ряске.
И нам не знать его сынов, Не видеть миру их свершений. Осиротел старинный Гдов На много-много поколений.
Живущий ныне, Не забудь — Какие мы несём утраты! До сей поры нам давит грудь, Как брёвна, горе в три наката.
ОПОРА
Оглянусь на былое, воспряну, От печали-тоски отрекусь И поверю: В отставку мне рано. В трудный час я ещё пригожусь.
Это мы обещали солдаткам — Для Отчизны себя не жалеть. Если надо, пойду без оглядки, Как бывало, в огонь и на смерть.
Если надо, осилю одышку Не за ради похвал и наград… Я стою, опершись на сынишку, — Опершись на солдата — солдат.
СОЛДАТУ
Поля в пожарище бездонном, Хлеба исхлёстаны свинцом. Война металлом раскалённым Тебе ударила в лицо.
Но вечно близкие картины Пылают, видятся кругом: Созвездья над деревней стынут, Искрясь в сосульках под окном;
Да у завьюженных овинов Цветут сугробы при луне, Мороз седеет на стене, И голубеет тень за тыном…
Ты всё поймёшь: Как первый луч К земле уснувшей прикоснётся, Как солнце выйдет из-за туч — И край заснеженный проснётся.
Тебе, Тебе ли не понять Лесную тишь и синь болота, Ту землю, что пришлось пахать, Горячей кровью поливать И орошать солёным потом.
МАТЬ
В тот вечер холодный, В тот вечер Ты долго за ротою шла. Как ворон, на скорбные плечи Садилась чернющая мгла.
С бойцами усталыми рядом Ты шла далеко за село И вслед Всепрощающим взглядом Глядела, глядела светло.
Мы в ливни ходили стальные И видели: рядом ты шла По гневной великой России, Спасала в минуты лихие И совестью нашей была.
ОДИН ЗА ВСЕХ
Промёрзла, Стала каменной земля, Насквозь пропахла гибельным тротилом. Мне думалось: Нужна какая сила Израненные возродить поля!
Своим дыханьем грели мы окоп, Чтоб зеленели будущие травы. Не ради орденов, Не ради славы Мы шли на верную… Однако стоп!
Хотел я не о том. Меня опять Сюда приводят памятные тропы. Здесь не тротилом — Вызревшим укропом И чем-то вечным можно подышать.
И помолчать, И снова вспомнить тех, Кто отстоял в огне родную землю. Я всей душою сущее приемлю Теперь один, Один за вас за всех.
У КОСТРА
Думы уползают, как паром, На волнах годов в иное лето. Наша дружба давняя согрета Партизанским памятным костром.
Сердце выжгло горечью дотла — Нам невольно у огня молчится. Машенька — предвестница-синица В январе желанного тепла.
Улетела не за океан, Сгинула в немецком гарнизоне… Не горит костёр, от боли стонет. Всхлипнув, Пригорюнился баян.
Ты ль не говорила: Будем жить! Не ошиблась веселунья наша. Мы на тридцать лет сегодня старше, Но тебя не можем позабыть.
Посидим у нашего костра, Не пугая громкими словами Память о былом… Побудешь с нами, Маша — медицинская сестра.
ПРИСЯГА
Гулко падали листья в ночь, Звонко сыпались в август звезды. Нам никто не может помочь: День и ночь Фронт уходит прочь… Ох, как душен Холодный воздух!
Обложили село кольцом, Топчут травы чужие солдаты. И над школьным резным крыльцом Хлещет свастикой флаг в лицо, Глуше, глуше боев раскаты.
Кто нам скажет: когда, Когда Возвратятся наши с победой? На селе — не в страду страда: Придавила людей беда, И пути всего — до соседа.
За село однажды тайком Ночь свела сыновей солдаток: Мы на цыпочках, босиком, Где бегом, но больше ползком — Прочь от вражьих колючих рогаток.
Мы ложились земле на грудь, Забывали про все невзгоды, Замирали, страшась дыхнуть, Слово другу боясь шепнуть, Землю слушали возле брода.
Под щекою в мягкой пыли, Где Желча у камней смеется, Билось сердце родной земли. Это значит — бои вдали, Это значит — Русь не сдается!
Мне запомнилась эта ночь: Над рекою созвездий гроздья, И присяга — Отцам помочь… Гулко падали листья в ночь, Звонко сыпались в август звезды.
23 апреля 2015 года в библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева (Псков, ул. Труда, 20) состоится вечер-портрет «Мы новую песню начнем!», посвященный памяти Станислава Золотцева.
На вечере выступят псковские артисты, прозвучат песни на стихи поэта, так же зрители услышат стихи Станислава Александровича на английском языке (в переводе и исполнении студентов ПсковГУ).
В программе вечера состоится и презентация новых музыкальных альбомов Вячеслава Рахмана и Татьяны Лаптевой.
Два Юбилея отмечает библиотека для детей и юношества имени В.А. Каверина
21 апреля в 16 часов состоится торжественное заседание литературно-патриотического клуба «Два капитана», посвященное 25 лет присвоения имени писателя В. А. Каверина Псковской областной детской библиотеке и 20 лет установки памятника героям романа Каверина «Два капитана».
На заседание приглашены члены клуба, друзья и партнеры библиотеки: моряки, писатели, поэты. Среди них: капитан 1 ранга запаса Владимир Иванов, первый командир БАПЛ «Псков» Виктор Ковалев, депутат Псковской городской Думы капитан 2 ранга запаса Григорий Турчин и другие «члены экипажа». Среди гостей — Председатель Псковского отделения военно-исторического общества России Александр Голышев, краевед Натан Левин и член союза писателей России Игорь Смольников (СП-б).
Начнется встреча с возложения цветов к памятнику Двум капитанам, а само заседание станет и вечером воспоминаний и подведением итогов о совместно реализованный проектах.
Участники вспомнят о многочисленных встречах с юными членами клуба, ярких событиях и постоянной работе, такой как многолетняя деятельность клуба, связанная с патриотическим воспитанием, проектах по продвижению детского чтения и деятельности музея романа «Два капитана», который стал своеобразным центром притяжения для изучающих творчество Каверина и ярким общероссийским брендом города Пскова.
Положение
о фестивале исторической поэзии
«Словенское поле – 2015»
I. Общие положения
Поэтический фестиваль «Словенское поле 2015» (далее – фестиваль) проводится в рамках мероприятий Года литературы в России.
Инициатором проведения и организатором фестиваля является Псковское региональное отделение Союза писателей России.
Фестиваль проводится при поддержке Государственного комитета Псковской области по культуре и Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск».
Цели и задачи фестиваля:
— развитие у современных авторов и читателей интереса к истории России;
— популяризация творчества современных авторов, пишущих на историко-патриотическую тематику;
— сохранение чистоты и величия русского языка;
— укрепление национальных корней, национальной самобытности посредством приобщения подрастающего поколения к русской культуре;
— выявление и поддержка талантливых молодых поэтов;
— привлечение интереса широких кругов ценителей русской культуры к Старому Изборску как к историческому и культурному центру Псковщины и России в целом;
— организация творческого общения литераторов Псковской области, России и ближнего зарубежья;
— пропаганда лучших современных литературных произведений, посвящённых истории Псковского края и России в целом;
— приобщение молодёжи к поэтическому творчеству.
Период проведения фестиваля: 25-26 июля 2015 года.
Место проведения:
25 июля — д. Изборск Печорского района Псковской области (Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»);
26 июля – г. Псков.
Программа фестиваля разрабатывается отдельно.
В рамках фестиваля «Словенское поле – 2015» проводится поэтический конкурс. Положение о конкурсе разрабатывается отдельно.
II. Участники фестиваля
В фестивале могут принять участие все желающие независимо от возраста, места жительства, известности, профессиональной подготовки, членства в творческих союзах и т.д.
В фестивале принимают участие известные современные литераторы России, приглашённые Оргкомитетом.
В фестивале могут принять участие, как отдельные авторы, так и творческие коллективы и объединения независимо от места проживания при условии предварительной договорённости с Оргкомитетом. Участие в фестивале — по заявке.
Участник или коллектив (с указанием количества участников) направляет заявку в Оргкомитет фестиваля.
К заявке, в обязательном порядке, прилагаются произведения автора (авторов).
Заявки с пометкой «Поэтический фестиваль «Словенское поле – 2015» направляются до 01.07.2015:
— по E-Mail: pskovpisatel@ya.ru,
либо письмом в адрес библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина: 180000, г. Псков, Октябрьский проспект, 7а
— при направлении заявки почтой, к письму в обязательном порядке прилагается электронная копия заявки и произведений на CD-диске.
Форма заявки согласно приложению.
Сведения о заявках авторов, принятых к участию в фестивале, публикуются на Псковском литературном портале.
Заявка на участие в фестивале может быть отклонена в случае:
— неполного (некорректного) заполнения формы заявки;
— несоответствия произведений автора, представленных вместе с заявкой, целям и задачам фестиваля;
— низкого литературного уровня произведений.
Оргкомитет в переписку с авторами не вступает, причины отклонения заявок не разъясняются.
III. Бюджет фестиваля
Бюджет фестиваля складывается из средств, предусмотренных Государственной программой Псковской области «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014 — 2020 годы» (при условии финансирования), а также средств спонсоров и меценатов.
Организаторы обеспечивают программу фестиваля.
Расходы на проезд до г. Пскова и обратно, проживание и питание несут сами участники фестиваля.
IV. Другое
По итогам фестиваля издаётся сборник избранных произведений.
Авторы, произведения которых опубликованы в сборнике, получают один авторский экземпляр.
Участники фестиваля соглашаются с тем, что их произведения, представленные вместе с заявкой, а также прозвучавшие во время фестиваля, могут быть напечатаны в изданиях, освещающих поэтический фестиваль «Словенское поле — 2015», изданы иным способом, и не претендуют на выплату авторского гонорара.
V. Партнёры фестиваля:
Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»;
Псковский государственный университет;
Арт-кафе «Винил»;
Псковская областная библиотека для детей и юношества имени В.А. Каверина;
Псковская городская библиотека «Родник» им. С.А. Золотцева.
В ходе подготовки фестиваля перечень партнёров может быть дополнен.
ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе исторической поэзии «Словенское поле — 2015»
Конкурс исторической поэзии «Словенское поле — 2015» (далее – конкурс) проводится в рамках поэтического фестиваля «Словенское поле — 2015» (далее –фестиваль). Цели и задачи конкурса соответствуют целям и задачам фестиваля.
На конкурс принимаются произведения, посвящённые истории России. Выбор исторического периода (события) не ограничивается. Приветствуется участие в конкурсе произведений, посвящённых Псковскому краю, его городам и их историческому прошлому.
В конкурсе могут принять участие все желающие, независимо от места проживания.
Заявка на участие в конкурсе подаётся вместе с заявкой на участие в фестивале. Конкурс проводится в номинациях:
— открытая номинация – для всех участников, кроме авторов, участвующих в номинации «Профи»;
— номинация «Профи» – для профессиональных поэтов, в том числе членов литературных объединений и союзов;
— номинация «Словенские ключи» — для молодых поэтов в возрасте, на день проведения фестиваля, от 16 до 24 лет включительно.
Общие положения:
1. Организацию и проведение конкурса осуществляет Оргкомитет поэтического фестиваля .
2. Для оценки представленных работ и подведения итогов конкурса Оргкомитет фестиваля создаёт и утверждает компетентное жюри.
3. Решение жюри является окончательным и не подлежит изменению.
Авторское соглашение:
1. Участник конкурса гарантирует, что он является автором предоставленных на конкурс произведений и не нарушает чьих-либо авторских и смежных прав.
2. Подавая заявку на участие в конкурсе, автор тем самым соглашается с правилами и условиями конкурса.
3. Участник конкурса соглашается с тем, что принятые на конкурс произведения, без дополнительного согласования с автором, могут быть опубликованы, полностью либо частично:
— на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России «Псковский литературный портал»;
— в сборнике, изданном по итогам фестиваля;
— в средствах массовой информации г. Пскова и Псковской области;
— в иных печатных и электронных СМИ освещающих работу фестиваля.
4. Произведения победителей конкурса могут быть опубликованы в периодических изданиях, в течение трёх лет со дня окончания конкурса, без дополнительного согласования с автором.
Порядок приёма заявок:
1. Заявки на участие в конкурсе принимаются в порядке, установленном положением о фестивале.
2. На конкурс принимается не более трёх стихотворений одного автора размером до 40 строк каждое.
3. Приём заявок на конкурс с 10.04.2015 по 25.06.2015
4. На конкурс не принимаются произведения:
— не соответствующие тематике конкурса;
— содержащие ненормативную лексику;
— носящие проявления расовой, национальной и религиозной нетерпимости;
— не соответствующие целям и задачам фестиваля.
5. Организаторы конкурса вправе отклонить заявку без объяснения причин.
6. Произведения не рецензируются, Организаторы конкурса в переписку с авторами не вступают.
7. Замена произведений, принятых к участию в конкурсе не допускается.
Автор может отозвать проведение, заявленное на конкурс, не позднее 30.06.2015 .
8. Информация о произведениях, принятых на конкурс, размещается на Псковском литературном портале: http://pskovpisatel.ru
9. В случае отказа автора от личного участия в фестивале, его заявка аннулируется.
Награждение победителей:
1. Звание лауреата конкурса в каждой номинации присваивается только один раз.
2. Лауреаты конкурса награждаются дипломами и памятными подарками фестиваля «Словенское поле – 2015».
3. Произведения, занявшие призовые места публикуются в сборнике фестиваля «Словенское поле – 2015».
4. Организаторы и партнёры и спонсоры фестиваля могут учредить дополнительные призы и подарки победителям конкурса.