Вечер поэтов из Санкт-Петербурга в библиотеке «Родник»

Библиотека «Родник» имени Станислава Александровича Золотцева
25 сентября приглашает псковичей и гостей города на музыкально-поэтический вечер на котором выступят гости из Санкт-Петербурга.

nS2iRStS94cБорис Краснов,
поэт, прозаик, автор-исполнитель песен, член Союза писателей России

UyUtR_LBGhU

Ярослав Шабля,
поэт, член Союза писателей России,
победитель 1-го международного поэтического фестиваля «Санкт-Петербург-Кронштадт 2008»

Начала 15 час 30 мин.
Вход свободный.

Организаторы встречи, ЦБС г. Пскова, библиотека «Родник»

Информация предоставлена библиотекой «Родник» имени С.А. Золотцева


Интернет-досье:

Краснов Борис Николаевич
Поэт, исполнитель авторской песни; родился 22 сентября 1953 г. в Ленинграде, живет в Санкт-Петербурге. Окончил Ленинградский институт связи имени М. А. Бонч-Бруевича в 1975 году, инженер связи. До 1997 г. работал ведущим инженером в ОКБ «Радуга», с 1997 г. член Союза писателей России. Играет на шести- и двеннадцатиструнной гитаре. Первая песня, с которой выступил в декабре 1979 года, — «Лекторий». Пишет песни, в основном, на свои стихи, а также на стихи Катулла, Г. Горбовского, С. Давыдова, О. Мандельштама и других поэтов. Лауреат конкурса программы ленинградского радио «Невская волна» (1988) с песней «Косая линия» на стихи С. Давыдова. С 1979 по 1989 г. — член Городского клуба песни. Увлечения: палеонтология. Вышли книги стихов «Переменная облачность» (Лениздат, 1989) и «Маятник» (1995).

Шабля Ярослав Юрьевич
Поэт, член Союза писателей России. Родился в 1953 году в Ленинграде. Окончил Ленинградский электротехнический институт связи им. проф. М.А. Бонч-Бруевича.
Стихи публиковались в литературном альманахе «Гармония», в журналах «Невский альманах», «Северная Аврора», Север». Автор поэтической книги «Обретение осени».

Поэты Псковщины вышли в финал конкурса им. Игоря Григорьева

Восемь поэтов Псковщины вышли в финал международного поэтического конкурса «Ничего душе не надо, кроме Родины и неба» посвященного памяти нашего земляка, поэта-фронтовика Игоря Николаевича Григорьева.

EmxCfxzh_o4Конкурс проводится ежегодно. Его организаторы Санкт-Петербургское отделение Союза писателей России и Фонд памяти поэта и воина Игоря Николаевича Григорьева. Тема конкурса, как правило, задаётся строкой из стихотворения Игоря Григорьева.

В конкурсе 2015 года приняли участие более 300 поэтов из Канады, Германии, Беларуси, Украины, Казахстана, Киргизии, Чехии и обширных просторов России: Якутия, Ямало-Ненецкий округ, Мордовия, Чувашия, Алтайский край, Башкирия, Хакассия, Карачаево-Черкессия и др.

Финалистами конкурса 2015 года стали 68 человек, среди которых великолукские поэты Александр Рябихин и Владимир Павлов, а также псковичи Андрей Бениаминов, Игорь Исаев, Надежда Камянчук, Николай Рассадин, Владимр Савинов и Александр Себежанин.

Итоги конкурса будут подведены 19 ноября 2015 года в Пушкинском доме (институт русской литературы РАН) г. Санкт-Петербурга на конференции посвященной творчеству Игоря Григорьева.

Презентация второго номера «Псковского литературно-художественного журнала»

10 сентября в 17 часов
в Центральной городской библиотеке
пройдёт презентация второго номера альманаха
«Псковский литературно-художественный журнал»

журналАльманах — часть масштабного издательского проекта художника, поэта Ильи Сёмина и члена Союза писателей России Артёма Тасалова — продолжает знакомить взыскательного читателя с российским и общемировым культурным ландшафтом. Много важных литературных открытий ожидает читателей альманаха — псковичей и гостей города, интересующихся современной культурой.

В планах презентации альманаха – встреча в реальном времени с поэтом Константином Кравцовым (г. Москва), писателем Владимиром Потресовым (г. Москва) и филологом Дмитрием Прокофьевым (Псков). Авторское чтение, обсуждение, автографы, фотосессия предусмотрены.

Альманах открывается стихами Геннадия Кононова (1959 – 2004) — поэта, жившего на краю России в городе Пыталово Псковской области, автора единственной пока книги стихов «На русских путях». Развёрнутое эссе о. Константина (Кравцова) о творчестве ещё одного рано ушедшего московского поэта Дениса Новикова (1967 – 2004), которого «из тесноты словесного ряда» выделял Иосиф Бродский. Далее актуальная русская поэзия москвича Алексея Рафиева, «поэтического контрреволюционера». Из старинного города Устюжна представлен поэт Фёдор Васильев, не торопящейся с выходом книжки и не на кого не похожий. Это органическая поэзия, без гидропоники, идущая от природы, от жизни, от любви!

Традиционно вкладка альманаха посвящена истории фестивалей художников «Псковская галерея», которые проходят в Пскове более 3-х лет благодаря стараниям Ильи Сёмина.

В новом номере альманаха опубликованы долгожданные сказки Ильи Сёмина о Холомке, новом герое детской литературы, родившемся на псковской земле. Выставка детских рисунков «Холомок» представлена в читальном зале библиотеки, её авторы — ученики замечательного художника – графика Натальи Яблочкиной, преподавателя Детской школы искусств.

Очень важно, что в Год литературы вера в её особую роль и воздействие на общественную жизнь возвращается.

Информация предоставлена Псковской Центрального городской библиотекой

Всероссийский литературный фестиваль имени Михаила Анищенко

Самарская областная организация молодых литераторов, Министерство культуры Самарской области при поддержке Самарского отделения Союза писателей России и Самарской областной универсальной научной библиотеки проводят III Всероссийский литературный фестиваль имени Михаила Анищенко для молодых поэтов, прозаиков, публицистов в возрасте от 18 до 30 лет. Фестиваль посвящен одному из лучших современных российских поэтов, ушедшему из жизни в ноябре 2012 года.
Участие в этом конкурсе позволит молодым писателям проявить свои творческие способности, познакомиться со своими сверстниками, литераторами из Самарской области и других регионов страны, побывать на мастер-классах, ведущими которых станут писатели, редакторы литературных журналов из Москвы и Самары, выступить со своими произведениями со сцены крупнейшей в Самарской области библиотеки и, возможно, получить рекомендацию на вступление в Союз писателей России.
Всероссийский литературный фестиваль имени Михаила Анищенко пройдет с 15 по 18 октября в Самарской области. По итогам выйдет сборник с лучшими произведениями конкурсантов. Участие в конкурсе бесплатное. Проживание и питание в течение трех дней – за счет организаторов.
Прием заявок осуществляется до 20 сентября.


ПОЛОЖЕНИЕ
о III Всероссийском литературном фестивале имени Михаила Анищенко

I. Общие положения.
1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения III Всероссийского литературного фестиваля имени Михаила Анищенко (далее именуется – Фестиваль) в 2015 г.
1.2. Учредителем Фестиваля является Министерство культуры Самарской области.
1.3. Организаторами Фестиваля являются Самарская областная организация молодых литераторов, Самарская областная писательская организация, Центра развития и поддержки чтения Самарской областной универсальной научной библиотеки.
1.3. Партнерами Фестиваля являются Самарская областная юношеская библиотека, Централизованная система детских библиотек г.о. Самара, Некоммерческое Партнерство содействия развитию гуманитарных и просветительским программ «Мцыри» (г.Москва).

II. Цели и задачи.
2.1. Открытие новых имен в литературе и продвижение их произведений к читателю;
2.2. Консолидация творческой молодежи на основе духовно-нравственных идеалов, создание условий для общения;
2.3. Поддержка и развитие творческих дарований тех авторов, чье мастерство развивается на традиционных нравственных ценностях отечественной культуры.
2.4. Пропаганда лучших образцов русской литературы и повышение ее роли в развитии личности и общества.
2.5. Популяризация творчества Михаила Анищенко и других самарских писателей.

III. Порядок подачи заявок.
3.1. Участники Фестиваля определяются на конкурсной основе. В конкурсе могут принимать участие авторы от 18 до 30 лет, проживающие на территории Российской Федерации и стран СНГ, пишущие на русском языке.
3.2. На конкурс принимаются:
— стихотворения общим объемом не более 200 строк.
— прозаические (рассказы, повесть, роман) и драматургические произведения общим объемом не более 3 авторских листов.
— публицистические произведения (эссе, критические статьи и т.п.) общим объемом не более 2 авторских листов.
3.3. Все присланные тексты должны быть в одном файле в формате Word, шрифт Time New Roman, 14 размер, полуторный интервал.
3.3. К представленной на конкурс работе прилагается анкета по утвержденной форме с указанием в ней почтового и электронного адреса, паспортных данных, контактных телефонов и краткой творческой биографии автора (Приложение II).
3.4. Конкурсная работа и анкета представляются по электронной почте literator-2015@yandex.ru c пометкой «Фестиваль имени Анищенко». Работы принимаются с 20 августа 2015 года по 20 сентября 2015 года включительно.
IV. Оценка работ.
4.1. Для оценки поступивших работ формируется жюри, в состав которого входят общественные деятели в области культуры, поэты, прозаики, преподаватели-филологи.
4.2. Каждой поступившей работе присваивается буквенный символ и номер, что обеспечивает анонимность работ. Работа заносится в общей реестр, после чего поступает на рассмотрение членов жюри.
4.3. Каждая работа оценивается по 10-балльной системе (от 0 до 10 баллов). Полученные баллы суммируются и заносятся в общий реестр.
4.4. К участию в Фестивале приглашаются авторы, набравшие наибольшее количество баллов. Проходной балл устанавливается после получения всех оценок.
4.5. Список участников Фестиваля не позднее 1 октября 2015 года публикуется на сайте www.litsamara.com (Сайт Самарского отделения Союза писателей России) и в социальной сети «Вконтакте» в группах «Литературный журнал «Молодежная волна» (vk.com/molvolna) и «Литфест им. Михаила Анищенко в Самаре» (vk.com/litfestsamara).

V. Порядок проведения Фестиваля.
5.1. Фестиваль проводится 15-18 октября 2015 года в Самарской области.
5.2. В Фестивале участвуют авторы, прошедшие предварительный конкурсный отбор и внесенные в список участников (пункт 4.5.).
5.3. Открытие Фестиваля состоится в 11.00 по самарскому времени 15 октября в Самарской областной универсальной научной библиотеке (пр. Ленина, 14А).
5.3. Участникам за счет Организаторов оплачивается проживание в течение трех суток в оздоровительном лагере «Жигули» (пос. Зольное, Самарская область) и питание.
5.4. Оплата проезда до Самары и обратно осуществляется за собственный счет участников. В то же время Организаторы могут ходатайствовать перед руководством региона, где проживает участник, о компенсации дорожных и командировочных расходов участнику Фестиваля.
5.5. Программа Фестиваля включает в себя проведение мастер-классов, семинаров, интерактивных площадок, литературных чтений, вечера памяти Михаила Анищенко, гала-концерта.

VI. Итоги Фестиваля.
6.1. Все авторы получат дипломы участников Всероссийского литературного Фестиваля имени Михаила Анищенко, памятные подарки от Организаторов и спонсоров мероприятия.
6.2. По итогам работы мастер-классов лучшие участники будут рекомендованы к принятию в Союз писателей России.
6.3. По итогам Фестиваля выйдет специальный выпуск литературного журнала «Молодёжная волна», куда войдут лучшие произведения участников мероприятия.
6.4. Лучшие произведения также будут рекомендованы к публикациям в литературных журналах и газетах России.
6.5. Результаты Фестиваля публикуются на сайтах Организаторов и рассылаются по СМИ.
6.6. Информацию, связанную с организацией, проведением фестиваля, можно получить
по электронной почте literator-2015@yandex.ru,
в группах «Вконтакте» vk.com/litfestsamara и vk.com/molvolna,
по телефону в Самаре 8 (846) 221-73-13.


 

Оргкомитет
Всероссийского литературного фестиваля имени Михаила Анищенко:

ГРОМОВ Александр Витальевич – председатель Самарского отделения Союза писателей России, главный редактор журнала «Русское эхо».
ДОМАРЁВ Денис Николаевич – председатель Самарской областной организации молодых литераторов, руководитель молодежного отделения Самарской областной писательской организации, главный редактор журнала «Молодежная волна».
ЗАГАРИНСКИЙ Павел Александрович – заместитель председателя Самарской областной организации молодых литераторов, литературный консультант Самарской областной писательской организации.
ИВАНОВ Геннадий Викторович – первый секретарь правления Союза писателей России, поэт (г.Москва).
РЫБАЛКО Марина Александровна – руководитель отдела маркетинга Самарской областной юношеской библиотеки.
СЫРОМЯТНИКОВА Софья Сергеевна – руководитель Центра Развития и поддержки чтения Самарской областной универсальной научной библиотеки.

Информация предоставлена
Самарским региональным отделением Союза писателей России

Учитель словесности

Валерий Павлов

УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ

На педагогическую практику за четвёртый курс филологического факультета меня направили в первую псковскую среднюю школу, в которой я в детстве учился. За мною был закреплён куратор – заслуженный учитель РСФСР Николай Николаевич Колиберский. Когда директор школы публично объявил об этом перед педагогами и школьниками в большом зале, ко мне подошёл высокий, стройный, чуть сутулый старик с пушистыми седыми усами и живыми глазами с горящими в глубине искорками смеха. «Здравствуйте, коллега, – обратился он радушно ко мне, – рад познакомиться». Мы договорились, что для начала я буду ходить к нему на уроки русского языка и литературы и готовить свои конспекты к занятиям в 10 «Б» классе.

koliberskyНиколай Николаевич носил тёмно-синее драповое однобортное пальто, серую мягкую велюровую шляпу, а зимой — меховую папаху пирожком, клетчатый шерстяной шарф, ботинки с чёрными лакированными калошами, если лил дождь. В запасниках нашего музея-заповедника есть замечательный портрет Николая Николаевича. Он в этой самой шляпе, пальто, пушистые усы вразлёт, в глазах весёлая лукавинка. Он входил в школу, дети, пробегая мимо, говорили: «Здравствуйте, Николай Николаевич!» «Здравствуйте, голубчик!» – отвечал старый учитель каждому из встречавшихся детей независимо оттого, из первого или десятого класса он был. При этом он каждый раз приподнимал шляпу. Он тщательно чистил в учительской перед началом урока костюм маленькой платяной щёточкой, которую носил с собой в портфеле. Там же у него была щётка для чистки ботинок.

На первых же уроках Николай Николаевич поразил меня обширностью познаний литературы, искусства, быта начала XX века. Он говорил негромко, простым, понятным детям языком. При этом речь его была изящна, логически выстроена и оставалась в памяти. Позже, уже работая учителем литературы в первой школе, я увидел удивительные вещи. Конспекты уроков (он каждый год готовил новые), написанные мелким каллиграфическим почерком, буковки как в прописях, но ещё и с различными завитушками. «У меня был ужасный почерк, но я упорно стал учиться писать заново. Надо бы и вам, голубчик, по¬пробовать. Ведь вам ребяткам на доске писать много придётся», – деликатно предлагал Николай Николаевич.

Я видел у него краткие конспекты многих классических романов. Например, открываю тетрадь с надписью «Война и мир»: том 1, глава 1, Салон Анны Павловны Шерер. Светский разговор о… и т д. И так по каждой главе, о чём говорится. Однажды заболела наша коллега, работавшая в шестых классах, и Колиберского неожиданно попросили, уже через минуту после звонка на урок, её заменить. «Ну что же, идёмте, голубчик, надо выручить», – сказал Николай Николаевич. Он вошёл в класс, ответил на бурное приветствие детей и попросил: «Запишите число. Классная работа. Диктант. В лесу». Далее он в течение 45 минут размеренно диктовал наизусть текст И. С. Тургенева. (А я всё смотрел, когда же он достанет книгу или какую-нибудь бумажку).

На выходе из класса он доверительно сообщил мне: «Знаете, надо на всякий случай знать наизусть три-четыре десятка таких текстов…» На педагогических советах он заступался за учеников, которых наказывали или исключали. «Так мы далеко не уйдём, Николай Либералович», — говорил иногда директор школы М. Н. Максимовский. «Совершенно с вами согласен, любезнейший Михаил Аракчеевич», – парировал старый учитель. Меня тянуло к этому человеку. Я чувствовал его доброе расположение к себе, он был мне интересен. В нём не было ни тени менторства, чванства, он обладал энциклопедическими знаниями, огромным профессиональным и житейским опытом. Каждая его морщинка, каждый жест, глаза доброго Деда Мороза как бы говорили: «Куда ты, чудак, там опасно, а вот послушай, что я тебе скажу…» Он рассказывал, как в начале века, после революции, оказался в глухом селе. Как поселили его крестьяне в самую лучшую в деревне избу («Не гоже учителю, как пастуху, по избам изо дня в день ходить»). Туда они по очереди приносили харчи на пропитание нужного для их детей учителя. О чём бы мы ни заговорили, он вспоминал, как это было раньше.

121Он умел радоваться успеху других, трепетно дружил с Иваном Терентьевичем Гомоновым, заведующим кафедрой русского языка в пединституте, «пропускал» с ним по рюмочке, в кругу учителей пользовался огромным авторитетом и уважением. Он был очень свой и для учеников, и для студентов. Но те никогда не переходили ту самую незримую черту, которую проводит подлинное уважение, и не позволяли в общении с ним опускаться до панибратства. Часто он в выходные дни проводил интереснейшие экскурсии по Пскову для детей. Собирались у входа на железнодорожный вокзал. Николай Николаевич, взглянув весело на детей, произносил: «Ну, пошли, ребятушки…» Он вёл их по городу и неторопливо рассказывал почти о каждом здании: здесь Николай II подписал отречение от престола, здесь был Псковский централ (тюрьма). Ученики смотрели на него широко раскрытыми глазами, и было видно, что они хорошо запоминают рассказ этого доброго старика, многие годы прожившего в Пскове. Как член общества «Знание» он прочитал сотни лекций, на которых всегда было полно людей самых разных возрастов.

В один из своих приездов в Псков выпускник нашей 1-й школы – известнейший писатель В. А. Каверин – познакомился с Н. Н. Колиберским, они часто ходили тогда по Пскову и разговаривали. Я попросился с ними, они разрешили, я слушал их беседы, ловил каждое слово. В книге «Освещённые окна» В. А. Каверин пишет о Н. Н. Колиберском:

– Память его, фотографическая, объективно-рельефная, меня поразила. Он помнил всё – и то, что касалось его, и то, что не касалось. Я забыл, почему псковскую гимназию пышно переименовали в гимназию Александра Первого Благословенного. Он объяснил – в связи со столетием Отечественной войны. О том, как Псков отмечал трёхсотлетие дома Романовых, он рассказал с удивительными подробностями – а мне помнились только дымные горящие плошки на улицах. Верноподданническую кантату, которую гимназисты разучивали к этому дню, он знал наизусть:

Была пора, казалось, сила
Страны в борьбе изнемогла.
И встала Русь и Михаила
К себе на царство призвала…
В годину тяжких испытаний,
Любовью подданных силён.
Царь поднял меч, и в громе брани
Навеки пал Наполеон…
Вот почему и в бурях бранных,
И в мирный час из рода в род
Святая Русь своих державных
Вождей и славит, и поёт.

…Николай Николаевич окончил гимназию годом позже, чем я поступил, но оказалось, что те же преподаватели: Коржавин, Попов, Бекаревич – учили нас истории, литературе, латыни. Да что там преподаватели! Мы начали со швейцара Филиппа, носившего длинный мундир с двумя медалями и похожего на кота со своей мордочкой, важно выглядывающей из седой бороды и усов. Я не знал, что его фамилия была Крон. Он был, оказывается, латыш, говоривший по-русски с сильным акцентом, – вот почему я подчас не мог понять его невнятного угрожающего ворчания.

-Тюрль, юрль, юта-турль? – спросил Николай Николаевич.

— Ну как же!

Это называлось «гармоники»: схватив цепкой лапой провинившегося гимназиста и крепко, до боли прижимая к ладони его сложенные пальцы, Филипп тащил его в карцер, приговаривая: «Тюрль, юрль; юта-турль». Впрочем, карцера у нас не было, запирали в пустой класс. Помаргивая добрыми глазами и подправляя без нужды седые усы, Николай Николаевич дарил каждому из гимназических деятелей не более двух-трёх слов. Однако, как на пожелтевшем дагерротипе, я увидел плоское лицо законоучителя отца Кюпара, с зачесанными назад, тоже плоскими, волосами, его быструю, деловую, не свойственную священническому сану походку, холодный взгляд».

Они вспоминали, какая форма была у гимназистов и гимназисток, какие выпускали в гимназии журналы, то вдруг заговорили о каком-то поцелуе. Больше рассказывал Н. Н. Колиберский. А В. А. Каверин иногда приговаривал: «Да что вы говорите? Как интересно!» Когда Н. Н. Колиберский бывал «в духе» (а так бывало почти всегда), он рассказывал, что в «Памятных книжках Псковской губернии» за 1893-1913 годы есть 23 носителя его редкой фамилии. Среди них 10 священников, диаконов, псаломщиков, 10 учителей церковноприходских земских школ. Дед и прадед Николая Николаевича были священниками. Коля Колиберский учился в церковноприходской школе, где Закон Божий преподавал его отец. Мальчику наняли репетитора. Когда переехали в Псков, отец начал служить в церкви для арестантов каторжной тюрьмы, а затем законоучителем в Мариинской гимназии. Успехи сына далеко не радовали, два года он провёл в третьем классе, а в седьмом имел неудовлетворительные оценки по латыни, алгебре, тригонометрии, физике, по поведению – «четыре». Затем почти целый год Коля Колиберский серьёзно болел. Лишь много позже он выровнялся, стал хорошо учиться, окреп телом и душой. Он с детства что-то преодолевал в себе, совершенствовался, добивался результатов, учился у окружающих. Интересны его воспоминания о школе, учителях и соучениках. Вот что он пишет: «В нынешнюю первую школу Пскова, тогдашнюю городскую гимназию, я поступил в десять лет. Расстался я с этой школой в семьдесят восемь. За долгие годы своей педагогической работы я преподавал во многих учебных заведениях. Но два последних десятилетия, до выхода на пенсию, отдал школе, в которой учился сам. О псковской городской гимназии у меня сохранилось немало воспоминаний. Я искренне рад возможности рассказать о некоторых из её учителей. Если бы установить на здании 1-й псковской школы мемориальную доску с фамилиями прославивших её учеников, то список бы начался с Фердинанда Петровича Врангеля, знаменитого исследователя побережья Сибири, именем которого назван один из северных наших островов. Только в одно время со мной в нашей гимназии учились Л.М. Поземский, ставший организатором псковского комсомола, писатель Юрий Тынянов, автор таблиц логарифмов В. Брадис, с которым я поддерживал связь до самых последних его дней. Псковскую гимназию окончил писатель Вениамин Каверин. Повествуя о своей юности, он посвятил ей немало теплых страниц. И если справедлива истина, что учитель раскрывается в своих питомцах, то, думается, приведённый мной список подтверждает её. Мои школьные годы совпали с периодом реакции в России. Во главе министерства народного образования стояли тогда такие мрачные фигуры, как Кассо и Шварц. Но и в это тяжёлое время наши гимназические педагоги в своём большинстве сохраняли честь и достоинство, оставались порядочными людьми. В казённой атмосфере, усиленно насаждавшейся сверху, они умели сберечь живое человеческое чувство, неподдельную любовь к детям, свежую, независимую мысль. Мои учителя вызывали во мне стремление следовать их примеру.

…Из словесников нашей гимназии мне особенно хотелось бы вспомнить двоих: Анатолия Юлиановича Купалова и Владимира Ивановича Попова. Чем старше я становился, тем больше меня поражала в них громадная эрудиция, широкая образованность, знание не только своего предмета, но и смежных наук. Оба простые в обращении, общительные, учебный материал они преподносили чрезвычайно эмоционально. Уроки наших словесников были для нас праздниками, мы ждали их. Вводя нас в мир русской классики, они старались параллельно знакомить нас с произведениями иностранной литературы, всё было направлено к тому, чтобы расширить кругозор, заинтересовать, побудить желание читать и думать. Предметник органически сочетался в наших словесниках с воспитателем. Им было присуще ясное понимание, что та тенденция, которую вносит учитель в свои объяснения и толкования, не должна быть оголённой, лобовой. И, внушая нам высокие истины, они умели тонко воздействовать на нас.

koliberskiy_fotoМанеры, внешний вид гармонировали у них с нравственным обликом. И в этом тоже был залог их большого влияния на учеников. Они никогда не позволяли себе окрика, грубого слова, насмешки, как не позволяли себе прийти в школу с оторванной пуговицей или в нечищеных сапогах. Их костюмы были выутюжены, волосы гладко причёсаны. Им хотелось подражать…

…Наши наставники не навязывали нам своих суждений, а умели воздействовать на нас без нажима. И теперь мне, видимо, стоит остановиться на том, какие это приносило плоды. Известно, скажем, сколь важно при изучении творчества писателя заинтересовать учеников его личностью, помочь им увидеть в нём не классика, а человека. Ведь чем лучше мы понимаем духовный мир художника, его жизнь, тем глубже постигаем и его произведения. И если с гимназических лет ощутили мы корифеев родной литературы как живых людей, прониклись их помыслами и чувствами, то так произошло потому, что учителя говорили с нами о них без всякой слащавости, без ложного пафоса и пышных фраз. Нашим словесникам были одинаково чужды как казённый энтузиазм, так и то недоверие к способности учеников самим сделать выводы из услышанного…

…Учителю выпадает высокая честь первым или одним из первых заговорить с учеником о многих вопросах и понятиях, с осмыслением которых складывается человек. Быть может, нравственная и профессиональная культура педагога в значительной степени и измеряется тем, насколько подготовлен он к этому.

…Мастерство преподавания не только в умении передавать знания. Преподавание – это и наука убеждать. Пример таких учителей, как Купалов и Попов, впервые показал мне это. Став педагогом, я старался придерживаться многих их принципов. Мне всегда казалось, что педагогика должна убеждать, как искусство, – чем-то большим, чем открытая назидательность и дидактика. Хороший учитель живёт в самых различных своих питомцах. В учениках, идущих следом, он должен проявляться вдвойне. 55 лет отдал я школе. Мне отрадно сознавать, что в своей работе я продолжал традиции любимых учителей…».

Могу засвидетельствовать: Николай Николаевич в чём-то проявился и во мне, что-то передал, как эстафету, а главное, своим примером убедил, каким должен быть подлинный русский интеллигент.

Анализирует мой урок о поэзии В. Маяковского:

«А прямо скажу: хорошо, славно вышло всё у вас, голубчик. Мне, а главное ребятам, очень понравилось. У вас будут хорошие уроки, у вас есть душа, но и характер, вы не равнодушный начётчик. Ученики это чувствуют и открываются вам навстречу. Но где же, мой дорогой, ваши паузы? Ай, как они нужны! Остановиться, дух перевести, взглянуть на ребят, как они воспринимают. А гвоздики? Надо возвращаться (и не раз) к основным мыслям и забивать их, как гвоздики, ребятушкам в головушки. А в конце итог: так и так, что же мы имеем, к чему пришли? А как же? А жесты? А мимика? Попробуйте у зеркальца.
Надо репетировать. Де Голль тщательно тренировался. Надо слушателя завоевать, заворожить, убедить. Мы с вами – словесники. Наш главный и очень сильный инструмент – слово. Помните, как у Вадима Шефнера:

Много слов на земле. Есть дневные слова,
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и тайным стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить…

И правда, голубчик мой, правда. А стихи надо читать обязательно наизусть. А как же? Пример ученикам. Учитель задаёт им стихи выучивать на память, а сам? Ничего-ничего, это всё поправимо, у вас отменно пойдёт, вот увидите…».

Правда, бережный, уважительно добрый анализ? Как после такой беседы хотелось всего этого добиться и заслужить его похвалу!

28 января 1997 года Николаю Николаевичу исполнилось бы 100 лет Думается, эта дата прошла незаслуженно незамеченной нашей общественностью. Многие члены семьи Колиберских были хорошими учителями в Пскове, их знали и любили в своё время ученики и их родители. С Сашей Колиберским я учился в пединституте, с Татьяной – в другом вузе, Игоря знал как отлично¬го преподавателя строительного техникума. Вспомнив многих своих учителей, я вижу Веру Алексеевну Митицину, Юрия Григорьевича Шарова, Валентина Ивановича Войченко, Фриду Самуиловну Марат, Марию Иосифовну Лейбович, Альберта Петровича Ловина, Михаила Николаевича Максимовского, Алису Ивановну Голышеву, Евгения Александровича Маймина. Много! У них я учился, брал с них пример, подражал. Теперь моя очередь кому-то передать то, что взял от этих и многих других замечательных людей, добавив каплю из своей души и сердца. Где и когда это произойдёт? В театре, в студенческой аудитории, просто в общении с людьми? А может, это уже давно происходит?

Отсроченная премьера книги Ирины Потаповой

30 августа
в Центральной городской библиотеке
(ул. Конная, дом 6)
состоится премьера книги стихов «Жажда моя».

Ее автором является псковская журналистка Ирина Потапова, редактор издания «Комсомольская правда-Псков».
— Иногда кажется, что рифмование слов – это всего лишь занятие для мозга, который необходимо встряхнуть после громадного потока разнообразной информации. И ты едешь куда-то в командировку, смотришь на окружающий тебя пейзаж, и понимаешь, что «стихоплетение» хотя бы немного отодвинет тот момент, когда все происходящее будет напоминать взрыв – все куда-то побегут, что-то попутно будут выкрикивать, кого-то потребуют привести, кому-то позвонят, а ты должен будешь оставаться хладнокровным и здравомыслящим, — говорит автор о своем творчестве. – Ведь ты тот человек, который обо всем увиденном расскажет остальным. Чтобы не думать об этом хаосе, именуемом работой журналиста, начинаешь складывать строчку за строчкой, да так, чтобы никто из коллег не догадался о твоем мыслительном процессе. Не то подумают, чего доброго, что ты свихнулась от обилия информационным поводов.
Книга «Жажда моя» вышла в Пскове в 2012 году, но еще не была представлена читателям. А потому библиотека приглашает всех желающих познакомиться с автором и его творчеством в небольшом кругу друзей.

Начало мероприятия – 18.00.


СПРАВКА
Ирина Потапова окончила Псковский государственный педагогический институт, Санкт-Петербургский государственный университет. Работала в СМИ Пскова: радио «Пилот», телекомпания «Телеком», газета «Стерх», Псковское агентство информации, Центр деловой информации.
Трудилась в Управлении по информационной политике и связям с общественностью Администрации Псковской области.
В настоящее время возглавляет издание «Комсомольская правда» и выходит в эфир радиостанции «Седьмое небо» в качестве ведущей программ. Преподает на отделении «Практическая журналистика» Псковского государственного университета.
Лауреат городских, областных и федеральных конкурсов для журналистов, обладатель премии Администрации Псковской области за серию программ на радио «Седьмое небо».

Информация предоставлена
администрацией центральной  библиотеки г. Пскова

Писатели Якутии на Псковщине

Якутия 223 августа в Пскове побывали молодые писатели из Якутии. Мы вспоминали нашу июньскую встречу в Якутске и, конечно же, осматривали святыни и древности Пскова, которые, уверен, впечатлили наших якутских друзей. Говорили о творческом взаимодействии и сотрудничестве. Думается, что расстояния и часовые пояса помехой им не станут. В заключении, на железнодорожном вокзале обменялись книгами. Ребята замечательные, талантливые, умные — с такими приятно и общаться, и дружить.
А в Якутии, как они сообщили, погода стоит тоже на удивление жаркая. Как-то там себя чувствует вечная мерзлота?

Якутия 1Якутия 3

Стихи лауреатов. Юлия Крылова

С-ПТретье место
в «Открытой номинации»
поэтического конкурса
«Словенское поле — 2015»

 ЮКрылова

Юлия Крылова
Санкт-Петербург — Тверь

 

* * *

Мальчики режутся в танчики, красных купают коней
и в белом белье убегают — умирать на войне,
играя в бессмертие, в эльфов и колдунов,
но никто с белоглазой встретиться не готов.

Солнце ласкает макушку маминою рукой,
букашки ползут по рубашке, и ползет над рекой
цвета твоей рубахи белое полотно
и расползается красным маленькое пятно.

* * *

И льется песня ржавою водою,
слова которой стоило б забыть,
но я пою и в этом водопое
бегу по волнам памяти в заплыв
по ванне белой, чей язык шершавый
мне гладит спину ласковей, чем ты,
и в зеркало в разводах этой ржави,
как в символ разводящейся четы,

смотрю я, вспоминая нашу речку,
что течь могла быстрей, чем наша речь,
и наши обручальные колечки
от камешков в ней расходились. Лечь
хотелось в лодку и смотреть на небо,
как месяц, подражая нам, в нем плыл.
А через год единственным ты не был,
а вот любимым ты, пожалуй, был.

Похрустывая яблоком зеленым,
я Евой не кажусь себе уже.
Плыву теперь в объятиях зевоты
над пропастью в водопроводной рже
и более всего боюсь я пробку
изъять из мира с бездною без дна,
где нет тех звезд и месяца, где робко
уходит из строки — вода… вода…

 

ПРОГУЛКА

А.Л.

в маленьком городе где каждая хата с краю
не любовь бесконечна ряды дощатых заборов
где раз в месяц проходит скорый
и никто его не замечает

где все тебя знают и каждый прохожий знакомый
где крик петуха звучит как песнь Соломона
где все ждут от соседа динь-дона
и поэтому вечно дома

где хранит тебя рухлядь иконки родные стены
с цветочками зла завядшими на обоях
подоконник на нем растенье
солнцем залитое и водою

где женщина лет за сорок с гусиной кожей
вспоминает по праздникам как она с ним летала
и зеркало каждое в чем-то схоже
с одной из картин Шагала

где в субботу скрипач на раскаленной крыше
Мендельсона играет и ест незрелые сливы
где я слава Богу себя не слышу
где себе я кажусь счастливой

Стихи лауреатов. Александр Петров

С-ПТретье место
в «Открытой номинации»
поэтического конкурса
«Словенское поле — 2015»

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Александр Петров
г. Псков

 

* * *

не спрашивай меня, как я живу
не говори о жизни и погоде,
я сам об этом многим говорю,
и даже попадаю в душу вроде.
не предлагай мне огненной воды,
я слишком очарован крепким чаем,
и слушая как ссорятся коты,
я обязательно о ком нибудь скучаю.
и ночь считаю лучшим из времен,
в моем сформировавшемся сознании.
мы как то очень правильно живем,
раскапывая крохи мироздания,
мне хочется так много рассказать,
раскатывая буквы на бумаге.
но если честно, хочется поспать
и погулять во сне по старой Праге

не спрашивай меня, как я живу….

*  *  *

Мы никогда не увидимся,
Никогда.
Ты помнишь,
Я грезил Витебском,
В те года.
Я бредил твоей Белой Русью,
Счастливый бред.
И знаю, что не вернусь я,
В тепло тех лет.
Охапки осенних листьев,
На берегу.
Их запах, их добрый шепот,
Я берегу.
На имя память скупая,
Как лунный свет.
Но никогда не растает,
Твой силуэт.
*  *  *

Утешайся, какими-нибудь непонятными текстами,
Проводя по седой голове ладошкой.
До боли знакомо мне это место,
В котором встретились мы, мой хороший.

Я в лица прохожих рассеяно всматриваюсь,
Осень, пасмурно, листья желтые.
Какая могла быть хорошая партия,
Мелькнуло среди осеннего золота.

Какие могли быть красивые дети,
Ну что ты хватит, все это в романах.
А солнце светит и листья светят
Звуча естественной фонограммой.

Какая могла быть.., ты снова бредишь.
Наверно осень такая пьяная
А помнишь театр, а помнишь свечи,
И звуки расстроенного фортепиано.

А помнишь мы…. Да конечно помню,
Но это в прошлом, да это было.
Все, друг мой помню, все, впрочем, кроме.
Скажи мне, я разве тебя любила?

Ты слишком много себе придумал,
Хотя, это свойственно для поэта.
Ты был восторженно счастлив, юн
И это было в начале лета.

Тогда все было небесно чисто
Меня пленяла твоя наивность
Но лето кончилось, очень быстро,
А небо грустно дождями лилось.

И каждый стал одинок по – своему
Усталость имеет свойство копиться.
Наверное, надо было бежать на море
Или хотя бы пойти напиться.

Все в нашей жизни не равномерно
Кому везет, а кому не очень.
И как же часто бывает скверно
Когда съезжаешь ты на обочину.

Ну вот сказали друг другу глупости,
Пора прощаться, опять на долго
Все наши чувства, как льдинки хрупкие,
А души плачут побитым волком.

Все это было глубокой осенью
И листья падали парашютами
В ногах остались печаль и колкости.
Размен тоскою и злыми шутками

 

Стихи лауреатов. Тамара Канивец

С-ПТретье место в номинации «Профи» поэтического конкурса «Словенское поле — 2015»

??????????

Тамара Канивец
г. Москва

 

В банке верба – завтра Пасха, длинно распуская тени,
с полумраком входит сказка, скрипнув, приоткрылись сени.

Откуда есть пошла…

Плавный вечер в перестуке; позолота за окном
в звуках меркнет. «Ту-ки-ту-ки» убаюкивают сном.
Да – не рядом, да – неблизко город-воин на крестах.
Ты, наверно, цедишь виски: «За проекты на местах!»,
но на дне усмотришь змея: шестиглавый испускает
«русский дух» и «нацидеи» – красных девок гад таскает
в край расшатанных устоев, в область иллюзорных выгод
(поглядишь дно пустое – он ползучим телом дрыгат).

А у них прицел в бойницах, с рубежей на запад вектор;
там не денежны «проекты», не купцам держать границы:
не сменяются «идеи» как сложились с давних пор,
их песчаник не ржавеет, как покоцанный топор.
Через яблочные дали – схимники да эти башни
грудью каменною встали в сердце поля, а не пашни.
От Владимировой бабки Ярославичей потомки
Папу клали на лопатки и громили орд обломки.

Здесь, где ты пока что не был,
солнца – пушкинская мета на картинах цвета неба.
За погостами, лесами,
где не ходят поезда, луговыми парусами
запестревшие стада, разыграли в дымке марей
древних кривичей сценарий.

От набегов крымчан до пещер «Богом зданных»
тайным ходом, что был для спасения званных,
три монаха пришли к Каменцу; у воды,
с неустанной молитвой влагая труды,
рыли церкву всечасно в пустыньке своей;
только кости честны’е дошли до людей.

А случилось так однажды – сын с отцом гоняли зверя;
от усталости, от жажды ль – тот к ручью и тут, не веря,
слышат ангельское пенье. Возопили: «Правый Боже! –
в страхе – ниц! и класть знаменья, – Попустил сие за что же?
Не узреши никого, слышим Ангела Твого!
Защити нас от напасти, Пощади Своею властью!».

На коленях за поклоном, сын с отцом кладут поклон:
не трубит на месте оном Глас, и безмятежен склон.
Всё, как прежде, на ладони – с этого холма,
лишь ручей овражки точит, да лягушками квакочет,
да вплетает воедино музыку псалма.

Ожерельем лебединым,
как наследием единым,
выи вытянув для крика,
по своей реке Великой
вертикалью лаконичной,
да под маковкой пшеничной,
с мощным кряжем для распора,
запечатав светом горы
и подземных рек тесьму,
часть вселенскую – осьму,
как и прежде моложаво,
в карауле молчаливом
храмы сказочной державы,
внемлют птицам боязливым
(что хвостатою ватагой громко хвастают отвагой
у ореховых кустов под пролётами мостов).

Раскидало нас по свету – кто любил и обманулся,
но опор твоих коснулся.
Дух захватывая, спета, отражённого массива
крутизна! Ах, раскрасива!

Еду вот, смотрю в окно;
перелески меж полями: всюду – то же, всё – одно.
В пригороде остановка. Из автобуса гурьбой
высыпаемся неловко, разминаемся ходьбой.
В храм заходим небогатый,
вечерь служат – «час девятый».
На икон прозрачный воздух нанесён лазурный свод,
лики добрых, лики грозных, боя новый поворот,
крестный ход, осада, рать… С парашютов умирать
шла сынов Шестая рота:
бытия иной виток, века нынешнего нота –
выдох глоток – слёз глоток.

В плаче стали все родные. Голосов – церковный хор
вьёт подзоры кружевные из окон в полдневный двор,
где волнистые туманы юной Ольги и Довмонта
ткут Россию Иоанна, уходя за горизонты.

Судный День был прежде важен. На него себя равнял,
кто с рожденья – русским слажен, кто во Храме шапку мял.
А теперь вокруг играют, правил нет, а кон идёт;
выигрыш свой пока не знают. Кто кого куда ведёт?

Суррогаты (от рогатых), заменители любви,
идентичные, в каратах, зазывают: «Поживи-и!
Без деньжонок дело худо, на день – жёнок волочи!»
Но затихли вопли блуда: бьют словенские ключи.
Холодны! – зубами клацать, льются чистым серебром,
в честь Апостолов – двенадцать, хоронятся, аки кром.
Знают их под именами, но потом сливаясь в гладь,
мимо мельницы – сынами обернутся в речку-мать.
Превращение – не диво; он, они, она – вода,
по-весеннему бурливо пропадает в никуда.
Всё смешав в подземных клетях, всё вобрав – из жизни в смерть,
заиграет снова в детях светлых бликов круговерть.
Подставляю ей ладони! На один короткий миг,
с детством встретившись на склоне, прорывается как крик!
Но под солнцем пассажиря от Рожденья – до Конечной,
брызги радуги транжирю, бестолковая, беспечно.

Притчи причта под зевоту, ананас, картье, канкан:
а на нас идёт охота – за приманками – капкан.
Стало слабости обидно. Из штанин – конец хвоста
бьёт копыто. Стыдно. Стыдно. Будто нет на мне креста.
Будто память изменила в родовой цепи звено.
Подниму что уронила, не отдам что мне дано.

Меж собой в раздумьях горних, хлопоча о наших душах,
бьются воинством изборних, бронники чужие руша,
Те, что в Ликах от Андрея, мироточа и темнея,
на мгновенье замерев под Крестом Честныя Древ,
золотятся. В ризах розы, у подножий – лилии.

Узы-шпоры – в бок занозы, шип – под сухожилия.

 

Стихи лауреатов. Ларина Федотова

С-ПТретье место в номинации «Профи» поэтического конкурса «Словенское поле — 2015»

Ларина Федотова

Ларина Федотова
г. Псков

 

ОТГОЛОСКИ

За свой родимый край молюсь,
Тихи молитвы и не броски.
Была, была Святая Русь,
Её остались отголоски.
Святая славилась вода
И прозорливы старцы были.
И в пустонь Оптину тогда
Все оптом грешники валили.
Нигде приметы не видны
Той жизни, что лишь былью стала
И на себя со стороны
Взглянуть бы нынче не мешало.
Иcкать где истину от бед
Лихого зла, что торжествует?
Для вразумленья старца нет,
Впустую честность негодует.
Как сердится, ворчит народ —
Доколе злу беситься с жиру?
И всё ж в сознании живет
Тоска по будущему миру.
Мы не забудем слова «Русь»,
Потомка нынешнего дерзость:
Назло врагам не распадусь,
А сохранюсь друзьям на верность

РУССКИЙ МИР

Чтоб лихой беде не повториться,
В чём блюсти свой жизненный устав?
Русский мир уехал за границу,
Зарубежною Россией став.
В ней способностей хватало и талантов!
До сих пор глядится, как живой,
Русский мир военных эмигрантов
Со страниц журнала «Часовой».
Все галлиполийцами вдруг стали,
Здесь и Туроверов — их поэт.
Он — казак, его хоругви пали,
О грядущем предсказаний нет.
Пишет — «Уходили мы из Крыма»,
Но не отразит щемящий стих
Цели победившего режима.
Что же будет с Родиною их?
Там остались близкие, родные,
Брошенные русские края.
Здесь они одни, кругом — чужие,
Только Армий, как быль, своя.
Нет, они пощады не просили,
И для них, для нас всегда одна
Кем-то разделенная Россия,
Наша бело-красная страна.

ЕСЛИ Б НЕ ВОЙНА…

Поутру взорвалась тишина,
Всполохами небо поджигая.
Если б не проклятая война,
Жизнь моя была б совсем другая.
Детству надо с радостью лишь жить,
Детские прощая выкрутасы.
Тяжко оккупированной быть,
И съестные кончились припасы.
Аппетиту незачем расти,
Он в землянке жадный в самом деле.
Сможет мама что-то принести.
Если фрицы всех курей поели?
Корочку бы хлебную достать,
Да с водичкой, корки очень сухи.
Вот и крысы вылезли опять.
Хоть меня не съели б с голодухи.
Что же делать, чья это вина
И беда от края и до края?
Если б не проклятая война,
И в стране бы жизнь была другая.

 

Стихи лауреатов. Вера Суханова

С-ПВторое место в номинации «Профи» поэтического конкурса «Словенское поле — 2015»

ВСуханова

Вера Суханова
г. Смоленск

 

РУКОТВОРНЫЙ ВЕЗУВИЙ

«В чудную августовскую ночь Смоленск представлял французам зрелище, подобное тому, которое представлялось глазам жителей Неаполя во время извержения Везувия».
Из дневника Наполеона, август 1812 г.

Август-зарничник в тот год накануне беды
Мёд золотой разливал в крутобокие тёплые крынки,
И в три погибели гнулись под тяжестью яблок сады,
А на припёке блестели уже паутинки.

Только повадились чёрные птицы в сады залетать,
Хлопали крылья, от гомона, клёкота, грая не стало покою,
Слышно, выходит на берег днепровский опять
Белый, как смерть, огнедышащий конь к водопою.

Яблочный Спас по садам не успеет отведать плодов,
Градом железным побьёт и деревья, и Божии храмы.
О, терпеливая вечная родина вдов,
Не возводи городов под чужие казармы!

По-над пожарищем стелется приторный дух
Яблок обугленных, спёкшихся на искорёженных ветках.
Сморщилась кожица, будто на личиках дряхлых старух,
Древние стены — в кровавых потёках, ожогах и метках.

Долго ль платить нам столь горькой и страшной ценой
За неуёмную спесь иноземных безумий,
Чтоб честолюбец заезжий опять любовался собой,
Гордый за маленький, свой, рукотворный Везувий!..

 

МЕРКУРИЙ СМОЛЕНСКИЙ

По низинам дымы смолокурен,
Храм столетний, глухие места.
Здесь и вырос преславный Меркурий,
Светлый воин Петровского ста*.

Вот полки злочестивого хана
Надвигаются, словно гроза,
И слаба городская охрана,
И у страха большие глаза.

Но выходит с врагами сразиться
Воин, как и пристало ему:
Раскалённого солнца зеница
Разрывает татарскую тьму.

Пресвятая, великая Мати,
На исходе нелёгкого дня
Не разнимут вовеки объятий
Вперемежку враги и друзья!

Тех, кто в мире на подвиг родился,
От забвенья и тленья спаси.
Долг исполнен, твой жребий свершился,
О, Меркурий, заступник Руси!

Солнце клонит на запад устало,
От росы поседела трава,
И в траву спелым колосом пала
Удалая его голова.

Но с тех пор, — из далёких просторов
Подобрав его шлем золотой, —
Светлый месяц обходит дозором
Град Смоленск, как дружинник простой.

— — — — — — — — — —
*Смоленск в древности делился на «концы» и «сотни».

 

ЧУДО ГЕОРГИЯ

Георгий вырос прям и строен.
Но мир ему был не под стать.
От века мир неладно скроен
И надо многое менять.

Пылал огонь на косогоре.
Кумир кровавой требы ждал,
А лютый страх деревни зорил
И род на род войной вставал.

Георгий шел по гарям смрадным,
Где только — остовы домов.
Глазело пламя кровожадно
Из мирных отчих очагов.

И должен был сыскаться кто-то,
Чтоб исчерпать себя до дна,
Кому нажива – не забота,
Кому живот свой – не цена.

Притихли океан и суша
И мрак окутал небосклон,
Когда за человечью душу
Сразились Всадник и Дракон.

Воды и пламени объятья,
Где свет неотделим от тьмы,
А полымя от водосвятья
Неопалимой купины.

Не завершился бой вселенский.
С тех пор в любом краю земли, —
И на Балканах, и в Смоленске, —
Идут незримые бои.

И да пребудет веры сила
Неколебима и крепка,
Чтоб зло без устали разила
Победоносная рука!

Стихи лауреатов. Ольга Королева

С-ПВторое место
в «Открытой номинации»
поэтического конкурса
«Словенское поле — 2015»

ОКоролева

Ольга Королева
г. Санкт-Петербург

 

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. РУСЬ. ПЕРЕД ВЕСНОЙ

На западе видны сквозь сучья
Воспламененья зимних зарев.
Как вол на пашне – вязнет в тучах
Соборный колокол, ударив.

Под крепостью, как под пятою,
Высокий мыс лежит покорно.
За городищенской стеною
Парит в речной долине ворон.

Соединяющая земли,
Река заснула под снегами.
Во льду ладьи и лодки дремлют,
Канаты брошены за камни.

Вселяют скрытую тревогу
Недолговечные победы.
За лесом, около истока,
Отстраивают крепость шведы.

 

ЮРЬЕВ МОНАСТЫРЬ В НОВГОРОДЕ

Пахотное поле приозерья.
Поймы заболоченный пустырь.
Древние угодья земледелья
Главами венчает монастырь.

Сквозь побелку стен сырого храма
Швы видны и кладка кирпича –
Будто от войны со шведом рана
Кровоточит, так же горяча.

Поздно возвращается с рыбалки,
Скрывшись за воротами, монах.
Жжет свечу в келейном полумраке –
И светлей прохожему впотьмах.

Средь полей, болот и редких елок,
Где века рекою утекли –
Времени минувшего осколок
Парусом белеет на мели.

МОНАСТЫРЬ НА ЗАПАДЕ РОССИИ

В утреннем тумане крики чаек,
Северной реки неспешный ход.
Храм неподалеку от причала.
Слышен скрип открывшихся ворот.

В пойму, к месту древнего дозора,
Иноки идут ловить угря.
Там была прикрыта с Ильмень-моря
Белая стена монастыря.

Как хотелось шведу и поляку
Силой взять речной торговый путь!
Скромному отшельнику – монаху
Было от набегов не вздохнуть.

Правнукам о тяжких днях осады
Скупо летописная строка
Только и вещает: ради правды
Ноша непосильная легка.

 

Международный писательский форум «Литературная Евразия»

3-4 сентября 2015 года в городе Москве Литературный институт имени А.М.Горького при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и НП «Российский Книжный Союз» организует Международный писательский форум «Литературная Евразия».

Форум проходит в рамках Года литературы и приурочен к 70-летию Великой Победы. Это значительное для всех нас мероприятие проводится с целью формирования исторически правдивого подхода к событиям великой войны, поиска и установления путей взаимосвязей и взаимовлияний национальных литератур в XX – начале XXI веков, расширения знаний о выдающихся произведениях русской и мировой литературы, современном литературном процессе, в особенности той его части, которая посвящена осмыслению и воплощению в искусстве исторических событий Второй Мировой войны, значению победы над нацизмом.

В рамках Форума предполагается проведение научно-практической конференции «Война и мир в литературе» (посвященной 70-летию Великой Победы) и круглых столов «Писатель и война: диалог поколений», «Вторая мировая война: мифы и реальность», «Проблема сохранения национального и исторического колорита подлинника».

К участию в конференции и круглых столах приглашаются писатели, переводчики художественной литературы, литературные критики, литературоведы, политические и общественные деятели, историки, заслуженные деятели науки и культуры из различных регионов России, стран СНГ и ШОС. Рабочие языки Форума: русский, английский.

Приглашаем Вас принять участие в работе Форума.

Заявку на участие просим выслать по электронной почте forum@litinstitut.ru. Заявка должна содержать: ФИО участника, контакты для обратной связи.

Приглашения рассылаются на основании заявок.

Оргкомитет.

Стихи лауреатов. Наталья Иванова

С-ППервое место
в «Открытой номинации»
поэтического конкурса
«Словенское поле — 2015»

НИванова

Наталья Иванова
г. Москва

*   *   *

Тучное небо над старым железным вокзалом.
Локомотивы – как будто двуглавые птицы.
Дизельным маслом натёрты полозья и спицы –
Легче скользится из кузни в литейную залу.
Птицы в ремонте. Их перья – в почистке, в починке.
Ставят колёса, меняют цилиндры, каретки.
Есть, говорят, к океанам железные ветки.
Значит, пора снаряжаться по южным тропинкам.
Значит, не время сидеть у окна над котельной:
Семь стеллажей и сливовое дерево в кадке.
Стулья без спинок – они не боятся усадки.
Есть, говорят, к океанам фургон карусельный.
Есть, говорят, к океанам канатные рельсы.
Кран мостовой не под крышей скользит, а под тучей.
Есть, говорят, магистрали – железней и круче,
Там, где беззвучно стучат перелётные рейсы.

*  *  *

Для будущих ёлок в Немеции вам – Жар-Птица!
Мгновенье, и санки привязаны к колеснице.
И поезд заснеженный – узкой, широкой колейкой…
«Я буду писать».
……………………….. «Я не буду».
Поди одолей-ка
Ту силу холодную – дунет на окна узорно,
И вот вам ледовый дворец, и – прощайте, покорно!
И двери в морозных наклейках: снежинки, снежинки.
О, табель о рангах! О, вечность! Не хватит слезинки,
Чтоб вымыть осколок и сердце смягчить и оттаять.
Поэтому – жаркая птица. И жгучая стая
За санками мчится и перья роняет по следу…
«Я буду писать».
……………………….. «Я не буду».
Я тоже уеду.

 

* * *

Мне кажется, если к тебе прикоснуться словами –
Господь поразит язык.
Метель, а в корзине – младенец;
Барашки, солома.
Я только в гостях, но когда-нибудь буду как дома.
На ёлках звенят колокольца… Когда-нибудь встану впритык
К воротам, к просящим – в заснеженных шалях-тулупах.
Монетки-ладошки… За каждую: «Дай-то вам Бог…»
Канатом в иголку паломники разных эпох
До самой Канавки проходят и щедро, и скупо.
Сосед мой безногий на ящике стелет ковры:
В них – ладан, и масло, и мёд, и товары младенцам.
Идёшь на Голгофу – протянут тебе полотенце,
Идёшь в Вифлеем – обозначат звезду и дары.
И будем как дети, как сёстры, сухарики печь.
Пшеничные, квасные – ставить в чугунные ниши.
Морозная пряжа… Волшебные палочки свеч…
И бисер снежинок – под ноги… под крылья… под крыши…