Длинные списки заочных конкурсов фестиаваля «Словенское поле — 2020»

В оргкомитет литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» поступило 98 заявок на участие в заочных конкурсах фестиваля исторической поэзии «Словенское поле — 2020». К участию в конкурсах принято 80 заявок. Приём заявок на участие в заочных конкурсах завершён.

В соответствии с положением о конкурсах публикуем длинные списки их участников.

Заочный конкурс исторической поэзии «Словенское поле — 2020»

Открытая номинация

  1. Владимир Алексеев, Псковская область, г. Псков
  2. Станислав Алёшин, г. Санкт-Петербург
  3. Вадим Андрейченко, Новосибирская область, г. Новосибирск
  4. Анатолий Арестов, Алтайский край, г. Рубцовск
  5. Нина Волченкова, Брянская область, п. Свень
  6. Светлана Груздева, Ярославская область, Некоузский район, п. Борок
  7. Владимир Гуляев, Алтайский край. г. Барнаул
  8. Ирина Демьянова, Татарстан г. Елабуга
  9. Екатерина Евстигнеева, Нижегородская область, г. Городец
  10. Тамара Ковалёва, Республика Беларусь, г. Новополоцк
  11. Алла Кречмер, Израиль, г. Нетания
  12. Елена Лучнёва, Тверская область, г. Тверь
  13. Ирина Морозкина, Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик
  14. Александр Назаров, г. Санкт-Петербург
  15. Юлия Носова, г. Санкт-Петербург
  16. Евгений Прудченко, Казахстан, г. Алматы
  17. Станислав Романов, Мурманская область, г. Мурманск
  18. Никита Рыжих, Украина, г. Новая Каховка
  19. Оксана Соснина, Удмуртская республика, г. Можга
  20. Николай Хрипков, Новосибирская область, Карасукский район, с. Калиновка
  21. Сергей Чуриков, Оренбургская область, г. Оренбург

Номинация «Профи»

  1. Анатолий Балицкий, Вологодская область, г. Сокол
  2. Михаил Бондарев, Калужская область, Калуга
  3. Никита Брагин, г. Москва
  4. Елена Букурова, Краснодарский край, станица Староминская
  5. Павел Волынский, г. Москва
  6. Юлия Гордеева, г. Санкт-Петербург
  7. Вера Грибникова, Тверская область, г. Тверь
  8. Алла Даниленко, Республика Беларусь, г. Брест
  9. Наталья Ефремова, Ярославская область, г. Ярославль
  10. Виктория Каланчина, Алтайский край, г. Рубцовск
  11. Валентина Коростелева, Московская область, г. Балашиха
  12. Василий Краснов, Тамбовская область, г. Жердевка
  13. Лариса Назарова, Московская область, г. Одинцово
  14. Мария Парамонова, Смоленск-Тверь
  15. Александр Рубис, Брянская область, г. Погар
  16. Анастасия Самофралийская, Смоленская область, г. Смоленск
  17. Наталья Смехачёва, Тверская область, г. Торжок
  18. Марианна Соломко, г. Санкт-Петербург
  19. Игорь Сычев, Псковская область, г. Псков
  20. Елена Филиппова, г. Санкт-Петербург
  21. Татьяна Халаева, г. Севастополь
  22. Александр Чжоу, г. Москва
  23. Светлана Щекотова, Самарская область, г. Тольятти

 Номинация «Словенские ключи»

  1. Нина Афанасьева, Новгородская область, Боровичский р-н, п.Удино
  2. Анна Гордеева, Московская область, г. Химки
  3. Екатерина Мотыженкова, Оренбургская область, г. Оренбург
  4. Ксения Мотыженкова, Оренбургская область, г. Оренбург
  5. Павел Павлов, Тверская область, г. Тверь
  6. Елизавета Сергеева, Удмуртская республика, г. Можга
  7. Константин Товескин, Омская область, г. Омск
  8. Михаил Толстиков, Красноярский край, г. Канск
  9. Мария Цвенёва, Тверская область, г. Тверь
  10. Виктория Черкасова, Башкортостан, г. Кумертау

Поэтический конкурс «Свет обители»,
посвящённый 110-летию со дня рождения

старца Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

  1. Владимир Алексеев, Псковская область, г. Псков
  2. Станислав Алёшин, г. Санкт-Петербург
  3. Вадим Андрейченко, Новосибирская область, г. Новосибирск
  4. Анатолий Балицкий, Вологодская область, г. Сокол
  5. Валентина Бобко-Алешкевич, Республика Беларусь, Минская область, д. Радково
  6. Никита Брагин, г. Москва
  7. Елена Букурова, Краснодарский край, ст. Староминская
  8. Митя Бунин, Московская область, г. Мытищи
  9. Федор Бусел, Республика Беларусь, г. Гомель
  10. Нина Гаврикова, Вологодская область, г. Сокол
  11. Глория, Краснодарский край г. Краснодар
  12. Юлия Гордеева, г. Санкт-Петербург
  13. Вера Грибникова, Тверская область, г. Тверь
  14. Алла Даниленко, Республика Беларусь, г. Брест
  15. Анна Зенцова, г. г. Санкт-Петербург
  16. Виктория Каланчина, Алтайский край, г. Рубцовск
  17. Василиса Кирюшкина, г. Санкт-Петербург
  18. Тамара Ковалёва, Республика Беларусь, г. Новополоцк
  19. Василий Краснов, Тамбовская область, г. Жердевка
  20. Алла Кречмер, Израиль, г. Нетания
  21. Дмитрий Лагошин, Воронежская область, г. Воронеж
  22. Лидия Лазоренко, Крым, г. Керчь
  23. Татьяна Лашук, Республика Беларусь, г. Гродно
  24. Елена Лучнёва, Тверская область, г. Тверь
  25. Ксения Мотыженкова, Оренбургская область, г. Оренбург
  26. Александр Назаров, г. Санкт-Петербург
  27. Лариса Назарова, Московская область, г. Одинцово
  28. Мария Парамонова, Смоленск-Тверь
  29. Галина Пехурова, Псковская область, г.Невель
  30. Михаил Полевиков, Новгородская область, г. Боровичи
  31. Светлана Полежаева, Челябинская область, г. Копейск
  32. Евгений Прудченко, Казахстан, г. Алматы
  33. Надежда Регентова, г. Санкт-Петербург
  34. Снежана Родионова, Псковская область, г. Псков
  35. Елена Самкова, Московская область, г.Ногинск
  36. Александр Себежанин, Псковская область, г. Псков
  37. Геннадий Синицкий, Псковская область, г. Невель
  38. Марианна Соломко, г. Санкт-Петербург
  39. Анатолий Сорокин, Московская область, п. Щелково
  40. Оксана Соснина, Удмуртская республика, г. Можга
  41. Галина Стручалина, Белгородская область, г. Белгород
  42. Анастасия Уткина, Курганская область, г. Курган
  43. Елена Филиппова, г. Санкт-Петербург
  44. Татьяна Халаева, г. Севастополь
  45. Николай Хрипков, Новосибирская область, Карасукский район, с. Калиновка
  46. Виктория Черкасова, Башкортостан, г. Кумертау
  47. Александр Чжоу, г. Москва
  48. Светлана Чугина, Московская область, г. Дмитров
  49. Наталья Шабло, Московская область, г. Химки
  50. Лидия Шишко, Республика Беларусь, г. Витебск
  51. Галина Шубникова, Кировская область, г. Советск
  52. Светлана Щекотова, Самарская область, г. Тольятти
  53. Марина Щенятская, Белгородская область, г. Белгород

Сегодня отмечает свое 60-летие поэт Игорь Гуревич

Сегодня юбилей у нашего коллеги,
друга Игоря Гуревича!

https://scontent.fhel4-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/s960x960/116710671_3483000198400801_8021710055883094547_o.jpg?_nc_cat=109&_nc_sid=ca434c&_nc_ohc=N3XBqxCe2HgAX8-agj9&_nc_ht=scontent.fhel4-1.fna&_nc_tp=7&oh=e523adf4e15826347a20f819122789ba&oe=5F48557BЕму шестьдесят!

С одной стороны – это время мудрости, глубоких оценок и точных выводов, но с другой – все еще телесной крепости и душевной молодости. Такое сочетание энергий, органичное соединение прошлого, настоящего и будущего рождает высокий полет пера и особый философский взгляд на бытие:

Остановись, мгновенье! Не спеши.
Дай тишиной покоя насладиться,
ведь только так расслышу зов души
и голос трав, и шорох той страницы,
которую напишет обо мне
когда-нибудь неведомый потомок…

Расслышь зов души, дорогой Игорь и одари услышанным (без сомнения, прекрасным!) своих читателей, своих друзей!  Мы в тебя верим!

Бодрости тебе, вдохновения, благополучия на многая и благая лета!

Председатель правления
регионального отделения Союза писателей России
Игорь Смолькин

Бессмертный полк русской поэзии. Анатолий Шулаев

***
Чтобы злого душу ранил,
В ней откликнулся, как эхо,
Чтобы в жизненном буране
Хоть одну поставил веху.
Анатолий Шулаев

Анатолий Ильич Шулаев, родившийся в 1925 году, принадлежал к тому поколению, которое, не окончив десятый класс, прямо со школьной скамьи шагнуло на фронт. Он родился в городе Мураши Кировской области в семье служащих.
Призван в Красную Армию Мурашинским РВК в январе 1943 года. Окончил школу младших командиров 50-го запасного гаубичного артполка.
Служил командиром отделения 91-й батареи, принимал участие в советско-японской войне. Уволен в запас в 1950 году в звании младший лейтенант.
После демобилизации Шулаев работал в Великолукском паровозном депо, одновременно учился в школе рабочей молодёжи. В 1956 году после окончания факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 28 лет работал в Великих Луках в областной газете «Великолукская правда» (в 1957 году Великолукская область была упразднена и газета стала городской). Был литературным сотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарём, заместителем редактора. Пропагандировал творчество писателей Вильяма Козлова, Ивана Васильева, Семёна Гейченко, помогал литераторам Энверу Жемлиханову и Николаю Новикову.
Член Союза журналистов, Шулаев работал деканом факультета журналистики Великолукского университета марксизма-ленинизма.
Автор очерков, стихотворений, песен. Его песня «Дарю тебе город» стала гимном Великих Лук. В соавторстве с Л.М. Рудым создал театральный спектакль «Весёлый экзамен».
http://i41.fastpic.ru/big/2012/0713/f5/81567bae2c99e58f08b30520c59806f5.jpgВ 1996 году вышла в свет книга его стихов «Время проходит». Автор исторических публикаций о событиях Великой Отечественной войны в Великих Луках: подвиге пяти танкистов в Великолукской крепости, налёте советских разведчиков на штаб немецкого коменданта Великих Лук фон Засса в период немецко-фашистской оккупации города.
Анатолий Шулаев печатался в областных, центральных газетах и журналах, литературных и исторических сборниках «Искристые росы», «Псковские богатыри», «Великие Луки. 800 лет» и других.
Награждён орденом Отечественной войны 2 степени (11.03.1985), медалями «За победу над Японией» (31.09.1945), Жукова (19.02.1996), «Ветеран труда» (11.01.1984), бронзовой медалью ВДНХ СССР (13.12.1983), знаком «Отличник печати».
«Стихи А.И. Шулаева, как и сам автор, что называется, «не лезут на глаза». Здесь нет развернутых метафор, неожиданных сравнений, но все сказано автором тепло, на доверительной интонации…», — писали в предисловии к книге стихов Анатолия Шулаева «Время проходит» Николай Новиков и Энвер Жемлиханов. И еще – они же: «Стихи Шулаева Анатолия Ильича – это, прежде всего, стихи солдата Великой Отечественной войны»…

…Речка-реченька Ловать,
Ты скована льдами,
В берегах твоих
Норы врага – блиндажи…
Здравствуй, город,
Ты умер? Неправда! Лишь замер.
Мы пришли, мы вернулись,
Ты нас поддержи!…

Умер поэт Александр Рябихин

Правление Псковского регионального отделения Союза писателей России с прискорбием сообщает,
что 23 июля 2020 года на семьдесят втором году жизни
скончался член Союза писателей России
Александр Алексеевич Рябихин

Александр Алексеевич родился 23 августа 1948 года в селе Нагорное Ряжского района Рязанской области. С семи лет приобщился к тяжелому сельскому труду: помогал колхозу на покосе убирать сено, возил на бричке намолоченное зерно от комбайна к риге и разгружал деревянной лопатой, которая была больше его роста.
Очень рано увлёкся поэзией, любовь к ней привил отец. Будучи учеником первого класса начал пробовать писать стихи.
Служил в Советской армии. После увольнения из армии жил в городе воинской славы Великие Луки. Работал на ЗАО «ЗЭТО» начальником караула, затем начальником электротранспортного участка.
Печатался в альманахах и сборниках «Автомат и гитара», «Великолукская земля», «Фестиваль Поэзии-97», «Литературные Великие Луки», «Нам свыше Родина дана», «Ничего душе не надо, кроме Родины и неба» конкурса имени И. Н. Григорьева, журнале «Великолукский вестник» и многих других.
В содружестве с композиторами писал песни. Стал автором текста гимна Великолукского района.
Издал пять поэтических сборников «Глухариные зори», «Вкус полыни», «Эхо нашей судьбы», «Когда падают звёзды», «Напишу на снегу».

От имени псковских писателей выражаем соболезнование родным и близким покойного! Пусть земля будет ему пухом! Вечная память!

Прощание с покойным состоятся 26 июля в 11:00
в Вознесенском соборе города Великие Луки

 

Председатель правления
регионального отделения Союза писателей России
Игорь Смолькин

 

Бессмертный полк русской поэзии. Игорь Григорьев

***
Горемаятная родина,
Горемаятные мы:
На пустых холмах — болотина,
На болотине — холмы.

Или вера сгнила начисто?
Или верится до дна?..
Даже пляшется, как плачется:
Плач — под пляску, мать родна!

Да когда же нам напляшется
Во пиру судьбы-тюрьмы?
Неужели не отважиться,
Встав, напомнить: кто есть мы!
                                           (Игорь Григорьев)

Игорь Григорьев – это личность в истории псковской словесности, можно сказать, легендарная. Русский поэт и переводчик, создатель и первый председатель Псковского отделения Союза писателей, человек, уважаемый и любимый людьми. О его милосердном и добром сердце в Пскове знают не понаслышке, а его поэтический талант известен всей России.
«Все его мысли были об Отчизне, о России, о святой Руси. Он умел жить по-Божьи, любить всем сердцем, отдавать себя без остатка.
Его поэзия — настоящая поэзия. Вечная»
, – пишет о нем кандидат психологических наук, прозаик, поэт, публицист Наталья Советная.
Родился будущий поэт в деревне Ситовичи Порховского района, Псковской области, 17 августа 1923 года, о чем написал в своей автобиографии «Все перемелется»: «Я родился 17 августа 1923 года на хуторе близ деревушки Ситовичи Порховского района Псковской области. От Ситовичей теперь осталась всего-навсего вековая липа, посаженная моим предком Григорием…». Но живет малая Родина в его стихах и по сей день:
Моё родимое селенье,
Тебя уж нет,
Да всё ты есть, –
Волненье, тяга, повеленье,
Моей души беда и честь.
(«Ситовичи»)

Отец Игоря Григорьева – Николай Григорьевич – полный Георгиевский кавалер Первой мировой войны, которую начал унтер-офицером, а закончил командиром полка сапёров, был участником Брусиловского прорыва, любимцем генерала. А ещё он был крестьянским поэтом, в 1916 году в Варшаве вышел его первый сборник. Мать поэта – Мария Васильевна Лаврикова – была приветливой и всегда улыбающейся. Она ушла из жизни всего на один день раньше сына. Игорь Николаевич любил, лелеял и берёг маму до последних своих дней. 
Он прожил яркую и достойную жизнь. Неоднократно повторял: «В жизни и в поэзии я не мыслю себя без России, без боли и гнева, ныне пренебрежительно прозванных «эмоциями». Время и безвременье понимаю как ничем и тем более никем несокрушимый сплав будущего, настоящего и прошлого. Всё перемелется».
Великую Отечественную войну встретил лицом к лицу в свои неполные восемнадцать лет. Четыре года ему суждено было всем своим чутким сердцем впитывать все ужасы военного времени – быть поэтом войны и поэтом-воином.
http://www.xn--b1abaakoc0cdqbd4mg.xn--p1ai/data/2018/3.jpgВ автобиографической справке «О себе» Григорьев писал: «В годы германского нашествия было суждено мне стать руководителем плюсских подпольщиков и возглавить группу разведки во вражеском тылу. Когда друга моего верного, помощницу по разведке Любу Смурову схватили немцы (случилось это в посёлке Плюсса 11 августа 1943 года), я был отозван партизанским центром в отряд. Брат Лека ушёл со мной… И – со Дня Победы до сей поры – мне не по себе от мучительной думы: «Вот они – сыновей и дочерей миллионы многие, и с ними Любовь Смурова и Лев Григорьев, — полегли за Родину, а ты остался в живых!» Но ведь очень даже мог и не остаться. Судьба. Воевал в разведке Стругокрасненского межрайонного подпольного центра №4 под началом славного сына России Тимофея Егорова и в бригадной разведке Шестой ленинградской партизанской бригады под командованием Виктора Объедкова. 11 февраля 1944 года получил четвёртое, последнее ранение на войне. Было немало госпиталей». За отвагу и храбрость Игорь Николаевич был награждён несколькими боевыми орденами и медалями.
«Любовь к Родине была для него главным в жизни, а стихи — его сутью и сутью выражения этой любви… Подпольщик, партизан, он был весь изранен, изрезан хирургами. Больницы. Больницы. Больницы… До конца дней к нему приходили письма с обращением «товарищ командир!» Он был инвалидом Великой Отечественной войны». (Валерий Мухин, поэт, Псков).

01_5

ВЕСНА 1962 г. Слева направо: поэты А.Говоров, А.Вознесенский, И.Григорьев, В.Фирсов.

Будучи студентом пятого курса филфака Ленинградского университета, Игорь Григорьев поехал во Псков, чтобы пройти обязательную медицинскую комиссию как инвалид Великой Отечественной войны. В то время медикам была дана негласная установка «сверху»: «снимать» или снижать инвалидность на одну группу. Когда очередь дошла до Игоря, врач спросил, кем тот хочет работать после защиты диплома. И услышал: «Поэтом!» – «Кем?!» – переспросил удивлённый доктор. – «Поэтом!» – ещё раз повторил Григорьев. («Всерьёз думать о стихах – не без влияния отца… – стал с 1940 года. А с 1963-го – Поэзия всецело завладела моим существом. Люблю её! И ни на что не променял бы!» – писал Игорь Николаевич в предисловии к одной из своих книг). Инвалидность ему не сняли, напротив, вместо третьей группы дали вторую. Пенсия, на которую студент жил с семьёй, для него значила много. Годы спустя Григорьев встретил во Пскове того доктора и доложил: «Поэтом я всё-таки стал!»
Его путь в литературу был предопредлен судьбой: ему было, что сказать миру. Не случайно в 1967 году именно Игорь Николаевич создал и возглавил Псковское отделение Союза писателей СССР. Он обладал редкой способностью: не только разглядеть в человеке искорки литературного дара, но и искренне поддержать, восхититься, окрылить будущего поэта или прозаика, «завести» на творчество. Помог Валентину Голубеву, Александру Гусеву, Валерию Мухину, Виктору Малинину, Елене Новик-Родченковой и многим другим. Целых три года, держа в руках бразды правления отделения Союза писателей, он не издавал собственных книг, а активно помогал печататься своим товарищам по литературному цеху. И они вспоминают его добрым словом:

Иеромонах Роман (Матюшин):
«Игорь Григорьев — прекрасный русский поэт, не покрививший душой и словом. Его поэзия — единение Правды, Сострадания, Боли. Его стихи всегда человечны и потому всегда чужды холодному рассудку и пустому сердцу. Он меня покорил тем, что, видя меня впервые, написал сразу: “От всей души, с любовью!”. Я просто не ожидал такой открытости и искренности. Этот человек не заботился о себе. Он шёл навстречу — рискуя быть непонятым, рискуя провалиться. Это — черта благородства. Только человек, не ожидающий, или держащий удар, мог такое себе позволить. Или же у него было чутьё, что этот человек ответит таким же чувством? Когда я находился у себя в скиту и мне передали, что его не стало, душу защемило. Я открыл его сборник и стал читать, как бы беседовать с ним. Как потерял родного человека! Немало уже терял, а такого щемящего чувства не знал..»

Станислав Золотцев, писатель, публицист, переводчик:
«…Близкими ему с юных лет, отданных битвам с иноземным фашистским нашествием, были те, кто, не страшась ничего — ни начальственного окрика, ни вражеской кары, ни даже смерти самой, готов был отдать и все свои силы, а если надо, то и жизнь — за землю русскую, за русский народ, во славу их или ради их достойного бытия… Так он творил свою поэзию».

Подготовил
Игорь Исаев


 

 


В публикации использованы  видеоматериалы международной историко-литературной акции «Бессмертный полк русской поэзии»


 

Псковские писатели вошли в длинный список «Золотого Витязя».

Четыре псковских писателя вошли в длинный список
XI Международного Славянского Литературного Форума «Золотой Витязь»

http://www.zolotoyvityaz.ru/wp-content/themes/zv/images/logo.pngКак сообщает сайт славянского форума искусств «Золотой витязь», в адрес организационного комитета XI Международного Славянского Литературного Форума «Золотой Витязь» поступило 188 произведений из России, Аргентины, Армении, Беларуси, Болгарии, ДНР, Италии, Китая, ЛНР, Молдовы, Польши, Сербии, США, Украины.

Экспертный совет XI Международного Славянского Литературного Форума «Золотой Витязь» сформировал длинный список авторов и произведений, допущенных для участия в номинациях «Поэзия», «Проза», «Публицистика», «Литература по истории славянских народов», «Литературоведение», «Художественный перевод», «Литературные киносценарии».

Псковскую область на этом престижном литературном форуме представляют поэты Андрей Бениаминов и Вита Пшеничная, вошедшие в длинный список номинации «Поэзия», а также прозаики Андрей Канавщиков  в номинации «Публицистика» и Анатолий Рахматуллин в номинации «Литература по истории славянских народов».

Подробнее о славянском форуме искусств «Золотой витязь» — на официальном сайте форума.

Итоги Всероссийского поэтического конкурса «Высота»

ИТОГИ
Всероссийского поэтического конкурса
«ВЫСОТА»

По итогам голосования жюри Всероссийского поэтического конкурса «ВЫСОТА», посвящённого 20-летию подвига десантников шестой парашютно-десантной роты сто четвертого гвардейского парашютно-десантного полка семьдесят шестой гвардейской воздушно-десантной дивизии, призовые места конкурсе распределены следующим образом:

1 место
стихотворение «Монолог погибшего солдата»,
автор Анатолий Чертенков, Ленинградская область, г. Тихвин

2 место поделили между собой
стихотворение «Цинковые журавли»,
автор Илья Бестужев, г. Москва
и
стихотворение «После»,
автор Александр  Савенков, Донецкая Народная Республика,
г. Горловка,

3 место
стихотворение «Последние и первые»,

автор Андрей Канавщиков, Псковская область, г. Великие Луки

В соответствии с положением о Всероссийском поэтическом конкурсе «Высота»
дипломами финалиста награждаются :

Валентина Алексеева, Псковская область, г. Псков, (стихотворение «Майор»);
Михаил Вахтин, Воронежская область, г. Воронеж (стихотворение «Стальной парашют»);
Анатолий Вершинский, Московская область, г. Раменское  (стихотворение «Шестая»);
Тихон Громкий, г. Севастополь (стихотворение «Шестой роте»);
Алексей Дельнов, Владимирская область, г. Собинка, (стихотворение «Вертолётчик»);
Нина Жильцова, г. Санкт-Петербург, (стихотворение «Шестая рота»);
Рустам Карим, Татарстан, г. Казань, (стихотворение «Третий тост»);
Владимир Корнилов, Иркутская область, г. Братск, (стихотворение «Доколе будут убивать сынов России»);
Василий Краснов, Тамбовская область, г. Жердевка, (стихотворение «Журавлиная стая»);
Светлана Леонтьева, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, (стихотворение «Утро»);
Николай Пересторонин, Кировская область, г. Киров, (стихотворение «Под сенью божьего закона…»);
Александр Себежанин, Псковская область,  г. Псков, (стихотворение «Помолись»);
Наталья Страхова-Хлудок, Псковская область , г. Невель, (стихотворение «Прощание»);
Алесандр Чжоу, г. Москва, (стихотворение «Шестая рота»);
Юрий Щербаков, Астраханская область, г. Астрахань, (стихотворение «Поэт шестой роты»);
Елена Ядрина, Ставропольский край, ст. Зольская, (стихотворение «Десантник»).

Дополнительно оргкомитет литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» принял решение о поощрении юных поэтов (возрастом до 18 лет), участвовавших во Всероссийском поэтическом конкурсе «Высота».
Памятные дипломы конкурса будут вручены:
Георгию Романюку,  16 лет, Псковская область с. Середка;
Александре Ивановой, 17 лет, Псковская область, д. Писковичи;
Дарье Калининой, 14 лет, Свердловская область, г. Екатеринбург;
Ангелине Морозовой, 15 лет, Брянская область, г.Брянск;
Екатерине Мотыженковой, 11 лет, Оренбургская область, г. Оренбург;
Ксении Мотыженковой, 11 лет, Оренбургская область, г. Оренбург;
Дарье Поповой, 15 лет, Саратовская область,  с. Клинцовка;
Анне Соловьёвой, 17 лет, Нижегородская область, г. Нижний Новгород;
Анне Соловьёвой, 17 лет, Новгородская область, г. Великий Новгород;
Константину Товескину, 17 лет, г. Омск Омской области;
Елене Шилиной, 17 лет,  Псковская область, г. Псков;
Дарье Ширяевой,  16 лет,  Липецкая область с. Сырское.

Церемония награждения победителей и дипломантов конкурса состоится в сентябре 2020 года[1] в г. Пскове, на фестивале исторической поэзии «Словенское поле – 2020».
Если автор не сможет участвовать в церемонии награждения, диплом будет  высылан ему «Почтой России».

Оргкомитет
литературно-исторического проекта
«Чтобы помнили»

 


[1] Церемония награждения перенесена на сентябрь, в связи с переносом проведения фестиваля «Словенское поле – 2020». Точная дата будет сообщена дополнительно.

 

Продлён приём заявок на участие в поэтическом фестивале «Словенское поле»

Продлён приём заявок на участие
в юбилейном фестивале исторической поэзии
«Словенское поле — 2020»

По состоянию на 20 июня, в адрес оргкомитета литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» поступило 94 заявки на участие в мероприятиях фестиваля «Словенское поле — 2020» из которых 62 заявки на участие в заочных конкурсах фестиваля и только 32 заявки — на очное участие в юбилейном поэтическом форуме.
Заявки на участие в мероприятиях фестиваля поступили их 29 регионов России, а также Белоруссии, Казахстана и Донецкой Народной Республики.
Причем некоторые поэты прислали заявки на участие как в очной форме, так и заочных конкурсах, очевидно опасаясь, что в очной форме фестиваль может не состоятся.
Да и в целом, итог по числу желающих лично приехать на фестиваль, мягко скажем далеко не рекордный, но вполне ожидаемый и объяснимый. В 2020 году Россия, да и весь мир живут под знаком «COVID-19». Пандемия коронавируса отменяет олимпиады, закрывает аэропорты, переносит даты праздников и торжественных мероприятий.
Но несмотря ни на что, жизнь продолжается, продолжается юбилейный для фестиваля «Словенское поле» 2020 год и живет надежда, что фестиваль «Словенское поле – 2020» все-таки состоится не с популярной ныне приставкой «онлайн», а в реальном мире — в древнем Изборске и Пскове. Что его участники лично принесут земли с мест русской воинской славы и памятных мест российской истории к Священному холму единения и славы России, привезут свои книги в дар учащимся Псковской школы-интерната. Что вновь зазвучат у стен древней Изборской крепости стихи современных поэтов. Что будет вписана новая страница в поэтическую летопись русской истории, истории древнего Изборска, истории Словенского поля.
Как уже сообщалось, поэтический фестиваль «Словенское поле – 2020» переносится на сентябрь, в связи с чем мы продлеваем сроки приёма заявок на участие в фестивале и срок проведения заочных конкурсов.
Заявки на участие в фестивале «Словенское поле – 2020» (очное участие) будут приниматься по 15 августа 2020 года, включительно.
Заявки на участие в заочных конкурсах фестиваля – по 31 июля 2020 года.
Обращаем внимание, что в положение о фестивале также внесены изменения. В частности определено, что участие в конкурсах фестиваля в очной и заочной формах одновременно – не допускается. Оргкомитет литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» просит поэтов, подавших заявки в обе конкурсные программы, определиться с формой участия до публикации «длинных списков» участников заочных конкурсов. После публикации «длинных списков» их заявки на очное участие в конкурсах фестиваля будут аннулированы (переведены в формат «вне конкурсов»).
Дополнено положение о заочном конкурсе исторической поэзии «Словенское поле — 2020». Согласно достигнутому соглашению с дирекцией фестиваля молодых поэтов «Мцыри», победители молодёжной номинации нашего заочного конкурса так же получают право на участие в финале фестиваля «Мцыри» 2020 года. Ранее эта преференция была только у участников очной формы конкурса.
Приём заявок на участие в фестивале «Словенское поле — 2020» и работа по его подготовке продолжаются.

Андрей Бениаминов
заместитель руководителя и главный координатор
литературно-исторического проекта «Чтобы помнили»


Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле — 2020» проводится в рамках литературно-исторического проекта «Чтобы помнили»,  с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

25 июня начинается общероссийское голосование по вопросу внесения изменений в Конституцию Российской Федерации

25 июня
начинается общероссийское голосование
по вопросу внесения изменений
в Конституцию Российской Федерации

Правление Псковского регионального отделения Союза писателей России
приглашает писателей Псковской области принять участие
в общероссийском  голосовании по вопросу одобрения изменений
в Конституцию Российской Федерации

Голосование продлится неделю — с 25 июня по 1 июля.
Проголосовать можно в любой удобный для Вас день.

 

Бессмертный полк русской поэзии. Иван Виноградов

Скорей умрем, чем станем на колени, 
 Но победим скорее, чем умрем!

Это строки из знаменитой партизанской «Клятвы», автором текста которой был Иван Васильевич Виноградов (1918 – 1995). Участник партизанского движения на Псковщине, редактор партизанских газет, отмеченный боевыми орденами и медалями, редактор «Псковской правды», собственный корреспондент «Правды» в Псковской, Новгородской, Воронежской, Тамбовской и Липецкой областях, член Союза журналистов, один из основателей Псковской писательской организации, член Союза писателей, автор многих книг (документально-художественных изданий, поэтических сборников), и, наконец, очень скромный, обаятельный человек, общение с которым доставляло радость каждому, кто с ним был знаком.

О себе Иван Васильевич писал так: «Родился я на Псковщине. Война захватила меня на посту редактора районной газеты в поселке Славковичи (ныне Порховского района Псковской области). 7 июля 1941 года фашисты ворвались в наш поселок. С этого дня и началась моя партизанская жизнь…».

Он начинал войну бойцом маленького отряда: участвовал в боях, разведках, диверсиях, месил ногами болотную грязь, голодал в лесу — словом, на себе испытал все то, что выпадало тогда на долю каждого воевавшего во вражеском тылу. А потом, когда у партизан появилась собственная, хотя и очень несовершенная полиграфическая база, выпускал листовки, редактировал партизанские газеты. И, конечно, писал стихи, призывающие советский народ к борьбе:

За народ, ребята! 
За страну родную! 
За отца! За брата! 
За любовь большую! 
Стоит только взяться – 
Мы собьем оковы. 
Мы ль не можем драться? 
Мы ли не из Пскова? 
(Декабрь, 1942 г.)

Но самое главное, Иван Виноградов выпускал в партизанском крае, который называли Лесной республикой или Партизанской республикой, самые настоящие газеты: «Народный мститель», «Коммуна», «За Советскую Родину». В годы войны люди говорили: «Если уж «Коммуна» стала выходить, то советская власть точно скоро вернется». На территории партизанского края  находилось около 400 деревень – там работали больницы, школы, колхозы. И именно партизанское движение было настоящим, народным вторым фронтом.

http://archive.pskov.ru/sites/default/files/arhupr/test/galleries/28.05.2020.19.jpg

И.В. Виноградов (второй слева) в редакционной землянке в лесу под д. Хвойной. 1943 г. ГАПО фотофонд.

В послевоенные годы Иван Виноградов работал редактором газеты «Псковская правда», собственным корреспондентом центральной газеты «Правда» в Псковской, Новгородской, Воронежской, Тамбовской и Липецкой областях.
Иван Виноградов был одним из основателей Псковской писательской организации, членом Союза писателей СССР. Журналист, писатель и поэт, он является автором многих книг.

По отзывам друзей и коллег, наряду с высокими профессиональными качествами Иван Васильевич обладал ценными человеческими качествами: скромностью, деликатностью, обаянием. Общение с ним всегда доставляло людям радость.

Партизанская листовка 1943 г. (ГАПО. Из личного фонда И.В. Виноградова)

Иван Васильевич очень хотел и верил, что при жизни, а он умер в мае 1995 года, удастся найти ту самую типографскую машину, на которой печатались партизанские газеты. Еще в 1981 году в походы по глухому Серболовскому лесу, переходящему в Рдейские болота, выходили порховские следопыты. Их проводником и был Иван Виноградов. Они обнаружили место, где проходила партийная конференция партизан, и установили там памятный знак. Потом они еще не раз ходили в походы, им даже удалось выйти на территорию бывшего партизанского лагеря. Они обнаружили остатки землянок, предметы быта.

И только спустя три десятилетия   поисковикам удалось найти тот самый печатный станок, «Бостонку»,  и даже «шрифты» к нему.

В последние годы жизни Виноградов участвовал в подготовке и редактировании материалов для областной Книги Памяти. Это дело он считал очень важным и занимался им с большим увлечением, широко используя свой богатый опыт журналиста и писателя, вкладывая в работу всю душу.

«Увековечить память земляков, павших в годы Великой Отечественной войны, — говорил он, — наша святая обязанность, и я горд тем, что вношу свой скромный вклад в это дело…».

А в последние месяцы жизни, даже несмотря на тяжелую болезнь, приковавшую его к постели, он продолжал трудиться. Трудился над сборником стихов, готовил прозаические материалы. В письме Н. П. Корнееву, главному редактору «Книги Памяти», которое было послано из госпиталя ветеранов войны 4 декабря 1994 года, он писал: «Вы слышали, что некоторое время назад врачи приговорили меня к смерти. Но я не сдаюсь… Я делаю сборник. Он получается… Я делаю такой же том по объему, какими были его предшественники… Жанры тоже будут самые различные. Повторов по сравнению с вышедшими томами не будет. Вы знаете, чего стоит для меня эта последняя в жизни работа. Вы всегда помогали мне. Не откажите в помощи и в последний раз… Я благодарю Вас за внимание, за все хорошее. С искренним уважением — Иван Виноградов».

Подготовил
Игорь Исаев


Иван Виноградов «Москва идет на Берлин», читает Полина Буркова, г. Гдов


Иван Виноградов, «Запомнит враг советскую Псковщину», читает Татьяна Рыжова, г. Псков


Иван Виноградов «Подснежники», читает Татьяна Никитина п. Бежаницы Псковской области


В публикации использованы фотоматериалы с сайта Государственного архива Псковской области  и видеоматериалы международной историко-литературной акции «Бессмертный полк русской поэзии»


 

«Только гори!». О новой книге-кассете псковских авторов

В культурной – а если сказать конкретнее, — литературной жизни Пскова только что произошло весьма знаменательное событие, и вот как сообщила о нём псковичам Ирена Панченко – главный его «виновник»:
«…Увидела свет книга-кассета «Родники». Второй раз за многолетнюю издательскую деятельность прибегаю к такой практике. А самая первая книга-кассета на  Псковщине была издана в Лениздате  в конце 60-х годов. Тогда она помогла молодым начинающим   псковским поэтам Владимиру Свекольникову, Светлане Молевой и великолучанину Энверу Жемлиханову  стать членами Союза писателей СССР.  Авторские сборники изданной мной в 2006 году книги-кассеты  «Путей невидимых сплетенье» легли на стол приёмной комиссии СП России  при приёме Людмилы  Черненко (Тишаевой), Тамары Соловьёвой, Веры Романенко. В издание этого года вошли книги уже известных авторов Евгении Гусевой (это её вторая поэтическая книга) и Виктора Зверева,  представителя  армянской общественной организации «Урарту» Альберта Агаханяна,  чьи стихи уже известны многим  жителям области по выступлениям во время презентаций книги-альбома «Псковщина – наш общий дом», посвящённого жизнедеятельности  на нашей земле национальных общественных организаций. А три следующие книги прямо или косвенно посвящены работе областной очно-заочной школе юных поэтов и прозаиков при областном Доме детства и юношества «Радуга»…».
Нет описания фото.Выход подобного издания – действительно значимое событие, и потому, ознакомившись с содержанием книги-кассеты, не мог не выразить своего мнения о ней, и именно поэтому решил написать краткие рецензии на каждый из представленных в книге-кассете поэтических сборников.
Альберт Агаханян, «Дом моей души». Хорошие, искренние стихи: читаешь – и абсолютно не обращаешь внимания на почти полное отсутствие рифм, ибо всё, что написано автором – написано от сердца. Более того, ни на мгновение не оставляет ощущение оригинальности истинной восточной поэзии, будто читаешь подстрочник, подготовленный автором для последующего литературного перевода. Но сразу же понимаешь, что этим стихам никакая литературная обработка просто не нужна – скорее, совсем наоборот: стихотворения А. Агаханяна несут в себе неповторимый восточный колорит, и любое постороннее вмешательство, пусть и талантливое, волей или неволей, но всё равно разрушит внутреннюю стройность и авторского, восточного стиля, и сокровенность чувств и размышлений автора, их духовную – а это главное в поэзии! – составляющую. А она, эта духовная составляющая,  в стихах Альберта Агаханяна основывается на присущих любому нормальному человеку чувствах – любви к матери, к женщине, к детям и внукам, любви к Родине – той, что оставил, и той, что обрёл…

Каждый вечер, как солнце
Садится за дальние горы,
Мама ждёт меня у порога
Дома нашего близ дороги.
А поутру, чуть свет,
Мама тесто для хлеба замесит
В родниковой хрустальной воде,
Что в руках её станет святой.
Перекрестит душистое тесто
Будет хлеб с золотистой коркой
На столе красоваться горкой.
Мама даст мне его в дорогу.
Буду хлеб согревать у сердца,
Это мамино благословенье
На святой воде, на святом труде.
И добавить к этим словам больше нечего…

Евгения Гусева, «Зелёный ветер». Скажу сразу: стихи тронули. В них нет надуманной витиеватости, присущей – увы! – некоторым современным поэтам, старающимся вычурными сплетениями слов и рифм закамуфлировать внутреннюю убогость своих виршей, а иногда – и полное отсутствие в них идеи и смысла. Нет в стихах Е. Гусевой и излишней, выставленной напоказ откровенности – наоборот, стихи написаны в весьма сдержанной манере, что, безусловно, оставляет читателю простор для более глубокого осмысления прочитанного, для возможности «примерить» его, прочитанное, на себя.

Ты меня не тревожь, тихий вечер,
Не буди в моей памяти дни, –
Вот такие ж октябрьские встречи
И прощанья. Поди, догони
Заметённое листьями время,
Годы звонкой, хмельной синевы
По-над городом, длинные тени
Вечерами у речки Псковы.
Бормотанье, круженье, касанье
И под клёнами – шелест шагов,
На закате златое сиянье
К звёздно-бархатной ночи без снов.
Силуэт древней башни Гремячей,
Тихий девичий смех, блеск Луны…
Где та девочка, где же тот мальчик?
Как мы были тогда влюблены!

Это большой плюс в творчестве любого литератора, но обладают таким мастерством сдержанности и недосказанности, к сожалению, не очень многие из них, всеми силами стараясь расставить все точки над «i». У Е. Гусевой подобный «плюс», безусловно, есть, пусть и не в полной мере, но это поправимо: всё зависит от требовательности автора к себе и своему творчеству. В целом же считаю, что книжка удалась.

Виктор Зверев, «Жизнь сама расставит точки…» Весьма добротный, тематически многоплановый сборник, хорошие, искренние стихи, написанные от души и от сердца, а не сложенные, как это, к сожалению, бывает, из рифм и созвучий ради самих стихов. Не нашёл (хотя, честно говоря, и не искал) ни единого стихотворения, написанного «просто так» или «от нечего делать». Всё честно – и с гордостью (стихи о Пскове), и с болью (о войне, о В. Высоцком), и с радостью или грустью (о природе), и с искренним благоговением (стихи религиозной направленности)… В. Зверев не гонится за внешней красотой стихосложения (а по сути – никчёмной мишурой), а излагает смысл просто и ясно, доступно для понимания с первого же прочтения.

Он пел, как будто бы кричал,
От хрипоты изнемогая.
Он пел, когда весь мир молчал,
Покорно головы склоняя.
Он пел, как ключ подземный бил,
Из недр глубинных извергаясь.
Он пел, как колокол звонил,
От пут земных освобождаясь…
Суровой правдой жёг вокал,
Гитара струны обрывала.
О, как он Гамлета играл –
На сцене время оживало!
Был, как пророк, легко раним
И так же пел – до исступленья…
Вот так, как пел, – он так и жил,
Сжигая жизнь без сожаленья.
И он ушёл, как предсказал, –
На полу-фразе, полу-вздохе…
Но стал простуженный вокал
Любимым голосом эпохи.

И уже потом возникает желание перелистать книжицу, чтобы ещё раз прочесть понравившиеся стихи, а таковых в небольшом по объёму сборнике достаточно. Рад за автора, хотя всё же не могу удержаться от рекомендации более внимательно относиться к замечаниям редактора.

Григорий Романов, «Строчка на лист опускается птицей».

        Посвящение поэту
Коль ты взвалил поэта бремя,
Не нужно рифмы подбирать,
Пиши стихи в такое время,
Когда не можешь не писать.
Будь за стихи свои в ответе.
Нет вдохновения души?
Тебе слова нашепчет ветер,
А ты их только запиши.
Вложи в стих думы и сомненья,
Всё, чем ты жил и чем дышал.
Потом скажи: стихотворение
Я вот – от скуки написал…
И не при встрече, ни в разлуке
Не открывай секрет простой,
Что это сердце, а не руки
Строку писало за строкой.
В потоках слёз дождей осенних,
Под ветра стон в вечерней мгле,
Стихи рождаются в мученьях,
Как всё живое на Земле.

Это, на мой взгляд, — лучшее стихотворение сборника. И если бы автор или составитель поставили его в книжке первым, а не заключительным, то и сам сборник, отталкиваясь от столь точно описанного в этом стихотворении принципа поэтического творчества, уверен, получился бы несколько иным. В большинстве же своём стихи Г. Романова понравились — и лирические (из раздела «Память детства» и «Осень» из раздела «Раздумья»), патриотические («Письмо с фронта», «Анна», «Высота», «Нетленное оружие» из раздела «История, смотрю в твои бойницы…»), и жёсткое, самокритичное стихотворение «Оправданья». Однако должен заметить, что некоторые стихи более крупного формата – «Сказание о княгине Ольге», «Сказ о защитнике земли Русской святом благоверном князе Александре Ярославовиче», «Рассказ бывалого гусара», «Последний бой» — при всей их ярко выраженной патриотичности с сугубо поэтической точки зрения выглядят значительно слабее.

Полина Михненка, «Я ищу свой путь». Хорошие юношеские стихи, написанные старательно и вдумчиво, но несколько наивно, что вполне естественно для возраста автора. Думаю, что иначе быть не может и не должно, поскольку более серьёзная поэзия у Полины ещё впереди, и в этом – её бесконечный путь познаний и открытий, путь ошибок, потерь и обретений, ибо только таким бывает путь к высокому поэтическому мастерству. Да Полина, судя по её стихотворению «Быть поэтом» и сама это прекрасно понимает:

Счастье и любовь коснутся светом,
Тёмная истлеет полоса…
Счастье – это трудно для поэта,
Если слёз не видно на глазах,
Если он творил от боли, гнева,
Если от страданий и забот.
Если от печального напева
Он не отдавал себе отчёт
В зарожденье строчек бесподобных.
Если в дальней, сумрачной глуши
Было так, пусть с горечью, удобно
Стих слагать из капелек души…

И свой почерк, своя манера у неё проявляется уже достаточно ярко:

Прошлого эхо колышет озерную гладь.
И не сбежать…
Стонут ветра, над водою тревожно звеня,
Лишь для меня.
Страшно увидеть мне бледное ныне лицо,
Но на крыльцо
Тихо взойду я. И сяду. Преграда – порог.
Как ты далёк!
Счастья моменты забыты, и горечь ушла…
Нет и тепла.
Молоды вроде… Ужели готовы уйти?
Жизнь впереди!
Выйдешь?
Всю ночь буду ждать лишь тебя до зари!..
Ты посмотри:
Небо пылает с утра, и на небе – заря,
Может, не зря?..
Если прогонишь, желая не видеться впредь,
То есть сгореть,
Буду звездою холодной сиять до зари:
Ты лишь гори!

Что можно пожелать юному автору? Переадресую ей её же строку: «Ты лишь гори!»

 «Творчества родник неиссякаем».  Сборник порадовал не только большим количеством участников, но и качеством представленных в нём стихов и прозы. Трудно даже представить, каких трудов и какого невероятного терпения стоил этот сборник её составителю и редактору И. Панченко, не говоря уже о том, что все без исключения юные авторы сборника прошли не только, как принято говорить, «через её руки», но и через душу и сердце этого замечательного писателя и педагога. Нельзя не отметить, что ГБОУ ДО  «Дом детства и юношества «Радуга»  —  очно-заочная школа юных поэтов и прозаиков и Всероссийский творческий фестиваль «Мой Пушкин» тесно взаимодействуют: школа ведёт подростков по пути познания законов художественной литературы, зажигает творчеством их сердца, а фестиваль даёт им возможность проверить свои творческие способности в жарком соревновании с теми, кто приезжает на фестиваль из других регионов. Ежегодные победы выпускников этой школы на таком высоком уровне убедительно доказывают продуктивность этого направления работы.

«Творчества родник неиссякаем» —   название этого сборника, на мой взгляд, в полной мере отражает его содержание. А издание всей книги-кассеты  — это поистине титанический труд, и Ирена Панченко справилась с ним на оценку «отлично», с чем я её от всей души и поздравляю!

Александр Казаков,
член Союза писателей России

Поздравляем Валентина Яковлевича Курбатова с присуждением Государственной премии Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации от 18.06.2020 № 361 за вклад в сохранение и развитие традиций русской литературы псковскому писателю, литературоведу, литературному критику
Валентину Яковлевичу Курбатову присуждена Государственная премия Российской Федерации
в области литературы и искусства

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkEyF4d4bdv5rDcJSlLEhUQqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Дорогой Валентин Яковлевич,
от весей души поздравляем Вас с высокой наградой.
Мы рады, что Ваш многолетний писательский труд, подвижничество, огромный вклад в русскую литературу
и в российскую культуру
получили достойную оценку
на государственном уровне.

Желаем дальнейших успехов в на писательском поприще,
успехов в деле всей Вашей жизни —  служении русскому Слову!

 

От имения писателей Псковской области
Председатель правления Псковского регионального отделения
Союза писателей России
Игорь Смолькин


Незаменимый человек

Память

 

НЕЗАМЕНИМЫЙ ЧЕЛОВЕК
(17 июня 2019 года ушёл из жизни
писатель Александр Бологов)

Они лежат теперь все вместе на кладбище в Орлецах. Первым стал сын, Антон Александрович Бологов (12.10.1966 – 12.12.2005). Второй невыносимый груз бытия раздавил Антонину Петровну Бологову, его «Тонечку» (25.08.1933 – 24.07.2018). А 19 июня вернулся к своим родным сам Александр Александрович Бологов (07.09.1932 – 17.06.2019).
Скорбная годовщина. Писателя и человека Александра Бологова больше нет. Нет уже целый год, но понимание этого факта даётся с трудом, если вообще такого рода понимание возможно.
Так незаметно и фатально уходят титаны. Люди, которые одним своим присутствием уже обозначали уровень и величину. Бологов был Бологовым и произнесение только одной этой фамилии всё вокруг упорядочивало и делало логичным. Земля прочно покоилась на своих трёх китах, а зиму уверенно сменяло лето.
Такими были Валерий Ганичев, Сергей Михалков…. Которым всегда всё было интересно, у которых всегда в глазах метались искорки жизни и любви. Писатели, писательские начальники, но всё это уже потом. Первичным всегда оставались открытость и искренность по отношению ко всему настоящему. Таким вот псковским Ганичевым, нашей общей совестью, был Александр Бологов.
Его личность невозможно охватить десятком самых даже очень правильных фраз. Он никогда не боялся говорить то, что думает, не боялся права на Поступок. Он не просто писал книги, которые звучали на всесоюзном и всероссийском уровне, он служил Слову.
Он был беспощаден и мягок, решителен и мудр. Он не был простачком, однако ухитрялся не врать и оставался честным даже в своих черновиках. Он был писателем даже тогда, когда не сидел за пишущей машинкой или листом бумаги.
Сложно сформулировать круг его дарований, той подлинной вселенной Бологова, в круговорот которой вольно или невольно однажды попадал каждый пишущей в Псковской области. Моряк (окончил школу юнг в 1949 году), учитель, прозаик (дебют в московском журнале «Юность»), боксёр, поэт, автор песен, музыкант, переводчик и прочая, и прочая.
Человек невероятно собранный, всегда умеющий держать удар. И он же соглашался на заре жизни, что в Союз писателей псковского верлибриста Алексея Маслова, возможно, стоило бы принять, что здесь писатели «поспешили».
Кстати, ждёт своего часа ещё множество диктофонных записей, которые остались после многочисленных встреч с Александром Александровичем. Которые часто могут повернуть личность писателя под совершенно непривычным нам углом.

Переводы с французского
В частности, цитируемый далее разговор состоялся 13 августа 2015 года. Ещё были живы все. И Антонина Петровна, супруга Александра Александровича, и он сам. Мы сидели на кухне квартиры Бологовых и говорили, говорили, а точнее, болтали, не придавая особого смысла содержанию. Нам просто были интересно друг с другом говорить.
По привычке я включил диктофон. Эта не очень-то хорошая привычка иногда реально приносит свои положительные плоды. Ведь в результате остались голоса, осталось эхо того общения…
Сейчас, видимо, пришло время опубликовать частички давнего разговора. Впервые опубликовать. Словно снова сесть за тот гостеприимный стол и услышать тех, кого очень хотелось бы услышать. Не в записи услышать, конечно, но хотя бы так…
Тогда мы уговорили Александра Александровича познакомить со своим переводом стихов с французского в большом томе эротической литературы. О книге ранее слышали, а вот крамольный перевод так увидеть и не доводилось. Антонина Петровна долго не соглашалась, она считала, что писателю Бологову такая сомнительная слава не нужна. Сейчас под натиском великолукских гостей дрогнула.
Т. Лапко: — А где эти стихи?
А. Канавщиков: — Правда, где?
Т. Лапко: — Подавайте их сюда!
А. Бологов: — Нет. Это, конечно… Да, Тоня, дай их сюда.
А. Бологова (недовольно): — Да ради Бога. Ты свой можешь прочитать перевод?
А. Бологов: — Сейчас. Всё вполне приличное. Вот (показывает картинку в книге обнажённой женщины с поднятыми руками). Начало XVIII века.
А. Бологова: — Так уж важно было обнажённую женщину с поднятыми руками показать!
А. Бологов: — Это очень сильно.
А. Бологова: — Саня, не развращай порядочных людей.
А. Бологов: — Наоборот. Всё естественно. Галантная сцена. У меня жена, вообще, как бы сказать…
А. Бологова: — Мусульманка.
А. Бологов: — Пуританка – это мало сказать. И, конечно, граф Мирабо во главе этого движения…
А. Бологова: — Движения? Безобразия!
А. Бологов: — То есть свободы, либертизма. (Листает книгу). А! Вот написано – «перевод Александра Бологова».
Т. Лапко: — Раз написано, надо читать. Слушаем!
А. Бологов прочитал тогда один текст. Фривольный, но без всякого непотребства. Звучал явно не Барков и не Шнур. Для примера приведу всего одно четверостишие, полный текст, возможно, тоже со временем увидит свет.
Для персидского шаха для каждой погоды
Или каждого нового времени года
Возводились дворцы для известных свиданий,
Где давались не только уроки лобзаний.
А. Бологов: — Ну ладно. Видите, как я деликатно переводил!
А. Бологова: — Единственный плюс твой, что ты всё-таки кончил.
А. Бологов: — В каком смысле кончил? У меня ведь ещё есть переводы.
А. Бологова: — Нет, не надо.
А. Канавщиков: — Это перевод из кого?
А. Бологов: — Это Мирабо.
А. Бологова: — Безобразие!…
Т. Лапко: — А где такую книжку приобрести можно?
А. Бологов: — 1000 рублей стоит. Мне вместо гонорара книгу одну пожаловали.
А. Бологова: — Я её сожгу!
А. Бологов: — Есть такие монахини. Она из монастыря!
А. Бологова: — Да. Ты знаешь что?! Ты не понимаешь основной мысли, что всё-таки должно оставаться где-то что-то тайным. То-то я не вижу эту книгу нигде, а ты её спрятал.
А. Бологов: — Вон она в шкафу. Никто не прячет.
А. Бологова: — Всё! Прощайся с ней.
А. Канавщиков: — В каком году книга вышла?
А. Бологов: — В 2013-м. Называется «Французская либертинская проза XVIII века».
Т. Лапко: — Кто издал?
А. Бологов: — Издавали в Москве. «Новое литературное обозрение».
А. Бологова: — Лучше покажи книгу, посвящённую Евгению Александровичу Маймину, а не эту безобразную!

«Сашке спасибо от всех нас»
Мы ещё немало посмеялось, но действительно сборник материалов к биографии педагога Е. А. Маймина тоже был пролистан тогда. Александр Александрович читал что-то и давал свои комментарии по поводу прочитанного. Иногда комментарий был больше чем собственно цитата.
Так он процитировал телеграмму Чернявской и Маймину:
— Сноска: «Телеграмма по поводу защиты докторской диссертации Маймина». Третья сноска: «Нина Георгиевна Чернявская преподавала в 50-е годы вместе с Евгением Александровичем Майминым в Ломоносовском мореходном училище.
«Дорогое круглое лицо! Ты теперь толстый и важный профессор, ты, наверное, растерявший уже половину жизненной излишней деликатности, наверное, неприлично как я к тебе обращаюсь, но потерпи, пожалуйста, это я, Нина Чернявская из Ломоносовки.
Женька, мы прочли книжку Сашки Бологова, товарищ курсант, ты же знаешь о ней и читал и мне хочется, чтобы ты сказал Сашке спасибо от всех нас, спасибо от всех нас живых, ещё бывших педагогов. Было у меня такое чувство, что кто-то схватил меня и мгновенно перенёс в тот период. Тот период, лет 20 назад, если в не молодость, то близко к молодости.
Я не люблю и не умею разбирать произведения с точки зрения языка и всего остального. Прочла же запоем. Много смеялась. Читаем мы все. Думаю, если бы он не был связан необходимостью иметь воспитательные моменты, он написал бы сильнее, Гришу преподнёс бы похлеще, но для меня и так хорошо.
Может, тебе интересно знать о нас, ещё живых. Я ещё работаю в мореходке в Стрельне, ещё ругаюсь с начальниками, написала учебник по дизелям (она преподавали дизеля – уточнение А. Бологова), Веретэ работает со мной (Арнольд Григорьевич Веретэ мог забыть и валенки, он забывал калоши. Хотя и маленький, но вполне хороший – это мои стихи, я читал про него, потому что он вечно калоши терял. Приходит и у нас спрашивает: вы калоши не видели? А вы не видели? Бологов, вы не видели калоши? Ну, полусапожки такие. Видели вы, видели. Вспоминайте!» — уточнение А. Бологова) переиздаёт свои учебники, анекдотов для общества поставляет всё меньше и меньше, он начальник заочного отделения.
Дальше последовал длинный рассказ о преподавателях мореходного училища… С фамилиями и комментариями. А потом А. А. Бологов снова цитировал:
— «Женька, ошибок много и запятые не на тех местах, но ты не бери в руки красный карандаш, как всегда правишь чужие рукописи.
А всё-таки Сашка хоть и ушёл на берег и стал бумагомарателем, а уже книжку издал первую. Материал для книг о море получает от моих друзей, от нас, жалеет ведь тихонько о море. Не знаю, какой он, а его однокашники – седые, толстые, среди них много старших механиков, которые ходят за границу на хороших судах. Я была там на юбилее, 20 лет училищу, и вы могли бы хоть телеграммку прислать.
Жму руку, круглое лицо и ещё раз спасибо Сашке! А он тоже толстый и седой? А бокс, а стихи, а проза?».
Это она меня Сашкой называет, а прошло уже 20 лет.
Т. Лапко: — Она вас помнит студентом, так и называет. Если бы сейчас встретились, по другому бы говорили.
А. Бологов: — Вот и все письма здесь. А я думал: зачем же Катя у меня эту фотографию берёт. Она не говорила. Я с ними встречался после этого. Евгений Александрович жил в Пскове и мы…
Он нас перетащил сюда по существу. Он порекомендовал Псков. Он приютил по существу. Из неродственных нам людей это он, конечно, самый родной. Он и Тонечку перенёс сюда, написал, что объявлен конкурс преподавателей немецкого языка. А ты уже работал в институте? В Мурманске?
А. Бологова: — Работала. И ректор никак не хотел меня отпускать, и последний у него довод был такой: «Вы знаете, сколько там преподаватели получают?». Спрашиваю: «Сколько?». Я в то время 230 рублей уже получала. Говорит: «105 рублей. На руки – 96 рублей». А я так посмотрела на него и сказала: «Живут же и там люди». И всё! Конечно, тяжёлый период был. За комнату, что мы снимали, нужно было 30 рублей заплатить. А Саша не работал тогда.
Первую квартиру получили в 1969 году. Она была двухкомнатная, очень хорошая. В пятиэтажке всё там махонькое, но это было такое счастье! До этого жили в студенческом общежитии вместе со студентами, и Антон у нас был…
Вечная память!
Ловишь себя на мысли, что это разговоры хочется снова переслушивать, словно возвращаясь в то время, когда все ещё были живы. Ну, или почти все…
Вечная тебе память, наш учитель, наш друг, дорогой наш Александр Александрович! Надеюсь, тебе хорошо там вместо с сыном и своей музой.
Нет и не бывает заменимых людей. Мы все незаменимы! Незаменимы не в какой-то части, а незаменимы до абсолюта. И чем более мы незаменимы, тем более мы все состоялось в этой жизни.

 

Андрей КАНАВЩИКОВ
Фото автора, Татьяны ЛАПКО

«Хлеб-соль милостивый». Вышла в свет новая книга Татьяны Рыжовой

О новой книге псковской писательницы
Татьяны Рыжовой «Хлеб-соль милостивый»

Поставив заключительную точку в многодневной (в течение трёх месяцев) и многотрудной работе по подготовке к печати книги-кассеты шести Псковских поэтов, входящих в литературу, я наконец-то смогла не просто взять в руки, а сеть за стол и открыть первую страницу появившейся месяц назад очередной книги члена Союза писателей России, поэта, прозаика, литературоведа и переводчика Татьяны Рыжовой. Всё это время книга лежала на моём столе и своей простой, но очень оригинально выполненной обложкой, напоминающей страницу из семейного альбома, каждый раз притягивала к себе взгляд. Но не хотелось просто пролистать её: работы этого автора всегда интересно прочесть основательно, будь то, к примеру, рассказ, эссе или очередная басня (жду с нетерпением и их издания!).
https://scontent.fhel4-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/s960x960/83445637_2702927626658723_157332886127372229_o.jpg?_nc_cat=107&_nc_sid=8024bb&_nc_ohc=SQy4XEd44MwAX8at1tA&_nc_ht=scontent.fhel4-1.fna&_nc_tp=7&oh=1ee5010ccb77fa3bae037b70e039fcc9&oe=5F0F8626Тема книги «Хлеб-соль милостивый» мне близка – воспоминания детства и юности. Сама недавно опубликовала повесть «Семь радуг детства». Поэтому было любопытно вдвойне познакомиться с книгой поближе.
Уже аннотация к изданию даёт понять, что данная книга не просто воспоминания. За последние годы пришлось прочесть не одну книгу семейных воспоминаний, которые присылались мне для экспертного рецензирования в связи с просьбой авторов издать их за счёт местных органов. Не спорю, что судьба любого человека, любой семьи по-своему интересна. Но если все начнут требовать от власти денег на свои сугубо личностные воспоминания, то никаких денег не хватит: у власти же не бездонный карман!
Так вот, в аннотации к изданию сказано: «В книгу вошли рассказы, написанные по мотивам воспоминаний родителей и представителей среднего и младшего поколений семейного клана автора о событиях, которые происходили с ними в детстве. Одни из них имеют юмористический характер, другие – немного грустные. Особое место в книге занимают повествования, связанные со страницами суровых лет Великой Отечественной войны. В рассказах раскрывается внутренний мир героев, формировавшийся в условиях семейных традиций и ценностей нашего народа, на фоне исторических событий в России с начала ХХ столетия вплоть до наших дней. В сборник включены также стихи автора и её близких о «тёплой земле детства».
Задача серьёзная и неожиданная. Я начинаю перелистывать страницы. И на каждой из них погружаюсь не просто в атмосферу замкнутого семейного быта. Через рассказы, в основе которых лежат воспоминания старшего поколения, зримо предстаёт жизнь всей страны. А поэтические вставки одухотворяют повествование, помогают понять, как и чем «дышала» семья. Да разве только семья? Нет, так жила страна – верой в светлое будущее, на которое нужно было самоотверженно трудиться. И каждый член семьи впитывал это понимание с детства.
Военные годы тяжело отразились и на этой семье. Рассказ о героическом родственнике автора Евгении Кобытеве, известном художнике и авторе книги «Хорольская яма», повествующей об ужасах концентрационного лагеря советских военнопленных на Украине, глубоко трогает душу. Вместе с тем в книге нет непрерываемого повествования о тяготах и трудностях жизни. Они были, но природная жизнестойкость, любовь, чувство локтя, наконец, врождённое чувство юмора членов этой семьи помогали выжить, растить детей, созидать.
В семье все писали стихи! Может, это и не удивительно: ведь в те годы уже со школьной скамьи детей приобщали к хорошей поэзии, люди ценили книгу и читали классиков. Не могу не привести примеры из творчества родителей Татьяны Рыжовой. Вот лишь небольшой отрывок из поэтических раздумий её отца, навеянных драматическими событиями 90-х годов. Кажется, что никакие исторические документы не смогут раскрыть ситуацию тех дней глубже, чем этот поэтический монолог сельского пенсионера и честного коммуниста, обращённый к своей жене:

Ну что ж, жена, зажжём коптилку?
Погасла лампа Ильича …
Хлебнуть бы горькой из бутылки
Без разрешения врача.
Шучу, конечно! Пить не станем.
Мы непривычны с горя пить.
Да и бутылки не достанем —
Нам хоть бы хлебушка купить.
О светлом будущем мечтая,
Мирились с трудною судьбой.
Теперь в потёмках доживаем
Свой пенсионный век с тобой.
Цена свечи — как булка хлеба
Не по карману нам сейчас.
Не обращай молитвы к небу —
Навряд ли Бог услышит нас.
Мы столько лет над ним глумились,
Что даже страшно вспоминать.
Потом как будто спохватились
И стали храмы воздвигать …

А лирические строки материнского стиха, посвящённые первой любви – любви с печальным концом, с несостоявшейся свадьбой не по её вине:

…Пусть несбывшимся счастьем она нас манила,
Как далёкая в небе полночном звезда,
Но хоть несколько светлых минут подарила,
О которых уже не забыть никогда.

Не забыть, что любили и были любимы,
Пусть же чаще нам снятся весенние сны!
Остудили бы сердце холодные зимы,
Если б не было первой любви и весны.

Сколько женского достоинства, мудрости и благодарения жизни за светлые минуты, дарованные судьбой! Как далеки эти светлые чувства от вакханалии сегодняшнего дня, когда центральное телевидение страны ищет отца ребёнка девицы, которым может быть любой из парней её деревни!
Читать страницы из главы «Память сердца» невозможно без волнения, а иногда трудно сдержать слёзы. Это не сухое изложение событий, интересное только узкому семейному кругу. Правда жизни подана столь пронзительно и точно, таким языком, что ты невольно становишься участником событий, а не сторонним их наблюдателем. Порой кажется, что автор взял эти истории из жизни твоей и твоих родных.
В этом плане интересна и вторая глава «Тёплая земля детства». Она вносит некоторую разрядку в «серьёзность» тем, затронутых автором в первой главе. События-воспоминания окрашены чистотой детского взгляда на жизнь. Стоит углубиться в чтение таких казалось бы простых по событийному ряду рассказов, как «Обезьянка на новогоднем утреннике» или «Как Оля белое платье «обновила», — да практически любого! — и ты окунаешься в светлый мир детства, которое для нас всегда окрашено в тёплые тона, даже если оно было далеко не безоблачным. Юмор и непосредственность изложения событий в рассказах наверняка вызовет улыбку, а то и смех читателя.
Удивительное дело – возрастной диапазон читателей, которым адресована книга, широк: она интересна старшему поколению – это память прожитых лет, наших судеб; она захватит и юных – ведь в ней столько забавных событий, которые случаются с детьми в любые времена!
Что же, в принципе, отличает эту книгу от других, написанных в жанрах биографической повести, очерка или монографии? Это — живое, облачённое в художественную форму, повествование-воспоминание о жизни не только членов одного семейного клана, это – художественная панорама жизни страны на протяжении нескольких десятилетий. Без назидания, без стремления автора навязать свою точку зрения. Она сама формируется у читателя и, возможно, совпадает с авторской. Небанален и метод использования в книге разнообразных жанров, которые автор органично вплетает в общее течение повествования.
И хотя почти в каждом разделе есть указание, на основе воспоминаний кого из родных автора написан тот или иной рассказ, в полной мере ощущается твёрдая рука главного задумщика в формировании единой конструкции книги, и, конечно, — неординарного автора, составителя, оформителя и редактора.
Книга стоит того, чтобы её открыть и окунуться в мир людей, которых жизнь научила ценить счастье жить.

Ирена Панченко,
член СП России,
заслуженный работник культуры РФ,
полётный работник общего образования РФ

Короткий список участников поэтического конкурса «Высота»

 

КОРОТКИЙ СПИСОК
участников поэтического конкурса «Высота»
посвящённого 20-летию подвига десантников

шестой парашютно-десантной роты сто четвертого гвардейского парашютно-десантного полка
семьдесят шестой гвардейской воздушно-десантной дивизии

 

  1. Валентина Алексеева, г. Псков
  2. Илья Бестужев, г. Москва
  3. Михаил Вахтин, Воронежская область, г. Воронеж
  4. Анатолий Вершинский, Московская область, г. Раменское
  5. Тихон Громкий, г. Севастополь
  6. Алексей Дельнов, Владимирская область, г. Собинка
  7. Нина Жильцова, г. Санкт-Петербург
  8. Андрей Канавщиков, Псковская область, г. Великие Луки
  9. Рустам Карим, Татарстан, г. Казань
  10. Владимир Корнилов, Иркутская область, г. Братск
  11. Василий Краснов, Тамбовская область, г. Жердевка
  12. Светлана Леонтьева, Нижегородская область, г. Нижний Новгород
  13. Николай Пересторонин, Кировская область, г. Киров
  14. Александр Савенков, Донецкая Народная Республика, г. Горловка
  15. Александр Себежанин, г. Псков
  16. Наталья Страхова-Хлудок, Псковская область , г. Невель
  17. Анатолий Чертенков, Ленинградская область, г. Тихвин
  18. Алесандр Чжоу, г. Москва
  19. Юрий Щербаков, Астраханская область, г. Астрахань
  20. Елена Ядрина, Ставропольский край, ст. Зольская

Примечание: фамилии и псевдонимы участников конкурса размещены в алфавитном порядке.