Архив рубрики: Новости

Новости литературы

Жюри всероссийского поэтического конкурса «Высота»

 

СОСТАВ ЖЮРИ
всероссийского поэтического конкурса «Высота»
посвящённого 20-летию подвига десантников шестой парашютно-десантной роты сто четвертого гвардейского парашютно-десантного полка семьдесят шестой гвардейской воздушно-десантной дивизии

Игорь Тюленев (г. Пермь) — председатель жюри. Поэт, член Союза писателей России. Секретарь Союза писателей России. Лауреат Всесоюзного литературного конкурса им. Н. Островского. Лауреат премии им. Фатиха Карима, премии Союза писателей России «Традиция» и многих других. За книгу стихов «И только Слово выше Света» Игорь Тюленев стал Лауреатом премии «Имперская культура» и Лауреатом Международной премии им. Сергея Михалкова «Лучшая книга 2012 года». Автор 22 сборников стихов и более трех сотен публикаций во всесоюзных альманахах, сборниках, литературно-художественных журналах.

Виктор Верстаков (г. Москва). Поэт, член Союза писателей России. Член Правления Союза писателей России (с 1999). Окончил Военно-инженерную академию имени Дзержинского. Служил на подземном объекте в Подмосковье, затем был переведен в военный отдел газеты «Правда». Неоднократно выезжал в «горячие точки», включая Афганистан и Чечню. Участвовал в военных операциях. Работал заместителем главного редактора еженедельник «Литературная Россия». Награжден орденами и медалями, в том числе «За боевые заслуги» и орденом «Знак Почета» с формулировкой «За достойное выполнение интернационального и служебного долга в Республике Афганистан», медалью «За укрепление боевого содружества» (2000). Лауреат литературных премий. Автор пятнадцати книг стихов, прозы и публицистики, посвященных героизму и быту советских и российских воинов, известных песен, в том числе знаменитой песни о подвиге 6-й роты — «Крылатая пехота не вышла из огня…»

Александр Орлов (г. Москва) Поэт, прозаик, историк. Окончил Московское медицинское училище № 1 имени И.П. Павлова, Литературный институт имени А.М. Горького и Московский институт открытого образования. Работает учителем истории, обществознания, основ философии, и права в столичной школе № 1861. Автор шести стихотворных книг и трёх книг малой прозы. Публиковался в широком круге изданий: «Бийский вестник», «День и ночь», «Дон», «Дружба народов», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Литературная учеба», «Москва», «Наш современник», «Подъем», «Сибирь», «Сибирские огни», «Сура», «Юность» и др. Лауреат Всероссийских конкурсов имени А.П. Платонова (2011), Ф.Н. Глинки (2012), С.С. Бехтеева (2014), Н.С. Лескова (2019). Обладатель «Золотого Витязя» (2019), «Бронзового Витязя» (2017), и специального приза ИС РПЦ «Дорога к храму» (2017) Международного славянской литературного форума «Золотой Витязь». Лауреат открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» ИС РПЦ (2018 и 2019). Живет в Москве.

Алексей Полубота (г. Реутово Московской обл.). Поэт, прозаик, эссеист, член Союза писателей России. Секретарь Союза писателей России Закончил Литературный институт им. А.М. Горького (семинар Юрия Кузнецова). Лауреат российских и международных литературных премий. Организатор литературно-гуманитарных акций в поддержку восставшего Донбасса: литературного десанта «Русские писатели – русскому Луганску» (2015), поэтического конкурса «Донбасс никто не ставил на колени» (2016). Сопредседатель клуба «Словороссия». Автор поэтических сборников «Россия – крест моей судьбы» (2001), «Время года — любовь» (2010), «Вечность» (2018).
Автор документального фильма «Зайцево. Храм на линии фронта», вошедшего в программу 24-го международного кинофестиваля «Радонеж».

Вита Пшеничная (г. Псков). Поэт, прозаик, эссеист, литературный критик, член Союза писателей России. Публикуется с 1986 года.
Лауреат и финалист Международных («Литературная Вена», «Русский Stil», «Мир без войн, насилия и фашизма») и Всероссийских («Живое Слово», «Рождественская звезда») и др. конкурсов. Автор пяти книг стихов. Неоднократно публиковалась в поэтических сборниках и литературной периодике России и зарубежья. Постоянный член оргкомитета фестиваля «Словенское поле» (Псков-Старый Изборск).

Положение о фестивале исторической поэзии «Словенское поле — 2020»

ПОЛОЖЕНИЕ
о десятом, юбилейном
фестивале исторической поэзии 
«Словенское поле — 2020»

I. Общие положения.
Десятый, юбилейный фестиваль исторической поэзии «Словенское поле — 2020» (далее – фестиваль) является неотъемлемой частью литературно-исторического проекта «Чтобы помнили».
Фестиваль организован и проводится Псковским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» (далее ‑ Псковское региональное отделение Союза писателей России) при поддержке Комитета по культуре Псковской области и Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск».
Учредителем фестиваля, является псковское региональное отделение Союза писателей России.

Цели и задачи фестиваля:
— увековечивание памяти выдающихся людей и значимых событий прошлого;
— популяризация творчества современных авторов, пишущих на историко-патриотическую тематику;
— сохранение чистоты и величия русского языка;
— укрепление национальных корней, национальной самобытности посредством приобщения подрастающего поколения к русской культуре;
— выявление и поддержка талантливых молодых поэтов;
— привлечение интереса широких кругов ценителей русской культуры к Старому Изборску как к историческому и культурному центру Псковщины и России в целом;
— организация творческого общения литераторов Псковской области, России и зарубежья;
— пропаганда лучших современных литературных произведений, посвящённых истории Псковского края и России в целом;
— приобщение молодёжи к поэтическому творчеству.

Период проведения фестиваля:
11 — 13 сентября 2020 года.

Место проведения:
11 сентября – г. Псков (прибытие участников, размещение, экскурсионный день).
12 сентября ‑ Музей-заповедник «Изборск», д. Изборск Печорского района Псковской области;
13 сентября ‑ г. Псков.

Программа фестиваля,  разрабатывается отдельно.
В рамках фестиваля проводятся поэтические конкурсы историко-патриотической направленности.
Конкурсы проводятся в очной и заочной формах.
Положение о конкурсах разрабатывается отдельно.
Участие в очном и заочном конкурсах одновременно — не допускается.

Участники фестиваля
В фестивале могут принять участие все желающие независимо от возраста, места жительства, известности, профессиональной подготовки, членства в творческих союзах и т.д.
В фестивале могут принять участие, как отдельные авторы, так и творческие коллективы и объединения независимо от места проживания при условии предварительной договорённости с Оргкомитетом.
Лица, не достигшие 18-летнего возраста, участвуют  в мероприятиях фестиваля в сопровождении взрослых, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

III. Заявка участника и оформление произведений.
Участие в фестивале – по заявке. Форма заявки согласно приложению.
К заявке в обязательном порядке, в том числе поэтами, участвующими в фестивале вне конкурса, либо в составе творческого коллектива, прилагаются авторские произведения.
Максимальный суммарный объём произведений для авторов, участвующих в фестивале вне конкурса – 96 строк, включая эпиграф (послесловие) к произведению.
Ограничения по объему конкурсных произведений определяются положениями о конкурсах.
Произведения помещаются под заявкой на участие в фестивале.
Формат произведений: шрифт ‑ Times New Roman; кегль шрифта ‑ 12; межстрочный пробел ‑ 1; выравнивание по левому краю.
Заголовок выделяется жирным шрифтом, эпиграф ‑ курсивом и отступом от левого края на 4-6 см, кегль шрифта эпиграфа ‑ 10.
Заявки с пометкой «Поэтический фестиваль «Словенское поле – 2020» направляются по 20.06.2020 включительно по E-Mail: slovenskoe.pole@ya.ru, либо письмом в адрес Псковского регионального отделения Союза писателей России: 180000 г. Псков ул. Ленина, 3.
При направлении электронной почтой заявка и произведения формируются одним файлом в формате MC Word, либо совместимым с ним (расширения: doc, docx, rtf).
При направлении заявки почтовым сообщением письму в обязательном порядке прилагается электронная копия заявки и произведений на CD-диске.
Сведения о заявках авторов, принятых к участию в фестивале, публикуются на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России «Псковский литературный портал» по мере их рассмотрения.

Заявка на участие в фестивале может быть отклонена в случае:
— неполного (некорректного) заполнения формы заявки;
— нарушения установленных настоящим положением правил оформления произведений, прилагаемых к заявке;
— несоответствия произведений, представленных вместе с заявкой, целям и задачам фестиваля;
— низкого литературного уровня произведений.
Произведения не рецензируются. Оргкомитет в переписку с авторами не вступает, причины отклонения заявок не разъясняются.

IV. Бюджет фестиваля
Фестиваль проводится с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, а также собственных средств организаторов фестиваля, средств спонсоров и меценатов.
Организаторы обеспечивают программу фестиваля.
Расходы на проезд до г. Пскова и обратно, проживание и питание несут участники фестиваля.

Дресс-код:
Участники фестиваля самостоятельно определяют для себя одежду, советующую мероприятиям фестиваля.
Категорически не допускаются мини-юбки, шорты, одежда вызывающего характера, нарушающая общепринятые понятия нравственности и морали. 

VI.Другое
Избранные произведения участников фестиваля публикуются в литературном альманахе, который будет издан по итогам реализации литературно-историппроекта «Чтобы помнили».
Авторы, произведения которых опубликованы в сборнике, получают один авторский экземпляр.
Участники фестиваля соглашаются с тем, что их произведения, представленные вместе с заявкой, а также произведения, прозвучавшие во время фестиваля, в течение трех лет с момента проведения фестиваля, могут быть опубликованы полностью либо частично в средствах массовой информации, на литературных сайтах, изданиях, освещающих поэтический фестиваль «Словенское поле — 2020», изданы иным способом, и не претендуют на выплату авторского гонорара.

VII. Партнёры фестиваля:
Комитет по культуре Псковской области;
Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»;
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Псковский областной колледж искусств имени Н.А. Римского-Корсакова»;
Общественный совет «Потенциал нации» (г. Москва);
Всероссийский открытый фестиваль молодых поэтов «Мцыри» (г. Москва);
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Псковская общеобразовательная школа-интернат».

Информационная поддержка:
Сайт Союза писателей России «Российский писатель»: http://www.rospisatel.ru;
Сайт Псковского регионального отделения Союза писателей России «Псковский литературный портал»: http://pskovpisatel.ru;
Филиал ВГТРК – ГТРК Псков: http://www.gtrkpskov.ru;
Сетевое издание «Псковское агентство информации»: http://informpskov.ru;
Электронное периодическое издание «Псковская Лента Новостей» (ПЛН): http://pln-pskov.ru;
Сайт музея-заповедника «Изборск»: http://www.museum-izborsk.ru

В ходе подготовки фестиваля перечень партнёров может быть дополнен.


Приложение: Форма заявки на участие в фестивале

Литературно-исторический проект «Чтобы помнили » реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Первое видео акции «Бессмертный полк русской поэзии» пришло из Донецка

Первое видео международной историко-литературной акции «Бессмертный полк русской поэзии» пришло из Донецка, от известного поэта, барда и общественного деятеля
Владимира Скобцова

На видео Владимир Скобцов читает стихотворение поэта-фронтовика, уроженца Славянска — Бориса Слуцкого ««Голос друга». Символично содержание стихотворения, ставшего первым в этой поэтической акции:

Вторым видео, опубликованном на канале акции, стала запись выступления псковича Владимира Иванова со стихотворением Игоря Григорьева «Красуха»:

Напомним, международная акция «Бессмертный полк русской поэзии», стартовавшая 9 марта 2020 года, посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и направлена на на увековечивание памяти поэтов-фронтовиков и поэтов-блокадников, а также возвращение российскому читателю их стихов.

Акция проводится в рамках литературно-исторического проекта «Чтобы помнили», получившего поддержку Фонда президентских грантов.

Акция «Бессмертный полк русской поэзии»

Псковское региональное отделение
Общероссийской писательской организации
«Союз писателей России»
объявляет о начале проведения
историко-литературной акции
 

Международная историко-патриотическая акции «Бессмертный полк русской поэзии» (далее – акция) посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и направлена, в первую очередь, на увековечивание памяти поэтов-фронтовиков, возвращение читателю их стихов, приобщение к этим стихам детей и юношества.
Акция проводится Псковским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз писателей России»  в рамках литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» и представляет собой поэтический видеомарафон, в котором могут принять участие все желающие, независимо от возраста и страны проживания.
Чтобы стать участником акции, достаточно записать (при помощи видеокамеры, веб-камеры, фотоаппарата, мобильного телефона и т.д.) видеоролик, с декламацией произведения поэта – участника Великой Отечественной войны, либо поэта, проживавшего в г. Ленинграде в период его блокады (поэта-блокадника), написанное на русском языке и направить его в адрес организаторов акции.
Организатор акции открывает видеоканал платформе сайта YouTube, на котором, будут публиковаться стихотворения фронтовых поэтов, в декламации жителей России и зарубежья, в популярном на сегодняшний день формате видеороликов. Оформление видеороликов в едином формате Организатор акции берёт на себя.
В ходе акции планируется сотрудничество с литературными сайтами в сети Интернет, будут задействованы социальные сети, различные группы и сообщества литературной направленности.
На региональном уровне, дополнительно, планируется проведение очной акции с выступлением детей и юношества на праздничных концертных площадках в День Победы, в библиотеках города, домах ветеранов, а также их выступлением на фестивале исторической поэзии «Словенское поле – 2020».
Организованное прохождение участников акции в колонне Бессмертного полка в День Победы – не планируется, т.к. мы убеждены, что решение об участии в данном шествии – личное дело каждого гражданина и не может быть организовано с применением административного ресурса, в рамках какой-либо акции или проекта.
Мы надеемся, что к акции присоединятся медийные персоны России – известные поэты и писатели, артисты, спортсмены, политики, а также рассчитываем на поддержку местных и федеральных средств массовой информации.

Акция проводится впервые.

Положение об историко-литературной акции «Бессмертный полк русской поэзии» опубликовано на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России.


Литературно-исторический проект «Чтобы помнили» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов

Судьбы трагический роман. Вышел новый номер журнала «Родная Ладога»

 «СУДЬБЫ ТРАГИЧЕСКИЙ РОМАН»
вышел новый номер журнала «Родная Ладога» №4 (50) 2019

Именно этими словами, вынесенными известным публицистом и литературным критиком Эдуардом Анашкиным в название своей статьи, можно озаглавить аннотацию нового номера журнала «Родная Ладога» (гл. редактор Андрей Ребров) и охарактеризовать содержание. Эдуард Анашкин (Самарская обл., с. Майское) в исследовании, названном «Судьбы трагический роман», рассказывает о новом произведении Александра Лаптева «Бездна», повествующем о самом трагическом периоде жизни сибирского классика Петра Поликарповича Петрова. Его творческая жизнь пришлась на первую треть прошлого века. Времена были страшные, но честь и правда оставались главными красками талантливых писателей, каким был П.Петров, репрессированный в 1941-ом и погибший в том же году.

 О трагических революционных временах прошлого века, повлиявших на судьбы всех русских людей, не забываем мы поныне во избежание повторения ошибок. Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов) эту тему глубоко исследовал в своей новой книге «Чаша Господня и чаша бесовская». Продолжает ее и в новой статье «Бежим от Суда!» С разъяснением библейских архетипов, в системе философских смыслов, посредством художественных и литературных образов он, богослов и историк, предостерегает от подобных революционных трагедий. Приводя красноречивые цитаты ниспровергателей Царской России, митрополит Константин заставляет читателя сформировать собственное мнение о допустимости или недопустимости революционного способа решения социально-политических вопросов. Что такое революция без романтических лозунгов, Владыка Константин показывает посредством «откровений» омского рабочего Мясникова, организатора убийства Великого князя Михаила Александровича. «Организатор убийства Великого князя Михаила Александровича (в ночь с 12 на 13 июня 1918 г.) Г. Мясников написал «Философию убий­ства», уникальнейшее произведение, раскрывающее для нас многие темные места истории. Труд имеет подзаголовок «Как и почему я убил Михаила Романова». Он так описывает свою палаческую инициативу:
«Это надо сделать так, чтоб и голову контрреволюции снять, и Совет­скую власть оставить в покое… Но как делать? Если пойду в номера и про­сто пристрелю Михаила, то кто поверит, что я, член ВЦИК, действовал без предварительного обсуждения с верхами? Не поверят… Как быть? А что, если взять да и “бежать”? (Этот термин у Мясникова явно означает «убить при попытке к бегству»). А почему бы нет? И если он (Михаил) до сих пор не убежал, то только потому, что он лени­вый дурак. Это не расстрел, не убийство: он исчез, его нет». <…>

Самое интересное с религиозно-философской точки зрения — это то, как Мясников готовил себя в идейном плане к этому убийству: «Я, может быть, физически не убью ни одного, но надо быть лично готовым к тому, чтобы убить их всех: И только в том случае я имею право пойти на это дело: Готов ли я? Без всяких колебаний: А странно все-таки: Иван Сусанин, крестьянин, спасает Михаила I. А я, рабочий, изгой, смерд, уничтожаю Михаила II и последнего. Начало и конец, альфа и омега: Ми­хаил: Кто я? Сын смерда, пролетарий, сижу в одиночке. За что? За мою правду; за то, что, вкусив от древа познания добра и зла, понес эти плоды к таким же пролетариям: Вот я — атеист, а там — православные, Досто­евские, Мити и Алеши Карамазовы. Это они поют “Христос воскресе”, избив меня за то, что я не хочу им подпевать. Может, поэтому я понимаю образ Смердякова, как еще никто не понимал: Если Моисей убивает 15 000 человек, то это нормально и законно, а если трудовик убил Моисея, то это богопротивно, ибо “не убий”… Если б Толстому предстояло убить Михаила и спасти тысячи жизней трудовиков, то убил бы он? Если б ему нужно было убить тифозную вошь и тем спасти множество жизней от заразы? Убил бы он и не задумался? А Достоевский? Этот откровенный защитник самодер­жавия, православия и народности стал бы думать еще меньше, чем Толстой: Надо реабилитировать Смердякова от гнусностей Достоевского, показать величие Смердяковых-борцов на сцене битвы свободы с гнетом богов…»

О глубинных причинах и трагических результатах революций в России в начале прошлого века в статье «Нужны ли были революции?» размышляет русский аристократ, князь Александр Трубецкой (Париж, Франция), предки которого оказались в вынужденной эмиграции во Франции. Слова И.Ильина, взятые как эпиграф, поясняют точку зрения автора, раскрывают содержание статьи: «Трагическая судь­ба увлекает Россию, свершает­ся исторический рок, подводятся итоги наследственным грехам и ве­ковым недугам… Душа изнемогает от скорби и стыда при виде нашего великого крушения. Но из-за сты­да и из-за скорби не угасает вера в наше будущее возрождение. Русский народ выстрадает свое разложение и свое падение, опомнится, взалкает и возродится».

 Революцией оказалась сломана судьба еще одного нашего соотечественника, сына эмигрантов первой волны Игоря Андрушкевича, оказавшегося в юном возрасте в Аргентине. О трудном эмигрантском послевоенном бытии своем и своих соотечественников он рассказывает в воспоминаниях «Семьдесят лет в Аргентине». О том, какую прекрасную Россию мы и они потеряли, можно представить по статье доктора философских наук Вячеслава Возчикова (Бийск, Алтайский край) «Жили два товарища. Эскиз к биографии Эриха Федоровича Голлербаха». Она посвящена легендарной, забытой личности, «певцу» Царского Села в его имперском величии, литературному критику и поэту Эриху Голлербаху и его творческим друзьям.

 Революционный вопрос – вопрос нравственный, а нравственный вопрос –

вечный и всегда современный. Публицистика журнала отражает нравственное состояние современного общества, показывает его в соотношении с исконной русской традицией, определяет идеей служения, отмечает невысокий уровень современной культуры. Выдающийся наш современник, мыслитель Владимир Крупин (Москва) прислал для публикации свое выступление «Желание спасти душу и совесть. Программа превращения детей в животных» на заседании Общественной палаты по вопросу «Роль литературы в духовно-нравственном формировании общества». Известный поэт, публицист, философ Григорий Калюжный (Москва) ставит острые духовно-нравственные вопросы в статье «Православный патриотизм и “окно Люцифера”», доказывая современному апостасийному миру, что человеческая жизнь держится на животво­рящей святости всего Сущего, т. е. на Имени Господнем, вне Которого нет ничего истинного, а значит, и святого ничего нет. Убедителен пример трагической жизни царского контр-адмирала Капниста, убитого большевиками за братолюбие.

Литературовед, поэт Алексей Шорохов (Москва) вспоминает о трагических судьбах русских писателей, опаленных революционной пропагандой. В статье «Новокрестьянские поэты: исповедничество в слове. О причинах избирательной ненависти к русской деревне и ее певцам» автор показывает, что в беспощадной системе большевистских репрессий против русской культуры больше всех досталось крестьянским писателям, понимавшим демонизм большевистской власти. Эта власть их всех уничтожила.

 Размышления митрополита Тихона (Шевкунова) /Псков/ «Нас ведет Господь» имеют религиозное содержание и художественную ценность. Они посвящены вопросам монастырской жизни. Владыка Тихон утверждает и доказывает, что Церковь – самое главное Божие творение. «Если мы зададим себе вопрос: «Какое из творений Божиих самое прекрасное, самое величественное, самое главное?» — то, наверное, многие из нас ответят, что это — че­ловек. И будут неправы. Потому что самое главное, самое прекрасное и величественное творение Божие — это Его Церковь. Церковь — это мы с вами и продолжение Боговоплоще­ния в истории человечества». Именно в Церкви формируются души праведников.

 О том, что такое праведность и каковы ее характеристики, на примере творчества Н.Лескова разъясняет доктор филологических наук литературовед Алла Новикова-Строганова (Орел) в статье «Рождественское спасение». Автор пишет: «Герой рассказа «Человек на часах» — солдат-часовой Постников — тип истинно лесковского «героя-праведника». В мучительной нравственной борьбе он сумел сделать правильный — праведный — выбор, “не сол­гав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив при­страстно врага”». В ряд русских праведников можно поставить великого нашего ученого Дмитрия Менделеева. В большой юбилейной статье «Русский гений – Дмитрий Иванович Менделеев», посвященный 185-летию со дня рождения исследователя и 150-летию открытия Периодического закона хи­мических элементов, доктор культурологи, профессор Галина Скотникова (Санкт-Петербург) на основе известных исследований создает мощный образ этого человека, благотворно повлиявшего на историю России на много веков вперед.

Большая, мудрая, благодарная статья мастера незабываемого, убедительного слова Николая Дорошенко (Москва) посвящена истории жизни и современному значению творчества Федора Абрамова «О творческой судьбе как о чуде. К 100-летию со дня рождения Федора Абрамова». Отношение автора к современному классику можно понять по таким словам: «Может быть, тайна различия не только в творческих, а даже и в чело­веческих судьбах Абрамова и Солженицына заключается в вот этих словах автора романов «Братья и сестры» и «Дом»: “Надо быть не правдоискате­лем, а правдоустроителем”».

О своих друзьях, ушедших из жизни, о выдающемся писателе Василии Белове, поэте Сергее Викулове и др. вспоминает петербургский поэт Николай Рачков (Санкт-Петербург) в статье, озаглавленной строкой из стихотворения, посвященного Василию Белову, «Мы его неизменно с надеждою в сердце встречали». Критическая точка зрения – прозаика, публициста, Бориса Подопригоры (Санкт-Петербург) на другое современное творчество, а именно, на фильм Павла Лунгина «Братство» выражена в решительных формулировках. Офицер, служивший во многих горячих точках, в Афганистане, Б.Подопригора уличает известного режиссера в неправде жизни, в незнании истинных, действительно братских армейских отношений. Статья «Война и “Братство”» — размышление доказательное и поучительное

Поучительной можно назвать представленную в журнале прозу современных авторов. Опубликованы произведения Михаила Зарубина (Санкт-Петербург), Виктора Потанина (Курган), Игоря Гуревича (Архангельск). Это произведения о человеческих поступках, об ответственности за свою малую и большую Родину. Подобной ответственности учат материалы исторического блока. Поэт, публицист Сергей Корытин (Санкт-Петербург) в статье «Что Россия делает в Сирии?» раскрывает этот вопрос в исторических, политических, нравственных координатах российского бытия. Доктор технических наук, историк, публицист Виктор Пархимович (Москва) в статье «Императорская авиация России» дает широкую картину истории возникновения авиации вообще и российской, в частности. Этот интересный материал, хорошо иллюстрированный, популярно изложенный, доступен и неспециалистам.

Постоянные авторы журнала Никита Шевцов и Елена Наумова (Москва) в своих путевых заметках «Родники великого языка» рассказывают о трех его хра­нителях, создателя­х толковых словарей – В. Виноградове, С.Ожегове и Л.Скворцове. Эти ученые, родившиеся в российской глубинке, стали мыслителями мирового значения. Чтобы почувствовать истоки вдохновения наших выдающихся соотечественников, авторы статьи посетили их родные места – Зарайск, Кувшиново, Суздаль. Русская литература благодаря таким изысканиями и усилиям многих современных писателей, являющихся примером новому поколению, продолжает свое полнокровное существование. И молодые писатели ярко, талантливо заявляют о себе своим творчеством. Об этом свидетельствует глубокая статья молодого критика Яны Сафроновой (Москва) о молодом, но уже известном прозаике Юрии Лунине «Когда я вырасту, я хочу быть маленьким мальчиком. О прозе Юрия Лунина».

Немало известных авторов опубликовано в рубрике «Поэзия». Надо отметить, что эта рубрика в данном номере журнала является интернациональной. Опубликованы стихи ведущих сербских поэтов Драгана Данилова (Белград, Сербия), Валентины Чизмар (Белград, Сербия), Славомира-Саши Нишавича (Нови Сад, Сербия). Современную европейскую поэзию представляет Эдуардо Мога – известный поэт и литературовед из Барселоны (Испания). Поэтическая публикация руководителя Академии Российской словесности Юрия Беляева (Москва) посвящена юбилею поэта. На страницах журнала также опубликованы стихи протоиерея Геннадия Рязанцева-Седогина (Липецк), Николая Пересторонина (Киров), Бориса Орлова (Санкт-Петербург), Татьяны Грибановой (Орел), Ольги Флярковской (Москва), Наталии Пунжиной (Гатчина, Лен. обл.), Елены Шаляпиной (Санкт-Петербург).

В журнале, по многолетней традиции, имеются сведения о вышедших книгах: обложки изданий и аннотации к ним дают представление о темах и жанрах современной русской литературы. На обложке картина Филиппа Москвитина «Генералиссимус А.В.Суворов».

Валентина ЕФИМОВСКАЯ

Начался приём заявок на Всероссийский поэтический конкурс «Высота»

 

1 марта начался прием заявок на участие во всероссийском поэтическом конкурсе «Высота» посвященном 20-летию подвига десантников 6 парашютно-десантной роты 104 гвардейского парашютно-десантного полка 76 гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Конкурс проводится Псковским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» в рамках литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» и направлен на сохранение исторической памяти о подвиге шестой роты, на высоте 776 Аргунского ущелья.

Заявки на участие в конкурсе принимаются до 25 мая. Один автор может направить на конкурс не более одного стихотворения, объемом не более 36 строк.

Победители и финалисты конкурса конкурса будут награждены специальными дипломами.
Произведения победителей и финалистов конкурса, а также избранные произведения его участников будут опубликованы на сайте Союза писателей России «Российский писатель», сайте Псковского регионального отделения «Союза писателей России» и в сборнике, изданном по итогам реализации литературно-исторического проекта «Чтобы помнили».

Ознакомится с положением о Всероссийском поэтическом конкурсе «Высота» и скачать заявку на участие можно на странице  конкурса.

 


Литературно-исторический проект «Чтобы помнили» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов

 

 

Псковские писатели стали лауреатами престижных литературных премий

Псковские прозаики Игорь Смолькин (Изборцев)
и Тауфик Рахматуллин  (Тимофей Рахманин)
стали лауреатами престижных литературных премий

Вручение Всероссийской литературной премии имени Н.С. Лескова «Очарованный странник» и Международной премии за лучший художественный перевод «Словес связующая нить» за 2020 год. Фотограф Борис Иванов.19 февраля в Союзе писателей России состоялось награждение лауреатов сразу нескольких литературных премий: «Золотой Витязь», «Лучшая поэтическая книга года», «Югра», «Очарованный странник» имени Николая Лескова и «Словес связующая нить» – премия для переводчиков.
Участвовали в церемонии награждения председатель Союза писателей России Николай Иванов, первый секретарь правления Геннадий Иванов, президент Литературного фонда «Дорога жизни», поэт Дмитрий Мизгулин, президент МСЛФ «Золотой Витязь», народный артист России Николай Бурляев, председатель жюри премии «Очарованный странник», председатель Псковского отделения СП России Игорь Смолькин
В вечере награждений принял участие посол Сербии.
«Золотого Витязя» получили Игорь СМОЛЬКИН и поэт Николай ДОБРОНРАВОВ.http://leskovpremia.ru.opt-images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/medialibrary/c2d/c2d16951423d6dc7d969c30848dce6a3.jpg?158618949943614
Лауреатами премии имени Н.Лескова стали прозаики Юрий КОЗЛОВ и Тауфик РАХМАТУЛЛИН, поэт Николай ДОБРОНРАВОВ, публицист Сергей АРУТЮНОВ. Дипломантами стали Зоряна Чеботарь (Луговая) и Юрий Бернадский.
Лауреатами премии за лучший художественный перевод «Словес связующая нить» стали Любимка МИЛАНЧИЧ (Сербия), Елка НЯГОЛОВА (Болгария), Юрий КЛЮЧНИКОВ, Мамед ОРУДЖИ (Азербайджан), Княз ГОЧАГ (Гурбанов).
Премию «Югра» получил Владимир ЛИЧУТИН, а за лучшую поэтическую книгу 2019 года премия вручена Николаю РАЧКОВУ.
На церемонии награждения выступили артисты Игорь Черницкий и Николай Романов.
Снимали церемонию телеканалы «Россия-1», «Культура», ОТР и «Союз».

 

 

 

На изображении может находиться: стол

На изображении может находиться: 1 человек, в помещении На изображении может находиться: 2 человека, люди стоят, костюм и в помещении
Нет описания фото. На изображении может находиться: 3 человека, люди стоят
На изображении может находиться: 6 человек, в помещении На изображении может находиться: 1 человек, костюм
На изображении может находиться: 2 человека, люди стоят, борода и в помещении На изображении может находиться: один или несколько человек, люди стоят и костюм
На изображении может находиться: 10 человек, стол и в помещении https://scontent.fhel4-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/87402753_3058793250821500_2642439312733372416_o.jpg?_nc_cat=101&_nc_ohc=oWp-auaUGwIAX9IBrw2&_nc_ht=scontent.fhel4-1.fna&oh=72d48f6bc3378883430f074a6774ed29&oe=5EC52602

На изображении может находиться: 3 человека

По материалам сайта газеты «День литературы»

«Непросто быть мужчиной». Литературный вечер, посвященный Дню защитника Отечества.

«НЕПРОСТО БЫТЬ МУЖЧИНОЙ»

Традиционная февральская встреча в Литературной гостиной писателей
на Рижском, 64 состоится 24 февраля в 18 час 30 мин.

В программе вечера стихи и песни,
а также давно обещанное прочтение
Народным артистом России Владимиром Свекольниковым
пушкинской поэмы в стихах «Граф Нулин»
.

В Великих Луках прошла презентация поэтического сборника Александра Сапрунова

6 февраля в Великолукской центральной городской библиотеке имени М.И. Семевского
состоялась презентация
поэтического сборника Александра Сапрунова «Легионер»

Книга А. А. Сапрунова рождалась долго и непросто. Как сказано в аннотации: «С одной стороны, ее можно назвать своего рода избранным, с которым поэт, выпускник Литературного института им. А. М. Горького, движется к полувековому юбилею. Но, с другой стороны, здесь совершенно нет мотивов подведения итогов или какого-либо самодовольного монументализма».
Александр Сапрунов родился в станице Новопокровская Краснодарского края. Работал в Кубанском казачьем хоре. Заочно учился в Литературном институте им. А. М. Горького. В 2013 году окончил его, семинар поэзии Владимира Фирсова, затем Андрея Василевского, главного редактора журнала «Новый мир», доцента кафедры Литинститута им. А. М. Горького. Долгое время жил в Москве, в Пскове. «Тянет сюда. Великие Луки – город с необыкновенной героической историей, город древнего русского порубежья, который можно только однажды полюбить и жить с этим чувством уже всегда» — так написал в 2014 году в газете «Великолукская правда. Новости», передавая слова поэта, главный редактор газеты Андрей Борисович Канавщиков. Александр Сапрунов печатался в Вологде, в Краснодаре, в сборнике творческой группы «Рубеж» «Из варяг в греки» (был составителем отдельных выпусков), в интернете на Стихи.ру и Проза.ру. Наконец, в конце 2019 года вышел в свет отдельный сборник стихов автора «Легионер».
Творческий почерк Александра Сапрунова, как написано в аннотации к книге, отличает обостренное чувство полутонов, интонационная чуткость, беспредельная отзывчивость к звуку и смысловая наполненность. Он всегда хочет сказать слишком много и в этом «слишком» — его выбор. Стихи Александра учат дорожить каждым мгновением жизни, не терять драгоценное время на вражду.
В Словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова понятие «Легионер» определено как «воин, солдат легиона». Александр в свое время увлекался историей Древнего Рима, поэтому название сборника выбрано им не случайно. Легионеру — герою поэтического сборника Александра Сапрунова, «…что вспомнить есть». И в стихотворениях он говорит читателям о том, что можно и нужно вспомнить. В книге представлена преимущественно, философская лирика, к которой Александр тяготеет, но есть и тонкие лирические стихи, посвященные природе, любовная лирика. Стихи прозвучали в исполнении библиотекарей муниципальных библиотек Елены Герасимчук, Настасьи Шахтеровой, Татьяны Колдуновой и других выступающих.
На презентации присутствовали люди, которые имеют непосредственное отношение к появлению этого поэтического сборника – поэт, прозаик, литературный критик, заместитель председателя правления Псковского регионального отделения Союза писателей России Андрей Канавщиков, поэт, прозаик, член Союза писателей России России — Татьяна Лапко, поэт Александр Юринов. В издании книги помогала Александру и Светлана Маришина из Петербурга, не приехавшая на презентацию. Первым из присутствующих выступил Андрей Канавщиков. Он отметил, что Александр тщательно работает над словом, проводит большую духовную работу, пробует слово на вкус, на ощупь. Ощущение настоящей поэзии присутствует в его стихах, несмотря на некоторые неровности и шероховатости. Присутствует и четкое направление движения стихотворений, что важно. Много стихов осталось за кадром, не вошло в книгу из-за требовательного отношения поэта к себе и своим стихам. Андрей Борисович прочитал, на его взгляд одно из лучших стихотворений о чеченской войне, — «Таинство тишины, спрятано и забыто…».
Андрей Канавщиков вручил Александру Сапрунову памятные сувениры, а также ему, Александру Юринову и Л. Лаврентьевой — знаки, посвященные 50-летию областной писательской организации.
Татьяна Лапко рассказала о том, что дружба с Александром началась с 2008 года, когда главный редактор газеты «Великолукская правда. Новости» Андрей Канавщиков поручил ей сделать фото героя нашего вечера. После этого состоялось знакомство со стихами поэта, которые произвели на нее сильное впечатление. Татьяна. Лапко отметила и человеческие качества Александра — скромность, человечность и готовность поспешить на помощь. Завершила же она свое выступление чтением стихотворения «Пророку железом ударили в рот…».
Александр Юринов знает Александра Сапрунова также достаточно давно. Их объединяют интересные разговоры о современной поэзии. Он вспомнил рассказы А. Сапрунова о Е. Рейне и С. Гандлевском. Пожелал же он автору ловить слова на «удочку», а не на «бредень», вспомнив стихотворение о поэзии А. Алехина, главного редактора журнала «Арион».
С выходом книги Александра Сапрунова поздравила и детская поэтесса Вера Сергеевна Принзюк.
После всех этих выступлений-поздравлений слово было предоставлено автору книги, который коротко рассказав о работе над ней, прочитал три стихотворения: «Легионер», «Нагайка», «Игольное ушко».
С музыкальными приветствиями выступили солистки ДМШ им. М. П. Мусорского Дарьяна Денисова и Виктория Савинова (руководитель Е. А. Савченко).

Вечер провела заместитель директора по культурно-массовой работе центральной городской библиотеки им. М. И. Семевского Алена Фролова.

По материалам Великолукской центральной городской библиотеки имени М.И. Семевского

Фотографии  Людмилы Минтюковой

Поздравляем Александра Себежанина с юбилеем

Сегодня отмечает юбилей наш дорогой друг, коллега,
замечательный русский поэт
Александр Себежанин

Настоящим поэтом можно только родиться, потому что дар поэта – это дар свыше, такому не научишься, сколько не грызи гранит наук. Александру повезло, Господь вышил полотно его жизни золотой нитью Поэзии, наделил высоким даром любви! Поэтому нельзя не согласиться со словами написавшего о нем литературного критика: «Любовь составляет основную, главную суть творческих исканий и находок поэта. В наш век дефицита любви стихи Александра Себежанина поражают своей чистотой, высотой и одухотворённостью. Когда читаешь стихи, то перед глазами встаёт образ святости, образ Божественной красоты, чувство забытого, поистине мужского восхищения Женщиной…»

О чем просит поэт Творца? Вот о чем:

Прошу, Господь, прости меня за грусть,
рожденную на кончике пера;
коленопреклоненно я молюсь — 
дай сил поверить в торжество Добра!

О чем мечтает?

Но — взлетать до синей высоты!
Но — шалеть от жизни горевой!
Среди вечной звёздной немоты
стих родить таинственно-живой!

Дорогой Александр!
Пусть в день семидесятилетия исполнятся
все твои прошения и мечты!
Береги свой дар!

Благополучия тебе, здоровья на многая и благая лета!
Пусть Господь хранит тебя и твоих близких!

От имени Псковского
регионального отделения
Союза писателей России
Игорь Смолькин

 


Александр Себежанин ( творческий псевдоним Александра Михайловича Павлова) родился в Тверской области, вблизи старинного русского города Торопца. Затем родители вернулись на родину матери в Себежский район Псковской области, где в чудесном озёрно-лесном краю прошли его детские и отроческие годы. Стихи начал писать в подростковом возрасте, сказалась любовь к прекрасной природе Псковщины, любовь к литературе и поэзии, атмосфера духовного подъёма 60-х годов. На протяжении всей жизни А. Себежанин увлекался поэзией, печатался в стенгазетах, дарил стихи друзьям, читал на праздничных мероприятиях. В 2003 году была выпущена первая небольшая книжка стихов «Так бывает и нет в том чуда…», в 2011 году вторая, под названием «Нежность сердца», издательство Рунета. В 2015 году в Пскове издан авторский сборник «В каждом с-LOVE». А в 2019 году вышел в свет книга избранной лирики «Сейчастье». Также А. Себежанин участник различных сборников поэзии, изданных в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Риге, Кемерово, Ленинск-Кузнецком и других городах.
Живет и работает в городе Пскове.

«Лишь слово вечно». В Пскове пройдёт вечер памяти писателей

27 января 2020 года
в Литературной гостиной псковских писателей
(Псков, Рижский пр., 64),
пройдёт первая в 2020 году встреча поэтов и прозаиков области

svecha_pamyati_1 По многолетней традиции вечер будет посвящён памяти ушедших псковских литераторов. Именно их стихи и проза будут звучать в зале.

В прошедшем 2019 году организация понесла тяжелые, невосполнимые утраты: ушли из жизни псковские писатели Александр Бологов, Борис Ильин, Геннадий Тумарев, Ларина Федотова.
2018 год унёс жизни известной псковской поэтессы Татьяны Гореликовой и  прозаика, публициста бывшего настоятеля Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарёва). В 2016 году умер Иван Калинин, в 2014 году — Николай Гончаров.
Этот скорбный список можно продолжать и продолжать…
И он будет продолжен на вечере памяти. Кроме произведений авторов, прозвучат рассказы о них, воспоминания коллег, учеников, единомышленников.

Вечер начнётся с молитвы, зажжётся свеча, которая будет гореть до окончания литературных чтений.

Начало вечера в 18 часов 30 минут

«Не иссякнет России родник…». Новые стихи Людмилы Тишаевой

 

Людмила Тишаева
Людмила Тишаева

г. Псков

Из
поэтического
сборника
«Калейдоскоп
судьбы»

Мне бы…

Мне метафор бы немножко
На лесной собрать поляне –
Прикормить стихи с ладошки,
Словно пташек утром ранним.

Мне б эпитетов нескучных
На лужку сложить стожками.
Их потом в мороз трескучий
Пришивать к стишку стежками.

Мне бы шёлковой травою
Опоясать рифмы в поле.
Сбрызнув стих живой водою,
Отпустить его на волю.

*  *  *

Ты подскажи мне, Господи, строку,
А дальше как-нибудь сама смогу
К ней подобрать и рифму, и размер…
Лишь строчку подскажи – всего-то дел!

Родится за строкой ещё строка,
Но это будет после, а пока –
Лишь строчку подскажи одну, прошу.
Ведь стих я без неё не напишу.

*  *  *

Уже отпели песню журавли,
Всё меньше дней становится погожих,
И дождь уже немало слёз пролил
На головы и зонтики прохожих.

Вот-вот деревья сбросят свой наряд,
И станет мир задумчивым и серым,
Но устремляться снова будет взгляд
На купола, с надеждою и верой.

Боль – любовь

Слова рифмую вновь: «любовь» и «боль»,
И никуда от этих слов не деться.
Прошу, судьба, душе моей позволь
У их костра ещё чуть-чуть погреться.

Коль есть Любовь, то значит, будет боль,
Ведь в мире есть разлуки и потери.
И значит, этой рифме быть, доколь
Любовь стучаться будет в наши двери.

Возвращение к маме

Увидеть мир я с юности мечтала,
Но родина манила всё сильней…
В Чугуев, где без мамы пусто стало,
Отправлюсь нынче в памяти своей.

Возьму билет на поезд, в край «вишнёвый» –
Страну, что лишь в душе теперь живёт.
Обнимемся, как прежде, с мамой снова –
Она в саду за домом вишни рвёт.

Припомню «немолочный» край средь ночи –
Там очередь всегда за молоком.
С утра стоит в ней мама, чтоб для дочки
Испечь в дорогу сдобных пирогов.

Отправлюсь в уголок земли «беспечный»,
Закончив неотложные дела. –
Пройдёмся вдоль реки небыстротечной,
Что змейкою под кручей пролегла…

Вот и опять я с мамой повидалась –
В мечтах своих, вернувшись в отчий дом.
И пусть об этом только лишь мечталось,
Но краски стали ярче за окном.

Иллюстрация к стихотворению «Возвращение к маме» — художник Оксана Широкая

Красота

А за окном такая красота!
И хорошо, что нет на нём узоров.
Мне кажется, что вовсе неспроста
Такая красота предстала взору.

Как будто бы узоры со стекла
Переместились чудом на берёзы,
И тихо в мир поэзия сошла,
На краткий миг, в сторонку сдвинув прозу.

Всё выбелено, даже небеса,
Лишь фонари желтеют меж ветвями…
Смогли б ту красоту впитать глаза,
Чтоб онемевшими воспеть её устами.

Осенний стих

Об осени слов сказано довольно…
Но вот сорвался с ветки лист кленовый,
Поэта взгляд задел его невольно, —
И стих уже готов родиться новый.

Вот грач, на вид напыщенный и важный,
Нашёл кусочек хлебной корки где-то,
Но оттеснил сизарь его отважно,
И бедный грач остался без обеда.

В окошко заглянувший луч нежданно,
Озябшему коту пригреет спинку, —
И кот затянет песнь свою гортанно,
Как патефон затёртую пластинку.

И песнь его, и клёна лист опавший,
И всех грачей, сбивающихся в стаи,
И солнца луч, коту тепло отдавший,
Я в жизнь свою, как в этот стих вплетаю.

Жизнь-сон

Вся наша жизнь реальная, по сути,
Собой напоминает  сновиденье,
В  котором, словно пазлы, сотни судеб
Собрались в нужном месте на мгновенье.

Там бури есть, и листьев тихий шорох,
И запах новогодних апельсинов,
И небо бесконечное, в котором
Летит тоска за клином журавлиным.

Там маленькое, крошечное счастье
Глядит на мир распахнутым окошком…
О, только б не рассыпалось на части,
И птицы не склевали б эти крошки!

Пусть обернётся сон строкой простою –
Наивною, прерывистой, щемящей,
Правдивою, а значит – не пустою,
И станет жизнью, жизнью настоящей.

Вот такие, брат, дела

Время нас, увы, не лечит
И не красит – лишь калечит
Наши бренные тела.
Вот такие, брат, дела.

По душе промчалась вьюга,
На висках оставив след.
Возврати мне, время, друга…
Лишь молчание в ответ.

А по телу, как по полю,
Борозда за бороздой. –
Это горюшко – не горе.
Время милое, постой.

Погоди ещё немного,
Передышку дай в пути.
Разреши собрать в дорогу,
Что смогла приобрести:

Смехотворный свиток знаний,
Пару-тройку верных строк,
Череду воспоминаний,
Пыль не пройденных дорог.

Собрала – что накопила,
Накопила – что смогла.
Я жила, и я любила…
Вот такие, брат, дела.

Советской Родине

Я благодарна той стране,
Где «утро красит нежным светом…»,
Где повезло родиться мне,
И мир увидеть нашим детям.

Семьи единой больше нет,
А есть отдельные квартиры,
И в каждой – личный кабинет
И с позолотою сортиры.

Адресовать проклятья той,
Что Родиной советской звали,
Теперь спешат наперебой
И те, кто ей «ура!» кричали.

Взгляну ноябрьским днём в окно,
Увижу шарик одинокий…
Вернуть страну, нам не дано,
Но извлекать дано уроки.

Ноябрь

Нелюбимое времечко года,
Бесприютный тоскливый ноябрь,

Что стучишься в окно в непогоду –
Видно, вымок насквозь и озяб?

Залетай – дверь открыта балконная, –
Ветер злой распахнул сгоряча.
Занимай в сердце место законное,
Будем с плюшками пить сладкий чай.

Не крути лишь шарманку унылую, –
Без неё на душе нелегко…
Подслащу мёдом время постылое,
На закате осенних деньков.

Иллюстрация к стихотворению «Ноябрь». Художник Оксана Широкая

Всё повторится 

Всё приходит своим чередом. –  
Вот и осень уж встала у входа.
Август с ней  поделиться готов
Золотою антоновкой с мёдом.

Не успеем и глазом моргнуть,
Как багрянцем затеплятся клёны,
И в свой первый отправится путь,
Замыкающий клин, журавлёнок.

Тучи небо затянут, потом
Дождь уступит дорогу метелям,
И войдёт Новый год в каждый дом
С заблудившимся в буднях весельем.

Ну а после наступит весна,
Чтобы снова всему повториться.
По ночам будет вновь не до сна,
О весне возвещающим птицам.

 Маленький Принц

«…не забывай: ты навсегда в ответе
за всех, кого приручил.»
                     Антуан де Сент-Экзюпер

 Если ночью не можете долго уснуть,
То попробуйте в звёздное небо взглянуть.
Может там, в запредельных мирах без границ,
Всей душой устремился к вам Маленький Принц.

Сердцем чутким найдёте дорогу средь звёзд
И при встрече сдержать не сумеете слёз,
Для которых и не было, в общем, причин. –
Просто  Маленький Принц вас к себе приручил.

Это значит, за вас он в ответе теперь –
Значит, будет беречь вас от бед и  потерь,
Значит, станет разлука немыслима вновь…
Это всё называется словом «любовь».

Два взгляда на дождь          

(Взгляд первый)

Прошу, мой снисходительный читатель,
Прощения за грусть в моих стихах.
Она всегда является некстати,
И с ней порой не справиться никак.

Вот дождь пошёл. Что радостного в этом?
Ведь так хотелось выйти погулять.
И гром гремит, гроза уж рядом где-то.
Ну как не впасть в отчаянье опять?

Стучат по стёклам капли – реже, реже…
Неужто дождь закончится вот-вот?
Но где же нотки радостные? Где же? –
Унёс их, видно, в люк водоворот. 

(Взгляд второй)

Ах, дождь пошёл – какая благодать!
И всё вокруг дождю и грому радо!
А мне стихи так хочется слагать –
Я дождь приемлю этот, как награду!

Стучат по стёклам капельки: «тук-тук!» —
Как будто рассказать хотят о важном
И весело на землю спрыгнув, вдруг,
В водоворот бросаются отважно.

А я смотрю во все глаза в окно,
И сердце замирает от восторга!
Дождю я несказанно рада, но…
Надеюсь, что продлится он не долго.

Эта осень

В эту осень войду не спеша –
Так, как входят в прохладную воду,
Чтобы с осенью свыклась душа,
Чтоб с душою сроднилась природа.

В эту осень войду не дыша,
Насыщаясь величием строгим.
Вековечную тайну верша,
Упадёт жёлтый лист мне под ноги.

Залюбуюсь его красотой, –
Он в ответ – над землёй закружи́тся…
Долго будут манить за собой
Этот лист перелётные птицы.

Приход зимы

С приходом зимы снова верится в сказки,
Что в детстве являлись всегда перед сном…
С палитры исчезнут осенние краски,
И станет декабрь колдовать над холстом.

Он первый мазок нанесёт осторожно,
Отступит слегка от холста, а потом –
Пройдётся размашисто снежной порошей,
И добрые феи влетят в каждый дом.

Развесят они кружева по окошкам,
Сквозь них заглядимся с восторгом на мир:
Увидим кормушку, в ней – хлебные крошки,
И пташек, летящих на сказочный пир.

Портрет

Для меня нарисовала
Доченька портрет.
Я на нём – ребёнок малый, —
Мне всего пять лет.

Мама рядышком со мною –
Очень молода!
Как же быстро, чередою,
Вдаль ушли года.

Надо мною – вишни ветка, —
Вот и весь сюжет…
Не рисунок это, детка –
В прошлое билет.

Иллюстрация к стихотворению «Портрет» — художник Оксана Широкая

Бомж Коля

На переходе к рынку «Нива»
Сидит и летом, и зимою
Бомж Коля добрый и красивый
С косматой русой бородою.

Стаканчик пластиковый рядом
Для мелочи – подаст, кто может,
И бомж, в глазах не пряча радость,
Произнесёт: «Храни вас, Боже».

Сегодня мимо вновь пойду,
Зонтом прикрывшись от пороши,
И, наклонившись, на ходу
Копеечку в стаканчик брошу.

«Спасибо» скажет Коля вслед
И утеплять продолжит ноги.
А я смолчу ему в ответ…
О, как же мы порой убоги,

Безмолвны и душою нищи!
Пускай бомж Коля с нас не взыщет.
Таких, как он – в России тыщи, —
Не хватит милости на всех!

Прости, Господь, нам этот грех.

 

Иллюстрация к стихотворению «Бомж Коля».  Художник Оксана Широкая.

* *  *

Я к воротам въездным, от Палат Приказных,
По дороге прошла не спеша.
И за Власьевской башней, у стен крепостных,
Встрепенулась в восторге душа:
Как же обликом строг и красив древний Псков!
Кром, что витязь – могуч и велик!
Сколько б лет ни прошло, ни минуло веков –
Не иссякнет России родник!

Отчет о работе Псковского регионального отделения Союза писателей России в 2019 году

По состоянию на 01.01.2020 на учёте в Псковском региональном отделении Союза писателей России состоит 45 человек.
В минувшем году организация понесла тяжелые, невосполнимые утраты: ушли из жизни псковские писатели Александр Бологов, Борис Ильин, Геннадий Тумарев, Ларина Федотова. Состав организации пополнился одним автором – в члены Союза писателей России принята талантливая великолукская поэтесса Светлана Размыслович.
Работа организации в 2019 году была направлена на создание новых литературных произведений, поддержку молодых талантливых авторов, сохранение литературного наследия Псковщины.
Высоко оценены читателями и литературоведами новые книги и публикации псковских писателей, в числе которых «Дневник» Валентина Курбатова и его публикации в журналах «Наш современник», «День и Ночь» (Красноярск), «Берега» (Калининград), «Дружба народов», а также в «Литературной газете», «Дне литературы».
Вышли в свет «Год души» (православный календарь с чтением на каждый день) и «Дар сокровенный» Игоря Смолькина (Изборцева) и его творческие работы «Там, где встречаются миры» (очерк «Наш современник»), «Чудеса болотные» (повесть, «Юность», № 8 (763), «Были и небыли Завокзалья» («Молодая Гвардия», № 11-12), («Родная Ладога», культурно-просветительский и литературно-художественный журнал, С.-Петербург № 3 (49) 2019 год).
Изданы сборники поэзии «Калейдоскоп судьбы» (Людмила Тишаева), «Райская птица» (Юрий Ишков), «Состояние расстояния» (Светлана Размыслович), «Цвела сирень» (Александр Рябихин), «Сейчастье» (Александр Себежанин). «Мой до тебя путь» (Вита Пшеничная), а также книги прозы и публицистики «Три войны полковника Богданова», «Недокошмаренные» «Серпы перекуются в мечи», «Чёрная кошка» (Андрей Канавщиков), «Скит» (Татьяна Дроздова).
Стихи псковских поэтов опубликованы в ежегодном альманахе «День поэзии. ХХI век» (С.-Петербург), сборнике современной славянской поэзии под названием «Хлеб» (Болгария), журналах «Новый Ренессанс» (Германия), «Московский вестник» (Москва), в сборниках «Бессмертный полк» и антологии «Литературная Евразия». Повести и рассказы наших прозаиков опубликованы в журналах «Наш современник» (Москва), «Молодая гвардия» (Москва), «Дружба народов» (Москва), «Родная Ладога» (С.-Петербург), «Север» (Петрозаводск), «Вертикаль» (Н. Новгород), «День и Ночь» (Красноярск), «Берега» (Калининград), в газетах «День литературы», «Литературная газета» (Москва), «Псковская правда» (Псков).
Татьяна Рыжова стала составителем книги «Псков, воспетый временем: билингвальный сборник стихов», куда вошли произведения псковских поэтов на русском и английском языках. Под редакцией Ирены Панченко вышел в свет литературно-художественный календарь «Псков-2020» с участием псковских поэтов и художников. Тамара Вересова подготовила к выпуску альманах «Псковский летописец». Андреем Бениаминовым подготовлен к печати сборник исторической поэзии «Словенское поле — 2019», в который вошли стихи поэтов — участников одноименного поэтического фестиваля.
Данный перечень опубликованных литературных трудов псковских писателей за период 2019 года не является исчерпывающим.
Центральным событием литературной и в целом культурной жизни Псковского региона явились первые Дни Пушкинской поэзии и русской культуры, в проведении которых участвовали и писатели Псковской области.
Значимым мероприятием стал фестиваль исторической поэзии «Словенское поле — 2019», который проводился в девятый раз и собрал более ста поэтов и любителей современной поэзии из 24 регионов России и ближнего зарубежья. В фестивале приняли участие председатель правления Союза писателей России Николай Иванов, а также известные российские поэты. Псковская поэтесса Диана Константинова, занявшая призовое место в молодёжной номинации фестиваля «Словенское поле», получила путёвку на международный фестиваль молодых поэтов «Мцыри» в г. Москва, где стала абсолютным победителем, получив гран-при и ряд дополнительных наград и дипломов.
Под руководством Игоря Плохова, прошел молодежный поэтический фестиваль «Зеленое яблоко». Реализован проект «Стихи и песни на границе России». В конкурсной программе проекта приняли участие более 50 конкурсантов из районов Псковской области и более 100 – из других регионов России.
Под руководством Валентина Курбатова состоялся 30-й Праздник фронтовой поэзии в Борках (Великолукский район) с четвертой страницей «Бессмертный полк русской поэзии». В. Курбатов выступил в Берлине в «Пушкинском обществе» на «Днях русской культуры». Показаны четыре серии передачи «Нечаянный дневник» на канале «Культура». Также В. Курбатов выступил со словом о русской традиции в Московском Доме кино в цикле вечеров «Возвращение на Родину». В День Победы 9 мая писатели выступили на литературных и концертных площадках городов Псков и Великие Луки.
В 2019 году проведено 12 поэтических встреч в «Литературной гостиной писателей», организовано и проведено более 50 тематических выступлений и презентаций в библиотеках города Пскова и области.
Москве, в Центральном Доме литераторов, организован поэтический вечер «Фестиваль “Словенское поле” собирает друзей»,  в котором приняли участие более 40 поэтов из Пскова, Великих Лук, Санкт-Петербурга, Смоленска, Москвы и Московской области. С приветственным словом к участникам встречи обратился председатель правления Союза писателей России Николай Иванов.
Организованы и проведены выступления детей, победителей фестиваля «Псковщина читает Пушкина» и псковских поэтов на площадках 31-х Ганзейских Дней в Пскове; в ежегодной акции «О Псков мой, город книгочей», в г. Опочка во время благотворительного концерта «За меня другие отпоют», посвящённом дню рождения Владимира Высоцкого, и в программе Фестиваля природы, посвящённом 25-летию Полистовского государственного заповедника. В октябре писателем Тамарой Вересовой проведены очередные IХ региональные краеведческие чтения в посёлке Бежаницы.
Успешно проведены выступления на радио «Россия-Псков» в рамках проекта ВГТРК Псков «Псковская тетрадь», в которых приняли участие более 30 псковских поэтов и прозаиков.
В Пушкинских Горах продолжил работу литературный клуб «Литературное Пушкиногорье». Руководителем клуба Натальей Лаврецовой проведено пять тематических встреч. В рамках работы клуба стало традиционным проведение вечера памяти известного российского пушкиниста и экскурсовода Александра Буковского.
Председатель правления Псковского регионального отделения Союза писателей России Игорь Смолькин принимал участие в различных общероссийских мероприятиях, в том числе в заседании секретариата Союза писателей, посвященного подведению итогов года.
Профессиональные знания писателей постоянно востребованы при проведении различных конкурсов. Валентин Курбатов продолжает работу в составах Президентского Совета и жюри премии «Ясная Поляна». Игорь Смолькин является председателем жюри Всероссийской литературной премии им. Н.С. Лескова «Очарованный странник» и международной литературной премии за лучший художественный перевод «Словес связующая нить». Андрей Бениаминов – председатель оргкомитета фестиваля «Словенское поле»,  член оргкомитета международного фестиваля молодых поэтов «Мцыри», региональный представитель всероссийского исторического форума «Настоящее прошлое. Научно-просветительская публицистическая программа противодействия искажению истории», проводимого редакцией «Литературной газеты». Псковские писатели входят в состав жюри поэтического фестиваля «Псковщина читает Пушкина», конкурса поэтического мастерства и народного творчества (прикладного искусства) Всероссийского общества слепых, областных молодежных поэтических конкурсов «ВриFMу», «Чернильница», «Зелёное яблоко» и ряда других.
Постоянное внимание уделяется людям с ограниченными возможностями. В 2019 году псковские поэты вместе с бардами выступили в Новосельском доме-интернате для престарелых и инвалидов Струго-Красненского района, в Опочецком доме-интернате для престарелых граждан и инвалидов, а также в Печорской районной библиотеке – перед жителями района и воспитанниками дома-интерната для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот.  Также были организованы: благотворительный концерт в интернате для престарелых и инвалидов в городе Опочка, новогодняя встреча-концерт в Красногородском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Псковские литераторы приняли участие в «Литературной беседке» (организатор – Областное отделение Всероссийского общества инвалидов), и в праздничном концерте в честь Всемирного дня инвалидов.
В рамках работы с молодёжью организована работа очно-заочной школы юных поэтов и прозаиков при областном ДДиЮ «Радуга». Проведен областной поэтический фестиваль «Псковщина читает Пушкина» на языках народов мира с участием детей и подростков из национальных диаспор, в котором приняло участие 206 детей и подростков. Совместно с молодыми литераторами в городе Псков создана литературная молодежная площадка «Сингуляр» на базе Историко-краеведческой библиотеки имени Василева. Ежегодно, в рамках фестиваля «Словенское поле» проводится конкурс молодых поэтов «Словенские ключи», победители которого, кроме дипломов и наград фестиваля, получают путевку в финал международного фестиваля «Мцыри».
Проведены литературные встречи с воспитанниками дошкольного отделения при МОУ «Псковская общеобразовательная школа-интернат», студентами Псковского Государственного университета, Великолукской государственной академии физкультуры и спорта, старшеклассниками ряда псковских и великолукских школ, а в «Литературной гостиной» Музея истории образования поэтического объединения «Золотое перо» — с представителями школ города Великие Луки.
Псковские писатели выступили с докладами в рамках работы научно-практической конференции «Моя история — моя культура», Международной Ганзейской конференции — «Документы Российского государственного Исторического архива о псковских вотчинах Никиты Алексеевича Татищева», ХVI Порховских краеведческих чтений.
Продолжает принимать посетителей музей «Кабинет писателя» (хранитель музея – Наталья Лаврецова). В 2019 году музей посетили более 250 человек. В их числе — учащихся школы-лицея № 20, коллектив историко-краеведческой библиотеки имени Василева, члены Псковского городского совета ветеранов войны и труда, группы из Старого Изборска, Пушкинского музея-заповедника, сборная группа москвичей – гостей Пскова и Пушкиногорья (среди них врачи, учителя) и другие группы.
Работа псковских писателей не осталась незамеченной как на региональном, так и на российском уровне. За достижения в области литературы Валентин Курбатов награжден медалью «За заслуги перед Псковской областью» и премией имени Федора Конюхова. Игорь Смолькин стал лауреатом премии Союза писателей России «Слово – 2019», а также получил Золотой диплом X славянского международного форума «Золотой витязь» и грамоту Издательского Совета Русской Православной Церкви, Ирена Панченко и Сергей Горшков – лауреатами премии Администрации Псковской области за 2018 год, Светлана Размыслович – лауреатом премии имени С.А. Есенина «О Русь, взмахни крылами-2019», а также завоевала первое место в конкурсе «Париж для меня» в номинации «Поэзия». Татьяна Дроздова стала победителем Всероссийского конкурса литературного творчества «Литературный вернисаж» в номинации «Из 21 века в век Серебряный», Татьяна Рыжова – победителем в конкурсе на лучший поэтический проект текста Гимна Псковской области. Тамара Соловьева вошла в число номинантов литературной премии «Русь моя» им. Сергея Есенина.