Первое видео акции «Бессмертный полк русской поэзии» пришло из Донецка

Первое видео международной историко-литературной акции «Бессмертный полк русской поэзии» пришло из Донецка, от известного поэта, барда и общественного деятеля
Владимира Скобцова

На видео Владимир Скобцов читает стихотворение поэта-фронтовика, уроженца Славянска — Бориса Слуцкого ««Голос друга». Символично содержание стихотворения, ставшего первым в этой поэтической акции:

Вторым видео, опубликованном на канале акции, стала запись выступления псковича Владимира Иванова со стихотворением Игоря Григорьева «Красуха»:

Напомним, международная акция «Бессмертный полк русской поэзии», стартовавшая 9 марта 2020 года, посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и направлена на на увековечивание памяти поэтов-фронтовиков и поэтов-блокадников, а также возвращение российскому читателю их стихов.

Акция проводится в рамках литературно-исторического проекта «Чтобы помнили», получившего поддержку Фонда президентских грантов.

Акция «Бессмертный полк русской поэзии»

Псковское региональное отделение
Общероссийской писательской организации
«Союз писателей России»
объявляет о начале проведения
историко-литературной акции
 

Международная историко-патриотическая акции «Бессмертный полк русской поэзии» (далее – акция) посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и направлена, в первую очередь, на увековечивание памяти поэтов-фронтовиков, возвращение читателю их стихов, приобщение к этим стихам детей и юношества.
Акция проводится Псковским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз писателей России»  в рамках литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» и представляет собой поэтический видеомарафон, в котором могут принять участие все желающие, независимо от возраста и страны проживания.
Чтобы стать участником акции, достаточно записать (при помощи видеокамеры, веб-камеры, фотоаппарата, мобильного телефона и т.д.) видеоролик, с декламацией произведения поэта – участника Великой Отечественной войны, либо поэта, проживавшего в г. Ленинграде в период его блокады (поэта-блокадника), написанное на русском языке и направить его в адрес организаторов акции.
Организатор акции открывает видеоканал платформе сайта YouTube, на котором, будут публиковаться стихотворения фронтовых поэтов, в декламации жителей России и зарубежья, в популярном на сегодняшний день формате видеороликов. Оформление видеороликов в едином формате Организатор акции берёт на себя.
В ходе акции планируется сотрудничество с литературными сайтами в сети Интернет, будут задействованы социальные сети, различные группы и сообщества литературной направленности.
На региональном уровне, дополнительно, планируется проведение очной акции с выступлением детей и юношества на праздничных концертных площадках в День Победы, в библиотеках города, домах ветеранов, а также их выступлением на фестивале исторической поэзии «Словенское поле – 2020».
Организованное прохождение участников акции в колонне Бессмертного полка в День Победы – не планируется, т.к. мы убеждены, что решение об участии в данном шествии – личное дело каждого гражданина и не может быть организовано с применением административного ресурса, в рамках какой-либо акции или проекта.
Мы надеемся, что к акции присоединятся медийные персоны России – известные поэты и писатели, артисты, спортсмены, политики, а также рассчитываем на поддержку местных и федеральных средств массовой информации.

Акция проводится впервые.

Положение об историко-литературной акции «Бессмертный полк русской поэзии» опубликовано на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России.


Литературно-исторический проект «Чтобы помнили» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов

Судьбы трагический роман. Вышел новый номер журнала «Родная Ладога»

 «СУДЬБЫ ТРАГИЧЕСКИЙ РОМАН»
вышел новый номер журнала «Родная Ладога» №4 (50) 2019

Именно этими словами, вынесенными известным публицистом и литературным критиком Эдуардом Анашкиным в название своей статьи, можно озаглавить аннотацию нового номера журнала «Родная Ладога» (гл. редактор Андрей Ребров) и охарактеризовать содержание. Эдуард Анашкин (Самарская обл., с. Майское) в исследовании, названном «Судьбы трагический роман», рассказывает о новом произведении Александра Лаптева «Бездна», повествующем о самом трагическом периоде жизни сибирского классика Петра Поликарповича Петрова. Его творческая жизнь пришлась на первую треть прошлого века. Времена были страшные, но честь и правда оставались главными красками талантливых писателей, каким был П.Петров, репрессированный в 1941-ом и погибший в том же году.

 О трагических революционных временах прошлого века, повлиявших на судьбы всех русских людей, не забываем мы поныне во избежание повторения ошибок. Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов) эту тему глубоко исследовал в своей новой книге «Чаша Господня и чаша бесовская». Продолжает ее и в новой статье «Бежим от Суда!» С разъяснением библейских архетипов, в системе философских смыслов, посредством художественных и литературных образов он, богослов и историк, предостерегает от подобных революционных трагедий. Приводя красноречивые цитаты ниспровергателей Царской России, митрополит Константин заставляет читателя сформировать собственное мнение о допустимости или недопустимости революционного способа решения социально-политических вопросов. Что такое революция без романтических лозунгов, Владыка Константин показывает посредством «откровений» омского рабочего Мясникова, организатора убийства Великого князя Михаила Александровича. «Организатор убийства Великого князя Михаила Александровича (в ночь с 12 на 13 июня 1918 г.) Г. Мясников написал «Философию убий­ства», уникальнейшее произведение, раскрывающее для нас многие темные места истории. Труд имеет подзаголовок «Как и почему я убил Михаила Романова». Он так описывает свою палаческую инициативу:
«Это надо сделать так, чтоб и голову контрреволюции снять, и Совет­скую власть оставить в покое… Но как делать? Если пойду в номера и про­сто пристрелю Михаила, то кто поверит, что я, член ВЦИК, действовал без предварительного обсуждения с верхами? Не поверят… Как быть? А что, если взять да и “бежать”? (Этот термин у Мясникова явно означает «убить при попытке к бегству»). А почему бы нет? И если он (Михаил) до сих пор не убежал, то только потому, что он лени­вый дурак. Это не расстрел, не убийство: он исчез, его нет». <…>

Самое интересное с религиозно-философской точки зрения — это то, как Мясников готовил себя в идейном плане к этому убийству: «Я, может быть, физически не убью ни одного, но надо быть лично готовым к тому, чтобы убить их всех: И только в том случае я имею право пойти на это дело: Готов ли я? Без всяких колебаний: А странно все-таки: Иван Сусанин, крестьянин, спасает Михаила I. А я, рабочий, изгой, смерд, уничтожаю Михаила II и последнего. Начало и конец, альфа и омега: Ми­хаил: Кто я? Сын смерда, пролетарий, сижу в одиночке. За что? За мою правду; за то, что, вкусив от древа познания добра и зла, понес эти плоды к таким же пролетариям: Вот я — атеист, а там — православные, Досто­евские, Мити и Алеши Карамазовы. Это они поют “Христос воскресе”, избив меня за то, что я не хочу им подпевать. Может, поэтому я понимаю образ Смердякова, как еще никто не понимал: Если Моисей убивает 15 000 человек, то это нормально и законно, а если трудовик убил Моисея, то это богопротивно, ибо “не убий”… Если б Толстому предстояло убить Михаила и спасти тысячи жизней трудовиков, то убил бы он? Если б ему нужно было убить тифозную вошь и тем спасти множество жизней от заразы? Убил бы он и не задумался? А Достоевский? Этот откровенный защитник самодер­жавия, православия и народности стал бы думать еще меньше, чем Толстой: Надо реабилитировать Смердякова от гнусностей Достоевского, показать величие Смердяковых-борцов на сцене битвы свободы с гнетом богов…»

О глубинных причинах и трагических результатах революций в России в начале прошлого века в статье «Нужны ли были революции?» размышляет русский аристократ, князь Александр Трубецкой (Париж, Франция), предки которого оказались в вынужденной эмиграции во Франции. Слова И.Ильина, взятые как эпиграф, поясняют точку зрения автора, раскрывают содержание статьи: «Трагическая судь­ба увлекает Россию, свершает­ся исторический рок, подводятся итоги наследственным грехам и ве­ковым недугам… Душа изнемогает от скорби и стыда при виде нашего великого крушения. Но из-за сты­да и из-за скорби не угасает вера в наше будущее возрождение. Русский народ выстрадает свое разложение и свое падение, опомнится, взалкает и возродится».

 Революцией оказалась сломана судьба еще одного нашего соотечественника, сына эмигрантов первой волны Игоря Андрушкевича, оказавшегося в юном возрасте в Аргентине. О трудном эмигрантском послевоенном бытии своем и своих соотечественников он рассказывает в воспоминаниях «Семьдесят лет в Аргентине». О том, какую прекрасную Россию мы и они потеряли, можно представить по статье доктора философских наук Вячеслава Возчикова (Бийск, Алтайский край) «Жили два товарища. Эскиз к биографии Эриха Федоровича Голлербаха». Она посвящена легендарной, забытой личности, «певцу» Царского Села в его имперском величии, литературному критику и поэту Эриху Голлербаху и его творческим друзьям.

 Революционный вопрос – вопрос нравственный, а нравственный вопрос –

вечный и всегда современный. Публицистика журнала отражает нравственное состояние современного общества, показывает его в соотношении с исконной русской традицией, определяет идеей служения, отмечает невысокий уровень современной культуры. Выдающийся наш современник, мыслитель Владимир Крупин (Москва) прислал для публикации свое выступление «Желание спасти душу и совесть. Программа превращения детей в животных» на заседании Общественной палаты по вопросу «Роль литературы в духовно-нравственном формировании общества». Известный поэт, публицист, философ Григорий Калюжный (Москва) ставит острые духовно-нравственные вопросы в статье «Православный патриотизм и “окно Люцифера”», доказывая современному апостасийному миру, что человеческая жизнь держится на животво­рящей святости всего Сущего, т. е. на Имени Господнем, вне Которого нет ничего истинного, а значит, и святого ничего нет. Убедителен пример трагической жизни царского контр-адмирала Капниста, убитого большевиками за братолюбие.

Литературовед, поэт Алексей Шорохов (Москва) вспоминает о трагических судьбах русских писателей, опаленных революционной пропагандой. В статье «Новокрестьянские поэты: исповедничество в слове. О причинах избирательной ненависти к русской деревне и ее певцам» автор показывает, что в беспощадной системе большевистских репрессий против русской культуры больше всех досталось крестьянским писателям, понимавшим демонизм большевистской власти. Эта власть их всех уничтожила.

 Размышления митрополита Тихона (Шевкунова) /Псков/ «Нас ведет Господь» имеют религиозное содержание и художественную ценность. Они посвящены вопросам монастырской жизни. Владыка Тихон утверждает и доказывает, что Церковь – самое главное Божие творение. «Если мы зададим себе вопрос: «Какое из творений Божиих самое прекрасное, самое величественное, самое главное?» — то, наверное, многие из нас ответят, что это — че­ловек. И будут неправы. Потому что самое главное, самое прекрасное и величественное творение Божие — это Его Церковь. Церковь — это мы с вами и продолжение Боговоплоще­ния в истории человечества». Именно в Церкви формируются души праведников.

 О том, что такое праведность и каковы ее характеристики, на примере творчества Н.Лескова разъясняет доктор филологических наук литературовед Алла Новикова-Строганова (Орел) в статье «Рождественское спасение». Автор пишет: «Герой рассказа «Человек на часах» — солдат-часовой Постников — тип истинно лесковского «героя-праведника». В мучительной нравственной борьбе он сумел сделать правильный — праведный — выбор, “не сол­гав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив при­страстно врага”». В ряд русских праведников можно поставить великого нашего ученого Дмитрия Менделеева. В большой юбилейной статье «Русский гений – Дмитрий Иванович Менделеев», посвященный 185-летию со дня рождения исследователя и 150-летию открытия Периодического закона хи­мических элементов, доктор культурологи, профессор Галина Скотникова (Санкт-Петербург) на основе известных исследований создает мощный образ этого человека, благотворно повлиявшего на историю России на много веков вперед.

Большая, мудрая, благодарная статья мастера незабываемого, убедительного слова Николая Дорошенко (Москва) посвящена истории жизни и современному значению творчества Федора Абрамова «О творческой судьбе как о чуде. К 100-летию со дня рождения Федора Абрамова». Отношение автора к современному классику можно понять по таким словам: «Может быть, тайна различия не только в творческих, а даже и в чело­веческих судьбах Абрамова и Солженицына заключается в вот этих словах автора романов «Братья и сестры» и «Дом»: “Надо быть не правдоискате­лем, а правдоустроителем”».

О своих друзьях, ушедших из жизни, о выдающемся писателе Василии Белове, поэте Сергее Викулове и др. вспоминает петербургский поэт Николай Рачков (Санкт-Петербург) в статье, озаглавленной строкой из стихотворения, посвященного Василию Белову, «Мы его неизменно с надеждою в сердце встречали». Критическая точка зрения – прозаика, публициста, Бориса Подопригоры (Санкт-Петербург) на другое современное творчество, а именно, на фильм Павла Лунгина «Братство» выражена в решительных формулировках. Офицер, служивший во многих горячих точках, в Афганистане, Б.Подопригора уличает известного режиссера в неправде жизни, в незнании истинных, действительно братских армейских отношений. Статья «Война и “Братство”» — размышление доказательное и поучительное

Поучительной можно назвать представленную в журнале прозу современных авторов. Опубликованы произведения Михаила Зарубина (Санкт-Петербург), Виктора Потанина (Курган), Игоря Гуревича (Архангельск). Это произведения о человеческих поступках, об ответственности за свою малую и большую Родину. Подобной ответственности учат материалы исторического блока. Поэт, публицист Сергей Корытин (Санкт-Петербург) в статье «Что Россия делает в Сирии?» раскрывает этот вопрос в исторических, политических, нравственных координатах российского бытия. Доктор технических наук, историк, публицист Виктор Пархимович (Москва) в статье «Императорская авиация России» дает широкую картину истории возникновения авиации вообще и российской, в частности. Этот интересный материал, хорошо иллюстрированный, популярно изложенный, доступен и неспециалистам.

Постоянные авторы журнала Никита Шевцов и Елена Наумова (Москва) в своих путевых заметках «Родники великого языка» рассказывают о трех его хра­нителях, создателя­х толковых словарей – В. Виноградове, С.Ожегове и Л.Скворцове. Эти ученые, родившиеся в российской глубинке, стали мыслителями мирового значения. Чтобы почувствовать истоки вдохновения наших выдающихся соотечественников, авторы статьи посетили их родные места – Зарайск, Кувшиново, Суздаль. Русская литература благодаря таким изысканиями и усилиям многих современных писателей, являющихся примером новому поколению, продолжает свое полнокровное существование. И молодые писатели ярко, талантливо заявляют о себе своим творчеством. Об этом свидетельствует глубокая статья молодого критика Яны Сафроновой (Москва) о молодом, но уже известном прозаике Юрии Лунине «Когда я вырасту, я хочу быть маленьким мальчиком. О прозе Юрия Лунина».

Немало известных авторов опубликовано в рубрике «Поэзия». Надо отметить, что эта рубрика в данном номере журнала является интернациональной. Опубликованы стихи ведущих сербских поэтов Драгана Данилова (Белград, Сербия), Валентины Чизмар (Белград, Сербия), Славомира-Саши Нишавича (Нови Сад, Сербия). Современную европейскую поэзию представляет Эдуардо Мога – известный поэт и литературовед из Барселоны (Испания). Поэтическая публикация руководителя Академии Российской словесности Юрия Беляева (Москва) посвящена юбилею поэта. На страницах журнала также опубликованы стихи протоиерея Геннадия Рязанцева-Седогина (Липецк), Николая Пересторонина (Киров), Бориса Орлова (Санкт-Петербург), Татьяны Грибановой (Орел), Ольги Флярковской (Москва), Наталии Пунжиной (Гатчина, Лен. обл.), Елены Шаляпиной (Санкт-Петербург).

В журнале, по многолетней традиции, имеются сведения о вышедших книгах: обложки изданий и аннотации к ним дают представление о темах и жанрах современной русской литературы. На обложке картина Филиппа Москвитина «Генералиссимус А.В.Суворов».

Валентина ЕФИМОВСКАЯ

Подвиг 6-й роты – начало возрождения русской веры в себя

20 лет назад произошёл бой на высоте 776 в Аргунском ущелье Чечни, вошедший в историю, как подвиг 6-й роты псковских десантников

https://mtdata.ru/u24/photo7B85/20419542693-0/original.jpg
В бою, который продолжался с 29 февраля по 1 марта 90 российских десантников 6-й роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии сдерживали банду чеченских боевиков и наёмников, численностью до 2,5 тысяч (по другим оценкам около 2 тысяч) человек.
Погибли 84 русских воина и по разным оценкам – от 400 до 600 бандитов.
Даже в масштабах Великой Отечественной войны подвиг 6-й роты псковских десантников выглядит, как выдающийся.
Однако любое событие вписано в контекст своего времени. Для начала «нулевых» это было… Когда автор этих строк впервые услышал из СМИ об этом событии, в памяти предстало что-то былинное, сродни подвигу отряда Евпатия Коловрата.
За что погибали псковские десантники Почти полтора десятилетия перед этим нам внушалась мысль об ущербности прошлого России и ещё большей ущербности её настоящего. Доминирующие в СМИ объяснения наших великих побед – «завалили трупами». А в настоящем, внушали нам, Российская армия даже и трупами завалить не способна «чеченских сепаратистов», несмотря на подавляющее превосходство в живой силе и военной технике.
И действительно, казалось порой: откуда ныне взяться героизму в нашей деморализованной армии. К тому же эта армия тогда в сознании многих существовала как бы сама по себе, оторванная от того, чем жили люди на «гражданке».
Помню, как однокурсники накануне штурма Грозного под новый год 1995 года удивлялись, почему меня так заботит, как будут разворачиваться события где-то там, очень далеко на Кавказе. Однова живём: поколение «ПИ» пытались убедить, что главное в жизни деньги, и все те удовольствия, которые можно купить на них. И ведь многих убедили.
Но не тех 90 псковских десантников, которые приняли решение стоять до конца. А ведь и их, судя по данным радиоперехватов, боевики пытались соблазнить деньгами, предлагали полмиллиона долларов, чтобы террористы спокойно могли уйти от возмездия.
Поэтому 1 марта с полным основанием можно назвать не только днём подвига 6-й роты, но и днём начала возрождения русской веры в себя, в свой трудный, но мужественный путь.
За прошедшие годы возникло много трактовок героической гибели 6-й роты. В том числе и явно злонамеренных, имеющих целью очернить этот подвиг, не дать ему стать одной из опор русского духа.
Но сила этого подвига такова, что даже рассказы чеченских террористов о том, что, якобы, псковских десантников поразили «ангелы Аллаха», выглядят беспомощной попыткой скрыть своё в первую очередь моральное поражение. Да, рота погибла, но оказалась сильнее духом боевиков и наёмников. И последствия той победы сказываются на нашем настоящем, будут сказываться и в будущем.

http://www.pskov.ru/sites/default/files/photos/2020/index89_0.jpgВот, что рассказал мне о подвиге, спустя 20 лет, Андрей Лобанов, который командовал сводным отрядом спецназа, первым оказавшимся на месте гибели 6-й роты.
— Почему вашему отряду не удалось до окончания боя прийти на помощь 6-й роте? Были для этого объективные причины?
— На момент начала боя мы базировались на высоте Даргендук 14.10 в трёх километрах от высоты 776.
До этого мы как раз выполняли задачи совместно с подразделениями 2 и 3 батальонов 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. 29 февраля 2000 года мы пришли с задачи, отдыхали. Ночью мне мой связист говорит: «Командир, внизу происходит что-то непонятное». Ребята из 6-й роты на 700 метров ниже нас были. До нас доходили звуки боя. У меня был хороший японский радиосканер и пеленгатор. Мы в радиоэфире слышали бой от начала до конца. Что и как там происходило. Скажу больше – мы даже записали это всё. У меня есть запись этого эфира, который я никому и никогда не показывал.
— Почему?
— Мы с боевыми товарищами, которые слышали в радиоэфире ход боя, решили, что не стоит бередить раны родных. Пусто запись так и останется между нами.
Мы пришли на место боя 1 марта около 12 часов дня. Быстрей прийти мы просто не смогли. Нам срочно дали задание, мы сформировали группу из спецназовцев из группы «Вымпел» и двух усиленных рот 108-го Кубанского десантно-штурмового полка.
Градус спуска с нашей высоты был достаточно большой, около 70 градусов, мы шли медленно. К тому же шли осторожно, проверяли, нет ли засад поблизости. Местами был глубокий снег.
Вышли на высоту Доставалова. Там десантники 6-й роты оборудовали окопчики ещё до боя на высоте 776. Высота Доставалова, кстати, достаточно удобна для обороны. Было видно, что ребята сорвались, оставили часть вещей и ушли. Мы поставили блокпост на этой высоте. Потом в обход по высотам вышли к высоте 776. Мы проходили тропами, которые были местами залиты кровью. Это «духи» уходили, у них было много раненных. Позднее разведка подтвердила. Раненных у них боевиков было много, очень много. Я не могу вам всё рассказать, мы потом работали по этой банде… нашли мы всех,
На высоте 776 мы увидели всю картину боя. После него прошло 6-7 часов. Светило яркое солнце. Нас там было несколько офицеров, мы как профессионалы ясно восстановили всю картину боя. Точное число потерь боевиков установить было трудно, но значительно больше ста человек, это точно. Около двадцати бандитов было брошено на месте боя, присыпано снегом. Почему именно их не вынесли – я не знаю. Обычно «духи» старались не оставлять тел погибших.
— Есть разные версии того, как погибла 6-я рота.
— В героизме 6-й роты никаких сомнений нет. Где застал их бой, там они и сражались. Группами занимали очаговую оборону. Никакой растерянности, делали всё грамотно, профессионально, насколько позволяла ситуация.
Было видно, что несколько раненных были добиты выстрелом в голову. Представьте себе: прислонённый к дереву сидит контрактник или прапорщик, он весь перебинтованный, А полукругом рядом с ним лежат бойцы. Они отстреливались, перевязывали друг друга и на этом же месте погибали. Все лежащие вокруг десантники погибли в бою, а вот этот перебинтованный боец, видимо, живой оставался, когда на высоту зашли «духи». Они его добили в упор, было видно, что выстрел сделан в лицо.
— Вы прошли обе Чеченские кампании. Доводилось видеть много примеров героизма наших солдат?

За что погибали псковские десантники
— Подвигов было много. Не раз боевые товарищи прикрывали друг друга, рискуя жизнью. Были примеры, когда наши танкисты не оставляли подбитые танки, продолжали сражаться, проявляли себя. Или можно вспомнить историю с защитой Железнодорожного вокзала в Грозном. Туда зашли рязанские десантники, помогли пехоте, которую сильно покромсали. Помогли им выйти, заняли этот вокзал и достаточно жёстко держали его. Морские пехотинцы Северного флота, пехотинцы 131-й Майкопской бригады тоже проявляли героизм. Примеров самоотверженности было много.
Просто 6-я рота – это пример, когда одно подразделение проявило массовый героизм. А если разобраться, в истории Чеченских кампаний есть множество примеров, на которых можно и нужно воспитывать подрастающие поколения.

Алексей Полубота

Источник:https://riafan.ru/1254743-za-chto-pogibali-pskovskie-desantniki

Начался приём заявок на Всероссийский поэтический конкурс «Высота»

 

1 марта начался прием заявок на участие во всероссийском поэтическом конкурсе «Высота» посвященном 20-летию подвига десантников 6 парашютно-десантной роты 104 гвардейского парашютно-десантного полка 76 гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Конкурс проводится Псковским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» в рамках литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» и направлен на сохранение исторической памяти о подвиге шестой роты, на высоте 776 Аргунского ущелья.

Заявки на участие в конкурсе принимаются до 25 мая. Один автор может направить на конкурс не более одного стихотворения, объемом не более 36 строк.

Победители и финалисты конкурса конкурса будут награждены специальными дипломами.
Произведения победителей и финалистов конкурса, а также избранные произведения его участников будут опубликованы на сайте Союза писателей России «Российский писатель», сайте Псковского регионального отделения «Союза писателей России» и в сборнике, изданном по итогам реализации литературно-исторического проекта «Чтобы помнили».

Ознакомится с положением о Всероссийском поэтическом конкурсе «Высота» и скачать заявку на участие можно на странице  конкурса.

 


Литературно-исторический проект «Чтобы помнили» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов

 

 

Псковские писатели стали лауреатами престижных литературных премий

Псковские прозаики Игорь Смолькин (Изборцев)
и Тауфик Рахматуллин  (Тимофей Рахманин)
стали лауреатами престижных литературных премий

Вручение Всероссийской литературной премии имени Н.С. Лескова «Очарованный странник» и Международной премии за лучший художественный перевод «Словес связующая нить» за 2020 год. Фотограф Борис Иванов.19 февраля в Союзе писателей России состоялось награждение лауреатов сразу нескольких литературных премий: «Золотой Витязь», «Лучшая поэтическая книга года», «Югра», «Очарованный странник» имени Николая Лескова и «Словес связующая нить» – премия для переводчиков.
Участвовали в церемонии награждения председатель Союза писателей России Николай Иванов, первый секретарь правления Геннадий Иванов, президент Литературного фонда «Дорога жизни», поэт Дмитрий Мизгулин, президент МСЛФ «Золотой Витязь», народный артист России Николай Бурляев, председатель жюри премии «Очарованный странник», председатель Псковского отделения СП России Игорь Смолькин
В вечере награждений принял участие посол Сербии.
«Золотого Витязя» получили Игорь СМОЛЬКИН и поэт Николай ДОБРОНРАВОВ.http://leskovpremia.ru.opt-images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/medialibrary/c2d/c2d16951423d6dc7d969c30848dce6a3.jpg?158618949943614
Лауреатами премии имени Н.Лескова стали прозаики Юрий КОЗЛОВ и Тауфик РАХМАТУЛЛИН, поэт Николай ДОБРОНРАВОВ, публицист Сергей АРУТЮНОВ. Дипломантами стали Зоряна Чеботарь (Луговая) и Юрий Бернадский.
Лауреатами премии за лучший художественный перевод «Словес связующая нить» стали Любимка МИЛАНЧИЧ (Сербия), Елка НЯГОЛОВА (Болгария), Юрий КЛЮЧНИКОВ, Мамед ОРУДЖИ (Азербайджан), Княз ГОЧАГ (Гурбанов).
Премию «Югра» получил Владимир ЛИЧУТИН, а за лучшую поэтическую книгу 2019 года премия вручена Николаю РАЧКОВУ.
На церемонии награждения выступили артисты Игорь Черницкий и Николай Романов.
Снимали церемонию телеканалы «Россия-1», «Культура», ОТР и «Союз».

 

 

 

На изображении может находиться: стол

На изображении может находиться: 1 человек, в помещении На изображении может находиться: 2 человека, люди стоят, костюм и в помещении
Нет описания фото. На изображении может находиться: 3 человека, люди стоят
На изображении может находиться: 6 человек, в помещении На изображении может находиться: 1 человек, костюм
На изображении может находиться: 2 человека, люди стоят, борода и в помещении На изображении может находиться: один или несколько человек, люди стоят и костюм
На изображении может находиться: 10 человек, стол и в помещении https://scontent.fhel4-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/87402753_3058793250821500_2642439312733372416_o.jpg?_nc_cat=101&_nc_ohc=oWp-auaUGwIAX9IBrw2&_nc_ht=scontent.fhel4-1.fna&oh=72d48f6bc3378883430f074a6774ed29&oe=5EC52602

На изображении может находиться: 3 человека

По материалам сайта газеты «День литературы»

«Непросто быть мужчиной». Литературный вечер, посвященный Дню защитника Отечества.

«НЕПРОСТО БЫТЬ МУЖЧИНОЙ»

Традиционная февральская встреча в Литературной гостиной писателей
на Рижском, 64 состоится 24 февраля в 18 час 30 мин.

В программе вечера стихи и песни,
а также давно обещанное прочтение
Народным артистом России Владимиром Свекольниковым
пушкинской поэмы в стихах «Граф Нулин»
.

Библиотека «Родник» им. С. А. Золотцева
приглашает 20 февраля в 18.00
на литературно-музыкальный вечер
«Рыцарская поэзия XIII века в музыке»

Слушатели этого концерта станут участниками необычного события. Вы услышите переложенные на современную музыку стихи поэтов, которые жили очень давно, на рубеже XII и XIII веков в Европе, часть из них — на юге современной Франции, часть – в области северо-запада современной Германии. Романсы на стихи поэтов — рыцарей прозвучат в исполнении преподавателей Псковского колледжа искусств Динары Ибрагимовой, Киры Горшковой и хорошо известного слушателям псковских симфонических концертов, замечательного дирижёра и певца Эдуарда Банько. Фортепьянное сопровождение — Валерии Дунюшкиной и Татьяны Лаптевой.

Автор идеи и музыки — преподаватель Псковского областного колледжа искусств им. Н. А. Римского-Корсакова, музыковед, композитор, член Союза композиторов России Т. А. Лаптева. Сюжеты песен самые разнообразные: о крестовых походах, любви к искусству, радостях и муках любви, свиданиях и разлуке, любви счастливой и безответной и др. Автор стремился передать колорит далёкого Средневековья и, вместе с тем, приблизить через музыку, то время — к нашему, к современности, к XXI веку.

Информация предоставлена библиотекой «Родник» им. С.А. Золотцева
(г. Псков, ул. Труда, д. 20)

http://media.pskovlive.ru/logo/obj/small/2017-11-09_21-25-08_3515247036.jpg

В Великих Луках прошла презентация поэтического сборника Александра Сапрунова

6 февраля в Великолукской центральной городской библиотеке имени М.И. Семевского
состоялась презентация
поэтического сборника Александра Сапрунова «Легионер»

Книга А. А. Сапрунова рождалась долго и непросто. Как сказано в аннотации: «С одной стороны, ее можно назвать своего рода избранным, с которым поэт, выпускник Литературного института им. А. М. Горького, движется к полувековому юбилею. Но, с другой стороны, здесь совершенно нет мотивов подведения итогов или какого-либо самодовольного монументализма».
Александр Сапрунов родился в станице Новопокровская Краснодарского края. Работал в Кубанском казачьем хоре. Заочно учился в Литературном институте им. А. М. Горького. В 2013 году окончил его, семинар поэзии Владимира Фирсова, затем Андрея Василевского, главного редактора журнала «Новый мир», доцента кафедры Литинститута им. А. М. Горького. Долгое время жил в Москве, в Пскове. «Тянет сюда. Великие Луки – город с необыкновенной героической историей, город древнего русского порубежья, который можно только однажды полюбить и жить с этим чувством уже всегда» — так написал в 2014 году в газете «Великолукская правда. Новости», передавая слова поэта, главный редактор газеты Андрей Борисович Канавщиков. Александр Сапрунов печатался в Вологде, в Краснодаре, в сборнике творческой группы «Рубеж» «Из варяг в греки» (был составителем отдельных выпусков), в интернете на Стихи.ру и Проза.ру. Наконец, в конце 2019 года вышел в свет отдельный сборник стихов автора «Легионер».
Творческий почерк Александра Сапрунова, как написано в аннотации к книге, отличает обостренное чувство полутонов, интонационная чуткость, беспредельная отзывчивость к звуку и смысловая наполненность. Он всегда хочет сказать слишком много и в этом «слишком» — его выбор. Стихи Александра учат дорожить каждым мгновением жизни, не терять драгоценное время на вражду.
В Словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова понятие «Легионер» определено как «воин, солдат легиона». Александр в свое время увлекался историей Древнего Рима, поэтому название сборника выбрано им не случайно. Легионеру — герою поэтического сборника Александра Сапрунова, «…что вспомнить есть». И в стихотворениях он говорит читателям о том, что можно и нужно вспомнить. В книге представлена преимущественно, философская лирика, к которой Александр тяготеет, но есть и тонкие лирические стихи, посвященные природе, любовная лирика. Стихи прозвучали в исполнении библиотекарей муниципальных библиотек Елены Герасимчук, Настасьи Шахтеровой, Татьяны Колдуновой и других выступающих.
На презентации присутствовали люди, которые имеют непосредственное отношение к появлению этого поэтического сборника – поэт, прозаик, литературный критик, заместитель председателя правления Псковского регионального отделения Союза писателей России Андрей Канавщиков, поэт, прозаик, член Союза писателей России России — Татьяна Лапко, поэт Александр Юринов. В издании книги помогала Александру и Светлана Маришина из Петербурга, не приехавшая на презентацию. Первым из присутствующих выступил Андрей Канавщиков. Он отметил, что Александр тщательно работает над словом, проводит большую духовную работу, пробует слово на вкус, на ощупь. Ощущение настоящей поэзии присутствует в его стихах, несмотря на некоторые неровности и шероховатости. Присутствует и четкое направление движения стихотворений, что важно. Много стихов осталось за кадром, не вошло в книгу из-за требовательного отношения поэта к себе и своим стихам. Андрей Борисович прочитал, на его взгляд одно из лучших стихотворений о чеченской войне, — «Таинство тишины, спрятано и забыто…».
Андрей Канавщиков вручил Александру Сапрунову памятные сувениры, а также ему, Александру Юринову и Л. Лаврентьевой — знаки, посвященные 50-летию областной писательской организации.
Татьяна Лапко рассказала о том, что дружба с Александром началась с 2008 года, когда главный редактор газеты «Великолукская правда. Новости» Андрей Канавщиков поручил ей сделать фото героя нашего вечера. После этого состоялось знакомство со стихами поэта, которые произвели на нее сильное впечатление. Татьяна. Лапко отметила и человеческие качества Александра — скромность, человечность и готовность поспешить на помощь. Завершила же она свое выступление чтением стихотворения «Пророку железом ударили в рот…».
Александр Юринов знает Александра Сапрунова также достаточно давно. Их объединяют интересные разговоры о современной поэзии. Он вспомнил рассказы А. Сапрунова о Е. Рейне и С. Гандлевском. Пожелал же он автору ловить слова на «удочку», а не на «бредень», вспомнив стихотворение о поэзии А. Алехина, главного редактора журнала «Арион».
С выходом книги Александра Сапрунова поздравила и детская поэтесса Вера Сергеевна Принзюк.
После всех этих выступлений-поздравлений слово было предоставлено автору книги, который коротко рассказав о работе над ней, прочитал три стихотворения: «Легионер», «Нагайка», «Игольное ушко».
С музыкальными приветствиями выступили солистки ДМШ им. М. П. Мусорского Дарьяна Денисова и Виктория Савинова (руководитель Е. А. Савченко).

Вечер провела заместитель директора по культурно-массовой работе центральной городской библиотеки им. М. И. Семевского Алена Фролова.

По материалам Великолукской центральной городской библиотеки имени М.И. Семевского

Фотографии  Людмилы Минтюковой

«Чаша Господня и чаша бесовская». Новая книга митрополита Константина (Горянова)

Константин (Горянов) митрополит.  «Чаша Господня и чаша бесовская» (1Кор.10:21)
/
Осмысление стратегии государственного существования России: библейские архетипы, трагические и славные страницы российской истории XX в./.
Издательский Дом «Родная Ладога», Санкт-Петербург, 2020 г., 530 стр., иллюстрации

На святках в редакции журнала «Родная Ладога» состоялась презентация новой книги митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова), члена Союза писателей России, академика РАЕН, «Чаша Господня и чаша бесовская» (1Кор.10:21). Книга рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви, утверждена Ученым советом Секции междисциплинарных проблем науки и образования Российской академии естественных наук. Рецензентами являются:
Казин А.Л. – доктор философских наук, профессор, и.о. директора Российского института истории искусств, засл. работник культуры РФ;
Базиленко И.В. – доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургской Духовной академии.
На презентации присутствовали доктор философских наук Казин А.Л.; доктор философских наук, академик РАО, профессор Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Корольков А.А.; главный редактор информационного портала «Русская народная линия» Степанов А.Д.; профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры Скотникова Г.В.; вдова выдающегося русского писателя Николая Коняева – Коняева М. В.; главный редактор журнала «Родная Ладога» Ребров А.Б., заместитель главного редактора журнала «Родная Ладога» Ефимовская В.В.; заместитель председателя общественной организации «Брянское землячество в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» Цыбульский А.П.; представители учебных организаций, в том числе БГТУ «Военмех» им. Д.Ф.Устинова Есипов А.В. – внук легендарного разведчика, героя Советского Союза Виктора Лягина, профессор Москвин С.В., члены редакции, авторы и читатели журнала «Родная Ладога».
Собравшиеся отметили, что книга митрополита Константина (Горянова) «Чаша Господня и чаша бесовская» (1 Кор. 10:21) — произведение уникальное и своевременное, созданное на стыке и во взаимосвязи многих областей человеческого знания — богословия, исторической науки, политологии, антропологии, статистики, литературоведения, экономики, искусствоведения. Настоящее издание, действительно, можно назвать осмыслением стратегии государственного существования России на основе библейских архетипов и истории русской революционной трагедии, приведшей к мировой военной трагедии, окончившейся Победой в Великой Отечественной войне.
Эта оценка книги оправдано тем, что Россия, которой в первую очередь она посвящена, находится в постоянной борьбе за независимость и в непрерывном духовном противостоянии Чаши Господней с чашей бесовской. Данный объемный труд, состоящий из самостоятельных глав-разделов, темы которых раскрываются в образных названиях и символичных эпиграфах, является произведением целостным. Строго выверена доказательная база главных смыслов: только в крепости веры Православной, только в осмыслении библейских архетипов человеческого поведения, только в соблюдении народом заповедей Божиих может быть непобедимой Россия. Это было доказано, как говорит автор книги, искупительным подвигом советского народа в Великой Отечественной войне.
На примере святой жизни страстотерпца — последнего российского Императора Николая II, принявшего Царский венец как «Чашу Господню», — автор книги разъясняет сакральную сущность Помазания на Царство, клятвы народа на верность своему Правителю, священного права служения Отечеству. Революции, произошедшие в России в начале XX века по инициативе и с финансовой помощью внешних, заинтересованных в гибели Российской империи сил, богослов рассматривает как агрессию адовых сил, чьими лживыми посулами обольстились многие сословия русского народа. Прильнувшие к «чаше бесовской», изменившие вере в Бога и клятве Его Венценосному Помазаннику, многие люди рассчитались за свою легковерность не только потерей Родины, но жизнями своими и своих детей. Нарушение клятв, отступничество от Бога привело к неисчислимым людским и материальным потерям во время Второй мировой войны, ставшей продолжением Первой мировой войны, в которой Россия должна была победить. Вследствие революций русская Победа оказалась отложенной на четверть века. Этот трагический опыт должен стать поучительным нам, живущим уже в третьем тысячелетии, в чем много помогает новая книга митрополита Константина «Чаша Господня и чаша бесовская».
Книга, имеющая ссылки на Библию, на новейшие современные научные исследования, обладающая развернутыми комментариями-подстрочниками, выполняющими функцию обширного справочного материала, хорошо иллюстрированная, должна быть интересна людям разных уровней образования, возрастов, политических взглядов.
Митрополит Петрозаводский и Карель­ский Константин (Горянов) — автор книг «И познаете истину» (СПб, 2011), «Встань и иди в дом твой» (СПб, 2014), «Апокалипсисы революций» (СПб, 2018), двухсот шестидесяти публикаций в академической и периодической печати широко известен как богослов, историк, публицист. Он в 1974 году окончил Винницкий медицинский ин­ститут, работал практическим врачом. В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию в Смоленском медицинском институте, занимал должность старшего преподавателя Брянского института.
Для того чтобы поступить в семинарию, требовалось преодолеть большие препятствия со стороны атеистической власти: пришлось менять место жительства, работать разнорабочим на железной дороге, лесоповале, ночным сторожем в Жировицком монастыре. По благословению митрополита Минского и Белорусского Филарета поступил в 1983 году в Московскую духовную семинарию, которую окончил за два года. На первом курсе академии принял монашеский постриг, был рукоположен в сан иеродиакона, а затем — в иеромонаха ректором Московской духовной академии и семинарии епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым, + 2003). Во время учебы и преподавательской деятельности продолжал заниматься врачебной практикой.
В 1989 г. окончил Московскую Духовную академию, был оставлен преподавателем Ветхого Завета, защитил кандидатскую диссертацию. В 1990 г. возведён в сан игумена, назначен ректором возрожденной Минской Духовной семинарии, где преподавал историю Русской Православной Церкви и догматическое богословие. В 1991 г. рукоположен во епископа Но­вогрудского, викария Минской епархии. Продолжая быть ректором, управлял с 1992 г. возрожденной Новогрудской епархией. В 1996 г. назначен ректором С. – Петербургской Духовной академии с титулом «епископ Тихвинский, ви­карий Санкт-Петербургской епархии». С 1999 г. профессор, зав. кафедрой бого­словских дисциплин. В 2003 г. возведен в сан архиепископа. Член редколлегии «Бо­гословских трудов», член нескольких ака­демий (РАЕН и др.). Награжден многими церковными и научными наградами. Член Союза писателей Рос­сии, лауреат ряда литературных премий. С 2008 г. правящий архиерей Курганской епархии, проректор по научной работе Екатеринбургской Духовной семинарии. Председатель Синодальной бого­служебной комиссии. С мая 2015 г. ми­трополит Петрозаводский и Карельский, глава Карельской митрополии.

Валентина Станкевич

Поздравляем Александра Себежанина с юбилеем

Сегодня отмечает юбилей наш дорогой друг, коллега,
замечательный русский поэт
Александр Себежанин

Настоящим поэтом можно только родиться, потому что дар поэта – это дар свыше, такому не научишься, сколько не грызи гранит наук. Александру повезло, Господь вышил полотно его жизни золотой нитью Поэзии, наделил высоким даром любви! Поэтому нельзя не согласиться со словами написавшего о нем литературного критика: «Любовь составляет основную, главную суть творческих исканий и находок поэта. В наш век дефицита любви стихи Александра Себежанина поражают своей чистотой, высотой и одухотворённостью. Когда читаешь стихи, то перед глазами встаёт образ святости, образ Божественной красоты, чувство забытого, поистине мужского восхищения Женщиной…»

О чем просит поэт Творца? Вот о чем:

Прошу, Господь, прости меня за грусть,
рожденную на кончике пера;
коленопреклоненно я молюсь — 
дай сил поверить в торжество Добра!

О чем мечтает?

Но — взлетать до синей высоты!
Но — шалеть от жизни горевой!
Среди вечной звёздной немоты
стих родить таинственно-живой!

Дорогой Александр!
Пусть в день семидесятилетия исполнятся
все твои прошения и мечты!
Береги свой дар!

Благополучия тебе, здоровья на многая и благая лета!
Пусть Господь хранит тебя и твоих близких!

От имени Псковского
регионального отделения
Союза писателей России
Игорь Смолькин

 


Александр Себежанин ( творческий псевдоним Александра Михайловича Павлова) родился в Тверской области, вблизи старинного русского города Торопца. Затем родители вернулись на родину матери в Себежский район Псковской области, где в чудесном озёрно-лесном краю прошли его детские и отроческие годы. Стихи начал писать в подростковом возрасте, сказалась любовь к прекрасной природе Псковщины, любовь к литературе и поэзии, атмосфера духовного подъёма 60-х годов. На протяжении всей жизни А. Себежанин увлекался поэзией, печатался в стенгазетах, дарил стихи друзьям, читал на праздничных мероприятиях. В 2003 году была выпущена первая небольшая книжка стихов «Так бывает и нет в том чуда…», в 2011 году вторая, под названием «Нежность сердца», издательство Рунета. В 2015 году в Пскове издан авторский сборник «В каждом с-LOVE». А в 2019 году вышел в свет книга избранной лирики «Сейчастье». Также А. Себежанин участник различных сборников поэзии, изданных в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Риге, Кемерово, Ленинск-Кузнецком и других городах.
Живет и работает в городе Пскове.

«Лишь слово вечно». В Пскове пройдёт вечер памяти писателей

27 января 2020 года
в Литературной гостиной псковских писателей
(Псков, Рижский пр., 64),
пройдёт первая в 2020 году встреча поэтов и прозаиков области

svecha_pamyati_1 По многолетней традиции вечер будет посвящён памяти ушедших псковских литераторов. Именно их стихи и проза будут звучать в зале.

В прошедшем 2019 году организация понесла тяжелые, невосполнимые утраты: ушли из жизни псковские писатели Александр Бологов, Борис Ильин, Геннадий Тумарев, Ларина Федотова.
2018 год унёс жизни известной псковской поэтессы Татьяны Гореликовой и  прозаика, публициста бывшего настоятеля Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарёва). В 2016 году умер Иван Калинин, в 2014 году — Николай Гончаров.
Этот скорбный список можно продолжать и продолжать…
И он будет продолжен на вечере памяти. Кроме произведений авторов, прозвучат рассказы о них, воспоминания коллег, учеников, единомышленников.

Вечер начнётся с молитвы, зажжётся свеча, которая будет гореть до окончания литературных чтений.

Начало вечера в 18 часов 30 минут

«Не иссякнет России родник…». Новые стихи Людмилы Тишаевой

 

Людмила Тишаева
Людмила Тишаева

г. Псков

Из
поэтического
сборника
«Калейдоскоп
судьбы»

Мне бы…

Мне метафор бы немножко
На лесной собрать поляне –
Прикормить стихи с ладошки,
Словно пташек утром ранним.

Мне б эпитетов нескучных
На лужку сложить стожками.
Их потом в мороз трескучий
Пришивать к стишку стежками.

Мне бы шёлковой травою
Опоясать рифмы в поле.
Сбрызнув стих живой водою,
Отпустить его на волю.

*  *  *

Ты подскажи мне, Господи, строку,
А дальше как-нибудь сама смогу
К ней подобрать и рифму, и размер…
Лишь строчку подскажи – всего-то дел!

Родится за строкой ещё строка,
Но это будет после, а пока –
Лишь строчку подскажи одну, прошу.
Ведь стих я без неё не напишу.

*  *  *

Уже отпели песню журавли,
Всё меньше дней становится погожих,
И дождь уже немало слёз пролил
На головы и зонтики прохожих.

Вот-вот деревья сбросят свой наряд,
И станет мир задумчивым и серым,
Но устремляться снова будет взгляд
На купола, с надеждою и верой.

Боль – любовь

Слова рифмую вновь: «любовь» и «боль»,
И никуда от этих слов не деться.
Прошу, судьба, душе моей позволь
У их костра ещё чуть-чуть погреться.

Коль есть Любовь, то значит, будет боль,
Ведь в мире есть разлуки и потери.
И значит, этой рифме быть, доколь
Любовь стучаться будет в наши двери.

Возвращение к маме

Увидеть мир я с юности мечтала,
Но родина манила всё сильней…
В Чугуев, где без мамы пусто стало,
Отправлюсь нынче в памяти своей.

Возьму билет на поезд, в край «вишнёвый» –
Страну, что лишь в душе теперь живёт.
Обнимемся, как прежде, с мамой снова –
Она в саду за домом вишни рвёт.

Припомню «немолочный» край средь ночи –
Там очередь всегда за молоком.
С утра стоит в ней мама, чтоб для дочки
Испечь в дорогу сдобных пирогов.

Отправлюсь в уголок земли «беспечный»,
Закончив неотложные дела. –
Пройдёмся вдоль реки небыстротечной,
Что змейкою под кручей пролегла…

Вот и опять я с мамой повидалась –
В мечтах своих, вернувшись в отчий дом.
И пусть об этом только лишь мечталось,
Но краски стали ярче за окном.

Иллюстрация к стихотворению «Возвращение к маме» — художник Оксана Широкая

Красота

А за окном такая красота!
И хорошо, что нет на нём узоров.
Мне кажется, что вовсе неспроста
Такая красота предстала взору.

Как будто бы узоры со стекла
Переместились чудом на берёзы,
И тихо в мир поэзия сошла,
На краткий миг, в сторонку сдвинув прозу.

Всё выбелено, даже небеса,
Лишь фонари желтеют меж ветвями…
Смогли б ту красоту впитать глаза,
Чтоб онемевшими воспеть её устами.

Осенний стих

Об осени слов сказано довольно…
Но вот сорвался с ветки лист кленовый,
Поэта взгляд задел его невольно, —
И стих уже готов родиться новый.

Вот грач, на вид напыщенный и важный,
Нашёл кусочек хлебной корки где-то,
Но оттеснил сизарь его отважно,
И бедный грач остался без обеда.

В окошко заглянувший луч нежданно,
Озябшему коту пригреет спинку, —
И кот затянет песнь свою гортанно,
Как патефон затёртую пластинку.

И песнь его, и клёна лист опавший,
И всех грачей, сбивающихся в стаи,
И солнца луч, коту тепло отдавший,
Я в жизнь свою, как в этот стих вплетаю.

Жизнь-сон

Вся наша жизнь реальная, по сути,
Собой напоминает  сновиденье,
В  котором, словно пазлы, сотни судеб
Собрались в нужном месте на мгновенье.

Там бури есть, и листьев тихий шорох,
И запах новогодних апельсинов,
И небо бесконечное, в котором
Летит тоска за клином журавлиным.

Там маленькое, крошечное счастье
Глядит на мир распахнутым окошком…
О, только б не рассыпалось на части,
И птицы не склевали б эти крошки!

Пусть обернётся сон строкой простою –
Наивною, прерывистой, щемящей,
Правдивою, а значит – не пустою,
И станет жизнью, жизнью настоящей.

Вот такие, брат, дела

Время нас, увы, не лечит
И не красит – лишь калечит
Наши бренные тела.
Вот такие, брат, дела.

По душе промчалась вьюга,
На висках оставив след.
Возврати мне, время, друга…
Лишь молчание в ответ.

А по телу, как по полю,
Борозда за бороздой. –
Это горюшко – не горе.
Время милое, постой.

Погоди ещё немного,
Передышку дай в пути.
Разреши собрать в дорогу,
Что смогла приобрести:

Смехотворный свиток знаний,
Пару-тройку верных строк,
Череду воспоминаний,
Пыль не пройденных дорог.

Собрала – что накопила,
Накопила – что смогла.
Я жила, и я любила…
Вот такие, брат, дела.

Советской Родине

Я благодарна той стране,
Где «утро красит нежным светом…»,
Где повезло родиться мне,
И мир увидеть нашим детям.

Семьи единой больше нет,
А есть отдельные квартиры,
И в каждой – личный кабинет
И с позолотою сортиры.

Адресовать проклятья той,
Что Родиной советской звали,
Теперь спешат наперебой
И те, кто ей «ура!» кричали.

Взгляну ноябрьским днём в окно,
Увижу шарик одинокий…
Вернуть страну, нам не дано,
Но извлекать дано уроки.

Ноябрь

Нелюбимое времечко года,
Бесприютный тоскливый ноябрь,

Что стучишься в окно в непогоду –
Видно, вымок насквозь и озяб?

Залетай – дверь открыта балконная, –
Ветер злой распахнул сгоряча.
Занимай в сердце место законное,
Будем с плюшками пить сладкий чай.

Не крути лишь шарманку унылую, –
Без неё на душе нелегко…
Подслащу мёдом время постылое,
На закате осенних деньков.

Иллюстрация к стихотворению «Ноябрь». Художник Оксана Широкая

Всё повторится 

Всё приходит своим чередом. –  
Вот и осень уж встала у входа.
Август с ней  поделиться готов
Золотою антоновкой с мёдом.

Не успеем и глазом моргнуть,
Как багрянцем затеплятся клёны,
И в свой первый отправится путь,
Замыкающий клин, журавлёнок.

Тучи небо затянут, потом
Дождь уступит дорогу метелям,
И войдёт Новый год в каждый дом
С заблудившимся в буднях весельем.

Ну а после наступит весна,
Чтобы снова всему повториться.
По ночам будет вновь не до сна,
О весне возвещающим птицам.

 Маленький Принц

«…не забывай: ты навсегда в ответе
за всех, кого приручил.»
                     Антуан де Сент-Экзюпер

 Если ночью не можете долго уснуть,
То попробуйте в звёздное небо взглянуть.
Может там, в запредельных мирах без границ,
Всей душой устремился к вам Маленький Принц.

Сердцем чутким найдёте дорогу средь звёзд
И при встрече сдержать не сумеете слёз,
Для которых и не было, в общем, причин. –
Просто  Маленький Принц вас к себе приручил.

Это значит, за вас он в ответе теперь –
Значит, будет беречь вас от бед и  потерь,
Значит, станет разлука немыслима вновь…
Это всё называется словом «любовь».

Два взгляда на дождь          

(Взгляд первый)

Прошу, мой снисходительный читатель,
Прощения за грусть в моих стихах.
Она всегда является некстати,
И с ней порой не справиться никак.

Вот дождь пошёл. Что радостного в этом?
Ведь так хотелось выйти погулять.
И гром гремит, гроза уж рядом где-то.
Ну как не впасть в отчаянье опять?

Стучат по стёклам капли – реже, реже…
Неужто дождь закончится вот-вот?
Но где же нотки радостные? Где же? –
Унёс их, видно, в люк водоворот. 

(Взгляд второй)

Ах, дождь пошёл – какая благодать!
И всё вокруг дождю и грому радо!
А мне стихи так хочется слагать –
Я дождь приемлю этот, как награду!

Стучат по стёклам капельки: «тук-тук!» —
Как будто рассказать хотят о важном
И весело на землю спрыгнув, вдруг,
В водоворот бросаются отважно.

А я смотрю во все глаза в окно,
И сердце замирает от восторга!
Дождю я несказанно рада, но…
Надеюсь, что продлится он не долго.

Эта осень

В эту осень войду не спеша –
Так, как входят в прохладную воду,
Чтобы с осенью свыклась душа,
Чтоб с душою сроднилась природа.

В эту осень войду не дыша,
Насыщаясь величием строгим.
Вековечную тайну верша,
Упадёт жёлтый лист мне под ноги.

Залюбуюсь его красотой, –
Он в ответ – над землёй закружи́тся…
Долго будут манить за собой
Этот лист перелётные птицы.

Приход зимы

С приходом зимы снова верится в сказки,
Что в детстве являлись всегда перед сном…
С палитры исчезнут осенние краски,
И станет декабрь колдовать над холстом.

Он первый мазок нанесёт осторожно,
Отступит слегка от холста, а потом –
Пройдётся размашисто снежной порошей,
И добрые феи влетят в каждый дом.

Развесят они кружева по окошкам,
Сквозь них заглядимся с восторгом на мир:
Увидим кормушку, в ней – хлебные крошки,
И пташек, летящих на сказочный пир.

Портрет

Для меня нарисовала
Доченька портрет.
Я на нём – ребёнок малый, —
Мне всего пять лет.

Мама рядышком со мною –
Очень молода!
Как же быстро, чередою,
Вдаль ушли года.

Надо мною – вишни ветка, —
Вот и весь сюжет…
Не рисунок это, детка –
В прошлое билет.

Иллюстрация к стихотворению «Портрет» — художник Оксана Широкая

Бомж Коля

На переходе к рынку «Нива»
Сидит и летом, и зимою
Бомж Коля добрый и красивый
С косматой русой бородою.

Стаканчик пластиковый рядом
Для мелочи – подаст, кто может,
И бомж, в глазах не пряча радость,
Произнесёт: «Храни вас, Боже».

Сегодня мимо вновь пойду,
Зонтом прикрывшись от пороши,
И, наклонившись, на ходу
Копеечку в стаканчик брошу.

«Спасибо» скажет Коля вслед
И утеплять продолжит ноги.
А я смолчу ему в ответ…
О, как же мы порой убоги,

Безмолвны и душою нищи!
Пускай бомж Коля с нас не взыщет.
Таких, как он – в России тыщи, —
Не хватит милости на всех!

Прости, Господь, нам этот грех.

 

Иллюстрация к стихотворению «Бомж Коля».  Художник Оксана Широкая.

* *  *

Я к воротам въездным, от Палат Приказных,
По дороге прошла не спеша.
И за Власьевской башней, у стен крепостных,
Встрепенулась в восторге душа:
Как же обликом строг и красив древний Псков!
Кром, что витязь – могуч и велик!
Сколько б лет ни прошло, ни минуло веков –
Не иссякнет России родник!