Елена Морозкина: «… А фронт надо держать!»

 

Елена Морозкина 13.02.1943

О Елене Николаевне Морозкиной предстоит ещё многое рассказать, но сегодня, в преддверии 75-летия Великой Победы, хочу напомнить о её фронтовой дружбе, начавшейся на сборном пункте города Горького в апреле 1942 года. Добровольцы ожидали назначения — Лёле Морозкиной и Вере Харченко суждено было прослужить всю войну в одной зенитной роте. Подруги вернулись в Горький, однако Лёля, окончив оставленный 1 курс Строительного института, перевелась в Москву и поселилась в «родовом гнезде» отца. Но постоянно находила время для поездок в Ленинград, куда переехала Вера, — пожалуй, без встреч не проходил ни один год. Когда Елена Николаевна преподавала в Архитектурном институте, она останавливалась у Веры Сергеевны со своими студентами, которых привозила знакомить с архитектурой Северной столицы… Так было, и когда Вера стала семейной:  другом Е.Н. Морозкиной стал и её муж, тоже фронтовик, однополчанин. Именно «Изя» — Исаак Манзон – облёк стихи Елены Николаевны в «самиздатовский» 5-томник (на фото Т.В. Вера Сергеевна опирается на него): Елена Николаевна отправляла в Ленинград листы рукописи – стихи набирались на пишущей машинке и переплетались в серые льняные книжицы. Манзоны были первыми получателями книг Е.Н. Морозкиной, выходивших уже в большой печати. После ухода Елены Николаевны в мир иной это делала я:  Евдокия Александровна Александровна, подруга «кузины Зины» (Зинаиды Николаевны Морозкиной, известной переводчицы с древнегреческого и латинского, английского, французского и немецкого) подсказала мне, что Елена Николаевна всегда высылала свои новые книги «Верочке  в Ленинград и племяннику Володе в Нижний». Сыну старшей сестры Морозкиной Натальи Николаевны, участницы Сталинградской битвы, я высылала книги почтой, а вот Вере Сергеевне, начиная с 2001 года, отвозила сама…

Вера Харченко, 1943

Из богатого эпистолярного наследия Е.Н. Морозкиной, обращённого к фронтовой подруге и её семье, приведу лишь одно, в котором – вся Елена Николаевна, с её каждодневными заботами о сохранении уникального исторического наследия Псковской земли и болью за его утраты. Все письма объёмные – их Е.Н. иногда писала с перерывами не в один день. Прошу внимательно прочитать цитируемое письмо – оно напомнит нам о памятниках, спасённых Еленой  Николаевной, и о деле, которому она добровольно, совершенно забывая о себе, служила всю жизнь, всегда находясь на передовой… Напомнит, ЧЕМ мы обязаны Елене Николаевне Морозкиной. Возможно, её пример и нам придаст сил и энергии в нашем деле…    

 

1 сентября 1993
(около 12 часов ночи –
раньше не получается),

Псков
«Лето Красное
пропела»…

Дорогие и Драгоценные мои, и милые сердцу Верочка и Изя!   

Шлю Вам самый сердечный привет и самые лучшие пожелания – это главное. Обыкновенно такими словами кончают письмо, а я начинаю… (У меня всё шиворот-навыворот!..)
Писать мне трудно. Дел выше сил – полный загон и вновь нехватка витаминов (помимо всех прочих: «Э» и «С», т.е. сил и энергии). Я не в форме: ни во фронтовой, ни в парадной. А фронт надо держать! (При обстрелах и с фронта, и с тыла.) И одновременно «держаться во фрунт» и притом – готовиться к наступленью, да ещё – одновременно – в разных направлениях, будучи в единственном числе: вновь идти на защиту псковских древностей и, вместе с тем, отправляться с СПБ-ским лицом во Владимир и Суздаль. Сегодня мне позвонили, что 3 миллиона, выданные на Крыпецкий монастырь (вернее, наконец поставленные в смету) в результате моего обращения к главе администрации Псковской области и наступательного похода к ней в кабинет, «среднее звено» эти 3 млн зажало. Нужно довыяснить обстоятельства и снова собираться с силами для повторного похода.

Вера Сергеевна Манзон (Харченко). СПб, 28.05.2007. Фото Тамары Вересовой

Три миллиона по нашим временам для реставрации – сумма малая, но на кровлю для собора (хотя бы временную), наверное, хватило бы, пока цены не дали новый виток, и пока не рухнули своды. А ещё нужно выходить на защиту уникальных псковских фресок ХII и ХIV в. Новгородские погибли! Ал. Петр.[1] собирает фрески одного храма около 30 лет…
С Лицеем – предположительно – ехать в середине сентября. Плохо то, что я теперь очень плохо переношу всякую длительную дорогу, особенно без притока свежего воздуха. Да и своих дел свыше головы…
Такова ситуация.
 Посылаю Вам свои выстраданные книжечки. Это заслуга Гриши.[2] Дело тянулось 4 года и, было, зависло над пропастью, готовясь пропасть. Но Гриша довёл всё до конца. По нашим дням это чудо (А в процессе издания в типографии сначала «мою» бумагу истратили «налево», потом потеряли обложку. Гриша заказал её заново…). Не всё вышло так, как мне хотелось – но книжка[3] вышла!…
___________
Хочу приложить ещё некоторые «свои» газеты, если хватит духу раскопать свои завалы и разыскать их (Если – нет, пошлю как-нибудь вдогонку). Да ещё приложить книжечку для Наташи[4], чтобы не увеличивать свою почтовую нагрузку. Позвоните ей, пожалуйста, чтобы она заехала к Вам за книжечкой, когда сможет, — дело не срочное.
___________
Что касается газет, то тут нужны некоторые коррективы (Речь идёт о газетах с «интервью» — тройном – с портретами, где я представлена в образе старой ведьмы; и о последнем интервью, связанном с моей книжечкой).
Сотрудники «Псковской правды» допустили некоторые неточности. Так в «тройном интервью» я сказала, что это Никита Хрущёв отменил оплату аспирантских командировок. Корреспондентка об этом умолчала, аргументировав такую отмену тем, что «исторические исследования» в то время были «не в чести». Сейчас они ещё более не в чести. А по поводу несостоявшейся докторской степени она написала тоже не то: мол, опять не пропустили «свыше». Как Вы знаете, дело было в зависти коллег (наверное, самом страшном чувстве), у которых оказались связи «в верхах». Так что не сами «верхи» действовали, а когда их снизу задёргали за верёвочки.
Причём разговор по тому и другому вопросу был частным и случайным, после официального посещения корреспондентши нашего дома. Я и не думала, что она включит его (Она очень самостийная и трактует вещи, как ей хочется). К счастью, мне удалось исправить страшную несуразицу, которую она написала о моей военной службе (Хорошо, что она мне показала текст статьи перед опубликованием), так что главное мне удалось исправить, а на остальное махнула рукой, тем более, что у меня в распоряжении было минут 15 – 20 на знакомство с её писаниной.

Конечно, воспользовавшись появлением у нас корреспондентши, я сразу заговорила о многострадальном Крыпецком монастыре…
Что касается второго «интервью» — небольшого, связанного с моей книжечкой, то оно явилось для меня неожиданностью. Автор её – сотрудник «Псковской правды», обаятельный молодой человек, но не глубокий. Я зашла в газету, чтобы подарить свою книжечку «По Руси» обоим корреспондентам. С Тихановым пошутили, я ему что-то рассказала о стихах (но тоже случайное). Вдруг он мне звонит: «Завтра будет опубликованоВаше интервью!..» Ах!.. Ах!.. Как опасно беседовать с газетчиками!
___________

Моим дорогим однополчанам — друзьям, прошедшим через всю жизнь

Может быть, если откопаю, пошлю Вам ещё свою статью «В защиту Святого Георгия» (о возвращении улице Урицкого её исторического названия «Георгиевская»). Сыр-бор был страшный. Статью написала за один день и полночи, чтобы её опубликовали между двумя заседаниями. Это был подвиг, поскольку к вечеру у меня повышается и общее и глазное давления. Статья оказалась бóльшей, чем могла поместить газета, и кусок опустили. На обоих заседаниях мне пришлось держать фронт (ни к каким комиссиям я не отношусь, но меня пригласили. Это был ход по второму кругу, т.к. сперва от «Георгия» отказались). В выступлениях я присовокупила, что и в Москве не все улицы были «церковными»: главная улица Москвы – Тверская (дорога на Тверь); Ордынка – дорога в Орду; Дмитровка – дорога в Дмитров; был и остался «Кузнецкий мост и вечные французы» (названный по удивительному в то время белокаменному мосту через Неглинку, затем забранную в трубу); да ещё «Ах, Арбат, мой Арбат!». Да ещё Мясницкая и прочее…
В итоге «Святой Георгий» победил. К таким выступлениям приходится готовиться и, идя на них, сжиматься в кулак. А вернувшись, лежу без сил…
<…>
___________

17 августа был 70-летний юбилей Игоря. Приезжал Гриша с семьёй, приходил генерал с сотрудником, торжественно зачитал Грамоту, посвящённую Игорю. Было очень хорошее выступление Игоря по радио: и стихи, и вопросы нашего времени. Были гости и накануне, и 17-го, и 18-го (Для меня это теперь трудно), мы «отстрелялись».
На простреленной ноге у Игоря открылась язва. Так что я теперь и медсестра…
___________
Сейчас уже 2 часа ночи. Я писала Вам и одновременно варила варенье – яблочное, из яблок, которые привезла Лена, жена Гриши (она проехала через Псков 27-го с дочками из Белоруссии, где живёт бабушка Гриши). Кулинария – не моя стихия. Но что же делать!.. Варю по вдохновению. Думаю, что варенья не варила никогда или очень давно, полсотни лет назад… — ито у меня есть двустишие:
Варю варенье вдохновенно,
Снимаю пену – постепенно.
Ах!.. Ах!.. Ох!.. Ох!..
Чистила яблоки – совсем скисла (не хватает мне воздуха), а сейчас вдохновилась. В доме тишина… Игорь встал, попил чайку с вареньем – был доволен…
___________
 А 28 августа Зине[5] исполнилось 70. Послезавтра она с Дуней[6] выезжает из Москвы в Шую. В Москве бедную Зину затаскали по больницам, но не положили.
___________
Ещё раз Вам – всего доброго. Привет и то же пожелание Девочкам Вашим. Поздравляю Верочку авансом с 30 сентября. Да процветают на свете Вера, Надежда и Любовь!

Обнимаю Вас, дорогие!
Привет от Игоря. Ваша Лёля.

 Тамара ВЕРЕСОВА

 


[1] Александр Петрович Греков (1909, СПб – 2000, Новгород) – художник-реставратор, иконописец. Лауреат Государственной премии в области литературы, искусства и архитектуры (1989), Заслуженный деятель искусств РФ (1993), Почётный гражданин Новгорода (1992). Е.Н. Морозкина была с ним знакома продолжительное время.
[2] Григорий Игоревич Григорьев – сын Игоря Николаевича Григорьева, мужа Е.Н. Морозкиной.
[3] Речь идёт о поэтическом сборнике «По Руси»: Санкт-Петербург, 1992.
[4] Наташа Максимова, художница; изготавливала, по просьбе Е.Н. Морозкиной, из гипса бюст Л.А. Творогова (хранится в Древлехранилище).
[5] Зинаида Николаевна Морозкина — двоюродная сестра Елены Николаевны, известная переводчица.
[6] Евдокия Александровна Александрова училась вместе с З.Н. Морозкиной в Аспирантуре при МГУ. Преподавала в Бийском педагогическом институте, затем в Шуйском. Поскольку «кузина Зина» находилась на инвалидности, они попеременно жили то в Москве, то в Шуе.

В 2020 году в конкурсах фестиваля «Словенское поле» можно будет участвовать заочно

Оргкомитет литературно-исторического проекта «Чтобы помнили»
принял решение о возможности удалённого участия
в конкурсах фестиваля «Словенское поле – 2020»

Это решение обусловлено неопределённостью эпидемиологической обстановки, связанной с пандемией заболевания коронавирусом (COVID-19) в России и в мире.

Мы не отказываемся от ранее запланированных мероприятий фестиваля и планируем провести их в заявленные сроки с 24 по 26 июля 2020 года. Если на этот период проведение мероприятий с массовым пребыванием людей разрешено не будет – мы перенесем фестиваль на более поздний срок.

Между тем, в каждом регионе России и в каждом зарубежном государстве эпидемиологическая обстановка развивается по-разному. Чтобы не лишать поэтов России и зарубежья возможности участия в юбилейном фестивале мы приняли решение об организации и проведении фестивальных конкурсов как в очном, так и заочном вариантах.

Дополнительно разработаны Положение о заочном конкурсе исторической поэзии «Словенское поле – 2020» и Положение о заочном поэтическом конкурсе духовной лирики «Свет обители». Они несколько отличаются от положений об очных конкурсах.

Главное отличие между положениями – организация оценки произведений. Если в очных конкурсах оценка произведений и оглашение победителей проходит в ходе фестиваля, то в заочных конкурсах она будет проходить по схеме «Большой список» — «Короткий список» — «Лауреаты конкурса». Также во всех заочных конкурсах участие проводится по принципу «один автор – одно произведение», тогда как в очном конкурсе исторической поэзии «Словенское поле — 2020» — участники могут представить до трёх стихотворений

Коснулись ограничения и молодых поэтов. Участники молодёжной номинации «Словенские ключи» не смогут представлять на заочный конкурс произведения на свободные темы. Эта преференция сохранена только для молодых поэтов, решивших лично участвовать в фестивале. Остаётся открытым, смогут-ли победители в заочной молодёжной номинации быть делегированы в финал Всероссийского молодёжного поэтического фестиваля «Мцыри». В настоящее время ведутся переговоры по данному вопросу.

Начало приёма заявок на заочные конкурсы фестиваля началось с момента публикации положений об этих конкурсах на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России и продлится по 20 июня 2020 года включительно.

В случае принятия решения о переносе даты проведения фестиваля, сроки приёма заявок на участие в фестивале и его конкурсных программах могут быть изменены.

Оргкомитет литературно-исторического проекта «Чтобы помнили»


Литературно-исторический проект «Чтобы помнили » реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Положение о заочном поэтическом конкурсе «Свет обители»

ПОЛОЖЕНИЕ
о заочном поэтическом конкурсе
«СВЕТ ОБИТЕЛИ»

Поэтический конкурс «Свет обители» (далее — конкурс) посвящается 110-летию со дня рождения старца Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Конкурс проводится Псковским региональным отделением Союза писателей России в рамках поэтического фестиваля «Словенское поле – 2020» (далее – фестиваль), по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона.
На конкурс принимаются:
— поэтические произведения, посвященные памяти отца Иоанна (Крестьянкина);
— поэтические произведения, посвященные Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю иным обителям России;
— православная лирика духовно-нравственной направленности.

Общие положения:
1. Организацию и проведение конкурса осуществляет оргкомитет десятого, юбилейного фестиваля «Словенское поле — 2020» (далее – Оргкомитет фестиваля).
2. Для оценки представленных работ и подведения итогов конкурса Оргкомитет фестиваля создаёт и утверждает компетентное жюри.
3. Решение жюри является окончательным и не подлежит изменению.

Авторское соглашение:
4. Участник конкурса гарантирует, что он является автором предоставленного на конкурс произведения и не нарушает чьих-либо авторских и смежных прав.
5. Подавая заявку на участие в конкурсе, автор тем самым соглашается с правилами и условиями конкурса.
6. Участник конкурса соглашается с тем, что принятое на конкурс произведение, без дополнительного согласования с автором, может быть опубликовано, полностью либо частично:
— на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России «Псковский литературный портал»;
— на сайте Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск»;
— в сборнике, изданном по итогам реализации литературно-исторического проекта «Чтобы помнили»;
— в средствах массовой информации г. Пскова и Псковской области;
— в иных печатных и электронных СМИ освещающих работу фестиваля.
7. Произведения победителей конкурса могут быть опубликованы в периодических изданиях, в течение трёх лет со дня окончания конкурса, без дополнительного согласования с автором.

Порядок приёма заявок:
8. Заявка на участие в конкурсе принимается одновременно с заявкой на участие о фестивале.
9. Конкурс проводится по принципу: «Один автор – одно стихотворение».
10. Объем произведения не должен превышать 32 строки, включая эпиграф (послесловие). Название произведения в число строк не входит. Стихи, написанные «в одну строку» к рассмотрению не принимаются.
11. Стихотворения, превышающие установленный объём к рассмотрению не принимаются.
12. Оформление произведений согласно разделу III Положения о фестивале «Словенское поле – 2020».
13. Приём заявок по 31.07.2020 включительно.
14. На конкурс не принимаются произведения:
— оформленные с нарушением установленных правил;
— не соответствующие тематике конкурса;
— содержащие ненормативную лексику;
— носящие проявления расовой, национальной и религиозной нетерпимости;
— не соответствующие целям и задачам фестиваля «Словенское поле – 2020».
15. Организаторы конкурса вправе отклонить заявку без объяснения причин.
16. Судейство анонимно. Перед отправкой на рассмотрение судьям сведения об авторе удаляются, вместо них каждой подборке стихотворений присваивается кодовый номер.
17. Замена произведений, принятых к участию в конкурсе не допускается.
18. Произведения не рецензируются, организаторы конкурса в переписку с авторами не вступают.

Сроки проведения конкурса:
Сроки проведения конкурса:
22. Начало приёма заявок 05.05.2020.
23. Окончание приёма заявок 31.07.2020.
24. Публикация «Длинного списка» (по каждой номинации) — не позднее 10.08.2020.
25. Публикация «Короткого списка» — не позднее 25.08.2020.
26. Публикация имён победителей конкурса – не позднее 06.09.2020.

Награждение победителей:
27. Авторы, занявшие 1-3 места конкурса, награждаются дипломами фестиваля «Словенское поле – 2020».
28. Дипломы высылаются «Почтой России».
29. Произведения авторов, занявших призовые места, и избранные произведения участников конкурса публикуются в литературном сборнике, по итогам реализации литературно-исторического проекта «Чтобы помнили».


Прочитать положение о фестивале «Словенское поле -2020»
Скачать форму заявки на участие в конкурсе


Литературно-исторический проект «Чтобы помнили» реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Положение о заочном конкурсе исторической поэзии «Словенское поле – 2020»

ПОЛОЖЕНИЕ
о заочном конкурсе исторической поэзии
«Словенское поле – 2020» 

1. Заочный конкурс исторической поэзии «Словенское поле – 2020» (далее – конкурс) проводится в рамках десятого, юбилейного, поэтического фестиваля «Словенское поле – 2020» (далее – фестиваль). Цели и задачи конкурса соответствуют целям и задачам фестиваля.
2. На конкурс принимаются произведения, посвящённые истории России. Выбор исторического периода (события) не ограничивается. Приветствуется участие в конкурсе произведений, посвящённых Псковскому краю, его городам и их историческому прошлому.
3. В конкурсе могут принять участие все желающие, независимо от места проживания.
4. Конкурс проводится в номинациях:
— номинация «Профи» – для профессиональных поэтов, в том числе членов литературных объединений и союзов;
— открытая номинация – для всех участников, кроме авторов, участвующих в номинации «Профи»;
— номинация «Словенские ключи» — для молодых поэтов в возрасте (на день окончания приёма заявок) до 27 лет включительно.
5. Номинация «Словенские ключи» одновременно является отборочным этапом Всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов «Мцыри». Победители номинации, минуя промежуточные процедуры, попадают в финал лермонтовского фестиваля, который состоится осенью 2020 года, в Москве, на базе Литературного института имени Горького.

Общие положения:
6. Организацию и проведение конкурса осуществляет Оргкомитет поэтического фестиваля.
7. Для оценки представленных работ и подведения итогов конкурса Оргкомитет фестиваля создаёт и утверждает компетентное жюри.
8. Решение жюри является окончательным и не подлежит изменению.

Авторское соглашение:
9. Участник конкурса гарантирует, что он является автором предоставленных на конкурс произведений и не нарушает чьих-либо авторских и (или) смежных прав.
10. Подавая заявку на участие в конкурсе, автор тем самым соглашается с правилами и условиями конкурса.
11. Участник конкурса соглашается с тем, что принятые на конкурс произведения, без дополнительного согласования с автором, в течение трёх лет со дня окончания фестиваля могут быть опубликованы полностью либо частично:
— на сайте Союза писателей России «Российский писатель»;
— на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России «Псковский литературный портал»;
— в сборнике, изданном по итогам реализации литературно-исторического проекта «Чтобы помнили»;
— в средствах массовой информации г. Пскова и Псковской области;
— в иных печатных и электронных СМИ освещающих работу фестиваля.

Порядок приёма заявок:
12. Заявка на участие в конкурсе отправляется вместе с заявкой на участие о фестивале.
13. Конкурс проводится по принципу: один автор – одно стихотворение.
14. Объем стихотворения не должен превышать 32 строки, включая эпиграф. Название произведения в число строк не входит. Стихи, написанные «в одну строку», к рассмотрению не принимаются.
15. Стихотворения, превышающие установленный объём к рассмотрению жюри не принимаются.
16. Оформление произведений согласно разделу III Положения о фестивале «Словенское поле – 2020».
17. На конкурс не принимаются произведения:
— оформленные с нарушением установленных правил;
— не соответствующие тематике конкурса;
— содержащие ненормативную лексику;
— носящие проявления расовой, национальной и религиозной нетерпимости;
— не соответствующие целям и задачам фестиваля.
18. Организаторы конкурса вправе отклонить заявку без объяснения причин.
19. Судейство анонимно. Перед отправкой на рассмотрение судьям сведения об авторе удаляются, вместо них каждой подборке стихотворений присваивается кодовый номер.
20. Замена произведений, принятых к участию в конкурсе не допускается.
21. Произведения не рецензируются, организаторы конкурса в переписку с авторами не вступают.

Сроки проведения конкурса:
22. Начало приёма заявок 05.05.2020.
23. Окончание приёма заявок 31.07.2020.
24. Публикация «Длинного списка» (по каждой номинации) — не позднее 10.08.2020.
25. Публикация «Короткого списка» — не позднее 25.08.2020.
26. Публикация имён победителей конкурса – не позднее 06.09.2020.
Награждение победителей:
27. Авторы, занявшие 1-3 места конкурса, награждаются дипломами фестиваля «Словенское поле – 2020».
28. Дипломы высылаются «Почтой России».
29. Произведения авторов, занявших призовые места, и избранные произведения участников конкурса публикуются в литературном сборнике, по итогам реализации литературно-исторического проекта «Чтобы помнили».


Прочитать положение о фестивале «Словенское поле -2020»
Скачать форму заявки на участие в конкурсе


Литературно-исторический проект «Чтобы помнили» реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Более 100 заявок поступило организаторам поэтического конкурса «Высота»

По состоянию на 1 мая 2020 года в оргкомитет литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» поступило 102 заявки на участие во Всероссийском поэтическом конкурсе «Высота»

Из этого числа 5 заявок отклонено, как не соответствующие положению о конкурсе, 97 — допущено к участию в конкурсе.
На сегодняшний день заявки поступили из 33 регионов Российской Федерации, а также Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Республики Турменистан.
Несмотря на то, что поэтический конкурс «Высота» изначально был объявлен как всероссийский, оргкомитет литературно-исторического проекта «Чтобы помнили» принял решение не отклонять заявки, поступившие из-за рубежа. Мы считаем, что память о подвиге наших десантников не может иметь географических границ.

Полностью география и число заявок, поступивших из регионов России и зарубежных, стран представлены ниже:

  1. Алтайский край – 1;
  2. Астраханская область – 1;
  3. Белгородская область – 1;
  4. Владимирская область – 1;
  5. Владимирская область – 1;
  6. Воронежская область – 1;
  7. Иркутская область – 5;
  8. Калужская область – 1;
  9. Кировская область – 1;
  10. Кировская область – 2;
  11. Крым и Севастополь – 3;
  12. г. Санкт-Петербург — 9;
  13. Ленинградская область – 3;
  14. г. Москва – 10;
  15. Московская область – 2;
  16. Нижегородская область – 2;
  17. Новосибирская область – 1;
  18. Оренбургская область – 1;
  19. Пензенская область – 1;
  20. Псковская область – 27;
  21. Республика Карелия – 1;
  22. Республика Марий Эл – 1;
  23. Республика Татарстан – 1;
  24. Самарская область – 1;
  25. Самарская область – 1;
  26. Свердловская область – 2;
  27. Смоленская область – 2;
  28. Ставропольская край – 2;
  29. Тамбовская область – 1;
  30. Тульская область – 2;
  31. Челябинская область – 3;
  32. Чувашская республика – 1;
  33. Автономный округ Югра – 1;
  34. Донецкая Народная Республика – 1;
  35. Луганская Народная Республика – 1;
  36. Республика Туркменистан – 1.

Напомним, что Всероссийский поэтический конкурс «Высота» объявлен Псковским региональным отделением Союза писателей России 1 марта 2020 года, в день памяти десантников 6-й роты 104-гогвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии .

Конкурс проводится в рамках литературно-исторического проекта «Чтобы помнили», с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Приём заявок на конкурс заканчивается 25 мая 2020 года

 

Станислав Золотцев. Из неопубликованного

21 апреля день рождения
поэта Станислава Золотцева

«Разбирая в очередной раз архив Станислава Александровича, обнаружила большой почтовый конверт с вложенными в него листами бумаги, на которых что-то напечатано. Адресат — Вадим Рахманов, поэт, владелец издательства «Новый ключ». Почему-то его имя в строчке «кому» зачёркнуто, а на конверте крупно написано — Золотцевой Ольге. Когда этот конверт оказался у меня – не помню.
С Вадимом я познакомилась в 2008 году,  когда  он издавал книгу прозы Золотцева «Камышовый кот  Иван Иванович», которую Станислав успел отредактировать, а вот готовую уже не увидел. Все эти годы мы поддерживаем с Вадимом отношения — перезваниваемся, а вот видимся не часто, что, впрочем, для Москвы не удивительно. Просмотрев содержимое конверта, который ему наверняка передавал сам Станислав, я сразу позвонила Вадиму, перечислила ему все тексты. Но он не вспомнил ни о том, как попал к нему конверт, ни как и когда отдал его мне . Не помнит он и то, что было в нём. Да и то — двенадцать лет прошло, как нет Станислава. А там — несколько стихотворений, поэма и первая часть прозаического сочинения «Лавры». Всё датировано 2007 годом. Учитывая, что последняя книга Станислава, изданная к его 60-летию, была подписана к печати 21 января 2007 года, а  напечатанный в 2009 году  сборник духовных стихов «Русская вера» не включает в себя  стихи из конверта, датированные 2007 годом, делаю вывод, что   опубликованы они не были. Вот и решили мы, что отметим день рождения поэта представлением читателям неизвестного из его творческого наследия. Выбрала два стихотворения «Белоночие 2007» и «Вашими молитвами». Позднее —   представим и другие. И вы поймёте, почему не всё сразу. Признаться, я в какой-то момент позволила себе усомниться – а Станислава ли это стихи? Да вы сами это почувствуете. Читатели, знающие творчество русского советского поэта, как жизнеутверждающее, сразу обратят внимание на то, как в конце жизни изменился вектор его поэзии».

Ольга Золотцева

СТАНИСЛАВ ЗОЛОТЦЕВ

БЕЛОНОЧИЕ

Почему словом «ночь» называются эти часы?!
Даже белая – это не ночь.
                   Это женственный призрак.
Невидимка – богиня, своей наготы и красы
от богов не сумевшая спрятать капризных.
И приникла она к небогатой земле северян,
волхованием света верша для неё воздаянье,
чтобы каждый живущий на ней благодарно сверял
 с этим даром небесным и мысли свои, и деянья.

И меня каждым летом по-новому сводит с ума –
в седоглавые годы сильнее, чем в юные годы –
изнутри напоённая солнцем,
                           трепещущая полутьма
меж незримым закатом
                            и тут же возникшим восходом.

Непредвиденно, непредугаданно всё на земле…
И неведомо, что через миг приключится на свете
в этой краткой и зыбкой, колеблющейся полумгле:
ты ещё поживёшь? или канешь в небесные сети?

И превыше свободы, и глубже оно, и мощней,
это странное чувство –
                              что в доме высотном, что в поле.
И от неба до сердца,
                              от сочной листвы до корней –
белоночная воля. Безмерная Высшая воля….

 

ВАШИМИ МОЛИТВАМИ

На излом, на прочность, на разрыв
выверен в трудах, испытан битвами,
вашими молитвами я жив.
жив я  — только вашими молитвами.

Колоски моих духовных нив
злобными вытаптывают ритмами
нелюди…  Но всё-таки я жив
вашими целебными молитвами.

Я передо всеми виноват,
с кем одолевал бугры и рытвины.
…Не был я тебе ни друг, ни брат –
но твоими я спасён молитвами:

и в душе весенних сил прилив,
и под силу мне страданий чаша,
ибо верю, что на свете жив,
если я внемлю молитвам вашим.
В дни, когда Антихрист нашу Русь
обратить пытается в пустыню –
вашими молитвами держусь,
вашими молитвами святыми,

И молю я всех вас об одном –
хоть в одном останьтесь монолитными:
каждый русский – со своим огнём,
Русский свет – лишь с вашими молитвами.

2007, апрель

 

P.S.
«Ольга Николаевна, как чуткий многолетний редактор и организатор работы с литературными текстами, да и как близкий человек, вышла в интуитивных поисках на “нужные” стихи Ст. Александровича. Эти два стихотворения — одни из последних созданий поэта. На мой взгляд, они — поистине прекрасны, при этом,   они  о разном, и, в то же время,  о чём-то одном, главном — и в жизни, и в творчестве поэта.  «Белоночие» — стихи о родине, о том, что связано с любимой псковской землёй. В них вдруг проступает близость Тютчеву — лирику и философу природы. В них — погружение в созерцание белоночного пейзажа, удивительные сравнения и ассоциации, поражающие глубиной и утончённостью переживания красоты. В этих стихах  поэт — не просто преклоняется перед красотой ночной северной земли, он её  идолопоклонник, и её переживание перерастает в страдание — его любовь сильна до изнеможения.   Второе стихотворение “Вашими молитвами”, пожалуй, в этом, смыкается с “Белоночием”. Ольга Николаевна права и в другом. Стихи “Вашими молитвами”  непохожи даже   на остальные стихи последних лет, наполненные горечью, болью, порой  яростным протестом — реакцией на жизненные коллизии того времени. Это стихотворение  наполнено чувством покаяния, жаждой молитвенного очищения, острым осознанием греховности современной жизни, современного человека  и, главное, самого себя. Объединяет же эти два, повторюсь, непохожих по сюжетам стихотворения, поражающее до глубины души — состояние одиночества и тишины,  оцепенения и сосредоточенности на глубокой душевной боли. Ведь в большинстве своих стихов Золотцев — поэт сразу ярким жестом-интонацией обращается к читателю и слушателю. В этих – он, наедине с собой, тихо, устало и нежно говорит со своей страдающей душой. В них — особая интонация, почувствуйте её! Поэт говорит о самом дорогом и важном.

Татьяна Лаптева

Пасхальная служба 19 апреля 2020 года

Игорь Изборцев

Воскре́с Иису́с от гро́ба, я́коже прорече́,
даде́ нам живо́т ве́чный…

https://scontent.fhel4-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/93563608_2950228111730734_8174172042531176448_n.jpg?_nc_cat=107&_nc_sid=8024bb&_nc_ohc=Qhv4fyv-BLoAX_7wKGQ&_nc_ht=scontent.fhel4-1.fna&oh=08af7a166a591324d88295b006770032&oe=5EC2568CСуббота 18 апреля. 22 часа 30 минут. Еду по пустынным улицам Пскова. Машин мало, пешеходов еще меньше. И здесь, в салоне авто, чувствую напряжение в окружающем пространстве, словно некто схватили полотно воздУхов с разных сторон и тянут на себя, а оно трещит, оно вот-вот лопнет, и что хлынет в городские пределы из открывшихся прорех? Фобос и Деймос? Коронавеймос…
Отгоняю от себя наваждение крестным знамением, впереди главный погост города… Центральные ворота кладбища заперты по случаю ограничений, вызванных моровым поветрием. Поэтому сворачиваю в сторону деревни Орлецы, по улице Окраинной въезжаю в северные ворота кладбища.
Впереди, рассеивая тьму, вздымается к небу купол храма Воскресения Христова, давно ставшего самой большой и важной частью моей жизни, лучшей частью… Свет фар, рыскающий вверх-вниз и по сторонам из-за дорожных колдобин, выхватывает из темноты надмогильные камни и кресты, двигает их из стороны в сторону, приближает ко мне. На мгновение вспоминаю милашку Савелия Крамарова и его вошедшее в историю «А вдоль дороги мертвые с косами стоят и тишина». Но тут же забываю – впереди кто-то сигналит фонариком, соревнуясь с дальним светом моей АУДИ. Смешно! Я переключаюсь на ближний, подъезжаю, останавливаюсь. Человек в полицейской фуражке делает знак опустить стекло. Опускаю. Он представляется: подполковник полиции такой-то. Спрашивает, откуда я тут взялся? В голосе сквозит удивление. Мой черед представиться. Объясняю, что являюсь старостой храма и прибыл на пасхальное Богослужение. А удивление в голосе от того, что полицейский ничего не знал о северном въезде на кладбище, в его представлении, моя машина появилась откуда-то из глубины города мертвых, словно колесница смерти… Но все прояснилось.
Поодаль, полускрытый мраком, стоит еще один полицейский. Моросит дождь, и я предлагаю им укрыться в притворе храма. Вежливо отказываются: мол, не положено! Что ж, у каждого своя планида. Моя ведет меня в храм… А он пустынен, тих и робок, как школяр. Ему, помнящему сонм предыдущих пасхальных служб, непривычно видеть эту пустоту. Я буквально чувствую, как он недоуменно пожимает плечами каменных сводов…
Но вот все в сборе: клир, в лице священника отца Василия, церковнослужители в составе пономаря Элизбара и старосты, т.е. меня, грешного имярека, а также работницы храма Фотинии. На клиросе – бессменный регент Раиса и певчая Мелитина. Весь на сегодня церковный собор. Хотя нет. Лики святых, обратная перспектива, пристальное внимание инобытия… Наша скудость и немощь приумножена полнотой Церкви. И все-таки грустно… Грустно от нынешнего Крестного хода, у которого нет ни сил, ни полномочий выплеснуться за порог храма… Крестного хода, в котором за священником следуют лишь три христианина, три голоса чуть слышно славят Христа: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
У меня мелькает мысль о войне. Мы словно на войне, шествуем к горнему, пригибаясь от вражеских стрел к земной юдоли… Может быть правы некоторые церковные проповедники, говорящие что война уже идет, очередная мировая?
Все! Пропет, словно выпит до дна, Пасхальный канон, завершена литургия, освящены куличи и яйца… Отчасти, все как и прежде, но в остальном — все не так! Словно за церковными стенами опять стоят воинства Диоклетиана, готовые схватить и тащить на арену, где звучат еще отголоски страшных в своей силе и правде слова святителя Игнатия: «Я – пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым».
Господи Воскресший, дай хоть каплю такой веры! Тогда что моры и глады, что лютые страхования и угрозы? Но и в нашей малости есть надежда и есть уверенность.Ведь Господь с нами и Он Воскрес!
Воистину Воскресе Христос!

19.04.2020

«Бессмертный полк русской поэзии» шагает по Миру

Псковское региональное отделение Союза писателей России
продолжает историко-литературную акцию
«Бессмертный полк русской поэзии»

Напомним, что акция проводится с 9 марта и направлена на увековечивание памяти поэтов-фронтовиков и поэтов-блокадников, возвращение российскому читателю их стихов, приобщение к этим стихам детей и юношества.
За первый месяц её проведения на видеоканале «Бессмертный полк русской поэзии» опубликовано более 60 видеороликов, в которых жители России и зарубежья читают произведения поэтов, участников Великой Отечественной войны.
К акции присоединились: первый секретарь правления Союза писателей России, поэт Геннадий Иванов, сопредседатель правления Союза писателей России, поэт Александр Кердан, член правления Союза писателей России, главный редактор «Литературной газеты» поэт и прозаик Максим Замшев, секретарь Союза писателей России поэт Игорь Тюленев, актёр театра и кино, кинорежиссёр, писатель и сценарист Игорь Черницкий, актер, певец, композитор Николай Романов, актёр Псковского Академического театра драмы, заслуженный артист России Владимир Яковлев, известный донецкий поэт, бард, общественный деятель Владимир Скобцов, директор международного фестиваля молодых поэтов «Мцыри», поэт и общественный деятель Александр Чистяков, а также десятки неравнодушных людей из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья.
География акции постоянно расширяется. На сегодняшний день она включает 12 регионов России, Донецкую и Луганскую Народные Республики, а также Германию.
Пандемия коронавируса и введенный на территории России и в других государствах Мира режим карантина и самоизоляции внёс коррективы в жизнь каждого из нас, коснулись эти изменения акции «Бессмертный полк русской поэзии». Нам пришлось отменить запланированные очные мероприятия: презентации и выступления, посвящённые началу акции, организованную съёмку видеороликов, поездки организаторов и участников акции по районам Псковской области. Вполне вероятно, что не состоятся мероприятия акции, запланированные к проведению в Пскове и Великих Луках на 9 мая.
В то же время, для более широкого освещения творчества поэтов-фронтовиков и поэтов-блокадников, расширения возможностей участников, мы вносим изменение в Положение о международной историко-литературной акции «Бессмертный полк русской поэзии». Отменяется условие, согласно которому один участник акции за весь период её проведения мог представить не более трёх видеороликов с чтением стихов поэтов-фронтовиков. Теперь количество видеороликов, представленных одним участником, не ограничивается.

Мы приглашаем всех, кто сейчас сидит дома на карантине и самоизоляции, поддержать акцию, сделать свой вклад в сохранение наследия поэтов — участников Великой Отечественной войны, вклад в сохранение памяти о нашей Великой Победе. Для этого необходимо только желание и мобильный телефон, чтобы записать, как Вы читаете стихотворение поэта-фронтовика или поэта-блокадника, и прислать это видео на адрес poetic.polk@ya.ru вместе с анкетой участника акции.

Писатель Андрей Канавщиков стал лауреатом премии имени Суворова

Как сообщает официальный сайт Интернационального Союза писателей в апреле 2020 года подведены итоги литературно-общественной премии им. А. В. Суворова за 2019 год.
Среди лауреатов премии заместитель председателя правления Псковского регионального отделения Союза писателей России, публицист, поэт, прозаик Андрей Канавщиков, получивший вице-Гран-при в номинации «Публицистика».
Как сообщается на сайте литературно-общественная премия имени генералиссимуса князя А.В. Суворова, учрежденной Интернациональным Союзом писателей, совместно с журналом Московской городской организации Союза писателей России «Российский колокол» в 2019 году и далее будет ежегодной.
Конкурс на соискание премии проводился номинациях: большая и малая проза, поэзия, драматургия, публицистика, эссеистика, журналистика, общественная и издательская деятельность, меценатство.

Более 60 заявок поступило в адрес организаторов Всероссийского поэтического конкурса «Высота»

По состоянию на 4 апреля
в адрес поэтического конкурса «Высота»
поступило  более 60 заявок

География поэтов, подавших заявки на участие в конкурсе, охватывает 27 регионов России.  Это не только Москва, Санкт-Петербург и Псков, но  такие удалённые уголки нашей страны, как Свердловская, Пензенская и Кировская области, Республика Марий Эл  и Республика Татарстан, Новосибирская, Иркутская и Оренбургская области, Крым и Нижневартовск. К участию в конкурсе также присоединился поэт из Горловки Донецкой Народной Республики, жителям которой особенно близка тема защиты родной земли, знакома её цена.

Стоит о отметить разнообразие возраста конкурсантов. Так, самому молодому участнику – 16 лет, и отправил он заявку с согласия и при помощи мамы, а самому старшему участнику конкурса, приславшему своё стихотворение – 85 лет. Отрадно, что соотношение участников поколения, чей возраст равен возрасту нашего века и тех, кто родом из века прошлого – примерно одинаково. Это означает лишь то, что тема подвига десантников у высоты 776 близка всем поколениям, одинаково волнуя сердца тех, кто своими глазами следил за сводками новостей в 2000-м году, и тех, кто рос и взрослел на рассказах об этом Подвиге.

Среди участников конкурса – как известные поэты, так и начинающие авторы. Есть среди них и те, кто ранее сам прошёл нелегкой стезёй службы в десантных войсках. Всех их объединила память о Подвиге шестой роты.

Напомним, что приём заявок на Всероссийский поэтический конкурс «Высота» посвященный 20-летию подвига десантников 6-й парашютно-десантной роты 104-гогвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии объявлен 1 марта и продлится до 25 мая 2020 года.

Положение о конкурсе размещено на нашем сайте.

Десятый, юбилейный, фестиваль исторической поэзии «Словенское поле — 2020»

С 16 марта 2020 года открыт приём заявок
на участие в десятом, юбилейном фестивале исторической поэзии
«Словенское поле – 2020»

Фестиваль «Словенское поле» — уникальное явление. Это единственный в России фестиваль историко-поэтический фестиваль, аналогов которому нет в современной литературной жизни. Он направлен, в первую очередь, на сохранение русской духовно-нравственной традиции, поддержание патриотических традиций в российской поэзии, привлечение начинающих поэтов, их ориентацию на создание исторических и патриотических произведений.
Поэтический фестиваль «Словенское поле – 2020» организован и проводится Псковским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» при поддержке Комитета по культуре Псковской области и Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск», в рамках литературно-исторического проекта «Чтобы помнили», с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
В 2020 году фестиваль будет проводиться в десятый раз. По сложившейся традиции он приурочен к последним выходным июля и пройдет в Пскове и Изборске с пятницы 24 июля по воскресенье – 26 июля.
Открытие фестиваля традиционно состоится у «Священного холма славы и единения России», куда российские и зарубежные поэты привезут земли с мест воинской славы, захоронений солдат, мест, связанных с историей нашей страны.
В рамках фестиваля планируется провести два конкурса.
Первый, традиционный «Конкурс исторической поэзии «Словенское поле» на который принимаются произведения, посвящённые истории России. Выбор исторического периода (события) не ограничивается. Приветствуется участие в конкурсе произведений, посвящённых Псковскому краю, его городам и их историческому прошлому.
Конкурс включает три номинации:
— «Открытая номинация» — для всех участников, за исключением авторов, участвующих в номинации «Профи»;
— Номинация «Профи» — для профессиональных авторов, в том числе членов литературных объединений и союзов;
— Номинация «Словенские ключи» — для молодых поэтов возрастом до 27 лет.
Стоит обратить внимание, что к участникам номинации «Словенские ключи» организаторы фестиваля не предъявляют столь строгих требований, как к участникам двух первых номинаций. Ограничения по тематике стихов для молодых поэтов не устанавливаются. Правда за произведения исторической направленности, членами жюри начисляются дополнительные баллы (с учетом техники написания и содержания стихов).
Дополнительным бонусом для юных талантов является и то, что победители конкурса в номинации «Словенские ключи» получают путевку в финал фестиваля молодых поэтов «Мцыри», который ежегодно проводится в Москве, на базе литературного института имени Горького. И как здесь не вспомнить успех псковички Дианы Константиновой, которая в 2019 году получила гран-при этого знаменитого молодёжного поэтического форума.
Тема второго конкурса фестиваля «Словенское поле» каждый год новая, посвященная знаменательной дате, событию регионального либо российского уровня.
Тематический конкурс фестиваля 2020 года называется «Свет обители» и посвящён он 110-летию со дня рождения старца Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Конкурс проводится по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона.
На конкурс «Свет обители» принимаются поэтические произведения, посвященные памяти отца Иоанна (Крестьянкина), произведения, посвященные Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю и иным обителям России, а также православная лирика духовно-нравственной направленности.
В ходе фестиваля предусмотрена экскурсионно-историческая программа, возложение цветов к памятнику солдату Первой мировой войны, акция «Книга в подарок», в ходе которой поэты подарят свои книги Псковской школе-интернату и, конечно же, поэтические чтения – чтение поэтами своих стихов об истории России и её святынях.
Стихи победителей конкурсов и избранные стихи участников фестиваля будут опубликованы на сайте Союза писателей России «Российский писатель» и на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России «Псковский литературный портал», а также включены в литературно-публицистический альманах, изданный по итогам литературно-исторического проекта «Чтобы помнили».
Положение о фестивале «Словенское поле — 2020 «, положение о конкурсах, проводимых рамках фестиваля опубликованы на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России — «Псковский литературный портал»

 


Ссылки:
Страница десятого, юбилейного  исторической поэзии фестиваля «Словенское поле — 2020»
Положение о фестивале
Положение о конкурсе исторической поэзии «Словенское поле — 2020»
Положение о поэтическом конкурсе «Свет обители»

Положение о поэтическом конкурсе «Свет обители»

ПОЛОЖЕНИЕ
о поэтическом конкурсе
«СВЕТ ОБИТЕЛИ»
(очное участие)

Поэтический конкурс «Свет обители» (далее — конкурс) посвящается 110-летию со дня рождения старца Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Конкурс проводится Псковским региональным отделением Союза писателей России в рамках поэтического фестиваля «Словенское поле – 2020» (далее – фестиваль), по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона.
На конкурс принимаются:
— поэтические произведения, посвященные памяти отца Иоанна (Крестьянкина);
— поэтические произведения, посвященные Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю и иным обителям России;
— православная лирика духовно-нравственной направленности.

Общие положения:
1. Организацию и проведение конкурса осуществляет оргкомитет десятого, юбилейного фестиваля «Словенское поле — 2020» (далее – Оргкомитет фестиваля).
2. Для оценки представленных работ и подведения итогов конкурса Оргкомитет фестиваля создаёт и утверждает компетентное жюри.
3. Решение жюри является окончательным и не подлежит изменению.

Авторское соглашение:
4. Участник конкурса гарантирует, что он является автором предоставленного на конкурс произведения и не нарушает чьих-либо авторских и смежных прав.
5. Подавая заявку на участие в конкурсе, автор тем самым соглашается с правилами и условиями конкурса.
6. Участник конкурса соглашается с тем, что принятое на конкурс произведение, без дополнительного согласования с автором, может быть опубликовано, полностью либо частично:
— на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России «Псковский литературный портал»;
— на сайте Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск»;
— в сборнике, изданном по итогам реализации литературно-исторического проекта «Чтобы помнили»;
— в средствах массовой информации г. Пскова и Псковской области;
— в иных печатных и электронных СМИ освещающих работу фестиваля.
7. Произведения победителей конкурса могут быть опубликованы в периодических изданиях, в течение трёх лет со дня окончания конкурса, без дополнительного согласования с автором.

Порядок приёма заявок:
8. Заявка на участие в конкурсе принимается одновременно с заявкой на участие о фестивале.
9. Конкурс проводится по принципу: «Один автор – одно стихотворение».
10. Объем произведения не должен превышать 32 строки, включая эпиграф (послесловие). Название произведения в число строк не входит. Стихи, написанные «в одну строку» к рассмотрению не принимаются.
11. Стихотворения, превышающие установленный объём к рассмотрению не принимаются.
12. Оформление произведений согласно разделу III Положения о фестивале «Словенское поле – 2020».
13. Приём заявок по 15.08.2020 включительно.
14. На конкурс не принимаются произведения:
— оформленные с нарушением установленных правил;
— не соответствующие тематике конкурса;
— содержащие ненормативную лексику;
— носящие проявления расовой, национальной и религиозной нетерпимости;
— не соответствующие целям и задачам фестиваля «Словенское поле – 2020».
15. Организаторы конкурса вправе отклонить заявку без объяснения причин.
16. Судейство анонимно. Перед отправкой на рассмотрение судьям сведения об авторе удаляются, вместо них каждой подборке стихотворений присваивается кодовый номер.
17. Замена произведений, принятых к участию в конкурсе не допускается.
18. Произведения не рецензируются, организаторы конкурса в переписку с авторами не вступают.
19. В случае отказа автора от личного участия в фестивале, его заявка аннулируется.

Награждение победителей:
20. Лауреаты конкурса награждаются дипломами фестиваля «Словенское поле – 2020».
21. Произведения, занявшие призовые места и избранные произведения участников конкурса публикуются в сборнике по итогам реализации литературно-исторического проекта «Чтобы помнили».
22. Организаторы, партнёры и спонсоры фестиваля могут учредить дополнительные призы и подарки победителям конкурса.


Прочитать положение о фестивале «Словенское поле -2020»
Скачать форму заявки на участие в фестивале


Литературно-исторический проект «Чтобы помнили » реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Положение о конкурсе исторической поэзии «Словенское поле — 2020»

ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе исторической поэзии
«Словенское поле – 2020» 
(очное участие)

1. Конкурс исторической поэзии «Словенское поле – 2020» (далее – конкурс) проводится в рамках десятого, юбилейного фестиваля исторической поэзии «Словенское поле – 2020» (далее – фестиваль). Цели и задачи конкурса соответствуют целям и задачам фестиваля.
2. На конкурс принимаются произведения, посвящённые истории России. Выбор исторического периода (события) не ограничивается. Приветствуется участие в конкурсе произведений, посвящённых Псковскому краю, его городам и их историческому прошлому.
3. В конкурсе могут принять участие все желающие, независимо от места проживания.
4. Конкурс проводится в номинациях:
— номинация «Профи» – для профессиональных поэтов, в том числе членов литературных объединений и союзов;
— открытая номинация – для всех участников, кроме авторов, участвующих в номинации «Профи»;
— номинация «Словенские ключи» — для молодых поэтов в возрасте (на день проведения фестиваля) до 27 лет включительно.
5. Для участников номинации «Словенские ключи» ограничения по тематике стихов не устанавливаются. За произведения исторической тематики, членами жюри начисляются дополнительные баллы (с учетом техники их написания и содержания).
6. Номинация «Словенские ключи» одновременно является отборочным этапом Всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов «Мцыри». Победители номинации, минуя промежуточные процедуры, попадают в финал лермонтовского фестиваля, который состоится осенью 2020 года, в Москве, на базе Литературного института имени Горького.

Общие положения:
7. Организацию и проведение конкурса осуществляет Оргкомитет поэтического фестиваля.
8. Для оценки представленных работ и подведения итогов конкурса Оргкомитет фестиваля создаёт и утверждает компетентное жюри.
9. Решение жюри является окончательным и не подлежит изменению.

Авторское соглашение:
10. Участник конкурса гарантирует, что он является автором предоставленных на конкурс произведений и не нарушает чьих-либо авторских и (или) смежных прав.
11. Подавая заявку на участие в конкурсе, автор тем самым соглашается с правилами и условиями конкурса.
12. Участник конкурса соглашается с тем, что принятые на конкурс произведения, без дополнительного согласования с автором, в течение трёх лет со дня окончания фестиваля могут быть опубликованы полностью либо частично:
— на сайте Союза писателей России «Российский писатель»;
— на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России «Псковский литературный портал»;
— в сборнике, изданном по итогам реализации литературно-исторического проекта «Чтобы помнили»;
— в средствах массовой информации г. Пскова и Псковской области;
— в иных печатных и электронных СМИ освещающих работу фестиваля.

Порядок приёма заявок:
13. Заявка на участие в конкурсе отправляется вместе с заявкой на участие о фестивале.
14. На конкурс одному автору можно прислать не более трёх стихотворений.
15. Объем одного стихотворения не должен превышать 32 строки, включая эпиграф. Название произведения в число строк не входит. Стихи, написанные «в одну строку», к рассмотрению не принимаются.
16. Стихотворения, превышающие установленный объём к рассмотрению жюри не принимаются.
17. Оформление произведений согласно разделу III Положения о фестивале «Словенское поле – 2020».
18. В случае, если в заявке содержится более трёх стихотворений, к рассмотрению судей представляются первые три.
19. Приём заявок по 15.08.2020 включительно.
20. На конкурс не принимаются произведения:
— оформленные с нарушением установленных правил;
— не соответствующие тематике конкурса;
— содержащие ненормативную лексику;
— носящие проявления расовой, национальной и религиозной нетерпимости;
— не соответствующие целям и задачам фестиваля.
21. Организаторы конкурса вправе отклонить заявку без объяснения причин.
22. Судейство анонимно. Перед отправкой на рассмотрение судьям сведения об авторе удаляются, вместо них каждой подборке стихотворений присваивается кодовый номер.
23. Замена произведений, принятых к участию в конкурсе не допускается.
24. Произведения не рецензируются, организаторы конкурса в переписку с авторами не вступают.
25. В случае отказа автора от личного участия в фестивале, его заявка аннулируется.

Дополнительные условия:
26. Первое место в каждой номинации присваивается один раз.
27. Авторы, ранее занимавшие второе и третье место в конкурсе, могут претендовать только на вышестоящее место.

Награждение победителей:
28. Лауреаты конкурса награждаются дипломами фестиваля «Словенское поле – 2020».
29. Произведения авторов, занявших призовые места, публикуются в сборнике, изданном по итогам реализации литературно-исторического проекта «Чтобы помнили».
30. Организаторы, партнёры и спонсоры фестиваля могут учредить дополнительные призы и подарки победителям конкурса.


Прочитать положение о фестивале «Словенское поле -2020»
Скачать форму заявки на участие в фестивале


Литературно-исторический проект «Чтобы помнили » реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Жюри всероссийского поэтического конкурса «Высота»

 

СОСТАВ ЖЮРИ
всероссийского поэтического конкурса «Высота»
посвящённого 20-летию подвига десантников шестой парашютно-десантной роты сто четвертого гвардейского парашютно-десантного полка семьдесят шестой гвардейской воздушно-десантной дивизии

Игорь Тюленев (г. Пермь) — председатель жюри. Поэт, член Союза писателей России. Секретарь Союза писателей России. Лауреат Всесоюзного литературного конкурса им. Н. Островского. Лауреат премии им. Фатиха Карима, премии Союза писателей России «Традиция» и многих других. За книгу стихов «И только Слово выше Света» Игорь Тюленев стал Лауреатом премии «Имперская культура» и Лауреатом Международной премии им. Сергея Михалкова «Лучшая книга 2012 года». Автор 22 сборников стихов и более трех сотен публикаций во всесоюзных альманахах, сборниках, литературно-художественных журналах.

Виктор Верстаков (г. Москва). Поэт, член Союза писателей России. Член Правления Союза писателей России (с 1999). Окончил Военно-инженерную академию имени Дзержинского. Служил на подземном объекте в Подмосковье, затем был переведен в военный отдел газеты «Правда». Неоднократно выезжал в «горячие точки», включая Афганистан и Чечню. Участвовал в военных операциях. Работал заместителем главного редактора еженедельник «Литературная Россия». Награжден орденами и медалями, в том числе «За боевые заслуги» и орденом «Знак Почета» с формулировкой «За достойное выполнение интернационального и служебного долга в Республике Афганистан», медалью «За укрепление боевого содружества» (2000). Лауреат литературных премий. Автор пятнадцати книг стихов, прозы и публицистики, посвященных героизму и быту советских и российских воинов, известных песен, в том числе знаменитой песни о подвиге 6-й роты — «Крылатая пехота не вышла из огня…»

Александр Орлов (г. Москва) Поэт, прозаик, историк. Окончил Московское медицинское училище № 1 имени И.П. Павлова, Литературный институт имени А.М. Горького и Московский институт открытого образования. Работает учителем истории, обществознания, основ философии, и права в столичной школе № 1861. Автор шести стихотворных книг и трёх книг малой прозы. Публиковался в широком круге изданий: «Бийский вестник», «День и ночь», «Дон», «Дружба народов», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Литературная учеба», «Москва», «Наш современник», «Подъем», «Сибирь», «Сибирские огни», «Сура», «Юность» и др. Лауреат Всероссийских конкурсов имени А.П. Платонова (2011), Ф.Н. Глинки (2012), С.С. Бехтеева (2014), Н.С. Лескова (2019). Обладатель «Золотого Витязя» (2019), «Бронзового Витязя» (2017), и специального приза ИС РПЦ «Дорога к храму» (2017) Международного славянской литературного форума «Золотой Витязь». Лауреат открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» ИС РПЦ (2018 и 2019). Живет в Москве.

Алексей Полубота (г. Реутово Московской обл.). Поэт, прозаик, эссеист, член Союза писателей России. Секретарь Союза писателей России Закончил Литературный институт им. А.М. Горького (семинар Юрия Кузнецова). Лауреат российских и международных литературных премий. Организатор литературно-гуманитарных акций в поддержку восставшего Донбасса: литературного десанта «Русские писатели – русскому Луганску» (2015), поэтического конкурса «Донбасс никто не ставил на колени» (2016). Сопредседатель клуба «Словороссия». Автор поэтических сборников «Россия – крест моей судьбы» (2001), «Время года — любовь» (2010), «Вечность» (2018).
Автор документального фильма «Зайцево. Храм на линии фронта», вошедшего в программу 24-го международного кинофестиваля «Радонеж».

Вита Пшеничная (г. Псков). Поэт, прозаик, эссеист, литературный критик, член Союза писателей России. Публикуется с 1986 года.
Лауреат и финалист Международных («Литературная Вена», «Русский Stil», «Мир без войн, насилия и фашизма») и Всероссийских («Живое Слово», «Рождественская звезда») и др. конкурсов. Автор пяти книг стихов. Неоднократно публиковалась в поэтических сборниках и литературной периодике России и зарубежья. Постоянный член оргкомитета фестиваля «Словенское поле» (Псков-Старый Изборск).

Положение о фестивале исторической поэзии «Словенское поле — 2020»

ПОЛОЖЕНИЕ
о десятом, юбилейном
фестивале исторической поэзии 
«Словенское поле — 2020»

I. Общие положения.
Десятый, юбилейный фестиваль исторической поэзии «Словенское поле — 2020» (далее – фестиваль) является неотъемлемой частью литературно-исторического проекта «Чтобы помнили».
Фестиваль организован и проводится Псковским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» (далее ‑ Псковское региональное отделение Союза писателей России) при поддержке Комитета по культуре Псковской области и Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск».
Учредителем фестиваля, является псковское региональное отделение Союза писателей России.

Цели и задачи фестиваля:
— увековечивание памяти выдающихся людей и значимых событий прошлого;
— популяризация творчества современных авторов, пишущих на историко-патриотическую тематику;
— сохранение чистоты и величия русского языка;
— укрепление национальных корней, национальной самобытности посредством приобщения подрастающего поколения к русской культуре;
— выявление и поддержка талантливых молодых поэтов;
— привлечение интереса широких кругов ценителей русской культуры к Старому Изборску как к историческому и культурному центру Псковщины и России в целом;
— организация творческого общения литераторов Псковской области, России и зарубежья;
— пропаганда лучших современных литературных произведений, посвящённых истории Псковского края и России в целом;
— приобщение молодёжи к поэтическому творчеству.

Период проведения фестиваля:
11 — 13 сентября 2020 года.

Место проведения:
11 сентября – г. Псков (прибытие участников, размещение, экскурсионный день).
12 сентября ‑ Музей-заповедник «Изборск», д. Изборск Печорского района Псковской области;
13 сентября ‑ г. Псков.

Программа фестиваля,  разрабатывается отдельно.
В рамках фестиваля проводятся поэтические конкурсы историко-патриотической направленности.
Конкурсы проводятся в очной и заочной формах.
Положение о конкурсах разрабатывается отдельно.
Участие в очном и заочном конкурсах одновременно — не допускается.

Участники фестиваля
В фестивале могут принять участие все желающие независимо от возраста, места жительства, известности, профессиональной подготовки, членства в творческих союзах и т.д.
В фестивале могут принять участие, как отдельные авторы, так и творческие коллективы и объединения независимо от места проживания при условии предварительной договорённости с Оргкомитетом.
Лица, не достигшие 18-летнего возраста, участвуют  в мероприятиях фестиваля в сопровождении взрослых, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

III. Заявка участника и оформление произведений.
Участие в фестивале – по заявке. Форма заявки согласно приложению.
К заявке в обязательном порядке, в том числе поэтами, участвующими в фестивале вне конкурса, либо в составе творческого коллектива, прилагаются авторские произведения.
Максимальный суммарный объём произведений для авторов, участвующих в фестивале вне конкурса – 96 строк, включая эпиграф (послесловие) к произведению.
Ограничения по объему конкурсных произведений определяются положениями о конкурсах.
Произведения помещаются под заявкой на участие в фестивале.
Формат произведений: шрифт ‑ Times New Roman; кегль шрифта ‑ 12; межстрочный пробел ‑ 1; выравнивание по левому краю.
Заголовок выделяется жирным шрифтом, эпиграф ‑ курсивом и отступом от левого края на 4-6 см, кегль шрифта эпиграфа ‑ 10.
Заявки с пометкой «Поэтический фестиваль «Словенское поле – 2020» направляются по 20.06.2020 включительно по E-Mail: slovenskoe.pole@ya.ru, либо письмом в адрес Псковского регионального отделения Союза писателей России: 180000 г. Псков ул. Ленина, 3.
При направлении электронной почтой заявка и произведения формируются одним файлом в формате MC Word, либо совместимым с ним (расширения: doc, docx, rtf).
При направлении заявки почтовым сообщением письму в обязательном порядке прилагается электронная копия заявки и произведений на CD-диске.
Сведения о заявках авторов, принятых к участию в фестивале, публикуются на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России «Псковский литературный портал» по мере их рассмотрения.

Заявка на участие в фестивале может быть отклонена в случае:
— неполного (некорректного) заполнения формы заявки;
— нарушения установленных настоящим положением правил оформления произведений, прилагаемых к заявке;
— несоответствия произведений, представленных вместе с заявкой, целям и задачам фестиваля;
— низкого литературного уровня произведений.
Произведения не рецензируются. Оргкомитет в переписку с авторами не вступает, причины отклонения заявок не разъясняются.

IV. Бюджет фестиваля
Фестиваль проводится с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, а также собственных средств организаторов фестиваля, средств спонсоров и меценатов.
Организаторы обеспечивают программу фестиваля.
Расходы на проезд до г. Пскова и обратно, проживание и питание несут участники фестиваля.

Дресс-код:
Участники фестиваля самостоятельно определяют для себя одежду, советующую мероприятиям фестиваля.
Категорически не допускаются мини-юбки, шорты, одежда вызывающего характера, нарушающая общепринятые понятия нравственности и морали. 

VI.Другое
Избранные произведения участников фестиваля публикуются в литературном альманахе, который будет издан по итогам реализации литературно-историппроекта «Чтобы помнили».
Авторы, произведения которых опубликованы в сборнике, получают один авторский экземпляр.
Участники фестиваля соглашаются с тем, что их произведения, представленные вместе с заявкой, а также произведения, прозвучавшие во время фестиваля, в течение трех лет с момента проведения фестиваля, могут быть опубликованы полностью либо частично в средствах массовой информации, на литературных сайтах, изданиях, освещающих поэтический фестиваль «Словенское поле — 2020», изданы иным способом, и не претендуют на выплату авторского гонорара.

VII. Партнёры фестиваля:
Комитет по культуре Псковской области;
Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»;
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Псковский областной колледж искусств имени Н.А. Римского-Корсакова»;
Общественный совет «Потенциал нации» (г. Москва);
Всероссийский открытый фестиваль молодых поэтов «Мцыри» (г. Москва);
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Псковская общеобразовательная школа-интернат».

Информационная поддержка:
Сайт Союза писателей России «Российский писатель»: http://www.rospisatel.ru;
Сайт Псковского регионального отделения Союза писателей России «Псковский литературный портал»: http://pskovpisatel.ru;
Филиал ВГТРК – ГТРК Псков: http://www.gtrkpskov.ru;
Сетевое издание «Псковское агентство информации»: http://informpskov.ru;
Электронное периодическое издание «Псковская Лента Новостей» (ПЛН): http://pln-pskov.ru;
Сайт музея-заповедника «Изборск»: http://www.museum-izborsk.ru

В ходе подготовки фестиваля перечень партнёров может быть дополнен.


Приложение: Форма заявки на участие в фестивале

Литературно-исторический проект «Чтобы помнили » реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов