«Чаша Господня и чаша бесовская». Новая книга митрополита Константина (Горянова)

Константин (Горянов) митрополит.  «Чаша Господня и чаша бесовская» (1Кор.10:21)
/
Осмысление стратегии государственного существования России: библейские архетипы, трагические и славные страницы российской истории XX в./.
Издательский Дом «Родная Ладога», Санкт-Петербург, 2020 г., 530 стр., иллюстрации

На святках в редакции журнала «Родная Ладога» состоялась презентация новой книги митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова), члена Союза писателей России, академика РАЕН, «Чаша Господня и чаша бесовская» (1Кор.10:21). Книга рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви, утверждена Ученым советом Секции междисциплинарных проблем науки и образования Российской академии естественных наук. Рецензентами являются:
Казин А.Л. – доктор философских наук, профессор, и.о. директора Российского института истории искусств, засл. работник культуры РФ;
Базиленко И.В. – доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургской Духовной академии.
На презентации присутствовали доктор философских наук Казин А.Л.; доктор философских наук, академик РАО, профессор Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Корольков А.А.; главный редактор информационного портала «Русская народная линия» Степанов А.Д.; профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры Скотникова Г.В.; вдова выдающегося русского писателя Николая Коняева – Коняева М. В.; главный редактор журнала «Родная Ладога» Ребров А.Б., заместитель главного редактора журнала «Родная Ладога» Ефимовская В.В.; заместитель председателя общественной организации «Брянское землячество в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» Цыбульский А.П.; представители учебных организаций, в том числе БГТУ «Военмех» им. Д.Ф.Устинова Есипов А.В. – внук легендарного разведчика, героя Советского Союза Виктора Лягина, профессор Москвин С.В., члены редакции, авторы и читатели журнала «Родная Ладога».
Собравшиеся отметили, что книга митрополита Константина (Горянова) «Чаша Господня и чаша бесовская» (1 Кор. 10:21) — произведение уникальное и своевременное, созданное на стыке и во взаимосвязи многих областей человеческого знания — богословия, исторической науки, политологии, антропологии, статистики, литературоведения, экономики, искусствоведения. Настоящее издание, действительно, можно назвать осмыслением стратегии государственного существования России на основе библейских архетипов и истории русской революционной трагедии, приведшей к мировой военной трагедии, окончившейся Победой в Великой Отечественной войне.
Эта оценка книги оправдано тем, что Россия, которой в первую очередь она посвящена, находится в постоянной борьбе за независимость и в непрерывном духовном противостоянии Чаши Господней с чашей бесовской. Данный объемный труд, состоящий из самостоятельных глав-разделов, темы которых раскрываются в образных названиях и символичных эпиграфах, является произведением целостным. Строго выверена доказательная база главных смыслов: только в крепости веры Православной, только в осмыслении библейских архетипов человеческого поведения, только в соблюдении народом заповедей Божиих может быть непобедимой Россия. Это было доказано, как говорит автор книги, искупительным подвигом советского народа в Великой Отечественной войне.
На примере святой жизни страстотерпца — последнего российского Императора Николая II, принявшего Царский венец как «Чашу Господню», — автор книги разъясняет сакральную сущность Помазания на Царство, клятвы народа на верность своему Правителю, священного права служения Отечеству. Революции, произошедшие в России в начале XX века по инициативе и с финансовой помощью внешних, заинтересованных в гибели Российской империи сил, богослов рассматривает как агрессию адовых сил, чьими лживыми посулами обольстились многие сословия русского народа. Прильнувшие к «чаше бесовской», изменившие вере в Бога и клятве Его Венценосному Помазаннику, многие люди рассчитались за свою легковерность не только потерей Родины, но жизнями своими и своих детей. Нарушение клятв, отступничество от Бога привело к неисчислимым людским и материальным потерям во время Второй мировой войны, ставшей продолжением Первой мировой войны, в которой Россия должна была победить. Вследствие революций русская Победа оказалась отложенной на четверть века. Этот трагический опыт должен стать поучительным нам, живущим уже в третьем тысячелетии, в чем много помогает новая книга митрополита Константина «Чаша Господня и чаша бесовская».
Книга, имеющая ссылки на Библию, на новейшие современные научные исследования, обладающая развернутыми комментариями-подстрочниками, выполняющими функцию обширного справочного материала, хорошо иллюстрированная, должна быть интересна людям разных уровней образования, возрастов, политических взглядов.
Митрополит Петрозаводский и Карель­ский Константин (Горянов) — автор книг «И познаете истину» (СПб, 2011), «Встань и иди в дом твой» (СПб, 2014), «Апокалипсисы революций» (СПб, 2018), двухсот шестидесяти публикаций в академической и периодической печати широко известен как богослов, историк, публицист. Он в 1974 году окончил Винницкий медицинский ин­ститут, работал практическим врачом. В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию в Смоленском медицинском институте, занимал должность старшего преподавателя Брянского института.
Для того чтобы поступить в семинарию, требовалось преодолеть большие препятствия со стороны атеистической власти: пришлось менять место жительства, работать разнорабочим на железной дороге, лесоповале, ночным сторожем в Жировицком монастыре. По благословению митрополита Минского и Белорусского Филарета поступил в 1983 году в Московскую духовную семинарию, которую окончил за два года. На первом курсе академии принял монашеский постриг, был рукоположен в сан иеродиакона, а затем — в иеромонаха ректором Московской духовной академии и семинарии епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым, + 2003). Во время учебы и преподавательской деятельности продолжал заниматься врачебной практикой.
В 1989 г. окончил Московскую Духовную академию, был оставлен преподавателем Ветхого Завета, защитил кандидатскую диссертацию. В 1990 г. возведён в сан игумена, назначен ректором возрожденной Минской Духовной семинарии, где преподавал историю Русской Православной Церкви и догматическое богословие. В 1991 г. рукоположен во епископа Но­вогрудского, викария Минской епархии. Продолжая быть ректором, управлял с 1992 г. возрожденной Новогрудской епархией. В 1996 г. назначен ректором С. – Петербургской Духовной академии с титулом «епископ Тихвинский, ви­карий Санкт-Петербургской епархии». С 1999 г. профессор, зав. кафедрой бого­словских дисциплин. В 2003 г. возведен в сан архиепископа. Член редколлегии «Бо­гословских трудов», член нескольких ака­демий (РАЕН и др.). Награжден многими церковными и научными наградами. Член Союза писателей Рос­сии, лауреат ряда литературных премий. С 2008 г. правящий архиерей Курганской епархии, проректор по научной работе Екатеринбургской Духовной семинарии. Председатель Синодальной бого­служебной комиссии. С мая 2015 г. ми­трополит Петрозаводский и Карельский, глава Карельской митрополии.

Валентина Станкевич

Поздравляем Александра Себежанина с юбилеем

Сегодня отмечает юбилей наш дорогой друг, коллега,
замечательный русский поэт
Александр Себежанин

Настоящим поэтом можно только родиться, потому что дар поэта – это дар свыше, такому не научишься, сколько не грызи гранит наук. Александру повезло, Господь вышил полотно его жизни золотой нитью Поэзии, наделил высоким даром любви! Поэтому нельзя не согласиться со словами написавшего о нем литературного критика: «Любовь составляет основную, главную суть творческих исканий и находок поэта. В наш век дефицита любви стихи Александра Себежанина поражают своей чистотой, высотой и одухотворённостью. Когда читаешь стихи, то перед глазами встаёт образ святости, образ Божественной красоты, чувство забытого, поистине мужского восхищения Женщиной…»

О чем просит поэт Творца? Вот о чем:

Прошу, Господь, прости меня за грусть,
рожденную на кончике пера;
коленопреклоненно я молюсь — 
дай сил поверить в торжество Добра!

О чем мечтает?

Но — взлетать до синей высоты!
Но — шалеть от жизни горевой!
Среди вечной звёздной немоты
стих родить таинственно-живой!

Дорогой Александр!
Пусть в день семидесятилетия исполнятся
все твои прошения и мечты!
Береги свой дар!

Благополучия тебе, здоровья на многая и благая лета!
Пусть Господь хранит тебя и твоих близких!

От имени Псковского
регионального отделения
Союза писателей России
Игорь Смолькин

 


Александр Себежанин ( творческий псевдоним Александра Михайловича Павлова) родился в Тверской области, вблизи старинного русского города Торопца. Затем родители вернулись на родину матери в Себежский район Псковской области, где в чудесном озёрно-лесном краю прошли его детские и отроческие годы. Стихи начал писать в подростковом возрасте, сказалась любовь к прекрасной природе Псковщины, любовь к литературе и поэзии, атмосфера духовного подъёма 60-х годов. На протяжении всей жизни А. Себежанин увлекался поэзией, печатался в стенгазетах, дарил стихи друзьям, читал на праздничных мероприятиях. В 2003 году была выпущена первая небольшая книжка стихов «Так бывает и нет в том чуда…», в 2011 году вторая, под названием «Нежность сердца», издательство Рунета. В 2015 году в Пскове издан авторский сборник «В каждом с-LOVE». А в 2019 году вышел в свет книга избранной лирики «Сейчастье». Также А. Себежанин участник различных сборников поэзии, изданных в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Риге, Кемерово, Ленинск-Кузнецком и других городах.
Живет и работает в городе Пскове.

«Лишь слово вечно». В Пскове пройдёт вечер памяти писателей

27 января 2020 года
в Литературной гостиной псковских писателей
(Псков, Рижский пр., 64),
пройдёт первая в 2020 году встреча поэтов и прозаиков области

svecha_pamyati_1 По многолетней традиции вечер будет посвящён памяти ушедших псковских литераторов. Именно их стихи и проза будут звучать в зале.

В прошедшем 2019 году организация понесла тяжелые, невосполнимые утраты: ушли из жизни псковские писатели Александр Бологов, Борис Ильин, Геннадий Тумарев, Ларина Федотова.
2018 год унёс жизни известной псковской поэтессы Татьяны Гореликовой и  прозаика, публициста бывшего настоятеля Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарёва). В 2016 году умер Иван Калинин, в 2014 году — Николай Гончаров.
Этот скорбный список можно продолжать и продолжать…
И он будет продолжен на вечере памяти. Кроме произведений авторов, прозвучат рассказы о них, воспоминания коллег, учеников, единомышленников.

Вечер начнётся с молитвы, зажжётся свеча, которая будет гореть до окончания литературных чтений.

Начало вечера в 18 часов 30 минут

«Не иссякнет России родник…». Новые стихи Людмилы Тишаевой

 

Людмила Тишаева
Людмила Тишаева

г. Псков

Из
поэтического
сборника
«Калейдоскоп
судьбы»

Мне бы…

Мне метафор бы немножко
На лесной собрать поляне –
Прикормить стихи с ладошки,
Словно пташек утром ранним.

Мне б эпитетов нескучных
На лужку сложить стожками.
Их потом в мороз трескучий
Пришивать к стишку стежками.

Мне бы шёлковой травою
Опоясать рифмы в поле.
Сбрызнув стих живой водою,
Отпустить его на волю.

*  *  *

Ты подскажи мне, Господи, строку,
А дальше как-нибудь сама смогу
К ней подобрать и рифму, и размер…
Лишь строчку подскажи – всего-то дел!

Родится за строкой ещё строка,
Но это будет после, а пока –
Лишь строчку подскажи одну, прошу.
Ведь стих я без неё не напишу.

*  *  *

Уже отпели песню журавли,
Всё меньше дней становится погожих,
И дождь уже немало слёз пролил
На головы и зонтики прохожих.

Вот-вот деревья сбросят свой наряд,
И станет мир задумчивым и серым,
Но устремляться снова будет взгляд
На купола, с надеждою и верой.

Боль – любовь

Слова рифмую вновь: «любовь» и «боль»,
И никуда от этих слов не деться.
Прошу, судьба, душе моей позволь
У их костра ещё чуть-чуть погреться.

Коль есть Любовь, то значит, будет боль,
Ведь в мире есть разлуки и потери.
И значит, этой рифме быть, доколь
Любовь стучаться будет в наши двери.

Возвращение к маме

Увидеть мир я с юности мечтала,
Но родина манила всё сильней…
В Чугуев, где без мамы пусто стало,
Отправлюсь нынче в памяти своей.

Возьму билет на поезд, в край «вишнёвый» –
Страну, что лишь в душе теперь живёт.
Обнимемся, как прежде, с мамой снова –
Она в саду за домом вишни рвёт.

Припомню «немолочный» край средь ночи –
Там очередь всегда за молоком.
С утра стоит в ней мама, чтоб для дочки
Испечь в дорогу сдобных пирогов.

Отправлюсь в уголок земли «беспечный»,
Закончив неотложные дела. –
Пройдёмся вдоль реки небыстротечной,
Что змейкою под кручей пролегла…

Вот и опять я с мамой повидалась –
В мечтах своих, вернувшись в отчий дом.
И пусть об этом только лишь мечталось,
Но краски стали ярче за окном.

Иллюстрация к стихотворению «Возвращение к маме» — художник Оксана Широкая

Красота

А за окном такая красота!
И хорошо, что нет на нём узоров.
Мне кажется, что вовсе неспроста
Такая красота предстала взору.

Как будто бы узоры со стекла
Переместились чудом на берёзы,
И тихо в мир поэзия сошла,
На краткий миг, в сторонку сдвинув прозу.

Всё выбелено, даже небеса,
Лишь фонари желтеют меж ветвями…
Смогли б ту красоту впитать глаза,
Чтоб онемевшими воспеть её устами.

Осенний стих

Об осени слов сказано довольно…
Но вот сорвался с ветки лист кленовый,
Поэта взгляд задел его невольно, —
И стих уже готов родиться новый.

Вот грач, на вид напыщенный и важный,
Нашёл кусочек хлебной корки где-то,
Но оттеснил сизарь его отважно,
И бедный грач остался без обеда.

В окошко заглянувший луч нежданно,
Озябшему коту пригреет спинку, —
И кот затянет песнь свою гортанно,
Как патефон затёртую пластинку.

И песнь его, и клёна лист опавший,
И всех грачей, сбивающихся в стаи,
И солнца луч, коту тепло отдавший,
Я в жизнь свою, как в этот стих вплетаю.

Жизнь-сон

Вся наша жизнь реальная, по сути,
Собой напоминает  сновиденье,
В  котором, словно пазлы, сотни судеб
Собрались в нужном месте на мгновенье.

Там бури есть, и листьев тихий шорох,
И запах новогодних апельсинов,
И небо бесконечное, в котором
Летит тоска за клином журавлиным.

Там маленькое, крошечное счастье
Глядит на мир распахнутым окошком…
О, только б не рассыпалось на части,
И птицы не склевали б эти крошки!

Пусть обернётся сон строкой простою –
Наивною, прерывистой, щемящей,
Правдивою, а значит – не пустою,
И станет жизнью, жизнью настоящей.

Вот такие, брат, дела

Время нас, увы, не лечит
И не красит – лишь калечит
Наши бренные тела.
Вот такие, брат, дела.

По душе промчалась вьюга,
На висках оставив след.
Возврати мне, время, друга…
Лишь молчание в ответ.

А по телу, как по полю,
Борозда за бороздой. –
Это горюшко – не горе.
Время милое, постой.

Погоди ещё немного,
Передышку дай в пути.
Разреши собрать в дорогу,
Что смогла приобрести:

Смехотворный свиток знаний,
Пару-тройку верных строк,
Череду воспоминаний,
Пыль не пройденных дорог.

Собрала – что накопила,
Накопила – что смогла.
Я жила, и я любила…
Вот такие, брат, дела.

Советской Родине

Я благодарна той стране,
Где «утро красит нежным светом…»,
Где повезло родиться мне,
И мир увидеть нашим детям.

Семьи единой больше нет,
А есть отдельные квартиры,
И в каждой – личный кабинет
И с позолотою сортиры.

Адресовать проклятья той,
Что Родиной советской звали,
Теперь спешат наперебой
И те, кто ей «ура!» кричали.

Взгляну ноябрьским днём в окно,
Увижу шарик одинокий…
Вернуть страну, нам не дано,
Но извлекать дано уроки.

Ноябрь

Нелюбимое времечко года,
Бесприютный тоскливый ноябрь,

Что стучишься в окно в непогоду –
Видно, вымок насквозь и озяб?

Залетай – дверь открыта балконная, –
Ветер злой распахнул сгоряча.
Занимай в сердце место законное,
Будем с плюшками пить сладкий чай.

Не крути лишь шарманку унылую, –
Без неё на душе нелегко…
Подслащу мёдом время постылое,
На закате осенних деньков.

Иллюстрация к стихотворению «Ноябрь». Художник Оксана Широкая

Всё повторится 

Всё приходит своим чередом. –  
Вот и осень уж встала у входа.
Август с ней  поделиться готов
Золотою антоновкой с мёдом.

Не успеем и глазом моргнуть,
Как багрянцем затеплятся клёны,
И в свой первый отправится путь,
Замыкающий клин, журавлёнок.

Тучи небо затянут, потом
Дождь уступит дорогу метелям,
И войдёт Новый год в каждый дом
С заблудившимся в буднях весельем.

Ну а после наступит весна,
Чтобы снова всему повториться.
По ночам будет вновь не до сна,
О весне возвещающим птицам.

 Маленький Принц

«…не забывай: ты навсегда в ответе
за всех, кого приручил.»
                     Антуан де Сент-Экзюпер

 Если ночью не можете долго уснуть,
То попробуйте в звёздное небо взглянуть.
Может там, в запредельных мирах без границ,
Всей душой устремился к вам Маленький Принц.

Сердцем чутким найдёте дорогу средь звёзд
И при встрече сдержать не сумеете слёз,
Для которых и не было, в общем, причин. –
Просто  Маленький Принц вас к себе приручил.

Это значит, за вас он в ответе теперь –
Значит, будет беречь вас от бед и  потерь,
Значит, станет разлука немыслима вновь…
Это всё называется словом «любовь».

Два взгляда на дождь          

(Взгляд первый)

Прошу, мой снисходительный читатель,
Прощения за грусть в моих стихах.
Она всегда является некстати,
И с ней порой не справиться никак.

Вот дождь пошёл. Что радостного в этом?
Ведь так хотелось выйти погулять.
И гром гремит, гроза уж рядом где-то.
Ну как не впасть в отчаянье опять?

Стучат по стёклам капли – реже, реже…
Неужто дождь закончится вот-вот?
Но где же нотки радостные? Где же? –
Унёс их, видно, в люк водоворот. 

(Взгляд второй)

Ах, дождь пошёл – какая благодать!
И всё вокруг дождю и грому радо!
А мне стихи так хочется слагать –
Я дождь приемлю этот, как награду!

Стучат по стёклам капельки: «тук-тук!» —
Как будто рассказать хотят о важном
И весело на землю спрыгнув, вдруг,
В водоворот бросаются отважно.

А я смотрю во все глаза в окно,
И сердце замирает от восторга!
Дождю я несказанно рада, но…
Надеюсь, что продлится он не долго.

Эта осень

В эту осень войду не спеша –
Так, как входят в прохладную воду,
Чтобы с осенью свыклась душа,
Чтоб с душою сроднилась природа.

В эту осень войду не дыша,
Насыщаясь величием строгим.
Вековечную тайну верша,
Упадёт жёлтый лист мне под ноги.

Залюбуюсь его красотой, –
Он в ответ – над землёй закружи́тся…
Долго будут манить за собой
Этот лист перелётные птицы.

Приход зимы

С приходом зимы снова верится в сказки,
Что в детстве являлись всегда перед сном…
С палитры исчезнут осенние краски,
И станет декабрь колдовать над холстом.

Он первый мазок нанесёт осторожно,
Отступит слегка от холста, а потом –
Пройдётся размашисто снежной порошей,
И добрые феи влетят в каждый дом.

Развесят они кружева по окошкам,
Сквозь них заглядимся с восторгом на мир:
Увидим кормушку, в ней – хлебные крошки,
И пташек, летящих на сказочный пир.

Портрет

Для меня нарисовала
Доченька портрет.
Я на нём – ребёнок малый, —
Мне всего пять лет.

Мама рядышком со мною –
Очень молода!
Как же быстро, чередою,
Вдаль ушли года.

Надо мною – вишни ветка, —
Вот и весь сюжет…
Не рисунок это, детка –
В прошлое билет.

Иллюстрация к стихотворению «Портрет» — художник Оксана Широкая

Бомж Коля

На переходе к рынку «Нива»
Сидит и летом, и зимою
Бомж Коля добрый и красивый
С косматой русой бородою.

Стаканчик пластиковый рядом
Для мелочи – подаст, кто может,
И бомж, в глазах не пряча радость,
Произнесёт: «Храни вас, Боже».

Сегодня мимо вновь пойду,
Зонтом прикрывшись от пороши,
И, наклонившись, на ходу
Копеечку в стаканчик брошу.

«Спасибо» скажет Коля вслед
И утеплять продолжит ноги.
А я смолчу ему в ответ…
О, как же мы порой убоги,

Безмолвны и душою нищи!
Пускай бомж Коля с нас не взыщет.
Таких, как он – в России тыщи, —
Не хватит милости на всех!

Прости, Господь, нам этот грех.

 

Иллюстрация к стихотворению «Бомж Коля».  Художник Оксана Широкая.

* *  *

Я к воротам въездным, от Палат Приказных,
По дороге прошла не спеша.
И за Власьевской башней, у стен крепостных,
Встрепенулась в восторге душа:
Как же обликом строг и красив древний Псков!
Кром, что витязь – могуч и велик!
Сколько б лет ни прошло, ни минуло веков –
Не иссякнет России родник!

Отчет о работе Псковского регионального отделения Союза писателей России в 2019 году

По состоянию на 01.01.2020 на учёте в Псковском региональном отделении Союза писателей России состоит 45 человек.
В минувшем году организация понесла тяжелые, невосполнимые утраты: ушли из жизни псковские писатели Александр Бологов, Борис Ильин, Геннадий Тумарев, Ларина Федотова. Состав организации пополнился одним автором – в члены Союза писателей России принята талантливая великолукская поэтесса Светлана Размыслович.
Работа организации в 2019 году была направлена на создание новых литературных произведений, поддержку молодых талантливых авторов, сохранение литературного наследия Псковщины.
Высоко оценены читателями и литературоведами новые книги и публикации псковских писателей, в числе которых «Дневник» Валентина Курбатова и его публикации в журналах «Наш современник», «День и Ночь» (Красноярск), «Берега» (Калининград), «Дружба народов», а также в «Литературной газете», «Дне литературы».
Вышли в свет «Год души» (православный календарь с чтением на каждый день) и «Дар сокровенный» Игоря Смолькина (Изборцева) и его творческие работы «Там, где встречаются миры» (очерк «Наш современник»), «Чудеса болотные» (повесть, «Юность», № 8 (763), «Были и небыли Завокзалья» («Молодая Гвардия», № 11-12), («Родная Ладога», культурно-просветительский и литературно-художественный журнал, С.-Петербург № 3 (49) 2019 год).
Изданы сборники поэзии «Калейдоскоп судьбы» (Людмила Тишаева), «Райская птица» (Юрий Ишков), «Состояние расстояния» (Светлана Размыслович), «Цвела сирень» (Александр Рябихин), «Сейчастье» (Александр Себежанин). «Мой до тебя путь» (Вита Пшеничная), а также книги прозы и публицистики «Три войны полковника Богданова», «Недокошмаренные» «Серпы перекуются в мечи», «Чёрная кошка» (Андрей Канавщиков), «Скит» (Татьяна Дроздова).
Стихи псковских поэтов опубликованы в ежегодном альманахе «День поэзии. ХХI век» (С.-Петербург), сборнике современной славянской поэзии под названием «Хлеб» (Болгария), журналах «Новый Ренессанс» (Германия), «Московский вестник» (Москва), в сборниках «Бессмертный полк» и антологии «Литературная Евразия». Повести и рассказы наших прозаиков опубликованы в журналах «Наш современник» (Москва), «Молодая гвардия» (Москва), «Дружба народов» (Москва), «Родная Ладога» (С.-Петербург), «Север» (Петрозаводск), «Вертикаль» (Н. Новгород), «День и Ночь» (Красноярск), «Берега» (Калининград), в газетах «День литературы», «Литературная газета» (Москва), «Псковская правда» (Псков).
Татьяна Рыжова стала составителем книги «Псков, воспетый временем: билингвальный сборник стихов», куда вошли произведения псковских поэтов на русском и английском языках. Под редакцией Ирены Панченко вышел в свет литературно-художественный календарь «Псков-2020» с участием псковских поэтов и художников. Тамара Вересова подготовила к выпуску альманах «Псковский летописец». Андреем Бениаминовым подготовлен к печати сборник исторической поэзии «Словенское поле — 2019», в который вошли стихи поэтов — участников одноименного поэтического фестиваля.
Данный перечень опубликованных литературных трудов псковских писателей за период 2019 года не является исчерпывающим.
Центральным событием литературной и в целом культурной жизни Псковского региона явились первые Дни Пушкинской поэзии и русской культуры, в проведении которых участвовали и писатели Псковской области.
Значимым мероприятием стал фестиваль исторической поэзии «Словенское поле — 2019», который проводился в девятый раз и собрал более ста поэтов и любителей современной поэзии из 24 регионов России и ближнего зарубежья. В фестивале приняли участие председатель правления Союза писателей России Николай Иванов, а также известные российские поэты. Псковская поэтесса Диана Константинова, занявшая призовое место в молодёжной номинации фестиваля «Словенское поле», получила путёвку на международный фестиваль молодых поэтов «Мцыри» в г. Москва, где стала абсолютным победителем, получив гран-при и ряд дополнительных наград и дипломов.
Под руководством Игоря Плохова, прошел молодежный поэтический фестиваль «Зеленое яблоко». Реализован проект «Стихи и песни на границе России». В конкурсной программе проекта приняли участие более 50 конкурсантов из районов Псковской области и более 100 – из других регионов России.
Под руководством Валентина Курбатова состоялся 30-й Праздник фронтовой поэзии в Борках (Великолукский район) с четвертой страницей «Бессмертный полк русской поэзии». В. Курбатов выступил в Берлине в «Пушкинском обществе» на «Днях русской культуры». Показаны четыре серии передачи «Нечаянный дневник» на канале «Культура». Также В. Курбатов выступил со словом о русской традиции в Московском Доме кино в цикле вечеров «Возвращение на Родину». В День Победы 9 мая писатели выступили на литературных и концертных площадках городов Псков и Великие Луки.
В 2019 году проведено 12 поэтических встреч в «Литературной гостиной писателей», организовано и проведено более 50 тематических выступлений и презентаций в библиотеках города Пскова и области.
Москве, в Центральном Доме литераторов, организован поэтический вечер «Фестиваль “Словенское поле” собирает друзей»,  в котором приняли участие более 40 поэтов из Пскова, Великих Лук, Санкт-Петербурга, Смоленска, Москвы и Московской области. С приветственным словом к участникам встречи обратился председатель правления Союза писателей России Николай Иванов.
Организованы и проведены выступления детей, победителей фестиваля «Псковщина читает Пушкина» и псковских поэтов на площадках 31-х Ганзейских Дней в Пскове; в ежегодной акции «О Псков мой, город книгочей», в г. Опочка во время благотворительного концерта «За меня другие отпоют», посвящённом дню рождения Владимира Высоцкого, и в программе Фестиваля природы, посвящённом 25-летию Полистовского государственного заповедника. В октябре писателем Тамарой Вересовой проведены очередные IХ региональные краеведческие чтения в посёлке Бежаницы.
Успешно проведены выступления на радио «Россия-Псков» в рамках проекта ВГТРК Псков «Псковская тетрадь», в которых приняли участие более 30 псковских поэтов и прозаиков.
В Пушкинских Горах продолжил работу литературный клуб «Литературное Пушкиногорье». Руководителем клуба Натальей Лаврецовой проведено пять тематических встреч. В рамках работы клуба стало традиционным проведение вечера памяти известного российского пушкиниста и экскурсовода Александра Буковского.
Председатель правления Псковского регионального отделения Союза писателей России Игорь Смолькин принимал участие в различных общероссийских мероприятиях, в том числе в заседании секретариата Союза писателей, посвященного подведению итогов года.
Профессиональные знания писателей постоянно востребованы при проведении различных конкурсов. Валентин Курбатов продолжает работу в составах Президентского Совета и жюри премии «Ясная Поляна». Игорь Смолькин является председателем жюри Всероссийской литературной премии им. Н.С. Лескова «Очарованный странник» и международной литературной премии за лучший художественный перевод «Словес связующая нить». Андрей Бениаминов – председатель оргкомитета фестиваля «Словенское поле»,  член оргкомитета международного фестиваля молодых поэтов «Мцыри», региональный представитель всероссийского исторического форума «Настоящее прошлое. Научно-просветительская публицистическая программа противодействия искажению истории», проводимого редакцией «Литературной газеты». Псковские писатели входят в состав жюри поэтического фестиваля «Псковщина читает Пушкина», конкурса поэтического мастерства и народного творчества (прикладного искусства) Всероссийского общества слепых, областных молодежных поэтических конкурсов «ВриFMу», «Чернильница», «Зелёное яблоко» и ряда других.
Постоянное внимание уделяется людям с ограниченными возможностями. В 2019 году псковские поэты вместе с бардами выступили в Новосельском доме-интернате для престарелых и инвалидов Струго-Красненского района, в Опочецком доме-интернате для престарелых граждан и инвалидов, а также в Печорской районной библиотеке – перед жителями района и воспитанниками дома-интерната для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот.  Также были организованы: благотворительный концерт в интернате для престарелых и инвалидов в городе Опочка, новогодняя встреча-концерт в Красногородском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Псковские литераторы приняли участие в «Литературной беседке» (организатор – Областное отделение Всероссийского общества инвалидов), и в праздничном концерте в честь Всемирного дня инвалидов.
В рамках работы с молодёжью организована работа очно-заочной школы юных поэтов и прозаиков при областном ДДиЮ «Радуга». Проведен областной поэтический фестиваль «Псковщина читает Пушкина» на языках народов мира с участием детей и подростков из национальных диаспор, в котором приняло участие 206 детей и подростков. Совместно с молодыми литераторами в городе Псков создана литературная молодежная площадка «Сингуляр» на базе Историко-краеведческой библиотеки имени Василева. Ежегодно, в рамках фестиваля «Словенское поле» проводится конкурс молодых поэтов «Словенские ключи», победители которого, кроме дипломов и наград фестиваля, получают путевку в финал международного фестиваля «Мцыри».
Проведены литературные встречи с воспитанниками дошкольного отделения при МОУ «Псковская общеобразовательная школа-интернат», студентами Псковского Государственного университета, Великолукской государственной академии физкультуры и спорта, старшеклассниками ряда псковских и великолукских школ, а в «Литературной гостиной» Музея истории образования поэтического объединения «Золотое перо» — с представителями школ города Великие Луки.
Псковские писатели выступили с докладами в рамках работы научно-практической конференции «Моя история — моя культура», Международной Ганзейской конференции — «Документы Российского государственного Исторического архива о псковских вотчинах Никиты Алексеевича Татищева», ХVI Порховских краеведческих чтений.
Продолжает принимать посетителей музей «Кабинет писателя» (хранитель музея – Наталья Лаврецова). В 2019 году музей посетили более 250 человек. В их числе — учащихся школы-лицея № 20, коллектив историко-краеведческой библиотеки имени Василева, члены Псковского городского совета ветеранов войны и труда, группы из Старого Изборска, Пушкинского музея-заповедника, сборная группа москвичей – гостей Пскова и Пушкиногорья (среди них врачи, учителя) и другие группы.
Работа псковских писателей не осталась незамеченной как на региональном, так и на российском уровне. За достижения в области литературы Валентин Курбатов награжден медалью «За заслуги перед Псковской областью» и премией имени Федора Конюхова. Игорь Смолькин стал лауреатом премии Союза писателей России «Слово – 2019», а также получил Золотой диплом X славянского международного форума «Золотой витязь» и грамоту Издательского Совета Русской Православной Церкви, Ирена Панченко и Сергей Горшков – лауреатами премии Администрации Псковской области за 2018 год, Светлана Размыслович – лауреатом премии имени С.А. Есенина «О Русь, взмахни крылами-2019», а также завоевала первое место в конкурсе «Париж для меня» в номинации «Поэзия». Татьяна Дроздова стала победителем Всероссийского конкурса литературного творчества «Литературный вернисаж» в номинации «Из 21 века в век Серебряный», Татьяна Рыжова – победителем в конкурсе на лучший поэтический проект текста Гимна Псковской области. Тамара Соловьева вошла в число номинантов литературной премии «Русь моя» им. Сергея Есенина.

«Мы эхо, мы память»

К 95-летию со дня рождения

«Мы эхо, мы память»

(о творчестве псковского писателя Михаила Фёдоровича Иванова )

Михаил Фёдорович Иванов родился в 1924 году в деревне Жуковичи Молодейского сельсовета, ныне Стругокраненского района, на Псковшине, в многодетной семье. Вся семья работала в колхозе. Михаил после окончания Молодейской школы поступил в Новгородский автодорожный техникум, но удалось окончить только один курс, началась война. Во время оккупации семья помогала партизанам, но участившиеся облавы фашистских карателей, а также угон молодёжи в Германию заставили семью стать бойцами партизанского отряда. Михаил воевал в составе пятого отряда 10-ой Ленинградской партизанской бригады. Затем был направлен в действующую армию, в составе 46-ой стрелковой дивизии прошёл дорогами войны от Выборга, через Прибалтику и Польшу, до немецкого города Засниц, что находится на острове Рюген, расположенный у северной оконечности Германии.
После войны Михаил Фёдорович Иванов закончил среднюю школу, затем Псковский педагогический институт, работал преподавателем в Молодейской средней школе. В 1966 году переехал в г. Псков и, до выхода на пенсию, работал в Псковском сельскохозяйственном техникуме преподавателем физики.
Кроме педагогической деятельности Михаил Фёдорович сотрудничал в районных и областных газетах, публиковался в некоторых зарубежных изданиях. М.Ф. Иванов писал очерки и рассказы, собрал большой материал о замечательных людях Псковщины для «Псковской энциклопедии».
Повесть о партизанах «О ком звонят колокола» была удостоена губернаторской премии в 2008 году. А колокола звонят по всем убиенным в годы войны русским людям, патриотам своей Родины, погибшим не от вражеской пули, а пули, настигшей по ложному обвинению, от пули товарищей, которые не разобравшись в ситуации, поспешили принять трагические решения, что всегда вызывало справедливый гнев Михаила Фёдоровича. Эта книга – серьёзное назидание потомкам не рубить с плеча, а хорошенько во всём разобраться, возвращение доброго имени человеку, пусть посмертно, главное, в чем он видел смысл своей деятельности как писателя и человека.
В своей книге «На грани смертельного круга» Михаил Федорович апеллирует к современной молодёжи, потому, что сам прошёл все круги военного ада. Совсем юным пареньком сражался и в партизанах, и на фронте вынес все тяготы тяжёлой солдатской жизни.
Набатом звучат сегодня слова ветерана: «… мы говорим, у всех нас есть матери, которые больше всего страдают от войн. Пусть новое поколение думает, что война приносит кому-то радости, романтику подвига, награды, счастье. Его несёт только мир! Да будет он вечен на Земле! Хвала людям, партиям, правительствам, странам и народам, чьи деяния вершатся во имя самой прекрасной цели – во имя мира».
Свой жанр повествования Михаил Федорович называл воспоминаниями, хотя каждая из четырёх книг есть повесть о жизни солдата. И эта жизнь выписана до мельчайших подробностей. В его книге много авторских отступлений, размышлений, описаний обстановки и природного окружения: леса, города, реки, землянки, поля боя. Читая книгу, начинаешь чувствовать то же, что и автор, и сопереживать прочитанному. Послевоенному поколению не пришлось испытывать ужасы войны, поэтому весьма сложно оценивать написанное фронтовиком, ведь любая оценка субъективна и, вряд ли сможет в полной мере охарактеризовать, написанное Михаилом Федоровичем.
Представление картин боя без ретуши, без наведения глянца на портреты однополчан, можно осуществить только в зрелом возрасте, пропустившем через своё сердце, всё пережитое за долгую и многотрудную жизнь. Для поколения Михаила Фёдоровича война осталась самой большой трагедией в жизни. Его война и жестокая, и кровавая, вытягивающая из человека все жизненные соки. Он пишет о своих погибших друзьях-однополчанах с особым чувством не вины, а глубокого, вымученного годами сожаления, что остался жив, а друзья остались на полях боёв в братских могилах.
Ветерану больно видеть, что мир завоёван не на веки. И в разных уголках земного шара воздух сотрясает грохот взрывов, рушатся дома, горят города, гибнут люди. Мир сотрясают сообщения о военных конфликтах. Создаётся впечатление, что люди не только забывают уроки второй мировой войны, но определённые силы целенаправленно стараются «забыть» историю Второй мировой, «выставить» Советский Союз агрессором. В ход идут современные информационные технологии, продаются книги с нацисткой направленностью, телевидение напичкано боевиками, в которых ни во что не ставится человеческая жизнь. Молодёжи внушают ценности, противоречащие ментальности народа, защитившего мир от нацизма.
Тема войны была не единственной в творчестве Иванова Михаила Федоровича — ветерана Великой Отечественной войны, активного участника партизанского движения на Псковщине, преподавателя, члена Союза писателей России и Союза журналистов России.
В последней книге «Мы эхо, мы память», вышедшей уже посмертно в 2010 году, собраны очерки разных лет о творчестве собратьев по перу, о псковских писателях: Олега Калкина, Валентины Алексеевой, Ларины Федотовой, Александра Бологова, Татьяны Гореликовой, Валентина Курбатова, Александра Казакова, Владимира Клевцова, Алексея Рыбакова. Этой чести удостоился и я, автор этих строк, в очерке «Его вперёд стремящаяся Русь».
В этих очерках Михаил Федорович не скрывает своих симпатий, беспристрастно, и в то же время, с искренней любовью, пишет о своих героях и об их творчестве. Разными по тематике являются очерки о творчестве Олега Калкина «Передачу вёл Олег Калкин», и «Время, пропущенное через наши сердца» о книге А. М. Рыбакова «Время, события, люди», в них автор усматривает преданность своему делу и бескорыстие, которые в настоящее время – редкое явление.
Фронтовики Великой Отечественной войны уходят из жизни, с ними уходит память о трагическом периоде жизни людей и нашей страны. В 2010 году Михаила Фёдоровича Иванова не стало, и тем ценнее его творческое наследие для нас, и особенно для воспитания и развития молодежи.

Иван Иванов

Михаил Иванов. Воин, писатель, гражданин.

К 95-летию со дня рождения
Михаила Фёдоровича Иванова

«Создается впечатление, будто автор и не вспоминает даже, а как бы переживает все заново, не поправляя событий, не приукрашивая их, ничего не утаивая…»
О.А. Калкин

«Он был типичным представителем Советской Армии, благородным, великодушным воином, человеком исключительной душевной чистоты…»
генерал-лейтенант  С.Н. Борщев, командир 46 Лужской дивизии

 

Михаил Федорович Иванов родился 9 января 1925 года в деревне Жуковичи Молодейской волости, ныне Стругокрасненский район. Его отец, Федор Андреевич, не отличался многословием, хотя рассказать мог многое: как был призван в армию в 1915 году за рост и стать в лейб-гвардии Литовский полк, как ходил в штыковую в 1916 году у реки Стоход, как в летнее наступление 1917 года за бои 21-25 июня у горы Дзикеланы младший унтер-офицер Иванов Ф.А. был награжден орденом Святого Георгия. С октября 1917 года был в Петрограде, служил сначала в Красной Гвардии, а потом в Красной Армии. Так что видел и слышал он и царя, и Керенского, и Ленина. Впоследствии работал на Путиловском заводе, но был вынужден вернуться на хозяйство в деревню.
Там он женился на Марии Яковлевне Северьяновой с которой прожил до конца своих дней. Мария Яковлевна, работала по дому и помимо своих детей ухаживала за братом свекра, Дмитрием Ивановичем, который прослужил верой и правдой царю и отечеству более 25 лет в Остроленке в Польском Королевстве, дослужился до офицерского звания, и жил в семье Федора Андреевича.
Именно с ним, Ивановым Дмитрием Ивановичем, связана история, внёсшая много разночтений в биографические исследования жизни и творчества Михаила Фёдоровича Иванова. Не признавший изменения календарного стиля, он зарегистрировал новорожденного Михаила по старому стилю и во всех метриках, а далее и в паспорте, датой рождения Михаила Федоровича значилось 27 декабря 1924 года.
Семья была большая, дружная, трудолюбивая, к 1941 году в ней росло уже 9 детей. Все очень любили книги. Федор Андреевич мог читать ночь напролет, а утром снова за работу. Мария Яковлевна училась вместе с детьми. Она обладала феноменальной памятью. «Валя, — говорила она дочери ,- что-то ты два раза читаешь стихотворение, чтобы запомнить, а я вот с одного раза все запоминаю».
Отца Марии Яковлевны, Северьянова Якова Северьяновича, другого дедушку Михаила Федоровича, привыкшего работать день и ночь, никогда не пившего спиртного, не сказавшего ни одного бранного слова, побожившегося, что не пойдет в «коммунию» к лодырям и пьяницам, раскулачили и выслали. Но во время Великой Отечественной войны трое его сыновей встали на защиту Отечества.
Вся семья с ранних лет работала по хозяйству и училась в Молодейской средней школе. Следует отметить, Ивановы оканчивали ее с похвальными грамотами — учились охотно и с интересом, а потому в большинстве своем окончили высшие учебные заведения. Учителя, инженеры, юристы, работники кооперации.
Старший Александр был примером для всех остальных. Один из лучших учеников Молодейской школы он поступил в Ленинградский железнодорожный техникум, а после начала Великой Отечественной войны продолжил учебу в Ленинградском училище связи. Гвардии лейтенант Иванов А.Ф. погиб 27.12.1944 в Венгрии.
Михаил Федорович также окончил школу с похвальной грамотой и поступил в 1940 году в Новгородский автодорожный техникум, а через год, окончив 1 курс на отлично, с последним поездом, вынужден был вернуться в родную деревню, где и попал в оккупацию. Началась Великая Отечественная война.
Вся семья Ивановых активно участвовала в помощи партизанам, десантникам, бойцам Красной Армии. В 1943 году немцы начали устраивать облавы на молодежь, а поскольку ребята успевали спрятаться в окрестных лесах, то увозили в качестве заложников их матерей. Михаилу удалось уговорить немецкого солдата отпустить мать. Сам он сел в вагон с невольниками. Работали на строительстве дороги к фронту — на Старую Руссу, а когда немцы перебросили их на строительство линии «Пантера» под Псков (Подчерничье), ребята сумели убежать. Так Михаил попал в число бойцов пятого отряда 10-й Ленинградской партизанской бригады. Воевал в ее составе до 23 февраля 1944 года, участвуя в операциях против немцев. Затем из запасного полка был направлен в 46-ю стрелковую дивизию под Выборг. Эта дивизия, ставшая потом Лужской ордена Суворова III степени, прошла с боями в составе 2-й Ударной Армии Ленинградского фронта по Эстонии, где прорывала с тяжелыми боями линию обороны севернее г. Тарту и дошла до г. Пярну.
Михаил Федорович был рядовым, связным у командира роты, одновременно исполнял обязанности каптенариуса (писаря). Награжден медалью «За Отвагу». Позднее дивизия, как и вся 2-ая Ударная, была передана 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал К.К. Рокоссовский. Войска, прорвав оборону на Ружанском (под рекой Нарев) плацдарме, с боями освободили Польшу и дошли до Кенигсберга (Восточная Пруссия). Переправившись через Вислу, 314-й стрелковый полк вел бои за освобождение Данцига(Гданьска), за что был награжден орденом Красного Знамени и получил звание «Данцигский полк».
Маршем бойцы прошли до Штеттина (Шецин), форсировали его у города Альтьдам и затем с боями до берегов Балтийского моря, захватив город-порт Штральзунг.
За участие в боевых операциях Михаил Федорович был вновь награжден — двумя медалями «За Отвагу» и высшим солдатским орденом «Слава III степени».
Войну закончил 8 мая 1945 года в городе Засснитц, что находится на северной оконечности Германии в провинции Мекленбург на острове Рюген (бывший Буян). Во время похода через Германию, когда дивизия передислоцировалась в г. Хагенов, недалеко от Эльбы, многие бойцы заразились тифом. Михаил Федорович попал в госпиталь, а по выздоровлению был направлен в Управление военных комендатур Советской Военной Администрации Германии (СВАГ), которым командовал маршал Г.К. Жуков.
В 1946 году уехал в отпуск, по окончании которого был демобилизован. Работал инспектором Сельхозбанка в Дно и, одновременно, учился в вечерней средней школе, которую окончил с серебряной медалью.
В 1950 г. поступил учиться в Псковский педагогический институт на физико-математический факультет. Женился. Анна Васильевна — учитель русского языка и литературы. В 1952 году перешел на заочное обучение. Появились дети: два сына и дочь. Одновременно стал работать в Молодейской средней школе преподавателем математики, физики, рисования и черчения. В 1966 году семья переехала в Псков. Михаил Федорович приступил к работе в Псковском сельско­хозяйственном техникуме преподавателем физики.
Горькое чувство унижений в первые годы войны, зарождение сопротивления на Псковской земле, радость победы – тема его книги «На грани смертельного круга». Писал о том, что сам пережил, сам видел. Будучи рядовым партизаном 10-й бригады а потом простым бойцом, он не был отягощен необходимостью оправдываться в этой книге, подобно многим командирам за свои ошибки. Цена ошибки бойца – его жизнь. Цена ошибок командиров – жизни вольно или невольно загубленных десятков, сотен, тысяч и миллионов твоих соотечественников. Вот такая «проза рядового», во многом отличающаяся от «прозы лейтенантов» и «прозы генералов».
Ради восстановления исторической правды издал сборник «О ком звонят колокола». Книга не обладает изысканностью созвучных произведений Эрнеста Хемингуэя и Джона Донна…. Все проще и трагичнее. Облаченные властью воссозданные члены «оргтроек» во время немецкой оккупации убивали своих соотечественников, в том числе женщин и детей, из страха разоблачения своего бездействия в первые годы войны, своих преступлений, дабы запугать остальной народ, отрапортовать о своей деятельности по уничтожению немецких пособников, а то и просто по пьянке. Когда Михаила Федоровича пытались убедить, что он напрасно вскрывает гнойники партизанского движения, что в то время была смертельная война, он, с присущей ему бескомпромиссностью, говорил о необходимости восстановлении добрых имен не только невинно убиенных, но и их потомков, затравленных и униженных, о ценности и неповторимости каждого человека. Говорил он и об отсутствии покаяния со стороны некоторых руководителей партизанского движения.
Его обвиняли в дискредитации партизанского движения, но он отвечал, что движение позорили именно те, кто грабил, насиловал, убивал или им потворствовал. Их действия были преступны, такой вывод сделало и следствие, но наказания или открытого осуждения никто не понес. Газета «Псковская правда» печатала, в свое время, в нескольких номерах это произведение с названием: «Преступление без наказания». Особенно Михаил Фёдорович был возмущен дикими расправами «оргтроек» с женщинами и детьми. Разве они были виноваты, что остались в оккупации на поругание мужчинами в военной форме?
Сборник автор издал не для того, чтобы опорочить кого-то, а в силу наивной веры в справедливость, чтобы показать силу духа истинных героев-псковичей, сохранивших верность Родине.
В следующей книге «На крутых переломах» Михаил Федорович описывает свою послевоенную жизнь, жизнь друзей и близких: как тяжело было найти свое место после демобилизации, как окончил с серебряной медалью школу, как вера в лучшую жизнь на малой родине наталкивалась на лень, пьянство, непонимание и гонения.
Фронтовики, не привыкшие к достойным условиям быта, оперативно решавшие боевые задачи, теперь были брошены на решение трудовых задач. Работали фактически за кусок хлеба для себя и семьи. Строили электростанции, заводы, создавали ракетно-ядерный щит. Венцом технического прорыва стал полет в космос Гагарина. Тогда в последний раз в СССР люди вышли на улицы, как в День Победы, по зову сердца.
С болью в сердце Михаил Федорович пишет о том, на какие лишения обрекался родной край ради светлого будущего. Бывая в Германии, Польше, Венгрии он хотел, чтобы и у нас люди жили в достатке и изобилии.
Очень требователен был к себе, не переносил ложь, трусость, пьянство, лень. Мерилом всего считал труд. «Завтрак нужно заработать, обед нужно заработать и ужин тоже нужно заработать», — любил повторять Михаил Фёдорович.
Все послевоенные годы сотрудничал в районных и областных газетах, в изданиях Эстонии, Германии и Польши. Публиковал очерки, рассказы. Михаил Федорович автор книги о бывшем ученике Молодейской школы, выдающемся ученом, профессоре, президенте Академии наук по вопросам прочности материалов Владимире Александровиче Лихачеве. Собрал большой материал о замечательных людях Псковщины для «Псковской энциклопедии». Очерки М.Ф. Иванова вошли в «Книгу Памяти» и издание о репрессиях на Псковщине «Не предать забвению». Михаил Федорович, все эти годы имел крепкие связи с работниками музеев, куда передал много личных экспонатов (в музеи Струг Красных, Плюссы, Стремутки, Невской Дубровки, Приморского и другие), поддерживал дружеские связи с немецкими друзьями из Грайсвальда, Штральзунга, Анклама, Засснитц.
Участвовал в создании музея Псковского сельскохозяйственного техникума, собрав материал о бывших выпускниках и истории техникума за 100 лет.
Очень уважительно относился к коллегам по Союзу писателей. Его последняя книга «Мы эхо, мы память» написана об их творчестве с необычайной теплотой. К сожалению, он не дожил до выхода ее в свет. Мало кто знал, что последние 12 лет он боролся с онкологическим заболеванием.
Ушел из жизни этот необычайно мужественный и жизнелюбивый человек 25.04.2010, немного не дожив до 65-летия Победы, как истинный боец, без нытья и слез. Похоронен на родной Псковской земле, на кладбище в Орлецах.

 


При подготовке публикации использован рассказ О.А. Калкина «Он знал войну в лицо» и материалы, предоставленные сыном М.Ф. Иванова — Вячеславом Михайловичем.
Фотографии из архива семьи Ивановых и открытых источников.

 

С Новым Годом!

 
 
 

Дорогие друзья, братья и сестры!

Вот и наступил Новый Год Благости Божией!

 
В минувшем году было непросто всем нам, ушли в путь всея земли наши товарищи, увы, сжималось литературное пространство, но Господь попустил потери и трудности, чтобы мы их преодолевали.
Таков закон бытия, ad astra per aspera — что все имело бытие только через трудности, через несение Креста… Преодолели. Пронесли сквозь врата нового года!
И вот простор – новое время, новые надежды, новые испытания, новая Tabula rasa…
 
Пишите, удивляйте мир, заставляйте гордится собой соплеменников и свою Великую страну, нашу Россию, её же славим, ей же гордимся!
 
С Новым Годом!
 
 
 
 
Председатель Псковского регионального отделения
Союза писателей России —
Игорь Смолькин
 

Алекс Муромский. «Новогоднее»

В социальной сети ВКонтакте, в литературном сообществе «Поэзия Псковской области» прошёл новогодний блиц-конкурс на лучшее стихотворение новогодней тематики.

В конкурсе приняли участие 10 поэтов.
Лучшее стихотворение определялось путем народного голосования, согласно которому победителям стало стихотворение Алекса Муромского «Новогоднее».

Поздравляем Алекса Муромского и публикуем его стихотворение.

Алекс Муромский
НОВОГОДНЕЕ

В Новый Год потратив силы
В магазин пойдём
Чтобы ты не попросила
Всё приобретем
Для тебя, моей хорошей
Есть любой наряд
Туфли, сумки — всё из кожи
Просто удивят
Куртки, шубы, полушубки
Выбирай всерьёз
Нечем красить твои губки?
Это не вопрос
Чемоданы все набиты
Нет в глазах тоски
Ну, а ты мне что подаришь?
Как всегда — носки….

Непобедимая  сила  памяти. Вышел новый номер журнала «Родная Ладога»

Непобедимая  сила  памяти [1]

вышел новый номер журнала «Родная Ладога» №3 (49) 2019

Победа, Сила, Память – ключевые слова нового номера журнала «Родная Ладога», посвященного героическим страницам прошлого России и ее настоящему в их неразрывном единстве. Открывается номер трагическим стихотворением Натальи Пушкаревой (Востряковой), написанным на недавнее событие – гибель в огне пожара знаменитой русской святыни – Чимеевской иконы Божией Матери.

Мы прощаемся с Чудотворной такими словами:

Глаза обреченно застыли,
Впиваясь в июльскую синь…
Господь отнимает святыни
У тех, кто не ценит святынь.
………………………..
Ни крика, ни вопля, ни стона
Сквозь едкий удушливый дым.
Не Матери Божьей икона —
А мы в прегрешеньях горим…

Идея единства истории, тема ответственности человека перед Богом за личные прегрешения являются основными в материале митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова). В своей статье, названной поэтической строкой Максимилиана Волошина «Стал человек – один другому — дьявол» и посвященной революционным временам начала прошлого века, ученый-богослов предостерегает нас, сегодняшних, от повторения трагических нравственных ошибок прошлого. Митрополит Константин, вспоминая слова преп. Иустина (Поповича), «Вера в человека — самая страшная и самая заразная болезнь, которой болеет современное чело­вечество», уточняет эту мысль, говоря, что ее след­ствием становится ненависть к дру­гим людям, допускающая их унич­тожение. «Сегодня с выражением любви и бесконечного сострадания взирает на нас с иконы Царь-страстотерпец Николай II, свободной волей принявший во имя Отечества и русских людей смерть, как искупление их предательства и богоотступничества. И мы, чтобы мир не отказался от нас, должны беречь врожденную святость нашей жизни и нести сквозь нее чувство бессмертия» — говорит историк-богослов.  

Эта исконная православная мысль наполняет смыслы статьи ученого  Александра Каплина (Харьков, Украина) «”Краеуголие русского просвещения”: православие, самодержавие, народность». В  работе  профессор истории рассматривает исторический контекст появления и укоренения уваров­ской триады, ее различные интерпретации и сущностное значение. Известный русский филолог Николай Головкин (Москва) в статье «”Несвятые святые” города-героя» вспоминает о подвигах тыла в годы Великой Отечественной войны, о сбережении объектов культуры в блокадном Ленинграде. О  неотложной необходимости  решения проблемы сбережения народа говорит в своих эссе, представленных на страницах журнала, известный политолог, прозаик Александр Проханов (Москва). Это решение обязательно и безотлагательно, убежден историк, потому что спасительно для мира, так как «Россия берет на себя всю тьму мира, превращая ее в свет, ликвидируя страшные разломы истории, возвращая людей к гармоническому человечеству».

       Это человечество невозможно без связующей, просветляющей и укрепляющей силы памяти. Поэтому в номере много исторических материалов. Князь Александр Трубецкой (Париж, Франция) в статье «”О Престоле в России”. Размышления о контурах будущей монархии» рассматривает исторические и современные особенности такой, кажется, не исчерпавшей себя в России формы правления, как монархии. Общественный деятель, известный сибирский издатель Аркадий Елфимов (Тобольск) показывает в своей работе «Непобедимая сила памяти» значение связи времен на примере реальных дел возглавляемого им фонда «Возрождение Тобольска», которому исполнилось 25 лет. Неоспорим вывод, который делает автор статьи: «Нашим стержнем должно быть осознание, что мы, русские, — великий народ с великой историей и культурой. Как заметил еще Иван Солоневич, в истории человеческой цивилизации не было более великой государственности, чем русская. Я на этих позициях стою и их пропаганди­рую. Нам не надо ничего придумывать в нашей истории: мы — великие и великодушные. И мы не позволим, чтобы истощилась русская сила!»

То, что «русская сила» — понятие не изолированное, не определяющееся только границами нашего государства, доказывает прозаик Сергей Котькало (Москва) в статье «И горний ангелов полет…», рассказывающей о связях русской и сирийской культур, которая зримо  проявилась во время пребывания русской делегации в Сирии. Целью визита в дни 220-летия со дня рождения А.С.Пушкина была передача в дар школе в Дамаске бюста великого русского поэта. Автор статьи показывает, что на поле культуры происходят победоносные идеологические битвы, что не только связью времен, но единением народов осуществляется победа добрых смыслов. Сильным доказательством тому являются  представленные в номере стихи сербской поэтессы Мирьяны Маркович (Сремска Митровица, Сербия). Известная в Сербии поэтесса создала оригинальное по форме и уникальное по содержанию произведение – поэму «Сильные женщины любовью вещают» об известных и мало известных представительницах  сербской и контрапунктом — русской истории. Разные судьбы, разные возраста и эпохи не разъединяют, а, наоборот, объединяют героинь поэмы в их деяниях, подвижничестве, движении к истине. В борьбе за нравственные устои, в сражениях с за­воевателями, с обстоятельствами жизни — побеждают сербские и русские царицы, княгини, монахини, поэтессы и художницы, объединенные любовью к своей родине, к жизни и миру.

Известный сербский поэт, литературовед, переводчик Войислав Караджич живет в Черногории. Смыслы его стихов непреходящи и вечны, как и любовь к своему Отечеству, в честь которого он строит поэтический Собор, желая «Чтоб в небеса вознесся мой Собор!»  Поэт Иван Нечипорук, проживающий в Горловке (Донбасс) тоже пишет стихи с любовью к родной земле, но понимая силу многонационального единства, свою подборку назвал «Мы полпреды славянского мира». Частью славянского мира можно назвать жизнь и творчество легендарного греческого писателя, бывшего в военные времена партизаном, ставшего популярнейшим в нашей стране в советские времена драматургом и русским поэтом. О судьбе и творчестве Алексиса Парниса, в честь его 95-летия, рассказывает публицист, журналист Владимир Малышев (Санкт-Петербург) в статье «Вторая родина грека Парниса».

      Русский мир, как сложную совокупность времен, внутрироссийских и международных событий, апокалипсических ожиданий, мифического образа «места силы»,  находящегося в пограничном Ивангороде, историк, писатель Игорь Шумейко (Москва)  показывает в емкой, содержательной статье «Ивангород и год “конца света” на Руси». Русский мир в системе духовных ценностей национального искусства показывает искусствовед, сотрудник Третьяковской галереи Марина Петрова (Москва). Классические живописные произведения известных русских художников автор статьи «Духовно-нравственные смыслы русского искусства» рассматривает в контексте современности, доказывая их актуальность.               

Мощную «русскую силу» являют современные российские поэты, страстно чающие «гармоничное человечество». В номере представлены стихи известных российских авторов и дебютные подборки. Свои переживания и надежды в поэтических образах выражают Геннадий Иванов (Москва), Александр Осыков (Белгород), Юрий Баранов (Иркутск), Арина Арсеньева (Санкт-Петербург), монах Силуан (насельник скита в Новгородской обл.), Александр Дашко (Ульяновск). Это стихи о русской жизни, о нашем времени, которое считается сложным, негармоничным. 

Гармония русской жизни открывается человеку в осознания своей национальной принадлежности. Известный прозаик, историк, публицист Василий Дворцов (Москва) рассматривает вопрос «Удержания русскости в России» в одноименной статье в контексте «задач современности для литературы». Он доказывает, что основные признаки русскости жизни, отражаемые литературой, традиционны и неизменны. Это сострадание, лиризм, нравственная неколебимость. Именно эти качества присущи всем произведениям рубрики «Проза», где представлены рассказы Романа Романова (Москва, Псков), Николая Иванова (Москва), Игоря Изборцева (Псков), Михаила Зарубина (Санкт-Петербург), Алексея Солоницына (Самара).

Высокие смыслы отражает творчество выдающегося нашего современника, прозаика, историка Церкви Николая Коняева, значение исторического наследия которого рассматривает в статье «История Народа Русского», посвященной 70-летию писателя, известный санкт-петербургский философ Борис Дверницкий.

Но не только из примеров любви и жертвенности складывалась русская история. Когда русский народ отступал от исконного своего духовного пути, когда нарушал клятвы и обольщался лживыми материальными посулами врагов, Россия оказывалась на краю гибели.  Об одном из таких «обольстителей», до недавнего времени прославляемом  руководителе большевистской России, о Якове Свердлове – документальный материал историка, публициста, прозаика Павла Кренева (Москва) «Черный коршун русской смуты», показывающий в полной нравственной неприглядности также многих делателей «русской революции». Эта статья имеет актуальное значение в смысле предупреждения у народа рецидива легковерности, равнодушия, попустительства.

В то же время путевые записки «Редут, испугавший Карла XII» постоянных авторов журнала Никиты Шевцова и Елены Наумовой (Москва), прошедших историческими дорогами Белгородчины, учат, как мужественно надо защищать свою землю, родство и любовь.     

Стержневой материал номера –  «Слово о Законе по культуре» народного артиста России Николая Бурляева (Москва), озвученное на заседании рабочей группу по культуре Госсовета РФ, на Общественном совете при Минкультуры РФ и др. в 2019 г., являет оборонную стратегию нашего Отечества на ближайшее время. Когда культура стала полем непримиримой битвы смыслов, когда искусство подвергается агрессии инфернальных сил, Николай Бурляев, служащий отечественной культуре на протяжении 60 лет, берет на себя смелость и ответственность возглавить в этой борьбе лучшие, здоровые, духовно-нравственные силы и заявить: «Будущий Закон о культуре должен базироваться на двух краеуголь­ных документах: на Указе Президента «Об основах государственной культурной политики» и на «Концепции национальной безопасности», утверждающей, что культура — есть важнейшая составляющая национальной безопасности государства… Выда­ющиеся люди, жившие в разные века, в разных странах, многие мыслители и писатели, и даже прорицатели — Нострадамус, Кейси и Ванга утверждали: “Спасение России — есть спасение мира. Гибель России — есть гибель Мира”.  Приняв позитивный, ответственный за результаты, духовно-нрав­ственный Закон о культуре и контролируя его исполнение, оберегая духов­ную экологию нашей страны, Россия сможет не погибнуть сама и, возмож­но, станет примером для человечества».

Журнал «Родная Ладога» присоединяется к этой концепции своим делом, своей принадлежностью к традиционной русской духовной культуре, своей неизбывной любовью к Отечеству..

                                                                               Валентина  Ефимовская

 

[1] Журнал «Родная Ладога» приносит извинения авторам и читателям за задержку очередного выпуска, ставшую следствием  ряда причин, не зависящих от редакции.

В Москве состоялся литературно-музыкальный концерт, посвящённый городу Пскову

4 декабря 2019 года в Москве, в особняке купца В.Д. Носова
состоялся литературно-музыкальный концерт,
посвященный городу Пскову.

Концерт организован Творческим Клубом «Чернильница».
Ведущие вечера Ольга Флярковская и Ольга Золотцева

В Москве состоялось итоговое заседание секретариата Союза писателей России

17.12.2019 в Москве прошло заседание секретариата Общероссийской общественной организации
«Союз писателей России». 
Заседание было посвящено подведению итогов
работы Союза писателей за 2019 год.На изображении может находиться: 1 человек

Стоит отметить, что заседание проходило в открытом режиме и присутствовать на нём могли все желающие. Центральным событием секретариата стала речь председателя правления Союза писателей России Николая Фёдоровича Иванова, в которой он рассказал работы организации за год и планах на 2020 год. Особое внимание Николай Фёдорович обратил на приоритеты в работе писательской организации среди которых особо выделил курс Союза писателей России на открытость, поддержку региональных писательских организаций и работу с молодыми литераторами.
В своём выступлении Николай Иванов поблагодарил российских писателей  за творческую и организаторскую работу, поздравил Игоря Трофимовича Янина, который Указом Президента России награжденном орденом Почета.
На секретариате были вручены награды писателям, внёсшим наиболее весомый вклад в работу Союза писателей России и в русскую литературу.

На изображении может находиться: 3 человека, люди сидятТак, лауреатом премии Союза Писателей России — «Слово-2019» стал председатель Псковского регионального отделения Союза писателей России, известный российский прозаик Игорь Смолькин (Изборцев). Как признался Игорь Александрович на своей странице в социальной сети «Фэйсбук», премия стала для него приятной неожиданностью.

Нет описания фото.

С подробной информацией о секретариате Союза писателей России и фоторепортажем с места события можно ознакомиться на сайте Союза писателей России — «Российский писатель.

 


 

Итоговое собрание Псковского регионального отделения Союза писателей России

20 декабря 2019 года

в Псковском региональном отделении Союза писателей России
(г. Псков ул. Ленина д. 3)

состоится итоговое собрание членов Псковской областной писательской организации.

В повестке дня:
— Подведение итогов работы за 2019 год;
— Разное.

Начало собрания в 17:00

Ушла из жизни известная псковская поэтесса Ларина Федотова

Правление Псковского регионального отделения
Союза писателей России с прискорбием сообщает,
что 12 декабря 2019 года,
на восемьдесят четвертом году жизни скончалась
член Союза писателей России с 1991 года

Ларина Викторовна Федотова

Ларина Викторовна родилась 8 января 1936 года в деревне Пахтеево Череповецкого района Ленинградской области. Писать стихи начала еще в школе, которую окончила в г. Невеле Псковской области в 1954 году.
Училась в Ленинградском электромеханическом техникуме при заводе «Красная заря», после работала по распределению на Урале. Здесь стала активно писать стихи и занималась в литобъединении при районной газете «Красное знамя». В этой же газете появились первые стихи. С 1971 года начала ездить по рекомендации московского поэта-фронтовика Михаила Львова на литературные занятия в г. Челябинск, где уже были профессиональные поэты. В это время активно печаталась, выступала со стихами и участвовала в литературных семинарах.
Первый сборник «Алёнушка» вышел в г. Москве в издательстве «Современник», благодаря поддержке главного редактора поэта Валентина Сорокина.
В 1981 году семья переехала в г. Псков, здесь активно печаталась в местных газетах, занималась в клубе «Лира». За период с 1983 по 2016 год у Ларины Федотовой вышло 15 сборников стихов и книга прозы «Русский ветер памяти». В разные годы её стихи печатались в журналах «Урал», «Уральский следопыт», «Наш современник», «Крестьянка», «Новая Ладога», «Север» и других. В 2011году Ларина Федотова стала лауреатом псковской областной Администрации за книгу «На Россию охотников много».
Родина, Отеческая Вера, Великая Победа, судьба русского человека, воина и труженика  — главные темы в творчестве поэтессы. Как пронзительно и проникновенно звучат ее поэтические строки:

О, Родина! Льняное поле,
Полотна рек с каймой травы,
В полнеба огненные зори,
Берёз чернёные стволы.

При жизни Ларина Викторовна напоминала нам: «Пока мы живы, спрашивайте нас…». Всё ли мы спросили? И все ли ответы успела она дать? Теперь это знает лишь Единый Бог! А она, наша Ларина, отправилась в путь всея земли. Но слышен нам ее живой голос:

Я вдаль иду, а край заречный
К себе притягивает взгляд.
Проходит день дорогой вечной
И тихо прячется в закат…

И еще:
— Не отнять у нас Победу,
Мы её не отдадим...

Пусть же Господь упокоит ее душу в селениях праведных!
Царствия тебе Небесного, дорогая Ларина Викторовна!

 

От имени писателей Псковщины,

Председатель правления Псковского регионального отделения
Союза писателей России
Игорь Смолькин