Стихи лауреатов. Ольга Тоболенская

ОЛЬГА ТОБОЛЕНСКАЯ
п. Пушкинские Горы Псковской области

Третье место
в «Открытой номинации» поэтического конкурса
«Словенское поле — 2018»

ВНЕ ЛЕТОПИСИ

Узорочье буквиц… в них память о древних веках,
Мужах благородных, деяньях великих и войнах.
Шум ратных полей не смолкает в старинных речах,
И слава злодеев живёт в них, и слава достойных.
Напитаны кровью слова летописных страниц.
Но жизнь, отсечённая скупо суровым их кроем, —
Как вид, различимый сквозь прорези узких бойниц,
Что ширью незримо развёрнут за толстой стеною.
И там, на просторе, не звон кровожадных мечей,
А звон бубенцов по дороге пылящего стада.
И дым — не пожарищ, а добрых кормилиц-печей,
Тепло очагов — колыбелей семейного лада.
Там крик петушиный, и лай добродушных щенят,
Там запахи дёгтя и свежей осиновой стружки.
Стучат топоры, и рубанки со свистом скользят,
Скрипят на крючках коромысла ведёрные дужки.
Там белят холсты, расстилая под росы к утру,
Оладьи пекут с толокном и лущат чечевицу,
Из шерсти сосновой целебные нити прядут:
В ненастную пору всегда от ломоты сгодится.
До света встают, под малиновки сладкий напев
По мокрому лугу идут на косьбу спозаранок,
В шершавой ладони полынный вершок растерев,
Тот запах вдыхают её — горьковато-травяный.
Чащобы теснят, наступая сохой и огнём
На лес, изобильный и зверем, и мёдом с черникой,
За каждую пядь уцепившийся намертво пнём, —
Он так не сдаётся, грозящий, дремучий и дикий.
Хоть труд безымянный — не подвиг для гусельных струн,
Но хлеб, что там сеют, — то пращур ведь нашего хлеба!
Безвестные люди следят за рождением лун,
Все те, без кого ни один бы рождён из нас не был.


Перейти на страницу с итогами конкурсов, проведённых в рамках фестиваля

Стихи лауреатов. Виталий Молчанов

ВИТАЛИЙ МОЛЧАНОВ
г. Оренбург

Первое место
в номинации «Профи» поэтического конкурса
«Словенское поле — 2018»

КРУПКА

… А над Кинелем ночка крупку несла в подоле,
Не удержала в дланях краешек скользкий ситца.
Если молитва чья-то прервана злою волей –
Целой и невредимой к Богу она домчится.

Осень пошла на убыль – скорой зиме на прибыль
Ровно покрыла тропки крупка в конце недели.
– Батюшку отпустите! – Разве они смогли бы,
Старенькие ладони тянущие к шинелям…

Прямо из храма взяли, били прикладом в спину,
По серебристой крупке – волоком да на берег:
«Кокнем – царём поедешь – выделим лошадину
Вместе с телегой старой и не попросим денег».

День, с чёрной ночкой схожий, тучами небо застит.
– Батюшку не губите! – Плач над рекой вселенский.
Сон – большевистский морок – сгинь, забери напасти!
В храме оплыли свечи, тени легли на фрески.

На ноги встал священник, крупку сметая с рясы.
– Что, Константине, больно? Что, Константине, страшно? –
Щёлкнул курок взводимый… «Точите зря вы лясы,
В Божьем чертоге стынут и питиё и брашно.

К деткам спешу на небо, ждут меня – не дождутся,
В долгом служенье Богу – четверо на погосте…»
Только солдатам стыдно, молча на крупке мнутся.
Сам комиссар усатый: «Цельтесь в попа! Не бойтесь!»

И, палачам прощая, глядя на Божье сито,
Сеявшее снежинки, принял он смерть героя.
Крупка не стала манной, кровью святой полита,
Белым лишь оградила место его покоя.

На берегу Кинеля, рядышком с иорданью
Песней молитва к Богу, словно на крыльях, мчится.
Ночь обернула крупку чёрной прохладной тканью –
Не удержала в дланях краешек скользкий ситца.

 

СВЕТ

Вырываясь из недр, свет лучился, борясь с темнотой.
Звёзды меркли пред ним… Диск Луны покраснел золотой,
От обиды и боли дрожа в бесконечных рыданьях.
Место утренней казни сияло подземным огнём,
Будто воздух горел, освещая степной окоём,
Возвещая о власти безбожной ужасных деяньях…

… не разверзлась земля, возмущая от гнева миры,
Лишь потухший маяк встрепенулся на теле горы,
Слыша выстрелы вместе с вороньим раскатистым: «Кара!»
Небо сонно ворочалось средь пелены облаков,
Трупы долго грузили, сажали в машины стрелков.
Спал Урал, и подёрнулась рябью случайной Сакмара.

Не дождутся латунные гильзы ребячьей руки –
Отпугнут капли крови… Пустых папирос мундштуки
И окурки слюнявые, вбитые в почву с притопом,
Лоскутки от одежд – всё зелёные скроют холсты,
Пулей сбитую ветку и рваную ткань бересты
Смоют струи дождя, низвергаясь холодной потоком.

Нет Епископа с братией, словно бы не было их…
Ручейки пересохли, злой ветер вдруг сдулся и стих.
С наступлением ночи исторгла свет вешняя почва.
Это память проснулась и стала вопить в небеса:
«Боже, очи отверзи, яви на земле чудеса!..»
– Наш Епископ убит, – сообщила народная почта.

Свет проникнет в сердца, выгоняя сомненья и страх.
«На тебя я надеюсь» – так Сергию рёк Патриарх,
Посох тяжкий вручая – нелёгкую пастыря долю.
Кто посмеет стереть в книге жизни добра письмена?
Лютой смертью погибших не сгинут вовек имена,
Сутью мира оставшись – крутой человеческой солью!

 

КСЕНЯ

Дождик наметал стежки – стариковские шажки
Пыль срезают, словно ножницы, с асфальта
И подбрасывают вверх… Мимо позабытых вех
Дед идёт, слезится глаз потухших смальта.

В кофту женскую одет, в паре сношенных штиблет
И на брюки нацепил зачем-то юбку.
То ли холодно ему, то ли бросил кто в суму
Подаяние – сыграл с убогим шутку.

В тучу сбились облака, солнце заслонив, пока
Резвый ветер не порвал бродяжек в клочья.
С интервалом в пять секунд ноги дряблые бредут.
Ты куда свои стопы направил, отче?

Блики – на боках машин. «Потребляйте», – город-джинн,
Распахнув объятья, заклинал коварно:
«Душу есть где расплескать, в долг бери – негоже ждать.
Прогоришь, ну, значит, брат, такая карма».

Мчалась в поисках бабла тротуарная толпа,
Закоулков городских дурное семя.
Дед ей шёл наперекор, сам с собой вёл разговор:
– Божий раб Андрей почил, теперь я Ксеня.

Наваждением влеком, вспомнил: раньше, за столом
В петербургской блинной, слышал я легенду,
Что у Ксеньюшки Святой муж скончался молодой,
И она мундир надела с позументом.

Красный верх, зелёный низ… Не причуда, не каприз,
Мужним именем звалась теперь – Андреем.
Всё до нитки раздала и босая, без угла,
В мир пошла она, чтоб сделать мир добрее.

Оренбург – не Петербург… Tри столетья прочь… Hо вдруг
Это промысел, достойный быть в скрижали?
Ты Блаженный, не чудак?.. Дед исчез, не подал знак.
Снова пыль к асфальту капли пришивали.


Перейти на страницу с итогами конкурсов, проведённых в рамках фестиваля

Стихи лауреатов. Никита Брагин

НИКИТА БРАГИН
г. Москва

Второе место
в номинации «Профи» поэтического конкурса
«Словенское поле — 2018»

ПЕРЕКОП

На пустынной равнине у мертвых озер
тонкой рябью, дрожащей от зноя,
горизонт расплывается, зыбкий узор
совмещает с небесным земное,
и палит все сильней, и вдали все черней,
и горячей золой потянуло,
и мерещатся гривы летящих коней,
и кипящие тучи в нарывах огней,
и раскаты подземного гула.

То из прошлого – беглый огонь батарей,
батальоны идут на Литовский,
и ладони раскинул апостол Андрей,
застывая в прицеле винтовки,
и каховская кровь прямо в соль Сиваша
иссякающими родниками
потекла и горит как вино из ковша,
и сквозь пух облаков улетает душа,
и остались железо да камень.

Это память и родина, ветер и путь,
это зарево, пепел и слово,
это кровь обратилась в гремучую ртуть,
и по сердцу грохочут подковы…
Красным – кровь и огонь, белым – свет и слеза,
между ними лазурь небосвода,
и смолой золотою текут образа…
Но когда же покинут война и гроза
неделимую душу народа!

 

ЛЕДОКОЛ «КРАСИН»

Свежие вешние воды уносят последние льды,
время уходит молча, стирая свои следы,
тихие волны гладят выгнутый черный борт,
вниз по течению шумно: доки, буксиры, порт,
рваные тучи ползут пепельными хвостами.
Все, что у времени выхватим, нашей памятью станет.

Помнишь небесно-белую полночь у Карских Ворот?
Не до красот нам было, время звало вперед.
Вдали, в проливе Вилькицкого, ждали тяжелые льды,
а ключ телеграфа бился дробным пульсом беды!
И слышалось в те минуты – надежда умрет последней…
Звезде Морей отслужили неверующие обедню…

Нельзя забывать молитвы и плавить колокола.
По первой весне зеленеет выжженное дотла.
За все, что мы покидаем, детям держать ответ,
о будущем некому думать, если памяти нет.
И память к нам обернулась и шепотом отвечала –
он больше не выйдет в море, ему стоять у причала.

В минуты горя и страха как хорошо быть с ним,
полной грудью вдыхая чистый ветер весны,
чувствовать мартовский холод, ползущий с карельских болот,
и вдруг понять – раскололся горло сжимавший лед.
Старую сталь бортов ласкают волны весенние…
Ветер уносит годы, память приносит спасение.

 

НЕДАЛЕКО ОТ ВОКЗАЛА

Из окон веяло майской ботаникой
березовых рощиц, льняных полей,
тихо позвякивали подстаканники
с орбитами звездных кораблей.

Вслед за трелями соловьиными
репродуктор песней наполнил вагон,
музыка – маршевая, лавинная,
рванулась за стуком колес вдогон.

Москва приближалась, утюжа масштабами
глину проселков, сирень села,
по котлованам карабкались крабами
бульдозеры, все обдирая дотла.

На поле, покинутое коровками,
где земля мазутом пропахла давно,
дома вставали спичечными коробками,
или костяшками домино.

А дальше – высились Гималаями
башни, прообразы грозных ракет,
и небо, звездами их опаляемо,
соединяло закат и рассвет.

И были эти гордые образы
как шляпа взрослого малышу,
как гиря мизинцу, как море глобусу,
как фрески сикстинские карандашу…

Но память об этой мечте несбыточной
первым червонцем в копилку легла,
и дальнее детство сверкающей ниточкой
касается раненого крыла.


Перейти на страницу с итогами конкурсов, проведённых в рамках фестиваля

Стихи лауреатов. Любовь Сердечная

ЛЮБОВЬ СЕРДЕЧНАЯ
г. Смоленск

Перовое место
в поэтическом конкурсе
«Мы воли и огня поводыри…»
посвящённом 95-летию
со дня рождения
поэта-воина Игоря Григорьева

Я ИДУ НА ГОЛГОФУ

Нас не унять ни дыбой, ни рублём,
Ни славой, ни цикуты царской чашей…
Игорь Григорьев

Я иду на Голгофу, несу на закланье стихи.
Отдаюсь вам на милость: рядите, судите, казните.
Наносите смертельные раны, считайте грехи,
Но примите…

Но примите такую, как есть, с обнажённой душой
Не прикрытой ни лестью, ни завистью, ни безразличьем,
Ни тупым пустословьем, ни злом, ни парчой, ни паршой,
Ни величьем…

Не величье толкает меня каждый раз под удар,
Не гордыня бросает меня на кресты, а раздумья…
Я приму и «Распять!» и «Помиловать»! Это не дар,
А безумье…


Перейти на страницу с итогами конкурсов, проведённых в рамках фестиваля

Стихи лауреатов. Ксения Гильман

КСЕНИЯ ГИЛЬМАН
г. Воскресенск Московской обл.

Второе место
в «Открытой номинации» поэтического конкурса
«Словенское поле — 2018»

АНГЕЛАМ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Что знаю я о вас, минувших прежде, чем Бог затеплил мысль обо мне,
Цари в поистрепавшейся одежде, пророки, жизнь топившие в вине,
Шуты, свой век сложившие на плахе, калики между проклятых калек,
Бретёры, чьи крылатые рубахи соломою набил железный век,
Чьи переписки – вскрыты и затерты чтецами любопытными до дыр,
Чьи, золотом покрытые, реторты еще, порой, полны живой воды,
Чьи почерки остры, и вести – святы, апокрифы – Евангелий новей,
Любви ее величества солдаты, побочный цвет адамовых кровей?

Что знаю я? Оправленные в святцы, скупые сводки истин прописных
О том, как вы умели улыбаться, долбя в снегу могилы для родных,
Умели плакать по чужим потерям, за всех болеть, за всех сходить с ума
И узнавать своих по белым перьям, столкнувшись с ними спьяну и впотьмах.
Вы заедали сухарями горе, тоскуя по парному молоку,
Затягивали с голоду на горле, как длинный шарф, суровую пеньку,
Но не фальцетом пели под прицелом, а, молча, продавали души в рай
Рифмуя всякий вздор перед расстрелом, как будто смерть – еще одна игра…

Но вот они, в пыли на книжных полках, пока вокруг шумит железный лес,
Не канувшие в домыслах и толках осколки звезд, украденных с небес!
Вам жгли уголья узкие ладони, не знавшие иного ремесла,
Затем ли, чтоб потомок посторонний, от пепла задымясь, сгорел дотла?
Глашатаи простуженной эпохи, взошедшие с крестами на Парнас,
Бросая нам с высот сухие крохи, молитесь вашим ангелам о нас.
Глядите на уловленные души с улыбкою во весь небесный свод,
Бродя по божьим хлябям, как по суше, и наши сны предвидя наперед.

 

ВЕНОК ПОЭТОВ

«Факел, ночь, последнее объятье,
За порогом дикий вопль судьбы.
Он из ада ей послал проклятье
И в раю не мог ее забыть…»
А. Ахматова («Данте»)

Как профиль Данте – слепок пустоты –
И профиль Анны – женщины! – похожи…
Вы никогда не думали о том же?
Два божьих дара, общие черты…
Излом судьбы, высоких скул излом,
Изгнание, скитания по аду
Средь пишущих за славу, за награду –
За звон и золотой металлолом…
Два языка, два слога, два венца,
Два выходца из песенного пекла,
Клюющих сердце вечности, птенца…
Которое столетие на дворе..?
В одном чину – кто возрожден из пепла,
И та, что опочила в серебре.

 

АННИН ХЛЕБ

Памяти Марины Цветаевой

На заре я нынче поднялась: смыла струпья, вычистила перья…
Уж к обеду налетаюсь всласть! Не к тому ли нынче все поверья:
Пролила последнюю водицу, в зеркалах не видела себя…
Стало быть, во-истину, скорбям наступило время прекратиться.
Аннин хлеб отбившая вчера, проронив последнюю канцону,
Я иду – каликой со двора – прямо к Мандельштаму и к Эфрону.
Те же, кто останется дневать, пусть уважат песней, коль не мессой…
Снова станет спящею принцессой всем сынам троюродная мать!

И короткой челкою моей, и глазами – звездно исподлобья! –
Стану я любезна, соловей, не народу, так земной утробе.
Не меняла я моей стези: что на сердце – щедро проливала,
Во гробы гвоздей не забивала, во кресты друзей, что не мои…
Помяните ту, что по зиме не согрела крылышек югами,
Что у божьей шали – в бахроме, и в реке любви – меж берегами.
Что креста несомого – не лгать! – и не знала веса за плечами…
За такое здесь не привечали: не сержусь, что месса не долга!

Вот уж я, по крохам разнята, доедаю хлеб мой в мертвом доме,
Где в пыли столетней все места для икон, да пол в сухой соломе…
Коль повинна, Анна, извини! Не хотела взять твоей юдоли!
Доживи, набатом дозвони, придержу зарю твою дотоле…
Вот стою на жердочке скамьи, как на островке средь белой ночи…
Ты отвел ли место средь своих в паводке Твоем приблудной дочке?
Дай-ка, потянуся я носком, скину вес, оставленного тела…
Вот – гляди-ка, Господи! – взлетела и нырнула сразу глубоко…

 


Второе место
в поэтическом конкурсе
«Мы воли и огня поводыри…»
посвящённом 95-летию
со дня рождения
поэта-воина Игоря Григорьева

ПОЭТУ

«…Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!»
А.С. Пушкин

Август… Достать бы чернил и заплакать, сети забросив в знакомый хорей…
Чтобы, очнувшись, приветствовать слякоть, пряча озноб в шерстяном сентябре.
Помнишь? То самое странное чувство: в школу не завтра, но каплет вода…
Благ до седин изучивший искусство жить этим днем, а не в тщетном всегда!
Бродишь по дому, в себе неприкаян, точно уроки не хочешь учить:
Сам себе – змей-искуситель и Каин, сам себе – в мир ариаднина нить.
Что там саднит, не давая покоя? Столько ведь листьев еще на ветвях…
Август, ты знаешь, он – время такое… Если и плакать, то лучше – в стихах.

Эта привычка – приветом из детства – чувствовать осени издалека…
Жил – да не нажил надежного средства, чтобы молчать от звонка до звонка.
Сладкие сны до последнего длящий – благ, ибо Царство ему отойдет!
Только наследство – всегда через ящик… Веруй и пой, прописной идиот!
Ты же – иной, ты – вовне и – за гранью, ты не уверовал в будущий рай…
Вот и сиди и костлявою дланью слезы с бумаги своей вытирай.
Может, случится тебе раствориться в этой сырой беспробудной тоске,
Припоминая увядшие лица и города, что росли на песке.

Может, из хлама минувшего мира, выцветших фантиков прошлых судеб
Выудит что-нибудь битая лира всем – на потеху, поэту – на хлеб…
Может, и выйдет из стертых аккордов, строф перечеркнутых в свете утра
Ром – твоему корабельному черту и для темницы твоей – мишура.
Что там саднит? Иль засела иголка смертью кощеевой возле виска..?
Ты же поэт – и ни в поисках толка ты подпирал головой облака.
Даже теперь ты, в седеющем детстве,– пастырь анапестов, пасынок звезд…
Что же ты всуе все просишь о средстве, чтобы дремать и молчать в полный рост?


Перейти на страницу с итогами конкурсов, проведённых в рамках фестиваля

Стихи лауреатов. Анатолий Вершинский

АНАТОЛИЙ ВЕРШИНСКИЙ
г. Раменское Московской обл.

Третье место
в поэтическом конкурсе
«Мы воли и огня поводыри…»
посвящённом 95-летию
со дня рождения
поэта-воина Игоря Григорьева

Модель в портрете ищет сходство,
пока портрет модели льстит.
В ней могут быть черты уродства,
но их смягчать велит нам стыд.

«Красиво» лучше, чем «похоже»:
разгладь рубцы, добавь румян…
«Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…»

Мы эти пушкинские строки
за откровение сочли,
забыв другие — о пророке,
судье неправедной земли.

И Блок с учителем согласен:
«Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен».
…А если в нём «случаен» ты?

И за твоей баржою волны
смыкает Обь глухой порой?
Но «без меня народ неполный»
твердит платоновский герой.

И пишет в сумрачной Овсянке
солдат, чурающийся лжи,
как шли на смертный бой подранки —
сынишки ссыльных с той баржи.

В могиле братской с палачами
своих отцов и матерей
глядят нездешними очами
на явь, не ставшую добрей…

За все не благостные лица,
за каждый злой и грубый штрих
не след художнику стыдиться —
пусть мир стыдится, видя их.

 

Перейти на страницу с итогами конкурсов, проведённых в рамках фестиваля

Стихи лауреатов. Галина Щербова

ГАЛИНА ЩЕРБОВА
г. Москва

Третье место
в поэтическом конкурсе
«Мы воли и огня поводыри…»
посвящённом 95-летию
со дня рождения
 поэта-воина Игоря Григорьева

***

Мешая с бреднями пророчества,
Родства не зная до конца,
Поэты не имеют отчества,
Они – наследники Творца.

С рожденья каждому завещано
Его нехитрое добро –
Неотвратимость гласа вещего,
Свеча, бумага и перо.

 

Перейти на страницу с итогами конкурсов, проведённых в рамках фестиваля

Вышел новый номер журнала “Родная Ладога” №3 2018

ПУТЬ  ЦАРСКИЙ

Вышел новый номер журнала “Родная Ладога” №3 2018

“Путь царский” –  это путь, проторенный Христом, но это и возможный путь любого человека,  следующего за Спасителем. Тяготы Царского, освещенного Христовым подвигом пути, показывает митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов) на примере жизни святого русского Царя – Помазанника Божия Николая II, принявшего мученическую смерть вместе со всей своей Святой Семьей во спасение России. Статья “Христианский подвиг Монарха” (продолжение) – является базисным материалом номера, который вышел в дни 100-летия расстрела Царской Семьи, произведенного без суда и следствия  большевиками в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома. Владыка Константин подробно, с привлечением новейших архивных данных, рассказывает о фактах злодеяния, осмысливает его истинные причины, имеющие библейские аналогии и исторические прототипы. Вскрытые тайные подоплеки и богословские знания позволяют митрополиту Константину сделать такой вывод: «Члены Царской Семьи были убиты не как конкретные люди, в этом качестве они не представляли реальной угрозы никому, Белая армия воевала не под монархическими знаменами. Их, как живые символы Православной России, нужно было уничтожить для полного разрыва с великим прошлым непобедимой страны, для разрыва с народом, перед которым палачи хотели опорочить их Царя-батюшку. Отчасти это удалось, но история из своих богатых тайных недр понемногу выносит на поверхность жизни правду. Последняя молитва Царя – не о себе, идущем на смерть, а о России. Его слова из  дневника «Боже, как тяжело за бедную Россию!» многое проясняют сегодня. Постепенно на наших глазах обновляется картина тех страшных времён».

Владыка Константин без прикрас показывает страшную картину расправы над Россией совокупными, внутренними и внешними, мировыми силами, вложившими немалые средства в революцию. Людьми с каменными сердцами называет автор организаторов и исполнителей геноцида русского народа, принесшего миллионные жертвы. Каменное сердце – не метафора, но явь, судя по приведенной в статье цитате: «Есть документальный рассказ одного из перебежчиков, который сообщал о практике употребления чекистами человеческой крови наряду со спиртом и кокаином, как средства для снятия нервных напряжений, возникавших вследствие непрерывных массовых кровавых расправ над людьми. Со слов очевидца: «Один из палачей харьковской чеки говорил: “Мучился, да товарищ научил выпить стакан крови. Выпил, сердце как каменное стало”» (Архив русской революции. Берлин. 1922 г. Т. 6. С. 338). В статье, насыщенной историческими фактами, ученый-богослов митрополит Константин также дает актуальные рекомендации во избежание повторения подобной государственной трагедии.

Вместе с укрепляющейся Россией сегодня открываются и осмысливаются потаенные страницы ее истории. В статье доктора философских наук, директора Института Истории искусств Александра Казина (Санкт-Петербург) «Первая мировая война и русская государственность» — раскрывается тезис, данный автором во введении: «…и сейчас, в начале XXI в., мы века живём в мире,  обусловленном Первой мировой и её результатами. Распад Российской Империи, образование СССР,  возвышение США, гитлеровский оккультный рейх, красное знамя над Берлином, последующий крах Советского Союза, нынешнее противостояние России с Западом – начало этой цепочки восходит именно к августу 1914».

О современных процессах меняющегося мироустройства, о перспективах  общества “золотого миллиарда”, ставшего возможным вследствие причин, рассмотренных в выше указанных работах, говорит в статье «Концепт глобального мира: от утопии к антиутопии» доктор философских наук, известный ученый из Белоруссии Чеслав Кирвель (Минск). Он подчеркивает: «Нам, современным славянам, необходимо очень хорошо разобраться в том, что представляет собой современный мир, в каком направлении и как движется современная цивилизация. Это нам необходимо для того, чтобы в очередной раз не вершить тупиковый выбор, не попасть в историческую западню, чтобы верно определить надежную перспективу для своего дальнейшего развития».

Прогнозы дальнейшего развития России и профессиональные рекомендации дает военный аналитик, генерал Леонид Ивашов (Москва). В статье «Каким будет миропорядок в XXI веке?» он ставит и решает этот вопрос. Исходя из современных взаимоотношений Востока и Запада, автор исследует различные вероятности: «Или Трамп всерьёз поворачивается к нам лицом, или Запад в его лице послал сигнал о борьбе за Россию как союзника (вассала) с Востоком (Китаем), или это эпизод битвы кланов финансистов и производственников?»

Историк, политолог, блистательный публицист Николай Стариков (Санкт-Петербург) высказывает актуальное мнение в статье «Видимое и невидимое». Исходя из политических событий последних месяцев, он убежден: «Раз Китай и Россия так тесно сближаются, Соединенные Штаты готовы к контактам с Пекином и Москвой. При этом главной задачей Вашингтона по-прежнему будет «растащить» в стороны русских и китайцев, создав между ними максимальное количество проблем и противоречий».

Известный публицист Владимир Казьмин (Луганск, Москва) тоже говорит о важности понимания связи времен, о взаимовлиянии исторических событий. В статье «Мы из Кронштадта, мы из Донбасса» автор рассказывает о том, как весной 2015 г. в Горловке, полыхающей в огне братоубийственной войны, удалось вызволить из вражеских рук советский военно-морской флаг с легендарного корабля “Кронштадт”. Публицист, прозаик Юрий Шурупов (г. Агидель) обращается к овеянной славой русской военной истории. В своем исследовании «Тельняшка под рясой» он говорит так: «Немало имён героев хранит история нашего Отечества. Есть среди них прославленные полководцы высоких званий – генералы, адмиралы, фельдмаршалы. Есть бесстрашные рядовые – солдаты и матросы, вместе со своими командирами грудью защищавшие Россию от врагов. Но мало кто знает сегодня о том, что в одном строю с кадровыми военными на суше и на море находились православные священники, крестом и молитвой, личным примером мужества и отвагой укреплявшие дух однополчан, вселявшие в них веру в победу. Вот об одном таком священнике, который вместе с экипажем легендарного крейсера «Рюрик» участвовал в сражении с превосходящими силами японского флота в августе 1904 года, и пойдёт наш рассказ. А имя этого героя – иеромонах Алексий (Оконешников)».

В новом номере журнала много материалов, посвященных  воинскому служению и подвигу во имя Отечества. Дипломат Валентин Власов в материале с кратким и емким названием «Чечня» рассказывает о своей дипломатической деятельности в этой республике в середине 90-х г.г. прошлого века, когда там шли боевые действия. Наиболее впечатляющая часть воспоминаний – рассказ о том, как автор оказался в чеченском плену и как освободился.  Теме чеченской войны посвящен и материал известного литературоведа из Краснодарского края Эдуарда Анашкина. Свое исследование он посвятил творчеству еще одного  “кавказского пленника”, военного корреспондента, прозаика, Николая Федоровича Иванова. В очерке «Золотистый золотой!» автор проводит параллель судеб – местночтимого святого воина Евгения Родионова, о котором Н.Ф.Иванов написал пронзительную, вошедшую в золотой фонд русской литературы новеллу, и автора этого произведения, проведшего несколько месяцев в чеченском плену, не сломленного и нравственно победившего своих врагов. Духовному подвигу посвящен материал, печатающийся в нескольких номерах издания, «Жизнеописание блаженного инока Владимира, Важеозерского чудотворца».

Святой ипостасью подвига является подвиг ленинградцев в блокаду. Информационный сюжет Дины Никифоровой (Санкт-Петербург) «Мужеству ленинградцев и героям-ленфильмовцам посвящается» – о событии, произошедшем на территории старейшей киностудии “Ленфильм”, а именно, об открытии восстановленного мемориала, посвященного героям-ленфильмовцам, погибшим в блокаду и на фронтах Великой Отечественной войны. Памятник, на открытии которого присутствовали руководители города, представители воинских частей, творческие сотрудники киностудии, был отреставрирован известным петербургским меценатом и просветителем Грачьей Погосяном, профинансировавшим также фильм, состоящий из воспоминаний детей блокады.  Духовно-нравственные подвиги во имя Отечества  успешнее, если они подкреплены силой оружия. В статье «Летательные аппараты с атомным реактором» доктор технических наук, возглавлявший Управление учебных заведений Министерства гражданской авиации Виктор Пархимович, рассказывает об истории и современности российской авиации.

Великой силе искусства посвящены многие материалы нового номера журнала “Родная Ладога”. Президент международного Форума “Золотой Витязь” Николай Бурляев (Москва) вспоминает в статье «Андрей Первозванный мирового кинематографа» своего друга и учителя великого режиссера Андрея Тарковского, человека, который привел его в кино и открыл творческие тайны, за которые требуется плата судьбою, преданностью и любовью к профессии.  Большую часть жизни отдал служению Поэзии известный русско-белорусский поэт Анатолий Аврутин, его творчеству  посвящена глубокая, исследующая особенности таланта поэта статья Валентины Ефимовской (Санкт-Петербург) «Четвертое измерение», приуроченная к юбилею выдающегося художника слова, именем которого названа звезда в созвездии Рака.

В новом номере журнала также опубликованы литературоведческие материалы, имеющие научно-просветительское значение. Это статья Алексея Кондратенко (Орел) «Хранитель заветного слова» — в память литературоведа, историка, профессора, член-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской Академии наук  А.И.Кирпичникова, материал приурочен к его 170-летию. Книги прославленного русского ученого последнее время не издавались, но имя и творчество его достойны народного почитания. Публикация доктора филологических наук Наталии Голубевой-Монаткиной (Москва) /продолжение/ «О русском языке русских эмигрантов первой половины XX века» обладает научным содержанием и просветительской ценностью, много способствует пониманию современными людьми того, что значит быть и как трудно оставаться русским, будучи оторванным от родины. В эмиграции русские аристократы и интеллигенция сберегали свою русскость и русский язык как бесценные сокровища.

Названия нескольких научно-популярных статей раскрывают их содержание. Это материал историка Игоря Андрушкевича (Аргентина. Буэносайрес) «Периодические циклы в природе, истории и экономике. Теория четырех русских ученых», статья доктора исторических наук, академика АН Чеченской Республики Явуса Ахмадова (Москва) «Великий Страбон и амазонки Кавказа: еще одна попытка прочтения сведений о древних народах России».

Публицистика  прозаика, главного редактора нескольких известных в России сайтов – «Камертон» и «Великороссъ» Светланы Замлеловой (Москва) всегда откровенна, доказательна,  полемична. Статья «Гламурная клевета» посвящена новой, недавно показанной по телевидению киноверсии знаменитого романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Автор убедительно, со знанием истории и литературного первоисточника  защищает оригинал от гламурной его киноверсии, созданной на  вкус общества потребителей. Так поясняет автор статьи «Что такое пошлость? Это когда возвышенное низводится до низменного, когда никчемное объявляется значительным, когда главное подменяется неглавным… Пошлость – это когда из серьезной книги о сломе эпох, об умирании старого мира и мучительном рождении нового, об исторической смуте, где люди не могут понять себя и свершающееся вокруг, делают гламурный  боевичок с элементами семейной саги и мелодрамы».

Много нового, ранее не известного об известном всему миру шпиле Петропавловского собора, являющегося сердцем Петербурга, открывает нам статья доктора искусствоведения, профессора Наталии Прокудиной-Горской (Санкт-Петербург) «России памятник суровый. К 315-летию основания Петропавловского собора в Санкт-Петербурге». Автор статьи, работавшая в музее “Петропавловская крепость” с 70-х годов прошлого века, знает это сооружение и снаружи, и изнутри. Эти героические страницы истории города Петра невозможно читать без волнения и восхищения. Увлекательно новое историко-географическое путешествие Никиты Шевцова и Елены Наумовой (Москва) «По велению Тамерлана» в башкирский поселок Чишмы, расположенный в 50 км от Уфы, к мавзолею Хаджи-Хусейн-бека, благодаря которому началось распространение ислама среди башкир.

Традиционно насыщены литературные рубрики. В разделе “Поэзия” опубликованы стихи лучших современных поэтов: Александра Кердана (Екатеринбург), Владимира Силкина (Москва), Игоря Гуревича (Архангельск), Геннадия Иванова (Москва), протоиерея Анатолия Трохина (Санкт-Петербург), Василия Попова (Москва), а также представлены новые имена – Игоря Малышева (Орел), Елизаветы Мартыновой (Саратов), Андрея Проскурякова (Оренбург).

В рубрике “Проза” печатаются произведения таких известных авторов, как Павел Кренев (Москва), Михаил Зарубин (Санкт-Петербург), Анатолий Козлов (Санкт-Петербург), Борис Краснов (Санкт-Петербург), Сергей Мурашев (Каргополь), Иван Иннокентьев (Якутск).

В разряд историко-просветительских публикаций можно отнести подборку стихов ленинградского поэта Александра Рытова (1934 — 1974) «Старо искусство бытия». Будучи при жизни известным автором, книги которого публиковались в Лениздате, сегодня он практически забыт, даже литераторами. Проникновенные, лирические, философские стихи талантливого поэта, рано ушедшего из жизни, не только приносят эстетическое наслаждение, но заставляют почувствовать нашу слабость пред беспощадным, пугающим ликом времени, проникнуться извечными размышлениями:

…Но как нам быть с тем ужасом, который
Был бегом времени когда-то наречен?   (Ахматова)

Этому беспощадному бегу мы можем противостоять только милосердной памятью,  неравнодушием души,  любовью сердца, что присуще всем авторам, создателям и читателям журнала “Родная Ладога”.

 

Валентина Ефимовская

 

 

 

«Словенское поле — 2018» на фотографиях и видео

Представляем несколько фотоальбомов и видеороликов, размещенных в социальной сети «ВКонтакте» и на видеохостинге Youtube.
Чтобы посмотреть фотографию, «щёлкните» по ней мышкой.












Итоги конкурсов, проведённых в рамках поэтического фестиваля «Словенское поле – 2018»

Итоги конкурсов,
проведённых в рамках поэтического фестиваля
«Словенское поле – 2018»

Поэтический конкурс «Мы воли и огня поводыри…»
посвященный 95-летию со дня рождения
поэта-воина Игоря Григорьева

1 место
Любовь Сердечная, г.Смоленск

2 место
Ксения Гильман, г. Воскресенск Московской области

3 место поделили
Галина Щербова, г. Москва и Анатолий Вершинский, г. Раменское Московской обл.


Конкурс исторической поэзии
«Словенское поле — 2018»

Номинация «Профи»

1 место
Виталий Молчанов, г. Оренбург

2 место
Никита Брагин, г. Москва

3 место не присуждено никому

Дипломанты фестиваля «Словенское поле – 2018» в номинации «Профи»:
Скрытимир Волк, п. Мга Ленинградской области
Юрий Ишков, г. Великие Луки
Юлия Линде, г. Москва
Елена Филиппова, г. Санкт-Петербург
Галина Щербова, г. Москва

«Открытая номинация»

1 место
Светлана Размыслович, г. Великие Луки

2 место
Ксения Гильман, г. Воскресенск Московской области

3 место поделили
Ольга Тоболенская, п. Пушкинские Горы Псковской области и Андрей Теддер, г.Гдов Псковской области.

Дипломанты фестиваля «Словенское поле – 2018» в «Открытой номинации»:
Юрий Иванов, д. Бардово Псковской области;
Ольга Вершинина, п. Сосново Ленинградской области;
Елена Галактионова, г. Санкт-Петербург;
Лариса Егоршина,  г. Дзержинск Нижегородской области.

Номинация «Словенские ключи»

1 место
Александр Сараев, г. Череповец Вологодской обл.

2 место
Данил Москаленко, г. Псков

3 место
Григорий Батрынча, г.Москва

Дипломанты фестиваля «Словенское поле – 2018»
в номинации «Словенские ключи»:

Анастасия Самарцева, г. Смоленск;
Диана Константинова, г. Псков.

Соболезнования А.А. Бологову

Псковское региональное отделение Союза писателей России
выражает искренние соболезнования
Александру Александровичу Бологову,
в связи со смертью его жены – Антонины Петровны.

Антонина Петровна Бологова в 1955 году закончила Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена.
В 1963 году, по приглашению профессора Е.А. Маймина, вместе с мужем переехала в г. Псков. На протяжении 25 лет Антонина Петровна преподавала практический курс немецкого языка студентам Псковского государственного педагогического института им. С.М. Кирова.

Отпевание состоится в 11:00 26 июля 2018 года
в церкви Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы
(Анастасии Римлянки)
г. Псков Октябрьский пр. 9

 

Изменения в программе фестиваля «Словенское поле — 2018»

В программе фестиваля «Словенское поле — 2018» произошли изменения

Музыкально-поэтический вечер «Вне формата» пройдет в Псковском областном колледже искусств имени Н.А. Римского-Корсакова
по адресу
г. Псков, ул. Воеводы Шуйского, 2

С программой можно ознакомиться по ссылке:
http://pskovpisatel.ru/программа-словенского-поля-2018/

Оргкомитет фестиваля

Псковские литературные сезоны

20 июля завершается очередной творческий сезон в Литературной гостиной писателей, которая двадцать два года назад распахнула свои двери для профессиональных творцов слова и начинающих авторов в филиале Городского культурного центра на Рижском, 64.

За прошедшие десятилетия здесь задумывались и осуществлялись различные творческие проекты. Вскоре после начала встреч в гостиной был организован молодёжный поэтический клуб «Плескава», в который пришли как старшеклассники, так и студенты. Не все они связали свою жизнь с поэзией; кто-то предпочёл рок-музыку, кто-то, поступив в институт, увлёкся будущей профессией. Но достаточно назвать имя Олеси Соловьёвой, которая не изменила своему юношескому увлечению поэтическим словом и сегодня — уже известный поэт, к тому же ещё и композитор.
Следом за молодёжным поэтическим клубом стихийно возникла и творческая мастерская для постоянных посетителей – любителей поэзии. Какие жаркие баталии проходили по вечерам на этих посиделках! Обсуждалась каждая строка авторских произведений, повышался уровень знаний законов русского стихосложения. И как итог – выпуск первого общего издания — книги-кассеты, в которую вошли произведения Л. Даниленко. Н. Ильиной, В. Савинова, Т. и О. Соловьёвых, Л. Тишаевой. Авторы поверили в себя, обрели поэтическую свободу, основанную на знании теории стихосложения, завещанного нам поэтами Золотого и Серебрянного веков, открыли для себя дорогу в Союз писателей России. Но это было только начало.
С возникновением «Объединения псковских писателей» работа на площадке «Литературной гостиной» с авторским активом расширилась. В семинарах, которые вели мы с Л.И. Маляковым, а позже и с С.А. Золотцевым , принимали участие не только те, кто мечтал сделать своё увлечение литературным творчеством профессией, но и постоянные посетители гостиной. Порой такие семинары превращались в диспуты. Это были 90-е годы, когда в нашем народе ещё была сильна тяга к чтению. Найти талантливых людей в нашей глубинке помогали еженедельные поездки по области и встречи с читателями в библиотеках и школах.
И как итог этих встреч и баталий – рождение новых книг. Невозможно перечислить все сборники и авторские издания, вышедшие за десятилетнее существования Объединения — их более сотни. Как результат – пополнение писательских рядов в обеих организациях , ведь мы не делили авторов на «своих» и «не своих». Вторая организация тоже не оставалась в стороне от работы с молодыми – трижды увидели свет выпуски журнала «Скобари». Обе организации активно пополняли свои ряды.
С объединением двух писательских организаций семинарская работа с молодыми не исчезла совсем, просто приобрела несколько иные формы. Работу с молодыми авторами взяли на себя члены редакционных коллегий изданных за последние годы альманахов. Писатели стали постоянными судьями литературных конкурсов, проводимых как библиотеками, так и различными общественными организациями. Вот уже около двадцати лет я веду занятия в очно-заочной школе юных поэтов и прозаиков при областном Доме детства и юношества «Радуга», дважды награждена Губернаторской премией за работу с молодёжью. Сколько выпускников этой школы, став победителями на всероссийских конкурсах, ежегодно получают губернаторские премии!
Татьяна Рыжова многие годы обучала теории стихосложения студентов и руководила Билингвальной литературной открытой гостиной (БЛОГ) в Псков ГУ и ныне помогает учащимся городской школы № 23 делать первые шаги в литературном краеведении. Постоянно работают с начинающим в своих школах писатели А.Казаков, И.Исаев, находит новых авторов И. Иванов.
И вновь Литературная гостиная в поисках новых форм работы, в том числе и с молодёжью. Площадка гостиной в Городском культурном центре всегда даёт добро на то, чтобы наши встречи в стенах филиала проводились чаще. Поэтому на первое заседание Литгостиной в новом сезоне в третий четверг сентября мы приглашаем всех тех, кто не равнодушен к судьбе русской словесности вообще и к русской литературе, в частности, кто ратует за чистоту и высоту поэтического Слова, кто готов к сотрудничеству и имеет конкретные предложения по новым проектам.

Друзья, ждём вас на Рижском,64 в третий четверг сентября в 18 часов.
Инициативы приветствуются!

Поэт, прозаик, драматург,
член Союза писателей России
Ирена Панченко

20 июля завершение 22-го литературного сезона в Псковской литературной гостиной

20 июля 2018 года в 18:00
в филиале Городского культурного центра
(Псков, Рижский пр., 64)
состоится встреча поэтов
в Псковской литературно-художественной гостиной

В программе гостиной:
Знакомство с творчеством поэта Александра Козлова;
Свободный микрофон.

Этим мероприятием   литгостиная завершает свой 22 литературный сезон (2017-2018 г.г.) и уходит на непродолжительные каникулы.

Следующая встреча в Псковской литературной гостиной состоится в третий четверг сентября.

Вход свободный