Конкурсные произведения: Александр Шубняков, Нижегородская обл. г. Павлово

С МОЛИТВОЮ ВОССТАТЬ

В России вечно
суетно, тревожно,
Народ приучен
в тяготах страдать.
А будет Божья благодать?
Возможно!
Лишь надо всем
с молитвою восстать —
Идти хоть в рай, хоть в ад
нам больше не с чем.
И грех гнетёт
и косит нас подряд,
А храмы –
вехи в будущее, свечи
Потухшие,
остывшие стоят!
И жить чтоб
на Земле
без смрада ада,
Чтоб к Небу свить
связующую нить,
Нам дружно всем
во всей России надо
Любовь к делам своим
восстановить!

ДУХ НАРОДА

Что-то смутно на сердце, Россиюшка,
Сколько выпало в жизни тебе!
Было всё: и бессилье, и силушка
В нашей общей с тобою судьбе.

Были дни, словно сладкие ягоды,
Были горькие — не перечесть,
Но в любых достиженьях и тяготах
Мы хранили и веру, и честь.

Может, было — кого-то обидели,
Но ведь больше творили добра —
Вновь цветут по России обители,
Потянулись тропиночки в храм.

Снова так: через тучи и к солнышку
Рвётся к счастью родная семья —
Собирать нам пора всё
по зёрнышку
В заскучавшие наши края.

Нам поэтому, некогда барствовать,
Вдохновимся прекрасной мечтой,
Чтоб над бездною рыночной
царствовал
Дух народа соборный, святой!

***

Друзья, лихолетия минут,
И к солнцу воспрянет земля —
Покуда Пожарский и Минин
С народом на страже Кремля.

Из древней Россиюшки вышли,
За веру и правду стоят —
И в граде Московском и в Нижнем
Пред ними народный парад.

Мы тоже историю пишем
С опорой на веру и труд,
И к нам за духовною пищей
К отцу Серафиму идут.

А вера — народная сила —
Так было и будет вовек:
Коль духом воспрянет Россия —
Спасётся всегда человек.

И годы беспутные минут,
И снова в российской глуши
Разбудят Пожарский и Минин
Защитников русской души!

Конкурсные произведения: Николай Рассадин, г. Псков

Словенские ключи

Вот от они — словенские ключи.
Серебром дарованного чуда,
Я невзгоды, всякий раз, лечил,
Возвращаясь к ним из ниоткуда.

После, уезжая в никуда,
Вспоминал серебряные струи…
Скажите: «Вода и есть вода!»
Не спешите вывод делать в суе.

По крутой тропе спуститесь к ним,
Оставляя крепость за плечами.
Чайка крикнет: «Тот судьбой храним,
Кто умыт словенскими ключами!»

Савелию Ямщикову

Ты дышишь воздухом чужим.
В чужих озёрах моешь руки…

А здесь цветные витражи
Церквей, печальны от разлуки.
Здесь голосят колокола,
Здесь плачут восковые свечи…

Наверно в жизни есть дела,
Которые взвалив на плечи,
Унёс с собой в далёкий быт,
Оставив им тоску и слёзы…

И смотрит храм, дождём умыт,
Вдаль, сквозь уснувшие берёзы.

Псково-Печорский монастырь

Нерукотворные пещеры,
Хранят нетленные тела,
Которые война, без меры,
Своей рукой туда клала.

Ни свет, ни звук не беспокоят,
Лишь изредка, войдя под свод,
Очередного упокоят,
В пучину бесконечных вод.

Конкурсные произведения: Александр Новиков, г. Псков

Памяти славной обороны Пскова (1581-1582 годы)

Один известный баталист и живописец*
В угоду королю картину написал*.
Что-де Стефан град Псков успешным штурмом взял,
И русский царь дары ему уже прислал,
Но позабыл, забыв о духе русском, борзописец.

Не посрамили русские ни веры, ни оружья,
И стойко защитили славный город Псков,
Их жены камни со стены метали в жадных псов,
И факелы зажженные — спасенье от волков,
А дети подавали воду раненым из кружки.

С хоругвями святыми братия* молила
О заступлении Саму Царицу Пресвятую,
И c Божьей помощью, разбили силу злую,
Наемников незваных армию большую,*
И омофором Божья Матерь град покрыла.

И пусть стараются со рвеньем живописцы,
Подарки королям авансом подавать:
Сыны России будут Русь святую защищать,
И даже умирая, с верой — побеждать,
И как лгуны войдут в анналы борзописцы!

10.04.2012

Пояснения.
1)Речь идет о картине Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом»,исказившей историческую правду.
2)http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ae/Jan_Matejko-Batory_pod_Pskowem.jpg
3)Братия Псково-Печорского монастыря.
4)По словам летописца, наемное войско Батория доходило до 100 тыс. человек. В нем были воины из разных княжеств и стран Европы.

Над Великою-рекою

Над Великою-рекою,
В многоцветии церквей
Возвышется главою
Храм прекрасный псковичей.

Белоснежный,златоглавый,
Свято-Троицкий собор,
Дом незаходимой славы
И святых достойный кров.

Вера — лучшее богатство,
В ней спасения ковчег.
В благодати Божьей царство,
А без веры один грех.

Припояшемся,чтоб снова
Дело доброе творить.
Будем помнить Божье Слово,
С Богом жить,чтоб всех любить.
04.03.2012

Быть мало русским по рождению

(Ответ другу-однокурснику на приглашение оставить
Россию и уехать жить в одну из стран Европы).

Быть мало русским по рождению,
Быть нужно русским всей душою!
Чтоб чужеземные владения
Не прикасались к сердцу болью.

Я равнодушен к их красотам:
К пескам, морям, зеленым пальмам,
Домам причудливо высоким,
К их жизни лучшей материально.

Люблю молитвы строй неспешный,
В ней Бог всевидящий нам внемлет.
Достойно, с верой и надеждой
Восхвалим Богоматерь Света.

Мы, недостойные, Земную
Святых превыше почитаем.
Спасителя Мать Пресвятую
В сердцах поем и величаем.

И потому к другим державам
Я буду вечно равнодушен.
России, вере православной
Я верен буду, им я нужен.
21.02.2013

Приглашение к разговору

В октябре 2013 года состоится очередной ХIV съезд Союза писателей России.
В преддверии съезда сайт «Российский писатель» приглашает членов Союза к обсуждению насущных вопросов, решение которых, по их мнению, необходимо вынести на съезд.
Ознакомиться с обсуждаемыми вопросами и принять участие в обсуждении можно здесь: http://www.rospisatel.ru/sjezd.htm

Конкурсные произведения: Владимир Савинов, г. Псков

Весна в Изборске

Над Изборскою долиной,
Медью сбруи чуть звеня,
Конь крылатый – дух былинный
Мчится отблеском огня.

На коне крылатом всадник,
Весть приносит день за днём,
Что в Изборск приходит праздник,
Что трубе играть подъём.

Что спешить за стены людям
На потешные бои
И сшибаться смело грудью,
Славя доблести свои.

А потом под городищем,
Где озёрный тает лёд,
Конь-крылат прохладу ищет,
Ледяную влагу пьёт.

Солнце к башням льнёт, лаская,
Серый камень золотит.
И певцов пернатых стая
На Словенские летит.

 

К 500-летию присоединения Пскова к Московскому государству
(13 января 1510 года)

«Псков никому на милость не сдаётся,
и ни к кому не ходит на поклон»
(Александр Гусев. «Псковские фрески XIV века»)

Летописец, как сурово
О судьбе ты пишешь Пскова:
Видно, вправду велика твоя печаль…
Но потомки, в суть вникая,
Всяк, что ближе, восхваляют:
Аверс, реверс – двусторонняя медаль.

Но не канут в Вечность, други,
Пскова ратные заслуги:
Ведь не раз он Русь Святую защитил!
Лишь пред Грозным он склонился –
Воли-волюшки лишился:
Был свободою наш Псков царю не мил…

За Персями вечевая
Площадь, тяжко изнывая,
В дни лихие те терпела царский гнёт.
И никто теперь не взыщет
За разор и пепелища.
«Эй, опричник, жги, гони – настал черёд!..»

Мокрый ветер камень точит,
Разметая сумрак ночи,
Флюгер мечется, забывши про покой;
Грома вешнего аккорды
Слышит псковский прапор гордый,
Рея вечно над Великою-рекой!

 

Храму Александра Невского во Пскове

Июльским поздним вечером – теплынь,
И солнца благодатное сиянье…
У храма князя Невского застынь
И душу распахни для созерцанья.

Могучий храм, столетний исполин,
А хочется обнять его, как брата:
На всю Россию он такой – один,
Приют души российского солдата.

Но лишь у солнца достаёт лучей
Объять и купола его, и стены;
Храм пережил вождей и палачей
И лет лихих крутые перемены.

Всё возвращается, и в этом – жизни суть.
Открой врата под крестное знаменье,
Чтоб в битвах павших горько помянуть
Да попросить у Господа прощенья.

И за живых ты тоже помолись,
Прильнув к Нему душою обнажённой!..

Струится вверх, в безоблачную высь,
Огонь заката, храмом отражённый…

Александр Ананичев. «Псков»

Псковский литературный портал представляет читателю стихотворение известного русского поэта Александра Ананичева, с надеждой, что подобные публикации стихов именитых российских авторов, посвященные Псковской земле, станут доброй традицией нашего сайта.

ПСКОВ

Город Ольги достохвальной,
Город радости Чудской –
Древний Псков – Живоначальной
Дивной Троицы Святой!

На холмах, ветрам открытый,
У Отчизны на краю,
Я люблю твои молитвы,
Душу русскую твою.

Одолел огонь и лихо,
Ведал смертную грозу.
Кремль над берегом Великой
Для врага – бельмом в глазу.

Строил, сеял, прял, рыбачил,
Княжил, верил, торговал,
Сколько раз от орд собачьих
Русь щитом своим спасал!

И за церкви, и за пушки
Славлю Псков ещё за то,
Что навеки имя «Пушкин»
Дружит с именем его.

Тень поэта, замирая,
Замечаю всюду я –
Здесь взяла его сырая
Святогорская земля…

Старый Псков ночами снится:
Огневые рубежи…
Я ведь тоже на границе,
Хоть два года, но служил!

июнь 2013 г., Псков


* Ананичев Александр Сергеевич. Секретарь правления Союза писателей России, поэт.  Автор поэтических сборников: «Земное в небесном», «Четыре всадника», «Исход», «Теменуга», а также литературного путеводителя «Моими дорогами по Троице-Сергиевой Лавре». Член Союза писателей России с 1997 года. Стихи переводились на польский, болгарский, румынский, азербайджанский, английский языки. Выступал с концертами (стихи положены на музыку) во многих городах России, Европы и Америки. Пел российским пограничникам в горах Ингушетии в 2001 году. Лауреат нескольких литературных премий.


© Александр Ананичев
Публикация согласована с автором

Рубрика «Словенское поле»

Псковский литературный портал начинает публикации произведений авторов, подавших заявки на участие в фестивале «Словенское поле».
Произведения размещаются в рубрике «Словенское поле». В заголовке указывается статус произведения («конкурсное произведение» или «вне конкурса«), фамилия автора и населённый пункт места жительства.  Произведения публикуются без редактирования, с сохранением авторской орфографии.
На сайте предусмотрена возможность обсуждения опубликованных произведений.

Вне конкурса: Марина Волкова, Санкт-Петербург

Русский мир

Русский мир похож на древний храм.
С алтарём в честь матушки Земли.
Солнце-жеребёнок по утрам
Щиплет на курганах ковыли,

Меж старинных башенок-свечей
Стены древней крепости, как воск.
Под трезвон двенадцати ключей
Нас встречает радостно Изборск.

Леса позолочены шатры.
Ты кружися, Коло, без конца!
Пусть горят осенние костры,
Пусть поют горячие сердца!

Стынет от дыхания зимы
В жилах кровь, но стоит ли тужить?
Коли пережили время тьмы,
Как же нам зимы не пережить?

Вам, сердца, гореть да не сгорать!
Даром ли всю жизнь для вас пою?
Держит на ладони Божья мать
Землю вдохновенную мою…

Ольга

Неторопливо теченье Великой реки —
Птица заденет крылом, пролетая, и только…
В эти ли волны кольцо с белоснежной руки
Бросила, выйдя на брег, своенравная Ольга?

Высь глубока, облака – как сверкающий снег,
Небо мятежно и так же пронзительно сине,
Словно те очи, в которых увидел Олег
Некогда рок не девицы — Великой Княгини.

Кажется, вот она: плечи в собольих мехах,
Глянула грозно, и птицы кричать перестали.
В этих очах отрешённых не нежность, не страх —
Вместо лазури разящая холодность стали.

Волны Великой врезаются в каменный брег,
Давних свершений картины проносит теченье…
Кто ты, прекрасная? Древней Руси оберег,
Мать Святослава… Иль первая жрица забвенья?

Вернулись к ночи аисты на крыши.

Вернулись к ночи аисты на крыши.
А месяц разгорался всё сильней,
И с каждым шагом ласковей и тише
Шли сумерки по золоту полей.

Дремал в меже пшеничный спелый колос,
К земле клонясь тяжёлой головой;
И пробуя глубокий, звучный голос,
Пел колокол над тихою Псковой.

Лишь ветры будут в тёмной дымке ночи
Играть беспечно с диким ковылём,
Покуда звёзд всевидящие очи
Наутро не погаснут над кремлём.

А на рассвете солнечные жницы
Пройдут поля под шелест острых кос,
Наполнив рек хрустальные криницы
Водою животворных летних рос.

А душа широка как земля

А душа широка как земля,
И бескрайня, как чистое небо.
Я иду босиком по полям,
Как по капищу солнца и хлеба,

И полей этих гордая ширь
Никогда не устанет мне сниться.
Сколько вынес ты, Псков-богатырь,
Защищая родные границы!

Здесь не прах вековой, и не кровь –
Мать Сырая Земля под ногами,
Где за счастье, за лад, за любовь
Деды насмерть сражались с врагами.

Ветер древности сердце пьянит,
Дышит песней Словенское поле —
Каждый камень здесь память хранит,
Шепчет сказ о победе и воле.

По траве, по цветочным коврам
С затаённою ласковой грустью
Я иду в древний, сказочный храм,
В дивный мир, называемый Русью.

Изборская крепость

Как крепости прекрасны и стары,
И в то же время бесконечно юны!
Хранители опять творят миры,
Растят сады и зажигают луны.

Иду по грани скрещенных времён,
Под песни волн и бурные раскаты.
Полотнами потерянных знамён
По небу развиваются закаты…

О, здесь под каждой новою луной
Теплеет мох от самой лёгкой ласки,
И камень оживает предо мной,
И стены мне рассказывают сказки.

И я неотвратимо чую тех,
Кто надо мной склоняется незримо,
И вот уже струится лёгкий смех,
И чей-то зов влёчёт неодолимо…

И даже звёзд привычных ярче блеск,
И шёпот волн иного полон смысла.
Мы вместе отправляемся в Словенск,
Везём поклон седому Гостомыслу.

Конкурсные произведения: Виктор Яковлев, г. Псков

ГОЛОСА ИСТОРИИ
поэтический пролог

Русь изначальная,
Даль несказанная,
Богом хранимая Псковская отчина!
Вновь оживает пред нами воочию
Слово предания –
Быль стародавняя.

Стены твои – словно древние повести
Славных деяний,
воинской доблести.
Храмов твоих купола поднебесные
Господа славят
молитвенной песнею.

Псков дорожит именами святыми,
И среди них, словно поступь державная,
Самое первое псковское имя –
Ольга святая, апостолам равная.

ОЛЬГА.
Я кланяюсь тебе, Великий Псков,
Как дочь, как мать, как русская княгиня.
Я пажитями вскормлена твоими,
Водой твоих пресветлых родников.

У веси Выбутской, близ острова крутого,
Где на закатах небо бирюзово,
Я бегала босой отроковицей,
Мечтая полететь высокой птицей.

Господь судил, и на речной стремнине,
Где воды быстрые бурливы и поныне,
Судьба взвилась, вскружила, словно вихрь,
Произнеся впервые имя – Игорь

ИГОРЬ.
Где лес дремуч и небо бирюзово,
Близ места, что теперь зовется Псковом,
И над речной прозрачною волной
Была та встреча, ставшая судьбой.
— Я князь твой, как зовут тебя, поведай.

ОЛЬГА.
— Я роду Гостомысла, имя – Ольга.

ИГОРЬ.
— Отселе путь нам пролегает долгий,
Со мной до Киева поедешь ли?

ОЛЬГА.
— Поеду!

ИГОРЬ.
— И будешь мне супругою отныне,
Надеждою всему честному люду,
И станешь благоверною княгиней
Для всей Руси Великой.

ОЛЬГА.
— Стану. Буду.

Я шла от стен Великого Царьграда,
Где приняла крещение святое,
Чтобы над отчиной, души моей отрадой,
Сияла светом истина Христова.

И над крутым холмом, лесистым Кромом,
Где две реки сливаются в одну,
Нежданное чудесное виденье
Открылось ясно взору моему:
Три Света золотых, как три стрелы,
Пронзили небо яркими лучами
И озарили храма очертаньем
И холм, и лес, и устье у скалы.

И воздала я Господу хвалы,
И повелела церковь возвести
В честь Троицы Святой Живоначальной,
И быть здесь граду славну, и расти!
Да славится во все пределы дальни
Дом Троицы Святой – Великий Псков –
Отныне, присно и в века веков!
___________

ДОВМОНТ.
Привел Господь –
Я снова перед вами,
Моими братьями, моими сыновьями.

Одиннадцать немеркнущих веков
Прошло, как встал на стражу Руси Псков.

Умели мы врага булатом встретить,
А гостя доброго поклоном кротким.
Примите же и вы поклон от сердца
Одиннадцативекового Пскова.

От той поры, когда княгиня Ольга
Здесь положила основанье храму
И повелела быти граду Пскову,
Немало повидали эти стены –
И Всеволода мудрое княженье,
И Александра Невского победы
Да и моей, Довмонтовой дружины
Великие и славные дела.
И сколько их – ливонцев, шведов, прочих –
Об эти стены копья обломало,
Теперь уж вряд ли кто и сосчитает…

Когда ко Пскову подступался враг,
Был каждый каждому и друг, и брат,
И, нетерпеньем праведным пылая,
Мы гнали ворога до самого до края
Земли родной, усталости не зная.

Век нынешний глядится в век минувший,
Чтобы свою понять вернее душу.
Но и минувший век глядит на вас:
Жива ли вера, что горела в нас?

Готовы ль вы, когда нужда случится,
За честь, за Русь, как за сестру и мать,
Как мы когда-то, с ворогом сразиться
И за святую веру постоять?

Нет спору, страшен враг иноплеменный,
Но нет врага страшней душевной скверны.

Коли отступитесь от веры правой,
Тогда любой на вас найдет управу.
А устоите – устоит и Псков
Отныне, присно и в века веков!
___________

ПЕТР.
Здорово, псковичи!
Я видеть рад,
Что здравствует и ныне русский град,
И в псковский юбилейный славный год
На праздник собирается народ.

И то – народу нужны юбилеи,
Гулянья, фейерверки, ассамблеи, –
Затем, чтоб крепко в памяти хранить
Историю свою. А за такую
Великую историю, как ваша,
Готов и я поднять заздравну чашу!

Когда-то здесь, готовясь к обороне
От шведа, мы крепили бастионы.
Но после были Нарва и Полтава
И сдвинулась российская застава,
Псков мирен стал. Но будто бы опять
Границу к Пскову стали подвигать.
И кто-то, видно, начал забывать,
Как Псков за Русь умеет постоять,
Тем паче в нас теперь иная сила,
Псков не один – за ним стоит Россия!

Слыхал я, что у вас опять реформы, —
Что ж, дело доброе, коль не притворно.
В России всем давно пора понять:
Реформы – наша гордость, наша стать
И наша сила! Все сомненья вздорны –
Да здравствуют российские реформы!

Живите долго, весело, красиво!
Будь славен, древний Псков!
Виват Россия!
____________

[/spoiler]

Конкурсные произведения: Вадим Негатуров, г. Одесса, Украина

Солдаты Духовной Империи

Евпатию Коловрату, Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Патриарху Филиппу II, Ермаку Тимофеевичу, Богдану Хмельницкому, Антону Головатому, Александру Суворову, Петру Багратиону, Александру Грибоедову, Федору Тютчеву, Петру Столыпину, Патриарху Тихону, Николаю и Льву Гумилёвым, Георгию Жукову, Дмитрию Лихачеву, Сергею Королёву, и многим, многим другим, в том числе и ныне живущим, таким разным по профессиональному призванию, но единым в главном, — посвящается…

У двуглавых орлов окантованы золотом перья…
Для двуглавых орлов неизменен имперский статут…
Между злом и добром, на границе Духовной Империи
Добровольцы-Солдаты бессрочную службу несут.

Впереди, в темноте, — злое воинство чёрной материи,
В полумгле пограничной — шпионы, иуды, ворьё…
Умываются потом кровавым Солдаты Империи,
Шаг за шагом в боях расширяя границы её.

Хуторски́е народцы путь жизненный сытостью меряют;
Жаждет славы позёр; торгашу — лишь в процентах резон…
Эти страсти скудны́ для Солдата Духовной Империи:
Тесен хутор ему; мир барыг и позёров смешон!

Деньги, слава и власть добровольцу отнюдь не критерии,
Страх — не стимул ему, а чины — не мерило ему,
Но святая награда Солдату Духовной Империи —
— Поступь Божьих побед — дивный свет, прожигающий тьму.

Ни опричникам грозным — дзержинским, скуратовым, бериям,
Ни царям, ни генсекам, ни лидерам скотских эпох
Не даётся никак власть над сердцем Солдата Империи,
У солдатского сердца один государь — только Бог.

Строй бойцов невелик, но зато не редеет с потерями —
— Все у Господа живы! И каждый, кто в Вечность уйдёт,
Остаётся и там Вечным Воином Вечной Империи,
Путь к победам земным освящая с Небесных Высот.

А на грешной земле, твёрдо в принцип имперский уверовав,
В строй становятся те, чьи сердца — драгоценный кристалл.
И не знают порой добровольцы-Солдаты Империи,
Что на ратную службу их сам Вседержитель призвал.

Строго спросится с них — ведь избранники Божьи тепе́рь они!
Будет сила дана им — прямая Небесная связь!
И простится им многое — честным Солдатам Империи —
— И войны неизбежная кровь, и окопная грязь…

Мужская молитва

Дай сил, Господь, … и дай железной воли,
Чтоб силами успешно управлять;
Дай мудрости постичь Твои Глаголы,
Чтоб волю на добро употреблять.

В больницах, тюрьмах, каторгах угарных,
В сырых ночлежках нищенских дорог –
— Дай, Господи, остаться благодарным
За каждый Твой прижизненный урок…

В почёте, в положении фаво́рном,
Когда богат и нет нужды ни в чём, —
— Дай, Боже, чести помышлять о го́рнем
И только лишь вторично – о земном…

Когда на фоне скорбных ситуаций
«Всё брось… Вскрой вены…» — шепчет древний змей, —
— Дай, Боже, ни на миг не сомневаться
В Любви и Справедливости Твоей.

Дай женщину, Господь, вся жизнь с которой –
— Единство душ, слиянье естества;
Избавь от блу́да и позорных хворей,
От грязи полового воровства.

Когда в похабной и хмельной стихии
Мужчин и женщин крутит кутерьма, —
— Дай, Боже, средь беспечной эйфории
Услышать голос трезвого ума…

Когда войной на мирный край обрушит
Свирепый хан безжалостную рать, —
— Дай, Боже, право в руки взять оружье,
Благослови врагу противостать.

Дай Господи, возможность причаститься
В преддверии загробного пути,
А коль в бою внезапно смерть случи́тся —
— Помилуй и заранее прости…

Дай, Боже, детским смехом наслаждаться,
Любя детей в суровой простоте…;
Дай доблести мужчиною остаться…;
Жить в совести…; родиться во Христе…

Колокольный звон

Вновь миром правит зло, вновь бесам «несть числа»,
Вновь свиньями Святое попирается…
Но только зазвонят в Церквах колокола –
— Вся нечисть на Планете содрогается…

У колокольных нот – Божественный клавир
И русское звучание державное.
Звонят колокола – и слушает весь Мир
Святые перезвоны Православные!

Зря вре́менным победам радуется ад –
— Ещё настанет битве час решающий!
… А колокольный звон – торжественный набат,
Нас под Хоругвь Христову созывающий…

Конкурс исторической поэзии «Словенское поле» начался…

Итак, дан старт первому историко-поэтическому конкурсу «Словенское поле». Организаторы и жюри с нетерпением ждут новых заявок, потому что начало уже положено. Первая заявка поступила от автора, Вадима Негатурова, проживающего… в Одессе. Стало быть – Украина.
Странно, что не Россия, и не Псков, но вот так. Не берусь анализировать ни его подборку стихов, ни последующие – это дело требует концентрации внимания и понимания того, что прием заявок окончен, и пора приступать к их подробному, вдумчивому чтению. А пока…
Пока опустим звания, статусы, публикации и степени, нам интересен сам автор, его взгляд на жизнь, его переживания и тревоги за будущее и восприятие Прошлого:

«У двуглавых орлов окантованы золотом перья…
Для двуглавых орлов неизменен имперский статут…
Между злом и добром, на границе Духовной Империи
Добровольцы-Солдаты бессрочную службу несут…».

Что-то в этих строчках есть общее с делом каждого литератора, писателя ли, поэта – та же бессрочная служба во имя духовного возрождения, то же добровольчество, та же грань – между Добром и Злом – на всю жизнь…
И что бы там не пророчили чьи-то скользкие языки, но человек пишущий искренне, от Души своей, из неё, причастен к державному звучанию колоколов Отчизны, вскормившей его в зыбком лоне своей Истории:

«У колокольных нот – Божественный клавир
И русское звучание державное.
Звонят колокола – и слушает весь Мир
Святые перезвоны Православные!..».

Потому, видимо, никому и никогда не удастся, бегло перелистнув страницы минувшего, забыть его навсегда. Ведь именно в нем – истоки не только нашего Будущего, нашей общей Истории и земли, которая одна – на всех, но и истории каждого народа и рода.

Значит, и конкурсу – быть.

Союз писателей России – день сегодняшний

Беседа с первым секретарем правления Союза писателей России
Геннадием Ивановым

– Раньше Союз писателей был организацией, которая в числе прочих задач защищала права писателей, помогала решать им насущные проблемы… Какой Союз писателей сегодня?

– Сегодня Союз похож, скорее, на культурное сообщество людей, которые могут собираться, общаться, проводить обсуждения культурных проблем и задач, литературных новинок, представлять новые книг, обмениваться творческими планами и достижениями… Всё это делает Союз писателей в условиях многолетней государственной экономической блокады…
И все же, я считаю, точка роста должна быть. Мы пытаемся развивать наше писательское сообщество, потому что живем будущим и надеждой. И, могу сказать, какие-то основания для этого уже есть. Это, прежде всего, разговоры на самом верху о том, что миллиарды, которые государство «кидало» на кино, себя не оправдали. Довольно много в последнее время было фильмов, искажающих историю государства, русофобских, и все это делалось на деньги государства, без всякого контроля последнего.
Я знаю, что советник по культуре Президента России Владимир Толстой сейчас стоит за то, чтобы поддержать литературу, молодых писателей, издание книг современных писателей…
Все мы видим, как много в последнее время издается так называемой развлекательной литературы, разнообразного чтива. Но у Толстого есть желание поддержать государственническое направление, тех писателей, которые пытаются разобраться в современности всерьез, пытаются как-то укрепить государство, укрепить самосознание народа. И таких писателей в Союзе писателей России достаточно много. Сегодня их книги выходят маленькими тиражами или вообще не выходят.

– Вы сказали о неком желании сверху, а сами писатели?

– Союз писателей России все эти годы занимался тем, что напоминал и напоминает властям всех уровней, что не надо забывать о писателях, об их нуждах, их талантливости, о том, что они могут помочь государству подняться из той ямы, в которую оно упало в 90-е годы.
Кроме того, Союз писателей России находит возможности и сегодня проводить совещания молодых литераторов, как нынче в Барнауле… И как говорят сами участники, прошло оно не без пользы для пишущей молодежи. Подобные совещания проводятся регулярно, такая работа ведется. Пытаемся решать и другие вопросы, связанные с публикациями книг, изданием наших газет и журналов, с бытовыми вопросами…
Но я считаю, что основная заслуга современного Союза писателей в том, что удалось сохранить культурное единство. Мы всегда можем провести встречу, обсуждение, дискуссию – по крайней мере, всегда пытаемся это организовать. Поэтому, несмотря на то, что писательское сообщество много потеряло по сравнению с тем, что было лет двадцать пять назад, я верю – государство повернется к писателям лицом.

– А с другой стороны, взаимоотношения «писатель – Союз»…

– Конечно, талантливый человек может вообще никуда не вступать, никуда не ходить. Сидеть в какой-то своей «конуре» и что-то создавать, может, вообще гениальное. Такое бывает. Но если говорить о литературе в более широком плане, когда человек пишет достаточно регулярно краеведческие, исторические, публицистические вещи, если это для него способ постижения себя и окружающего мира, то без среды он задохнется… Он перестанет развиваться как вид.
Я считаю, что Союз писателей России на этом историческом этапе свою миссию выполняет, невзирая на то, что аппарат Союза писателей России уже два с половиной года работает без зарплаты… И, тем не менее, в культурной жизни России Союз писателей по-прежнему играет важную, возможно, во многом незаменимую роль.

– Геннадий Викторович, Питирим Сорокин в одной из своих работ сказал, что эффективное развитие возможно только тогда, когда власть и интеллигенция разговаривают на равных. Сегодня разговора на равных пока не получается…

– Вообще, все нормальные люди должны разговаривать на равных, независимо от их социального положения. Потому что у всех людей есть свои правда и права. Я думаю, безусловно, власть не должна смотреть сверху вниз, кидать какие-то подачки. Она должна видеть какую-то систему взаимоотношений. Пока этого нет, вот и получается, что то одну дырку затыкаем, то другую.
В принципе всякие вопросы надо решать системно, надо заниматься ими, в том числе и литературой. Конечно, писатели сами должны участвовать в разговорах о судьбах народа, о судьбах страны…
К примеру, бывшие руководители страны, приглашали зачастую ведущих писателей для беседы. И порой разговор шел по много часов. Иногда эти беседы публиковали. Иногда предпочитали оставлять закрытыми…
Всяко бывало. Некоторые писатели льстили властям, но некоторые и правду говорили. Допустим, на уровне Вологодской области я знаю, что её руководители Купцов, потом Позгалев приглашали к себе Василия Ивановича Белова специально, чтобы он их поругал, как он это умел делать. Они знали, что Василий Иванович никогда не обманет, напрямую скажет то, что считает правильным. А он приходил и напрямую говорил: «Вот ты сидишь, занимаешь место, а ты его не должен занимать, пока ты то-то не исправишь, то-то не сделаешь…»
Думаю и сегодня властям не надо чураться честных порядочных людей, которым есть что сказать.

Беседу вел Сергей ФИЛАТОВ

Источник: сайт Союза писателей России «Российский писатель»

Положение о конкурсе исторической поэзии «Словенское поле»

Словенское полеКонкурс исторической поэзии «Словенское поле» (далее — конкурс) проводится в рамках ежегодного поэтического фестиваля «Словенское поле» (далее — фестиваль). Цели и задачи конкурса соответствуют целям и задачам фестиваля.
На конкурс принимаются произведения, посвящённые истории России. Приветствуется участие в конкурсе произведений, посвящённых Псковскому краю, его городам и их историческому прошлому.
В конкурсе могут принять участие все желающие, независимо от места проживания.
Заявка на участие в конкурсе подразумевает готовность автора к личному участию в фестивале «Словенское поле — 2013».
В рамках конкурса дополнительно утверждается номинация «Словенские ключи» — для поэтов г. Пскова и Псковской области в возрасте, на день проведения фестиваля до 27 лет (включительно).

Общие положения:
1. Организацию и проведение конкурса «Словенское поле» осуществляет Оргкомитет поэтического фестиваля «Словенское поле — 2013».
2. Для оценки представленных работ и подведения итогов конкурса Оргкомитет фестиваля создаёт и утверждает компетентное жюри.
3. Решение жюри является окончательным и не подлежит изменению.

Авторское соглашение:
1. Участник конкурса гарантирует, что он является автором предоставленных на конкурс произведений и не нарушает чьих-либо авторских и смежных прав.
2. Подавая заявку на участие в конкурсе, автор тем самым соглашается с правилами и условиями конкурса.
3. Участник конкурса соглашается с тем, что принятые на конкурс произведения, без дополнительного согласования с автором, могут быть опубликованы, полностью либо частично:
— на сайте Псковского регионального отделения Союза писателей России «Псковский литературный портал»;
— в сборнике, изданном по итогам фестиваля «Словенское поле — 2013»;
— в средствах массовой информации г. Пскова и Псковской области.
4. Произведения победителей конкурса могут быть опубликованы в периодических изданиях, в течение трёх лет со дня окончания конкурса, без дополнительного согласования с автором.

Порядок приёма заявок:
1. Заявки с пометкой «Конкурс «Словенское поле» направляются:
— электронным письмом в адрес Псковского литературного портала: pskovpisatel@ya.ru (заявка и произведения в формате Microsoft Word).
— либо письмом в адрес Государственного бюджетного учреждения культуры «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина»:
180000, г. Псков, Октябрьский проспект, 7а
2. На конкурс принимается не более трёх стихотворений одного автора размером до 40 строк каждое.
3. Приём заявок на конкурс с 14.07.2013 по 24.08.2013
4. Не принимаются на конкурс произведения:
— не соответствующие тематике конкурса;
— содержащие ненормативную лексику;
— носящие проявления расовой, национальной и религиозной нетерпимости;
— не соответствующие целям и задачам фестиваля «Словенское поле — 2013».
5. Организаторы конкурса вправе отклонить заявку без объяснения причин.
6. Произведения не рецензируются, Организаторы конкурса в переписку с авторами не вступают.
7. Автор может отозвать проведение, поданное на конкурс, не позднее 31.08.2013 г.
8. Информация о произведениях, принятых на конкурс, размещается на Псковском литературном портале: http://pskovpisatel.ru

Награждение победителей:
1. Победители конкурса награждаются дипломами и памятными подарками фестиваля «Словенское поле — 2013».
2. Произведения, занявшие призовые места публикуются в сборнике фестиваля «Словенское поле — 2013».
3. Организаторы и спонсоры фестиваля «Словенское поле — 2013» могут учредить дополнительные призы победителям конкурса.

Положение о поэтическом фестивале «Словенское поле — 2013»

Словенское полеI. Общие положения

Поэтический фестиваль «Словенское поле — 2013» (далее — фестиваль) проводится 14 — 15 сентября 2013 г. в г. Пскове и д.Изборск (Печорский район, Псковская область).

Инициатором проведения и организатором фестиваля является Псковское региональное отделение Союза писателей России.

Фестиваль проводится при поддержке Государственного комитета Псковской области по культуре, Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск», Государственного бюджетного учреждения культуры «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина», Государственного бюджетного учреждения культуры «Псковский областной центр народного творчества».

В целях организации проведения фестиваля создается Оргкомитет.

Цели и задачи фестиваля:
— развитие у современных авторов и читателей интереса к истории России;
— популяризация творчества современных авторов, пишущих на историко-патриотическую тематику;
— сохранение чистоты и величия русского языка;
— укрепление национальных корней, национальной самобытности посредством приобщения подрастающего поколения к русской культуре;
— выявление и поддержка талантливых молодых поэтов;
— привлечение интереса широких кругов ценителей русской культуры к Старому Изборску как к историческому и культурному центру Псковщины и всей России;
— организация творческого общения литераторов Псковской области, России и ближнего зарубежья;
— пропаганда лучших современных литературных произведений, посвящённых истории Псковского края и России в целом;
— приобщение молодёжи к поэтическому творчеству.

В рамках фестиваля «Словенское поле — 2013» проводится поэтический конкурс. Положение о конкурсе разрабатывается дополнительно. Подача заявки на конкурс не является обязательным условием для участия в фестивале.

II. Участники фестиваля
В фестивале могут принять участие все желающие независимо от возраста, места жительства, известности, профессиональной подготовки, членства в творческих союзах и т.д.
В фестивале принимают участие известные современные литераторы России, приглашённые Оргкомитетом.
В фестивале могут принять участие также как отдельные авторы, так и творческие коллективы, объединения независимо от места проживания при условии предварительной договорённости с Оргкомитетом.
Участниками фестиваля являются члены Псковского регионального отделения Союза писателей России и библиотекари Псковской области.
Каждый участник или коллектив (с указанием количества участников) должен прислать заявку на участие в Оргкомитет фестиваля.

Форма заявки произвольная.
Обязательно должны быть указаны:
1. Фамилия, имя, отчество участника (название коллектива и ФИО участников).
2. Контактный адрес, телефон/факс, e-mail
К заявке прилагается не менее 3-х авторских поэтических произведений, соответствующих тематике фестиваля.
Заявки с пометкой «Поэтический фестиваль «Словенское поле — 2013» направляются:
по e-mail: pskovpisatel@ya.ru, либо письмом в адрес Государственного бюджетного учреждения культуры «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина»: 180000, г. Псков, Октябрьский проспект, 7а

III. Бюджет фестиваля
Бюджет фестиваля складывается из средств, предусмотренных в областной долгосрочной целевой программе «Культура Псковского региона в 2011 — 2015 годах» (при условии финансирования), а также средств спонсоров и меценатов.
Организаторы обеспечивают программу фестиваля.
Расходы на проезд до г. Пскова и обратно, проживание и питание участников фестиваля несут сами участники.

IV. Другое
По итогам фестиваля издаётся сборник избранных произведений.
Авторы, произведения которых опубликованы в сборнике, получают один авторский экземпляр.
Участники фестиваля соглашаются с тем, что их произведения, прозвучавшие во время фестиваля, могут быть напечатаны в изданиях, освещающих поэтический фестиваль «Словенское поле — 2013», изданы иным способом, и не претендует на выплату авторского гонорара.

Информационная поддержка:
Сайт «Российский писатель»: http://www.rospisatel.ru
Псковский литературный портал: http://pskovpisatel.ru
Псковская лента новостей: http://pln-pskov.ru
ГТРК «Псков»
Газета «Псковская правда»
Газета «Великолукская правда»

Я сам себя позвал…

(штрихи к творческому портрету псковского поэта Александра Гусева*)

Долгое время я не знала стихов Александра Ивановича Гусева по той простой причине, что его мало публиковали в Пскове, но в областном музее, где мне довелось проработать первый после окончания школы год, кладезе сплетен правдивых и не очень – его имя было на слуху. Позже, спустя годы, мне рассказали, что на собрании по вопросу приёма в Союз писателей, в местной писательской организации его кандидатуру снова (значит, не единожды!) отвергли (это сейчас принимают чуть ли не всех подряд). Тогда я не задалась вопросом – почему? – что, впрочем, не помешало мне запомнить обрывочные фразы немногих друзей и почитателей поэтического дарования Александра Гусева.
Не то, чтобы мне было всё равно. Передо мной тогда распахнулась настежь юность, и я пустилась в интереснейшее путешествие под названием Жизнь…
А недавно смотрела в окно автобуса, застрявшего на мосту, и, почудилось, что в толпе прохожих вижу Александра Ивановича — вьющиеся светлые волосы, неизменно прикрытые потёртой кепкой, пальто из тёмно-серого драпа, сутулая спина, руки, часто спрятанные в карманы, спокойный, задумчивый взгляд: «Всё в забытье кругом, и мир себя не знает// Лишь где-то, выше неба, выше дня// Летящий ангел смотрит на меня// И что-то смутное в себе припоминает…»
«Человек-всегда-в-себе» — назвала бы я Александра Гусева сейчас, конечно же, имея в виду, присущую ему некую отрешённость от действительности, уход внутрь себя. Лишь однажды проскользнула на его серьёзном, часто хмуром лице робкая мальчишеская улыбка, — так обезоруживающе открыто улыбаются дети кому-нибудь родному и навсегда любимому.
Наше общение с Александром Ивановичем уложилось всего-то минут в десять-пятнадцать, по оказии, по вольному стечению обстоятельств. Необременительный, по просьбе знакомых жест внимания сложившегося автора к давно пробующему марать бумагу, неуверенному в себе существу (такое определение вполне соответствовало мне тогдашней). Только и запомнилось ободряющее: «Что ж… пишите, что-то, несомненно, есть у Вас, но… Время покажет. Вы только не спешите…».

***
«В каком порыве вдохновенья / Смешеньем света и огня,/ Себя забыв от изумленья, / Природа создала меня…» — читаю эти строчки и невольно улыбаюсь: а разве бывает иначе? В «порыве вдохновенья» творят не только истинные художники слова ли, музыки, кисти, формул и таблиц, но и щедрая матушка-Природа, являя на свет Божий своих чад. Однако сама биография Александра Гусева мало чем отличается от биографий тысяч его ровесников – рождение в деревеньке Шемякино Порховского района, послевоенное детство, окончание школы и радиотехникума в Ленинграде, служба в армии…
Как раз армейский период на долгие годы был «закрытой темой» поэта, и, смею предположить, причиной его замкнутости, и постоянной, не проходящей болью: «…Пески… Прощай, благоуханье / Ядра… Не надо, не стращай, / В крови сторонняя частица, / Быть может, стронция… Прощай, / Четырёхсотая столица!», «Серебристые вскинутся руки / Термоядерных слуг, унесут / Словно пёрышко – в бездну, от муки / На какой-то небожеский суд…» (Цикл «Упразднённые стихи»). Постоянное ощущение присутствия в себе сторонней частицы, возможно, стало основной мотивацией к выбору одиночества в жизни – ни семьи, ни детей, разве только друзья. И ещё – конечно же – стихи.
Далее – учёба в Литературном институте, работа, появление поэтических сборников («Пожелай мне удачи», «Земле кланяюсь», «При свете памяти» и др.). Поначалу, творческая судьба поэта складывалась успешно, но поэзия Гусева плохо вписывалась в советскую действительность. Стихи – как формула выживания, которая стала для автора и спасением, и испытанием одновременно: «Едва ли мы сейчас поймём / Всю бездну нашего паденья, / Когда в ничтожестве своём / Ни в чём не ведая сомненья…» или «Не знаем – и знать не хотим, / Не слышим, не видим, не помним… / — За что ни возьмёмся, как дым, / Развеем по каменоломням…» — стали откровенным вызовом действительности, ведь поэт, истинный поэт, не может не аккумулировать в себе всё, что происходит вокруг, как не может потом не выплеснуть наружу свои переживания и свою боль – это тот самый дар, наследство, данное от Природы.
Перечитывая недавно двухтомник Александра Гусева «Боль, переплавленная в мудрость», вышедший в 2007 году (спустя 6 лет после смерти автора), я вновь и вновь узнавала в его стихах себя. Многие по содержанию, по глубине и точности мыслей оказались близки настолько, что память то и дело одаривала меня вспышками-воспоминаниями…
Я только начала писать стихи, — «малую летопись» собственного бытия, переживаемого в чувствах, потерях, радостях, восторгах… Доверяя листу всю себя, я не задумывалась о том, что когда-нибудь кто-то посчитает их «выдумкой, оторванной от жизни» и усомнится в правдивости написанного. Но что мне было до скорых чужих приговоров, если я и вправду не видела и не ведала себя вне поэтического пространства? Иные пути пугали, казалось, ни в чём другом я попросту невозможна, недопустима и не нужна сама себе. Я не изменяла слову до тех пор, пока не поймала себя на том, что с какой стороны ни приближайся к давно начатой и не дописанной теме, а стихов-то, по большому счету нет, не получается. И я впервые почувствовала себя осиротевшей и брошенной в пустоту. Единственным спасением стала мысль… Да вот же она, высказанная Гусевым: «Всё в музыке живёт. Не надо,/ Нельзя выдумывать слова…». Нельзя! — по инерции я упрямо забивала буквами вордовские «листы», но на них, как на заговорённых, не появлялось ничего, кроме слепленных с горем пополам «неживых» строф, которые я поспешно стирала, будто заставала себя за преступным и стыдным занятием.
А потом наступила тишина. Её тени преследовали меня долго, время от времени безжалостно пронизывая насквозь: «Всё померкло, ушло, ничего, ничего не осталось,/ Только малость души, только самая-самая малость…»… Давящая тишина медленного, горького понимания, что более я не могу считать себя причастной к тайне стихотворчества.
Как неуверенно начинался мой долгий путь обновления… Подсознательно я училась осмыслять слово, беречь, защищать его, если это понадобится, «пропуская» теперь уже чужие строки через своё естество, не щадя себя и не теряя надежды, что когда-нибудь они выльются из моей благодарной души пока ещё не ведомым мне слогом. И я раскрылась вся навстречу своему внутреннему порыву: не было жаль ни бесконечных часов ничем не оправданного ожидания, ни бессонных ночей, ни минут отчаяния и опустошения… Я ни на минуту не забывала, что это – тот же плен, тот же не нарушаемый обет пожизненного служения, который, тем не менее, есть и свобода, и счастье…
И однажды свершилось: «Был час и прозрачен и тонок, / Был чуток и зябок покой. / Последние тени потёмок / Хотелось потрогать рукой / Потрогать, всему подивиться…». Как восхищённо я смотрела вокруг, постигая «свой мир в затерянности дня» — «эти простые страницы / обетованной земли…»… Где «всё знакомо для русского взора…» и сквозь не мной написанные, но такие родные по хрупкой памяти детства, строки: «Запахи поздней травы, желтизна/ Ясеня: первый осенний набросок./ Хмель истомился на зелени досок/ Старых заборов…» — медленно проступала и моя почти забытая далёкая «Родина. Тихий уют. / Родина. Детства дорожка…», перед образом которой, повзрослевшая и окрепшая, я упаду на колени как перед иконой: «Родина! В неверии крещённая, / Две руки своих тяну – прости!..», потрясённая мыслью, что не кто-нибудь, а я, только я ответственна за все грешные опыты предыдущих поколений. И до сих пор набатным звоном во мне бьётся воспалённый гусевский вздох: «Ах, Россия, безумная мать,/ Мы твои сумасшедшие дети…». И ведь действительно – сумасшедшие, а как иначе сказать о нас, когда куда ни заедь, где не окажись в смутном, неизбывном поиске начала начал, а: «Там, за поворотом, выбиты поля:/ Горькая пустыня, мать сыра земля./ Я глазам не верю, я смотрю кругом:/ Там, за поворотом, был когда-то дом…» — изменилось ли что-нибудь за минувшие почти сорок лет?..
Что тут ответишь, когда: «…Наша главная беда/ Не в позаброшенности дома,/ Не в позабытости…/ Беда в бездомности всего/ И всех, в потерянности духа/ Отечества…». Потому, что как бы ни сложилась жизнь каждого из нас, куда б нас не вознесло или уронило, нигде не укрыться от изматывающего душу откровения: «Спохватимся, каждый в своём/ Предчувствии близкого ада… / — И в сточной канаве уснём / В тиши Гефсиманского сада», «Мы не только не помним имён, / Даже пепел родства нам неведом…».
Мы и поныне – или это уже стало одной из черт ментальности русского человека? – Иваны да Марьи, не помнящие родства, выкошенные разгульным Лихом кто «под корень», кто «по маковку». И пока мы разумом своим и сердцем не дойдём до очевидного, до спасительной мысли, что надо держаться вместе и друг за дружку, что в соборности и есть наша сила, — ничего не изменится. Лишь прозвучит в унисон губительной душевной разлаженности: «…И гудит в мировых пропастях/ Голос наш, И становится больно, -/ Оттого, что не выверен звук. /А провалы настолько бездонны,/ Что порой разрывается слух…».
И покажется в какое-то мгновение, что жизнь проходит нелепо и мимо, и «мы» неизбежно рассыплется на миллионы крошечных «я». Вот тогда, дай-то Бог, во мне, в каждом из нас, одичавшем и словно «выпавшем» из собственной жизни, как дитя из яселек, с тихого обращения: «Но Бог Ты мой, как душу примирить/ С рассудком и со всем, что происходит, -/ Она уже не только плакать – жить/ Возможности порою не находит…» — зачнётся Вера. И, ища опоры в своём новообретённом состоянии, я (ты, мы…) обращусь к кому-нибудь незнакомому, как к давно не виденному, долгожданному другу: «Помолись обо мне, я не смею / Докучать тебе просьбой иной…», «…Отзовись в этой жизни! Сойдется, / Сразу все отзовется в судьбе./ Станет музыкой, светом прольется: / Вся гармония мира – в тебе», — слышишь?.. И пусть меня сочтут за ненормальную, так что с того? Кто-нибудь да услышит и замедлит шаг: «Мы что-то много стали суетиться. / И падать. И растерянно кружить. / Мы разучились вглядываться в лица…». И, узнавшие друг друга, мы возьмёмся за руки и будем вместе пристально вглядываться в нескончаемый людской поток, то невольно ужасаясь увиденному: «С волками жить – по-волчьи выть. Пусть воют./ Мне совесть не позволит быть В той стае…», «В пылу, средь житейского вздора, / Себя прожигая насквозь, / В какие глубины позора / Заглядывать нам довелось!», то останавливаясь, заворожённо любоваться раскинувшейся далью: «Мир непонятно прост; как самый первый крик. / Мы обживём его улыбкой и слезами…»
И, поверится, обживём – «улыбкой и слезами», потому что горе всегда ходит бок о бок с радостью, потому что так просто устроена «сложная» наша жизнь: «Вот жизнь моя: В ночных часах / Моих наитий и прозрений / Меня хранит мой добрый гений / С улыбкой боли на устах…».
Дивная, сложная, тревожная жизнь русского поэта Александра Гусева, которую, представляется, начни разгадывать, читая его стихи, и постепенно приоткроется завеса Вечности. Хотя, казалось бы, откуда?: «Откуда знать, как вечности глоток / Вобрать в себя, вобрать и переплавить,/ В живое чудо сотворённых строк/ И ничего при этом не оставить, / Не утаить в себе…». А, может, в этом и заключена тайна Вечности? Всё – людям, всё – жизни, глядишь, и исцелится затянувшаяся немощь людских душ, и: «Всё-таки мы понемногу / Выживём, ибо мы есть/ Семя, угодное Богу,/ Будущих, видимо, нив…»
…Будущих, которые начинаются сегодня, с нас. И с тех слов, которые когда-то написал псковский поэт Александр Гусев, выкликивая себя из молчаливой разноликой толпы в стихотворении «Сретение»: «Это я, Господи, робко вошёл в Твой дом, / Битый каменьями, опалённый огнём. / У алтаря стою, словно свеча, один. / Это я, Господи, недостойный Твой сын…».

***
Часто, едва ли не еженедельно, я встречала на улице Александра Ивановича, сказывалось и то, что жили почти рядом. Но я, к своему стыду, не припомню ни одного раза, когда бы мы обмолвились хоть словом, хоть кивком. И от своей невнятной неловкости при виде этого человека мне всегда становилось ещё неуютней, — я либо ускоряла шаг, либо сворачивала в сторону. Почему? — ответа не знаю до сих пор, и чувство досады (или вины?) никуда не уходит. А во мне все чаще и чаще звучат, исполненные боли и сокровенного смысла, будто написанные про каждого и обращённые к каждому из нас, строчки: «Я сам себя позвал. Я был далёк / От мысли жить нескладно и нелепо / Но возвратиться вновь под это небо / В иную жизнь я никогда б не смог…»
И ведь, правда – не смог бы…

Вита Пшеничная
поэт, публицист,
член Союза писателей России

 

=============
* — Гусев Александр Иванович – псковский поэт (1939-2001).