Зачем вы, мастера культуры?

ЗАЧЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ?

В Центральном Доме литераторов 8 декабря прошёл внеочередной XVIII съезд Союза писателей России. Почему внеочередной? Не потому, что случилось нечто чрезвычайное, а потому, что требовали неотложного принятия изменения в Устав, в основном, имущественного плана. Перемены в писательском сообществе сейчас идут, действительно, нешуточные.
Тут ещё оказалось, что псковское отделение СПР не способно выбрать делегата на съезд. То есть оно, конечно, чисто технически способно. Но того, кого хотят начальники, не хочет большинство писателей, а иных кандидатур, кроме тех, что хотят недальновидные начальники, даже к голосованию не допустили.
В общем, мне пришлось ехать на съезд в качестве гостя. Коллеги сказали: «Надо ехать». Была подана заявка в секретариат СП, утверждена. В ЦДЛ приехал с запасом в пару часов. На месте уже были ответственный секретарь Союза Н.Ф. Иванов, известный прозаик и давний друг Великих Лук В.В. Дворцов. Тепло пообщался с ними.
А дальше началось истинное звездостолпотворение, пир для любого журналиста, когда внутрь буквально каждую минуту начали входить медийные персонажи с именами: Владимир Крупин, Марина Кудимова, Владимир Силкин, Светлана Василенко, Юрий Поляков, Валерий Хатюшин, Максим Замшев…

Три флага
Но вот, наконец, в полдень делегаты и гости съезда вошли в зал. Неприятно резануло, что функционеры, напоминающие позднесоветских комсомольских работников неопределённого возраста (то есть от 30 до бесконечности), пытались ограничить прессу десятым рядом. А как же качественная запись звука?! Пресса ведь не для себя старается! Работа у неё такая!
Хорошо, что пресса, верная служебному долгу, всё равно по ходу процесса просочилась к сцене. Особенно за девушку одну я переживал. Она возмущалась в лицо охранникам: «Меня не пустили, а та группа уже у сцены! Тогда и я пойду!». И пошла!
Зачем надо было чинить такие нелепые препятствия для прессы так и осталось загадкой. Тем более, обижать красивых девушек. Прессу, я думаю, всё-таки лучше любить. Хотя бы в лице её красивых девушек. Куда катится мир?!
Тем временем, к микрофону на сцене вышел Н. Ф. Иванов:
— Проведение высшего форума организации обусловлено необходимостью внести изменения в Устав Союза, что входит в компетенцию исключительно делегатов съезда. Имеется настоятельная необходимость юридически закрепить вопросы управления имуществом, которое по поручению Президента передаётся СПР.
Из 126 делегатов съезда приехало 117. 12 часов 12 минут. Вносятся государственный флаг России, флаги Союза писателей СССР и Союза писателей России. Н.Ф. Иванов отмечает:
— Друзья, впервые за 34 года мы вновь поднимаем флаг Союза писателей СССР как символ верности нравственным традициям в литературе, преемственности поколений. Давайте поприветствуем возвращение этого символа.

Задачи СВО
Коллектив Московского государственного института культуры поднялся на сцену для исполнения гимна России. Затем Николай Фёдорович напомнил о том, что сейчас всей страной и, конечно, СПР выполняются задачи СВО по защите Отечества:
— Десятки членов Союза писателей с оружием в руках выполняли и продолжают выполнять свой долг перед Родиной. Среди нас уже десятки награждённых государственными и ведомственными наградами, в том числе, удостоенные звания Героя России.
Сегодня пришло сообщение, что медалью Александра Твардовского награждены члены СПР, поэты Михаил Душин и Александр Марфунин. Мы приветствуем и находящегося в зале нашего коллегу, писателя, Героя России Максима Бахарева.
Накануне вышел Указ Президента о награждении члена правления нашей организации поэта Алексея Полуботы орденом Мужества, к сожалению, посмертно.
Награду матери и детям поэта вручил первый секретарь В.Р. Мединский. Александра Алексеевна обратилась к залу:
— Алексей очень верил, что в Донбассе наступит светлый мир. В его последнем сборнике были такие строки «Мы победим беду, вставая в строй бойцов безвестных…». Всем, кто принимает участие в СВО, желаю прийти домой живыми и здоровыми.

За единство рядов
С докладом о достигнутых успехах выступил В.Р. Мединский:
— Уважаемые коллеги, рад приветствовать участников и гостей нашего съезда! Прежде всего, хочу поблагодарить вас за работу, которую мы вместе проделали за минувшие 9 месяцев. Работу кропотливую, порой не заметную широкой аудитории, но важную для обновлённого СПР.
Как вы помните, на прошедшем 27 февраля XVII съезде был принят курс на консолидацию писательского сообщества страны на основе Союза писателей России. Этот курс реализуется.
Единые писательские организации теперь в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, Башкортостане, Карелии, другие регионах. Осенью в Казани на съезде Союза писателей Республики Татарстан произошло событие, можно сказать, историческое, прорывное. Подавляющим большинством участники проголосовали за вхождение в состав Союза писателей России. И также большинством голосов – за объединение союзов: нашего Татарстанского реготделения и Союза писателей Татарстана. Сегодня делегаты от Татарстана впервые за постсоветское время принимают участие в нашей работе. Я всегда считал, что в Татарстане очень мудрые люди.
Мы возродили утратившее юридический статус Приморское отделение во Владивостоке, завершается решение подобных юридических вопросов на Сахалине, Камчатке. Недавно прошло учредительное собрание в Анадыре – воссоздаётся Чукотское отделение нашего Союза.
В связи с переходом в наши организации коллег из других союзов на вас, товарищи, легла огромная ответственность. Не всегда всё происходит гладко. Но нам должно хватить мудрости, выдержки и понимания. Хотел бы поблагодарить всех, кто осознаёт необходимость данного шага и, забыв старые, большей частью творческие, обиды, голосует за единство. 

Возвращается имущество
Владимир Ростиславович источал оптимизм:
— Время само подсказало нам новые формы работы, необходимые для решение текущих задач. В течение года прошли встречи руководителей РО Сибирского федерального округа в Красноярске, затем такая же сверка часов – в Северо-Западном федеральном округе в Санкт-Петербурге, Приволжского федерального округа – в Нижнем Новгороде. Подобная практика продолжится и в будущем.
Огромная работа проделана Союзом в плане выполнения поручения Президента по возврату собственности СП СССР – об этом, напомню, также шла речь на предыдущем съезде. 
Мы с вами приступили к управлению Центральным Домом литераторов. СПР возвращён легендарный Дом Ростовых на Поварской, Книжная лавка писателей на Кузнецком мосту, запущен переход в ведение СПР издательства «Художественная литература». Начинаем потихоньку наводить порядок в Переделкино.
Историческое здание СП РСФСР на Комсомольском, 13, также вернулось писателям в полном объёме. Даже остановка общественного транспорта теперь официально называется «Союз писателей России». 
Пользуется всё большим вниманием открытая нами «Книжная лавка писателей». Договорились с Москвой – запланировано благоустройство территории вокруг нашего Дома, и, если уж приоткрывать некоторые планы, то через год мы планируем во дворе Комсомольского, 13 заливать большой общественный каток для любителей книги. 

Логический парадокс
Конечно, В. Р. Мединский называл и некоторые проблемные моменты работы организации. В регионах. Но в целом его доклад был документом триумфа, торжества и прочих высоких эпитетов.
Рос градус восторга зала, но у меня лично росло лишь недоумение. Неужели, для развития писательского дела непременно, во-первых, нужны именно дома творчества, ЦДЛ и прочие литпремии, в которых участие начинается с тиражей 1-5 тыс. экземпляров?
Хотелось услышать об авторитете СПР, об общественных акциях, о неких ярких книгах, новых открытых авторах, но, увы. С трибуны съезда лишь считали будущие деньги и делали вид, что можно объединиться на основе этакого материального приоритета и быть едиными.
Не верю! Писание говорит, что нельзя построить дом на слабом фундаменте. И можно сколько угодно возвращать комплекс ЦДЛ писателям, но вряд ли что-то изменится без кардинального изменения сути. ЦДЛ этак опять уйдёт налево!
Суть ведь в том, что когда в 90-е годы одни писательские начальники воровали своё же писательское имущество у своих товарищей, то подавляющая масса писателей смотрела на все имущественные телодвижения предельно равнодушно. Судьба того же ЦДЛ или дач в Переделкино волновала лишь ограниченное число литгенералов, которые этими санаториями и бонусами пользовались.
Основной писательской массе было тогда лишь фиолетово. Да рядовой провинциальный писатель даже не видел через забор, какое оно, Переделкино! И что толку рядовому провинциальному писателю, что «возвращается издательство «Художественная литература», если всё равно ему там ничего не светит, разве что восторгаться выпуском в этом издательстве очередного генеральского собрания сочинений.

Дружным строем
Н.Ф. Иванов тем временем напомнил: — В эти дни 1958 года начал работу первый учредительный съезд Союза писателей РСФСР. Среди нас находится участник того съезда Исхак Шумафович Машбаш и делегат всех 18-ти съездов, Герой Труда России, председатель Союза писателей Республики Адыгея.
Писатель был избран почётным председателем съезда. Также состоялось избрание счётной комиссии — Т.И. Сушенцова (Казань), Ю.А. Мещеряков (Тамбов), А.К. Малышев (Калининград) и мандатной – И.Л. Виноградов (Мурманск), С.Н. Макарова-Гриценко (Краснодар), С.С. Антипов (Московская обл.). Хотя счётной комиссии поработать как раз и не пришлось. Все вопросы принимались единогласно.
Н.Ф. Иванов пояснил:
— Согласно поручению Президента нам стали возвращать объекты недвижимости, принадлежавшие ранее Союзу писателей СССР. Для того, чтобы мы могли полноценно выполнять поручения Президента по консолидации литературного сообщества, наполнить новым содержанием нашу деятельность при возвращении того же ЦДЛ, издательства «Художественная литература», городка писателей «Переделкино», «Комарово», «Коктебель» необходимо внести в наш Устав разрешительные меры.
Второй блок изменений в нашем Уставе – внесение в головной Устав положений уточняющих деятельность наших региональных отделений. Регистрация региональных Уставов, работа, которой мы с вами посвятили время с 27 февраля этого года, также выявила несколько узких мест. Их мы детально разбирали по пунктам на нашем предсъездовском собрании.
Да, вы поняли правильно. Изменения в Устав по существу на съезде озвучены не были. Затем произошли добыворы члена правления СПР. Всего их 50 человек. А когда ушёл руководитель Камчатского отделения А.А. Смышляев, В.Г. Мединский внёс кандидатуру В.В. Маленко.
— Эта кандидатура усилит нашу работу на данном направлении, — сказал Николай Фёдорович.

Вопросы без ответов
Начались выступления. Как правильно, интересные и с конкретными предложениями. Так, президент Российского книжного союза С.В. Степашин отметил:
— Призываю к активному участию писателей в просветительской работе: встречи в школах и вузах, поддержка литературных кружков, работа с талантливой молодежью.
Хотя разве сейчас всё это не делается?
Делегат от Крымской писательской организации Д.В. Табачник продолжил интонацию пафосной радости из-за «безвозмездной и бессрочной передачи в полное распоряжение Союза писателей России всего комплекса Дома творчества в Коктебеле – порядка 40 объектов».
Табачник окрестил происходящее «современной писательской реституцией». Красиво! Только вот очень сомнительно, что какой-то писатель из Великих Лук или Невеля приедет хоть когда-то в Коктебель. И дорого это, да и не пустят его туда, сермяжного через сито конкуренции. Как при СССР не бывали ни в Переделкине, ни в Комарово члены СП СССР Э.М. Жемлиханов и Н.С. Новиков.
Главный редактор журнала «Роман-газета» Ю.В. Козлов «предложил целый комплекс мер по поддержке авторов». Однако разберём по пунктам.
Учредить при СПР Библиотечный совет из видных литераторов и критиков, который будет рекомендовать библиотекам литературу, отвечающую высоким традициям русской культуры? А деньги где библиотеки будут брать, чтобы покупать эту «рекомендованную литературу»?
Создать при Союзе литературное агентство, которое займётся продвижением произведений членов СПР в издательствах, СМИ, кино и ТВ, а также защитой авторских прав в интернете? За чей счёт продвижение, не иначе самих авторов?
Разработать базовый договор с издательствами с фиксированной минимальной планкой гонорара для авторов – членов СПР? Но, спрашивается, а кто обяжет издательство заключать договор? Оно его просто не станет заключать, если не захочет!

Прения продолжаются
Кстати, с нашим земляком связана история-анекдот съезда, которая, думаю, была заранее заготовлена в качестве этакой домашней шутки. И. Машбаш назвал Козлова другой фамилией, а потом поправился:
— У нас на Кавказе, когда ты фамилию исковеркаешь, ты обязан ему купить рубашку.
Н.Ф. Иванов: — Дорогие друзья, призываю: ошибитесь в моей фамилии.
Действительно, весело.
Также Н.Ф. Иванов предоставил информацию по переходу членов Союза Российских писателей в СПР по упрощённой схеме с констатацией: процесс не может быть бесконечным и съезд подводит черту под упрощённым порядком.
Выступила директор Красноярского отделения СПР Е.А. Малиновская. Екатерина Андреевна возглавляла Союз Российских писателей, поэтому абсолютно в теме:
— В Союзе писателей России на сегодняшний день уже более 10 тысяч членов… Многие забыли, как вести литературную работу, но при этом ждут наград, поощрений и привилегий.
Здесь я оживился, ожидая, наконец-то, разговора о литературном процессе. Но отдельные мысли так и остались отдельными мыслями. Всё вернулось на круги своя.
Заместитель председателя Ярославского регионального отделения СПР А М. Рыжков, 1988 года рождения, очевидно, очень-очень хорошо помнящий советские времена, снова вернулся к судьбе Переделкино:
— В Переделкино пора жёстко навести порядок. Многие дачи стоят за высокими заборами, их содержание неясно. Такие места нужно сохранять, придавать им правовой статус и создавать внутри туристические маршруты.
Делегат от Санкт-Петербургского отделения СПР А.М. Буровский предложил «сократить число членов Союза на 80–90%», «ввести творческую аттестацию раз в 5 лет», «активно привлекать молодёжь к руководству СПР». Как говорится, а почему бы и нет? Тем более, что нет ни механизмов реализации этих идей, ни особой их общественной востребованности.

В ходе реконкисты
От маниловских прожектов снова порадовал Н.Ф. Иванов. Он напомнил, что СПР провёл вот уже 6 фронтовых приёмов:
— Мы отыскиваем творческих людей.
Выступил С.Ю. Рыбас, возглавляющий Совет по историческому просвещению СПР. Он рассказал, как идёт освоение цифрового пространства:
— Искусственный интеллект – это не ужас, это средство. Он способен подать литературу и историю на интерактивном языке молодого поколения.
И ещё важное:
— Организационные достижения Союза должны быть подкреплены созданием нового подразделения, которое будет заниматься именно творческими вопросами.
О процессе создания нового сайта СПР рассказал заместитель директора СПР В.А. Гемст:
— Мы создаём на основе сайта СПР экосистему для всех, кто любит литературу, и главный литературный портал России.
Новый ресурс задуман как консолидирующая цифровая платформа – единое пространство для региональных отделений, творческих советов, авторов и читателей, где слово СПР будет звучать чётко, авторитетно и объединяюще.
Забавно, но находящийся в работе сайт, которому всего полгода от роду, уже получил премию в номинации «Сайт сообщества». Не рановато ли будет? По крайней мере, подозрительная какая-то победа.
Как всегда ярко и образно выступил заместитель первого секретаря СПР, возглавляющий совет по драматургии и сценарному искусству СПР Ю.М. Поляков. Юрий Михайлович говорил о важности «свободной трибуны критики» на сайте, постановке современных пьес:
— Плодотворное развитие литературы невозможно без объективной, независимой, квалифицированной критики. А она сейчас – коммерческая обслуга крупных издательских концернов.
И ещё из сказанного:
— Минувший год стал своего рода патриотической реконкистой на литературном пространстве. И не все ещё укрепрайоны глубинного антигосударства мы взяли. Но победа здесь, как и на фронтах СВО, будет за нами.

Спас пресс-подход
После двух часов работы съезд завершился песней «Широка страна моя родная». Хотя думалось о перспективах как-то не слишком. И раньше считал, да и сейчас считаю, что все эти материальные излишества придуманы лишь литгенералами для литгенералов.
Считаю, что реальная поддержка провинциальных писателей должна заключаться не в ЦДЛ, Переделкино и Коктебеле, а для начала в возврате практики гонораров. Помню, как был удивлён, когда газета «День» опубликовала в 1992 году мою статью, и гонорар составил почти половину моей месячной зарплаты в Великих Луках. И это оппозиционная на тот момент газета!
Сейчас гонорары платятся лишь для избранных, да и по суммам они символические. Хотите помочь – дайте хоть мятую копейку (бонисты знают, что в отечественной истории были бумажные копейки – А. К.), но так, чтобы её сразу можно было почувствовать. А иначе это всё из разряда «Есть ли жизнь на Марсе» — «Кого ждут из Великих Лук в Коктебеле?».
Впрочем, ключевым моментом съезда СПР назвал бы его финальный штрих, пресс-подход В.Р. Мединского и Н.Ф. Иванова. В своём выступлении С.В. Степашин сказал: «Мы долго мечтали объединить писателей. И вот наконец-то процесс пошел. Мы живем в сложное время, а когда оно было простым? Вспоминая знаменитую статью Максима Горького «С кем вы, мастера культуры?», замечу, что сегодня такой же рубикон стоит и перед нами.
Владимира Ростиславовича спросили, возвращая к горьковскому вопросу. И услышали в ответ:
— Точнее говорить: зачем вы, мастера культуры? Для чего?
И это было уже умно и по-настоящему достойно. Показывая, что писательский руководитель реально находится в теме и никаких иллюзий не питает. Конечно же, хоть всё имущество СП СССР верни сейчас, а душу советскую, чистую, коллективистскую, гуманистскую – не вернёшь.
Не вернёшь на материальном пафосе и то, что породило мощнейший духовный подъём советского периода. Современные писатели, скажи им сейчас слова «миссия» или «служение» в голос смеяться начинают. После СВО, да, смеются уже меньше, но лишь безоглядная детская вера способна заставить гору сдвинуться.
А если «сейчас у нас рынок», то, хорошо, дайте ответ хотя бы Александру Боброву, автору одного из самых адекватных откликов на прошедший съезд:
«Например, государство финансирует почти 700 театров по всей стране. И без учета госсредств все они работают в убыток, доля бюджетного финансирования театров может доходить до 90%. Громадные средства! И добро бы они шли на создание новых спектаклей о сегодняшнем дне, поднимали, как велось на русских подмостках, насущные проблемы – нет, перебиваются классикой и перепевами. Почему только писатель, даже с новыми книгами о войне или о познании Родины, должен жить в условиях сурового «книжного рынка» – совершенно непонятно». 
Тоже нет ответа?

А. КАНАВЩИКОВ, член Союза писателей России с 2000 года
Фото Г. ЧЕРКАСОВА («МК»), С. МИХЕЕВА («РГ»), пресс-службы СПР

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

81 860 Spam Comments Blocked so far by Spam Free Wordpress

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>