СЛОВО ПРОЩАНИЯ
Больно, почти невозможно дышать…
Мы знали о смертельной болезни с, но до последнего мгновения его жизни верили в чудо, как сейчас не верим в его смерть…
Не верим, и тяжким, как горловой спазм, усилием всё ещё удерживаем понимание: самое горькое уже случилось… И мы не стесняемся своих слёз…
Это скорбное известие в ночь на 15 марта обожгло сердце, опустошило сознание – скорбь, одна только всепоглощающая скорбь заполняет всё твоё существо, каждый миг твоего бытия, и неполными, приблизительными, бескровными глядятся любые слова прощального, траурного обихода: утрата, невосполнимая потеря…
Пройдут близкие, а за ними и неблизкие сроки, и всех нас останется чувство, которое выше любой печали, любого соболезнования. Это чувство благодарности жизни за то, что в ней у нас был Валентин Распутин. И что были у нас «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Последний срок», «Деньги для Марии», «В ту же землю»… Благодарность не за то лишь, что это было, но за то, что это остаётся, пребудет.
А разве когда-нибудь забудется, что именно Валентин Григорьевич Распутин дал название нашему альманаху «Тобольск и вся Сибирь». И в этом было возрождение и возвращение. Ко всему тому, что, по большому счёту, никогда не менялось, о чём и сказал наш великий современник: «Удивительно и невыразимо чувство родины…. Не стоять человеку твердо, не жить ему уверенно без этого чувства. Без близости к деяниям и судьбам предков, без внутреннего постижения своей ответственности за дарованное ему место в огромном общем ряду быть тем, что он есть».
Именно Слово Валентина Распутина делало незыблемой веру в то, что на скудной почве нынешнего существования явит себя миру не чертополох укора, но «трава молодая» некрикливой, светлой и жертвенной любви к родной земле, к горькому своему Отечеству!
И мы равнялись на это Слово, поверяли им все свои дела и помыслы, и тем радостней для нас любая весточка от Валентина Григорьевича, любая его оценка нашей деятельности, а его эссе «Возвращение Тобольска» утвердило её содержание на долгие годы вперёд.
Мы счастливы были жить рядом с ним, дышать одним воздухом, хотя и разделяли нас тысячи километров. Да его и не было никогда, не могло быть – этого разделения – с тем, кого мы считали – а Распутин и был им! – духовным губернатором Сибири. Да разве одной только Сибири…
Был и останется им, поскольку бессмертно всё то, что он сделал в своей земной жизни, и каждое его произведение – тот духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил. И мы дышим каждым словом Распутина:
«Есть у человека Родина – он любит и защищает все доброе и слабое на свете, нет – все ненавидит и все готов разрушить. Это нравственная и духовная скрепляющая, смысл жизни, от рожденья и до смерти согревающее нас тепло. Я верю: и там, за порогом жизни, согревающее – живем же мы в своих детях и внуках бесконечно».
И таким теплом согреваемся мы и сегодня, в день великой утраты, принося глубочайшие соболезнования свои всем близким и родным Валентина Григорьевича Распутина.
Молимся и будем всегда молиться и за них, и за него.
Председатель президиума общественного
благотворительного фонда «Возрождение Тобольска»
А.Г. Елфимов
Главный редактор альманаха «Тобольск и вся Сибирь»,
член Высшего творческого совета Союза писателей России
Ю.П. Перминов