Архив за день: 16.06.2020

«Хлеб-соль милостивый». Вышла в свет новая книга Татьяны Рыжовой

О новой книге псковской писательницы
Татьяны Рыжовой «Хлеб-соль милостивый»

Поставив заключительную точку в многодневной (в течение трёх месяцев) и многотрудной работе по подготовке к печати книги-кассеты шести Псковских поэтов, входящих в литературу, я наконец-то смогла не просто взять в руки, а сеть за стол и открыть первую страницу появившейся месяц назад очередной книги члена Союза писателей России, поэта, прозаика, литературоведа и переводчика Татьяны Рыжовой. Всё это время книга лежала на моём столе и своей простой, но очень оригинально выполненной обложкой, напоминающей страницу из семейного альбома, каждый раз притягивала к себе взгляд. Но не хотелось просто пролистать её: работы этого автора всегда интересно прочесть основательно, будь то, к примеру, рассказ, эссе или очередная басня (жду с нетерпением и их издания!).
https://scontent.fhel4-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/s960x960/83445637_2702927626658723_157332886127372229_o.jpg?_nc_cat=107&_nc_sid=8024bb&_nc_ohc=SQy4XEd44MwAX8at1tA&_nc_ht=scontent.fhel4-1.fna&_nc_tp=7&oh=1ee5010ccb77fa3bae037b70e039fcc9&oe=5F0F8626Тема книги «Хлеб-соль милостивый» мне близка – воспоминания детства и юности. Сама недавно опубликовала повесть «Семь радуг детства». Поэтому было любопытно вдвойне познакомиться с книгой поближе.
Уже аннотация к изданию даёт понять, что данная книга не просто воспоминания. За последние годы пришлось прочесть не одну книгу семейных воспоминаний, которые присылались мне для экспертного рецензирования в связи с просьбой авторов издать их за счёт местных органов. Не спорю, что судьба любого человека, любой семьи по-своему интересна. Но если все начнут требовать от власти денег на свои сугубо личностные воспоминания, то никаких денег не хватит: у власти же не бездонный карман!
Так вот, в аннотации к изданию сказано: «В книгу вошли рассказы, написанные по мотивам воспоминаний родителей и представителей среднего и младшего поколений семейного клана автора о событиях, которые происходили с ними в детстве. Одни из них имеют юмористический характер, другие – немного грустные. Особое место в книге занимают повествования, связанные со страницами суровых лет Великой Отечественной войны. В рассказах раскрывается внутренний мир героев, формировавшийся в условиях семейных традиций и ценностей нашего народа, на фоне исторических событий в России с начала ХХ столетия вплоть до наших дней. В сборник включены также стихи автора и её близких о «тёплой земле детства».
Задача серьёзная и неожиданная. Я начинаю перелистывать страницы. И на каждой из них погружаюсь не просто в атмосферу замкнутого семейного быта. Через рассказы, в основе которых лежат воспоминания старшего поколения, зримо предстаёт жизнь всей страны. А поэтические вставки одухотворяют повествование, помогают понять, как и чем «дышала» семья. Да разве только семья? Нет, так жила страна – верой в светлое будущее, на которое нужно было самоотверженно трудиться. И каждый член семьи впитывал это понимание с детства.
Военные годы тяжело отразились и на этой семье. Рассказ о героическом родственнике автора Евгении Кобытеве, известном художнике и авторе книги «Хорольская яма», повествующей об ужасах концентрационного лагеря советских военнопленных на Украине, глубоко трогает душу. Вместе с тем в книге нет непрерываемого повествования о тяготах и трудностях жизни. Они были, но природная жизнестойкость, любовь, чувство локтя, наконец, врождённое чувство юмора членов этой семьи помогали выжить, растить детей, созидать.
В семье все писали стихи! Может, это и не удивительно: ведь в те годы уже со школьной скамьи детей приобщали к хорошей поэзии, люди ценили книгу и читали классиков. Не могу не привести примеры из творчества родителей Татьяны Рыжовой. Вот лишь небольшой отрывок из поэтических раздумий её отца, навеянных драматическими событиями 90-х годов. Кажется, что никакие исторические документы не смогут раскрыть ситуацию тех дней глубже, чем этот поэтический монолог сельского пенсионера и честного коммуниста, обращённый к своей жене:

Ну что ж, жена, зажжём коптилку?
Погасла лампа Ильича …
Хлебнуть бы горькой из бутылки
Без разрешения врача.
Шучу, конечно! Пить не станем.
Мы непривычны с горя пить.
Да и бутылки не достанем —
Нам хоть бы хлебушка купить.
О светлом будущем мечтая,
Мирились с трудною судьбой.
Теперь в потёмках доживаем
Свой пенсионный век с тобой.
Цена свечи — как булка хлеба
Не по карману нам сейчас.
Не обращай молитвы к небу —
Навряд ли Бог услышит нас.
Мы столько лет над ним глумились,
Что даже страшно вспоминать.
Потом как будто спохватились
И стали храмы воздвигать …

А лирические строки материнского стиха, посвящённые первой любви – любви с печальным концом, с несостоявшейся свадьбой не по её вине:

…Пусть несбывшимся счастьем она нас манила,
Как далёкая в небе полночном звезда,
Но хоть несколько светлых минут подарила,
О которых уже не забыть никогда.

Не забыть, что любили и были любимы,
Пусть же чаще нам снятся весенние сны!
Остудили бы сердце холодные зимы,
Если б не было первой любви и весны.

Сколько женского достоинства, мудрости и благодарения жизни за светлые минуты, дарованные судьбой! Как далеки эти светлые чувства от вакханалии сегодняшнего дня, когда центральное телевидение страны ищет отца ребёнка девицы, которым может быть любой из парней её деревни!
Читать страницы из главы «Память сердца» невозможно без волнения, а иногда трудно сдержать слёзы. Это не сухое изложение событий, интересное только узкому семейному кругу. Правда жизни подана столь пронзительно и точно, таким языком, что ты невольно становишься участником событий, а не сторонним их наблюдателем. Порой кажется, что автор взял эти истории из жизни твоей и твоих родных.
В этом плане интересна и вторая глава «Тёплая земля детства». Она вносит некоторую разрядку в «серьёзность» тем, затронутых автором в первой главе. События-воспоминания окрашены чистотой детского взгляда на жизнь. Стоит углубиться в чтение таких казалось бы простых по событийному ряду рассказов, как «Обезьянка на новогоднем утреннике» или «Как Оля белое платье «обновила», — да практически любого! — и ты окунаешься в светлый мир детства, которое для нас всегда окрашено в тёплые тона, даже если оно было далеко не безоблачным. Юмор и непосредственность изложения событий в рассказах наверняка вызовет улыбку, а то и смех читателя.
Удивительное дело – возрастной диапазон читателей, которым адресована книга, широк: она интересна старшему поколению – это память прожитых лет, наших судеб; она захватит и юных – ведь в ней столько забавных событий, которые случаются с детьми в любые времена!
Что же, в принципе, отличает эту книгу от других, написанных в жанрах биографической повести, очерка или монографии? Это — живое, облачённое в художественную форму, повествование-воспоминание о жизни не только членов одного семейного клана, это – художественная панорама жизни страны на протяжении нескольких десятилетий. Без назидания, без стремления автора навязать свою точку зрения. Она сама формируется у читателя и, возможно, совпадает с авторской. Небанален и метод использования в книге разнообразных жанров, которые автор органично вплетает в общее течение повествования.
И хотя почти в каждом разделе есть указание, на основе воспоминаний кого из родных автора написан тот или иной рассказ, в полной мере ощущается твёрдая рука главного задумщика в формировании единой конструкции книги, и, конечно, — неординарного автора, составителя, оформителя и редактора.
Книга стоит того, чтобы её открыть и окунуться в мир людей, которых жизнь научила ценить счастье жить.

Ирена Панченко,
член СП России,
заслуженный работник культуры РФ,
полётный работник общего образования РФ