Субъективно об объективном

Или, отдельный взгляд на 47-й Всероссийский Пушкинский…

47-й Всероссийский Пушкинский праздник поэзии завершён. Сложно однозначно сказать, что удалось организаторам праздника в этом году лучше, что хуже, а что не удалось вовсе. Впрочем, наверное, в этом нет необходимости. Каждый гость праздника, будь он членом официальной делегации писателей, литературным паломником или праздным зевакой, желает получить от празднования что-то своё: настроение, впечатления, внутреннюю самореализацию, ощущение соучастия в действе, называемом – Всероссийский Пушкинский праздник поэзии, а то и просто – набор сувениров и фотографий, которыми можно похвастаться друзьям и родственникам. Именно потому, представленный материал является не более, чем субъективным впечатлением одного человека, неоднократно бывавшего на Михайловской поляне в первые выходные дни июня. Заранее оговорюсь, в этом году я прибыл в Пушкинские Горы как гость праздника, в составе официальной писательской делегации. Программа пребывания делегации в Пушкиногорье была расписана практически по минутам, поэтому увидеть вся и всё, что происходило в праздничные дни, мне, разумеется, не удалось.
Однако, перейду к моим субъективным впечатлениям. К сожалению на празднике были не все поэты, изначально заявленные в афише. В связи с болезнью матери не смог приехать Олег Хлебников, не было Олега Чупрова, получившего накануне травму ноги и Натальи Харлампьевой.
Особо остро чувствовалось отсутствие постоянного участника праздника, председателя Международного Пушкинского комитета и Вице-президента международного Пушкинского фонда «Классика» поэта – Владимира Кострова. Владимир Андреевич тяжело заболел и приветственное слово, от его имени, произнёс председатель правления Псковского регионального отделения Союза писателей России Игорь Смолькин. Игорь Александрович не только передал приветствие от В. Кострова, но и, по его просьбе, прочёл со сцены зала научно-культурного центра стихотворение «Негасимый цвет». Прочёл замечательно, но, всё-таки по-своему. Мне лично, очень не хватало живого голоса Владимира Кострова, его задорного: «Браво, Пушкин! Браво, Пушкин! Браво! Мы с тобой не пропадём вовек».
Замечу, что это было единственное стихотворение, прозвучавшее со сцены научно-культурного центра. Далее следовал концерт симфонического оркестра Псковской областной филармонии, на котором солировал Вадим Пальмов. Не знаю, каждый ли областной центр России имеет симфонический оркестр столь высокого уровня, но, наверняка, жители далеко не каждого районного центра Псковской области (да, наверное, и России) могут насладиться живой классической музыкой в столь прекрасном исполнении. Именно поэтому меня несколько озадачил полупустой концертный зал… Очевидно, классическая музыка – музыка не для всех и пришли лишь её истинные ценители? Возможно. Недаром и первая часть концерта, с маэстро Пальмовым, и вторая – когда симфонический оркестр играл уже без него, сопровождались громовыми овациями, криками «Браво!» и повторными выступлениями «на бис».
Второй день Пушкинского праздника для писательской делегации был ознаменован выступлением на «Михайловской поляне». Сразу отмечу, что высидеть целый час при 27-градусной жаре, на сцене, под палящим солнцем – подобно испытанию на прочность. А отсутствие воды, которую организаторы мероприятия, видимо, забыли поставить на сцену, превратило это испытание в некоторое подобие пытки.
13Из корпоративной солидарности, я оставил свою шляпу за сценой, о чем пожалел уже через 10 минут пребывания на эстраде, скорее напоминающей раскалённую сковородку. Но более всего мне было жалко наших поэтесс, оголённые руки и декольте которых, обильно пропечённые ярким пушкиногорским солнцем, постепенно приобретали цвет зрелого арбуза.
IMG_5273Поэзия, вероятно, тоже искусство не для всех… Во всяком случае на Пушкинском празднике поэзии. На скамейках перед эстрадой разместилось не более 50 человек зрителей, из которых не менее десятка – журналисты, присутствовавшие при этом мероприятии, скорее по долгу службы. Другие участники поэтического праздника прогуливались по поляне, толпились у торговых палаток, готовились к выступлениям на конкурсе бардовской песни и самодеятельных коллективов. Справедливости ради, замечу, что на время открытия праздника и выступления поэтов, был объявлен час тишины, однако, ровно по истечении этого часа, на эстраде, расположенной в глубине поляны, громко ударила музыка, как бы напоминая поэтам, что их время истекло. Но, пожалуй, не столь важно, сколько человек внимает поэту, важнее – как его слушают, принимают и воспринимают. Скажу, что наш слушатель не остался безучастным, аплодисменты сопровождали каждое прочитанное стихотворение. По завершении выступлений, уже за сценой, к нам подходили, благодарили, уточняли имена и фамилии, которые не расслышали после включения  музыки в заключительной части поэтических чтений.

15 12

Если для основной части писательской делегации этим выступлением официальные мероприятия на поляне у сельца Михайловское были закончены – меня ожидало ещё и литературное кафе «Берёзка», где я был обозначен как ведущий.
Спустившись со сцены, я первым делом отыскал свою злополучную шляпу, но было поздно. Солнце не пощадило мою коротко стриженую голову, и она постепенно начинала раскалываться, возвращая каждый удар сердца болевым рикошетом в висок. Примерно в таком состоянии я и прибыл в кафе «Берёзка», расположенное в двухстах метрах от основной сцены праздника.
Литературное кафе представляло из себя небольшую эстраду, в центральном зале летнего кафе. Перед эстрадой в несколько рядов располагались скамейки для публики и авторов, ожидающих своей очереди к микрофону. Столики и стулья были убраны в боковые веранды, там же готовились к выступлению местные и приезжие авторы-исполнители. Торговля не велась и мои надежды на кружку горячего чая или, хотя бы, бутылку холодной воды оказались тщетны. Несколько глотков минералки, нагло выпрошенной мною у одного из участников мероприятия, хотя и не помогли моим пульсирующим вискам, но дали возможность промочить горло и приступить к обязанностям ведущего.  Прервав выступления гитаристов, я дал слово поэтам.
Принцип свободного микрофона давно известен и отработан во многих литературных гостиных. Любой автор мог получить у ведущего анкету, заполнить её и, дождавшись своей очереди, выступить перед публикой. Впрочем, первой я пригласил к микрофону  члена нашей писательской делегации, студентку  Литературного института им. А.М.Горького, Дарью Слизких, которую Александр Бобров не допустил к выступлению на большой сцене праздника, аргументируя это тем, что поэтесса была не в юбке, а в шортах. Стихи все-таки прозвучали, может не там и не так, как это намечалось ранее, но публике они понравились, чему были подтверждением общие аплодисменты и повышенное внимание к Дарье, после её ухода с эстрады.
Далее – выступления, согласно очерёдности представления анкет.  Возможно, из-за непреходящей головной боли, я не услышал всё, что звучало в тот день в кафе «Берёзка», но отдельных авторов всё-таки хочется назвать поимённо. Это пушкиногорская поэтесса Наталья Лаврецова,  псковский поэт, бард – Артур Гайдук, московская поэтесса – Татьяна Китаева. Замечательно прочитали свои стихи орловские поэты – Владимир Морин и Татьяна Грибанова.
В разгар поэтических чтений мне сообщили, что в кафе присутствуют дети, которые должны были (я так и не понял где) читать стихи, но их направили в литературное кафе. Когда дети читают наизусть Пушкина – это прекрасно. То же, как прочёл отрывок из поэмы «Полтава»  школьник из посёлка Локня Псковской области  Кирилл Семёнов надо было слышать и видеть – красиво, артистично и самозабвенно, как ни читал до этого на сценической площадке литературного кафе стихи ни один взрослый поэт. Немало порадовал и другой школьник, пушкиногорец Константин Уфимцев.  Первым номером его выступления был отрывок из книги Ивана Новикова «Пушкин в Михайловском». Читал он, разумеется, наизусть, без всякой бумажки, причём, как и его товарищ, артистично и с полной самоотдачей. Далее, этот мальчик (на вид не более 12 лет), прочитал две короткие стихотворные сказки собственного сочинения, точнее, вольные поэтические интерпретации народных сказок «Репка» и «Колобок», причём написанных (как, впрочем, и прочтённых) с изрядной долей юмора, задорно и небесталанно. Честное слово, слушая этих детей, я даже забыл про головную боль, ощутив надежду, что русская литература всё-таки нужна новому поколению, пусть, хотя бы, этим мальчишкам…
Но мои размышления были прерваны телефонным звонком и последующим предупреждением, что автобус нашей делегации готов к отъезду на обед и все ждут только меня. Оказывается, в ходе этого поэтического мероприятия я потерял счёт времени, и полтора часа, на него отведённые, уже истекли. Впрочем, список желающих выступить ещё был довольно внушительным. Передав бразды правления литкафе (вмести с анкетами не выступивших поэтов) представителю комитета по культуре Псковской области, я почти бегом рванул к автобусу, находящемуся на другом конце поляны.
Подробности обеда и моей борьбы с непреходящей головной болью, думаю, малоинтересны читателю. Скажу лишь, что на концерт Белорусского Национального академического народного хора я не пошёл, променяв его на горячий чай, контрастный душ и сон, которые окончательно излечили меня от перегрева и его последствий.
Воскресенье 2 июня для меня, как впрочем, и для других членов писательской делегации началось с упаковки чемоданов. Мы покидали Пушкинские Горы и выезжали в Псков, где последним аккордом нашей поездки стало выступление в Большом концертном зале Псковской областной филармонии. Зал, рассчитанный на 950 мест, был заполнен где-то на 70-80%. При этом, бросались в глаза пустые места в VIP-зоне. Очевидно, обладатели элитных пригласительных билетов нашли более достойное времяпрепровождение, чем встреча с поэтами и следующий за ней литературно-художественный концерт, с участием ведущих артистов Псковской области. Между тем, выступления поэтов были приняты на-ура. И, кажется, поэты, почувствовав атмосферу зала, внимание и ожидание поэтического слова, читали стихи с особым чувством и воодушевлением. А последовавший за нашим выступлением концерт, наполненный Пушкинскими стихами в декламации артиста Псковского драматического театра им. Пушкина, заслуженного артиста России Сергея Попкова, музыкой ансамбля «Псков» и песнями  в исполнении заслуженных артистов России Александра Либа и Натальи Александровой, стал яркой точкой в завершении нашего писательского путешествия.
Вечером были проводы, рукопожатия, поезд, увозивший в Москву и, далее, во все концы России русских поэтов, участников 47-го Всероссийского Пушкинского праздника поэзии.
Вроде бы всё. Праздник закончился, поэты разъехались по домам… Однако, на душе осталась какая-то грусть, что-то недосказанное, не вошедшее в это небольшое повествование. Но, наверное, это уже совсем иная история.

Андрей Бениаминов
поэт
член Союза писателей России

 

P.S. Ниже я даю ссылки на материалы, с впечатлениями других участников 47-го Всероссийского Пушкинского праздника поэзии. Каждый увидел его по-своему, каждый нашёл своего Пушкина, свой праздник, свои впечатления:

«В ожидании русского, или Глоток свободы» интервью с председателем Комитета по Культуре Псковской области Александром Голышевым

Александр Бобров «О самом существенном»

Тамара Соловьёва «Зарисовки из Пушкиногорья»

Александр Алоян «В тени михайловских аллей»

 

Comments are closed.